хребет Заилийский Алатау / Самостоятельная поездка
 

Предгорья Тянь-Шаня, поход по Казахстану

6 - 17 августа 2018 г.
Обзорный поход по домашним горам Алматы, включает в себя лучшие места Большой Алматинской Кругосветки.
Нитка маршрута
Стадион Медео - Кок-Джайляу - в. Кумбель - пер. Трапеция - пер. Титова - р. Малая Алматинка - Чимбулак - пер. Талгарский Большой - пер. Талгарский Малый - р. Левый Талгар - р. Туристов - пер. Туристов - р. Кызыл-Сай - р. Озёрная - БАО - пер. Джусалы-Кезень - р. Проходная - санаторий Алма-Арасан
Поход 
Отчёт по дням

Фактические треки по дням: https://nakarte.tk/#m=12/43.07829/77.09209&l=Otm/B/Wp&nktl=1zpamxquFhZFIkhzkgWy6A

Навигационный пакет: https://www.dropbox.com/s/a34y2vi0iobxw42/23%20-%202018.08.04-19%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD.kmz?dl=0

Общие схемы похода:

Высотные графики:

Отчёт по дням:

Дни -1, 0:

Мы прилетели на сутки раньше группы (утром 04.08) и сознательно жили отдельно, в пяти минутах от общего хостела. Вроде как имели два дня на акклиматизацию и знакомство с городом, но так ухайдокались в саломётах, что первый день полностью проспали, успев только прогуляться по Сатпаева, разменять деньги и даже толком не поесть (обошлись киргизским квасом из Колибри). Жили на Сатпаева прямо над Малой Алматинкой, в двух шагах проходит терренкур в сторону Медео и канатка на Кок-Тобе — в целом, прилично; хороший район для заселения, рядом метро и точка старта от гост. Казахстан.

05.08 вышли около 9 утра в направлении центра; прогулялись по Медеусскому и Акмолинскому районам. Город приятный — предгорья (рельеф понятный, север-юг), много зелени, арыки (с водой, в отличие от Бишкека), бульвары. Хотя полностью регулярная сетка улиц несколько портит впечатление, но она же выводит на прямые маршруты сверху вниз, и в целом довольно быстро привыкаешь. Правда кругом на улицах вездесущий ремонт (укладывают коммуникации, тротуар, бордюры; закрыли парк у акимата и т.п.). Вкупе с произвольно проведенными велодорожками постоянно вспоминалась малая родина; хотя за последние годы мы уже научились воспринимать это философски и разглядывать в текущих ремонтных неудобьях будущие красоты. Надеюсь, в Алматы выйдет не хуже, чем получается в Москве, хотя столько метро южной столице явно не нужно.

Планировали днём встретиться и познакомиться с остальной группой, получить модули и т.п., но так как все гуляли, ели и развлекались, то удалось только забрать еду, и то ближе к ночи. Перед походом, как положено, отожрались с запасом национальной еды в двух местах (Navat на Шевченко, Жан-Плов Лагман на Сатпаева, оба места приличные). Вечером ездили смотреть закат на Кок-Тобе — очень похоже на Мтацминду, только поменьше.

День 1, 06.08:

Подъём около 6:00 и сбор в общем хостеле Кок-Тобе. Знакомство с группой началось уже с первого дежурства; как явившихся последними, нас щедро одарили штрафной овсянкой. После недолгих сборов и копошения выходим к гостинице Казахстан, где около 7:30 ловим рейсовый автобус №12 до Медео. Выбрасываем Лёшу со всеми рюкзаками на остановке «ДО Просвещенец», сами едем до катка — слегка размяться подъёмом на плотину. Внизу уже жарко, но в долине Малой Алматинки тень и свежо. Ясно.

У катка более подробное знакомство с представлениями участников во время разминки, затем подъём к гребню плотины (1750–>1900 м; лестница в 820–840 ступеней, смотря как считать, с асфальтовым серпантином вокруг) и спуск до рюкзаков со скучающим Алексеем. Там ещё немного поразвлекались, набрали воду, собрали палки, и наконец стартовали по маршруту в 10:15 (Старт).

Первый подъём до Зелёной яйлы (Д1ПР5, Кок-Джайляу, 1550–>2230 м, ~5 км) преодолели по отрогу левого берега р. Батарейка, по размеченной экотропе №101 в три часовых перехода. Тропа грунтовая, хоженая, но сразу же круто забирает наверх; внизу идёт мимо садовых участков, затем на хребте переходит в смешанный лес с довольно большим количеством валежника из Тянь-Шаньских елей, перемежающийся альпийскими лугами и небольшими верховыми болотцами в кулуарах. На точке Д1ПР4 оборудованная стоянка в лесу, на ней перекусили. Выход на яйлу через хорошо оформленное седло, у которого Батарейка круто поворачивает на северо-восток.

