"Княжеский" - это потому, что исходным и конечным пунктом нашего похода явилась станция Княжая Октябрьской железной дороги. Имея в своём распоряжении всего одну неделю времени, мы планировали пройти порядка ста километров по труднодоступным и малопосещаемым местам в районе Белого моря и озера Ковдозера. Свою задачу мы выполнили. Шли по лесным дорогам, тропам, а, зачастую, и вовсе по бездорожью. С местностью мы знакомы не были, ориентировались в основном по карте с помощью магнитной стрелки, но в ряде случаев приходилось двигаться просто на «авось». Состав группы: дедушка 58 лет, дядюшка 26 лет, внук, он же стажёр 12 лет. Нитка маршрута: станция Княжая - Белое море - станция Ковда - озеро Ковдозеро - станция Княжая

31 июля 2010 - день первый

1 день
11 утра. Мы сошли с поезда и отправились по шпалам на север. Нам надо было отыскать лесную дорогу, ведущую на восток.  Согласно карте, до неё должно было быть чуть более километра. Погода стояла тёплая и безветренная. Кровососущих насекомых, во всяком случае на железке, не было.
  Через четверть часа пути справа от насыпи мы увидели дорожку, ведущую в лес, и свернули на неё. Очень приятная дорожка. Осмотрелись, перекурили и пошли.
  Нашего стажёра почти сразу же начал интересовать вопрос на тему, долго ли мы будем ещё идти. В ответ на это ему было рекомендовано вернуться к изучению технической документации похода – картам и схемам маршрута.
  Шли не останавливаясь минут 40, а потом сделали первый маленький привал. Комаров в этом году в лесу было мало, а мошка совсем не докучала. И только стажёр обнаруживал изрядное количество кровососущих. Наверное, у него к ним повышенная чувствительность. А, скорее всего, просто богатое воображение.
  К полудню сделалась жарковато. Не так как в Москве, конечно, но градусов 25 точно было и идти стало утомительно. Одно хорошо - дорога была удобная. Сухая и вполне ровная - без крутых подъёмов и спусков. Только изредка приходилось обходить небольшие лужи. В лесу всюду камни. Местами скальные обнажения, выходящие на дорогу. В одном месте у небольшого ручейка мы посидели и отдохнули на такой скале. Камень прохладный, сидеть на нём приятно. Вокруг было много спелой черники и мы ею полакомились. Попадалась и брусника, правда, ещё зелёная.

Наша дорога вывела нас на территорию заброшенной каменоломни. Мы определили, что когда-то здесь добывали чёрный гранит. Повсюду валялись огромные куски не вывезенной породы. Видно, что породу отделяли от скалы взрывом, предварительно проделав в ней шурфы.

В паре сотен метров от каменоломни обнаружился вахтенный посёлок камнедобытчиков. Всё, что осталось от посёлка - это два железных вагончика. В вагончиках ничего интересного – только хлам.
  Недалеко от вагончиков маленькое лесное озерко. Сохранилась деревянная  дорожка, ведущая к нему через топкое место.
  Вода в озерке чистая, очень мягкая на вкус. Вдоль дорожки на трясущейся болотной почве сплошной покров из зелёной клюквы.
  Мы с полчаса повалялись на травке возле этого озерка и пошли дальше.

Вскоре слева от дороги мы увидели озеро. Судя по карте, оно не имеет названия. Прошли ещё немного и уже справа показалось ещё одно озеро. Оно значительно больше предыдущего. Называется это озеро Сенькина Ламбина.
  Берега Сенькиной Ламбины скалистые. На одной из скал, круто обрывающейся в воду, мы расположились на обед.
  Между тем, небо помрачнело, и поднялся ветер. А потом и дождичек чуть брызнул. Мы пообедали, ещё немного отдохнули и пошли дальше.
  Теперь перед нами озеро Сенькино. Это в полутора километрах от  Сенькиной Ламбины. Посовещавшись, мы решили сегодня не идти дальше, а остановиться для ночлега на берегу этого озера. Нашли удобное место у самой воды. Здесь уже имелось старое кострище и приличный запас дров.

