республика Карелия / Самостоятельная поездка

Осенний Карельский сплав к горе Воттоваара и по реке Суна.

20 сентября - 2 октября 2019 г.
Добрый день, дорогие читатели. Пропутешествовав уже довольно немало по России, опробовав разные виды походов, я пришла к выводу, что хочу рассказать о некоторых, довольно уникальных выездах, в которых я участвовала и училась новому. Огромную благодарность я выражаю ВСЕМ моим друзьям, которые показали мне иную сторону жизни и из которой я уже не хочу в прежнюю. Первую свою историю я расскажу о том, как клоуны Маша и Матвей, осенью, на двухместном надувной каяке Аккорд-2, преодолевали суровые условия Карельской природы. Через шторм, реку Тяжа, они всё же смогли добраться до горы Воттоваара, а дальше... дальше они просто плыли, мерзли, мечтали о хачапури, встретили медведя, и из-за дамбы в поселке Гирвас не решились стать злостными нарушителями заповедника. А самое главное, они были самыми счастливыми людьми в этот период времени. Протяженность маршрута составила 250 км.
пос. Суккозеро - оз. Суккозеро - р. Суккозерка - оз. Колми - р. Сукоозерка - оз. Торос -р. Торосозерко - оз. Гимольское - р. Вотто - оз. Ачалампи - оз. Воттозеро - р. Тяжа - г. Воттоваара - оз. Валлас - оз. Торос - оз. Воттозеро - оз. Ачалампи - р. Вотто - оз. Гимольское - р. Суна - оз.Кудамгубское - оз. Узвегилампи - оз. Чудоозеро - оз. Пяльвозеро - оз. Дяньгаслампи - оз. Линдозеро - оз. Викшозеро - оз. Сухое Озеро - пос. Гирвас.
Осенний Карельский сплав к горе Воттоваара и по реке Суна.
Как все начиналось. Подготовка.

Пожалуй, этот поход нам дался очень нелегко.
По моему опыту, это был самый первый САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ поход в моей жизни.
Часто я путешествовала с опытными людьми, особо не прилагая усилия в подготовке к выездам. Не вникала в суть подготовки маршрута, карт, провизии, одежды...
Да да.. Знаю, что Вы на это скажете...
Но этот поход научил меня многому и помог переступить определенный барьер.
Прошло много времени с самого похода, поэтому некоторые моменты я могу не вспомнить.
Заранее прошу прощения.

С Матвеем, мы на тот момент съездили вдвоем в три похода, это был четвертый ( за 1 год). 2 выезда на машине (на полуостров Рыбачий и в Карелию) и 2 сплавных похода (По Вуоксе и данный поход к Воттовааре и по р. Суна).

Собирались мы в поход довольно нервно, со спорами, ссорами, не имея глобального опыта в организации похода.
Мы живем в разных городах, у каждого своя жизнь, работа. Я отдавала всю себя работе сутками на пролет. Всё это наложилось и часто поход отменялся.
Долго сомневались в какой поход пойти: съездить на машине, съездить на велосипедах или же на сплав т.к. байдарку мы купили к весеннему походу по Вуоксе.
На велосипедах я никогда не ездила в походы, и не очень понимала его, то мы приняли решение сплавляться. Тем более у Матвея не было велосипеда, что опять било по карману.
ВСЯ подготовка легла на руки Матвея. За что я ему безмерно благодарна, что мы всё же преодолели все трудности и прошли твою замечательную задумку.
Со временем я понимаю, что я боялась брать ответственность  за неимением опыта и чувствуя уверенность в своем мужчине, я отдала всю подготовку ему.
Какое бы задание мне не давал Матвей, я его проваливала... и очень расстраивала его.
Так же мне было очень сложно отпроситься с работы на 3 недели, и я смогла взять отпуск только на 2 недели.
Как получилось что Воттоваара?
Из самых значимых мест, в моем пунктике путешествий была это место. Но Матвею как-то уверенно пришла в голову мысль посетить именно это место. А я за любое движение :) Хотя мне было очень сложно переключиться после похода по Рыбачему на другие походы...
Мои друзья обожают комбинированные походы, и по их опыту мы решили сделать что-то похожее.
Сплав + прогулка по горе Воттоваара. По-моему очень замечательная идея!
Матвей очень хотел все наши вещи затащить на гору, и там переночевать, но я была категорически против, т.к. понимала, сколько у нас будет вещей, что придется сдувать байдарку.. нести ее в гору, переночевать, а потом идти вниз и опять всё заново.
Мне казалось это нелогичным (если Матвей это читает, то он убъет меня за это слово), и возникало очень много споров.
  Почему именно конец сентября?
Выбор даты для нас был очень прост, потому что это очень значимый период для нас двоих.
В эти даты я была бы не против ходить всегда в поход.
  Провизия.
Рацион питания был непростым пунктом, но совместно приняли решение, что пройдем поход на Гале-Гале и шоколадках.
Ошибки в питании были большими, что потом я вывела через просчет и уже пройденные грабли. Но об этом в конце.
Основная часть. Поход

