Классическая Памирская велокругосветка дополнена горными дорогами и небольшими новыми участками
Нитка маршрута
Ош - Лангар - пер.Чыйырчик (2402м) - Гульча - Сопу-Коргон - пер.Талдык (3588м) - пер.40 лет ЛКСМ Киргизии - Сары-Таш - пер.Кызыл-Арт (4336м) - пер.Уйбулак (4232м) - Каракуль - вдоль р.Музкол - вдоль р.Кукуйбель - пер.Аильутек (3795м) - Гудара - Савноб - Басид - Бартанг - Рушан - Хорог (на авто) - вдоль р.Шахдара - Джавшангоз - оз.Кокбай (4228м) - пер.Кой-Тезек (4273м) - вдоль р.Сулу-Тагаркаки - пер.Козамбес (3879м) (оз.Яшилькуль) - вдоль оз.Булункуль - вдоль р.Аличур - Аличур - пер.Найзаташ (4314м) - пер.Джаман-Тал - Мургаб - р.Маркансу (на авто) - пер.Кызыл-Арт (4336м) - Сары-Таш - пер.40 лет ЛКСМ Киргизии - пер.Талдык (3588м) - Сопу-Коргон - Гульча - пер.Чыйырчик (2402м) - Лангар - Ош
 
Введение

В Памире очень много гор, потому что там только горы и есть.
Вот мы и собрались.
 
Спасибо прабабушке (Женькиной бабушке) Лидии Алексеевне и бабушке (моей маме) Евгении Николаевне наших детишек за предоставленную возможность совершить это путешествие!
Маршрут

 
Памир2018
Не знаю, как живется Тебе, читатель будущего,однако обстоятельства сегодняшнего дня таковы, что на выбор нашего маршрута в первую очередь повлияла стоимость авиаперелетов.
Таким образом, вариант заброски через Ош был предопределен.
Как выяснилось в процессе вёрстки маршрута, в нем гораздо больше преимуществ, чем в случае заброски из Душанбе (или Куляба).
- Возможность сделать кольцевой маршрут, который позволяет "увидеть всё!"
- Не требуется автомобильная заброска к точке старта: в первый же день преодолевается первый перевал.
- Первые двести километров проходят по асфальтовой дороге, это способствует более щадящему раскочегариванию организма до выхода на нужные кондиции.
Первый взгляд на карту видит только одну дорогу - Памирский тракт, но чтение отчетов, например, днепропетровских велотуристов, дает знания о более аутентичной дороге через годы вдоль реки Бартанг.
Чтож, воспользуемся этими путями, а также используем все возможные альтернативные Памирскому тракту участки и добавим побольше достопримечательностей.
 
Нитка:
Ош - Лангар - пер.Чыйырчик (2402м) - Гульча - Сопу-Коргон - пер.Талдык (3588м) - пер.40 лет ЛКСМ Киргизии - Сары-Таш - пер.Кызыл-Арт (4336м) - пер.Уйбулак (4232м) - Каракуль - вдоль р.Музкол - вдоль р.Кукуйбель - пер.Аильутек (3795м) - Гудара - Савноб - Басид - Бартанг - Рушан - Хорог (на авто) - вдоль р.Шахдара - Джавшангоз - оз.Кокбай (4228м) - пер.Кой-Тезек (4273м) - вдоль р.Сулу-Тагаркаки - пер.Козамбес (3879м) (оз.Яшилькуль) - вдоль оз.Булункуль - вдоль р.Аличур - Аличур - пер.Найзаташ (4314м) - пер.Джаман-Тал - Мургаб - на авто до р.Маркансу - пер.Кызыл-Арт (4336м) - Сары-Таш - пер.40 лет ЛКСМ Киргизии - пер.Талдык (3588м) - Сопу-Коргон - Гульча - пер.Чыйырчик (2402м) - Лангар - Ош
 
Расстояние: около 1224 км
Ходовых дней: 16 дней
Сроки: 05-22.07.2018г.
 
Из Мургаба мы собирались уехать на машине, до границы с Киргизией, а дальше своим ходом вернуться той же асфальтовой дорогой под горку в Ош. Однако в долине перед границей один из притоков р. Маркансу размыл дорогу, и нам пришлось брать перевал Кызыл-Арт второй раз, правда с другой стороны.
 
Если в Вашем распоряжении больше ходовых дней, то возвратиться в Ош можно было бы через альплагерь под пиком Ленина и перевал Джиптык.
 
 
 
Состав участников

Сергей
Сергей Кондрашов (Москва, 1975 г.р.) - руководитель, автор отчета, domkrat@mail.ru
 
Женя
Евгения Лебедева (Москва, 1983 г.р.) - завхоз
 
Паша
Павел Барсуковский (Санкт-Петербург, 1985 г.р.) - штурман
 
Документы и визы
Тема: Документы, визы

IMG_20180709_115515_1_rs
 
Для пересечения всех границ достаточно загранпаспорта. Достаточно его и для Киргизского участка.
В Таджикистане сразу же нужен пропуск в ГБАО и в течение 10 дней регистрация.
Нам помог известный всем Д.Мельничков. Они прислал нам пропуск по почте. Письмо шло 3 дня.
На всех КПП этот пропуск проверяется. Но. Если у вас есть ксерокопия, то ее просто забирают и вас пропускают. Во-первых так быстрее. А во-вторых оригинал пропуска не спрашивают.
Регистрацию на нашем маршруте можно оформить в Хороге или Мургабе. В выходные дни заведения не работают, но может и повезти (как нам).
День Х. 05.07.2018, четверг

Встретили Пашу на Ленинградском вокзале и поехали по Садовому кольцу на Павелецкий. Поездка по Садовому кольцу требует большой аккуратности, добрались без приключений.
На Павелецком вокзале сели на обыкновенную электричку и прибыли в аэропорт Домодедово (132 рубля против 500 рублей на Аэроэкпрессе).
Наш рейс выполняет самолет Киргизский авиакомпании Авиатрафик. У стойки нас приветствовал представитель авиакомпании, специально явившийся к нашему вылету. Перевозка велосипедов Авиатрафиком осуществляется бесплатно и не входит в разрешенный вес багажа.
Представитель авиакомпании просил рассказать об этом всем знакомым. Как и везде, о перевозке велосипедов нужно уведомить авиакомпанию заранее.
Так же в качестве дружественного жеста нас разместили на самом первом ряду в самолете. Вот так!
Перед вылетом забронировали хостел на букинге.
Прилетели в Ош. Собрали велики и поехали в хостел. В Оше много машин, едем аккуратно.
В хостеле одни иностранцы, русских давно не было. Был вечер, поменять рубли на сомы было негде, однако рядом с одним из супермаркетов был банкомат.
Сняли запальный запас сомов. Комиссия составила 380 рублей (7,8%).
Закупились продуктами и пивом чтобы отметить начало похода.
День 1. 06.07.2018, пятница

