День второй,
Четверг, 5 июля 2007 года, Прогулка на корабле.
Проверка паспортов. Машины с правым рулем.
Японский метод борьбы с гололедом. Гостиница «Владивосток». Ресторан «Джосер» и
казино «Луксор». Район «Улисс». Научный музей ДВГУ. Гигантская тридакна и
пропавшая кабарга. Бохайское государство. Взлет и падение Золотой империи
чжурчжэней. История ДВГУ. Санитарный катер «Барс». Бухта Золотой Рог. Не фрегат
«Паллада». Остров Русский и Ворошиловская батарея. Женщины на корабле. Почем
авиабилеты для народа? Краснознаменная гвардейская лодка «С-56». Триумфальная
арка имени Николая II. Сергей Лазо- мифы и реальность. Владивосток-город
контрастов. Площадь Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке. День рыбака.
Боевые корабли и два вокзала. Памятник Ленину. Пиво с неприличным названием.
В половину десятого утра по местному времени (плюс 7
часов к московскому), самолет совершил посадку на полосу, проложенную среди
негустого леса. Первым у трапа нас встречал милиционер, проверивший у
пассажиров паспорта.
-Рудимент социализма, –догадался я.
И в самом деле, к чему была эта проверка? Всех перед
посадкой и так проверили, а вероятность того, что кто-нибудь умудрился
нелегально пробраться на самолет во время полета равнялась абсолютному нулю-
такие случаи бывают конечно, но только в голливудских фильмах.
Аэропорт назывался просто и со вкусом: «Владивосток»,
а не какое-нибудь там «Внуково», к примеру. Находился он в городе Артемовск,
километрах в 40 от Владивостока.
Нас встречала барышня Света из ДВГУ на микроавтобусе с
водителем и правым рулем: встретила она заодно и коллегу Ратмира, прилетевшего,
как оказалось, одним с нами рейсом. Ратмир работал в крупной компьютерной фирме
и с ходу начал поносить «Microsoft» вообще и Билла Гейтса в частности. Это было
не ново и мы постарались его с софтовой тематики сбить, переведя разговор на
автомобили.
-А что, в городе все машины с правым рулем?
–поинтересовалась Оксана.
-Ну да, -ответил Ратмир, часто, как оказалось,
посещавший Владивосток.– Правда у нас в Новосибирске машины, имеющие пробег по
Владику, стараются не брать - двигатель у них сильно изношен. Город-то на
сопках расположен: газ-тормоз постоянно переключаешь. Вам бы в Зеленый угол на
экскурсию съездить - там огромный рынок японских автомобилей расположен.
Российские же автомобили (при наличии рядом Японии) смысла покупать нет, так же
как и леворульные «японки»: помимо того, что гнать их с Запада дорого, дело еще
и в том, что у японских машин, произведенных для продажи на экспорт, антикоррозийная
защита хуже. Был я в Японии, так там на севере климат почти такой же, как и у
нас: снег зимой с гололедом. Едешь по тамошней трассе, а вдоль дороги
расположены разбрызгиватели, поливающие шоссе горячей морской водой - вот такой
вот метод борьбы с гололедом.
-Дороги во Владивостоке плохие, к тому же дублеров и
развязок почти нет, -продолжал Ратмир.– Поэтому зимой, когда снег выпадает
(бывает это, правда, редко), полный коллапс наступает: стоит какому-нибудь
автомобилисту на лысой резине выехать - весь город в одной сплошной пробке
стоит.
Ратмир, как представителю солидной фирмы и положено,
остановился в новом отеле «Хендэ» - центре деловой активности Владивостока, на
улице Суханова. Там мы его и высадили, двинувшись дальше – к гостинице
«Владивосток», куда благополучно и прибыли, немного постояв в пробках,
организованных (по моим наблюдениям) контейнеровозами, направлявшимися из
порта. Наблюдать последние в центре города было даже как-то странно: все равно,
что грузовики-длинномеры на Тверской.
Построена гостиница на излете советских времен (1985
год), поэтому вид имеет вполне блочно-типовой, но значительно внутренней
отделкой облагороженный. В рецепции суетились миловидные девушки, у которых мы
поинтересовались: оплачены ли наши номера? В показаниях барышни путались:
сперва они сообщили, что номера оплачены с 5 по 7 июля, но (под нажимом),
внимательно рассмотрев счет и платежное поручение, вынуждены были продлить срок
нашего в отеле пребывания по 9 июля включительно.
http://www.azimuthotels.ru/content/?id=9
-Туроператор- то наш – жжет, –удивился я искренне.– Уверен
был, что наличными платить придется.
-А перелеты я ему все равно припомню! –мстительно
вставила Оксана.- И прошлый, и предстоящий.
Поселили нас на 6 этаже, в отдельных номерах,
именовавшихся «Комфорт двухместный» (1900 рублей в сутки в высокий сезон, 1700-
в низкий). Номера были небольшие, с 2-мя кроватями и волшебным видом на
Амурский залив - гостиница и располагалась по адресу: улица Набережная, 10.
Часть перспективы (слева) загораживала многоэтажка, срочно строившаяся (как мне
показалось) в самом заливе, на насыпной земле.
Ванной как таковой в ванной комнате не имелось, зато
был душ без поддона, а в душе - горячая вода. Там же, кроме полотенец, имелись
мыло и шампунь.
