День 3. 12.06.2013, среда
р.Устю-Ыйматы - пер.2510 - р.Моген-Бурен - пер.2426 - оз.Хиндиктиг-Холь
пробег 69 км
Утром ощутима перспектива хорошей погоды. Хочется двигаться.
08.35, выехал. Дорога подошла к неглубокому броду. Перешел реку.
В 2002
году группа велотуристов из Барнаула решила не переходить реку, а идти вдоль нее до впадения в Моген-Бурен. Трудности, с которыми они
столкнулись, указывали на то, что двигаясь по дороге, пусть даже с
перевальчиком, хуже, чем им, мне не будет.
Дорога идет на
подъем, который хоть и круто, но въезжаем. Проехал мимо озера Кок-Куль.
Тут развилка: либо левее на перевал, либо в право вдоль русла реки. Не
люблю я эти русла. Да и не по пути.
09.10, 2 км, 2510 м
над морем. Локальная вершина с заболоченными колеями. Тут можно
пройтись. Синего неба больше, чем облаков. В каком-то месте есть
ощущение развилки, как будто здесь нужно идти левее налево, на заснеженный спуск. Поддался на провокацию, понадрывался и вернулся. Развилка - глюк. Только по дороге.
Дорога идет с перепадами, которые прилично подгружают.
10 км, начало непрерывного спуска. Летали ли вы по грунтовке со скоростью 70 км/ч? А тут - можно, покрытие позволяет.
Чую-чую, впереди река Моген-Бурен! Тревожило наличие моста.
Действительно,
товарищ, перед рекой есть развилка, накатанная дорога идет направо,
проходит метров триста и заканчивается у даже теоретически пешком
непроходимого брода.
10.36, 17 км, 1987 м над
морем. Туда-сюда, все без толку. Кстати, хорошее место для ночевки. Грела
мысль, что в 5 км отсюда есть селение Кызыл-Кая, однако тропа по берегу
в том направлении не нашлась.
Что же, вернемся к развилке.
Влево дорога также доходит до пастбища реки. В метре от берега глубина
метр. Как ласково можно поиздеваться над алкашом: "Могу предложить
только шампанское".
Всего в 20 метрах отсюда на том берегу
видна дорога! Изучил весь берег, без мазы. У меня был с собой кевларовый
шнур и карабин. При сборе вещей по телу проходила дрожь от мысли, что
он может понадобиться. Неужели, здесь? Тут же глубоко, ё-моё! И течение
неправославное!
Решил немного вернуться и идти поверху
вдоль реки. И вот оно! Не более, чем в полукилометре, Моген-Бурен
расходится на большое множество рукавов. Это не шанс, это путь!
Рукава
значительны, значит основное русло максимально ослаблено. Перетащил по
очереди рюкзак и велик на острова и дальше до основного русла. Оно
реально проходимо! Немного бурлит, но в сравнении с предыдущими "бродами" просто
пустяк.
Сначала велик. Тут не выше пояса, почти перешел, но в
метре от берега проваливаюсь по грудь. А течение-то несильное.
Выпрыгнул, даже велик не замочил. Рюкзак переносил, как умный: брал курс
на верхний край островка, там коса.
12.27, 21 км. Еще десяток
незначительных проток, и я на дороге. В кайфе! Сейчас пишу отчет,
оказывается потратил менее двух часов. Там мне казалось в 2-3 раза
больше.
Местные водители здесь используют только УАЗ-буханки.
Они набиваются людьми и вещами под завязку и куда-то едут. Налево -
через перевал Бугузун в Кош-Агач, направо - через Кызыл-Кая в Кызыл.
Пока ехал вдоль реки встретил 4 машины. Сказали, что перевал Шапшал
очень заснежен и не проходим. На самый плохой случай у меня был
заготовлен путь через Мугур-Аксы, но карты на тот участок не было.
В одном месте дорога уходит выше на склон, я проехал прямо и был встречен огромным псом на пастбище. Вернулся.
На
картах нанесена дорога, идущая совсем высоко по склону. Она, действительно, есть. Но подъем на нее такой крутизны и протяженности, что
лезть на нее нужно, разве что в случае большой нужды.
Общепринятая
дорога идет вдоль реки, перепрыгивая по мостам с берега на берег. Видел
место впадения Устю-Ыйматы. Впечатлился, много снега.
13.25, 28 км, 2035 м над морем, как раз такой мост. Съедаю сникерс. Все очень живописно.
14.28,
37 км, 2057 м над морем, развилка у таблички. Дорога вырывается из
плена ущелья реки, попадая в огромную чашу Бельдыр-Шоль.
Вдоль Моген-Бурена продолжает идти дорога в нужную мне сторону по направлению к озеру Хиндиктиг-Холь, но там неизвестно наличие переправы. Выбираю более накатанную дорогу налево и еду по бескрайним просторами в ненужном направлении.
Иногда
попадаются пасущиеся стада, но людей не видать. Необычны местные озера.
Увидел, как впереди дорога поднимается круто на склон. У начала подъема
есть жилье. Вот сейчас все и узнаю.
Женщины по русски не говорили, позвали мужчину. Тот пояснил, где находится мост и указал направление.
Дабы не пропустить переправу, стараюсь ехать по ближайшим к реке дорогам уже в обратном направлении.
15.47,
50 км, 2077 м над морем. Мост хитро спрятан в одной из излучин реки. Здесь
река совсем нестрашная, начал сожалеть, что не поехал по срезной дороге
на развилке у таблички. Крюк-то около 10 км.
Хотелось поесть и кончилась водичка. Кругом бескрайние просторы, но даже если есть ручей, пить на пастбищах опасно.
Начал
приближаться к горному массиву в нужном мне краю степи. Здесь пастбище,
подъехал узнать что к чему. Вышел очень приятный дядька, трезвый, с
живым огоньком в глазах. А вот следом с ножом в окровавленных руках
появился изрядно спившийся его товарищ. Первый спрашивал про маршрут,
второй - про велосипед. Пожалуй, это критерий. Задерживаться
расхотелось.
Проехал одно пустое пастбище, воды нет. Кругом сложены поленницы из кизяков. Это единственное доступное топливо.
Начала
наваливаться усталость. А тут еще дорога начала набирать высоту на
перевал. И вот пересекаю ручей. Водичка чистая, перекусываю со страстью
отца Федора.
Но, увы, поздно. Батарейки изрядно подсели,
восстановиться не получилось. Немного проехав, спешиваюсь и иду в
перевал пешком. Может уклон велик, может трава тормозит, может измотал
меня сегодняшний день, а может - поздно пожрал. Радует одно - скоро
вечер, потери невелики.
18.52, 65 км, 2426 м над морем.
Перевал! Ура! Скачусь-ка я вниз и встану на берегу великого озера
Хиндиктиг-Холь, являющегося святыней у тувинцев.
Но что это?
Озеро еще не растаяло. Вместо чистейшей воды я вижу белый снег на всей
поверхности. Озеро реально огромно и очень красиво. Но под снегом.
19.30,
69 км, 2305 м над морем. Ближайший ручей, берег озера. Ставлю лагерь.
На моей стороне величественный горный массив, на той стороне виден
заснеженный Шапшальский хребет. Что ж, переваливать через Шапшал не буду.
Поищу приключений в другом месте.