Ош - Лангар - пер.Чыйырчык (2402м) - Гульча
пробег 87 км
 
Проснувшись и умывшись пошли в банк, чтобы купить киргизских сомов и таджикских сомони. Нам показалось странным, что банки не продают валюту Таджикистана. Сотрудники скромно предложили нам побывать на рынке Келечек. Там можно купить всё.
Отправились на рынок. Прошли еще несколько обменников, безуспешно. Зашли в Мегафон в надежде обрести симку Таджикистана, опять мимо.
Зато на рынке было жарко. Вдоль дороги около десятка ларьков меняли любую валюту. Купив немного сомов и много сомони пошли обратно в хостел. По пути зашли в кафе, съели по шаурме размером с пивную бутылку.
На улице становилось жарко.
10.00 Наконец отправились в путь.
11.00 Выезд из города в направлении Гульчи. Здесь покупаем продукты и воду. Есть несколько бензоколонок. Без проблем залили 2л 95-го в пластиковую тару. Бензин оказался качественным - горелка потребовала чистки только в конце похода. Более 95-й бензин нам нигде не попадался. На выезде развевается огромны флаг Киргизии.
Дорога вдоль реки Талдык всё время идет в подъем . Во всех попутных поселках есть магазинчики. Пьем много воды, едим мороженное, жирненькое. Вдоль дороги видели несколько бильярдных столов под навесами. Асфальт хороший.
За несколько километров до перевала дорога покидает долину реки и уходит на склон. Вот тут уже начались настоящие подъемчики.
Против нас играла и высота, и изменение часовых поясов, и погода. Небо нахмурилось, казалось, что должен начаться дождь.
17.35, 66км, 2402м над морем. Перевал Чыйырчык. На перевале оживленно, есть гостевые юрты, много животноводческих хозяйств.
Долго задерживаться не стали, наконец-то спуск. Скорость на спуске можно развить любую. На старте мой вес был более 100кг, и на спуске мне приходилось отчаянно осторожничать, чтобы велосипед попросту не разорвало.
Обгоняем много грузовиков - им еще сложнее.
Внезапно спуск закончился, пришлось крутить.
18.25, 85км, Гульча, большой поселок, находится в стороне. Дело шло к вечеру, попили пива у дороги. Купили пива на вечер.
19.00, 87км. Сразу за поселком встали на ночевку Место так себе: лес хоть и поблизости, но чистой воды нет. К реке идти далековато, но в шаговой доступности проходит акведук с мутной водой. Помылись, поужинали и спать.
Ночью проснулся от собачьего лая. Судя по всему собака приближалась. У палаток гавкала минут десять, пока не нарвалась на грубость. Устала и также гавкая пошла дальше.
Еще через несколько часов псина шла обратно, ее мерзкий лай услышали издалека, и он становился всё громче. В общем, для сна не было никаких возможностей.
 
День 2. 07.07.2018, суббота

Гульча - Сопу-Коргон - Ак-Босого - под пер.Талдык
пробег 80 км
 
Утром пришли коровы, пришлось отгонять их от лагеря.
8.00 Поехали.
Дорога опять идет вверх.
IMG_0011
В некоторых кишлаках встречаются трубы с текущей чистой водой. А в одном из селений есть даже подземный переход! Вопреки ожиданиям, вполне чистый и работоспособный. Но зачем он здесь при столько малом трафике?
Здесь очень живописно, красивые отроги Алайского хребта чем-то напомнили Алтай.
IMG_0014
В целом же, скучновато. Магазины есть. Есть и бензоколонка, но 95 бензин тут уже не продается.
IMG_0015
 
За кишлаком Кичи-Каракол дорога делает обширный серпантинный виток. Женька катит впереди. На машине нас догоняют два молодых киргиза. Пытаются завести беседу с Женькой. Она же объяснила, что в крутить в гору и одновременно разговаривать сложновато. Поехали своей дорогой. Вот и вершина серпантина. Нас обгоняют мотоциклисты.
Через некоторое время справа от дороги обнаружился родник. Попили воды, разбавили регидрона.
Всё это время дорога идет вдоль реки Гюльче.
IMG_0027
Справа от дороги кафешка с припаркованным велосипедом. Велик навьючен чрезмерно. Чего на нем только нет!
Швейцарец возвращается в Ош. По началу из-за Пашкиной футболки "Почта Швейцарии" он нас принимает за своих. Пашка доволен.
Швейцарец предлагает попить вместе кофе. Мы же решаем заодно и пообедать. И тут я чувствую, что есть не хочу. Плохой знак, чую не кончится это добром. Женька с Пашкой же хорошенько навернули.
Дорога по прежнему хороший асфальт. Перед Ак-Босого мои батарейки начинают заканчиваться. Сил хватает только на то, чтобы крутить педальки не спеша.
В Ак-Босого детишки радостно приветствуют нас. Протягивают ручки для рукопожатий и приносят своих братишек и сестричек, которые еще не научились ходить.
Дальше до Сары-Таша магазинов не будет. После кишлака начался умеренный набор высоты на перевал Талдык.
Начинаю безбожно отставать, отправляю Пашку с Женькой вперед, искать место для ночевки. Справа от дороги идет большая гора, слева течет речушка, за которой все луга заняты пастухами. Находим, однако, пустое совсем неудобное для пастбища место, но удобное для стоянки. Высота 2900м.
IMG_0028
 
Костер жечь не стали, с наступлением темноты, как приличные люди, пошли спать.
 
День 3. 08.07.2018, воскресенье

пер.Талдык (3589м) - пер.40 лет ЛКСМ Киргизии (3542м) - Сары-Таш - под пер.Кызыл-Арт
пробег 66 км
 
Рано легли - рано проснулись.
8.00 старт.
Тут уже уклон с нами не церемонится, показывает себя во всей красе. На дороге по прежнему хороший асфальт, но на крутых виражах уже щебенка.
Встретились с парой интурисов на великах. Немного поговорили, видимо, устали спускаться.
IMG_0030
 
10.10, 176км, 3588м над морем. Перевал Талдык.
Оглядываемся на пройденный путь.
IMG_0031
 
На перевале автомобилисты активно фотографируются и общаются. Сфотографировались и мы.
IMG_0032
 
