В мае прошлого года мы совершили двухнедельную поездку на велосипедах по Франции. Очень хотелось посмотреть замки Луары, Бретань и Нормандию. Ехали вдвоем с мужем.. Накатали более 1200 км. Иногда подъезжали на поездах. С погодой очень повезло. Поэтому и впечатления от путешествия получились незабываемые
Нитка маршрута
Париж - Жьен - Орлеан - Блуа - Тур - Ланже - Сомюр - Анже - Нант - Сен Назер - залив Морбиан - Карнак - Ванн - Динан - Динар - Сен Мало - Канкаль - Мон Сен Мишель - Авранш - Гранвиль - Кутанс - Байе - Арроманш - Канн - Довиль - Онфлер - Руан - Вернон - Париж
 
Вступление

ФРАНЦИЯ 2015 ФРАНЦИЯ 2015

.В мае 2015 года мы совершили поездку по Франции. Было желание посмотреть Париж, замки Луары, Бретань и Нормандию. Понятно, что в две недели все не уместить. Поэтому, набросав маршрут, начали его урезать. Ехали вдвоем с мужем. Билеты покупали за полгода на рейс Аэрофлота (28000 руб на двоих). Аэрофлотом можно провозить велосипеды бесплатно,если они по весу не превышают 23 кг каждый, плюс 10 кг ручная кладь.  При подготовке маршрута пользовались описаниями  на Велопитере  Евгения Шляхтера,  Ильи Гуревича, путеводителями, мишленовскими картами. В телефон загрузили часть карты Франции на Osmand.В результате получилось чуть больше 1200 км на велосипедах по дорогам Франции. Нитка маршрута Париж-Жьен(поезд)-Орлеан-Тур-Сомюр-Анже-Нант-Сен Назер-Карнак-Ванн-Динан-Динар-Мон Сен Мишель-Авранш-Кутанс-Байе-Канн- Онфлер-Руан-Жеверни-Вернон-Париж(поезд). Ночевки планировали в кемпингах в палатке (  их не бронировали), т.к. сложно отказаться от душа и электричества. Плюс забронировали через Booking 2 ночевки в отелях - в Блуа и Нанте, 2 ночевки в гостевых домах ( Chambres d Hotes)  у Мон Сен Мишель и у Руана, ну,  и один шикарный ночлег - в замке 16 века( кутить так кутить). Коротко о нашем питании.  Продукты покупали в супермаркетах ( Carrefour, Lidl), готовили сами на горелке.  Брали и кипятильник -  очень помогал экономить газ.  Завтрак - хлопья (мюсли) с йогуртом, кофе, булка, сыр, ветчина,  яйца. Во время езды-перекусы-сыр, ветчина ( паштет, колбаса), соки, вода. Вечером - обед, плавно переходящий в вечерний чай - Варили супчик из овощей + дешевая нарезка из ветчины(бекона), второе –картошка, колбаски, котлеты, яйца( для жарки брали сковородку, купили бутылку оливкового масла). К чаю плюшки, круассаны, печеньки. Обед у нас был с бутылкой французского  вина - розового или красного.  Для себя открыли французское розовое-очень понравилось.  Дороже 4 евро вино не брали. В среднем на двоих на еду уходило 12-15 евро в день. С собой  привезли чай , кофе(пакетики), сахар, соль., но на всю поездку не хватило, поэтому докупали.

ФРАНЦИЯ 2015
наш маршрут. красным на поезде,зеленым на велике
День первый. 5 мая

ДЕНЬ 1. 5 мая.

1-1
аэропорт

Самолет Пулково-Париж. Прилетели в аэропорт Шарль-де-Голль в 11.40. Собрали велосипеды (долетело все без проблем) и двинулись в сторону Парижа. Еще в Питере, планируя маршрут, наметили заехать за газовым баллоном в Decathlon у стадиона Stade de France., но очень долго туда добирались. При выезде с аэропорта заплутали и ехали какими-то полями , как оказались на бульваре Сталинград, так и не поняли. По дороге заехали в магазин за продуктами. У магазина к нам подошла пожилая негритянка и на чистом французском языке посоветовала не оставлять велосипеды без присмотра, даже на замке. После этого мы в больших  городах ходили в магазины по одиночке.

 После Декатлона по каналам добрались до площади Республики и  набережной Сены и далее до вокзала Берси(Gare du Bercy). Времени на дальнейший осмотр Парижа уже не было , т. к. у нас еще в Питере через сайт французских железных дорог(voyages-sncf.com ) были куплены дешевые билеты (30 евро на двоих и велики бесплатно) в Жьен(Gian) ( городок на Луаре)  на 18.04. А поезд ушел с опозданием почти на час...В Жьене были уже в девятом часу вечера.

1-8
на вокзале Жьена лифта не оказалось
1-11
городок Жьен на Луаре
1-15
мост через Луару

Дальше решили не ехать и остановились в кемпинге на другом берегу Луары. На ресепшен уже никого не было, оплатили утром 10 евро( 2 чел.+место под палатку). В кемпинге душ, туалет. Кухни нет - это не Финляндия. Достаем  купленный газовый баллон и тут облом! Баллон без резьбы! (Он был запечатан ). А переходник по закону подлости забыли в Питере.  Пришлось пользоваться кипятильником, а покупку нового баллона отложить на завтра. В этот день километраж не засекали, сколько накрутили по Парижу и окрестностям - не знаем.

