15 дней мы гуляли по Западным Саянам и любовались скалами, озерами, реками и водопадами. Пытались разгадать где же там волосы у Спящего Саяна, где Черепаха, а где Сфинкс, почему Тугодумом - это Тугодум. Маршрут наш был такой: оз. Радужное-Висячий Камень (радиально)- пер. Спящий Саян - оз. Лазурное - пер. Сказка - оз. Сказка - Каменный Замок (радиально) - вдп. Богатырь и вдп Грация (радиально) - пер. НКТ - оз. Черное - "Стрелка" - оз. Художников - зуб Дракона (радиально) - пер. Верхняя Парабола (радиально) - оз. Художников - пер. Курсантов Зап. - оз. Мраморное - выход.

Как все начиналось ....

А начиналось все очень давно, когда мне М.И. показал фотографию Параболы и оз. Художников и весь поход был придуман из-за этой Параболы. И вот... билеты куплены, продукты рассфасованы, вещи собраны.

Поход получился длинноват, рассказ тоже, поэтому если есть терпение, прошу)

-3 День. Четвертый раз перепаковываю рюкзак. Опять ничего не лезет! Только на 5-й раз мне это удалось.

-2 День .. 0 День. Едем в поезде. Спим. Едим. 15 часов бродим по Новокузнецку в ожидании следующего поезда. Новокузнецк - город металлургов, шахтеров, туристов и фотографов. Там много зелени и много дыма от заводов.

1 День. И вот мы приехали в Абакан. Нас быстренько на вокзале подобрал водитель, который занимается доставкой тур.групп в Ергаки. Едем на газельке, жутко хочется спать, никак не можем привыкнуть к смене часовых поясов.

Наши похождения

1 День.
Маршрут свой мы начали от Тармазаковского моста. На мосту нас ждал Булат, вот уже 2 недели пробывший в горах. И мы пошли на оз. Радужное.
На подъеме к оз. нас накрыла мощная туча. Пошел крупнейший град, как будто большие куски пенопласта. Никогда еще не было с нами такого, чтобы в первый же час похода мы промокли до трусов! и никогда я не видела такого громадного града.

(это вот град лежит).

Некоторые даже каски одели, чтобы голове не больно было.
Через полчаса град закончился и мы пошли дальше. Тропу к озеру всю размыло. Местами утопаем в жиже по колено.
На самом озере полно народу. Разбили лагерь. И опять пошел град.

2 День.
 Ночью  была гроза. Гремел гром, сверкали молнии, палатка развевалась на ветру. Гром ходил в цирке и никак не мог из него вырваться, звук отражался от всех хребтов.
Утром жарко. На небе ни облачка.

(озеро Радужное с утра)

С утра пошли радиально на Висячий камень. Тропа отличная, всюду указатели, заблудиться сложно (да вообще, в Ергаках столько народу везде, что заблудиться вообще сложно). Тропа идет по хребту над оз. Каровое. Около Висячего камня есть заброшенная изба. Поднялись к камню и стали осматриваться вокруг. Подумали, как же надо обкуриться, чтобы увидеть волосы Спящего Саяна. Спящего Саяна мы кое-как разглядели, а вот волосы нас особо волновали, ибо туда нам надо было идти по маршруту.

(Висячий Камень)

(Спящий Саян)

Когда ехали в автобусе до Тармазаковского моста, группа, которая ехала с нами, рассказала легенду, что если упадет Висячий Камень, то проснется Спящий Саян. Ученый же подсчитали, что для того чтобы он упал, необходимо землятресение в 9,5-10 баллов по шкале Рихтера.
От Висячего Камня поднялись на смотровую площадку к ск. Орешек. Огляделись и пошли обратно в лагерь.
Пообедали. Собрали рюкзаки и пошли на пер. Спящий Саян. Шли по тропе от озера строго вверх. Тропа ведет по куруму. Пока шли, все гадали, почему у нас такие тяжелые рюкзаки, а у всех вокруг такие легки.
Поднялись на один отрог, думали, что там уже перевал, а там оказался еще спуск и только на след. хребте был перевал. Пошли вниз, потом вверх, потом снова вниз-вверх. Через сколько-то спусков и подъемов поднялись на перевал. Тропа от самого озера промаркирована турами.