Освежившись и переодевшись, мы спустились в ресторан
«Джосер» при отеле. К ресторану примыкало казино «Луксор» - проход к ним был
украшен мини-копией аллеи сфинксов с бараньими головами в Луксоре (древних
Фивах), символами Бога Солнца Амона-Ра, Царя всех Богов.
В ресторане мы выпили по чашечке «эспрессо» (60
рублей) и вышли в холл отеля, где встретили своих коллег, прилетевших, в
отличие от нас, прямым московским рейсом. Осмотрев киоск в холле, мы с Оксаной прикупили
по мини-путеводителю «Владивосток» (100 рублей), предположив, что в
перерывах между заседаниями исследовать
город нам все-таки удастся, хотя бы и частично. В путеводителе имелась даже
карта города, но настолько маленькая, что разобрать на ней что-либо, кроме названий
районов, было затруднительно.
-Надо будет нормальную карту купить, -сообщил я Оксане
и посмотрев на карту, добавил.- Надо же, один из районов города «Улисс»
называется - так же, как и моя книжка.
Между тем собравшаяся компания из гостей и хозяев
направилась к автобусам, ожидавшим на стоянке.
Первым делом нас отвезли в Научный музей ДВГУ,
расположенный на Океанском проспекте. Собственно говоря, это несколько музеев,
расположенных под одной крышей: Зоологический, Музей археологии и этнографии,
Музей редкой книги и Музей истории ДВГУ.
http://museum.wl.dvgu.ru/muszoo.htm
Особенно впечатлял Зоологический: на площади в 370
кв.м. в 55 его витринах размещено 3 тысячи экспонатов (из них 800 раковин).
Гордости коллекции: амурский тигр, дальневосточный леопард, гигантская раковина
тридакна, странствующий альбатрос и глубоководная акула-нянька.
Разглядев в витрине росомаху, я решил, что где-нибудь
поблизости должна быть и кабарга.
-А кто такая кабарга? –заинтересовалась Оксана.
-Типа небольшого оленя с клыками, -ответил я.– Любимая
пища росомахи: впрочем, последняя лопает все, что ни попадя - и падалью не
брезгует. Дальневосточная гиена, в общем, только не стаей охотится, а в
одиночку.
Кабарги нигде не было. Служительница призналась, что в
музее чучела кабарги не имеется.
-Ну вот, -расстроилась Оксана.– Все есть, а кабарги –
нет.
-Ну, найдем где-нибудь, -неуверенно попытался утешить
ее я.– В крайнем случае, в Рунете поищем.
Музей археологии и этнографии тоже понравился: в
центре его, под стеклянной витриной, лежали два древних скелета местных
аборигенов - находка археологов.
-По скелетам ученые установили, -сказал директор
музея.– Что в древности Приморье населяли люди монголоидной расы, ближайшие
родственники современных эскимосов.
Чувствовалось, что скелетами в частности и музеем
вообще директор очень гордится. Он любовно продемонстрировал нам большой
глиняный кувшин, склеенный из черепков, сообщив, что кувшин сделан еще до
изобретения гончарного круга.
-В 628 году на территории Приморья возникло первое государство: Бохайское,
-продолжил директор.– Помимо Приморья включало оно в себя значительные
территории Маньчжурии и Северной Кореи. Создано государство было прежде всего
для защиты от воинственных соседей и просуществовало почти 300 лет, после чего
юго-западными соседями (киданями) все-таки было разгромлено: опустевшие земли
заселили чжурчжэни, бывшие вассалами киданей.
-Но вассалами они оставались сравнительно недолго: в 1115 году
чжурчжэньский вождь Агуда, оказавшийся талантливым полководцем, объявил о
создании Золотой империи чжурчжэней (по-китайски - Цзинь), а себя назначил ее
императором. Окончательно разгромив киданей, чжурчжэни захватили весь Северный
Китай. После таких территориальных приобретений сами чжурчжэни составляли всего
10% населения Золотой империи, просуществовавшей чуть более 100 лет (до 1234
года) и павшей под ударами татаро- монголов.
-В 1234 году последний император чжурчжэней Ниньясу передал власть своему
родственнику Чэнлиню, а сам повесился. Через несколько дней Чэнлинь был убит
восставшими солдатами, а с учетом того, что все члены императорской фамилии
находились в плену, опустевший трон просто некому было занять - так и пала
Золотая империя. Но чжурчжэни не сгинули бесследно, как многие другие народы -
потомками их считают себя нанайцы.
-После печального опыта с чжурчжэнями китайцы устроили из нынешнего
российского Приморья «полосу зачистки» - дабы никогда не иметь больше под боком
опасного северного соседа, того или иного. Так что до самого своего
присоединения к Российской империи места эти были довольно безлюдными.
На одной из стен музея висело чуть ли не два десятка
огромных ружей (я и не подозревал, что такие бывают), дополняли композицию
кокетливо расставленные небольшие пушки. Ружья оказались крепостными, 18-19
веков, китайского производства. Яркими пятнами выделялись несколько комплектов
самурайских доспехов.
-Доспехи эти в позапрошлом веке японцами совершенно не
ценились, -сообщил директор.– Отдавали их по дешевке, считая ширпотребом - 16-й
век, мол, всего лишь. Сейчас локти себе кусают, достать не могут.
