У геологов закончилась водка, спрашивают у чукчи:
– Слышь, у вас тут магазин поблизости есть?
– Есть, однако.
– Здорово, а как к нему добраться?
– А садись на собака и езжай вон туда, все прямо
и прямо. А в четверг поворачивай направо...
От Эгвекинота до Певека 828 км. Если
ехать по 40 км в день, выйдет три недели. Запасов еды где-то на столько же. Но
наверняка придётся, как минимум, недельку пережидать непогоду. Надо бы ехать
быстрее, хотя бы по 50, а то и 60 км, но быть оптимистом совсем не хочется.
Впрочем, я почти уверен, что на дороге запасы еды будут немного пополняться за
счёт редких машин.
Первые 16 км маршрут пролегал по
дороге Эгвекинот - Иультин, построенной узниками ГУЛАГа. Тундра и по сей день
хранит остатки бараков, огороженных колючей проволокой, и другие предметы той
эпохи. На моём пути встретился лишь один лагерный пункт, ныне использующийся
как склад взрывчатки. О ГУЛАГовском прошлом этой территории я узнал уже по
возвращении домой. А тогда я лишь побеседовал со сторожем, решительно
отказываясь от ночлега, несмотря на вечерний час. В другой раз я бы с радостью
принял приглашение, но сейчас мне хотелось только ехать, ехать и ехать, а
собаке - бежать, бежать, бежать.
В 20 км от поворота с Иультинской
трассы должен стоять балок на берегу озера - отличное место для первой ночёвки.
Однако проехать это расстояние не так-то быстро. Велосипед слишком перегружен.
Солнце уже село за горизонт, но в начале августа на Чукотке темноты не бывает.
Дорогу видно отлично. А вот и первый брод. На пути их будет сотни, со временем
техника перехода отточиться до мелочей, а пока даже немного страшно.
Развьючиваю велосипед и перехожу в два захода. Оказывается, ничего сложного.
Радует, что заклеяный сапог воду не пропускает.
На последних километрах начинается
ледяной ветер. Руки мёрзнут, но рукавицы в рюкзаке далеко. Волнуюсь, смогу ли
найти балок. Но вот и он, как мне и говорили, стоит где-то в километре от
дороги на берегу озера. Тащить велосипед по тундре - занятие не из лёгких.
Ближе к озеру начинаются мокрые участки. Но когда до балка остаются последние
десятки метров, обнаруживается самое главное препятствие. Оказалось, нас
разделяет глубокий и быстрый ручей. Поначалу кажется, что он не переходим, но
потом всё же нахожу широкое место и перехожу в два захода.
Балка здесь даже два, и что
совсем странно - есть туалет. Запаса дров нет (на Чукотке дрова - дефицит).
Зато есть куча угля и щепки. В дополнении к этому набираю на ручье тоненькие
сырые веточки чозении. Кое-как растапливаю щепками печку, затем подбрасываю
щепоточки угольной крошки и сырые ветки. Поддерживать огонь с такими
"дровами" - задача не простая, но каким-то образом сварить рис
удаётся. Ужинаю с рассветом.
Утро выдалось поздним, солнечным
и тёплым. Выхожу на дорогу, но никуда не еду. У меня есть секретный план. Перекладываю
часть вещей в заплечный рюкзак и жду. Примерно через полчаса появляется
грузовик, останавливаю его и прошу водителя забросить рюкзак на рудник
Валунистый. Договариваемся, что он оставит его на проходной, предупредив, что
дня через три-четыре его заберёт велосипедист с собакой. До Валунистого 180 км.
После облегчения велосипед сразу
"поехал". Скорость оставалась по-прежнему низкая, передачи ставил
самые маленькие, зато такая езда уже не доставляла усталости и питала надежды,
что до конца похода удастся дотянуть запасы сил и здоровья. При переходе больших
бродов уже не приходилось снимать велорюкзак, мелкие броды иногда проезжались
ходом.