Наконец долгожданный спуск. Ан нет. Нас останавливает водитель легковушки. Узнав, что мы из России из машины вылезает целый кишлак. С удовольствием рассказываем о начале нашего пути. Любопытно наблюдать, насколько в одной семье могут быть разные люди. Тут и трудяга-отец и многодетная мама, бесконечные сестры-братья-дети. Кто-то учится, кто-то работает, кто-то не работает и не учится.
Мы устремились на спуск, а они еще долго обсуждали встречу, и стали архивироваться в машину, чтобы проехать еще 50м до перевала.
Моментально и с удовольствием сбросили около 200м высоты. Вдалеке видно пастбище, течет чистая река, приличное место для стоянки.
Нам же предстоит опять набрать около 200м высоты, чтобы попасть на смежный перевал на старых картах обозначенный как 40 лет ЛКСМ Киргизии.
11.00, 182км, 3541м над морем. На перевале детишки пытаются продать молокопродукты, мы же знаем, что на дороге покупать их нельзя, начитаем спуск в Сары-Таш.
IMG_0038
Перед Сары-Ташем справа, из трубы бьет целый водопад чистейшей воды.
11.20, 190км, 3150м над морем. Решаем плотно пообедать в Сары-Таше, позади был серьезный подъем, а впереди будет еще серьезнее. Здесь несколько магазинов, кафешек, вай-фай и АЗС. Отсюда открывается чумовой вид на Памир.
IMG_0041
Сразу пришла в голову цитата из какого-то отчета, где ребята взяли на Алае огромное количество перевалов, после чего, увидев такой вид, поняли, что могли бы потратить время интереснее.
Обедали с пивом. К пластиковым бутылкам приклеены пакетики с арахисом, которые запрещено продавать отдельно. Если вам не дали пакетик - требуйте замены бутылки, даже если она уже не первая.
У АЗС берем правее и катим пару километров до развилки. У Женьки на душе щебечут птички, вырвавшись вперед, она не заметила нужную нам второстепенную дорогу и покатила в сторону Душанбэ. Разлука не была долгой.
IMG_0039
Нам предстояло пересечь Алайскую долину, чтобы начать втягиваться в Памирские горы.
Асфальт здесь уже не гладкий, но и машин почти нет.
IMG_0042
Слева от дороги видим какие-то шарообразные строения, но фантазию второго уровня напрягать лень. Дорога кажется вечной и бесконечной. Снежные хребты приближаются крайне медленно. Казалось, сколько не крути, до них не добраться, а сзади всегда будет виден Сары-Таш.
Источников воды нет. Местами видны пастбища, но их немного, что подтверждает предположение, что с водой тут туго, несмотря на огромные просторы.
Справа видны русла ручейков, позже объединяющихся в речку Кызыл-Арт. Долина реки хоть и велика, но в июле бегущую воду различить трудно.
IMG_0045
 
15.10, 197км, 3400м над морем. КПП Киргизии. Пограничники вносят данные наших паспортов в компьютер, однако доступ в интернет прерван и мы ждем, когда он восстановится. Спустя полчаса продолжаем путь.
Асфальт прекратился.
IMG_0046
Уклон совсем невелик, как бывает в горах вдоль больших рек. Навстречу опять попались вело-иностранцы с разной степенью усталости.
Но вот наконец, дорога уходит из просторной долины в ущелье, что означает начало веселого подъема. Через пару километров пересекаем по мосту попутную реку и начинаем ломовой подъем.
17.00, 227км, 3760м над морем. Начинаю выбиваться из сил, Женька с Пашкой весело глядят на сгорбленную фигуру командира. Здесь можно встать на ночлег, рядом ручеек. Но из моих попутчиков исходил ледяной дух хладнокровия. Вполне беспощадно подбадриваемый словами "Сегодня еще нужно взять перевал", я с яростью накручивал на колесо окаянные сантиметры дороги.
IMG_0047
Вскоре мои попутчики скрылись из виду. Я же переживал аттракцион "Где-то проедешь, где-то пройдешь". Смеркалось. Я вспомнил, что Пашка по ОСМ карте анонсировал какой-то хостел, и не оставлял сил впрок для установки палатки. Как говаривали маршалы на войне "Дожигай живую силу и уходим на переформирование". В голове крутилась только яростная шутка про взятие перевала сегодня.
После очередного поворота, увидел и хостел и ребят. Хозяин попросил за ночлег какие-то космические деньги.
18.30, 233км, 4030м над морем. Решили вставать здесь. Услышал фразу, что туалет находится там, откуда только что вышел немец. Немца я не видел.
Ужинать опять не стал.Хозяева думали, что я гибну и достали целую коробку лекарств среднего размера. Отказался.
Расстелили спальники в отапливаемой части дома вместе с семьей. Всю ночь меня потряхивало и глючило. Я понимал, что это акклиматизация и горняшка, сегодня третий день пути, завтра должно стать легче.
Тем не менее восстановленные события таковы.
Домов здесь несколько, мы остановились в самом первом и самом убогом. Ночлег обошелся по 100 таджикских сомони. Окружающая убогая действительность свидетельствовала о том, что жизнь здесь непроста. Чтобы понять где сортир, совсем не обязательно следить за немцем.
Среди обрывков воспоминаний этой ночи были: подметание пола метлой и молебен бабушки, сидящей на коленях рядом с нами. Я же, считал, что всю ночь не спал, но и всего этого не видел.
IMG_0050
 
 
 
День 4. 09.07.2018, понедельник

пер.Кызыл-Арт (4336м) - пер.Уй-Болок (4232м) - Каракуль - р.Музкол
пробег 90 км
 
Утром стали бодро собираться. Ночные подробности молча договорились обсудить позже. Как оказалось, запомнились они надолго. От предложенных хозяином (позавчерашних?) макарон мы отказались и приготовили завтрак на горелке. Немного огорчило расставание с деньгами и осмотр соседних домиков. Ну да ладно, "мы здесь с тобой не навсегда". Немца так и не увидел.
8.30 старт. Сразу же суровый серпантин на перевал. Взяли в седле.
IMG_0049
По мере набора высоты, меня стандартно наполняло опьянение, но я чувствовал себя хорошо не только по этому.
9.15, 236км, 4336м над морем. Перевал Кызыл-Арт. Здесь проходит граница Киргизии и Таджикистана.
IMG_0052
Менее, чем через километр оказались на КПП Таджикистана. Здесь нет компьютеров и интернета. Нас быстро записали во все книги, проверили наличие пропуска в ГБАО и пожелали счастливого пути. Жизнь на этой погранзаставе в корне отличается от бытия соседей, у которых асфальт до райского Сары-Таша. Тут до Каракуля (о котором позже), более 60 км адской дороги. Электричества нет. Одним словом, широкие возможности для туризма.
IMG_0054
  Дорога идет вдоль просторной долины реки Коксай. Никогда не встречал такого искореженного асфальта. Он не то чтобы разбитый, он холмистый. Дорога из бугров высотой по 10-15 сантиметров выглядит весьма комично.
Поражает непривычный масштаб местности. Такое я уже встречал в Тыве, когда дорога да видимой утром горы занимает полдня. Огромные просторы и горы!
Увидели, что дорога идет в сторону, где долина сужается.
IMG_0057
Спуск меняется подъемом, а значит впереди еще один перевал.
12.22, 264км, 4232м над морем. Перевал Уй-Болок. Начинается превосходный спуск с видом на озеро Каракуль.
IMG_0059
 