19 Сентрября 2019 года я дорабатывала на работе последний день и со всеми вещами спешила на Сапсан в прекрасный город Санкт-Петербург.

20 сентября у нас уже был билет с Ладожского вокзала до Суккозера в 15:19. Проснуться в этот день было очень тяжело, до поезда оставались считанные часы. Почти ничего не собрано. Много споров, много вещей, времени мало.
Нас уже ожидало такси, мы собирались очень нервно, что я боялась, что либо мы сейчас психанем и никуда не поедем, либо просто не успеем.
Ладно, запихнули все в такси.
Доехали до Ладожского вокзала.
M_nxu3NI0zo
Наши вещи на вокзале, + 2 рюкзака, которых не видно на фото

Сели в поезд и отправились в неизвестность.
Когда мы перекладывали вещи и укладывали их в порядок, мы поняли, что забыли СЫР! Это было очень печально, потому что в рационе у нас он был каждый день.
В поезде с нами ехали две очаровательные попутчицы. Матвей смог их разговорить, что поездка стала очень приятной и мы рассказывали о наших походах, о жизни.
Тем временем настало 21 сентября. Время 3.49 утра. Поезд приехал на станцию Суккозеро.

Темно.

Платформы нет, везде лес, холодно.

Мы точно не ожидали такого начала.

Взяли фонарики, оделись потеплее и пошли к озеру. Хорошо, что до озера было идти не так далеко, потому что руки отваливались сильно.
За час мы дошли до озера. Начали накачивать байдарку, переодеваться в сплавную одежду.
В этот раз я решила купить гидроштаны, и взять у друзей драйтоп. Т.к. весной я ездила в поход в декатлоновских забродниках и была не довольна такой одеждой. + мой друг уверял меня, что если я поеду в забродниках, то если мы перевернемся, то я точно не выплыву (тем более я не умею плавать).
  Но и гидроштаны меня огорчили...

За часа полтара мы справились с задачами, съели бутерброды и поплыли. В первый день мы выехали где-то в 6-7 утра.

В первый день мы доплыли до озера Гимольского. Решили вставать, но никак не могли найти место. Вдалеке виднелся домик.. Решили подплыть к нему, а это оказался дом язычников. Весь в расписных "куклах" или "статуях". Что-то висит убитое...
Матвей пошел на разведку. Никого не было, но в доме висело много ножей и топоров. Решили искать стоянку дальше, а то как-то не хотелось рисковать...
Пропрыли мы чуть дальше, и недалеко от домика нашли небольшую стоянку. Эту стоянку я помню очень хорошо, в лесу, вполне уютную и с дровами и костровищем.

На следующий день погода очень испортилась. На Гимольском был хороший шторм, но нам нужно было плыть дальше.
Гребли мы как сумасшедшие, сильный холодный ветер, дождь, но мы все же справились. Вход в речку Вотто был очень мелкий, что пришлось протаскивать байдарку. Дальше уровень воды был более менее нормальный и дождя не было. Встречались поваленные деревья. Некоторые деревья были небольшими препятствиями, что заставляло нас перетаскивать байдарку. На реке было спокойно и тихо.
В этот день доплыли до Воттоозера.
Найти стоянку на нем было очень нелегко. Если на Гимольском еще много было мест для стоянок, то на Вооттоозере практически их не было. Видели только 2. Первую в истоке Вотто.

Точно сейчас не вспомню, но на пути до горы Воттоваара встречались несколько порогов.  Они были не сложные. Но нам приходилось волочить за собой байдарку, потому что шли вверх.

