Алтайский край / Горный туризм | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

Разговор по душам, или "маленькая жизнь среди говорящих ледников и своенравных вершин"

16 июля - 4 августа 2013 г.
Маршрут по горному Алтаю в июле 2013г, пройденный в двойке, с целью ознакомления с новым районом и получения нового опыта. Первоначальная и итоговая нитка маршрута разнятся (приведена итоговая), причины чего будут изложены в основном тексте.
г. Новосибирск – город Бийск – посёлок Тюнгур – посёлок Кучерла - долина реки Кучерла – устье ручья Чок-Чок - озеро Кучерлинское - устье ручья Западный - оз.Зеленое – оз.Синее (радиально) - пик Рериха 3А (радиально) - оз.Кучерлинское - ущелье р.Мюшту-Айры - лед.Мюшту-Айры - ущелье р.Йолдо-Айры - оз.Дорошколь - пер. Караойбок - оз.Кучерлинское - пос.Кучерла - пос.Тюнгур - г.Бийск - г.Новосибирск.

"Разговор по душам или маленькая жизнь среди говорящих ледников и своенравных вершин".

С чистого листа...

Все начиналось совсем не так, как в итоге суждено было случиться. Мыслишка посетить горный Алтай и наведаться в гости к своенравной красавице Белухе давно теплилась в укромных уголках моего подсознания. Подготовка к задуманному планировалась тщательная. Как всегда это бывает - не успели встретить Новый Год, как тут же мысли о летнем сезоне и брожение фантазий в беспокойных умах путешественников. И понеслось: сборы группы, обсуждения маршрута, решение хозяйственных и технических вопросов. Группа в который раз обещала сложиться разношерстная и несхоженная, из разных уголков нашей страны, что накладывало определенные опасения и ответственность. Все переговоры велись с помощью интернета. Не смотря на это до последнего верилось в успех затеянного мероприятия. Да и планы были вполне амбициозные: на повестке дня горный маршрут 5 к/с с траверсом Катунского хребта, восхождениями на Корону Алтая и высшую точку Сибири - Белуху, все это протяженностью в 3 недели в автономной местности и при максимальной выкладке.

Тревожный звоночек подоспел в самый разгар подготовки: вернулась группа Ермачека с весенних сборов  в районе Аккемского ледника и в интернет обрушилась лавина сумбурной взвинченной информации о закрытии пограничниками подходов к Катунскому хребту и запрета восхождений на Белуху. Паника в СМИ росла как снежный ком с каждым новым сообщением на форуме. Многие группы отказались от поездок на Алтай и предпочли не искушать судьбу. К сожалению, вся эта суматоха сказалась и на стойкости нашей группы. Нас осталось двое....

Не найдя сколько-нибудь логически и законодательно подтвержденной информации освещаемому на форумах и обзвонив все возможные пограничные пункты Горного Алтая,  поняли, что "шторм в тарелке" не стоит излишне серьезного внимания. Оформили пропуска в 5-ти километровую зону, скорректировали маршрут и вооружившись внушительной дозой авантюризма отправились в путь вдвоем.

Изначально неординарный проект приобретал черты поистине экспериментального и неоднозначного...

Пересекая континент...

Сбросив с плеч груз сомнений и втиснувшись в огромные рюкзаки, 13.07.2013 двое энтузиастов покинули теплую и уютную квартиру в Нижнем Новгороде и поспешили на поиски новых приключений поездом Н.Новгород - Новосибирск, оставляя позади километры рельс и в который раз начиная новую "маленькую жизнь".

Путь предстоял неблизкий и давал нам хороший запас времени, чтобы еще раз все продумать и заложить программу действий на ближайший месяц. Учитывая предсказуемую весомость рюкзаков (продукты, снаряжение, личные и бивачные вещи - все это ложилось на наши плечи), хозяйственную часть свели к минимуму. Все, что в перспективе должно было кусаться, пережевываться и давать нам необходимую энергию, везлось с собой исключительно в сублимированном виде (в течение месяца перед долгожданным отъездом кухня благоухала ароматами печеного мяса и прелых овощей), очень кстати оказались военные наборы с герметичными расфасовками сухого молока, джемов, готовых комплексных супов и каш. В последствии тема еды стала одной из ключевых на протяжении всего маршрута...)))

Еще одно отступление, которое позволю себе сделать - это упоминание о психологии малых групп в экстремальных условиях.  Данный рассказ не преследует целей докторской диссертации, но упустить столь актуальный для всех туристов и спортсменов вопрос мне кажется несправедливым. По групповым меркам нашу команду можно считать ультрамаленькой. Два человека - это уже не соло, но все-таки еще и не группа. Какие психологические законы будут работать в нашем случае и как отразится это на наших личных отношениях? Как избежать напряженных ситуаций и сохранить комфортный межличностный климат? К каким сюрпризам и неожиданностям своего характера и поведения нужно быть готовым? Все эти вопросы предстояло решить на месте, без права на серьезную ошибку. Не имея подобного опыта - задача не из легких, а у нас обоих такого опыта не было. Тем не менее, как врач-психиатр, я не могла отказать себе в столь заманчивом эксперименте в реальном времени! :)

День 1-ый (16.07.13). Заброска в поселок Тюнгур.

Добравшись до Бийска, а оттуда частной транспортной заброской в поселок Тюнгур, в одно мгновение пролетевшего дня оказываемся в краю высоких кедров, густых туманов и быстрых рек. Алтай встречает нас дождем, напитавшимся влагой дышащим лесом и озорной улыбкой солнца, кокетливо выглядывающего из-за туч. Недолго думая пользуемся радушным гостеприимством перевозчиков и останавливаемся в палатке на территории одной из многочисленных баз, словно маленький поселок разбросанных на противоположном от Тюнгура берегу Катуни. Производим разведку на местности - выясняется, что незадолго до нашего приезда алтайская природа в течение нескольких недель щедро одаривала туристов затяжными ливнями и камнепадами, не оставляя шансов на безопасные восхождения.  Затянувшаяся снежная зима долго не пускала в край весеннее тепло, резкая и запоздалая смена сезонов необычайно наполнила водой горные реки и пролилась на землю обильными осадками. К капризному характеру алтайской погоды мы были готовы заранее, предупрежденные бывалыми друзьями. Но все же теплилась надежда - "А может быть нам повезет и дождевики так и останутся лежать в клапане рюкзака, а мы насладимся теплым коротким сибирским летом". Первые несколько дней так и было...

День 2-ой (17.07.13). Первый ходовой.