(вид с перевала. Озеро Лазурное)

Спуск с перевала оказался сложным. Обрывистые полки. Один раз даже пришлось снять рюкзаки, отдельно передать их и кое-как пролезть самим. Идти надо аккуратно строго по тропе. После того как закончился крутой спус, ровно под спиной Спящего Саяна, начался курум. На куруме турике.
Так, прыгая с камня на камень, мы преодолели курум и вышли на озеро Лазурное. Жутко устали. Хотим спать. Но уснуть я смогла только в 24.00 по Москве, а встаем мы в 4 утра. Ночью было очень жарко.

3 День.  Туман. Цель дойти до стоянки на Сказке и возможно дальше радиально прогуляться до Каменного Замка и Арки. В 11:00 (здесь и далее везде указывается местное время) пошли на перевал Сказка. Тропа от озера Лазурное начинается под пиком Мать Саян от вертолетной площадки. Тропа по лесу поднимается вверх и вверх и выполаживается только выше зоны леса, где опять начинается курум, но он уже легко проходиться (по сравнению со вчерашним днем). Вышли в цирк под перевал, встретили там еще 2 группы, вместе с которыми поднимались на перевал. У этих групп такие легкие рюкзаки, и они тоже только-только начинают свой поход. Чувствуешь себе идиотом, который набрал черте-что в этот поход. Здесь в основном все готовят на костре, а мы понабрали бензина и газа. Поэтому мы не жжем костры, а готовим на примусе.
Спуск с перевала не долгий, гораздо более простой, чем со Спящего Саяна. Идет хорошая тропа. Спустились к озеру Сказка и пошли вниз на стоянку, отмеченную на карте. Встали чуть выше на отлчном месте у ручья около 3х кедров. Стоянку назвали "У 3-х кедров". Начал моросить дождь. И моросит, и моросит.
19:40 сидим в жутком тумане. Очень похоже на Камчатку.

(со стоянки "У 3-х кедров". А там должны быть горы!)

4 День. Просыпаюсь в 8:00. Идет дождь. В 10:00 идет дождь. Кажется, что сильный. Выходить не хочется. Сидим в палатке.
В этом походе мы с Маратом все время что-то теряем Сначала он потерял чехол для очков, потом я потеряла компас, потом только я нашла компас, я тут же потеряла перчатку. До сих пор не могу ее найти.
15:30 Нашла перчатку! :) Но потеряла две других.
16:30 Дождь закончился. Туман. Вылезли. Приготовили кушать.
17:40 Опять пошел дождь. Сидим в палатке.

5 День. 9:30 Тумана нет. Ура! Подъем. В 9:45 вылезли из палатки. Снова туман. Пока готовили завтрак, туман то поднимался и уходил, но снова опускался.  Пошли радиально на Каменный Замок. Тропа от лагеря спускатся вниз, переходит реку по камням. Дальше, на том берегу, видна тропа, которая далее идет по куруму. Тропа выложена турами.

(Каменный Замок)

С Замка открывается вид на Спящий Саян и в долину оз. Сказка. Прекрасно просматривается пер. Сказка и пер. НКТ.
Распогодилось. Светит солнце. Пришли в лагерь, сушим вещи. Разожгли отличный костер. Помыли голову. Чисто, приятно! Пока ходили, собрали грибы. Нажарили сыроежек! Красивый закат. Хорошо!

6 День.  Встали в 8:00. Облачно. Быстренько приготовили еду и радиально пошли на водопады Грация и Богатырь. Накануне мы долго выбирали маршрут, как же идти. Было 3 варианта: 1. Через перевал Спасателей, но там тайга, бурелом, медведи и длинный маршрут. 2. Через перевал Сказка, потом Межозерный. 3. Через гору Перевальная. В результате остановились на 3 варианте.
Устали очень. Ходили 10 часов.
От лагеря пошли напролом на вершину горы Безымянная (она перед горой Перевальная). После того, как немного набрали высоту, нашли слабую тропу, помеченную турами.
с вершины Безымяной открывается потрясающий вид на все Ергаки. Видно оз. Двойное, оз. Черное, оз. Сказка.