Сама Зелёная яйла — довольно плоская полонина, прикрытая от вида на город небольшим рядом холмов и полого спускающаяся к западу по долине реки Терисбутак (Ложное русло?” Ниже расположено село Терисбулак). На неё явно есть автомобильные заезды по грунтовкам, но с других сторон; стоит инфощит, пара оборудованных кострищ и навес. Скорее всего, с западной стороны яйлы есть источники воды, но с восточной это только р. Батарейка с притоками; при этом подход к ним чуть выше обрыва (~2300м, водопад и стоянка «Контингент»).

Т.к. место популярное и около навесов на яйле было уже занято (а за ними — угажено), поднялись ещё на один переход (1,2 км, 45 мин) и встали на стоянку (Д1СТ) на ~2400 м, на небольшом выступе в кулуаре безымянного ручья, по которому проходит тропа на генштабовке (по OSM тропа на «Три Брата» проходит восточнее, по лесистому хребту; разметку на местности не разглядел).

Время прихода 14:50, ХВ 04:35 (+01:40 радиалка на плотине), 6,3 км. Готовим на ветвях елей, которые срубаем с валежника по правому берегу, довольно далеко от лагеря. С непривычки на жару и набор высоты весь вечер дремлю в душной палатке, пока народ ходит смотреть закат. Ночью прекрасно видно Алматы.

День 2, 07.08:

Ранний подъём, выход в 7:10. Весь день жарко и солнечно.

Первый переход (40 мин), до Д2ПР1 — продолжение подъёма по травяному кулуару на ~300м. Затем выход на отрог хребта Кумбель-тау («Песчаный перевал» досл. «Песчаная талия» — характеризует гольцовый бесснежный характер отрога; довольно распространенный описательный топоним, встречается как минимум в Джунгарии и на западном Тянь-Шане), по которому и предстоит подъём к вершине «Кумбель» (~3200 м). Гребень относительно пологий, с небольшими взлётами; по пути встречаются нагромождения больших камней, первый из которых — «Три Брата».

Хребет интересен с топонимической точки зрения двумя казусами. На участке Д2ПР3–Д2ПР4 он является водоразделом между двумя реками с одинаковыми названиями — Казашка, приток Казачки, к западу и Казашка, приток Малой Алматинки, к северо-востоку. Нигде больше мне такого не встречалось. Второй казус связан с переездом названия Кумбель от образующей отрог узловой вершины (трига 3618,8 м, исток р. Кумбель) на более доступную вершину севернее по хребту (Д2ПР4, «Кумбель», ~3200м). Непосредственно на ней даже закреплена металлическая табличка с указанием высоты 3600 м, явно предназначенная для старшей тёзки. Вершины «Кумбель» (Д2ПР4) достигаем в 10:40; хронометраж по пути неточный из-за большого количества видовых и фотоостановок.

После перекуса до стоянки делаем ещё три 50мин перехода — спуск хребтом в седло перед вершиной 3292, обход вершины 3292 под перевал Трапеция (н/к), и спуск с перевала Трапеция до стоянки. Перевал Трапеция особого интереса не представляет — взлёт от заболоченного кулуара по травянисто-осыпному склону на 150 м, и спуск на старую донную морену ледника Титова, хотя если идти верхами, пожалуй, действительно самое удобное место для перехода из долины Казашки (западной) в долину Горельника.

Стоянка на газу (Д2СТ) у истока реки Горельник из нижнего озера, под моренным валом бывшего ледника, высота 3300м. Время прихода 14:15, ХВ 06:05, 8,2 км. Вода в реке значительно теплее, чем в озёрах; преобладающие ветра с долины и с востока. Со стоянки виден завтрашний подъём на перевал Титова к востоку и красивый цирк всего горного узла вершины Титова к югу; от означенных на генштабовке висячих ледников Титова, к сожалению, практически ничего не осталось. К северу по-прежнему видна Алма-Ата.

Ранний приход был уместен для последующего отдыха и первичной акклиматизации. Ночью налетела гроза с дождем, местами градом и снегом, и сильным восточным ветром, но без последствий. Возможно, лучше было бы встать чуть повыше, в углублении у среднего или верхнего из озёр, но мы не проверяли.

День 3, 08.08:

Подъём около 06:00, выход в 7:35, погода после ночного дождя ясная, камни сухие.

Сразу же поднимаемся на боковой моренный вал и подходим к точке Д3ПР1, откуда фактически и начинается взлёт перевала Титова (1А, 3625 м). Подъём «в лоб», без тропы по заросшему травой и мхом курумнику/ местами скальнику слева от осыпного кулуара до точки Д3ПР2, крутизной 23о (420 м/км) — технически в сухую погоду несложный; далее траверс сыпухи поверху и выход на седло в 10:00 (Д3ПР3), между двумя живописными жандармами (хотя фактически седло с туром находится чуть ниже).