Оценив вес рюкзаков (не менее 35-ти кг на каждого) и расстояние предстоящего двухдневного перехода до Кучерлинского озера, а это около 45-ти км по холмистой и местами буреломной-болотистой таежной местности, принимаем решение прибегнуть к помощи погонщиков. Конные заброски на Алтае с каждым годом набирают свою популярность и соответственно растут в цене. Удовольствие не из дешевых, особенно если нет возможности разделить затраченную сумму на большую группу. Наш расчетный бюджет диктовал строгие условия, поэтому берем одну грузовую лошадь и лошадь под погонщика, выгребаем из рюкзаков все возможное железное снаряжение и газовые баллоны, с трудом укладываясь в предназначенные для перевозки холщовые мешки. Погонщик внушительно качает головой, проверяя мешки на увесистость. Оставляем в рюкзаках все личные и бивачные вещи, большую часть продуктов и газовый баллон на внештатный случай. Договариваемся о месте встречи у небольшой перевалочной избы возле притока Кучерлы ручья Чок-Чок (чуть меньше половины пути до Кучерлинского озера) и отправляемся в путь, сопровождаемые добрыми словами постояльцев базы, в приподнятом настроении от приятно облегченной поклажи и пригреваемые ярким солнышком на безоблачном небе - сердце радуется предвкушению отличного дня "А погода то налаживается!".

Немного не доходя урочища Елань встречаем пару прогуливающихся налегке туристов, сразу привлекших наше внимание  своими открытыми жизнерадостными лицами - женщина, уже не юного возраста, но излучающая молодость и задор необычайной легкостью и воздушностью походки, шла босиком, игриво размахивая тяжелыми горными ботинками. Обменявшись улыбками, потом еще не раз в этот день  встречали приметную пару на тропе. Погонщик в скором времени обогнал нас и не оставил шансов преследователям до самого вечера. Первую половину пути шлось хорошо и довольно непринужденно, солнце не покидало небосклона, на горизонте выглядывали белые манящие шапки гор, ноги тут же инстинктивно ускоряли ход и сердце вторило им в такт. Не смотря на тучи, сгустившиеся в интернете, это несущественно отразилось на популярности коммерческих групп, не мало встречали мы на тропе сопровождаемых гидом туристов, конных верениц и одиночных поклонников алтайской природы, были здесь и спортсмены-альпинисты, возвращающиеся с восхождений и довольные пойманной удачей. Мимолетные встречи оставляли теплый след на душе и понимание общности наших таких порой непохожих миров, объединенных единым алтайским "сегодня". К середине дня теряем из вида, уже ставшую привычной, нахоженную конную тропу, в памяти проскакивают предостережения наставников о вероятности сбиться с верного пути. Увлекаемые открывшейся нам нетронутой частью природы, останавливаемся на этом варианте, ориентируясь вдоль орографически правого берега реки. Движение толпы резко сменяется тишиной леса, на склонах время от времени попадаются полянки поспевающей клубники, не придавая значения ее недозревшему виду, спешим насладиться сладостью и ароматом слегка подрумянившихся ягод. Внизу, у подножия склонов, звонко шумит Кучерла. На каждом шагу попадаются свидетели прошедших дождей - мшистый ковер наполнен влагой и проседает под ботинком, глинистая земля норовит выскользнуть из под ног, низменные участки тропы у самого берега практически полностью съедены паводком и вынуждают карабкаться по осыпи - становиться понятным, почему этот путь так не популярен у погонщиков. Но о своем выборе мы ни минуты не жалеем!

Спустя половину дневного перехода на меня нападает неутолимая жажда - состояние не совсем привычное и связанное вероятно с подоспевшей акклиматизацией. Жадно бросаюсь к каждому ручейку, напиваясь студеной кисловатой на вкус водой. Мнимое благополучие проходит на удивление быстро и фантазия вновь рисует иллюзорные картины журчания воды за поворотом, начинаю уставать и перегреваться, все чаще ищу место для 5-ти минутного привала. Придя в себя к вечеру и размышляя над своим состоянием, нахожу очевидное объяснение - вода на Алтае щедро насыщена солями кальция, отсюда кисловатый привкус и изумрудно-мутный цвет озер, где концентрация кальция особенно велика - соль уходит в ткани и тянет за собой воду, что довольно быстро приводит к обезвоживанию и усугубляется с каждой новой порцией. Благо на следующий день организм приходит в норму и мысль о воде уже не тиранит мой мозг.

Приближаясь к базе снова выходим на конную тропу, таежный лес сменяется альпийскими лугами, тихие заводи Кучерлы манят искупаться. Солнце уже низко, нужно успеть к месту встречи с погонщиком и разбить лагерь до темноты, подмечаем тихие местечки на случай возвращения. 10-ти часовой переход приводит нас к большой поляне с деревянной избушкой и совсем крохотной банькой. Наш погонщик уже на месте. Выбираем место подальше от центральной поляны, дабы не привлекать к себе излишнего внимания. Ноги, плечи и спина гудят от накопившейся усталости, организм предательски намекает на желание прогреть косточки - ну как ему отказать, когда все рядом! :) Так, впервые за всю свою туристическую бытность, я попарилась в баньке в самом начале маршрута. Ночь была тихой, а ублаженный организм погрузился в сладкий спокойный сон.

День 3-ий (18.07.13). Марафонский.

Сегодня предстояло пройти большую часть 45-ти километрового отрезка. Поднявшись с восходом солнца и сытно позавтракав (на первые 2 дня еще была заложена парочка мясных и рыбных консервов) снова отправились в путь вперед погонщика. Уже через несколько часов рельеф начал существенно менять свои формы и очертания - луга сменились осыпными склонами, малодоступными траверсированию по прямой, тропа закладывала зигзаги с довольно крутыми подъемами и спусками, мы с каждым километром отдалялись от реки, отрезанной от склонов протяженными заболоченными берегами. Местность радовала разнообразием и удивительной сменой контрастов. Сухой коряжистый кедровник спускался в топкую низину, а за поворотом уже шумела река, бурными потоками спускающаяся с гор по каменистому языку. Налаженные переправы не составляли больших затруднений. По берегам притоков Кучерлы встречались ухоженные привалы с готовым костровищем - заманчивая приманка, когда в клапане рюкзака подпрыгивает приготовленный перекус. Вот оно - испытание силы воли и выдержки характера, но опыт подсказывает, что вкушать сие удовольствие нужно не раньше, чем после пройденных 2/3 ходового дня, поскольку дальнейший КПД после полноценного отдыха и чревоугодия заметно падает, такой уж психо-физиологический закон.

На пути встречаем несколько молчаливых рукотворных напоминаний о погибших в бурных реках спортсменах-водниках, свидетелей страшных трагедий прошлого и наставников смельчакам будущего.  Невольно останавливаешься и перестаешь думать о текущем, вдруг осознавая мимолетность и недолговечность жизни.