2-2
наша палатка в кемпинге
2-4
вид на Жьен из кемпинга
День второй. 6 мая

Сен-Бенуа-сюр-Луар.в этом магазинчике мы покупали еду на перекус Сен-Бенуа-сюр-Луар.в этом магазинчике мы покупали еду на перекус
Аббатство Сен-Бенуа-сюр-Луар Аббатство Сен-Бенуа-сюр-Луар
Руан. вид на собор Сен-Круа из особняка Гросло Руан. вид на собор Сен-Круа из особняка Гросло
2-6

Утром двинулись вниз по Луаре по дороге D951 до Сюлли-сюр-Луар

2-10
начало мая, а во Франции уже все цветет. Это клематис

Сюлли-сюр-Луар — средневековый луарский замок, до 1962 года принадлежавший знатному семейству Бетюнов, наиболее известным представителем которого был первый герцог Сюлли. Здешний священник Морис де  Сюлли -парижский епископ и создатель Собора Нотр Дам де Пари. Изначально замок имел большое оборонительное значение. Во время Фронды в нём прятались Анна Австрийская и кардинал Мазарини. В начале XVIII века Вольтер, преследуемый из-за своих сатирических произведений, нашел здесь убежище от гнева Регента.

Замок Сюлли-сюр-Луар входит в число замков Луары, включённых в 2000 году ЮНЕСКО в число объектов, составляющих Всемирное наследие.

2-14
2-22
подъемный мост

Замок осмотрели снаружи, переехали Луару по мосту и по дороге D60 доехали до  деревни Сен-Бенуа-сюр-Луар, знаменитой своим аббатством. Это место упокоения святого Бенедикта, отца-основателя западного монашества.

Далее по той же дороге селение Жерминьи -де-Пре, где находится старейшая церковь во Франции. Она относится к 860 году. Мы ее осмотрели и снаружи и внутри. Перед церковью разросся  цветущий тамарикс. Вообще начало мая во Франции как у нас конец мая-начало июня. Все цветет!

Отдых у Жерминьи де Пре
отдых у Жерминьи де Пре. это так разросся и цветет тамарикс

Интерьер церкви в Женевье=де-Пре
интерьер церкви Жерминьи-де-Пре

 Дальше по той же дороге и по D962 Шатонеф-сюр-Луар, городок уже в окрестностях Орлеана. После Французской Революции и Бомбардировок Второй мировой войны уцелело немного-замковый сад Ленотра (основательно заросший) и Музей судоходства на Луаре в старой караулке замка. Здесь нас, к сожалению, застала непогода - сильный дождь, пришлось пережидать под крышей арки-входа в музей. После дождя по дороге до Орлеана дул сильный встречный ветер, еле-еле выворачивали ср. скорость 17 км /ч.

Орлеан (фр. Orléans) расположен на реке Луара, в 130 км к юго-западу от Парижа,  известен своей Орлеанской Девой, Жанной д Арк. Уже свыше 500 лет с 26 апреля по 8 мая в Орлеане устраиваются празднества во славу Жанны д Арк. Временно возводятся восточные Бургундские ворота, через которые Жанна въехала в город, проводятся шествия, богослужения в Соборе Сен-Круа. Мы как раз попали на этот праздник -  почувствовали по украшенному городу.

2-43
Собор Сен-Круа
2-48
Особняк Гросло,городского судьи. 15 век
2-50
памятник Жанне д Арк у особняка Гросло
2-56
статуя Жанны д Арк на площади Мартуа
2-64
дом,где Жанна д Арк останавливалась в 1429г.

Осмотр достопримечательностей и повторная покупка баллона ( а точнее пришлось купить новую горелку под баллон) окончательно выбили нас из графика - на сегодня у нас был забронирован номер в гостинице Du Bellay в Блуа (номер за 45 евро) . Поэтому из Орлеана в Блуа поехали на поезде( 11,5 евро с человека  за 45 минут). Заселившись в отель и пообедав, погуляли по вечернему Блуа. Велики оставили в гараже отеля ( предупреждали о месте для велосипедов заранее, когда бронировали жилье). Гулять по булыжным мостовым, подниматься по склонам и каменным лестницам лучше пешком. Королевский замок Блуа (фр. château de Blois) во французском департаменте Луар и Шер —  любимая резиденция французских королей Людовика XII и Франциска I. Замок находится в центре города Блуа, на правом берегу Луары, и наряду с другими луарскими замками состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия. Основная часть существующего дворца-замка была выстроена в XV веке герцогами Орлеанскими. Когда один из них вступил на французский престол под именем Людовика XII (1498), он остался жить в Блуа. Его дочь Клод также была привязана к резиденции в Блуа и настояла на том, чтобы её супруг, Франциск I, выделил средства на обновление позднеготического дворца в духе итальянского ренессанса. После смерти королевы на планах Франциска перебраться в Блуа из Амбуаза был поставлен крест, и ренессансное крыло замка осталось недостроенным.

Конец XVI века ознаменовался в Блуа кровавыми событиями. Генрих III заманил во дворец своего недруга, Генриха Гиза с братом-кардиналом, где они оба были убиты королевскими телохранителями, а ещё через две недели здесь умерла Екатерина Медичи.

3-5
королевский замок в Блуа

На велосипеде  80 км.

День третий. 7 мая

В саду Шомон-сюр-Луар В саду Шомон-сюр-Луар
Вид на Луару с террасы парка Шомон Вид на Луару с террасы парка Шомон
3-16
3-9
самый узнаваемый вид королевского дворца в Блуа-статуя Людовика XI
3-22
3-24
вот такая узкая улочка в Блуа

 Утром еще прогулялись по Блуа, отоварились и покатили в Шамбор по дороге D33.

3-32

Шамбор - самый большой замок в долине Луары, загородный дворец и охотничий домик Франциска I. Ограничились осмотром снаружи.

3-26
в парке Шамбора

Далее по дороге D 112 Брасье, вотчина Портоса, с  памятником ему перед церковью.

3-50
памятник Портосу

Замки Вильсавен( Villesavin), Шеверни и Боргар( Beauregard) находятся в глубине парков и осмотреть снаружи без билета их невозможно.