С перевала открывается отличный вид на Алматинский отрог, от Школьника до Туюксу, а в обратную сторону — на цирк в. Титова (OSM не может разобраться, какую из вершин узла >3800м считать в. Титова, а одну из них и вообще указывает 3150м; генштабовка даёт высоты 3867 и 3847 без названий; на хребтовках из книги Вуколова она не обозначена. Предполагаю, что всё-таки северную). Отыграв обязательную перевальную музыкальную программу, в 10:30 начинаем спуск по мелкой сыпухе к небольшому скальному выходу (Д3ПР4), откуда переходим в крутой (20о) кулуар с крупным курумом, выводящий в урочище Мынжылкы (досл. «Тысяча лошадей», возможно «Тысячелетний» — неоднократно встречающийся на Тянь-Шане описательный топоним, относящийся, правда, скорее не к удобным пастбищам, а к каменистым урочищам в долинах при слиянии нескольких рек; поэтому возможна как прямая этимология, так и переносное значение «Местность, усеянная большими камнями, издали напоминающими лошадей») прямо к строящейся плотине (3100 м). Переходим плотиной на правый ор. берег, и спускаемся чуть ниже на оборудованную стоянку с беседкой (Д3ПР5), где и встаём. Стоянка находится почти прямо у дороги, в стороне от реки, у родника, бьющего из-под курумника около большого камня. Дрова сильно ниже, готовим на газу.

Высота 2970 м, время прихода 12:30, ХВ 04:55, 4,8 км. Фактически, полуднёвка, т.к. решили не лезть на ночёвку в скальный лагерь Альпинград. Вместо этого до ужина идём в радиалку на Черный камень (5,5 км, 2:30, по хорошей грунтовой дороге на гляциостанцию, мимо поворота на Альпинград), смотрим всякую местную живность типа байбаков и пищух. На обратном пути, в 17:00, попадаем под получасовой дождь с градом.

День 4, 09.08:

Выход в 08:15, ясно. День, фактически, разорван надвое — сперва спускаемся Малоалматинским ущельем через ворота Туюк-Су, мимо альплагеря Туюк-Су и мемориала погибшим альпинистам в Чимбулак (ХВ 2:10, 5,2 км), чем завершаем первый (малый, разминочный) круг маршрута (24,5 маршрутных км по карте, 27,7 маршрутных км по навигатору; общее ХВ 17:45). Ниже мемориала капитальная стройка асфальтовой дороги.

В Чимбулаке («Привершинный родник») вкушаем цивилизации в виде вайфая с мороженым, получаем заброску на оставшиеся дни (спасибо Игорю, мужественно притаранившему 50 кг на велосипеде и канатке из города) и срезаем 880 м набора высоты на Большой Талгарский перевал техническими средствами (канатная дорога), прокопавшись со всем этим до 13:20. Оттуда в два перехода спускаемся под неработающей канатной дорогой (кстати, на генштабовке пик Куляш Байсеитовой по маршруту МАК помечен как г. Кумбель), пересекаем ручей в Д4ПР2 и выходим траверсом травяного склона на прижим Д4ПР3, обозначенный на карте как «Малый Талгарский перевал», но не имеющий ярко выраженного седла, где и перекусываем. От малого перевала начинается часовой спуск к Левому Талгару; набитая тропа спускается по крутому (~20o) склону вдоль ручья, покрытому еловым лесом (без подлеска, местами встречаются завалы). По пути насобирали грибов и встретили пару групп туристов (местных и из Новосибирска).

На подходах к Левому Талгару несколько стоянок, спускаемся до нижней, находящейся сразу же за ручьём (Д4СТ, «Красная поляна»?), и встаём в 16:00. Спуск от канатной дороги 4,8 км, ХВ 2:40, высота стоянки 2270 м. Места очень популярные у туристов, т.к. с них начинается БАК, в связи с этим вдоль тропы и на куруме у реки всё сильно загажено. Несмотря на это, кто-то даже умудрился там помыться. Дров много, но, естественно, выше по склону. Грибы сварили с рисом, получилось даже съедобно.

Вечером чинил начавшее ломаться снаряжение (обломился зуб у фаста, выпала кнопка навигатора, оторвался карман в палатке, перетерлась обмотка шнурков), всё удалось привести в рабочее состояние с помощью синей изоленты. В группе все живы, здоровы и акклиматизированы.

День 5, 10.08:

Выход в 9:30 и небольшой подъём до стоянки «Солнечная поляна» (Д5СТ) у разлива реки. Ясно, солнечно. Дорога представляет из себя тягун (~80 м/км) по лесу левого ор. берега Левого Талгара; в основном по хорошо набитой тропе, но дважды (в районе Д5ПР1 и Д5ПР2) выходит на выносы селевых потоков, на которых отмечена турами. За четыре 50-минутных перехода выходим на поляну у разлива Левого Талгара при впадении ручья с ледника Манжук Маметовой и встаем там на стоянку «Солнечная поляна» (Д5СТ, 2650 м) в 13:10.