По плану у нас было подплыть к горе Воттоваара через оз. Торос и оз. Валлас и по р. Тяжа спуститься вниз.
Но озеро Вотто внесло свои коррективы.
На следующий день Вотто озеро бушевало. Шторм.
Мы еле-еле доплыли до р. Тяжа, где мощная наша гребля прекратилась и я ликовала, благодарила Тяжу за ее спокойствие... Но не тут то было.
Плывем мы... Плывем... Раз бобриная плотина, два, три, четыре, пять...
И все 7 км до г. Воттоваара эти милые животные понастроили себе плотины через каждые 100 метров..
Почти каждый раз нам приходилось подплывать к берегу, вытаскивать все вещи, обносить и плыть дальше. Мы почему-то верили, что это закончится, но нет. собирать вещи и идти по берегу тоже было не целесообразно, потому что берега плохие, да и пришлось бы устраивать 2 ходки.

Проплыли мы от силы км 3 и остановились на обед.

Самое ужасное было мне в гидроштанах. За пол дня или целый день я так замерзала, что хотелось плакать. Мокро, холодно, нет движения ногам...
Когда мы вставали на обед, я пыталась расхаживаться, держаться от боли. Грелась о костер и прожгла немного гидроштаны...
В какие-то дни я не выдерживала, и плакала от боли. Очень надеюсь, что Матвей этого не заметил.

Проплыли мы еще км 3 и решили остановиться на раннюю ночевку перед порогом, который шел вверх. Место более менее позволяло. Да и мы устали за целый день перетаскивания байдарки.
Остановились на небольшой полянке.
До Воттоваары оставалось км 3, но мы решили не усираться.
Развели костер, поставили палатку и... пошел снег!
После снега шел дождь.
Вовремя остановились.

На следующий день не было дождя и мы выдвинулись дальше преодолевать порог.
Порог был очень тяжелый...
1sh6LOX_GEI

FwFEoXbvD4M

После порога мы думали, что ситуация с бобрами улучшиться, но когда мы вышли из порога, то увидели огромное количество поваленных деревьев.
Опять все перенесли и поплыли дальше. Ситуация не улучилась, но на второй день было легче перетаскивать байдарку. Всегда старались это делать на ходу: сначала подплываем быстро к плотине, я пытаюсь встать на дерево или же плотину, затащить первую часть байдарки до середины, потом встает Матвей, протаскивает байдарку со мной или без меня и потом сам плюхается в шлюпку. Это было намного быстрее, чем мы сначала подплывали к берегу, вытаскивали вещи, переносили байдарку, забрасывали вещи и плыли метров 100 и опять все заново.
Иногда наш план не срабатывал и приходилось перетаскивать через берег. Иногда деревья сразу ломались, когда на них встаешь, иногда не получалось препятствие преодолеть быстро.
Дошли до стыка, где мы должны идти к лес к Воттовааре.
Приняли решение, что все барахло мы перетаскиваем к озеру Валлас. В две ходки мы справились с этой задачей.
HlyuMr8afDI
Даже здесь он не разрешил мне нести тяжелое

На озере Валлас нас ждала прекрасная стоянка с домиком от ветра. Мы перенесли туда все вещи, переоделись и пошли гулять на г. Воттоваара. Быстро построили маршрут. чтобы закольцевать маршрут и пошли в путь.
Шли по карте,  по дороге, после пошли в гору, но каким-то образом умудрились сойти с тропы и ее не видели. На карте дороге, по факту нет. Шли по бурелому, камням. Но через какое-то время нашли дорогу и идти стало проще. Вышли на плато и позвонили нашей маме и поздравить ее с днем рождения. Это было 23 сентября 2019 года. До этого никакой связи у нас не было. Только на оз Гимольское. У меня оператор Билайн. Пойти нигде не берет.
Гора Воттоваара - это уникальное местро. Мне дедушка многое рассказывал о Сейдах. Много слышала, читала о них. Всегда мечтала увидеть. К сожалению, мы особо не фотографировали наш выезд. Но словами не описать эту красоту... Поэтому прикладываю несколько фото, которые мы сделали
T34uEazuFGw
Очень хорошо проложена тропа на горе
0LjeIWMDUtU
DIo78If4B2I
IWsWBVNk180
Мы :)
Эту последнюю фотографию мы делали несколько раз, старались успеть до темноты вернуться к лагерю.
Спускаясь с горы увидели нашу любимую на всю жизнь реку Тяжа.
WYKLzYIEWWA
Виднеется Тяжа...
Уже хорошо стемнело, но мы пробрались быстрыми шагами к нашему лагерю. Дорога была хорошая, болото только было с дороги до лагеря.
Готовили праздничный ужин т.к. в этот день у нас не было обеда, то на ужин у нас был суп Гала-Гала и второе гала-гала и несколько конфеток.
Лагерь очень хороший, что есть много мест, где можно посушить вещи. Но плохо, что абсолютно везде была чешуя рыбы.
О да! Забыла уточнить. А еще недалеко от лагеря есть самодельный туалет, обмотанный стрейч-пленкой! Даже есть бумага, но у нас была своя.