В Музее редкой книги и Музее истории ДВГУ мы долго не задержались (торопились),
но директор успел поведать вкратце, что в 1899 году во Владивостоке для
изучения восточных языков и стран был основан Восточный институт, ставший
первым российским высшим учебным заведением на Дальнем Востоке. Основными
изучаемыми языками являлись китайский, маньчжурский, японский, корейский и
монгольский, хотя обучали в институте не только языкам. В 1918 году институт
распался на ряд частных вузов, но в 1920 году Приморская областная земская
управа (то есть Временное правительство) еще до прихода красных объединила
Государственный Восточный институт и все отколовшиеся от него факультеты в
Государственный Дальневосточный университет.
-Беда пришла в 1939 году, –рассказывал директор.– Университет был закрыт,
а 42 его сотрудника и студента репрессированы. Причину закрытия никто уже точно
и не помнит: поговаривают, что просто на здание университета положил глаз НКВД.
Библиотека ДВГУ была разгромлена, книги тракторами запахивали в ров. Коллеги
наши недавно в Китае были, так они книги со штампом ДВГУ в одном из тамошних
музеев обнаружили. Восстановили ДВГУ только в 1956 году, Указом Совета
Министров СССР.
Мы поблагодарили воодушевленного директора и, получив
от него в подарок по музейному буклету, вышли на улицу. Погода была солнечная,
но не жаркая. Нас отвезли в здание, когда-то отобранное НКВД (улица Суханова,8)
- корпуса ДВГУ разбросаны по всему городу - и представили ректору, после чего
опять погрузили в автобусы и привезли в порт.
Оказалось, что у ДВГУ имеется собственный небольшой
флот, на одном из корабликов которого нас и решили покатать. «Барс» (так он
назывался) являлся бывшим санитарным катером, предназначавшимся для доставки
больных и раненых к плавучему госпиталю. Военные его списали, а ДВГУ
восстановил и использует - и не только для прогулок. Капитан «Барса», в
военно-морской форме (кажется, каперанг), отдал честь и торжественно доложил
первому проректору, что корабль к походу готов.
Пассажиры забрались на верхнюю палубу, где всем
желающим немедленно выдали теплые армейские куртки цвета «хаки» - внезапно
стало пасмурно и задул сильный ветер. В бухте Золотой Рог было полно кораблей –
в основном ржавых гражданских, но имелись и серые военные. «Барс» шел к проливу
Босфор Восточный, отделяющему остров Русский от полуострова Муравьева-Амурского
(на котором расположена основная часть Владивостока), чтобы выйти в Амурский
залив. Мимо нас проплывали сухой док, белый трехмачтовый парусник, спасатель,
ледокол «Магадан» и корабль с загадочным названием «Жанна Ш.». Между стоявшими
на якорях посудинами спряталось учебное парусное судно «Паллада» - гордость
Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета.
Построена «Паллада» в 1989 году в Гданьске (51 человек
постоянного экипажа) и вскоре примет на борт 144 курсанта, дабы отправиться в
кругосветное плаванье.
На верхней палубе «Барса» имелись спасательные
плавсредства - резиновая лодка с мотором и (как ни странно) скутер. Нам
устроили экскурсию по кораблю, включая посещение ходовой рубки, осмотр кают на
16 человек с двухъярусными койками, конференц-зала и даже сауны на 4 человека.
-Ничего себе катер,-
ахнули мы.
Выйдя вновь на палубу, мы увидели остров Русский,
названный так генерал-губернатором Восточной Сибири графом Муравьевым-Амурским.
Долгое время остров был закрытой территорией, где располагалось множество
военных частей.
-Еще в конце 19 века на острове началось строительство артиллерийской
батареи, которое по разным причинам затянулось и закончилось уже при Советской
власти, -рассказывал первый проректор.- Именно отсутствие подобной батареи
позволило японской эскадре во время русско-японской войны беспрепятственно
зайти в залив и обстрелять Владивосток.
-Зато во время Второй Мировой войны японцы и близко к Владивостоку
сунуться не пытались - без вариантов, как говорится. Причина - Ворошиловская
батарея с двумя трехствольными башнями весом по 1200 тонн и броневой защитой в 300 мм. 305-мм орудия башен
могли вести прицельный огонь 400-килограммовыми снарядами на расстояние до 35
километров: прямое попадание одного такого снаряда эсминец способно пополам
переломить. Размещена батарея на закрытой огневой позиции, не просматривающейся
с моря, для маскировки использовался рельеф местности и естественная
растительность. Боевой расчет этого монстра составляли 75 человек,
располагавшихся в 5 подземных этажах глубиной 25 метров.

-Стреляла, правда, батарея редко: после одного такого выстрела приходилось
менять окна во всех окрестных домах. Хотя в 1997 году батарея как боевая
единица береговой обороны Тихоокеанского флота и была расформирована, а на ее
основе создан филиал Военно-исторического музея, все механизмы там смазаны и до
сих пор в рабочем состоянии находятся. Впрочем, на острове и кроме батареи
много чего было: вон туда посмотрите - доты видите?
Мы присмотрелись: две квадратные дыры чернели в бетоне
около самой воды.
-Хочу на остров, -сообщил я Оксане.
-Я – тоже, –ответила та.