6,1 км, ХВ 3:40; фактически, полуднёвка. Стоянка находится не доходя 200м до родников (выход того самого ручья из-под отрога — прямо на тропе); лес, дрова, и грибы — напротив, метров на 500 раньше по маршруту. Дальше по маршруту огромная концевая морена ледника Орджоникидзе, ныне отступившего на 4 км выше.

Хорошего места едва хватает на наши 3,5 палатки — ставимся плотно. При расстановке у меня ломается концевик на одной из центральных секций дуги, но удаётся починить запасной гильзой и синей изолентой. Вечером ходим за грибами и осматривать окрестности — помимо впечатляющего комплекса сурочьих нор, местность может похвастаться снегомерными рейками и прочими циклопическими следами присутствия древней цивилизации гидрометеорологов.

День 6, 11.08:

Днёвка, ясно, лёгкая облачность. Отдыхаем, моемся, стираемся, собираем грибы; с 10:00 до 13:00 ходим в радиалку на отрог пика Аристова до высоты 3200 м — безыдейно, но красиво. Правый берег Левого Талгара недоступен, перехода по всему пройденному нами участку нет; жаль, интереснее было бы подняться в висячую долину р. Улкен-Мынжылкы и цирк ледника Калесника (назван в честь профессора-гляциолога С.В. Калесника; имеет тёзку в северной Джунгарии; один из редких местных ледников, не отступивший, а даже наоборот, прибавивший в длине по сравнению генштабовки с современными снимками и картами).

Легкий дождь на спуске, около 14:00; к вечеру всё затянуло пришедшими с юга тучами и всю ночь шёл дождь средней силы. Ломается бегунок на входе в палатку, и запасной при попытке починить; в итоге починил без синей изоленты, заменив молнией от москитки, которую пришлось срезать.

День 7, 12.08:

Проснулись по дождю, отложили подъём до его прекращения (8:20). Небо полностью затянуто тучами, на вершинах свежий снег. Вышли в 10:00, поднялись на отрог – бывшую донную морену ледника Орджоникидзе, где поздравили Валю с днём рождения. Чуть дальше, в точке «Заброска лука» нашли мешок свежих лука с картошкой и экспроприировали три луковицы.

У привала Д7ПР1 туман поднимается; продолжили подъём вдоль прижима до следующей возможной поляны под стоянку (возм. встречающаяся в отчетах «Поляна дураков», выделяется большим количеством выложенных из булыжников слов, самое заметное из которых – «Позитив»), где на нас опять в 10:50 садится дождь средней интенсивности, продолжавшийся весь подъём по до обеда (Д7ПР3), из-за чего весь 5 км отрезок Д7ПР1–Д7ПР3 проходим за 2.5 часа без остановки.

От впадения р. Туристов идёт набитая грунтовая тропа по травяному склону левой стороны реки, 9o тягун без особых нюансов с набором ~500м. Обед (Д7ПР3) с горячим чаем и лекарством устраиваем на большом разливе реки при впадении небольшого безымянного притока (урез воды 3340м); место плоское, мокрое и под стоянку непригодное. Здесь переодеваемся и немного сушим снаряжение в получасовом окне между дождем и снегом.

Последний переход до стоянки идём 1,5 часа по левому склону ручья за боковой мореной, уже под снегом. На стоянку (Д7СТ, 3630 м) приходим в 16:10 (9,3 км, ХВ 06:10) — встаём на газу на одном из отрогов боковой морены, где находится хороший песчаный пятачок, на котором ставимся с каменными стенками. Еду готовим на топлёном снегу, т.к. озеро выглядит сомнительно и неохота спускаться к нему на 50 м. Ночью ясно и на удивление тепло, видны Персеиды. С правого берега периодически сходят камнепады.

День 8, 13.08:

Подъём в 03:00, выход в 05:20, чтобы взять перевал по холодку. Ясно.

Поднимаемся по моренному валу до Д8ПР1, где переходим стекающую с Туюксу речушку с потенциальным местом для стоянки в разливе, и выходим на перевальный взлёт — 100 м набора по леднику, покрытому свежим настом в утренней тени; технически несложно, но потенциально лавиноопасно. На седле в 07:20, сразу же спуск по осыпному склону, покрытому свежим снегом.