На следующий день мы попрощались с этим велоколепнейшим местром и выдвинулись дальше. От оз Валлас река плохо виднелась, а где-то на спутнике ее не было видно. Но другого пути у нас не было. Мы думали, что на р. Тяжа наши страдания закончатся, но не тут-то было. Реки почти не было. Какое-то время мы смогли плыть, но потом она закончилась и нам пришлось через гору переносить все вещи. В две ходки мы справились. Первый раз я понесла весла и маленький груз, Матвей большую сумку. Во второй раз я посла другую тяжелую сумку, а Матвей байдарку.
Это был очень нелегкий переход, где Матвей стер все ноги в кровь. Мы вышли к оз. Торос, съели небольшой фитнес-батончик и поплыли дальше. Я очень боялась, что происходит на оз. Вотто, но в этот раз оно было спокойное.
Плыли мы долго. Уже за несколько дней мы сильно вымотались с нашими испытаниями. Я злилась, что Матвей почти не гребет, но я и старалась не злиться, потому что понимала, что он устал точно больше. Тем более у нас в рационе совсем не было жиров.
На озере Вотто мы особенно мотивировали себя тем, что доплывем и обязательно нажремся вкусным Хачапури, купим суши, вино.
По спокойному озеру на байдарке Аккорд-2 было плыть еще сложнее, тем более ветер нам дул в лицо. Гребешь и как будто не гребешь. Приходилось очень много давать пёру. После Воттоозера, на стоянке мы отобедали вкусным супом от Галы-галы, съели печенье и выпили шипучку. Очень крутая вещь в походе. Когда мы хотели пить, мы из озера черпали воду, кидали таблетку, разводили (в холодной воде разводится намного дольше) и вкус был как у фанты.
Vp1DbJTDU3U
Наш обед
Не помню точно смогли ли мы за один день проплыть до Гимольского или разбили на два дня. Но шло это дело активнее, потому что плыть мы стали по течению.
L27B1LYptOM
Жду своего принца

Скорее всего в этот день мы смогли доплыть до Гимольского. Потому что мы опять не могли найти стоянку, был уже где-то около 8-ми, даже ближе к 9-ти вечера. Хотелось вставать на стоянку, но не было возможности.
Причалили к какому-то более менее песчаному берегу, долго ходили туда-сюда. Выбора больше не было куда вставать и надо было вставать. Именно в этот день от бессилия, боли в ногах у меня сдали нервы, но Матвею я этого не показала. Мы были в разных местах и искали стоянку.
Вместе обсудили более менее уютный уголок, где нет ветра, около берега, и принялись самостоятельно организовывать стоянку. Измученные мы приготовили ужин и легли спать.
Катострофически нам не хватало сил. Но выше я уже написала, что у нас фактически в рационе не было жиров.

На следующий день мы в были в ожидании р. Суна. Уже устали от больших озер, хотелось порогов, хотя бы небольших и плыть по течению...