3-53
Вильсавен. ну прямо сельская идиллия
3-58
Шеверни. мемориал,посвященный Второй мировой войне

Но нас ждет Шомон, там-то мы посмотрим все! Замок Шомон-сюр-Луар (фр. château de Chaumont-sur-Loire) — находится на берегу Луары, между городами Амбуаз и Блуа.  Построенный в одном из самых живописнейших мест долины реки Луары, замок Шомон-сюр-Луар по праву называют шедевром дворцовой архитектуры: в его образе гармонично сочетаются романский стиль и элегантный стиль Ренессанс. Действительно, не восхититься великолепием замка просто не возможно: построенный на скалистом побережье Луары, он находится в «окружении» многовековых деревьев, а непосредственно перед его стенами разбит прекрасный английский сад, в котором, к слову, ежегодно проводится Международный фестиваль садово-паркового искусства.

Первый деревянный замок на этом месте был возведен еще в X столетии. В то время Эд I приказывает графу де Блуа защитить данную территорию от постоянных вторжений войск графа Анжуйского Фулька Нерра. Новый замок, названный Шомон-сюр-Луар, в 1054-м году переходит во владение семейства д'Амбуаз, и практически на протяжении следующих пяти веков остается их главным родовым поместьем.

В 1465-м году Пьер д'Амбуаз попадает в немилость правившего тогда короля Людовика XI. Монарх решает проучить своего вассала и приказывает полностью уничтожить любимый замок подданного. Со временем Шомон-сюр-Луар вновь отстраивается, но теперь уже вместо дерева основным строительным материалом становится камень.

3-72
Шомон-сюр-Луар
3-105
внутренний дворик

В середине XVI веке замок Шомон-сюр-Луар становится владением Екатерины Медичи. Однако после смерти своего супруга Генриха Второго, решив проучить одну из многочисленных фавориток покойного мужа, Екатерина вынуждает Диану де Пуатье обменять огромный и роскошный замок Шенонсо на Шомон . После смерти герцогини Дианы замок несколько раз менял своих владельцев. Во время, когда в Шомон-сюр-Луар проживала мадам де Сталь, высланная Наполеоном Бонапартом из столицы Франции в предместье, по ее приказу было снесено все северное крыло. Мадам де Сталь хотела таким образом открыть вид на живописнейший сад и на воды величественной Луары. По приказу члена семьи Бруали в замке появились несколько необычных конюшен в виде угловых конусообразных павильонов.

3-113
конюшни
DSCN2475
реконструкция конюшен внутри

Посетили и замок и сады(  17 евро с человека).

3-129
фестиваль садов. кто во что горазд
3-123
3-141
сад красильщика

Отдохнув в Шомон, поехали к замку Шенонсо, знаменитому своим изящным мостом с шестью арочными пролетами через реку Шер. Вечерело, поэтому подъехали к замку по грунтовке на левом берегу реки Шер(туда можно подъехать совершенно бесплатно).

3-154

Далее второстепенными дорогами( но асфальтовыми) добрались до замка Монпупон  ( Montpoupon) 16 века, находящегося в частном владении.

3-159

Внушительная громада крепости господствует над лесной долиной. Сегодняшний ночлег у нас тоже в замке 16 века Шато де Разей(Razay).

4-22
внутренний дворик

Решили шикануть - номер обошелся в 70 евро с завтраком.

4-14
интерьер замка
4-12
холл на втором этаже, где держали связь с родиной
3-161
наш номер

За этот день проехали 103 км.

День четвертый. 8 мая

С утра было пасмурно , моросил дождик. Мы еще прогулялись вокруг замка, где ночевали, в парке есть отдельные коттеджи для проживания и т.н. дома на дереве.

4-19
дом на дереве. его тоже можно снять.
4-20

В соседнем городке Сере-ля-Ронд  готовились к празднованию Дня Победы - играл оркестр, жители собрались на митинг у мэрии.

4-23
8 мая во Франции День Победы

А мы покатили дальше через городок Монришар( Montrichard) на правом берегу реки Шер.

4-25
Монришар. башня-донжон 12 века. вид с моста через реку Шер

Следующая остановка у нас в Амбуазе. Здесь в особняке Кло Люсе (Clos-Luce) провел 3 последних года жизни Леонардо да Винчи. На первом этаже выставлены 40 моделей изобретенных им устройств- от танков и веерообразных орудий до разводного моста и летательного аппарата. В парке представлены его изобретения в натуральную величину.

4-54
4-60
4-61
4-62
4-71

С удовольствием посетили этот музей( 14 евро на человека). А вот замок Амбуаз осмотрели только снаружи, отдохнули и подкрепились хотдогом и пивом  в кафе на площади перед замком.

4-79
Амбуаз
4-81
вид со стены замка
4-76

Официантка, общительная и улыбчивая, не поверила, что мы из России. Сказала, что русские все мрачные и хмурые, а мы какие-то веселые. Потом мы  переехали на другой берег Луары

4-82
4-85

и мимо виноградников отправились к Туру. Это оживленный город с большим количеством бульваров и парков. Турский собор Сен-Гасьен, на наш взгляд, самый изящный и ажурный готический собор  из всех виденных нами во Франции.

4-88
4-93
4-99
интерьер собора

Из других достопримечательностей можно отметить  Башню Карла Великого, уцелевшую от романской базилики-гробницы святого Мартина, и новую базилику( 19 век), построенную вместо прежней разрушенной.

4-105
башня Карла Великого
4-106
базилика Сен-Мартен

Закупив продукты, поехали дальше вниз по Луаре к Виландри. Виландри славится своими садами , считается, что здесь находится самый красивый французский огород. Действительно, сады впечатляют. Погуляли по садам, не заходя в сам замок( за 6,5 евро с носа).

4-112
4-116
4-117
4-129
4-134
4-148
4-151
4-142
солнечный сад на террасе
4-152

Вечерело, надо было подумывать о ночлеге и  мы выбрали кемпинг рядом с городком Ланже в 14 км от Виландри, на правом берегу Луары.