В 07:45 перекус в точке Д8ПР2 за перевалом. Выходит солнце, переодеваемся и спускаемся долиной Кызыл-Сая (Красный лук?). На следующем переходе до Д8ПР3 и чуть дальше спуск по морене с хорошо оформленной и размеченной турами тропой; за правым притоком Кызыл-Сая с ледника в. Советов начинается грунтовая дорога с накатанной колеёй (пограничники), которая к 10:30 приводит к разливу в месте пересечения р. Озёрная. Брод для транспорта находится на главном русле; пешком переходим выше по течению, через четыре рукава небольшой глубины на другой берег, где в 11:10 обедаем и сушимся (Д8ПР4).

После обеда получасовой переход до точки Брод; разведанный там заранее инструкторами мост смыло, но переход не сложнее первого брода, и часовой переход правым берегом до стоянки в зарослях можжевельника у ручья, над охранной зоной БАО, недалеко от больших камней с хорошим видом на БАО (Д8СТ, 2780 м). Место хорошее, базовая стоянка для восхождения на Советов, с водой, дровами и местом богато. 15,3 км, ХВ 10:00.

День 9, 14.08:

Подъём в 7:00, выход в 9:10, ясно.  Практически весь день прошли по дорогам  — сперва часовой спуск до Д9ПР1 по грунтовке ограниченного пользования (пограничники, ВОХРовцы БАО), затем занудный тягун в семь переходов (5,5 ч, 2500–>3330 м) по серпантину с твёрдым асфальтовым покрытием в 8-10о. Немного разнообразят его видовая остановка (Д9ПР2), пост пограничников на ГАИШ (Д9ПР3), виды на БАО и космостанцию с серпантина, верхняя космостанция на перевале (Д9ПР7), но в целом восторга мало. Жарко, овода. Здесь есть варианты намного интереснее.

После обеда спуск с перевала Джусалы-Кезень в долину реки Проходная по травянистому склону по набитой тропе к Алёшкиному мосту (Д9ПР9, история). Мост из брёвен и удобный, хотя его потихоньку уносит паводками. После него спуск на известную поляну «Терра» (Д9СТ). 15,0 км, ХВ 8:40.

Стоянка представляет из себя поляну в лесной зоне на обрыве над слиянием рек Пила и Проходная, у небольшого ручья. Место удобное, но все удобные дрова в окрестностях, естественно, посжигали; ближайшие — на левом берегу р. Пила.

День 10, 15.08:

Днёвка на поляне Терра. Разброд, шатание, и ловля интернета; обошлись даже без организованной радиалки. Видели козлов с байбаками.

День 11, 16.08:

Выход в 08:00, чтобы успеть спокойно посетить горячие источники и спуститься к заказному минибусу. Переходим нижний мост из двух стальных труб (МЕГАМОСТ) и спускаемся лесом правого берега до санатория. Тропа набитая, по пути небольшой курум при впадении р. Большой Игузек. К 10:00 выходим к водопаду и, спустившись по разваленной лестнице, к горячему источнику (Горячий источник), расположенному под небольшим прижимом. Каптированная выше по течению, сероводородная вода бьёт в небольшой, на двоих кабинке тугой струёй; температуры идеальной для послепоходной помывки.

Для последнего перехода не возвращаемся наверх в обход санатория, а переходим напротив прижима по заливаемому мосту и устраиваем 50 минутный участок каньонинга: обход прижима поверху, обход прижима по воде, траверс и спуск склона, мост совмещённый с бродом, и самое сложное препятствие в конце — малинник!

В 12:30 на остановке у санатория Алма-Арасан, где нас и подбирает заказанный минибус (5,6 км, ХВ 4:30). Основной круг маршрута закончен (56,1 маршрутных км по карте, 64,1 маршрутных км по навигатору; общее ХВ 35:40).

Едем через город в Чарынский каньон (6 ч), останавливаясь на перекус в шавермачечной «Angry куропатка» (вкусно, но шаурма несытная, пришлось брать две) и на рынке в Байсеите, так что в Долину Замков прибываем только к закату (19:00).

    От остановки нацпарка выходим на берег самого Чарына чуть выше границы, на пологий левый берег реки слегка за границами территории. Последний спуск с плато проходим уже в темноте, но обходится без происшествий (пострадал только упущенный вниз арбуз). Стоянка отрезана от территории нацпарка прижимом; на ней несколько оформленных кострищ и большое количество собранного хвороста и валежника, поэтому устраиваем отходной костёр. С утра начинается адово пеклище, поэтому выходим короткой дорогой к лестнице в начале Долины Замков и в 12:30 уезжаем кушать в Байсеит и обратно в Алматы. ХВ 4:20, 6,1 км (за оба дня).

Общие впечатления от маршрута и возможные варианты:

Если прикидывать по-спортивному, то в условьях среднегорья:

  • 24,5 км первого круга + 56,1 км второго + (4,0+5,4+3,2)/2 км радиальных выходов + 6,4/2 км Чарына = 90,1 маршрутных километров по карте;
  • 9 ходовых дней + 2 днёвки;
  • 1 заброска еды
  • 2 перевала 1А, 3 перевала н/к

на небольшую единичку в принципе можно попробовать защитить. Однако такой цели не ставилось изначально и поход скорее ознакомительно-отдыхательный, и в пройденном виде для хорошей погоды в августе оставляет ощущение недосказанности.

