Спонтанно организованный поход сразу после снятия карантина
Нитка маршрута
Г. Москва – г. Ярославль – г. Вологда – г. Вытегра – пос. Кубово (на авто) – руч. Пихручей (мост) – р. Ильвама (мост) – правый берег р. Вама (пешком) – п. Раккой (2 к.с.) – п. Островец (3 к.с.) – п. Вам-порог (2 к.с.) – п. Кривой (2 к.с.) – п. Казимир (2 к.с.) – п. Заостровский (2 к.с.) – п. Пур-порог (3 к.с.) – п. Боровой (2 к.с.) – п. Верхневамский (2 к.с.) – п. Нижневамский (2 к.с.) – п. Нетомский (2 к.с.) – п. Киньский (1 к.с.) – п. Щелики (1 к.с.) – п. Падун (обнос) – п. Осиновец (левая протока, 3 к.с.) – п. Боровник (1 к.с.) – п. Печки (центральная протока, обнос входной ступени, 3 к.с.) – п. Волчий (3 к.с.) – п. Поняловский (3 к.с.) – п. Орешек (1 к.с.) – п. Березовец (1 к.с.) – п. Войбуч (3 к.с.) – п. Песьянец (3 к.с.) – п. Липки (1 к.с.) – пос. Кубово – пос. Шальский – берег Онежского озера – Москва (на авто)
 
Отчет об авто-пеше-водном походе 3 категории сложности по Карелии

Справочные сведения о походе

Вид

туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части

похода, км

Продолжительность общая

Количество

ходовых дней

Сроки проведения

Комби (авто-пеше-водный)

Третья

1175

(на авто – 1050, пешком – 41, по воде 84)

8

8

20 – 27 июня 2020 года

Район похода: Южная Карелия

Выпускающая организация:

Подробная нитка маршрута:

Г. Москва – г. Ярославль – г. Вологда – г. Вытегра – пос. Кубово (на авто) – руч. Пихручей (мост) – р. Ильвама (мост) – правый берег р. Вама (пешком) – п. Раккой (2 к.с.) – п. Островец (3 к.с.) – п. Вам-порог (2 к.с.) – п. Кривой (2 к.с.) – п. Казимир (2 к.с.) – п. Заостровский (2 к.с.) – п. Пур-порог (3 к.с.) – п. Боровой (2 к.с.) – п. Верхневамский (2 к.с.) – п. Нижневамский (2 к.с.) – п. Нетомский (2 к.с.) – п. Киньский (1 к.с.) – п. Щелики (1 к.с.) – п. Падун (обнос) – п. Осиновец (левая протока, 3 к.с.) – п. Боровник (1 к.с.) – п. Печки (центральная протока, обнос входной ступени, 3 к.с.) – п. Волчий (3 к.с.) – п. Поняловский (3 к.с.) – п. Орешек (1 к.с.) – п. Березовец (1 к.с.) – п. Войбуч (3 к.с.) – п. Песьянец (3 к.с.) – п. Липки (1 к.с.) – пос. Кубово – пос. Шальский – берег Онежского озера – Москва (на авто).

Основные локальные препятствия маршрута:

Препятствие

Категория

Характеристика

Раккой

2

Валы, несколько локальных бочек в левой части русла

Островец

2 – 3

Левая протока 3 к.с., валы, бочка справа от струи, поперек 1/3 струи с левого берега упавшее дерево. Правая протока 2 к.с., шиверы и обливняки

Вам-порог

2

Шивера, местами обливняки

Кривой

2

Шивера, местами обливняки

Казимир

2

Шивера, местами обливняки

Заостровский

2

Две протоки между каменными островами, шивера и обливняки

Пур-порог

3

Косые валы и две локальные бочки

Боровой

2

Шивера, небольшой прижим

Верхневамский

2

Левая протока – валы, шивера

Нижневамский

2

Шивера, отдельные обливняки

Нетомский

2

Правая протока, шивера

Киньский

1

Шивера, отдельные обливняки

Щелики

1

Шивера, отдельные обливняки

Падун

3 – 4

Мощный слив высотой около 2,5 м, косая бочка, вокруг рыболовные сети. Обнос

Осиновец

3

Правая протока 4 к.с., подряд три ступени с обливняками. Левая протока 3 к.с., валы, локальные бочки