4-153
мост через Луару в Ланже

А кемпинг ,как оказалось, еще не работал ( не сезон). Кемпинг достаточно большой на берегу пруда, шлагбаум сработал автоматически, пропустив нас на территорию, а внутри никого. Стали искать питьевую воду и случайно наткнулись на француза, который путешествовал пешком через всю Францию  и уже устроился там на ночлег. Он показал нам кран с водой, около которого мы и поставили палатку. Вот они - блеск и нищета куртизанок - вчера ночлег в замке 16 века, сегодня палатка в неработающем кемпинге (но бесплатно)

5-1

Дневной километраж 93 км

День пятый. 9 мая

5-13 5-13
5-123 5-123
Нант.собор Сен-Пьер и Сен-Поль Нант.собор Сен-Пьер и Сен-Поль

Утром проводили в дальнейший путь соседа-француза. Понравилась его тележка-крепится к поясу и оборудована тормозной системой, удобно для спуска с горы.

5-3

и поехали осматривать Ланже. В этом городке крепость-не волшебный ренессансный замок, а средневековая твердыня с подъемным мостом.

5-7

  Крепость была закрыта-ограничились осмотром снаружи и отправились дальше по левому берегу вниз по Луаре по дороге D16 до Риньи-Уссе (Rigny-Usse).

 

Здесь находится замок Юссе.

5-16

Говорят, что Шарль Перро подразумевал именно его, когда писал свою «Спящую красавицу». Дальше по дороге D7 мимо атомной станции Шинон  до ехали до Канд-Сен-Мартен. В этой деревне находится большая монастырская церковь 12 века, стоит она на том месте, где в 397 году преставился  Святой Мартин.

5-22
5-24
5-29

Поначалу его погребли здесь, но потом монахи из Тура утащили мощи,  и теперь они находятся в Базилике Святого Мартина в Туре. День был субботний и  мы попали на ярмарку местных продуктов-попробовали вкусный козий сыр и очень нежный паштет. Местные жители были очень приветливы и доброжелательны. Отдохнув и подкрепившись на берегу Луары, мы по дороге D947 мимо замка Монсоро поехали в Сомюр.

5-32
замок Монсоро

Дорога очень живописная- справа река, слева утесы из белого туфа с пещерами, в которых созревает вино, выращивают шампиньоны( проехали музей шампиньонов).

5-34

Сомюр  известен своим замком на горе и Музеем танков(билет 8 евро сноса). Нас интересовал музей танков( Musee des Blindes),

5-35

вот только чтобы добраться до него с нижнего шоссе у реки, пришлось слезть с великов и толкать их в гору( подъем был очень крут). Муж был в восторге от экспозиции. Среди экспонатов танки времен Первой мировой войны, Второй мировой и достаточно современные, танки Франции, Германии, США, Англии, Израиля. Наши танки Великой Отечественной и зал с  послевоенными.  Настоятельно рекомендуем к посещению.

5-51
5-53
5-74
 
5-80
5-88
5-93
5-103
5-106
5-114
5-104

  На Сомюрский замок посмотрели с набережной 

5-117

и двинулись к Анже. Ехали вниз по Луаре, упираясь против ветра. Анже- достаточно большой город. С 9 века столица Анжуйского графства. Город богат средневековыми памятниками, среди которых главное место принадлежит замку 13 века, настоящей средневековой крепости  с 17 башнями. Замок необычный, полосатый,  из чередующихся полос черного глинистого сланца и белого известкового туфа. В бывшем рву растут цветы.

5-120

Из Анже мы поехали в Нант на поезде( 16 евро с носа, велики бесплатно) Ехать 40 минут, а на великах мы бы еще день ехали (90  км). Ночевка в Нанте в гостинице Kyriad (56 евро), велики закатили в гараж. Гостиница рядом с железнодорожным вокзалом и недалеко от центра города с замком герцогов Бретонских и собором. Расположившись и пообедав, отправились гулять по вечернему Нанту.

Дневной пробег 95 км

День шестой. 10 мая

Утром еще прогулялись до замка

5-129
5-130
6-1

и готического  Собора Святых Петра и Павла

6-3
6-4

и далее на поезде подъехали до Сен- Назер( 12 евро с носа, ехать 40 минут).  Сен- Назер- портовый город в устье Луары.

6-5
у железно-дорожного вокзала

Это уже берег Атлантического океана. Первое, что мы посмотрели в Сен-Назер- это  наш мистраль « Севастополь» за забором у достроечной стенки.

6-7

Тогда еще была надежда, что он все таки будет нашим. Увы…Французы в поезде тоже сокрушались.. А дальше выкатили на набережную  и вот он-морской курорт! Слева песчаный пляж, справа отели, казино.. На небе ни облачка, солнце, много загорающих,  но пока купающихся не видно.

6-11
6-13
6-17
6-12

Проехали курортные городки Порнише, Ла Боль Эскублак и повернули от моря к старинному городку Геранд со средневековой крепостью, под стенами которой устроили пикничок.

6-19

 В поезде пожилой француз посоветовал нам обязательно посетить Ла Рош Бернар. Мы послушались и не пожалели. Это удивительно красивое место, пользующееся популярностью у байкеров. Несешься с горы, и на повороте  открывается шикарный вид на старинный форт с пушками на скале над рекой Вилен, внизу порт, яхты…

6-23
6-28
6-32
6-37

Дальше ровная дорога до Мюзйяка и поворот на D20  на Сюзур . Конечная точка на сегодня Арзон- небольшой курортный городок на оконечности полуострова Руис, омываемом водами залива Морбиан с севера  и бухты Киберон с юга. Ночевка в кемпинге Port Sable ( 13,90 евро) прямо на берегу океана.