После выполаживания покрытие местности все время меняется. Порадовал участок дороги среди песчаной пустыни. Огромный такой пляж. По пути попадается велотурист-одиночка с запасным задним колесом на рюкзаке. Вообще, получается, что половина встретившихся путешественников - швейцарцы. Они радостно приветствуют Пашку в майке "Почта Швейцарии". Наверное, мы также бы радовались чувакам в джерси от "Почты России" где-нибудь в горах Швейцарии. Поначалу, Пашку это забавляло, а теперь начинает надоедать. Посоветовали ему в следующий раз говорить "Раша, секонд хэнд".
Где-то далеко на берегу, показался поселок Каракуль.
Проезжаем большое кладбище. Есть какое-то подобие сарая, ежели чего.
Перед селением дорогу пересекает речка, можно искупаться.
15.00, 300 км, 3915м над морем. Наконец, мы в Каракуле. Селение хоть и большое, но на улочках пустынно. Магазин найти непросто. Женька отловила местную жительницу, та проводила нас в "большой магазин". Обычный дом, в котором продается еда в совсем маленьком ассортименте. Нам сказали, что сахара нет давно.
Мы решаем вернуться к дороге, где мы приметили припаркованные мотоциклы. Наверное, там кормят.
Останавливается джип, и к Паше с душой нараспашку почти бежит швейцарец в годах. Он счастлив здесь увидеть родного почтальона! Ему было трудно, он хотел поделиться страданиями и тяготами своего путешествия. Нашел у кого искать сочувствия. Пашка со всей искренностью пытался подобрать нужные слова. Однако, спохватившись и вспомнив о годах, когда служил на почте ямщиком, ответил "Этот, как его...Секонд-хэнд!". Швейцарец ушел в слезах.
Действительно, двое байкеров тут обедают. Немного недовольны, что их заставили купить пропуска, что трудно найти бензин и что обед дороговат. Нас же все устраивает, как мы поняли, бывших граждан СССР здесь стараются не разорять.
Продолжаем путь по Памирскому тракту.
17.36, 315 км. Пора сворачивать в ультру. Дальнейший наш путь пойдет в сторону реки Бартанг. С Памирским трактом мы прощаемся надолго.
IMG_0060
Впереди нам предстоит брод через речку Музкол, гадаем, насколько там глубоко и каково течение. Грунтовая дорога здесь - сплошная стиральная доска. Однако мотоциклы и велосипеды накатали здесь вполне сносные альтернативные тропинки.
18.20, 323 км, 4014м над морем. Брод через Музкол оказался очень простым, переехали его даже не замочив ног.
IMG_0063
Встали на ночевку тут же. Успели помыться при лучах заходящего солнца. Солнце скрылось за горой и стало холодно. Отогревались спиртом из аптечки.
День 5. 10.07.2018, вторник

р.Музкол - вдоль р.Кукйбель - пер.Аильультек (3795м) - где-то на р.Танымас
пробег 90 км
 
9.00 Утром бодренько собрались и выехали.
Следующие дни нам обещали много приключений и мало цивилизации.
Огромная пустыня, окруженная горами.
IMG_0067
 
 9.30, 329км. Развилка, нам налево в сторону реки Кукуйбель.
10.00, 335км. По пути карта анонсировала большое соленое озеро, но в наше время оно высохло, чему мы были, как ни странно рады.
IMG_0068
Это повышало вероятность того, что долина Бартанга проезжая и более менее сухая.
Большое пространство где, кроме нас, нет ни души. Как всегда, светит солнце, но на такой высоте не жарко.
11.10, 343км. Юрта-приют и мост через Кукуйбель
IMG_20180710_111610_1_rs
Вода в реке чистая. Едем вдоль реки, вниз по течению, а значит под гору.
IMG_0075
 
Впервые за поход начался дождик, но какой-то странный и неконкретный. Покапал и прошел. В это время дорога как раз пересекала ручей.
IMG_0081
13.03, 362км, 3727м над морем. Развилка на урочище Зартошкол. Пообедали у столба на развилке. Обе дороги в итоге встречаются в Гударе, но мы едем по проверенному маршруту "как все" через перевал Аильультек.
IMG_0091
Настолько гигантские просторы, что здесь можно было бы провести чемпионам мира по футболу, а заодно и организовать несколько аэропортов. Поначалу едешь завороженный такими площадями и объемами. Со временем локальные спуски и подъемы выматывают, в масштабе этого пространства скорость кажется невысокой, морально становится тяжелее.
Хочется поскорее добраться до перевала Аильультек.
До него умеренный подъем и встречный ветер. Группа растягивается. Интересно, напротив какой горы перевал: второй или третьей. До третьей далеко. А вторая - и вовсе не рядом. Рано или поздно доедем.
IMG_0093
 
15.14, 381км, 3795м над морем. Перевал Альультек. С нашей стороны он ничем не примечательный, а вот с противоположной вполне объект желаний.
Иностранцев мы видим издалека, ибо их вездесущие рюкзаки вызывают явную ярость поклонников рашн-стайла с единственным задним рюкзаком. В пользу нашего выбора говорит и наблюдение, что маленькие рюкзаки и сумочки иностранцев со временем мигрируют и сосредотачиваются на заднем багажнике. Пашка, однако, настаивает на своем варианте компоновки. Ах да, у него же футболка "Почта Швейцарии"!
Кстати, кроме иностранцев нам никого не попадалось, что к концу похода заставляло в каждом встречном видеть капиталиста.
Так вот внизу у ручья мирно отдыхала парочка туристов: девушка из Австрии и словенец. Словенец был полностью раздет, но увидев нас, начал мгновенно одеваться.
15.35, 384км. Брод через ручей, хорошее место для стоянки. Иностранцы едут навстречу, за сегодня проделали очень серьезный путь. Женька расспрашивала их об удобном месте для ночевки после спуска в долину. Они показали его на карте и Женька его "запомнила".
Дорога идет с некоторым сбросом высоты и проходит мимо бараньего пастбища.
IMG_0097
 
Пастух с семейством радостно зазывал нас на чай, но мы отказались. Спросили, где родник. Говорит, нету. Через двести метров рядом с дорогой нашелся и родник. Но ручеек проходит под дорогой. Искать нужно не на высокой скорости. Вода чистая.
Дальше начинается ядреный локальный подъем. Пашка вкручивает без остановки, я же останавливаюсь на отдых. Местами переднее колесо отрывается от земли, но всё берется в седле. Женька прогуливается.
16.58, 391км. Вершина миниперевала. Дальше только вниз. Да еще как!
Спуск в долину Танымаса просто зверский. Женька стремглав уехала вперед. Мы же с Пашкой спускаемся осторожно и раздумываем на тему конструкции тормозов. Вниз тянет неудержимо.
 
IMG_20180710_172120_1_rs
 
Если потерять контроль секунды на три, то потом можно особо не напрягаться.
Вот мы и внизу. Как-то жалко потерять столько высоты изматывая себя торможением.
IMG_20180711_091131_1_rs
Видно, что люди за эту дорогу усиленно борются. Река беспощадно пытается ее размыть. В паре мест идем по колено в воде.  Начинало смеркаться, слабый пол запросился на ночевку. Ручья всё не было. Женька, тыча в карту, требовала у гор ручья и удивлялась, почему для этого нужно еще проехать.
Пересекли пару бурных и мутных ручьев.
В каком-то месте нам повстречался ручей из белой воды. Женька потребовала немедленной стоянки, так как воды больше не будет "так Они сказали". Я настаивал на продолжении пути. В общем, женщина победила, встали в кустах с полустремной водой. Женька пообещала признать свою неправоту, если завтра в течении двух километров окажется хорошее место.
19.30, 413км, 3200м над морем. Спирт всех примирил.
 