Боровник

1

Шивера

Печки

3 – 4

Русло разбивается несколькими островами. Прохождение по второй протоке справа. Входная ступень – большая бочка, вокруг сети и заколы, обнос. Ниже несколько валов и локальных бочек

Волчий

3

Серия валов, несколько локальных бочек

Поняловский

3

Большая бочка в центре русла, локальные бочки слева и справа

Орешек

1

Шивера

Березовец

1

Шивера, отдельные обливняки

Войбуч

3

Четыре ступени. На первых трех есть бочки, четвертая – валы и выходная шивера

Песьянец

3

Три ступени, на второй с правой стороны бочка

Липки

1

Шивера

Материалы по маршруту

  1. Отчет Давида Гарбуза, май 2016 г. https://kvtmsu.ru/reports-on-hikes/karelia/vama-vodla-may-2017
  2. Лоция части сплава (до пос. Водла) http://xn--80adfgpjjsair8cvh.xn--p1ai/locy/vama.shtml
  3. Репортаж о походе на Youtube-канале «ПроПоход ТВ» https://www.youtube.com/watch?v=eDt0v8HmO_Y&feature=youtu.be (в первые 10 минут видео из похода)

Состав группы

ФИО

Год рождения

Опыт водный

Опыт в других видах туризма

Должность в группе

Кулик Василий Сергеевич

1988

3х2ВР (Якутия, Мста, Гренландия)

3х4ПР (Якутия, Гренландия)

руководитель

Башарин Александр Петрович

1984

2ВУ (Мста, Гренландия)

4ПУ (Гренландия) 3ГУ (Тянь-Шань)

Генкин Сергей Валентинович

1973

3ВУ (Якутия)

5ПУ (Плато Путорана) 3ГУ (Камчатка)

снаряженец

Зотов Илья Вадимович

1986

2ВУ (Якутия, Мста, Гренландия)

3х4ПУ (Якутия, Гренландия)

Ковалева Наталья Львовна

1977

2ВУ (Якутия, Мста)

4ПУ (Якутия) 4ГУ (Тянь-Шань)

завхоз

Гарбуз Давид Григорьевич

1978

3ВР (Якутия)

4ВУ

3ПУ (Якутия)

зам по воде, медик

Сартан Елизавета Александровна

1991

2ВУ (Якутия, Мста)

4ПУ (Якутия) 4ГУ (Тянь-Шань)

фотограф

Домбровский Евгений Николаевич

1981

3ВУ (Якутия)

4ГР (Высокий Алай)

фотограф

Идея похода

Изначально мы собирались пройти 3-дневный сплав с препятствиями 3 категории в рамках подготовки к пеше-водному походу по Патагонии, запланированному на зиму 2020 – 2021. Однако пандемия коронавируса разрушила все планы. Сначала практически у всей группы отменились запланированные на летний отпуск мероприятия, а потом накрылся и сам поход. Зато появилось время в начале лета организовать полноценный водный поход. По рекомендации опытных туристов из Клуба водного туризма МГУ, выбрали реки Вама и Водла. Хотели просто отдохнуть от коронавирусной отсидки и заодно набрать водного опыта. Учитывая сохраняющиеся транспортные ограничения, было логично добираться на личных автомобилях.

На момент планирования похода (середина мая 2020 года) в Республике Карелия, а также соседних Вологодской и Архангельской областях действовал жесткий карантин, официально был серьезно ограничен въезд в субъекты федерации. Автор не берется полностью воспроизвести действовавшие тогда правила, но наш поход они формально ограничивали. Относительно осуществимости похода мы консультировались с председателем МКК ФСТ-ОТМ Н.М. Рязанским и другими официальными и неофициальными лицами. На случай проблем с въездом даже разработали альтернативный вариант – сплав по реке Андома в Вологодской области.

Но в конечном итоге в середине июня карантин начали снимать, в частности, все ограничения на въезд в Республику Карелия сняты с 15 июня.

 

График похода

Дата

Участок маршрута

Протяженность, км

Препятствия

20.06

Москва – Ярославль – Вологда – Пудож – Кубово  – руч. Пихручей (м/н)

1000 (авто)

Автомобильный маршрут 1 с эл. 2 к.с.