-Кстати об артиллерии, -продолжил первый проректор.– Папа
мой артиллеристом был, но не морской, а береговой артиллерии: я с ним по всяким
полигонам с детства таскался. Однажды им совместные с флотом стрельбы
назначили: с моря по щитам крейсер палил, а с берега - отцовские пушки. На море
сильная качка была, так что по окончании стрельб от крейсера отвалила шлюпка:
моряки к отцу в гости пожаловали с просьбой продать часть пробоин. О цене в
итоге договорились: по бутылке коньяка за каждую пробоину, вот только коньяк
места переговоров так и не покинул - распили его тут же, причем совместно.
В Амурском заливе нещадно чадила какая-то посудина
(наверняка тоже ржавая), в проливе располагался маяк, а около полуострова с
мачтой электропередач стояли две небольшие баржи характерного стального цвета.
-Это военные таким образом подрабатывают, -пояснил
первый проректор.– Русский - остров большой, передвигаться по нему без машины
затруднительно, а паромы до него ходят редко. У военных же маленькие баржи
имеются: каждая такая баржа по 2 машины берет. Вот народ, не дожидаясь парома,
к ним и подтягивается.
-А сколько проезд на остров стоит? –поинтересовался я.
-На пароме- 40 рублей с человека туда и обратно,
-пояснили хозяева.– Деньги берут сразу: все равно вернешься, не останешься же
на острове. Провоз машины – от 500 до 1500 рублей, в зависимости от веса. У
военных дешевле.
Повернув в Амурский залив, «Барс» особенно не
выпендривался, идя вдоль и недалеко от берега.
-Да, -вздохнул первый проректор.– До 1990 года
Владивосток был закрытым городом и порядка в нем было гораздо больше. Мы с
друзьями вон на тот пляж, помнится, отдыхать после работы приезжали. Поныряем,
гребешка наберем, потом пожарим, пива попьем - и полный порядок. Сейчас около
берега нет ничего - все тралами повыбрано. Трал вообще штука страшная – пустыня
после него остается: ни живности, ни растительности - голое дно.
Тем временем нас пригласили на банкет, организованный
в конференц-зале. На еде и напитках хозяева не экономили - чего только на
столах не было: мясо гребешка и трубача (это моллюски), камчатский краб,
фаршированная кета, не считая многочисленных салатов, мясной и рыбной нарезок.
Тосты за хозяев и гостей следовали, как и положено, с
весьма небольшими перерывами, так что весьма скоро обстановка стала совсем не
официальной. Хозяева вспоминали о недавнем заходе во Владивосток двух американских
военных кораблей, прибывших в порт с дружественным визитом на только что
прошедший День города.
-По старому морскому поверью дамы на корабле - к
несчастью, –удивлялись хозяева.– А у американцев среди морских офицеров полно
женщин.
-Следовательно, дам наших необходимо хотя бы в матросы
произвести, –предложил я.– Тогда с «Барсом» ничего не случится.
Идея хозяевам понравилась: через 5 минут все гости,
включая мужчин, (чтобы последним обидно не было) получили по майке-матроске
(облегченному варианту тельняшки) и сувенирному Андреевскому флагу.
Уж и не знаю, помогло ли это: позднее я прочел, что во
время швартовки у пирса в Золотом Роге произошел навал плавбазы подлодок «Френк
Кейдл» на эсминец с управляемым ракетным оружием «Куртис Уилбур» - это были те
самые два американских корабля и тот самый визит.
Между тем подали суп- скоблянку из трепанга, а после
нее - жареное мясо с картошкой. Дружеский обед, таким образом, плавно перетекал
в дружеский ужин.
-Замечательно у Вас, –радовались гости.– Вот только
дорога ужасно дорогая.
-Сами не понимаем, откуда такая цена, –с некоторой
обидой отвечали хозяева.– А если учесть, что авиабилет из Сеула до Москвы и
обратно 600 долларов стоит, то совсем уж абсурд получается. Приморцы заботу правительства
о развитии Дальнего Востока почти не чувствуют - одни прожекты.
Не так давно губернатор Приморского края Сергей
Дарькин в Совете Федерации предложил разработать механизм субсидирования
стоимости авиабилетов для некоторых категорий граждан. Между тем льготы на
проезд до слабо освоенных территорий давно уже существуют в США (сообщение
между Калифорнией и Аляской, например), да и в Австралии – тоже. Первый
вице-премьер Сергей Иванов днями предложил гораздо более революционное решение:
ввести субсидирование гражданских авиационных перевозок между европейской и
дальневосточной частями России. "Люди с Дальнего Востока будут летать в
европейскую часть России, только если мы начнем субсидировать тарифы", -
сказал первый вице-премьер. По его словам, пока авиабилет от Владивостока до
Мельбурна (не говоря уже о Китае) будет стоить дешевле, чем билет до Москвы,
туристы из европейской части России не будут летать на Дальний Восток, а жители
Дальнего Востока - в европейскую часть России.
В ответ некая высокопоставленная умница заявила, что
при дешевых билетах все жители Дальнего Востока с него попросту сбегут и именно
в европейскую часть России: они бы, мол, давно это сделали, просто возможности
пока такой не было, а при субсидировании перевозок – появится.
No comments, как говорится.
Корабль давно уже шел обратно, так что вскоре причалил
к пирсу.
Мы вышли на верхнюю палубу.
-И где, по-вашему, Млечный путь находится?
–улыбнувшись, спросил первый проректор.