180 километров до Валунистого
проехал за 3 дня. Моих ресурсов на 60-тикилометровые пробеги хватило, а вот пёс
шёл на пределе. Он всё-таки сбил лапы, и теперь заметно прихрамывал. Особенно
тяжело ему было начинать бег по утрам, пока кожа на лапах была сухая. Но уже
после первого брода лапы намокали, и дальше становилось терпимо. Чтобы вдобавок
к стёртым лапам не забить собаке мышцы, на спусках приходилось ехать на
тормозах, поддерживая скорость 7-10 км/ч. Разумеется, с горы хотелось ехать
быстрее, поэтому я предпринимал попытки сажать собаку на велосипед. Поначалу
сделать это было не просто. Для этого требовалось сидя на земле, и одной рукой
удерживая гружёный велосипед, другой рукой прижать собаку к груди. Затем
требовалось встать, не уронив велосипед, каким-то образом оседлать, поставив
ноги на ось каретки и переднюю звёздочку, затем тронуться с горки, не имея
возможности сделать даже один поворот педалей. На спуске требовалось держать оптимальную
скорость, чтобы, с одной стороны, она была безопасной, а с другой стороны, её
хватало для преодоления по инерции локальных полок и контруклонов. Величина
оптимальной скорости менялась от черепашьей, до такой, что приходилось цепляться
в руль мёртвой хваткой и, напрягая всё тело, совершать ювелирные манёвры по
объезду выбоин и кочек. Игра стоила свеч. За считанные минуты удавалось
проехать 1-2-3 км, экономя ресурс собачьих лап. Собаке такие покатушки не
нравились, со временем он стал понимать, зачем я останавливаюсь на вершине горы
и подзываю его к себе. Приходилось ловить его обманным путём.
На прямых участках и подъёмах
Черке, естественно, бежал своим ходом. Завидев евражку или унюхав свежий след,
он по-прежнему на полной скорости уносился в тундру, забыв о том, что хромает.
Из чего я делал вывод, что не так уж всё пока с ним и плохо. Но вот что будет
дальше, неизвестно. Погони за евражками изредка заканчивались удачей, но в первые
дни он их не ел, а поиграв, бросал. Из чего я делал вывод, что он пока ещё не
голоден.
Голодать нам не давали не столько
запасы еды, сколько водители проезжающих машин. От еды приходилось чуть ли не
отбиваться. Водители ни как не понимали, что лишняя еда - это не только запас
"на всякий случай", но и лишние килограммы, которые реально мешают затаскивать
велосипед на подъёмы и переносить через реки. До Валунистого трафик был хорошим
- машин 5-10 в день, а вот "дальнобойщики" встретились лишь раз. От машин
была ещё одна польза. Они перевозили не только мои вещи, но и СМСки.
Спутниковых телефонов у них почти не у кого не было, зато им ничего не стоило
отправить СМСку по приезду в посёлок. Таким образом, я сообщал о своём
передвижении координатору из Уфы, а он уже сообщал всем остальным. СМСки
доезжали через день-два.
-Почему у вас на Чукотке такой медленный интернет?
-А к нам его на оленях привозят.
Ночевал теперь всё время в
палатке. Днём, не побоюсь этого слова, стояла жара, а ночью было пусть и прохладно,
но совсем уж точно не холодно. Обещанных стай комаров и мошки почему-то тоже не
наблюдалось. Летали конечно, но от них вполне можно было отбиться руками. В лесах в окрестностях Уфы в июне их
бывает несравнимо больше.
Еду готовил первое время
исключительно на костре. Дрова были двух типов: "чукотские" и "материковские".
К первым относились веточки чозении, карликовой берёзки и прочих кустарников.
Ко вторым - доски и старые пикетные столбики, собранные на дороге. Вторые,
естественно, были лучше. Их сбор начинал километров за десять до стоянки, возил
на велорюкзаке.
В один из вечеров к лагерю пришла
росомаха. Лагерь располагался в центре
горы в форме подковы. Росомаха сначала появилась с одной стороны, но была
изгнана собакой, минут через пять, обойдя гору, выглянула с другой стороны. Я
знал, что она караулит и выжидает, когда кто-то ослабнет или заснёт. По
рассказам, она может пасти человека несколько дней. Но нам бояться не стоило.
Ослабших среди нас не было, а в том, что близко к лагерю пёс её всё равно не
подпустит, я ни сколько не сомневался. Чтобы показать ей, что к нам лучше не
соваться, пару раз с громким криком и лаем мы выбегали к ней навстречу,
заставляя удирать, поджав хвост. У зверей хорошо работает правило "Ты
догоняешь - я убегаю, ты убегаешь - я догоняю". Фальшфейер, конечно, был
наготове, но, разумеется, не пригодился. Больше россомаха не появлялась, и ночь
прошла спокойно. От водителей потом я узнал, что здесь её видят постоянно, мы
ночевали на её территории.