Возникшая проблема похоже на обычную проблему длительных подходов (когда от старта до высокогорья нужно пилить несколько дней, и на обратном пути так же, поэтому кажется, что в самой интересной части маршрута провёл меньше, чем хочется), но с тем нюансом, что горы, фактически, домашние для Алматы, и вместо длительности походы утомляют близостью к цивилизации (со стоянок 1-3 и 8-10 виден город, а по двум ущельям из трёх, по которым мы спускались, проложены дороги, и уже почти проезжие). Вследствие этого, обойдённая нами часть хребта выглядит (и является) прекрасным местом для однодневных походов, альплагерей и походов выходного дня, но на маршрут хочется уйти куда-то поглубже и наподольше — а там уже граница, либо более сложные хребты Среднего и Правого Талгаров.

    Первый, акклиматизационный, участок, спланирован очень грамотно как с технической (правильный набор высоты в среднегорье на подходах, два дня подъёмов с удобными ночёвками и видами), так и с презентационой точки зрения.

Идя по хребту, а не известным однодневным маршрутом Горельник-Титова-Малая Алматинка, захватываешь все зоны от садов, яйл, смешанного и елового лесов, альпийские лугов со скальными выходами на хребте, до альпийских же тундр и морен в цирке Титова, и завершаются открывающейся с перевала Титова захватывающей панорамой Алматинского отрога (Туюксу-Орджоникидзе-Маяковского-Маншук Маметовой-Физкультурник).

Однако, резкий сброс сразу после перевала к плотине, небольшой километраж третьего дня, спуск по дороге и стоянка у неё же всё-таки подмывают оставить пройденный вариант на плохую погоду или медленную группу и выйти к видам на манившую с перевала подкову Туюксу траверсом к дороге на гляциостанцию на уровне 3300-3400 м.

На морене или совсем под ледником пообедать, и в зависимости от сил мимо Чёрного Камня либо спускаться к беседкам, либо подниматься к Альпенграду или на озеро 6, как планировалось изначально. Рюкзаки, с учётом заброски, уже лёгкие, подъём из-за перевала всё равно ранний, готовка так и так на газу, а следующий день несложный — спуск в Чимбулак всё равно по дороге и быстрый, и длинный отдых у канатки неизбежен. Нижнюю поляну Д3СТ оставить на случай непогоды; решать при спуске с Титова около Д3ПР4.

В таком варианте (с выбросом канаткой вниз, особые лоси могут совместить с прохождением МАК в обратном направлении) маршрут как раз подходит для хороших пробежек выходного дня.

    У второго, основного круга, определяющий и самый живописный участок совпадает с БАК. Опять же, это естественно — гос. граница и доступные перевалы диктуют довольно однозначное прохождение участка «Туристов – Озерная – БАО»; но не ощущается достаточного отрыва в высокогорье — фактически, сразу же после перевала Туристов два дня встык несколько однообразно идёт большой километраж спуска по дороге, а потом ещё больший километраж подъёма по тягуну асфальтированному; реально из него хочется сохранить только живописную стоянку с валунами под Советова. Для БАК (3-4 дня) это нестрашно, но для длинного маршрута, тем более с самолётным вбросом, хочется большего.

    Несколько бесцельной была радиалка 6 дня — увиденные с хребта ледники только раздразнили. Понятно, что без перехода полноводной реки со стоянки «Солнечная поляна» кроме как на этот хребет или вперёд по маршруту особо не выбраться, но продление короткого 5 дня до «Поляны Дураков» (Позитив) как раз позволит совершить радиальный выход вверх по р. Улькен-Мынжылкы (см. например). Там, как я понимаю, совсем швах с дровами; если неохота расходовать дополнительные полтора дня газа, можно встать в районе Д7ПР1 или чуть раньше, удобные места по дороге были, если мне не изменяет память.

    Второй вариант позволит уйти от набитого БАК маршрута и длинного скучного спуска по дороге, продлить высокогорное пребывание и набрать препятствий на без вопросов единичку (если кто вдруг захочет маршрут защитить). Под перевалом Туристов вставать на ночёвку как можно выше (в районе Д8ПР1 есть потенциальная стоянка) и сразу же за ним уходить с Кызыл-Сая связкой через перевал Памяти Друзей (1Б со всеми соответствующими нюансами; по отчётам здесь и здесь выходит, что определяющий склон — со стороны спуска; подъём происходит по осыпи), с отдыхом у озёр под ледником Советова (~3500 м) и, в идеале, спуском через пер. Советов к той же Д8СТ на ночёвку (если нет — ночёвка у озёр и спуск на следующий день, но меняются дрова на газ). На Д8СТ же можно устроить и полудневку или дневку.