Мы удивленно задрали головы - было еще совсем светло.
Оказалось, что «Млечный путь» - это название совсем
уже проржавевшего судна, болтавшегося в бухте недалеко от нас.
Хозяева выразили горячее желание отвезти нас до
гостиницы, а мы - еще более горячее желание пешком до нее дойти. Наше желание в
итоге победило: с миром мы были отпущены до утра. Сойдя с трапа, мы двинулись
по набережной влево, в сторону центра, разбившись как-то само собой на группы:
к нам с Оксаной присоединилась Наташа.
Недалеко от пирса обнаружился целый мемориальный
комплекс, посвященный награждению Тихоокеанского флота (ТОФ) за мужество и
стойкость, проявленные во время Великой Отечественной войны, орденом Красного
знамени (1965 год). В центре ступенек, ведущих к стеле, расположенной пониже
симпатичной свежепостроенной церкви, на гранитной плите, горел Вечный огонь,
слева была установлена танковая башня, справа - корабельное орудие. В центре
стелы - позолоченная табличка с текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР
о награждении ТОФ.
Мы сунулись в церковь - она была закрыта, спустились
по ступенькам и отправились к стоящей (слева от мемориала) на постаменте
подводной лодке «С-56», превращенной в музей. На пути к лодке я задержался у
позолоченной же таблички, объявлявшей Вечную память погибшим при защите
священных рубежей Родины в 1941-1945 годах. Табличка оглашала список кораблей
ТОФ, погибших в годы Великой Отечественной войны. Список был относительно
невелик: 3 подводные лодки, 1 торпедный катер, 1 катер-тральщик, 1
гидрографическое судно: названия оставшихся 2-3 кораблей загораживал венок из
живых цветов, а отодвигать его было как-то неловко.

Посетить «С-56» стоило недорого, всего 30 рублей.
Оксана с Наташей с удовольствием фотографировались в круглых дырах люков между
отсеками, разглядывали радиорубку и подводный гальюн. В одном из отсеков на деревянной
подставке стоял бронзовый бюст С.И. Пастухова, служившего на лодке. И так не
маленький нос бюста отполирован был руками посетителей до блеска, в связи с чем
занимал пол-лица: визуально, конечно.
-Наверное, примета какая-то местная, -решили мы.– Курсанты
небось балуются.
Обстановка в музее была демократичной: все, что
угодно, дозволялось фотографировать и трогать руками (да и что на боевой
подлодке сломать можно?), разве что в подводный гальюн не пускали: последний
закрыт был наглухо: прецеденты, видать, в виде попыток несанкционированного его
использования, имелись.
Последний (носовой) отсек лодки являлся одновременно
торпедным и кубриком: матросские койки расположены непосредственно над
торпедами, а крышки торпедных аппаратов украшены огромными красными звездами.
Управлялись все 4 аппарата при помощи торпедного телеграфа, укрепленного на
борту справа и представлявшего собой полукруг с делениями, украшенными
надписями. Самые интересные из надписей (на мой взгляд) – «товсь» и «пли», а
переход от одного деления к другому осуществлялся ручкой, неуловимо похожей на
ручку домашней мясорубки из моего детства.
Покинув «С-56», напоследок я сфотографировал ее боевую
рубку. Впереди рубки располагалась весьма приличная пушка, а сама рубка
украшена кругом, в круге - алая звезда, а в центре звезды - еще один круг, на
этот раз- белый. Так вот, внутри белого круга значилась таинственная цифра 14.
-И что бы это значило? –задумался я.
А значило это, как потом выяснилось, буквально
следующее.
Средняя дизель- электрическая торпедная подводная лодка новейшей по тем
временам серии «С» заложена была в Ленинграде в 1936 году, после чего разобрана
на секции и по железной дороге отправлена во Владивосток, где собрана заново
(1939 год) и после прохождения ходовых испытаний принята в состав
Тихоокеанского флота (1941 год).
100-метровая «С-56», имея экипаж в 45 человек, обладала сильным торпедным
(4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата) и артиллерийским вооружением (100 и
45 миллиметровые орудия), высокой скоростью и большой автономностью плавания.
В октябре 1942 года поступил приказ: 4 подводные лодки серии «С» (среди
них и «С-56») направлялись через Панамский канал для усиления Северного флота.
Они и направились двумя группами по две лодки, с промежутком в сутки. В дороге
команды лодок узнали, что вслед им вышли еще две лодки - серии «Л». На 3-х из
4-х «эсок » были изношены аккумуляторы (запасных на базе не оказалось), что не
позволяло им передвигаться по классической для тех времен схеме: днем - под
водой, ночью - над, а это усиливало риск быть обнаруженными.
При переходе с Аляски до Сан- Франциско неизвестной подводной лодкой была
потоплена «Л-16». «С-56» тоже задела чья-то торпеда, но, слава Богу, не
взорвалась - только кусок обшивки сорвала. У побережья южной Калифорнии лодка
была атакована вновь, но на сей раз от торпеды уклонилась, как и от торпеды,
выпущенной по ней позднее, у бывшего пиратского острова Кокос, около Коста-Рики.
Но это было не самое страшное: температура в снарядном погребе «С-56» от
тропической жары могла привести к взрыву последнего, поэтому для его охлаждения
использовали лед, полученный из бытовых холодильников, подаренных американцами.