6-41
6-44

Дневной пробег 113 км( самый большой за всю поездку)

День седьмой 11 мая

С утра нас ожидает переправа  на катере через узкий пролив( около 1км), соединяющий залив Морбиан с океаном. Расписания в порту не нашли, время отправления нам подсказали соседи по кемпингу пара на тандеме - парень из Канады и девушка француженка.

7-1
7-2
переправа

Катер идет до Локмарьяк. Денег с нас почему-то не взяли, но мы не расстроились. Красивое место - мост в Трините-сюр-Мер.

7-6
вид с моста

Следующая достопримечательность-Карнак, знаменитые мегалиты, на сотню лет старше Стоунхенджа.

7-12
7-16

Посмотрели на эти камни из-за забора, покупать билеты не стали, и поехали в чудный старинный городок Оре( Auray) , где отдохнули и подкрепились на скамейке на берегу речки, которая впадает в залив Морбиан, в центре городка с видом на каменный мост и старый порт.

7-17
7-18
7-20
7-24

Дальше у нас по плану еще один старинный город- Ванн(Vannes). Ванн находится в 5 км к северу от бухты Морбиан, с которой соединен каналом.  Старый город застроен в основном деревянными фахверковыми домами ( смотрятся как игрушечные), образующими узкие кривые улицы.

7-42
7-59

Сохранились стены ,ворота и башни старого города.

7-29

Вокруг стен ров, теперь заполненный цветами.

7-66

Мы застряли здесь надолго и ,чтобы не выйти из графика, решили подъехать к северному побережью Бретани на поезде.

7-67
поезд

До Динана надо было ехать с тремя пересадками. Поэтому доехали до Доль де Бретань с двумя пересадками ( в Редоне и Ренне), а дальше поехали на велосипедах. Немного получилось криво, потом поняли свою ошибку - надо было ехать до Комбура, заодно бы и крепость посмотрели и ехать поближе. А возникла эта ошибка из-за того, что не загрузили мы эту часть Бретани в телефон  и Мишленовская карта была только от Динана на север и на запад. Пересадки неудобны тем, что велики надо перетаскивать с платформы на платформу, не везде есть нормальные спуски-подъемы. Поезд обошелся в 29 евро с носа. Ехать 2,5 часа с перерывами. В Динан въехали по высокому виадуку, построенному еще в 19 веке, и отправились в кемпинг Шатобриан почти в центре городка, а он оказался закрыт ( не сезон еще). Ночевали одни.

7-72

Вода была, а как стемнело, включились фонари. Обедали на площадке отдыха со столами и скамейками среди стриженых кустов. Дул сильный холодный ветер. Ночевка была холодная, пришлось даже шапочку одеть.

Дневной пробег 86 км

День восьмой. 12 мая

Утром поехали осматривать Динан. Город расположен на высоком берегу стремительной реки Ранс.

7-82
7-83
7-84

Узкие мощеные улицы, покосившиеся фахверковые дома, башня Сен-Катрин, с которой открываются чудесные виды на виадук и порт.

8-8
башня Сен-Катрин
8-9
по этому мосту-виадуку мы вчера приехали
8-10
8-11
вид на старый порт и долину Ранса
8-15
старый порт

Дальше мы спустились к реке и мимо старого порта покатили по грунтовой велодорожке вниз к морю до плотины. Дорожка очень живописная- то с одной, то с другой стороны реки к воде подходят известковые скалы.

8-26
8-28
отлив
8-35

После плотины по дорогам D12 и 114 мы добрались до Динара. Дух захватило от такой красоты-перед нами открылся изумительный вид: морской залив с песчаным пляжем под ослепительными солнечными лучами .

8-38
8-40

Проехали по извилистой дорожке-набережной , полюбовались видами на открытое море

8-47
8-50

и находящийся напротив Сен-Мало и поплыли туда на кораблике.

8-55

Сен-Мало нас почему-то не впечатлил.

8-59
ворота в крепость Сен-Мало
8-60
улочка в Сен-Мало

Насколько Динар был яркий, праздничный, настолько Сен-Мало серый и толпы туристов кругом. Дальнейший путь наш лежал по побережью до мыса дю Грюэн( Pointe du Grouin). Дорога очень живописная, с красивыми видами на открытое море, пляжи, острова. Ну, и нам, конечно , очень повезло с погодой- был прекрасный солнечный день! 

8-64
8-66
8-69
8-70
8-73
мыс дю Груэн
8-74
мыс дю Груэн

После мыса мы свернули к рыболовецкому городку Канкаль.

8-77
Канкаль
8-78
Канкаль.набережная в отлив

На рынке устрицы ,лимончик, слюнки текут… И вдруг у мужа лопнул тросик заднего переключателя. По закону подлости именно этого тросика у нас в запасе не оказалось. Починиться в этом городке нет никакой возможности. Когда прошел первый шок, приняли решение ехать на том, что осталось ( а остались 3 скорости за  счет переднего переключателя, задний переключатель тупо стоял на самой маленькой звездочке). Так дальше и поехали. А доехать сегодня надо было до гостевого дома Fleur de Sel в окрестностях Мон Сен-Мишель (Roz sur Couesnon).. Это местечко  примерно в 10 км от Мон-Сен-Мишель- небольшая деревушка, где на одном перекрестке находится аж 3 отеля. Один из них наш, который мы бронировали заранее( стоил 50 евро с завтраком), с очень душевными хозяевами  Мари Жу и ее мужем, который до темноты помогал чинить наш велосипед. Но тонкого тросика не было. Все, что удалось сделать, это сдвинуть положение настройками заднего переключателя с 8 звезды на 6 .

9-6
наш гостевой дом

Дневной пробег 90 км

День девятый. 13 мая

Утром нас ждал самый шикарный завтрак за всю поездку - только что испеченные блинчики с джемами и карамелью собственного производства , сырная тарелка, круассаны и кофе в зале с камином. Попробовали все!