На р. Суна очень много стоянок. Даже есть с домиками.
Уровень воды был очень низкий. На метр-два точно вода опустилась. Было видно камни и если в мае хороший уровень воды, то пороги там и действительно есть опасные.
Аккорд-2 хорош тем, что его на самом деле трудно перевернуть. Но если мы застянем на камне, то порой нам приходилось минут 20-30 вытаскиваться из него.
Это было трудно, потому что если наступить на камень, то ты еще держишься как-то, если пытаться куда-то наступить в другое место - глубина такая, что просто утонешь.
Когда были пороги, нас брал драйв. Но повторюсь, уровень воды был очень низкий. И самый мощный порог у нас был только один. Мы даже хотели причалить и затащить байдарку снова на этот порог.
На этом промежутке нам стали встречаться ЛЮДИ! Это было что-то необычное и дикое. Они интересовались откуда мы, куда плывем. Честно говоря они были в шоке от нашего сплава. Рыбу мы особо не пытались ловить, но если и доставали спиниг, то рыба не клевала. Спрашивали людей, у них рыбалка тоже была не сильно успешной.
Так мы повстречали местного жителя, который пригласил нас к себе в домик, но мы отказались, потому что еще должны были плыть по графику. Так он нам посоветовал через 7 км другой его домик, чтобы мы там остановились.
Решили плыть до него.
Плывем себе спокойно, тишина, благодать. И тут Матвей мне кричит "Маша, медведь! Смотри, медведь!" Я подумала, что он прикалывается надо мной. А оказалось серьезно. Но в этот момент пока я говорила "где он?", медведь стремительно убегал от нас. Сказать заметила я его или нет - не могу точно. Но весь поход лично я боялась с ним встретиться, и когда он был так близко, то меня отпустило.
Самое страшное для меня было то, что домик находился в 2х км от того места, где мы увидели медведя.
От этого домика, по течению реки Суна, далее шел порог. По звукам он был как водопад. Было поздно и мы остались ночевать в этом домике.
В домике было очень хорошо. Ни ветра, дождя, есть печка. Мы развесили все вещи, поужинали, в записную книжку написали о себе и о том, что видели медведя. На самом деле было страшно спать в этом домике, что вдруг к нам ночью в гости постучится тот самый Мишка. Вдруг он очень захочет попросить у нас покушать...
Печка нас уморила в сладкий сон. Эту ночь я до сих пор ощущаю.
На следующий день мы так не хотели покидать этот домик и думали даже остаться там жить, но нужно было плыть дальше.
Порог оказался не таким страшным, как слышали. Далее плыли без особых приключений. Всё больше становилось людей.
VQ7bjwt4hP4

JC0_Q5-Ftpo

5-P9FPrl0co
Немного видов...

Так доплыли мы до пос. Гирвас. и пошли на разведку. Увидели Дамбу.

EEYl5shktJ4
Вид с моста

Пошли по маршруту, в надежде увидеть воду и плыть дальше к заповеднику.
5WOY1uBeceM
Матвей изучает
-DhEwhGs8vQ
Далее от Дамбы...
Ddgz5_534sI
Вид сзади

Матвей прошел очень далеко, чтобы оценить наши перспективы. Вечером за ужином у нас предстояло серьезное решение. Плыть дальше, либо сворачиваться и  от Гирваса ехать автобусом до Кондопоги.

MPrGCN_Sokk
Вид с моста на места, где мы плыли

Вечером, мы проработали 3 маршрута. Но было очень много но для их преодоления. Тут еще и сказалось наше бессилие. Решили, что сегодня ночуем  на природе, на следующий день пойдем на экскурсию к вулкану и поедем на автобусе до Кондопоги.
И устроили себе праздничный ужин, с 2-мя порциями Гала-Гала и последней банки тушенки (резервная). Так хорошо мы наелись, что спали с полными желудками.
V5_DMZPGt8U
Вид с последней стоянки
-ocd9PPnPU4
Утро следующего дня, кофе в постель и последняя ночевка на природе
Складываем вещи. Была влажная погода. Сдуваем байдарку и пытаемся запихнуть ее в чехол. Пока Матвей пытался сложить ее, он избил все пальцы в кровь и у него очень сильно сдали нервы. Мои попытки помочь, ничем ему не помогали. Но и в этот момент мы всё же поняли, что идея затаскивать байдарку в таком виде до г. Воттоваара всё равно бы не увенчалась успехом.
UYdj5c1mL-0
Здесь складывали вещи, чуть выше каменные плиты
Кое-как сложили вещи, запрятали и пошли гулять к вулкану.
RIr1RUFcBRY
По пути увидели табличку, может кому нужно
Дошли до Вулкана. Вход стоил 100 р.
Gr9ktoUR9hk
Вид на вулкан снизу
UT0vfyb6aw0
J0rfrlZ5P4k
Левее от Вулкана представлен стенд фильмов, которые здесь снимались.
VO5JwRGASWg
Y1U3DwC5Lyo

В Гирвасе мы с радостью побежали в магазин и спрашивали у местных, когда будет автобус. Но никто нам не смог сказать точной информации. В интернете тоже информация смешанная. Телефон автостанции не работает.
В итоге мы пришли на остановку, очень боялись опоздать на автобус. И всё же смогли дождаться автобус.
До приезда автобуса познакомились с уникальным человеком, который рассказал поподробнее о местности.

Когда приехали в Кондопогу, то поехали на съемную квартиру. Квартиру искали на авито. Сняли на несколько суток, а после отправились домой.