25 км грунтовой дороги

2 км тракторной дороги с глубокими ямами

21.06

м/н р. Ильвама (м/н)

26 (пешком)

Старая лесная дорога

22.06

м/н – р. Вама, выше п. Раккой (м/н)

14 (пешком)

Старая лесная дорога, азимут по тайге

23.06

м/н – п. Раккой (2 к.с.) – п. Островец (3 к.с.) – п. Вам-порог (2 к.с.) – п. Кривой (2 к.с.) – п. Казимир (2 к.с.) – п. Заостровский (2 к.с.) – п. Пур-порог (3 к.с.) п. Боровой (2 к.с.) – м/н

25 (сплав)

Пороги 2 – 3 к.с.

24.06

м/н – р. Водла п. Верхневамский (2 к.с.) – п. Нижневамский (2 к.с.) – п. Нетомский (2 к.с.) – п. Киньский (1 к.с.) – п. Щелики (1 к.с.) – п. Падун (обнос) – п.  Осиновец (левая протока, 3 к.с.) – м/н

19 (сплав)

Пороги 1 – 3 к.с., шиверы 1 – 2 к.с.

25.06

м/н – п. Боровник (1 к.с.) – п. Печки (обнос входной ступени, 3 к.с.) – п. Волчий (3 к.с.) – п. Поняловский (3 к.с.) – п. Орешек (1 к.с.) – п. Березовец (1 к.с.) – м/н

24 (сплав)

Пороги 1 – 3 к.с.

26.06

м/н – п. Войбуч (3 к.с.) – п. Песьянец (3 к.с.) – п. Липки (1 к.с.) – пос. Шальский – берег Онежского озера (м/н)

16 (сплав)

80 км (авто, в зачет 50)

1 км (пешком)

Пороги 1 – 3 к.с., грунтовая дорога с ямами 5 км

27.06

м/н – Пос. Шальский – Москва

1000 (не в зачет)

Итого (к зачету, без повышающих коэффициентов): 41 км пешком, 90 км сплав, 1050 км на автомобилях.

0

Сплавные и транспортные средства

  1. Надувная байдарка «Викинг» (Вольный ветер)Сергей Генкин, Василий Кулик (к.);
  2. Пакрафт «Эскимос – 350» (ExpedBoats) – Александр Башарин, Елизавета Сартан (к.);
  3. Надувная байдарка «Каньон» (Вольный ветер) – Наталья Ковалева, Илья Зотов (к.);
  4. Надувной каяк «Колчим» (ExpedBoats) модернизированный – Давид Гарбуз;
  5. Надувной каяк «Алеут» модернизированный – Евгений Домбровский;
  6. а/м Mitsubishi OutlanderВасилий Кулик (водитель 1), Наталья Ковалева (водитель 2), Илья Зотов, Александр Башарин;
  7. а/м Skoda Octavia универсалЕвгений Домбровский (водитель 1), Сергей Генкин (водитель 2), Давид Гарбуз, Елизавета Сартан.

Техническое описание маршрута

Далее по тексту под временем в пути понимается чистое ходовое время, если прямо не указано обратное. Слова «правый» и «левый» применительно к берегам и притокам рек означают орографические стороны. Протяженность участков маршрута проводится по данным GPS, очищенным от привалов, просмотров, выходов на разведку и дублируемых участков (обносы и пр.).

  1. 20.06.2020, 1 день. Москва – Ярославль – Вологда – Пудож – Кубово – р. Ильвама

Протяженность

Чистое ходовое время

1000 км

12 часов

Выезжаем из Москвы в 5 утра, встречаемся на заправке Лукойл на Ярославском шоссе неподалеку от Абрамцево. Около 9 проезжаем Ярославль, к 13-00 в Вологде, там обедаем и заправляемся (Shell). Следующая заправка в Вытегре (Лукойл), далее по пути брендовых заправок нет, но бака как раз должно хватать на путь туда-обратно. Далее дорога становится чуть хуже, было несколько участков ремонта, но почти по всему пути можно без проблем держать 120 км/ч и выше. Отметим, что на участке Ярославль – Вологда очень много камер. Около 18-00 проезжаем Пудож, далее поворот на Кривцы и Каргополь. В Кривцах поворот на Кубово, отсюда грунтовая дорога. Перед нами проехало несколько грузовиков, над дорогой пыль, снижаем скорость – очень плохая видимость. В 18-40 проезжаем Кубово, пытаемся проехать до моста через Пихручей и, возможно, дальше. Аутлендер доезжает до моста легко, Октавия – один раз понадобилось просматривать дорогу. В 19-00 на месте старта пешеходной части маршрута, дорога из Москвы заняла 14 часов, из них чистое время в пути приблизительно 12.