9-1
9-4
радушные хозяин и хозяйка

Еле вылезли из-за стола. Перед отъездом хозяйка предложила нам взять с собой оставшиеся блинчики ( целую коробку). Мы не отказались и на этой заправке ехали бОльшую часть пути. И вот по деревенским асфальтированным дорожкам мимо полей с салатом

9-7
каждый салатный кочан под шляпкой, чтобы нежнее был

мы добрались до одной из главных достопримечательностей не только Нормандии, но и всей Франции – аббатства Мон Сен-Мишель. Изящный силуэт башен над треугольной горой-островом сопровождал нас в течение всего дня. Аббатство окружено мощными укреплениями и связано с континентом узкой дорогой.

9-13
9-17

Залив вокруг Мон Сен-Мишель знаменит самыми большими в Европе приливами и отливами. Мы попали на остров в отлив и увидели вокруг голые пески. Считается, что первая часовня на вершине горы-острова появилась в 8 веке. В 966 г.герцог Нормандии подарил Мон Сен-Мишель бенедиктинцам, которые уже в 11 веке  возвели вокруг монастыря мощную крепость. В 15 веке, во время 100-летней войны аббатство выдержало 3 английских блокады и стало единственным местом в западной и северной частях Франции, которое ни разу не оказывалось в руках англичан. Оставили велики перед входом на двух замках, погуляли по крутым лестницам аббатства, посетили все, куда можно было пройти бесплатно.

9-20
ворота в аббатство
9-28
9-26
вид с лестницы на пески вокруг-отлив
9-44
9-39
9-35
вход в платную часть экспозиции
9-46
Мон Сен-Мишель(вдали) так и будет сопровождать нас целый день

Осмотрев аббатство, поехали в Авранш ( Avranches), преодолев довольно крутой подъем по дороге D7

9-50
собор в Авранше

и далее по дороге D911 в городок Жене (Genets) на другом берегу залива Мон Сен-Мишель, где у офиса по туризму устроили пикничок с видом опять же на аббатство и  доели блинчики, помянув добрым словом хозяйку.

9-51

Продолжили путь по  живописной дороге, вьющейся по холмистому побережью до Гранвиля

9-56

и по D971 ушли на Кутанс ( Coutances). Погода начала портиться, и мы поспешили в кемпинг Кутанса Les Vignetes( 11 евро за двоих) , который находится на довольно крутой горе. В конце дня эти подъемы воспринимались без энтузиазма.  Зато оттуда открывается красивый вид на город и собор, находящиеся на другой горе.

Дневной пробег 110 км.

День десятый. 14 мая

Всю ночь и утром до 12 часов шел дождь, довольно сильный, который сорвал нам ходовой день. Планировали отправиться через Карантан на пляжи Дня Ди ( место высадки десанта в  Нормандии в 1944 году), но получился день отдыха. Как только кончился дождь, двинулись осматривать город Кутанс. Запомнился крутой подъем на гору к собору, когда пришлось толкать велики,

10-1
подъем к собору в Кутансе
10-2
Кутанс. собор

а потом на поезде ( 14 евро с человека, велики бесплатно) уехали в Байе ( Bayeux)..

10-11
собор Нотр Дам де Байе

Там мы остановились в кемпинге Des Bords de l Aure (15 евро за двоих) и совершили радиалку к побережью в Лонг сюр Мер ( Longes-sur-Mer), где стояла немецкая батарея.

10-14
дорога в Лонг-сюр-Мер
10-15
10-21
10-24
командный пункт на батарее Лонг-сюр-Мер

Берега здесь обрывисты, и можно представить, насколько трудно было десанту союзников высадиться в этих местах. Сейчас здесь царит тишина и красота...

10-28
10-32
10-33

Затем мы поехали  в Арроманш (Arromanches).

10-35
дорога к морю в Авроманш

В Арроманше есть музей высадки десанта,

10-44

а с берега при отливе можно увидеть бетонные кессоны , остатки порта Уинстон. Кессоны были доставлены из Англии для приема десанта. Большую часть кессонов разметало штормом, но парочка еще видна.

10-39

Дневной пробег 40 км

День одиннадцатый. 15 мая

С утра было пасмурно, иногда моросил мелкий дождик. Но мы решили, что распогодится, собрались и выехали осматривать город Байе. Это первый город, освобожденный от фашистов после высадки десанта союзников и один из немногих населенных пунктов Нормандии, переживший Вторую мировую войну почти без разрушений. Центр Байе состоит из очаровательных фахверковых домиков 13-18 века, а сердцем города на протяжении столетий остается великолепный готический собор  13 века Нотр Дам.

11-9
11-17
11-13
11-16

В Байе находится Мемориальный музей битвы за Нормандию

11-6

и военное кладбище - крупнейшее место погребения среди 18 военных кладбищ союзников в Нормандии.

11-1

Осмотрев основные достопримечательности Байе,  мы поехали второстепенными дорогами к городу Кан ( Caen).

11-21
дорога в Кан
11-19
дорога в Кан. были и такие,но совсем чуть-чуть
11-23

Кан был основан в 11 веке Вильгельмом завоевателем. В 1944 году  в отличие от Байе был разрушен на 80%. Первая достопримечательность, увиденная нами в Кане, - Мемориал мира, посвященный освобождению города в 1944 году, и громадная скульптурная композиция перед Мемориалом - матрос и француженка.

11-27

Она нас поразила своими размерами. Дальше мы поехали осматривать замок Вильгельма Завоевателя. Это  средневековая крепость 11 века с сухим рвом и массивными стенами.

11-33
11-38
вид с бастиона крепости

Мы прошли с великами на территорию, погуляли внутри. Площадь крепости большая, но там еще вовсю идет реставрация. Напротив крепости восстановленный готический ажурный собор Святого Петра.