Спустя полгода, после штормов и всяческих других мытарств, «С-56»
прибыла-таки к месту назначения, в Полярное, и вошла в состав Северного флота.
Из 6-ти подводных лодок, вышедших с Дальнего Востока, до конечной точной
маршрута добралась ровно половина: еще 2 «эски» вместе со всем экипажем пропали
где-то у берегов Скандинавии.
«С-56» проделала столь длинный путь не зря: после первых же боевых походов
лодки командир ее, Григорий Иванович Щедрин, заслужил репутацию капитана,
который без побед на базу не возвращается и звание героя Советского Союза: под
его командованием лодка потопила 10 и повредила 4 корабля противника, отсюда и
цифра 14. В 1944 году «С-56» была награждена орденом Красного Знамени, год
спустя удостоена звания «гвардейской», а в 1953 году Северным морским путем
возвратилась во Владивосток, в состав родного Тихоокеанского флота.
В 1975 году «С-56», ставшая первой отечественной подводной лодкой,
совершившей кругосветное плавание, была установлена на пьедестале вечной славы
на Корабельной набережной Владивостока.
Там она и стоит. Раньше, говорят, вход в нее был
бесплатный: что поделаешь - времена меняются, зато лодка и память о ней – нет.
Поднявшись мимо церкви вверх, мы прошли через великолепную Триумфальную
арку, возведенную в память пребывания во Владивостоке Цесаревича, будущего
императора Николая II.
Наследник, как его часто тогда называли, прибыв во Владивосток на фрегате
«Память Азова», провел в городе 11 дней (с 24 мая по 3 июня 1891 года), посетив
Приамурского генерал-губернатора А.Н. Корфа, батареи Владивостокской крепости и
много чего еще во Владивостоке, заложил памятник выдающемуся исследователю
Дальнего Востока адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому и, самое главное,
принял участие в закладке Великой Сибирской железной дороги, лично нагрузив
тачку землей и отвезя ее на насыпь.
В 1927 году арку разрушили, но в 2002 году точная ее копия была
восстановлена на своем историческом месте.
За аркой обнаружился неработающий бетонный фонтан в
форме недоделанного лотоса, около которого бомжеватого вида старушка кормила
голубей, а заодно и чаек. Птицы, образовав некое подобие союза, совершенно не
мешали друг другу – на всех, мол, хватит. Отобедавшие чайки отдыхали
непосредственно на фонтане, украшенном граффити.
Поднявшись чуть наверх, мы пересекли улицу Светланскую
и по круто уходящей вверх улице Петра Великого добрели до памятника герою
Гражданской войны Сергею Лазо, установленному в 1945 году правее, в скверике.
На постаменте были обозначены годы жизни (1894-1920) и написана фраза самого
Лазо: «Вот за эту русскую землю, на которой я стою, мы умрем, но не отдадим ее
никому!»
-Не повезло парню, –заметили барышни.– Это ж надо - в
26 лет в паровозную топку угодить.
А между тем оказалось, что дело обстояло не совсем
так, а точнее - совсем не так.
Журналист Сергей Корнилов исследовал биографию героя и
на сайте «Ежедневные новости Владивосток» (http://novostivl.ru/)
изложил свою, весьма любопытную версию жизни и гибели Лазо.
Лазо, выходец из богатой дворянской семьи, родился в Бессарабии, получил
образование на физмате МГУ, в начале Первой мировой войны был мобилизован и в
1916 году в чине прапорщика оказался в Красноярске, где вступил в партию
эсеров.
Побывав в Петрограде, Лазо увидел Ленина и в Красноярск вернулся уже
законченным большевиком, возглавив в октябре 1917 года мятежников, захвативших
город. В 1918 году партия направила Лазо в Забайкалье, где он якобы разбил
банды атамана Семенова. На самом деле, борьба шла с переменным успехом, но
битыми (атаманом Семеновым) в конечном-то счете оказались отряды Сергея Лазо.
Иначе и быть не могло - атаман Семенов пользовался поддержкой местного населения,
тогда как Лазо никто не знал. Кроме того, основную часть отрядов Лазо
составляли люмпены и читинские уголовники, выпущенные большевиками из тюрьмы с
условием, что перейдут на сторону революции. Они и перешли, грабя население,
так что банды скорее были у Лазо, чем у атамана Семенова.
Бросив окруженное войско, Сергей Лазо вместе со своей комиссаршей и (по
совместительству) женой Ольгой Грабенко попытался укрыться в Якутске, но,
узнав, что там белые, отправился во Владивосток.
В начале 1920 года, когда стало известно о падении Колчака в Сибири,
большевики решили установить во Владивостоке Советскую власть, свергнув
колчаковского наместника. Это было чистой воды самоубийством: партизан было
всего пара тысяч против 20-30 тысяч японцев, оккупировавших город. Тем не
менее, большевики, следуя классической ленинской формуле, захватили вокзал,
почту и телеграф, а колчаковцы сбежали в Японию.
Японцы, индифферентно взирая на все происходящее, не предпринимали никаких
попыток вмешаться: ровно до тех пор, пока красные не захватили Николаевск-на-Амуре,
учинив там повальные грабежи и ликвидацию «буржуазии», расстреливая при этом
всякого, кто хоть капельку не был похож на бомжа, да и японский гарнизон,
попытавшийся за жителей заступиться, заодно вырезали.