День 6. 11.07.2018, среда

р.Танымас - Гудара - пер.Савноб - Нисур
пробег 62 км
 
Старт в 8.50. Менее, чем через километр дорогу пересекал чистый ручей и была полянка для палаток. Женька не признала своей вины, сказав что-то вроде того, что вечером ручья могло и не быть. Да-да. Не утром, а именно вечером.
Таких ручьев было несколько.
Догнали сломавшийся УАЗик, проехавший мимо нас ночью. Требуется замена ступицы, за ней отправлен гонец в Гудару. Нам позавидовали, что в России дешевые запчасти на УАЗ.
Увидели бульдозер, благодаря которому, еще жива дорога.
IMG_0106
 
На подходах к Гударе есть что-то типа оазиса с ручьем чистой воды. Неподалеку увидели двух сидящих на расстоянии людей, молча смотрящих в разные стороны. Судя по тому, что мы это не обсудили, возможно, это мне показалось.
11.30, 433км, 3107м над морем. Мы в Гударе.
IMG_20180711_110905_rs
 
Все детишки селения содрались у школы, на праздник. Однако я заметил мужчину, что-то крикнувшему старшему и побежавшем в сторону дома. Ведущий праздника нас пригласил на церемонию, но нам хотелось ехать. Магазина здесь нет, но есть уличный водопровод.
Убежавший человек оказался хранителем местного заповедника, продал нам три путевки.
Наш грустный вид способствовал приглашению на чай-обед. В доме прохладно и комфортно. Жители Памира чувствуют туристическую жилку. Особенно должностные лица. Покупают диски и учат при помощи телевизора английский. Есть несколько телешоу, пропагандирующих изучение иностранных языков. Гудару разрушило землетрясением несколько лет назад, государство построило новые дома.
Отдохнув от жары, едем дальше. Но в место желаемого плавного спуска начался злой подъемчик на локальный перевальчик.
IMG_20180711_142019_1_rs
А за ним очень уж ядреный спуск.
IMG_20180711_143416_1_rs
Всё-таки местные дороги отличаются от привычных в горной местности. Там если вниз по реке - то спуск, а вверх по течению - подъем. На Памире же течение реки вторично. Главное - обилие маленьких подъемов и спусков. Броды, как везде.
IMG_20180711_152114_1_rs
 
15.10, 471км, 2700м над морем. Мост через реку Гудара. Проехали кишлак Рухч.
То ли в кишлаке был магазин ковров, то ли кто-то решил высушить все имеющиеся ковры. Не понятно. В кишлаке нас приветствовало невероятное количество детей.
После кишлака захотелось пить. 
Едем-едем, воды нет. Остановились смотреть карту. Вдруг по дороге идет человек (видимо, не первый день), вода, говорит, за поворотом. Действительно, прямо из-под горы течет чистейшая вода.
Через некоторое время пересекаем приток Гудары по мостоу и начинаем вечерний героический подъем на перевал окружной дороги Савноба.
IMG_0113
 Сам Савноб тупиковый, в нужном направлении из него выходит только пешая тропа. Начали закручивать. В крутых подъемах одна радость - высота набирается быстро.
19.00, 470км. Вершина перевала. На спуске на приличном расстоянии от дороге было увидели что-то вроде воинской части.
IMG_20180711_190000_rs
 
Окончательно спустились с перевала. На том берегу реки, которая уже называется Бартанг видно селение Нисур, от которого идет тропа на легендарное Сарезское озеро. Пропуск туда раздобыть невозможно, но местные ходят без проблем.
19.30, 475км. Встаем в зеленой зоне.
IMG_20180711_190453_rs
Взгляд назад и хватит с этого дня.
 
День 7. 12.07.2018, четверг

Нисур - Басид - Барганг
пробег 84 км
 
7.40 старт. Больше здесь делать нечего. Рядом течет приток Бартанга, брод хоть и есть, но лучше сделать петлю в пару километров и проехать по мосту.
Чтоб поехать вниз по реке совсем необязательно карабкаться по дороге через Рошорв. Гораздо мирно и размеренно можно ехать берегом реки.
IMG_20180712_084937_HDR_rs
 
Дорога идет красивым живописным ущельем. Кроме этого сказать больше нечего.
IMG_20180712_112211_1_rs
 
В какой-то момент Пашкин смартфон обещал гестхаус с питанием, но жители этого хуторка еды нам не предложили, несмотря на наши явные намеки. Алею из деревьев посадили, картошку выращивают.
С горы стекает струйками водопад. Пока вода течет по камню, успевает нагреться. Чрезвычайно удобно мыть голову.
IMG_0120
Местами дорога бывает похожа на русло реки.
IMG_0119
12.30, 519км, 2353м над морем. Так с шутками-прибаутками добрались до Басида. Магазин оказался неприемлем для нас. На выезда из этого крупного кишлака нас зазвали в типа базу отдыха, накормили, поговорили и денег не взяли. Сразу видно, люди деловые, семейство крепкое, дружное, сын учится в Барнауле. Очень приятные люди. Спросили нас не попадался ли по пути бульдозер, работает ли. Бульдозер видели, но он только начал заводиться. Наверное, мы выглядим диковато, что скажете?
IMG_20180712_124327_rs
В туалете есть инструкция, как пользоваться заведением.
IMG_20180712_135749_rs
Дорога продолжает быть живописной
IMG_20180712_164931_HDR_rs
А вот перед кишлаком Бартанг случилось страшное. Ждем Пашку, а его всё нет. Обычно он плетется где-то далеко впереди, а тут пропал. Оказывается, наслаждаясь своим найнером, он проехался по воде и навернулся чрезмерно надолго.
Бартанг - крупный кишлак. Здесь магазины настолько крупные, что продавцы могут себе позволить в них отсутствовать. У магазинов нас обступила толпа. Мы-то думали выпить пивка, а пришлось выступать. На магазине афиша о проводящейся лотерее.
За Бартангом Женька начала поскрипывать. Вот дела! Я думал осилить еще 20 километров.
И тут пришла в голову страшная мысль. Сегодня четверг. Получается, в Хороге мы будем в субботу. ОВИР будет закрыт, и до понедельника нам придется там спиваться, а потом нагонять график похода. Километров на пять страшилка работала, но потом Женька окончательно закончилась. Дорога основательная, трафик небольшой, но уже есть.
19.10, 559км. Встали справа от дороги за глыбой-горой. С дороги всё равно видно, но больше нет совсем ничего. Пока ставили палатки, увидели, что поляна наполняется водой. Нашли место повыше.
 
День 8. 13.07.2018, пятница

Бартанг - Шучанд - выезд на Памирский тракт
пробег 40 км
далее на машине до Хорога.
 