11-46
Кан. порт

Распогодилось и мы направились к побережью. Миновали курортные городки Кабур, Довиль, Трувиль. Опять виллы, отели, казино…

11-51
Кабур
11-49
Кабур
11-53
дорога в Довиль
11-54
Довиль и Трувиль.городки рядом. слева от заливчика Довиль,справа-Трувиль

И красивейшие виды-море, солнце, пляжи. Дорога, однако, была достаточно холмистой, но красивой. Так мы доехали до Онфлера, где остановились в кемпинге du Phare у маяка. Кемпинг маленький, попали на выходные. На машинах народ уже не принимали - не было мест.

 Дневной пробег 103 км.

День двенадцатый.16 мая

С утра было пасмурно и прохладно. Собрались и поехали осматривать Онфлер.

12-1
маяк в Онфлер

Старые дома в центре необычайно узкие, в ширину одного помещения, но зато высокие( 4-5 этажей), т.к. земля здесь ценилась очень высоко.

12-3

В городке очень необычная церковь. Церковь Сен-Катрин возвели в 15 веке корабельные плотники. Фундаменты для деревянных стен и дубовых опор сложены из камня, а своды двух нефов сконструированы как корпуса кораблей, только перевернутые.

12-14
колокольня
12-13
интерьер церкви

День был субботний - около церкви шумела ярмарка.

12-4
12-15
12-16

Посмотрев на все это изобилие, спустились к старому порту и обнаружили там большую группу достаточно возрастных велосипедистов на шоссерах.

12-17

Они собирались ехать через мост Нормандия.  Вообще во Франции мы встречали очень много велосипедистов, почти исключительно на шоссейниках и всегда нас приветствовали.

12-19
мы в старой гавани Онфлера

Наш путь лежал тоже через мост Нормандия(Pont de Normandie),  построенный в устье Сены в 1995 году. Мост платный для машин и бесплатный для пешеходов и велосипедистов. Для пешеходов и велосипедистов с каждой стороны предусмотрены узкие дорожки.

12-28
мост Нормандия

Когда я карабкалась наверх на мост( довольно крутой был подъем), я увидела велосипедиста на противоположной стороне, спускающегося вниз очень медленно и напряженно. Я удивилась, т.к. думала, что спускаться легче, чем подниматься.  Когда я начала спускаться, я все поняла. Дул сильнейший  боковой ветер (со стороны моря) и норовил столкнуть меня с великом на поребрик, разделяющий пешеходную и велодорожку.

12-33
мост Нормандия

Вообщем, натерпелась страху. После моста ушли сразу направо и поехали вдоль по Сене вверх . Так весь день и ехали вдоль по правому берегу, выписывая все повороты и наслаждаясь открывающимися пейзажами. Погода разгулялась, опять выглянуло солнце.

12-38
Танкарвиль

 Проехали Танкарвиль с ажурным подвесным мостом и крепостью на скалах. 

12-41

Потом по дороге D 81 ушли немного  от реки из-за промышленной зоны прямо на берегу и  вернулись в районе очень интересного памятника. На берегу в скале выбит памятник гидросамолету Латам-47.

12-48

Неподалеку располагался завод по их производству. В 1928 году известный полярный исследователь Руал Амундсен частным образом нанял самолет, чтобы вылететь на поиски Умберто Нобиле. Из полета никто не вернулся. Монумент был открыт в 1931 году на добровольные пожертвования нормандцев. Дальше на нашем пути деревушка Вилькье с музеем Виктора Гюго и могилой его дочери ( она утонула). На берегу хорошее место отдыха со скамейками-там мы устроили пикничок. Сделав очередную петлю вместе с рекой, решили посетить самые живописные развалины Франции, как пишут путеводители,- аббатство Жюмьеж.

12-51

Разрушено оно было во время Французской революции. Эти руины нас не особо впечатлили, тем более за их осмотр надо было заплатить денежки. Посмотрели из-за забора и поехали дальше.

12-62
вверх по Сене

Сделав еще одну петлю, добрались до местечка Сен Мартен де Бошевиль(Saint-Martin-de-Boscherville), где у нас был запланирован ночлег в гостевом доме Le Pressoir( 66 евро). Дом содержит пожилая пара. Это бывший старинный амбар.

12-70

Хозяева его полностью переделали в жилой дом сами. В обеденном зале сделали камин. Сдают две комнаты. Рядом сад и огород. Держат кур и лошадей. Мы устроили обед на свежем воздухе. Хозяйка угостила нас яйцами , редиской ,салатом. Вообщем,  день удался.

12-64
12-66

Дневной километраж 95 км.

День тринадцатый. 17 мая

Лез-Андели Лез-Андели

Погода порадовала с самого утра. Осмотрели в Сен Мартен де Бошевиль аббатство 12 века( церковь и сад)

12-71
Сен-Мартен-де-Бошевиль

и повернули к Руану. Дорога D982 шла все время с подъемом до смотровой площадки, откуда открывался прекрасный вид на долину Сены и город Руан. 

13-9
смотровая площадка
13-7

Туда мы и покатили, уже вниз. Руан- старинный  город, тщательно восстановленный после бомбардировок Второй Мировой войны. Центр старого города-площадь Старого рынка со средневековыми домами.

13-13
Руан. площадь старого рынка

На этой площади в 1431 году была казнена Жанна д Арк. Место казни отмечено памятным крестом.

13-20

Рядом современная церковь Жанны д Арк (1979года) с чудесными витражами 16 века.

13-14
13-15-1

От площади к собору Нотр Дам ведет улица Больших часов(rue de Gros Horloge), которая получила название по готической колокольне со средневековыми часами.

13-30

Очень интересное здание- Дворец Правосудия, затейливо украшенное изящными шпилями, горгульями готическое здание Суда .

13-44
13-34
собор Нотр Дам в Руане
13-48
собор. боковой фасад
13-35
интерьер собора

Погуляв по городу, двинулись дальше по верхней дороге D6014 мимо Руанского аэропорта по холмам с красивейшими видами на долину Сены.