Гибель гарнизона и стала последней каплей: в ночь с 4 на 5 апреля 1920
года японцы выступили против партизан по всему Приморью и Приамурью. Сергей
Лазо был арестован прямо в здании бывшей колчаковской контрразведки, куда
явился уничтожить важные документы.
В мае того же года появилась достоверная информация, что Лазо был
расстрелян на Эгершельде (район Владивостока), а труп его сожжен. Но
большевиков такой прозаический конец не устроил и они сочинили настоящий
триллер, повествующий, как Сергей Лазо вместе с Всеволодом Сибирцевым и
Алексеем Луцким были брошены в топку паровоза на станции Муравьево-Амурская
(ныне - Лазо), в которой все трое и сгорели заживо.
Зачем японцам было везти Лазо и его друзей по местам, кишевшим
партизанами, чтобы передать их белогвардейцам, триллер не уточняет. Не уточняет
он и того простого обстоятельства, что трое здоровых мужчин никак не могли ни
пролезть в топку паровоза 1910-х годов выпуска, ни уместиться в ней. В
довершение всего, в 70-х годах прошлого века в Уссурийске установили паровоз, в
топке которого якобы сожгли Лазо и двух его товарищей, второпях не
разобравшись, что паровоз - американский и выпущен в 30-х годах.
Спустившись обратно, мы пошли по Светланской – главной
улице Владивостока, протянувшейся вдоль берега бухты Золотой Рог от Амурского
залива вглубь полуострова Муравьева-Амурского. С наименованием улиц в городе
проблем обычно не возникало: называли их по большей части в честь кораблей,
заходивших во Владивосток. Светланскую назвали в честь фрегата «Светлана», до
этого она именовалась Американской (в честь парохода-фрегата «Америка»), а
после - Ленинской, пока не стала опять Светланской.
Улица, что и говорить, очень красивая, украшенная
старинными особняками, а кое-где и современными модными офисами. Однако стоило
с нее свернуть, как мы попали в какой-то сюрреалистический мирок, состоявший из
обветшавших каменных и деревянных строений с внутренними двориками. Все это
очень напоминало Сокольники моего детства, только Сокольники - плоские, здешние
же дома уступами взбирались на сопки.
Больше всего нас восхитили солидная вывеска
«Адвокатское бюро «Коврижных и партнеры», висящая справа от окна с полу
-выбитыми стеклами (отсутствие стекол прикрыто было грязными разноцветными
тряпками) и сплит-система, укрепленная на стене древнего деревянного барака.
-Да кто же в такое адвокатское бюро пойдет?
–усомнились мы.
-Все ясно, –заявила Оксана.– Жили во Владике до
революции купцы 1-й гильдии - те каменные особняки на Светланской возводили, а
были 2-й и, соответственно, 3-й: дома они во дворах строили и в основном
деревянные. За сто лет деревянные, естественно, обветшали сильнее - результат
мы в данный момент и наблюдаем.
Забравшись по лестнице с красивыми коваными перилами в
самый верхний дворик, мы оказались на довольно большой лужайке перед старым
каменным домом - дальше хода не было: пришлось возвращаться на Светланскую.
Не прошло и 5 минут, как барышни обнаружили местный
ГУМ: понятное дело, что не посетить его возможным не представлялось. Но, зайдя
туда, они быстро забыли про покупки: внутри магазина оказалась восхитительная
лестница в стиле «модерн», украшенная коваными светильниками. Лифты,
находившиеся сбоку от лестницы, были изуродованы еще в советские времена, но
можно себе представить, насколько все это было красиво когда-то. По лестнице этой
я заворожено добрался аж до 4 этажа, после чего опомнился и бросился догонять
барышень.
На площади Борцов за власть Советов на Дальнем
Востоке- центральной площади города- мы оказались довольно быстро. Площадь
украшена известным монументом - гигантской бронзовой фигурой красноармейца в
буденовке, одна рука у красноармейца занята развевающимся знаменем (надо
полагать, красным), другая - пионерским горном. Слева и справа от красноармейца
расположены бронзовые же группы поддержки значительно меньшего размера. Немереное
это сооружение украшает город уже почти полсотни лет, с 1961 года.
Справа от памятника (если встать к нему спиной),
находилось бетонное многоэтажное здание администрации Приморского края (местный
Белый Дом), украшенное государственным флагом и приветствием «С Днем рыбака,
дорогие приморцы!» от губернатора С.М. Дарькина.
День рыбака празднуется 8 июля. Праздновать, правда, особо нечего: у
рыбаков нынче (по информации краевой прессы) масса проблем. Если при СССР в
собственной экономической зоне вылавливалось 60% рыбы, то сейчас - 80%, что
приводит к истощению ресурсов. Сильно подорожало топливо, нынешняя его
стоимость формирует 30% цены рыбы. Но главная причина - за последние 15 лет
сильно обветшал флот: 85% судов надо списывать, а заменить их нечем, поэтому
дальневосточные рыбаки ушли с просторов Мирового океана. В Антарктиду за крилем
идти попросту не на чем.
Построить на Дальнем Востоке рыболовное судно негде: одни военные заводы
остались, а они хорошо умеют делать исключительно подводные лодки. На одном из
заводов заложили, на пробу, траулер, 2 миллиона долларов уже потратили, а на
воду до сих пор не спустили.