7.00 старт. Накачка прозябанием в Хороге подействовала. Да и этот Бартанг уже начал утомлять.
IMG_20180713_083918_HDR_rs
8.43, 580км. Начался асфальт!
10.20, 599км. Достигли тракта. После гор трафик кажется огромным. Тут же расположен магазин. Но нам опомниться не дали. Откуда не возьмись нам попалась бабуля. Узнав, что мы хотим поехать в Хорог, начала куда-то звонить и на кого-то орать. Потом с улыбкой пообещала транспорт через 5 минут. Действительно, подъехал микроавтобус, и мы начали очень быстро загружаться. Пока загружались, бабуля бесследно исчезла и нам некому было выдать всю благодарность. Человек дела!
Нас за сто сомони везет сборщик-продавец молока. Бизнес таков: по пути мы скупаем молоко (все знают расписание этой машины). Заливаем его в бидоны. Процесс перелива никак не связан с санитарными нормами. Продаем это молоко в Хороге.
Почти сразу на дороге увидели перевернувшуюся фуру. Справа река, за ней Афганистан. Никто не иммигрировал!
По телефону молочник обзвонил полгорода и узнал, что ОВИР находится на центральной улице. Там же и хостел. Приехали, рассчитались и водителя тут же окружила толпа любителей молока.
Для нас день только начинался. После границы с Киргизией нам требовалась крепкая попойка.
В ОВИРЕ от нас потребовали оплатить через определенный банк денежки, а потом сказали, что оформление занимает сутки, а завтра выходной. Но поскольку завтра в ОВИРе занятия физкультурой (!), то нам до обеда отдадут регистрацию.
Женька и Паша купили по сим-катрте для интернета и скоро превратились в мычащих больных интернет-лихорадкой. Продавщица сим-карт попросили завтра нас завести копии регистрации, мы глотнули пивка и начали длинный путь домой. В результате хождений по городу с полторашками в руках вечер не оставил никаких воспоминаний.
В Хороге есть один единственный светофор.
 
 
День 9. 14.07.2018, суббота

Хорог - Рошткала - Седж
пробег 78 км
 
Утро был так себе. Спешить было некуда, решили немного поваляться.
Тревога началась внезапно. По результам вчерашнего освобождения города куда-то подевался Пашкин паспорт! На Пашку начали навиваться перспективы поишачить оставшуюся жизнь на местной почте.
Перерыли всё и начали вспоминать.
Единственное место, где хоть как-то он мог уцелеть - в офисе Мегафона. Очень-очень пришлось туда метнуться. О, чуда! Он так и пролежал в сканере.
Получили регистрации в ОВИРе.,
11.00 старт. Город начала надоедать. Сегодня здесь должен состояться праздничный концерт, но с нас и так хватит. Переезжаем городскую реку и находим дорогу вдоль реки Шахдара. С нетерпением хотелось расстаться с пыльным Памирским трактом.
Долина Шахдары начинается с КПП. Проверили пропуска в ГБАО. Крайне полезно при себе иметь ксерокопию пропусков. Просто отдаешь на посту и едешь дальше, никаких записей в журналах (оригинал проверять не принято).
У нас копий не было, пришлось подождать. Жара и похмелье превращали минуты в вечность. Паша озаботился, пройдет ли весь этот кошмар. Я ответил, что еще не раз пройдет.
Дорога асфальтовая, хоть и в гору, но приемлемо. По пути много питьевой воды.
633км. Рошткала, здесь заканчивается асфальт, но можно пообедать. Проголодались - значит здоровы.
За одним из кишлаков увидели целую тусовку молодежи на машинах, все радовались и танцевали. Наверное, свадьба. Не задержались.
Забавно, но дальше дорога шла через лес.
IMG_0126
Внутрь леса почему-то не хочется. Наша цель проехать как можно больше. Настраиваемся дотянуть до Седжа, за которым должно быть хорошее место для ночевки.
Седж большой, глазеют все.
На месте предполагаемого ночлега построили дом, идет отделка. А дальше крутой подъем на прижим. Женька начала проклинать всех составителей отчетов, а-ля "как можно доверять распечатанным отчетам".  А других и нет. "Вот никаких и не читайте".
677км. Встали в пушистых кустах у реки. Течение очень сильное, смывает грязь с тела само.
Ну и день, даже фоток почти нет.
 
 
 
День 10. 15.07.2018, воскресенье

Седж - р.Кокбай
пробег 60 км
 
8.08 Старт.
Наверное, долина Бартанга была очень красивой. Шахдара как-то ничем не запомнилась. Как-то скучно и в гору. Может, в этом всё дело?
IMG_20180715_133246_1_rs
Запомнилось купание в чистой реке и виды на пики Маркса и Энегельса вдали.
IMG_0130
Оглянешься назад - Пашка едет.
IMG_0128
Посмотришь вперед - так бескрайне.
IMG_0131
Только Маркс с Энгельсом приковывали взгляды.
IMG_0134
В какой-то момент пришла мысль, что мы занимаемся ерундой.
Дальше - развилка. Нам налево в сторону озера Кокбай. Дорога резко стала крутой, впервые за поход иду пешком.  Пашка же проехал весь маршрут в седле.
Женька требовала стоянки. Со временем наша стая превратилась в Женька "давайте встанем здесь" и Пашка "Давайте разбавим еще (спирта)".
17.30, 737км. Что-то сегодня я сдался без боя. Нашли хороший бережок бурной и чистой реки, встали лагерем.
IMG_20180716_054725_1_rs
Пашка полез на тот берег, к ручейку набрать воды. Мы брали из реки. Когда сквозь нас прошло стадо баранов, стало ясно, что брать из реки удобнее.
 
День 11. 16.07.2018, понедельник

р.Кокбай - оз.Кокбай - памирский тракт - пер.Кой-Тезек (4272м) - горячие источники у горы Ортобуз
пробег 64 км
 