Место стоянки – ровный участок старой насыпи (раньше здесь проходила узкоколейка) в 50 м от ручья.

1
2
3

Решаем устроить «авантюру»: далее от моста дорога выглядит проезжаемой как минимум для Аутлендера, можно попробовать завезти вперед водное снаряжение, чтобы потом поменьше его тащить. Василий и Сергей отправились исполнять, но это получилось в большей степени развлечением, чем полезным действием – проехали менее 2 км, постоянно останавливаясь на просмотр ям в глубокой тракторной колее.

Далее нужно оставить машины в деревне. Мы решили договориться с кем-нибудь из местных жителей, чтобы разрешили поставить машины на участке или рядом и присмотрели за ними. Таковые нашлись довольно быстро, у северной оконечности деревни.

  1. 21.06.2020, 2 день. Руч. Пихручей – р. Ильвама
 

Протяженность

Чистое ходовое время

26 км

5 часов 50 минут

Погодные условия: ясно, без осадков, +20° C.

Подъем в 7-00, выход в 9-20. Идем по тракторной колее (Фото 8 – 9) вдоль узкоколейки. Через 1,5 км пути колея раздваивается, правое ответвление более наезженное, сюда мы проехали накануне и оставили там водное снаряжение. Доходим до него, перепаковываем рюкзаки. Оказалось не так просто – два из пяти наших судов, Викинг и Каньон – посудины довольно объемные и тяжелые. Еще через 1 км колеи сходятся, видим, что левая, возможно, шла по более сухой местности. Может быть, по ней мы проехали бы существенно дальше, следующие 3 км пути были сухие и вполне проезжаемые. За 3,5 часа прошли 16 км, доходим до озера справа от дороги, здесь делаем обед, часть группы купается – погода соответствующая. Время 14-00.

4
6
8
10
13

В 15-30 выходим, на оставшиеся 10 км уходит 2 часа 20 минут чистого ходового времени. В 18-30 дошли до реки Ильвама. Мост давно разрушен, пешая переправа есть в 100 м вверх по течению – навалены бревна, плюс глубина менее 1 м, вполне можно переправиться вброд.

Удобная ровная площадка справа от дороги, ставим лагерь.

17
    18
  1. 22.06.2020, 3 день. Р. Ильвама – р. Вама (выше п. Раккой)
 

Протяженность

Чистое ходовое время

14 км

3 часа 20 минут

Погодные условия: переменная облачность, без осадков, +20° C.

Выходим в 9-05. Переходим через Ильваму по бревнам, продолжаем путь по старой колее вдоль насыпи узкоколейки. За 2 часа 20 минут проходим 9 км до поворота к Вамской плотине. Вскоре после поворота видим поваленный шлагбаум и табличку национального парка «Водлозерский». Далее наш план – пройти около 2 км по этой дороге, а затем свернуть вправо и выйти азимутом к берегу Вамы у порога Раккой, чтобы начинать сплав с прохождения этого порога.

Двигаясь по дороге, смотрим на лес справа, он в основном заболочен, также везде густой подлесок. Как раз напротив порога (дошли за 25 минут) небольшая возвышенность, здесь болот нет, но подлеска по-прежнему много. В 12-40 начинаем азимут. За 20 минут проходим 800 м до реки, видим выход из порога Раккой. Поток мощный, сначала производит впечатление на 3 категорию. Ошибочно кажется, что струя идет под поваленное дерево с правого берега, на самом деле основной поток по центру русла, прохождение без проблем.

Делаем разведку, находим подходящее для стоянки и стапеля место примерно в 500 м выше по течению. Ставим лагерь, неспешно готовим сплавсредства. Руководитель отправился на рыбалку. С третьего заброса прямо напротив лагеря крупный хариус, не меньше килограмма! Но последующие забросы холостые, через некоторое время небольшой окунь. Руководитель прошел ниже порога, там поймал еще 6 окуней. Вся рыба поймана на вертушки №№2 – 3. Знатная добавка к ужину обеспечена.