озеро Двойное или Восьмерка

(оз. Двойное, вид с горы Безымянная)

Далее по турам траверсом по хребту вышли к г.Перевальной. Обойдя хребет справа по ходу, сверху увидели три озера, 2 из которых Глубокое и Светлое.
Пошли в сторону вдп. Грация. Спуск вдоль Грации ужасен. Тропы нет. Грация нас не впечатлила. Нам сказали, что есть обзорная площадка, с которой открывается чудесный вид, но мы ее не нашли.

вдп Грация

(вдп Грация)

вдп Богатырь

(вдп Богатырь)

Далее пошли вверх к вдп. Богатырь. Недалеко от водопада кедровый лес с морем черники.
 Вдоволь наевшись и понаблюдав за водопадом, поднялись на озеро Светлое. В лагерь возвращались тем же путем, что пришли сюда.

7 День.  Встали в 9:30. Что-либо делать и идти куда-либо лень. Вчерашняя радиалка дает о себе знать.  Долго собирались и, наконец, в 12:00 вышли. Двинулись на перевал НКТ. Идем по куруму, который за вчерашний день изрядно надоел. Через какое-то время вышли на тропу, идущую траверсом с пер. Сказка на пер. НКТ. Далее по турикам поднались на перевал. На перевали были в 13:00. У перевала четко выраженной седловины нет. Спустя некоторое время, нашли тур с запиской.
Спуск по хорошо набитой тропе, затем по куруму. На куруме стоят турики. Но турики расходятся, разветвляются, и сбивают с пути. Цель: выйти на тропу на зеленке, которую видно еще сверху. Спустившись по тропе до озера Черное, стали искать стоянку. Красиво на этом озере. Тихо, спокойно. На стоянке дров практически нет. Болотисто. Очень много мусора от туристов.
Поели, искупались, сидим на камне под солнышком и наслаждаемся.

оз Черное

(озеро Черное)

8 День.  Утро. Серый туман и дождь. Сидим в палатке. Едим перекусы. Похоже, дождь опять на целый день.

9 День. Ужасно холодно. В 11:00 вышли. Идем от оз. Черное вниз к "Стрелке". Тропа промаркирована турами. Сначала идет сброс по куруму, потом тропа среди травы и леса. Тропа сильно заболочена.

вдп Тайгишенок

(водопад Тайгишенок)

За 2,5 часа спустились до "Стрелки". Собрали много сыроежек. Там через р. Л.Тайгиш переправа по бревнам. Марат умудрился оступиться и набрать полные ботинки воды. На "Стрелке" хорошее место для стоянки, правда очень грязно. Там нашли выброшенные кем-то продукты, погрызенные мышами, а может и не только мышами.
От "Стрелки" пошли к оз. Художников. Есть отличная тропа, которая поднимается вдоль реки. Вдоль тропы полно грибов. По пути парни приняли Малахитовую Ванну, правда без чашечки кооофе.

Малахитовая Ванна

(озеро Малахитовая Ванна)

За 3 часа от Стрелки дошли до озера. Я наконец-то увидела Параболу! Мне на протяжении всего похода говорили, что тут кругом параболы, гиперболы, но то все не то, мне нужна была именно эта.

Парабола

(Парабола)

На озере очень грязно, много народу, сплошные кострища. В туалет так сходить вообще проблема - удаляешься от одного лагеря, только становишься вне зоны видимости, как разворачиваешься и видишь перед собой в 2х шагах палатку другого лагеря.

оз Художников

(озеро Художников)

Разбили лагерь. Очень холодно. Пытались найти стоянку "Мечта", но не нашли. Точнее не нашли избу, в которой по описаниям хранится журнал с отзывами. И не нашли там воду, а места стоянок там угадываются.
На ужин пожарили грибочков. К вечеру поднялся сильный ветер. Устроили сеанс связи с домом. Здесь ловит ЕТК. В 23:00 легли спать.