Местность кому-то может
показаться скучной и однообразной. И в самом деле, нельзя сказать, что в ней
была какая-то завораживающая красота, от которой невозможно оторвать глаз. Вся
магия северной природы - в её необъятности и бескрайности. Созерцание холмов
без единого деревца и уходящей за горизонт волнистой тундры создаёт особое
настроение спокойствия и умиротворения. Время здесь не имеет никакого значения,
злиться не на что и не на кого, а суетиться и напрягаться незачем. Если в
городе человек отдыхает телом, но устаёт душёй, то здесь всё наоборот, тело
устаёт, а душа отдыхает. Именно ради этого отдыха меня и тянет в дикую природу.
Фразу "Приехал в отпуск отдохнуть на Чукотку" я произносил на полном
серьёзе, а все почему-то думали, что это шутка.
К руднику Валунистому подъехал
поздно вечером. Собака уже изрядно умоталась. Охранник на КПП сначала сделал
вид, что ни какого рюкзака не видел, а потом признался, что он заступил на пост
вчера, предыдущий ему ничего о рюкзаке не сказал, он решил, что рюкзак ничейный
и его можно забрать себе. К счастью, на всякий случай, содержимое переложил в
пакет и ничего оттуда не взял. За рюкзаком пришлось ехать на закрытую
территорию, согласовав въезд с начальством. Ну, а раз уж так, попросился
переночевать. На удивление мне не отказали, правда, провели блиц-допрос "С
какой целью заехали на рудник? Не террорист? Кто дал пропуск в
погранзону?", трижды проверили документы и привели к директору. Директор
же, напротив, встретил со словами "Как здорово, что к нам заехал такой путешественник,
как жаль, что вышла неприятная история с рюкзаком. Надеюсь, что у вас останутся
о нашем предприятии самые лучшие воспоминания". Мне дали возможность
позвонить по спутниковому телефону, потом распорядились выделить полулюксовый
номер и до отвала накормить в столовой. Кроме того, я зачем-то согласился
помыться в душе. Обычно в походе я не моюсь, так как считаю, что на природе
грязь только помогает. Я точно знаю, что зимой покрытые жиром руки не страшно
намочить на морозе, а грязное лицо не так быстро замерзает от ветра и снега. Но
сейчас было лето, и я почему-то согласился. Неприятные последствия начались уже
на следующий день.
Весь вечер сидел в номере и
изучал карты, думал, что же делать дальше. До Певека оставалось более 600 км,
причём машины будут встречаться не каждый день. Впереди меня ждали самые
глубокие реки, названиями которых пугали все водители, а также перевалы через
"настоящие горы". На сколько хватит собаки - не известно. Всерьёз
думал над вариантом проехать часть пути на машине и потом ходить в пешеходные
радиалки. Проскакивали даже мысли вернуться на попутке обратно. Так и не
остановившись ни на каком варианте, лёг спать, понимая, что утром в любом
случае надо будет сесть на велосипед и отъехать по дороге подальше от режимной
территории.
Подъём был ранним. Меня уже ждал
охранник, передвигаться по территории без которого мне было, видимо, не
желательно. В столовой меня опять накормили и нагрузили большим количеством
тяжёлой еды (котлетами, яйцами, рыбой, булками, мясом для собаки). Взял лишь
половину, но и этого было слишком много. Теперь рюкзак весил намного больше,
чем в начале похода; нужно снова делать автомобильную заброску. Только вот
когда будет машину? Сегодня? Завтра? Через три дня?
Спешу покинуть гостеприимную
режимную территорию. Пёс почему-то опять весел и полон сил. Проезжаем 10 км,
только теперь, наконец, можно остановиться, переложить рюкзак и переодеться, будучи
уверенным, что не появится какой-нибудь охранник.
Дорога, как ни странно, стала
лучше. Теперь на ней почти нет камней, неприятных для собаки. Велосипед тоже
едет легче, даже несмотря на явный перегруз. Километре на 30-ом нас догнал
вездеход с геологами. Теперь я точно уверен, что он повезёт лишь мой забросочный
рюкзак, а мы с собакой пойдём своим ходом.