Таким образом, спуск по довольно скучной дороге и два некатегорийных брода меняются на два интересных препятствия, ещё одну высокую ночевку и незахватываемый иначе цирк. С погранцами проблем не должно возникнуть, т.к. предлагаемый вариант еще дальше БАК от границы, да и заявить его заранее не проблема. Особым лосям перевал предоставляет возможность покорить вершину Советов.

Третий вариант проблема с асфальтовым тягуном на пер. Джусалы-Кезень. Тривиальное решение — поймать попутный грузовик до верха и использовать сэкономленное время и силы для традиционных выходов на БАП или Турист. С другой стороны, и станция, и вид на БАО красивые, однако тоже вписываются скорее в логику ПВД, чем длинного маршрута.

Поэтому, особенно если был взят второй вариант, а силы ещё есть (если сил нет, можно уехать и от БАО), можно спуститься в Д8ПР5 и уйти в долину Проходной через Алматы-Алагир (проще но большой километраж), либо через перевал Турист 1А (сложнее, но интереснее).

    Хотя оба обходных варианта кушают на день больше, Алматы-Алагир может возбудить погранцов, а пер. Турист надо разведывать на месте (информации про него и долину реки мало). Зато не надо спускаться до плотины, чтобы потом опять подниматься наверх (перепад высот в течение дня примерно тот же).

Скажем так, я был бы полностью доволен, реализуйся любой из вышеизложенных вариантов на маршруте. Для самостоятельного прохождения строил бы его совершенно иначе, но тут сравнивать нельзя, больно уж разные подходы.

По выходу с Проходной вопросов никаких, отличный участочек каньонинга для разнообразия. В Чарын лучше прибывать раньше, не разбредаясь на рынки и прочие городские соблазны — еду на отвальную вообще, по возможности, закупить городскому контакту заранее и забросить в машину. По каньону хотелось бы полазить в своё удовольствие, вечерком и без рюкзака, но всего в один маршрут не впихнуть; имеющийся вариант вполне неплох.

Общие впечатления от маршрута и возможные варианты:

Если прикидывать по-спортивному, то в условьях среднегорья:

  • 24,5 км первого круга +56,1 км второго + (4,0+5,4+3,2)/2 км радиальных выходов + 6,4/2 км Чарына = 90,1 маршрутных километров по карте;
  • 9 ходовых дней + 2 днёвки;
  • 1 заброска еды
  • 2 перевала 1А, 3 перевала н/к

на небольшую единичку в принципе можно попробовать защитить. Однако такой цели не ставилось изначально и поход скорее ознакомительно-отдыхательный, и в пройденном виде для хорошей погоды в августе оставляет ощущение недосказанности.

Возникшая проблема похоже на обычную проблему длительных подходов (когда от старта до высокогорья нужно пилить несколько дней, и на обратном пути так же, поэтому кажется, что в самой интересной части маршрута провёл меньше, чем хочется), но с тем нюансом, что горы, фактически, домашние для Алматы, и вместо длительности походы утомляют близостью к цивилизации (со стоянок 1-3 и 8-10 виден город, а по двум ущельям из трёх, по которым мы спускались, проложены дороги, и уже почти проезжие). Вследствие этого, обойдённая нами часть хребта выглядит (и является) прекрасным местом для однодневных походов, альплагерей и походов выходного дня, но на маршрут хочется уйти куда-то поглубже и наподольше — а там уже граница, либо более сложные хребты Среднего и Правого Талгаров.

    Первый, акклиматизационный, участок, спланирован очень грамотно как с технической (правильный набор высоты в среднегорье на подходах, два дня подъёмов с удобными ночёвками и видами), так и с презентационой точки зрения. Идя по хребту, а не известным однодневным маршрутом Горельник-Титова-Малая Алматинка, захватываешь все зоны — от садов, яйл, смешанного и еловоголесов, альпийские лугов со скальными выходами на хребте, до альпийских же тундр и морен в цирке Титова, и завершаются открывающейся с перевала Титова захватывающей панорамой Алматинского отрога (Туюксу-Орджоникидзе-Маяковского-Маншук Маметовой-Физкультурник). 

  Однако, резкий сброс сразу после перевала к плотине, небольшой километраж третьего дня, спуск по дороге и стоянка у неё же всё-таки подмывают оставить пройденный вариант на плохую погоду или медленную группу и выйти к видам на манившую с перевала подкову Туюксу траверсом к дороге на гляциостанцию на уровне 3300-3400 м. На морене или совсем под ледником пообедать, и в зависимости от сил мимо Чёрного Камня либо спускаться к беседкам, либо подниматься к Альпенграду или на озеро 6, как планировалось изначально. Рюкзаки, с учётом заброски, уже лёгкие, подъём из-за перевала всё равно ранний, готовка так и так на газу, а следующий день несложный — спуск в Чимбулак всё равно по дороге и быстрый, и длинный отдых у канатки неизбежен. Нижнюю поляну Д3СТ оставить на случай непогоды; решать при спуске с Титова около Д3ПР4.