На подходе к озеру тропа резко набирает высоту, выводя нас на просторное плато, покрытое пестрым разнотравьем. Еще несколько шагов и перед взором открывается ни с чем не сравнимый вид - словно рукой художника очерченное ложе озера со спокойной гладью холодного бирюзового зеркала. Чуть ниже перекинутого в узкой части бревенчатого моста тихий нрав озера резко сменяется бурлящими потоками Кучерлы, покидающей плато. Природа дает нам задел в несколько минут, чтобы насладиться увиденным и сделать пару снимков, небо словно в ускоренной съемке скрывается под наползающими тучами. Наспех набросив рюкзачные чехлы под стеной дождя ищем подходящее место для бивака. Переправляемся через мост подальше от снующих на берегу коммерческих групп и пасущихся лошадей. Противоположный берег встречает нас табличкой, предупреждающей о частной территории. И действительно - в отдалении от посторонних глаз в небольшой бухточке озера расположена просторная база с благоустроенными отделанными под местный колорит домиками, баней, своей продуктовой базой и моторной лодкой. Здесь же, под деревом, находим оставленные погонщиком вещи. Гуляем по территории словно по вымершей деревне. Переупаковкой нашей провизии все же привлекаем внимание местных сторожил, с интересом выглядывающих из матерчатой юрты. Узнав, что хозяина нет на месте, партизански скрываемся в лесу на берегу озера, рискуя быть выгнанными в самый неподходящий момент - в этой ситуации ярко желтый цвет нашей палатки явно проигрывает своим неприметно-зеленым родственникам. Сейчас уже густой вечер, а завтра ранний выход, так что риск не так уж велик. Все проходит гладко.

День 4-ый (19.07.13). Полоса препятствий.

Всю ночь шел дождь. Утром знакомый шелест по палатке не предвещает изменений. Выжидаем час....все по прежнему. Сегодня запланирован хороший переход с немалым набором высоты, да еще и при полной выкладке, каждый час в цене. Дальше Кучерлинского озера нет подходящей тропы для лошадей, здесь наши пути с погонщиком расходятся и начинается долгое сознательное самоистязание. С трудом собираемся, не вылезая из палатки, складываем наш дом изнутри, и вот после таких акробатических трюков сидим на маленьком сухом клочке земли на рюкзаках, укрываемые  тентом. Вылезать жуть как не хочется, но надо. Зачехлившись по самые уши, прилаживаем рюкзаки - тут то и пробегает коварная сверлящая тревогой мысль - " Как мы это потащим?!" - в глазах Родиона читается сомнение. Покачиваясь вокруг своей оси и пытаясь поймать равновесие, чувствую себя тяжелоатлетом, легкомысленно взявшим не свой вес на соревнованиях. Не остается иного выбора, кроме как перевести все это в шутку. Обсуждение предстоящего маршрута немного отвлекает от угрюмых мыслей.

Уходим вдоль правого берега озера мимо еще сонного палаточного лагеря. Не успев комфортно приладиться к давящим лямкам рюкзаков начинаем утреннюю разминку. Наметки тропы каждые несколько метров упираются в лежащие поперек стволы могучих деревьев, "перепрыгивание через планку" в моем исполнении выглядит как неуклюжее переползание с маневрированием между сучков и попытками удержать рюкзак в равновесии, несколько раз беспомощно заваливаюсь на спину с надеждой на стойкость и выдержку напарника. Психика, пытаясь защитить себя от закипания, находит в этом что-то забавное. На нашу радость закончился дождь и выглянуло солнце. Наконец Алтай открыл нам свое настоящее лицо!

Размяв сонные косточки и порядком устав от своей поклажи, устраиваемся на перекус в запланированном месте перед предстоящим подъемом, недалеко от ручья Западный. Под защитой кустов и мха оставляем заброску на дальнейшую часть маршрута, сюда мы вернемся через несколько дней. Облегченные рюкзаки поднимают настроение "А жизнь то налаживается!". С новым приливом сил и зарядившись ценными калориями штурмуем склон практически напрямик. Место довольно хоженое и облюбованное туристами, хотя и требует немалых физических усилий. Очень кстати приходятся трекинговые палки - глинистая мокрая крутая тропа как беговая дорожка упорно стремится оставить нас на одном месте не смотря на прилагаемые старания, с помощью палок и незатейливых кульбитов все же удается ее перехитрить. Погода, давшая временную передышку, снова спешит наверстать свое очередным дождем.

Выполаживание склона приводит на уютную кедровую полянку, вполне пригодную для постановки небольшого лагеря. Однако нужно идти дальше, набор высоты еще не закончен. С этого момента начинается самая выматывающая  часть перехода - характерный для Алтая и так часто упоминаемый недобрым словом в отчетах курумник (хаотичное нагромождение внушительных по размеру мшистых камней, создающих лишь видимость устойчивости и надежности). Дождь сделал свое коварное дело, так что при каждом осторожном шаге вся эта конструкция точно назло уходит из под ног. Ноги и палки заклинивает между острыми гранями камней. Приходится идти очень медленно, чтобы удержать равновесие, страх и неуверенность  сковывает движения. Чувствую себя нелепо и внутренне ругаю за слабость и нерасторопность. Родион вырывается далеко вперед, лишь издали контролируя мое присутствие, горькая досада комом застревает в горле. Понимаю, что вся проблема в голове, но не могу ничего с собой поделать и, видимо, уже не хочу, усталость берет свое.

Внимание отвлекает неожиданно попавшийся на глаза лук. Сочные упругие перья повсюду стрелами выбиваются из каменистой почвы. Долгожданные витамины! Зелени и овощей - вот чего нам больше всего не хватало на протяжении всего маршрута. Вид зеленого лука вызывает ребяческую радость, спешим собрать урожай, не зная меры и границ.

За час до захода солнца наверстываем последние метры подъема и выходим в моренное понижение. Забыв о хозяйственных заботах тут же хватаемся за фотокамеры - вечер дарит нам удивительную по красоте картину! Заснеженный, играющий своими гранями на солнце, хребет любуется собой в зеркальной глади синего озера. В воздухе повис запах морозной свежести, но яркие солнечные лучи все еще пригревают своим теплом. Вот она, та самая первозданность природы, ради которой стоит оставить позади тысячи километров! Ни одного лишнего, диссонирующего звука, запаха или объекта, все слито в единую гармонию, настраивающую на спокойное умиротворенное созидание. Счастлив тот, кто хотя бы раз здесь побывал!

Наши предшественники заботливо сложили на полянке древесные поленья и выложили костровище. Ужинаем в палатке ароматным супом, щедро приправленым зеленым луком. Скинув с плеч напряженность дня, понимаешь, что не познав усталости никогда не ощутишь опьяняющую радость от простых вещей.

День 5-ый (20.07.13). Продлевая наслаждение.

Умышленно оставляю этот день без подробных описаний, поскольку пролетел он незаметно под матрасным девизом "поздно встал, сытно поел, лениво прогулялся по окрестностям и рано отбился". Сие растление  организма было как раз кстати и давало эргономичную передышку перед следующим броском. Погода подарила нам солнечный безоблачный день, а прогулка к озеру Синее приятно порадовала собранным урожаем свежего чабреца.

П.с: Каждый прием чая, настоянного на Алтайских травах, неизменно превращается в сокровенную и ни с чем не сравнимую церемонию. Настолько полон этот напиток уникальными ароматами и вкусами самой природы, что собственно чайные листья кажутся лишними. При каждой возможности стараемся собрать ценные травы про запас, чтобы продлить царское удовольствие дома и поделиться им с друзьями.

День 6-ой (21.07.13). Познание Рериха.

Ранний подъем и выход с едва брезжащим рассветом. В сегодняшнем меню радиальное восхождение на пик Рериха - да, того самого Рериха, ценителя и исследователя азиатского мира, что воплотил свою любовь в частности к Алтаю в прекрасных, магических по своей энергетике картинах.

Собственно до начала альпинистской части маршрута предстоит довольно длительный и однообразный подход поперек моренных гребней на язык ледника Западный. Выветренные на солнце и практически свободные от мха в связи со сменившимся высотным поясом валуны курумника уже не вызывают предательской дрожи в коленях. Тело радуется свободе движений и упругости отдохнувших мышц. Снежное покрывало ледника успевает подтаять под лучами солнца, на подъеме вынуждая одевать кошки. Трещины хорошо просматриваются и не вызывают серьезных опасений. Цель уже видна и можно детально рассмотреть варианты подъема. У подножия горы надеваем увесистое снаряжение. Начинать маршрут предстоит по осыпному склону, состоящему из разнокалиберных пород, страховка на этом участке в принципе невозможна, а связывание в двойку при срыве одного может привести к плачевному исходу для обоих. Идем по одиночке, стараясь не сыпать камнями. Ледовая подложка склона осложняет дело, малейшая нагрузка приводит в движение целый конгломерат породы, почва в буквальном смысле уходит из под ног. Становится не по себе. Внутренний диалог отсчитывает метры до спасительного снега. Однако расслабляться рано, переход осыпи в снег не так мгновенен, как кажется на первый взгляд, и таит в себе коварный сюрприз в виде глубоких непредсказуемых провалов. Несколько раз попадаюсь в ловушку, уходя в снег по пояс.

Добравшись до более устойчивого снежного покрова ввязываемся и продолжаем движение с одновременной страховкой. В местах кулуарного сближения скал снова появляется натечный лед, кошки срабатывают надежно. Последний взлет перед предвершинной перемычкой вновь дает возможность повоевать с сыпухой. Перевальное понижение встречает холодным пронизывающим ветром, небо затягивается белой пеленой. Оценив прозрачные намеки небесной канцелярии и хорошенько утеплившись, перекусываем перед финальным рывком. Горячий чай из натопленного снега согревает душу и пробуждает второе дыхание. Вперед, к цели!

Сложно сказать наверняка, стоял ли Рерих на этой вершине и видел ли своими глазами невероятную панораму Катунского хребта, от которой замирает сердце и затихает дыхание, но он как никто другой смог отразить в своих картинах ту магическую силу алтайских гор, которая при первой встрече навсегда что-то меняет в человеке. Это тот редкий момент, когда передать свои чувства в словах кажется практически невозможным. Сегодня нам повезло - Белуха показалась в полной красе, лишь застенчиво слегка прикрывшись на самой макушке пушистым облаком.

Осталось желать только одного - чтобы погода продержалась до нашей более близкой встречи...

День 7-ой (22.07.13). Обратно к Кучерле.

До сегодняшнего дня погода серьезно не вмешивалась в наши планы. Но все когда-то меняется, а на Алтае эти перемены особенно разительны.

Спускаемся в ущелье Кучерлы по пути подъема. В пересохшем каменном русле ручья удается познакомиться с занятным зверьком, из семейства грызунов, в размерах способным конкурировать со средней морской свинкой. Незнакомец не спешит убегать, громко высвистывая сородичам предупреждение об опасности. Неудивительно, что грызунов этих прозвали пищухами, или "каменными зайцами" за их излюбленные места обитания в каменных осыпях, встречаются они в двух видах окраски, черной и рыжей.

Забрав надежно спрятанную заброску и снова почувствовав себя вьючными животными, продолжаем движение вдоль берега Кучерлинского озера, по направлению к истоку Кучерлы. Несколько часов уже знакомой разминки и тропа приводит к дельтообразному разливу реки. Двигаемся вдоль скальных прижимов по залитой половодьем травянистой поляне. Нетрудно предположить, что при низкой воде здесь неплохое место для лагеря, кое-где виднеются остатки съеденных водой костровищ. Карта подсказывает, что до следующих ночевок еще немало потрудиться, а позднее время диктует нам строгие условия. Удача встречает нас там, где мы ее совсем не ждали - какие-то умельцы, видимо так же застигнутые врасплох половодьем, соорудили целый каскад палаточных площадок на старом каменистом языке. Наши предшественники смекалисто отнеслись к обустройству стоянки, каждая площадка заботливо выложена мхом, успевшим за это время укорениться в суровой породе и укрыть мягким ковром острые камни. Есть правда и обратная сторона медали - щедро политый дождями, мох отлично служит аккумулирующей губкой для осадков, медленно испаряя влагу. Долго не раздумываем за неимением других вариантов, да и расчет на хорошую водостойкость новой палатки нас еще ни разу не подводил.

Принцесса на горошине осталась бы довольна нашим мягким ложем. Ночь приходит не одна, а с затяжным дождем....

День 8-ой (23.07.13). Набирая высоту.

Снова долгий переход с оставлением заброски. Наша конечная цель на сегодня - ущелье ледника Мюшту-Айры, а там и до Катунского хребта рукой подать.

Тропа неожиданно становится оживленной, как в начале маршрута. Приятно встретить на пути семьи с маленькими детьми - непоседами, мелькнула мысль "Придет время и мы станем такими же,        поведем детей на знакомство с прекрасным".

Минуем кедровые стоянки - укромное возвышенное местечко, охраняемое могучими кедрами, неожиданно затерявшееся среди прибрежных заболоченных низин. Здесь же костровище для большой дружной компании, в памяти тут же всплывают тихие теплые вечера и песни под гитару. Все-таки, как бы не были мы близки друг другу, даже за непродолжительное время нашего путешествия возникает не сразу осознаваемое  чувство нехватки общения, и чем дальше, тем острее. Может поэтому так радуется сердце при короткой встрече единомышленников на тропе и хочется поделиться частичкой своего настроения с каждым, ничего не требуя взамен. Несомненно есть примеры сольных восхождений и маршрутов, но, на мой взгляд, это скорее исключение из правила, которое гласит, что "человек существо в первую очередь социальное и в отрыве от социума не может полноценно существовать как личность". Переживая все радости и трудности путешествия вдвоем, не имея возможности услышать объективное мнение со стороны, вынужденные учиться тонко чувствовать и идти на компромиссы мы не стали меньше ценить друг друга, не стали черствыми и озлобленными, смогли удержать равновесие наших отношений, но возможно это всего лишь вопрос времени...

Кучерла рождается от слияния рек Кони-Айры и Мюшту-Айры, под острым углом режущих долину на 2 одноименных ущелья. Мы уходим в юго-восточном направлении, постепенно набирая высоту вдоль правого берега Мюшту-Айры, шумными потоками сбегающей с возвышенного плато. Тропа теряет свои очертания, приходится продираться сквозь высокие заросли недозревшей жимолости - еще не набравшие сочно-синего цвета ягоды, кисло-горькие и слегка вяжущие на вкус, все же немного утоляют жажду и на короткое время обманывают аппетит. Предвкушаем ягодные наслаждения на обратном пути.

Выход на плато оказывается только первой ступенью подъема, впереди монотонной серой стеной возвышаются бесчисленные моренные волны. За каменным морем  белоснежная грозная стена западной границы Катунского хребта. Иллюзорное восприятие глаза обманчиво приближает желанный объект, в этот обман всегда так хочется верить. Небольшой привал у разрушенной деревянной избы, рядом металлическая табличка с именами погибших восходителей, сердце сжимается от тоски по погибшим и робости перед холодными вершинами. Восстанавливаем силы горячим душистым чаем с сухофруктами.

Моренные валы, словно колыбель ледника, выстроились на противоположных сторонах ущелья. Идем вдоль правой кромки, стараясь минимизировать затратные по времени и силам подъемы и спуски. Правильность нашей тактики вскоре подтверждают довольно часто выложенные туры, создающие отличный издали зримый ориентир вплоть до самого хребта. Моренный гребень узкий и малоподходящий даже для постановки одной палатки, однако по нашим разведданным здесь все же таится одно укромное местечко. Наставления друзей в который раз оправдали наши ожидания  - небольшая выложенная на камнях площадка неподалеку от чистого водопада - то, что нужно для нашего компактного гнездышка. И погода идет на уступки, дает возможность посуху поставить палатку и разложить вещи, натягиваем последнюю оттяжку буквально с первой каплей дождя.

С каждым днем все заметнее дефицит в продуктах питания. С ростом нагрузки организм требует больше подкрепления, особенно мужественный организм Родиона. Пытаюсь выкрутиться и обмануть психологию, ежедневно чередуя разные блюда и совмещая неожиданные продукты. При возможности не брезгуем и подножным кормом. В ход идет все, что не вызывает серьезных сомнений в съедобности - лук, щавель, молодые почки хвойных деревьев, незрелые ягоды. Тема еды становится ключевой каждого утра и вечера (в обед, опять же из соображений экономии веса, ограничиваемся энергоемким перекусом). Здоровая доля самокритичности, присущая нам обоим, спасает от излишнего самоедства, представляем как наши гастрономические повадки позабавят друзей, каждый мысленно ведет список того, что будет сметено с полок магазинов и съедено в первую очередь. В фаворитах - свежие овощи, теплая хрустящая выпечка, макароны в томатной пасте и конечно же сгущенка. И все же, не будь этого постоянного чувства недоедания, разве казались бы нам такими божественно вкусными и почти домашними супы из сушеных овощей, мелкая крошка сухарей смешанная с яблочным джемом из военного пайка, ложка ореховой пасты по особым случаям. А с каким ребяческим азартом вылизывались пакеты из под джема и сгущенки! Да и первый опыт изготовления сушеных овощей оправдал все ожидания и послужил хорошим подспорьем  в стремлении к более полноценному и разнообразному питанию.

День 9-ый (24.07.13). Знакомство с Вектором.

До подножия Катунского хребта всего около 3-ех часов хода. Умышленно не торопясь и выжидая прояснения на небе снимаемся со стоянки к обеду. Сегодняшний день запланирован на просматривание  маршрута и разработку тактики предполагаемого на следующее утро восхождения.

Дождь все-таки успевает порядком подмочить наши бравость и уверенность. Выгадав безопасное от падения камней расстояние и тщетно пытаясь согреться в намокшей одежде под пронизывающим ветром, ставим палатку на самом леднике, подальше от опасных трещин, для большей тепло- и влагоизоляции устелив лед каменной крошкой.

В такие моменты я безгранично благодарна своему напарнику и любимому человеку за то, что он, не взирая на усталость и холод, неизменно берет на себя основную часть трудоемкой работы, не требуя от меня сиюминутной отдачи, подбадривая шутками и на редкость терпеливо  относясь к моей слабости и порой безвольности. Это бесценное чувство заботы и сильного плеча, которое делает женщину счастливой!

Стоит мне только согреться, как я снова становлюсь человеком. И вот уже кипит вода в котелке и наполняет влажным теплом наше жилище - как это ни удивительно и обманчиво, но тонкие хрупкие своды палатки, теплый спальник и синее пламя горелки создают ни с чем не сравнимое чувство надежности и нерушимости, вот где действительно понимаешь смысл выражения  "мой дом - моя крепость".

Ледопад Тронова, он же единственный путь на перевал Вектор и один из самых непростых маршрутов на Катунский хребет, выглядит особенно грозно. За одни сутки полностью рушатся представления о монолитности и неподвижности ледников. На ступенях струящегося с перевала ледопада всюду следы свежих обвалов и отколов огромных масс льда, за световой день здесь успевает сойти не одна снежная лавина, все это своими глазами мы наблюдаем в режиме прямого эфира. Становится не по себе. Сколько не продумывай оптимальные варианты маршрута по центральной части, где вероятность обвалов наименьшая, ледник таит в себе массу сюрпризов. И здесь погода внесла свои корректировки. Сочетание активного в июле солнца и небывалых осадков хорошенько подточили толщу льда, практически полностью слизав со склона снежный пласт, именно это обстоятельство и оживило смещение внутренних слоев ледового массива - обстановка, обещающая высокий риск чрезвычайной ситуации в ходе восхождения. Идти на верх при таких условиях - все равно, что играть в рулетку со ставкой на жизнь.

С такими неутешительными размышлениями принимаем решение не торопить события и оценить обстановку на следующий день. Время еще есть и отказаться от задуманного мы всегда успеем.

Засыпаем под колыбельную песню ледника. Кажущийся неподвижным издали, он ни на минуту не перестает жить своей внутренней, скрытой от посторонних глаз жизнью. Где-то глубоко, под нашей палаткой, гулко перемещаются камни. Хорошая звукопроводимость и первозданная тишина ночи создают впечатление близости этих процессов и, кажется, вот-вот и наш дом провалится в холодную темную бездну. Вскоре сон и усталость берут свое.

День 10-ый (25.07.13). Неожиданная встреча.

Всю ночь и все утро не смолкал разговор ледника и гор.

С 4-ех утра ежечасно проверяем состояние погоды, высовывая нос на морозный воздух. Перспективы до самого рассвета в прямом смысле туманные - весь хребет плотно укрыт густым белым облаком, не спешащим сползать в ущелье, на небе ни звездочки. Видимость крайне низкая. Полное безветрие не оставляет надежды на благополучное развитие событий. Время выхода упущено (чтобы преодолеть ледопад целиком и выйти на перевал, нужно стартовать до рассвета, в это же время минимальна вероятность обвалов прихваченного ночным морозцем льда), с головой зачехлившись в спальники отбиваемся на неопределенное время.

Чуткий сон прерывают необычные звуки, приближающиеся издалека и явно выбивающиеся из общей гаммы. Через несколько секунд узнаю в них шаги увесистых горных ботинок и позвякивание штычка ледоруба. Люди идут в полном безмолвии и определенно в сторону нашей палатки, тревожная мысль о пограничниках маячком проскакивает в голове. Трушу как загнанный заяц и  посылаю Родиона на разведку.

Тревога оказалась напрасной. Услышав радушное мужское приветствие, поспешно натягиваю парадное термобелье и вылезаю из палатки. Женское любопытство берет свое! Так произошло наше знаменательное знакомство с ребятами из Томска.

Трое бравых опытных восходителей оказались людьми очень душевными и открытыми, сразу завязалась непринужденная беседа, организовался импровизированный каменный столик со сладостями, чайная кружка мира пошла по кругу. Как же хорошо, когда рядом люди твоего круга, когда не нужно лишних слов и каждый кажется давно знакомым близким тебе по душе человеком! Как согревают эти люди своим теплом и искренностью! День удался не смотря на сорванное погодой восхождение!

Ребята поддержали наши опасения проходимостью маршрута, оценив состояние льда в непосредственной близости. Сомнения крепли с каждым часом. Все же даем себе еще один шанс и остаемся на леднике до утра, надеясь встретиться с новыми друзьями на обратном пути.

День 11-ый (26.07.13).  Взвешенное решение.

Утро начинается с обманчивого кратковременного прояснения. Интуиция не подводит и через некоторое время снежное облако вновь властвует над хребтом. Ледопад пробуждается с первыми лучами солнца.

Непросто принять решение и отказаться от задуманного и лелеемого мечтой плана. Повернуть назад сейчас значит закрыть на сегодня возможность окинуть взглядом широту Сибири с высоты снежных вершин и попытать счастья в восхождении на красавицу Белуху.  Два дня в каждом из нас боролись холодный рассудок и упорные амбиции. Я понимала, что успех восхождения на 50% зависит от меня, от моих сил, готовности, выдержки и технической подготовки, но не могла отыскать в себе чувства спокойной уверенности в своих возможностях. И это не просто сомнения недостаточно опытного человека, значимо было интуитивное знание о вероятных последствиях того или иного решения. Через непродолжительное время пришла убежденность в бессмысленности попыток воевать с природой. Но как сказать об этом Родиону, человеку, который как никто другой стремился к этой цели и единственный из всей группы поверил в наш проект и поддержал мою неоднозначную инициативу идти в двойке? Не хотелось обидеть, разочаровать, обмануть в ожиданиях. Но просидеть в непогоду на высоте 4000м в непроглядном сыром и холодном облаке, так и спустившись ни с чем и потратив драгоценное время, хотелось еще меньше.

Каково же было мое удивление и безгранична благодарность, когда вместо ожидаемых упреков или как минимум молчаливой обороны, в ответ я услышала слова поддержки и принятие любого исхода ситуации! Камень упал с души и решение было принято.

Не много таких чувств, которые по-настоящему окрыляют - вера в человека и приоритетность отношений не зависимо от обстоятельств одно из них.

День 12-ый (27.07.13). Оглядываясь назад.

Уходя по моренным волнам обратно в ущелье и оставляя за спиной мечту, которой сегодня не суждено сбыться, не раз оглядываемся назад, чтобы навсегда запечатлеть в памяти суровую красоту этих мест. Уходим с надеждой на новую встречу, только в следующий раз может быть небольшой, но уж точно сплоченной и сильной кампанией. Моросящий дождик разделяет нашу грусть.

С каждым днем все меньше верится в то, что погода еще порадует нас теплым солнышком и ясным небосводом.

В замыслах остановиться на уютных кедровых стоянках. Спешим прибыть туда первыми, обгоняя попутные группы. Так хочется сухости, тепла, мягкого ложа под защитой раскидистых ароматных кедровых крон! На поляне издали замечаем чей-то внушительный по размерам лагерь. Находим и себе подходящее местечко и идем знакомиться с новыми соседями. Приятной неожиданностью становится новость о том, что здесь остановилась большая походная группа школьников под руководством преподавателя и опытных инструкторов, которыми и оказались наши недавние добрые знакомые. Инструктора с парой выносливых смельчаков покинули базовый лагерь, отправившись на двухдневный радиальный выход  к озеру Дорошколь. Там наши пути завтра вновь должны пересечься.

Треть светового дня в нашем распоряжении, что дает возможность немного просушиться и потянуть косточки. Чувствуя прилив сил долго не можем уснуть за разговорами и воспоминаниями.

Первоначальный рисунок карандашом на карте начинает менять свои очертания...

День 13-ый (28.07.13). Растворяясь в красоте.

Начало сегодняшнего перехода обещало быстрое и качественное пробуждение. Забрав оставленную несколько дней назад заброску провизии, нам предстояло пешком переправиться через ветвистый разлив в широкой части русла реки. По максимуму закатав короткие шорты и надев сандалии начинаем водные процедуры. Глубина созданных природой водных рукавов каждый раз меняется, температура воды как всегда в лучших горных традициях. Ноги быстро теряют чувствительность и заливаются краской. Вот когда вспоминаешь про неопреновый костюм, со времен водных походов мирно покоящийся в шкафу!

Контрастные омовения увенчались успехом , перед нами лесистый склон с убегающей вверх тропой вдоль шумящего ручья Йолдо-Айры, притока Кучерлы. Подъем начинается круто, местами вынуждая переходить на лазание по бараньим лбам, опасно нависающим над пропастью. На молодых невысоких кедрах впервые замечаем еще недозревшие молочные шишки. От местных завсегдатаев-туристов я с интересом узнала, что кедровый орех вызревает в течение двух лет, набирая силу и рост. Поэтому далеко не каждый год можно считать урожайным.

Ущелье Йолдо-Айры на редкость живописное в сравнении с тем, что мы видели прежде. Ручей сам создает себе причудливое обрамление, со временем искусно вытачивая берега и сглаживая скалы, потоки воды искрящимися косами сбегают по каменным преградам. К вечеру выглядывает солнце, и без того прекрасный ландшафт приобретает нереальные краски и очертания.

Как это обычно бывает в горах, желанная цель открывается неожиданно, когда уже перестаешь вглядываться в ландшафт за перегибом и включаешь автопилот. В душе вновь всплывают знакомые ощущения восторга и радости, усталость в одночасье исчезает. Еще издали подмечаем лагерь добрых знакомых, расположенный в устье ручья. Перед нами открывается удивительная панорама озера с изрезанными берегами, заводями и каменными мысами, по берегам рассыпаны яркие огоньки палаток.  Ребята зазывают на чай, не мудрствуя лукаво здесь же ставим и свою палатку.

Вечер удался на славу! Дружеская беседа под согревающие напитки, рассказы о жизни и о путешествиях, о родном крае. Долго не хотелось расходиться, было просто хорошо и даже привычные атрибуты в виде костра и гитары  казались сейчас лишними.

День 14-ый (29.07.13). В гармонии с природой.

Сегодняшний день запомнился ранними проводами друзей. Ребята спешили вернуться на кедровые ночевки, их путешествие по алтайскому краю близилось к концу. Взяв нужные контакты, даем слово списаться и обменяться фотографиями. А может еще выпадет нам шанс когда-нибудь встретиться на горной тропе...

Ребята здорово помогли нам продуктами, собрав пакетик подарков: сахар, конфеты, сухари, масло - все, что было у нас в строгом дефиците. Благо и подножного корма в этих местах было в изобилии. Кроме знакомого лука гастрономическим сюрпризом оказался щавель. Алтайский щавель хитрое растение, на одной полянке вместе уживаются обыкновенный и ложный виды, мало отличимые  друг от друга внешне, зато существенно разнится вкус (ложный очень горек и оставляет неприятное послевкусие). Если внимательно приглядеться, листья ложного щавеля более вытянутые и узкие, с матовой кожистой поверхностью. Собранный впрок урожай еще несколько дней радовал нас сочным луково-щавелевым салатом, щедро приправленным подарочным оливковым маслом.

Нам некуда торопиться, да и глупо было бы не посвятить один день отдыху в таком волшебном месте. Дождик отбирает половину светового дня, но и этого хватает, чтобы прогуляться по берегу озера, выгадав момент для солнечных снимков.  В такие дни время словно замедляет свой ход, нет желания куда-то спешить, гнаться за рекордами, проверять себя на прочность - все это надуманно и иллюзорно, приносит чувство удовлетворения лишь на короткий миг, пока кто-то другой не прыгнет дальше и выше. Как и денег успеха много не бывает, но в этой гонке нет победителей. Счастье же всегда где-то рядом, в простых моментах, которые только нужно разглядеть,  а для этого позволить себе остановиться.

Дни 15-ый и 16-ый (30,31.07.13). Замыкая круг.

Это время могло бы уместиться в одни сутки, если бы не затяжной утренний дождь. С лагеря снялись только во второй половине дня, рассчитывая по максимуму пройти до подножия перевала Караойбок, таким образом возвращаясь в ущелье Кучерлы не по пути подъема, а закладывая небольшую  петлю, замыкающую круг нашего маршрута с исходной и конечной точкой у Кучерлинского озера.

Небесная канцелярия дала  нам небольшой задел времени и через несколько часов хода резко набрав порядочную высоту оказываемся в на редкость негостеприимном месте. Моренный цирк, упирающийся в отроги хребта, служит надежным укрытием холодным ветрам, осыпные склоны надолго задерживают заглянувшие сюда облака. На крохотном моренном озере кромка льда, в понижениях спрятались до зимы запасы снега. Под ногами мокрый снег и камни, сверху не переставая льется дождь, теплая одежда не выдерживает порывов кусачего ветра. Я продрогла до косточек и готова была ставить палатку в любом, даже самом неподходящем месте, только бы вскоре оказаться в тепле, переодеть наконец сухую одежду.

Удивительно, что будучи довольно измотанными физически, нередко промокая и промерзая до нитки, не высыпаясь, мы ни разу не могли серьезно пожаловаться на здоровье. Даже безобидная простуда была по плечу решившему стоять до победного иммунитету. А может быть секрет в ежедневной порции лукового десерта...  Как бы там ни было такое случается довольно часто, а  кажущийся закаленным трудностями организм дает сбой в самый неожиданный момент, расслабившись в теплом уюте турбазы или в вагоне спешащего домой поезда. Правда этого с нами тоже не произошло.

Потяжелевшая от напитанной влаги, но все еще надежно сохраняющая водостойкость палатка снова создает обманчивое чувство уюта и безопасности. Хотя, останься я в палатке одна, думаю это чувство заметно поблекло бы, если не растворилось совсем...

На следующий день, так толком и не просушив тент и мокрые вещи и тем самым немало поднабрав  в весе, штурмуем угрюмый перевал. Вряд ли он когда-либо казался жизнерадостным, даже в самые солнечные дни, потому как представляет собой пирамиду хаотично набросанных серых камней  вперемешку  с мокрым грязным снегом и глинистой почвой. Все это месиво вяло сползает со склона при каждом следующем шаге. В этой ситуации главное не останавливаться, иначе рискуешь ни на йоту не продвинуться вперед. Немного удивляет, что в этом угрюмом безмолвии на подходе к седловине мы все же встречаем очевидные следы бывших когда-то ночевок. Возможно группа, планировавшая перевалить в ущелье, так же как и мы была настигнута непогодой в самый ответственный момент восхождения и не имела другого более разумного выхода, чем остановиться здесь.

Седловина встречает нас снежным карнизом, метра на полтора нависающим над спусковым склоном. Организация страховки на живом хребте не вызывает доверия. Проведя тщательную разведку находим небольшую снежную лазейку, вплотную примыкающую к карнизу. Идти приходится крайне аккуратно, лицом склону, наверняка пристраховывая себя ледорубом от срыва. Под тонким слоем снега коварный лед, а бобслеем заниматься не место и не время.

Спуск проходит без приключений. Немного рассеявшееся в ущелье облако открыло нам кусочек голубого озера, по очертаниям очень напоминавшее Кучерлинское. Сперва хочется верить в нежданную близость цели, но суровая правда карты возвращает нас с небес на землю. Не найдя каких-либо упоминаний об этом водоеме ни на карте ни в отчетах не смотря на немалую его площадь, озеро так и осталось для нас безымянным.

Преодолев знакомые гребни курумника, устраиваемся на перекус рядом с небольшим ручейком, выбивающимся из скальной породы и дающим начало одному из притоков Кучерлы. Используем каждую возможность просушиться на выглянувшем солнышке. Ущелье кажется абсолютно нехоженым. Разведав склон вдоль и поперек не находим ни намека на тропу и выбрав в качестве ориентира виднеющийся вдалеке лесной массив траверсируем склон по кратчайшему отрезку. На память приходят ландшафты Полярного Урала с болотистой почвой и повсюду стелющейся карликовой березкой, с одним только отличием - в более благоприятном климате Алтая березка явно выигрывает в росте, иным доставая до бедра, ну а кому-то и по пояс. Однако в каждом неудобстве есть и обратная сторона - после прогулки по такой вот стиральной доске штаны, ботинки и фонарики обретают первоначальный девственно чистый вид. Да и несмотря на неуступчивые ветки и чавканье топкой почвы под ногами это несравненно приятнее, чем скользкий коварный курумник.

Под вечер небо вдруг рассеялось, одарив нас несколькими часами яркого теплого солнца. К этому времени мы уже достигли лесной зоны, снова встретились с нашими подружками пищухами, вдохнули смолистый запах могучих кедров. В небольшом понижении у чистого ручья на примятых мшистых полянках разбиваем лагерь, неподалеку оборудованная стоянка с костровищем. Вероятно дальше люди не ходят, т.к выше этого места следов частого пребывания человека мы так и не нашли. Возможно местный кедровник популярен у коммерческих групп или сборщиков орехов в урожайные годы.

Вдоволь надышавшись хвойными фитонцидами, умиротворенные и сытые ложимся спать.

День 17-ый (01.08.13). К истокам.

Основная часть маршрута позади  и сегодня мы спускаемся вниз, понимая, что вскоре наступит время расставания. Осознавание конечности еще  не наступило и сегодня мы с легким сердцем радуемся наконец-таки пришедшему в сибирский край теплу, безоблачному небу и первозданному лесу, словно сошедшему с полотен живописца.

Снова нас встречает изумрудная красавица Кучерла. Над гладью озера затишье, вода играет солнечными бликами и тихо перешептывается с прибрежными камнями. Стоит остановиться, закрыть глаза и хотя бы на миг погрузиться в музыку природы, ловко настраивающую тонкие струны души.

Замыкаем круг вдоль левого берега Кучерлинского озера, еще более завального, чем правый. К нашему возвращению поспела жимолость, гроздьями свисающая на отяжелевших ветках - кладезь ценных витаминов и хорошего настроения. На травянистом склоне разноцветными шляпками красуются сыроежки. Набираем небольшой пакет грибов для праздничного ужина.

Оттягивая момент расставания весь следующий день мы провели на озере, каждый наедине со своими мыслями и в диалоге с природой.

Эпилог.

Я не буду рассказывать о последующих 2-ух днях обратного пути в долину Катуни. Это нагоняет тоску неизбежности и мимолетности нашего маленького счастья. Хочется обмануть себя и такой вот нехитрой литературной уловкой остановить время и остаться в маленькой желтой палатке на берегу Кучерлинского озера. Прошу читателя простить мне эту маленькую слабость.

Но какой же эпилог без финальных размышлений...

Осознавание произошедшего с нами за последний месяц и складывание единой картины прожитого происходит не в поезде, не при встрече с близкими и друзьями и даже не с первым выходом на работу - на это нужно время, у каждого свой срок. Что касается меня, то мой личный катарсис случается, как правило, с наступлением осенних холодов, когда между летним и зимним сезонами выдается спокойное время, благотворное для внутренних размышлений. В это время с легкой руки пишутся отчеты и создаются фотоальбомы, снова оживляя в воображении события пролетевшей жизни.

Алтайский проект принес нам огромную базу опыта, который еще предстоит освоить и применить в будущем. Мы не выполнили программу максимум, не взошли в этот раз на Белуху, но не смотря на это я ни на секунду не жалею о принятом нами решении. В итоге, именно благодаря возникшим препятствиям и их преодолению, мы обрели намного больше - научились лучше ценить и понимать друг друга, выдержали проверку наших отношений, каждый узнал что-то новое о себе и о ближнем, познали бесценность человеческого общения и взаимопомощи. Открытые в начале вопросы нашли свое решение.

Для меня нет сомнений - если уверен в надежности напарника, стоит хотя бы раз в жизни отважиться на путешествие вдвоем. И не столь важно, будет ли это изматывающий категорийный маршрут или менее сложный активный треккинг, в обоих случаях у вас будет возможность глубоко заглянуть в себя и другими глазами посмотреть на того, кто идет рядом с вами. Уже имея такой опыт намного легче создавать благотворный климат в группе и в последующем мы будем стремиться применить его на практике.

Что же касается самого Алтая, то о нем можно говорить бесконечно. Этот удивительный край заслуживает написания отдельной книги и кажется кощунственной попытка вместить самое главное в несколько строк короткого эпилога. Впрочем и книга не сможет передать всего, что может прочувствовать человек в личном разговоре с горами, бурными реками, чистыми озерами и таежными лесами. С Алтаем нужно познакомиться, и стоит сделать это именно сейчас, потому как в скором времени в краю высоких кедров грядут большие перемены. Уже сегодня кипит работа по благоустройству региона и расширению сферы коммерческого туризма. Вырубается лес по левому берегу Кучерлы для прокладки автомобильной дороги, наводятся новые мосты, местное население активно привлекается на рабочие места в качестве обслуживающего персонала. Эти процессы  неизбежно приведут к большому потоку туристов и дальнейшему освоению территории, улучшенная доступность заповедных мест наверняка сыграет злую шутку и приведет к изменению облика природы. А пока этого не случилось, есть шанс запомнить сибирский край почти таким, каким видели его наши предки много лет назад.

Желаем удачи будущим энтузиастам и путешественникам!

А мы прожили свою "маленькую жизнь" в надежде повторить ее снова.