22
    23
  1. 24
    23 июня, 4 день. Сплав по р. Вама
 

Протяженность

Чистое ходовое время

25 км

3 часа 10 минут

Погодные условия: преимущественно ясно, без осадков.

Подъем в 7-00, в 9-30 встаем на воду. Для разминки (в экипажах 4 из 5 судов есть люди, сидящие в них впервые) пересекаем русло, скапливаемся в заводи на левом берегу.

Начинаем прохождение порога Раккой (3 к.с. согласно лоции). Основная струя по центру русла, после входа в порог сворачивает чуть ближе к правому берегу. Справа есть несколько поваленных деревьев, но струя идет мимо. По сторонам несколько локальных бочек, по центру просто высокие валы. Если не грести куда не надо, прохождение без проблем, считаем, что в наших условиях это 2 к.с. Ниже порога по ПБ улово (там накануне наловили окуней), собираемся в нем.

Через 1,5 км чалимся на ЛБ выше порога Островец. Шум порога слышен впереди, слева просматривается выход на берег. Осматриваем порог. Две протоки, более сложная левая (ее и смотрим). Мощный слив перед слиянием проток. Здесь неприятный сюрприз: поваленное дерево в воде перекрывает половину струи. Так как некоторые только привыкают к своим судам, решаем не рисковать, Викинг и Эскимос идут по правой протоке, остальные суда по левой. Лидирует и страхует Колчим. Оказывается, что дерево не представляет особой опасности, под него не тянет. В правой протоке на входе обливняки, затем входной слив и несколько шивер ниже. Левая протока 3 к.с., правая 2 к.с.

30
 

Далее через 1,2 км мост через Ильваму, без препятствий. Следующий порог еще через 1,3 км спокойной воды – Вам-Порог (2 к.с.). Идется с ходу, просто довольно мощная шивера. Проходим бодро, скорость по GPS 15 км/ч. Затем 6 км спокойной воды, большой остров и около него простые перекаты, идем по правой протоке. Потом еще 2 км плеса до следующей группы порогов – Кривой, Казимир, Заостровский. Кривой и Казимир похожи на Вам-порог, но немного проще. Заостровский осложнен обливняками, но тоже без проблем проходится с ходу. Ниже этих порогов течение 7 – 8 км/ч, держим скорость 10-11 км/ч.

В 14-00 подходим к следующему серьезному препятствию – Пур-Порог. Просмотр с ЛБ. На входе обливняки, несколько локальных бочек. Затем бочка по пути главной струи, ближе к ПБ. И затем главный слив с валами и двумя бочками. Идти порог нужно по центру русла, не отклоняясь от главной струи, обруливать нужно только бочку на второй ступени. Лидирует и страхует Каньон, остальные следом. Проходим чисто.

34
36

Далее через 2 км останки деревянного моста. Вокруг много обливняков, просматриваем с воды и проходим. По основному сливу небольшой прижим справа. Далее порог Боровой, валы и обливняки на выходе. Ниже порога по ЛБ отличное место стоянки. Ниже менее чем в 1 км слияние с Водлой.

Ставим лагерь, время – 15-45. За день прошли 25 км, чистое время 3 часа 10 минут, еще около часа потратили на просмотр двух порогов. Падение за эти 25 км – 40 м.

Вечером снова улов, но небольшой – окунь и два щуренка. 

  1. 24.06.2020, 5 день. Сплав по р. Водла от устья р. Вама до п. Осиновец
 

Протяженность

Чистое ходовое время

19 км

2 часа 50 минут

Погодные условия: преимущественно ясно, без осадков, +15+20°С.

Выходим в 10-20, проходим оставшиеся 700 м спокойной воды до слияния с Водлой. Далее остров, левая протока основная, в ней порог Верхневамский. На входе обливняки, затем довольно мощный слив, за ним справа удобное улово для страховки. Проходим с ходу. Через 200 м порог Нижневамский, шивера с обливняками по сторонам. Через 2 км река вновь разбивается на две протоки, основная правая, в ней порог Нетомский, прямой шиверистый участок ближе к ЛБ.

Далее спокойный участок 7,5 км, по пути два порога 1 к.с., Киньский и Щелики. Затем одно из самых сложных препятствий на реке, порог Падун. Перед ним широкий плес со слабым течением, шум порога отлично слышен. Чалиться нужно на правый берег, перед характерным каменным лбом. Время – 12-50.