10 День.  Всю ночь мой живот переваривал грибы - накануне мы разговаривали о бледной поганке и что будет, если ее съесть. Спала плохо. Холодно. Ночью дул сильнейший ветер. Под утро начался дождь. Радиалку на Зуб Дракона отменили.
К 12:30 дождь кончился. Сейчас попробуем приготовить кушать. После обеда опять пошел дождь. Когда дождь все-таки кончился, мы решили пойти и еще раз поискать "Мечту". Прогулялись до озер под перевалами Художников и Курсантов. Нашли-таки Мечту. От нее остался только один камень с надписью.

Мечта

(то, что на карте обозначено, как Мечта)

Вечером опять туман и дождь.

11 День. Всю ночь шел дождь. С утра жуткий туман. Ночью у нас под тентом кто-то шуршал. То ли мыши, то ли бурундуки. Мы его шугали, шугали. Но эта мелкая упитанная подлая тварь шурша и громко топая сожрала вкусный аппетитный чудесный кусок колбасы. Она прогрызла дырку в моем рюкзаке и там нашла мой перекус. Так я лишилась перекуса и хорошего настроения на целый день. Днем я встретила такую же тварь, ей оказался миленький бурундучок, на другом кострище. Он пытался сожрать конфету, которую кто-то туда бросил. Но увидев меня, об бросил конфету, схватил в кострище что-то другое съедобное и помчался в сторону на ходу догррызая.
Днем распогодилось, туман ушел, выглянуло солнце и мы пошли радиально на водопад Горных Духов (тропа поднимается прямо от оз. Художников) и к оз. Горных Духов (очень красивое место, людей нет, вот где надо было вставать лагерем). Самое красивое место за весь поход.

оз Горных Духов

(озеро Горных Духов)

Потом обогнув Толстого Брата слева по ходу, мы поднялись на Параболу. Ничего особенного. На нее надо смотреть снизу, с озера Художников. Попробовали залезть на Толстого Брата, но отказались от этой идеи, т.к. не смогли пройти без веревки.
Дальше пошли на пер. Верхняя Парабола и с нее через Мечту, еле-еле найдя тропу по этому ужасно надоевшему куруму, вернулись в лагерь. На перевале Верхняя Парабола делать нечего. Правда, с нее можно подняться на пик Зеркальный, что Булат с Зуфаром и сделали. А на этот перевал меня затащили обманом. Будто с него открыавется другая супер-пупер более красивая парабола. Сказали что с нее можно забраться еще на одного брата, третьего какого-то. Но это все обман. Чуяла я подвох. И не верьте никому, кто говорит что в Ергаках больше одной параболы и появляются еще какие-то третьи братья.

(вид с пер Верхняя Парабола)

А вечером я пожарила блинчики из растопленных для теста макарон. Вроде всем понравилось.