8.50 старт. Сегодня предстоит развлечься наборами высоты.
Подъем к перевальному озеру Кокбай поначалу неимоверно крут, но ближе в вершине становится вполне пологим.
11.12, 752км, 4228м над морем. Озеро Кокбай. Симпатичное перевальное озеро, но не более того.
IMG_20180716_101345_HDR_rs
Можно проехать несколько километров влево и увидеть большое озеро Турумтайкуль, но в отчетах мы не встречали восторгов от его созерцания, поэтому крутим вперед, к Памирскому тракту.
Около брода через Юж.Тогузбулок расположено стойбище. Женщины занимаются стиркой белья. Паша берет брод в седле. Далее пару километров дорога набирает высоту, а оттуда чрезмерно крутой спуск. Перед спуском Паша обнаружил исчезновение смартфона, который давно уже нам заменил навигатор. Мужественно вернулся к броду и вновь его обрел.
Отсюда просматривается Памирский тракт и предстоящий перевал Кой-Тезек
IMG_0138
Зажимаем тормоза, спускаемся. Женька традиционно впереди.
13.02, 763км, 3900м над морем. Выходим к тракту, но путь преграждает река. Ищем удобный брод, борясь с желанием отобедать. Легкого брода нет, но зато в низ по течению, где-то в километре, а может быть и в паре, видим мост. Дорога плохая, но мост лучше, чем брод.
Вышли на тракт, приготовили обед и наблюдали, как стадо овец штурмует притоки реки. Удивляемся, как бараны справляются с течением, когда казалось бы их должно уже унести бурным потоком.
Издалека приятно наблюдать, как в перевал вползают грузовики. Тракт пустой, едем не спеша. Где-то под дорогой бъет родник и выходит через трубу справа. Вода хорошая.
Начинаем подъем. Жарко, часто останавливаемся передохнуть на витках верпантина. Машины, идущие на спуск, пугают.
16.26, 778км, 4273м над морем. Перевал Кой-Тезек, прохладный встречный ветер. Зато спуск!.. Местами разгоняемся до 70 км/ч, однако дорога разбита, увлекаться не стоит.
Местами обгоняем фуры, местами - они нас. Наша цель на сегодня - горячие источники около горы Ортобуз. Разведка этой дороги позволяет сделать хорошую срезку на озера  Яшилькуль и Булункуль.
Первая попытка срезать по дороге, нарисованной в генштабовской карте не приводит к успеху. Дороги нет. Чтож едем дальше, местами избегая разбитый асфальт по грунтовом дублеру. Добираемся до хутора Тагаркани. Здесь решили заночевать несколько дальнобойщиков. Женька предлагает остановиться здесь. Моим доводам достичь горячих источников никто не верит.
Идут осматривать ночлег и быстро возвращаются с лицами, выражающими ужас. Как-то неохотно делились впечатлениями, зато поехали в сторону источников. Прямо через хутор влево идет нужная грунтовка. Немного поскакав по чукурам, пересекаем реку Сулу-Тагаркани.
Все опять желают-с ночевать. Паша намекает на усиленную дозировку спиртов.
Впереди пастбище, но где источники. Пастух показал взмахом руки нужное направление.
18.40, 801км, 3900м над морем. Горячие источники. Здесь уже несколько дней стоит таджикская семья в мужском составе с большой утепленной палаткой. Спросили лекарства от живота. У нас есть. Также ждут пацанчика, побежавшего лечиться от горной болезни на ближайшую вершину.
IMG_20180717_074038_HDR_rs
 
Видя, что источники заняты, я предложил ехать дальше, но мои попутчики стали крутить у виска. Как-то нескладно идет дело. Подчиняюсь большинству.
Курортники приготовили нам кипяток на паяльной лампе, и мы быстро поужинали. На угощения не польстились, еда нынче в избытке.
Источники не горячие, но сойдет.
Пить из реки нельзя. Где-то есть родник.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
День 12. 17.07.2018, вторник

горячие источники - пер.Яшилькуль (радиально) - вокруг оз.Булункуль - вдоль р.Аличур - Аличур
пробег 61 км
 
8.50 старт, встают нынче лениво.
Прощаемся с дружелюбными соседями, едем в сторону Булункуля.
 IMG_0145
Дороги от источников поначалу нет, но если вскарабкаться на полку, появляется колея.
 
IMG_20180717_080715_HDR_rs
Едем долиной реки, а потом выходим на огромные просторы окрестностей Булункуля.
10.24, 816км. Подхватываем дорогу из Булункуля на озеро Яшилькуль.
11.00, 819км, 3879м над морем. Очень лихо набираем 200м высоты и оказываемся на перевале Козамбес с видом на озеро Яшилькуль.
IMG_0151
Озеро красивое. Даже мне уже начинает хотеться "встать здесь" и "разбавить еще".
IMG_0152
Но впереди много интересного. Съехав назад с перевала, решаем не заезжая в Булункуль, проехаться противоположным берегом одноименного озера. Вдалеке на берегу видет строящийся дом, значить дорога в ту сторону есть.
После стройки дорога переходит в тропу. Ехать можно. Однако, чувствую сзади недружественное молчание. Обещаю развернуть назад, как только трапа перестанет быть проезжей. Чем дальше, тем труднее выполнить его, да и тропа хуже не становится. Местами спрыгиваю с велика, но Пашка проехал ее всю.
IMG_0156
Озеро приятное, но мест для купания нет. Везде водоросли, хотя вода чистая. Через некоторое время тропа вновь развивается до колеи. Появляются места для купания.
IMG_0160
12.48, 828км, 3737м над морем. Выходим на реку-протоку между этими двумя озерами. Традиционно были страхи, что брод будет непрост, но всё оказалось несложно.
IMG_0161
К берегу припаркована чья-то лодка. После обеда дорога идет вверх с ломовым набором высоты. От переправы есть и более пологая дорога, но нам показалось, что она идет "не туда". Сверху видно, что дорожная сеть позволяет объехать этот холм.
IMG_0163
На верху Женька не останавливалась помчалась в сторону Булункуля. Видимо так на нее действует желание ехать под спуск. Догонять было поздно, крики заглушал ветер. Сидим, грызем орешки и ждем, пока товарищ образумится. Приехала сердитая и ни в чем не виноватая. Ну мы-то знаем...
IMG_0166
Нам в сторону реки Аличур. Дорога идет от нее на удалении и лишь в одном месте вплотную приближается к ней.
Долго думаем, не пообедать ли. Через пару километров обещаются источники с минеральной водой, поэтому есть выбор. В месте предполагаемых источников увидели крошечные фигурки людей. К ним по дороге несется с нереальной скоростью какой-то неопознанный транспорт. Женька назвала его "Кин-дза-дза". Двое погрузились и поехали в нашу сторону. Это оказался мотоцикл Днепр (или Урал) с максимально упрощенной коляской. За рулем местный, к коляске немцы.
Стали расспрашивать про источники. Разговор начал вскоре смешить. Так складывалось, что когда мы говорили по-русски, нам пытались отвечать немцы, а на английские вопросы отвечал памирец. Разговор явно не клеился. Решили обедать тут.
Кин-дза-дза поехала дальше, из последних сил карабкаясь в очень достойную гору.
На поверку источники оказались совершенно неинтересным местом. Развлекла только струя воды, время от времени вырывающаяся вверх в количестве ведра.
Дальнейший путь очень порадовал. Дорога ныряет по небольшим горкам, спуски позволяют с разгону заскочить в подъем.
Оказываемся в заболоченной долине, но дорога есть. Также есть соленое озеро.
IMG_0167
В разрушенном заброшенном кишлаке обнаружили двух парней на мотоцикле. Непонятно, чем они тут занимаются.
IMG_0168
Продолжаем развлекаться спусками-подъемами на чукурах.
IMG_0169
Постоянно задаемся вопросом, туда ли едем. Да вроде, больше и некуда: с одной стороны река, с другой должен подойти Памирский тракт.
Находим около десятка туш полусгнивших овец. Женька радостно узучает их, желает сфотографироваться чуть ли не в обнимку. Мне, как мужу, не по себе.
18.00, 862км, 3861м над морем. Показался мост, по которому тракт пересекает реку Аличур и финальный набор высоты к нему из долины.
Цивилизация действует на нас губительно. У моста есть хостел, но мы решаем поехать в столовую через все село. В столовой нет пива. Паша отправился его искать и нашел в этом самом хостеле. Поели-попили. Приехавшие после нас дальнобойщики остались без мяса. Кто-то украл у меня с руля бейсболку. Поехали в Мегафон-контору, возобновить связь. Нас поняли не сразу, но связавшись с Хорогом, сказали, что нужно срочно доставить  регистрацию в Мургаб. В общем, я заставил всех на всё плюнуть и пилить в хостел. Там было и пиво.
Фото апартаментов.
GOPR4822
И слава Аллаху!
 