Есть, конечно, и приятные новости. Последние годы полно лосося, поголовье
(похвостье?) которого оценивается в 400 тысяч тонн: 300 тысяч- горбуши, 30
тысяч - нерки, остальное – кета и чавыча. Причин такого благостного состояния
дел с рыбой две: искусственное воспроизведение и 200-мильная экономическая зона
(до ее введения японцы сети еще в море ставили, вот рыбы и не было).
С 22 мая нынешнего года начали действовать новые правила рыболовства, в
соответствии с ними вывоз живого краба за пределы экономической зоны РФ
запрещен. Японцы немедленно взвыли - в год его в Японию поступало до 80 тысяч
тонн, а отведать российских крабов туда даже из Малайзии приезжали. Руководитель
одной японской туристической компании заявил: «Когда мы говорим Хоккайдо, то
подразумеваем три главных продукта, которые необходимо отведать: камчатский
краб, волосатый и краб-стригун. Если их не станет, привлекательность Хоккайдо понизится».
Проблемы, возникающие у японских турфирм с туристами из Малайзии, россиян
волнуют, понятно, примерно так же, как и землетрясения на Марсе, зато
численность камчатского (королевского) краба наверняка восстановится. А ведь
когда-то, в 50-е, крабы пищей для бедных считались: портовые рабочие их на обед
варили, теперь же у браконьеров килограмм крабов вместо 3,5 долларов стоить стал
9.
Прямо напротив памятника располагался Морской вокзал,
рядом с которым виднелся железнодорожный, куда мы и направились. Морской вокзал
по соседству с железнодорожным - большая редкость: я, во всяком случае, ничего
подобного не встречал.
Около Морвокзала на якорной стоянке стояло
госпитальное судно «Иртыш» и – в полном составе (4 корабля) - бригада больших
противолодочных кораблей (БПК) ТОФ.
Полюбовавшись на боевые корабли, мы пошли к
железнодорожному вокзалу - замечательному строению 1912 года постройки, чем-то
неуловимо похожему на Ярославский в Москве: тот же «псевдорусский» стиль, как
любили выражаться при историческом материализме.
Вокзал недавно отреставрировали, вход в него украшают
изразцы, а зал ожидания - фонтанчик в нише, над которым расположен герб
Владивостока, а еще выше - Российской империи. Не забыли и про спонсоров: две
медные доски с их перечнем висят на стене.
Внизу, на перроне, установлен мемориальный паровоз, а
перед ним - столб, украшенный опять же царским гербом. На столбе значится цифра
9288: такова в километрах длина Транссиба, Великой Сибирской магистрали, самой
длинной железной дороги в мире. Точная ее длина, на самом деле, на 200 метров больше.
Первый поезд из Владивостока (до Уссурийска) отправился еще в 1893 году, но
прямое сообщение с западными районами России город получил только в 1913 году,
после полного окончания строительства Транссиба.
Напротив вокзала стоит памятник Ленину, правая рука
которого указывает на почтамт (очень уж любил вождь почты, телеграфы и вокзалы -
причины всем известны), на стене которого еще можно прочесть его собственную фразу:
«Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский!».
Миновав Ильича, по 1-й Морской улице мы добрались до
своей гостиницы, зайдя по пути в продовольственный магазин. Вход в магазин был
украшен скульптурой тигра на небольшом постаменте, а сам магазин - большим
выбором пива по вполне разумным ценам. Подумав, выбор я остановил на
полулитровой банке с совершенно неприличным для русского слуха названием -«Yebisi
» (72 рубля), а Оксана - на тигре, оседлав его и затребовав фото на память.
Висящий напротив, через дорогу, указатель гостеприимно
приглашал нас в Мемориальный Дом-музей В.К. Арсеньева (ул. Арсеньева, 7Б). От
указателя открывалась замечательная панорама: город активно застраивался,
причем очень симпатичными домами.
-Музей надобно будет непременно посетить, -решили мы и
пошли в гостиницу, где барышни немедленно отправились в ресторан, пить кофе, а
я – искать Интернет.
Сеть имелась, но опять требовала пароль, так что
пришлось спуститься несколькими этажами ниже, в интернет-комнату. Вышел я
оттуда спустя полчаса, заплатив за удовольствие разослать письма родным и
близким полсотни рублей, и отправился в номер.
Полюбовавшись на волшебный закат над Амурским заливом,
я наконец завалился спать.
Не тут-то было. В 2 часа ночи меня разбудил звонок:
завтра, в 14-00, меня приглашали принять участие в очередном совещании.
-Я бы с удовольствием, -ответил я.– Но присутствовать
никак не смогу: во Владивостоке нахожусь, в командировке.
Спать временно расхотелось: достав из холодильника
свежекупленное пиво, я открыл «Парламентскую газету на Дальнем Востоке»,
прихваченную в холле гостиницы, и приступил к чтению. Пиво оказалось вкусным,
газета же с гордостью сообщала, что 2100 жителей Владивостока получили от главы
администрации на День города подарки: по поздравительной открытке и коробке
конфет «Птичье молоко» местного производства. Подарки были вручены Почетным
жителям Владивостока, заслуженным работникам предприятий города, родившимся с
городом в один день, а также всем горожанам старше 90 лет.
-Хорош подарочек, – подумал я и на этот раз заснул
окончательно.
Анатолий
Новак,
21 августа
2007 года