13-50
13-54
13-51
Romilly sur Andelle

В местечке Romilly sur Andellе поставлен памятник знаменитому французскому велогонщику Жаку Анкетилю. Он родился,вырос в этих местах и жил здесь после завершения спортивной карьеры. Далее по  D138 и D126 доехали до местечка Лез-Андели.  Дорога очень холмистая , сплошные подъемы-спуски. В самом Лез-Андели в центре церковь-свой Нотр Дам, перед ней на площади фонтан, скамейки в тени деревьев,

13-56
Лез-Андели

а над всем этим возвышается на белом утесе крепость Ричарда Львиное Сердце - Шато  Гайяр.

13-59
Шато Гайяр

На утесах тренируются скалолазы. Слишком высоко надо было подниматься - ограничились видами снизу, с дороги.  Дальше у нас по маршруту город Вернон, где хотели отовариться продуктами, но забыли, что сегодня воскресенье - магазины не работают. За Верноном деревушка Живерни с домом и садом Клода Моне. Здесь знаменитый художник жил с 1883года и  до смерти в 1926 году. С удовольствием погуляла по саду( вход 9,5 евро). Сад поражает буйством красок, морем цветов. Середина мая - цветут ирисы, клематисы, рододендроны, древовидные пионы, глицинии.. Изумительный водный сад отделен от основного сада и дома дорогой, проход по туннелю.

13-75
водный сад Клода Моне
13-77
водный сад.рододендроны
13-84
водный сад. мостик с глициниями
13-81
водный сад. пруд
13-87
сад у дома Клода Моне

Муж не пошел, остался сторожить велики. Вечерело. Решили вернуться в Вернон, переночевать в кемпинге и утром на поезде выехать в Париж, чтобы было больше времени на осмотр столицы. Кемпинг оказался на окраине, на горе,куда  в конце дня с большим трудом  забрались. Зато дешевый (9 евро). Палатку разбили под цветущей калиной Буль де Неж.

13-96

Дневной пробег 92 км

День четырнадцатый. 18 мая

С утра выехали из Вернона в Париж на поезде ( 14,7 евро с человека, велики бесплатно, ехать 47 минут) Народу было много-утро рабочего дня, но все поместились.

14-1
поезд Вернон-Париж

Прибыли на вокзал Сен Лазер и покатили по знаковым местам –Гран  Опера, Церковь Мадлен, Лувр, Тюильри, набережная Сены, Нотр Дам…

14-11
триумфальная арка у площади Карусель
14-17
Лувр
20150518_130540
DSCN3145
Нотр дам де Пари. боковой фасад с памятником Иоанну Павлу II
DSCN3140

Народу полно… Собор , конечно, красивый, но мы за две недели во Франции видели ничуть не хуже и не в такой сутолоке. Муж развыступался- почему не видно Эйфелеву башню. Пришлось от фонтана Сен Мишель двинуться по левому берегу Сены к башне.

DSCN3157

Там еще хуже - арабы со связками башен-сувениров, полиция на велосипедах  их гоняет , в туалеты очередь. Сходили в магазин и устроили пикник в скверике недалеко от Дома Инвалидов. Запомнилась встреча на мосту Александра Третьего.

DSCN3160
у моста Александра III

К нам подошла пара- американец  и японка. Американец  был со сломанной рукой. Поинтересовался-откуда мы и где катались на велосипедах.  Оказалось, они из Калифорнии, ездили на велосипедах по югу Франции, но в отличие от нас неудачно. На одном из спусков мужчина упал, сломал руку и сильно ободрал бедро. Муж сказал, что надо было его встретить в начале нашего путешествия, чтобы меньше выделываться на спусках. Дальше Триумфальная арка, Елисейские поля( булыжная мостовая, 5 рядов машин в каждую сторону), Мулен Руж, Монмартр…Завтра надо было улетать, поэтому последнюю ночевку бронировали  недалеко от аэропорта Шарль де Голль в местечке Даммартен-ан-Гоель(Dammartin-en-Goele). Бронировали и оплачивали еще в Питере  через сайт airbnb комнату в частном  доме( обошлось в 2200 руб.). По пути решили заехать в Сен-Дени для закупки продуктов. У магазина испытали шок от количества арабов и негров, обычных французов не видели вообще. При подъезде к месту ночевки попали в жуткий ливень – не хватило каких-то 3 минут. Но велики поставили в гараж, сами переоделись, обсушились, поели. Жизнь наладилась!

За день проехали 80 км

День пятнадцатый.19 мая.Заключительный

Утром аэропорт, самолет , Пулково. Собрали велики и своим ходом доехали до дома.

Кому интересно, во сколько обошлась поездка на двоих.

Самолет 28000 руб

Поезда 225 евро

Музеи 100 евро

Жилье 287 евро-гостиницы

              70 евро кемпинги

             2200 руб -последний ночлег

Еда из расчета 12-15 евро в день

За 14 дней проехали на велосипедах более1200 км по дорогам прекрасной и такой разнообразной Франции.  За всю поездку проколов не было. Сами до сих пор с восторгом вспоминаем наше путешествие!

 


Комментарии
Франция 
Действительно невероятное путишествия!!
Вдохновляет на повторение вашего подвига!! Я в этом году впервые буду во Франции, и естественно вместе с Лувром хочу обязательно увидеть и подняться на Эйфелеву башню!!
Я тут искала информацию о том сколько стоит подняться на башню и нашла в http://travelask.ru/france/paris/eyfeleva-bashnya , что лучше покупать билеты через интернет, и не прийдеться стоять в очереди, и цены одинаковые что в кассе что на сайте))
Не удивляйтесь Аврора... Там действительно "базар" и развод туристов по полной. 
..
Но если вы будите в Париже впервые, то все равно стоит увидеть это строение)))
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте