Участники. Из Киева: Неля Бабич, Оля Воробьёва, Николай Горовой, Андрей Грачев, Люда Грачева, Ира Житкова, Феликс Ищенко, Наташа Кравцова, Сергей Мусияченко, Даша Остапюк, Виталий Прохоренко, Денис Силенек, Андрей Синявский, Игорь Стефанишин, Таня Чемересюк, Валера Чехович. Гости. Из Тернополя: Епифанов Сергей с женой Олей, Ермакова Татьяна и Ткачук Лена с сыновьями Из Кременца: Чуловская Лариса и Цьмух Оля Из далекой Америки: Крис Никола с командой
пещера Мушкарова яма

Цели и задачи.
  • Ударным трудом отпраздновать 5-и летний юбилей открытия пещеры, а именно улучшить входную часть прокопав тоннель по галерее «сухая речка»
  • Поздравить с дрем рождения двух неутомимых исследователей Валеру Чеховича и Таню Чемересюк
  • Экскурсионная программа

В этот раз День рождения пещеры - 24-е августа был не просто «очередным», а юбилейным – праздновали 5-летие Мушкаровой ямы. Традиционно, в такие экспедиции ездит достаточно много участников, так было и в этот раз. Выехали тремя группами, арьергард – 20 августа поездом, в составе Сергея и Даши, основная группа, в четверг, 22 августа, на автомобилях Игоря и Виталия, ну а на следующий день «догоняющие паровоз» уехали на микроавтобусе Николая, который оперативно принял решение принять участие в поездке и тем самым заменить автобус Александра Резникова - он по семейным обстоятельствам не смог принять участие в экспедиции.

Выезд из Киева обоих «автомобильных» групп уперся в многокилометровую пробку – на проспекте Победы перекладывали асфальт, тащились пешеходным шагом. Сделали традиционные остановки в Бердычеве, Летычеве, «на пирожках» под Ярмолынцами, до хаты добрались без приключений.

В дыре основные дни работы прошли стандартно, для новичков - экскурсия по пещере, остальное время «на лопате» - расширяли центральный входной коридор до размеров хорошего прохода «свободно согнувшись». Сергей, Даша и Феликс сходили на разведку и обход дальних участков и забоев.

Стоит снова похвалить новый инструмент – пневмоколесный «возик». Проявил он себя просто отлично. Две команды – «забойная» и «отвальная» отстояли друг от друга в тоннеле на больше чем 10 метров, однако это не мешало вполне эффективно перемещать «возик» по технологи «туда-обратно» веревками, если бы работали традиционной цепочкой, понадобилось бы как минимум на 4-5 человек больше. По итогу, прокопали коридор на хороших 5 метров, вынесли из забоя куба 3 глины, практически подошли уже ко входной воронке, осталось немного.

Так получилось, что в эту поездку у нас было два юбиляра – Пещера и Валера Чехович, которого мы поздравляли с 60-м днем рождения. От команды ему был вручен мобильный телефон, да не простой – а золотой (водонепроницаемый, противоударный и вообще отличный). Также именинник получил в подарок специальный поздравительный слайд-фильм о себе. Не забыли мы и другую именинницу – Татьяну Чемересюк, у которой день рождение был 22-го, его ударно отпраздновали команды Игоря и Виталика.

Вечером, 24-го августа, собрались за праздничным столом, «дежурные по лагерю» накрыли отличную поляну на улице. К нашей празднующей компании присоединились тернопольские спелеологи (Епифанов Сергей, Ермакова Татьяна и Ткачук Лена), кременецкие спелеологи (Чуловская Лариса и Цьмух Оля), наш старый друг Chris Nicola с американской командой. Под гитару и отличный стол праздновали практически до 4-х утра. Участники команды и гости получили новые юбилейные клубные футболки (спасибо Мише Грачеву за помощь в их изготовлении). Стену хаты украсил новый клубный баннер с любимым изречением Сергея «Ми тут копали».

Юбилейный вечер прошел просто отлично - был «і хліб, і до хлібу»… Спасибо Феликсу, который привез гитару – это позволило еще и хорошо попеть и отдохнуть творчески. Причем это никоим образом не помешало на следующий день утром всем уже быть на ногах и отправиться в пещеру на работу. Отдельно выделим творческую работу Сергея, который специально к юбилею издал очередной выпуск газеты про Мушкарову Яму с комментариями участников первых экспедиций. Было интересно и приятно.

В воскресенье одна часть экспедиции оправилась на работу в Мушкарову яму, вторая, во главе с Николаем, уехала на этнографическую экскурсию по местным достопримечательностям – на Джуринский водопад, в Монастырок и другие славные места. В пещере Андрей Грачев опробовал новую «пидерцию» – большую светодиодную панель для фотосьемки в пещере. Снимки получились очень даже на уровне.

Разъезжались также, как и приехали – Сергей и Даша поездом, Игорь через Чортков, Виталик с Николаем напрямую – на Киев. На обратном пути Николай предложил своему экипажу совершить небольшую историческую поездку по Подолии – посетили старую защитную синагогу в Гусятине, оборонную церковь-крепость в Суткивцях и заехали в Меджибож посмотреть замок и почтить память Александра Авагяна, за эту незапланированную инициативу ему отдельное спасибо! В дороге, «на пирожках», случилась «встреча на Эльбе» – случайно пересеклись экипажи Игоря и Николая, причем обе машины ехали разными дорогами и выехали в разное время, тем веселее было увидеть знакомые лица «в полях». До Киева добрались без особых происшествий в 9 часов вечера.

Спасибо Лесе Броде за помощь в проведении экспедиции.