В таком варианте (с выбросом канаткой вниз, особые лоси могут совместить с прохождением МАК в обратном направлении) маршрут как раз подходит для хороших пробежек выходного дня.

    У второго, основного круга, определяющий и самый живописный участок совпадает с БАК. Опять же, это естественно — гос. граница и доступные перевалы диктуют довольно однозначное прохождение участка «Туристов – Озерная – БАО»; но не ощущается достаточного отрыва в высокогорье — фактически, сразу же после перевала Туристов два дня встык несколько однообразно идёт большой километраж спуска по дороге, а потом ещё больший километраж подъёма по тягунуасфальтированному; реально из него хочется сохранить только живописную стоянку с валунами под Советова. Для БАК (3-4 дня) это нестрашно, но для длинного маршрута, тем более с самолётным вбросом, хочется большего.

    Несколько бесцельной была радиалка 6 дня — увиденные с хребта ледники только раздразнили. Понятно, что без перехода полноводной реки со стоянки «Солнечная поляна» кроме как на этот хребет или вперёд по маршруту особо не выбраться, но продление короткого 5 дня до «Поляны Дураков» (Позитив) как раз позволит совершить радиальный выход вверх по р. Улькен-Мынжылкы (см. например). Там, как я понимаю, совсем швах с дровами; если неохота расходовать дополнительные полтора дня газа, можно встать в районе Д7ПР1 или чуть раньше, удобные места по дороге были, если мне не изменяет память.

    Второй вариант позволит уйти от набитого БАК маршрута и длинного скучного спуска по дороге, продлить высокогорное пребывание и набрать препятствий на безвопросов единичку (если кто вдруг захочет маршрут защитить). Под перевалом Туристов вставать на ночёвку как можно выше (в районе Д8ПР1 есть потенциальная стоянка) и сразу же за ним уходить с Кызыл-Сая связкой через перевал Памяти Друзей (1Б со всеми соответствующими нюансами; по отчётам здесь и здесь выходит, что определяющий склон — со стороны спуска; подъём происходит по осыпи), с отдыхом у озёр под ледником Советова (~3500 м) и, в идеале, спуском через пер. Советов к той же Д8СТ на ночёвку (если нет — ночёвка у озёр и спуск на следующий день, но меняются дрова на газ). На Д8СТ же можно устроить и полудневку или дневку.

Таким образом, спуск по довольно скучной дороге и два некатегорийных брода меняются на два интересных препятствия, ещё одну высокую ночевку и незахватываемый иначе цирк. С погранцами проблем не должно возникнуть, т.к. предлагаемый вариант еще дальше БАК от границы, да и заявить его заранее не проблема. Особым лосям перевал предоставляет возможность покорить вершину Советов.

Третий вариант — проблема с асфальтовым тягуном на пер. Джусалы-Кезень. Тривиальное решение — поймать попутный грузовик до верха и использовать сэкономленное время и силы для традиционных выходов на БАП или Турист. С другой стороны, и станция, и вид на БАО красивые, однако тоже вписываются скорее в логику ПВД, чем длинного маршрута.

Поэтому, особенно если был взят второй вариант, а силы ещё есть (если сил нет, можно уехать и от БАО), можно спуститься в Д8ПР5 и уйти в долину Проходной через Алматы-Алагир (проще но большой километраж), либо через перевал Турист 1А (сложнее, но интереснее).

    Хотя оба обходных варианта кушают на день больше, Алматы-Алагир может возбудить погранцов, а пер. Турист надо разведывать на месте (информации про негои долину реки мало). Зато не надо спускаться до плотины, чтобы потом опять подниматься наверх (перепад высот в течение дня примерно тот же).

Скажем так, я был бы полностью доволен, реализуйся любой из вышеизложенных вариантов на маршруте. Для самостоятельного прохождения строил бы его совершенно иначе, но тут сравнивать нельзя, больно уж разные подходы.

По выходу с Проходной вопросов никаких, отличный участочек каньонинга для разнообразия. В Чарын лучше прибывать раньше, не разбредаясь на рынки и прочие городские соблазны — еду на отвальную вообще, по возможности, закупить городскому контакту заранее и забросить в машину. По каньону хотелось бы полазить в своё удовольствие, вечерком и без рюкзака, но всего в один маршрут не впихнуть; имеющийся вариант вполне неплох.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 1 к.с.
Ссылка:
Опубликовал Дмитрий Менделеев