12 День. Ночью нас атаковали эти мелкие подлые грызуны. Сначала они просто бегали под юбкой, шуршали пакетами. Мы их шугали. Только легли, опять шуршит. Включаю фонарик, выглядываю в тамбур, под юбку, а там никого нет. Выключаю фонарик, закрываем палатку и опять шуршит и шуршит. Через какое-то  время включаю фонарик, выглядываю в тамбур и вижу - рюкзак Марата шевелится. Жуткиий визг. Все в округе услышали. Проснулся перепуганный Марат, который при этом шуршании как-то сумел уснуть. Стали трясти его рюкзак. От страха открыть его даже сначала не могли. Открыв в конце концов рюкзак, опрокинули его на бок и оттуда выскочила мышь! Рюкзак затащили в палатку.
Раз уж проснулись, вылезли из палатки. Увидели звездное небо. Еще ни разу мы его тут не видели - все время небо было затянуто.
Легли спать. Только уснули. Опять слышу хруст пакетов. Опять мышь. Постучала по палатке, шум не проходит. Одеваю фонарик, выглядываю в тамбур - теперь уже шевелится мой рюкзак. Опять визг. Опять Марат вскочил. Вытряс рюкзак и засунули его в палатку.
Теперь мы плохо спали. Бегала мышь. Такое чувство, что она топала по твоей голове, залазила под тебя.
Кое-как поспав, с утра без дождя, но с пасмурным небом решили идти радиально на пик Зуб Дракона. Пошли по тропе, которая от оз. Художников поднимается вверх чуть левее водопада Горных Духов. На верху начинается курум, по которому надо идти по горизонтали. В куруме огромная лужа или миниозеро, которое удобно обойти слева по турам. Далее становится видно озеро Теплое и сразу же к нему надо начинать спуск. Не надо пытаться огибать озеро Теплое справа по верху, надо напрямик к нему спускаться по турам. Что мы не сделали, ибо на gpske была другая дурацкая тропа, на которую мы убили кучу времени и сил. А нужная тропа начинает спускаться вниз сразу у стоянки и внизу около озера пересекает ручей.
С левого края по ходу движения озера около хорошей стоянки начинается тропа на Зуб Дракона. Около этой стоянки поели чернику и голубику. Пока если, погода резко начала портиться. Поднимались мы под дождем и в сплошном тумане. Во время подъема туман то уходил, то снова приходил. Шли по грязи с трудом. Идти не хотелось, но Зуфар уговорил. Когда поднялись, туман совсем закончился. Все стало видно. Виден весь наш маршрут.

(вид с Зуба Дракона)

озера Цветные

(озера Цветные, вид с Зуба Дракона)

Назад дошли быстро. Всего ходили 10 часов. Очень много времени занял поиск тропы от курума сверху к озеру Теплое.

В 20:00 пришли в лагерь. Пока готовили кушать, жгли костер, к нам опять пришли мыши. Чувствуется ночь опять будет бессонной.

13 День.  Опять были мыши. От малейшего движения Марата я просыпалась и нервно садилась в спальнике.
Утро. Погода отличная. Пора бежать от этих мышей! Вышли в 12:30. Пошли на перевал Курсантов Западный. Тропу долго не могли найти. Шли по крупнуму куруму. Потом нашли на куруме турике и решили пойти по ним. Курум просто гигантский. Часто приходится карабкаться без рюкзака, а рюкзак передавать отдельно. В конце концов около очередного турика мы не смогли найти дорогу дальше вообще! Туров нет, все во все стороны пошли на разведку. Долго искали. Через какое-то время Зуфар нашел дорого по куруму помельче, отмеченную туриками, по которой проще идти. Пока Зуфар возвращался с разведки, я снесла все турики, чтобы люди туда не ходили. Было потрачено столько сил, у Зуфара совсем пропало настроение.
В результате на подъем до седловины у нас ушло 3 часа. А перевал совсем не сложный!
Спускались мы тоже интересно. С перевала идет отличная тропа. Спуск по травенистому склону. Но в одном месте тропа, видимо, раздвоилась и мы выбрали не ту. Она вывела к гладкой стенке, где без рюкзака можно было спрыгнуть, а рюкзаки пришлось передавать по веревке.

на спуске

(на спуске с перевала Курсантов Зап.)

С перевала видно два озера Мраморное и еще одно маленькое. Вот на маленьком мы и встали на ночь.

оз Мраморное

(озеро Мраморное, вид с перевала)

14 День. Сидим на Мраморном. Завтра выходим домой. Решили прогуляться на озеро Светлое и помыться там в баньке. Но помыться нам не дали, на том озере коммерческий лагерь и пускают в баню они только своих. Искупались в озере Светлом, а потом в Мраморном.
Последний раз пожарили грибочки.

А завтра будет

Знаю, что завтра писать уже будет лень. Поэтому скажу, что будет завтра.
Завтра будем выходить на трассу.
Завтра вечером будет баня и кафе, в котором не оказалось никакой еды. Послезавтра мы в поедим шашлык и поедем домой.