51

Просматриваем порог. Увиденное не внушает оптимизма. Во-первых, неприятная геометрия слива. При относительно низкой воде (в сравнении с началом мая) перепад больше, ярко выраженные бочки. Во-вторых, неочевиден заход, в пороге нет никаких явных ориентиров, сверху слив не просматривается. В-третьих, затруднена страховка – ниже слива, у самых бочек, с обоих берегов стоят сети. Учитывая, в особенности, третье обстоятельство, прохождение порога опасно для жизни. Решаем обнести. 

Просмотр и обнос заняли 50 минут, в 13-40 продолжаем сплав. Впереди 3 км спокойной воды, затем порог Осиновец. Река разбивается на две протоки, левая 3 к.с., правая 4 к.с. Заходим в левую протоку, чалимся на остров. Время – 14-05. Здесь стоит деревянная лодка, явно не бесхозная.

Сначала пошли осмотреть правую протоку. Здесь одна ярко выраженная ступень перед устьем протоки. Три подряд мощных слива, разбитых крупными камнями. Для чистого прохождения нужно активно маневрировать непосредственно в сливах, по прямой порог не проходится. Это скорее 4 категория. К тому же незадолго до похода мы посмотрели видео киля байдарки «Каньон» как раз в этом месте. Решаем не выпендриваться и идти левую протоку.

Здесь порог более протяженный, целых 5 ступеней. Первая – небольшой слив с обливняками по сторонам, вторая – гряда камней, третья – шивера с мощными валами и локальными бочками, четвертая – небольшой слив с обливняками по краям, пятая – мощный слив. 

Первыми проходят порог и затем страхуют Колчим и Викинг. Страховка из улова слева от слива 5 ступени. Прошли чисто.

52
53
54
55
57
60
63
43
50

На острове ниже порога отличная стоянка, здесь есть ровные площадки, стол и над ним каркас для установки тента. Ставим лагерь в 15-00. Один недостаток – здесь мало дров. Отправили «Каньон» на берег, привезли оттуда несколько бревен.

Руководитель пытался ловить рыбу, но в этот раз безуспешно, мелкий окунек и щуренок были отпущены. 

  1. 25 июня, 6 день. Сплав по р. Водла, п. Боровник – п. Березовец

Протяженность

Чистое ходовое время

24 км

4 часа 40 минут

Погодные условия: с утра облачно, небольшой дождь. Затем преимущественно ясно, температура до +25°С.

Выходим в 7-20, проходим 2,5 км по спокойной воде, затем п. Боровник – перекат в левой протоке. Еще через 2,5 км слева начинается поселок Водла. Обычно сплав завершают здесь. Однако вдоль самого поселка есть три очень интересных порога – Печки, Волчий, Поняловский. Кроме того, еще более любопытные Войбуч и Песьянец существенно ниже по течению. В наших планах пройти техническую часть сплава полностью.

Через 500 м после начала деревни река разбивается на две протоки, наша правая. Здесь вход в порог Печки (3 – 4 к.с.). В левой протоке мелководный слив с косой бочкой, выходная шивера с обливняками (из отчета Давида Гарбуза, май 2016), ее даже не просматриваем. Далее правая протока также разбивается на две, в каждой из трех есть порог. Чалимся на верхней косе острова, просматриваем пороги. Время в пути от лагеря (под п. Осиновец) до п. Печки составило 1 час 5 минут, шли без остановок.

65

Центральная протока – мощная входная ступень с рыбацкими заколами по краям. Правая протока зигзагообразная, на поворотах в шахматном порядке заколы, в русле крупные каменные глыбы и бревна (по всей видимости, остались от старых заколов, снесенных половодьем). Прохождение правой протоки категорически опасно, первая ступень центральной протоки – явная 4 категория, к обносу. 

Далее еще две ступени порога. И там и там несколько локальных бочек, в третьей ступени шивера с валами и затем мощный слив. Вторую ступень решаем идти на 1/3 ширины к правому берегу, третью – приблизительно по центру.

Лидирует и страхует Викинг, страховка с воды под третьей ступенью. Проходим чисто.