По-прежнему стояла жара, ехал в
шортах и футболке. Но уже к полудню заметил, что кожа покраснела. Да, я обгорел
на солнце. Но ведь до этого я ехал три дня по точно такому же солнцу! Сомнений
нет, во всём виновата вчерашняя баня.
К вечеру подъехали до реки
Голубой, первой "страшной" реки на пути. Река широкая, но глубины
особой не видно. Решил перейти в один заход. Поднимать гружёный велосипед над
водой нелегко. Можно катить его по дну, но тогда во втулки и каретку зальётся
вода, а они у меня самые обычные, без водозащиты. Лишь иногда на мелях удавалось
поставить велосипед, чтобы постоять и набрать сил. Заклеяный сапог снова дал
течь, но внутрь воды поступало не много, нога не мёрзла. Перешёл с большим
трудом, но перешёл! Ещё одна победа!
Ночевать решил прямо на берегу.
Дров здесь непривычно много. Впервые можно разжечь большой костёр, посидеть и
погреться. Время шло, а я всё подкладывал и подкладывал новые дрова. Когда ещё
будет такая возможность?
Утром кожа по-прежнему болела от
вчерашнего загара. Решаю первое время на жаре ехать в чёрной куртке, чтобы
пропотеть и восстановить защитный слой. Но полностью избавиться от последствий
бани удалось лишь дня через два.
Не успев толком отъехать от места
стоянки, бросил велосипед и пошёл с фотоаппаратом на живописное озеро. Тут, как
на зло, на дороге появилась машина и, увидев велосипед, начала бибикать.
Пришлось бежать обратно, разговаривать с водителем. Проводив одну машину, побежал
обратно к озеру, но тут появилась ещё одна машина и история повторилась. Третью
машину заметил издалека, но дожидаться не стал, всё равно не даст пофоткать.
Из-за беготни туда-сюда потерял не меньше часа и крышечку от фотоаппарата.
Следующим примечательным местом
была долина реки Конталяваам. Река необычна тем, что по её берегам растёт
полоса практически настоящего леса. По материковским меркам до леса эти "деревья"
не дотягивают, но для чукчей больше и не бывает. Заросли радуют не только
непривычной тенью, но и обилием красной смородины.
Дорога неожиданно испортилась.
Виной всему были дорожники, которые передо мной её отремонтировали, вывернув из
земли камни гравия. Велосипед шёл тяжело, приходилось активно работать рулём.
Для собаки такая дорога была - хуже не придумать. К тому же донимала жара.
Мы шли по берегу Танюрера.
Двадцать лет назад через бесчисленные разбои русла этой реки тащила свой каяк
Марина Галкина. В этом месте наши маршруты пересеклись. В то время никакой
дороги не было, местность была пустынной и безлюдной.

Время клонилось к вечеру, мы с собакой очень устали, но я всё никак не останавливался, так как хотел в этот день пройти брод Танюрера. Дошли до брода уже после заката. Вдохновлённый успехом перехода Голубой, я понадеялся, что мне будет по колено и Танюрер. Никаких мер по гидроизоляции вещей не предпринимал. Даже фотосумка осталась висеть за спиной. Почему-то я не придал значения тому, что Танюрер, в отличие от Голубой, узкий и с большим течением, а дно не просматривалось. Глубина началась неожиданно. Велосипед коснулся воды, появилась парусность, и я уже не мог противостоять течению. Ещё бы чуть-чуть, и меня сбило бы с ног, но я как-то смог сделать большой шаг по течению и поймать равновесие. Велосипед уже погрузился в воду и удерживался на плаву за счёт велорюкзака. Ещё один шаг в сторону берега - и мне повезло, я стал выходить с глубины. Будь на этом месте яма, пришлось бы купаться. Осмотр вещей показал, что не промокло ничего, чему нельзя мокнуть. Гермомешок, хоть и не был закрыт, сохранил все вещи в сухости. Сушить пришлось только штаны, которые были на мне. Невероятное везение! Этот случай послужил мне хорошим уроком. Река ошибок не прощает. Недаром, на берегу стоит обелиск с рулём.