 
 
День 13. 18.07.2018, среда

Аличур - пер.Найзаташ (4314м) - пер.Джаман-Тал - Мургаб
пробег 105 км
 
9.50 выехали, расслабляют эти цивильные ночевки. Планы на день сегодня простые: допилить до Мургаба, поймать таксо и двинуть на машинке к границе с Киргизией. Теоретически - последний день. Но всего лишь теоретически.
Утром заехали в хозмаг, купили мне новую бейсболку, и зажил я пуще прежнего!
Дорога - асфальт против нас играет уклон и ветерок. А, впрочем, пустяки.
IMG_0170
Как обычно, ближе к концу похода некоторые члены группы считаю, что все позади и пребывают в эйфории.
Долина Аличура широка и просторна. Правильнее было бы запилить по грунтовке на противоположном берегу. Наверное, сегодня у меня ностальжи.
Подъем на перевал совсем несложный и перевал совершенно неинтересный.
12.20, 915км, 4314м над морем. Перевал Найзаташ.
IMG_0171
А вот спуск весьма азартен.
В семи километрах от перевала Мамазаир, маленький хутор. Тут-то мы и напросились на обед. Хорошо пообедали, переждали жару.
GOPR4837
 
На одном из поворотов увидели красивую долину реки Караулдык-Дала. Она как-то странно отличалась от всего увиденного ранее. Небо не синее, а голубое, и другие краски посветлее. Очень интересно.
IMG_0175
По пути в Мургаб взяли еще один перевал Джаман-Тал. После него дорога поворачивает вправо и становится виден Мургаб. Районный центр. Становится как-то грустно.
IMG_0178
16.12, 963км, 3586м над морем. Въездное КПП. Предъявляем аусвайзы и мандаты. Какой-то интурист на велике искал своих попутчиков.
967км - мост через реку, Мургаб.
Дорога сама приводит на рынок. Тут мы договариваемся о микроавтобусе, отдаем в Мегафон копии регистрации и закупаем немного продуктишек. Долго торгуемся с таксистами. Но если остаться ночевать, выйдет еще дороже.
Загрузились в микрик, водитель стребовал аванс, залил на него бензина. В дальнюю дорогу попросил взять в машину родственника, на всякий случай. Мы уступили.
Вскоре мы оказались в долине реки Ак-Байтал и ехали на самый высокий в СССР автомобильный одноименный перевал.
При составлении маршрута, мне очень хотелось взять его в седле, но как показала жизнь в Каракуле, там невозможно было бы поймать машину.
С грустью я смотрел на красивые горы долины. Вид штурмующих перевал велосипедистов вызывал очень темную зависть. Из окна мы видели, как некоторые из них встают на ночлег, оставив штурм на завтра. Машина забралась почти на самый верх, уже темнело, тогда мы увидели самых выносливых, которые через пару сотен метров достигнут цели. Невыносимо.
Спускаемся с перевала, проехали Каракуль. Наш круг замкнулся.
Было уже совсем темно, когда машина остановилась перед одним из притоков Меркансу. Дорога размыта. Прям на реке сидит грузовик, попытавшийся рискнуть. Ниже по течению застряли два УАЗика в надежде найти брод. Ночуем здесь.
Наш водитель взял в обратную дорогу часть пассажиров, выбрались и УАЗы.
Грузовик всю ночь рычал, водитель грелся и пытался вырваться. Приехал хозяин, надеялся показать мастер-класс, но тщетно. Грузовик вытащил трактор уже утром.
 
 
 
 
 
 
День 14. 19.07.2018, четверг

Меркансу - пер.Кызыл-Арт - Сары-Таш - пер. 40-летия ЛКСМ Киргизии
пробег 78 км
 
 
Не помню, во сколько выехали. Трактор вытащил грузовика и чинил переправу.
Придется покрутить, да взять еще раз Кызыл-Арт, но с юга.
По пути увидели туристов из Вьетнама, спящих прямо на обочине.
Тут я почувствовал люфт в заднем колесе. Не то, чтобы большой, но ощутимый.
IMG_20180709_113558_1_rs
Покопаюсь-ка.
Увидел много удивительного. Во-первых - лопнувшая спица DT champion (обод Mavic), чего нигде не встречал. А вот шимановская втулка (ХТ) заставила нахмуриться. Перед походом, обслуживая ее, я не дотянул проходную гайку-трубку. Она сожрала втулочную резьбу. Получается, что у меня теперь две половины втулки и их удерживает лишь эксцентрик. Такие случаи науке известны. Немного попроклинал себя. Придется собирать новое колесо. Ободу лет десять, тоже поменяю.
С таким колесом можно ехать, тем более, впереди только асфальт.
12.00, 988км. Мы на КПП границы Таджикистана. Здесь, как и в прошлый раз, все быстро: нет автоматизации - нет проблем.
12.35, 989км, 4336м над морем. Уже знакомый нам перевал Кызыл-Арт.
Проезжаем без остановки перевальный приют хозяина-жлоба.
На приграничном КПП Киргизии длинная очередь из машин. Все ждут появления интернета. Велосипедисты и автостопщики приравниваются к пешеходам, поэтому в очередях не стоят-с. На середине Алайской долины начинается сильный встречный ветер. Пока боремся с ним в одиночку.
На развилке перед Сары-Ташем длиннющая очередь грузовиков всех мастей со стороны Душанбе.
После развилки ветер стал совсем злым. Всего три километра, но приходится упираться. Тащу группу "на колесе".
16.30, 1032км. Сары-Таш. Здесь плотно питаемся в знакомой кафешке.
Начались грязные намеки на ночевку аля "встать здесь".
Быстренько вправляю группе разум и начинаем подъем в перевал. Грузовики рассосались, иначе было бы тоскливо.
19.03, 1042км, пер. 40-летия ЛКСМ Киргизии.
19.10, 1045км, встаем на ночевку на бескрайнем лугу между перевалами.
IMG_20180720_082856_1_rs
Женька любит фотографировать всякую дохлятину.
 
День 15. 20.07.2018, пятница

пер. Талдык (3588м) - Гульча - пер.Чыйырчик (2402м)
пробег 113 км
 
Как-то ни к чему описывать уже знакомую обратную дорогу.
Проехали и хорошо. Вся дорога до Гульчи под гору. Встали перед перевалом, несмотря на баталии. Свое мнение в этот раз было у каждого, и никто не хотел компромиссов. Получилось почему-то по-моему. Возможно, из-за того, что в этот раз я одновременно захотел "Встать здесь" и "Разбавить еще".
 
День 16. 21.07.2018, суббота

пер.Чыйырчик - Ош
пробег 66 км
 
Через 3 км взяли перевал и проехали под гору до Оша менее, чем за три часа.
11.40, 1224км. Приехали в наш знакомый хостел и отпраздновали поход в кафе "На углях"
 
IMG_20180721_170937_1_rs
IMG_20180721_165530_1_rs
Спасибо за внимание!

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Таджикистан
еще маршруты
О Маршруте