64
66
67
69

Далее довольно быстрое течение ниже слияния трех проток, через 600 м мост и сразу за ним порог Волчий (3 к.с.). Просматриваем с воды (справа перед мостом заводь, из которой отлично просматривается входная ступень, проходим порог. Мощный слив, за ним 100 м ровной воды и потом шивера с валами до метра. Слабая «тройка». Затем 300 м плеса и следующий порог – Поняловский (3+ к.с.). Чалимся на правый берег, просматриваем.

Перед порогом обливняки, в пороге опять заколы (но русло тут единое и широкое), основная ступень – мощный слив (Фото 56), за ним по центру русла широкая бочка. Обойти ее можно слева и справа, но справа слив косой, есть риск зайти в бочку под углом, что совсем нежелательно. Поэтому решаем заходить слева. Для этого сначала перегребаем участок спокойной воды по диагонали вверх по течению, затем разворачиваемся на порог. Лидирует и страхует Каньон. Прошли чисто, смотрится с берега это страшнее, чем есть на самом деле.

72
73
74
75
77
80

Прохождение группы порогов пос. Водла заняло 3 часа полного времени, из них 1 час – непосредственно прохождение (все кроме Волчьего шли строго поочередно), полтора часа – просмотр, полчаса – обнос.

Отдаляемся от поселка на 3 км, встаем на обед. Время – 15-20. Распогодилось и потеплело.

Через 2 часа продолжаем движение, впереди длинный участок спокойной воды до порогов Войбуч и Песьянец. По пути два переката, один совсем слабый (п. Орешек), второй помощнее (п. Березовский), покачались на валах. От точки обеда за 1 час 45 минут прошли 11 км, чалимся на остров с сосновым лесом.

  1. 26 июня, 7 день. Сплав по р. Водла (п. Войбуч, п. Песьянец) – берег Онежского озера (на авто)

Протяженность

Чистое ходовое время

16 км сплав, 1 км пешком, 80 км на авто

7 часов 30 минут

Погодные условия: ясно, без осадков, до +25°С.

46
47

Выходим в 9-20. До следующих порогов 11 км спокойной воды, скорость течения всего 1 – 2 км/ч. Проходим это расстояние за 1 час 40 минут. Река разбивается на две протоки, идем в левую. Через 1 км, на втором повороте протоки, вход в порог Войбуч (3+ к.с.). Чалимся на правый берег, просматриваем. Порог длинный, ступени, всего их 5, располагаются на протяжении 1 км.

Первая ступень – слив с бочкой в гряде камней (бочку с берега не видно!). Вторая ступень – шивера, две струи (идем по правой). Третья – шивера с обливняками, четвертая – пологий слив в гряде камней. Пятая – крутой слив с бочкой слева и валами. 

Фотографирует и страхует с берега на 4 ступени Евгений Домбровский. Лидирующий Колчим попал в бочку на первой ступени, оверкиль. Ее не разглядели при просмотре – сверху не видно за сливом, а снизу загораживает гряда камней у правого берега. Ниже бочки спокойный участок и улово у левого берега, Давид не упустил каяк и выбрался туда. Остальные, увидев «нюанс» на первой ступени, прошли чисто.

86
85
88
89
90

Далее через 700 м следующий порог, Песьянец (3 к.с.). Чалимся снова на правый берег, просматриваем. По берегу высокие каменные лбы, отличная позиция для просмотра. У порога три мощные ступени. Первая – гряда обливняков и за ней мощный слив с бочками по сторонам. Вторая – слив с обливняками, ниже валы. Третья – слив с косыми валами (незначительное отклонение от 90°) справа и бочкой по центру. 

Прохождение порога – первая и вторая ступень строго по центру, третья – либо обход бочки слева (Каньон и Эскимос), либо справа через косые валы (остальные). Лидирует Каньон, наблюдение и страховка с берега между 2 и 3 ступенью – Евгений Домбровский. Все прошли чисто.

95
96

Ниже через 800 м, перед слиянием проток, небольшой перекат с валами – порог Липки (1 к.с.). Чалимся на правый берег сразу после него, ищем тропу к дороге на Кубово. Тропы нет, и по карте она должна быть ниже. Отчаливаем, проходим еще 400 м. Справа большой залив с обратным течением, на берегу деревянная лодка. Чалимся здесь. Видим уходящую от берега тропу. Делаем обед и антистапель. Время – 14-00.

97
98

Отсюда около километра до дороги, до наших машин в Кубово – 7,5 км. Василий и Евгений отправляются за машинами, остальные собирают снаряжение. Прошли пешком 4 км, после чего остановили попутную фуру. Нас добросили до центра деревни, забираем свои машины в целости и сохранности. В 18-30 возвращаемся к группе.

Место для стоянки так себе: на берегу нет нормальных площадок, наверху нет воды. И много насекомых – это первый случай за поход, когда они начали реально досаждать. Выезжать в Москву тоже большого смысла нет, еще только вечер пятницы. После дискуссии решаем устроить дополнительные приключения – съездить на Онежское озеро, переночевать там, по возможности на берегу.

Выезжаем в 20-00, доезжаем до Пудожа. Оттуда поворачиваем на Шальский, по космоснимкам находим дорогу, которая может быть пригодна для проезда наших автомобилей и ведет к берегу озера. Можно выехать и непосредственно на пляж поселка, но вообще-то это незаконно, да и внимание местных не хотим к себе привлекать.

100
101
102

Выезжаем на разбитую, но вполне проезжаемую лесную дорогу, через 2 км езды по ней песчаный карьер, объезжаем его справа. Дальше на дороге песок, проезжаем еще 1 км и решаем остановиться – внедорожных приключений на ночь глядя уже не хочется. 

До берега Онежского озера еще 5 км по дороге или 2 по азимуту. Осмотрев лес, решили, что азимутовать не стоит. Поужинали, водители отправились спать, а остальная группа – по дороге к озеру. Дошли до берега за час, некоторое время провели там, вернулись в лагерь.

103
  1.  
  2. 27.07.2020, обратный путь

В 6 утра начался дождь. Чтобы не словить трудности с выездом обратно в Шальский из-за раскисшей лесной дороги, быстро собираемся и выезжаем. Выехали на асфальтовую дорогу нормально, дальше домой по исходному пути. До полудня практически все время шел дождь, распогодилось приблизительно на полпути от Вытегры до Вологды. В Вологде снова остановка на обед, в Московской области словили пробку на участке Сергиев-Посад – Софрино. Объехали через Абрамцево, вернулись на Ярославку. В Москву вернулись около 20-00. Поход завершен!

Заключение по походу

Получилось очень достойное мероприятие сразу после коронавирусной отсидки. Региональные карантины начали снимать 10 июня, а уже через 10 дней мы стартовали в поход. Насколько это вообще возможно для Карелии, маршрут был относительно нестандартным: характерно, что мы не встретили по пути ни одной группы.

Для большинства участников группы сделан шаг вперед в плане водного опыта, прошли несколько достаточно хороших порогов 3 категории. Пороги на Ваме-Водле интересные, во многих по несколько ступеней, требуется просмотр, планирование пути и активная рулежка. Наиболее запоминающиеся – Осиновский, Поняловский, Войбуч и Песьянец. Особо обращаем внимание на последние два: их ходят редко из-за неудобного антистапеля (дорога и населенные пункты далеко) и 25-километрового перегона по спокойной воде. Но пороги исключительно интересные, они вполне стоят дополнительного дня гребли.

Важный технический вывод: двухместные пакрафты модели «Эскимос» вполне пригодны для прохождения локальных препятствий 3 к.с. с оговоркой о характере реки. Конечно, отсутствие деки создает трудности: как правило, пакрафт полностью заливает в первой же мощной ступени, а дальше становится сложнее рулить и разгонять лодку. Поэтому для препятствий, где требуется активное маневрирование непосредственно в сливах, эти пакрафты непригодны. С другой стороны, после залития водой растет пассивная остойчивость, главное – не зарулить в бочку (а таковых было у нас много).

По итогам похода мы решили экипироваться более продвинутыми пакрафтами, в следующем сезоне будет испытан «Журавль-XL» («Птичьи пакрафты», Красноярск). Оставшиеся Эскимосы дооборудуем декой или полностью облегающим фартуком.

Маршрут пройден полностью по плану, не только по нитке, но и по графику – совпали с плановыми все места стоянок. Автомобильная часть маршрута тоже получилась в соответствии с запланированным таймингом – выезд в 5 – 6 утра, приезд в 7 – 8 вечера.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Василий Кулик