Пока мы разбивали свой лагерь, дождь кончился, наступил полный штиль, и стало тепло. Так что после ужина нам даже удалось искупаться. Не стал купаться только стажёр - по его словам, он не привык лезть в воду в незнакомых местах. Ох уж это новое инфантильное поколение!
  Ночью снова пошёл дождь, даже посильнее, чем накануне.
Очевидцы свидетельствуют, что его капли проникали сквозь противомоскитную сетку на окошке палатки и попадали дедушке на лицо. Но он этого даже не помнит. Потому что хорошо нагулялся и поэтому крепко спал. Звуки дедушкиного храпа будорожили воды Сенькина озера и мешали спать другим участникам похода.

1 августа 2010 - день второй

54. Дедушка устал 54. Дедушка устал
2 день

Утро на озере Сенькино выдалось теплое и пасмурное.
  Мы позавтракали и пошли дальше. Наша дорога постепенно сделалась шире, но, в то же время, на ней прибавилось ям.
  Отсюда уже было видно море. И казалось, что оно совсем рядом - стоит только спуститься с бугра.
  Потом дорога пошла серпантином вниз, и вскоре мы выбрались на федеральную трассу Петербург – Мурманск.
  Чтобы добраться до моря нам надо было двигаться в восточном направлении, но для этого, прежде всего, следовало найти какую-нибудь лесную дорогу или тропу. Пришлось некоторое время идти непосредственно по трассе в юго-восточном направлении.
  Через два-три километра пути некое подобие такой тропы действительно обнаружилось.  Оставалось подтвердить опытным путём, что это действительно тропа, и что она приведёт нас к морю. Мы свернули с трассы, надели накомарники, попрыскались репеллентом и направились на восток.
  Но вскоре наша тропа дошла до болота и там бесславно завершилась.
  Тогда мы решили двигаться через лес по компасу. Но сначала отыскали сухую, хорошо продуваемую ветерком скалу у края болота и устроили маленький привал. Сидели и набирались сил, как бы предчувствуя последующий долгий переход по бездорожью.

Наши предчувствия оправдались. Расстояние от трассы до берега моря согласно карте составляла напрямую всего 6-7 километров. А мы преодолевали эту дистанцию целых шесть часов. И это естественно - нам приходилось сильно петлять. На пути попадались болота, и их нужно было обходить по кромке леса. Форсировали несколько ручьёв, удивительно похожих друг на друга. Нам было ясно, что все эти ручьи в конце концов впадают в море, но из-за сильно пересечённой местности и завалов идти вдоль русла было невозможно. Поэтому мы решили полагаться в основном на стрелку компаса. Карта в условиях лесистой местности помогала мало.
  Несколько раз мы отдыхали, а от кровососущих спасались, выбирая для отдыха наиболее продуваемые места на локальных возвышенностях. В этот день мы решили так: идти всё равно надо и обязательно на восток или на северо-восток - только таким образом мы сможем достигнуть моря.
  Всего один раз за время этого перехода нас "вынесло" на лесную дорогу. В первый момент мы, конечно, обрадовались, так как дорога шла с юго-запада на северо-восток, но эта радость длилась не долго. Через пару сотен метров дорога безнадёжно "погрузилась" в топь, и нам пришлось снова совершать обход болота.
  К 19.30 вышли на топкий берег маленького озера. Сориентировались по карте, сверяя конфигурацию озера на бумаге с тем, что видели на местности и поняли, что находимся всего метрах в трёхстах от берега моря.
  Сделали ещё один привал перед последним рывком. Полежали на низком бережке среди десятков центнеров незрелой клюквы. Нам очень хотелось верить, что мы не ошиблись в своих предположениях, но стопроцентной уверенности в этом не было.
  Итак, мы поднялись, навьючили рюкзаки и пошли продираться сквозь болото и бурелом. И вот наконец...
  Вот же оно море! И даже обещанные картой острова на горизонте.
  Дошли!!!

Мы подошли к воде и, прежде всего, убедились, что действительно достигли морского побережья - вода была круто солёная. Сразу как-то даже не поверилось в окончание утомительного перехода. Потом сориентировались по карте и поняли, что находимся на берегу Нищевской губы.
  Начинался отлив. Камни, погруженные в воду быстро обнажались. В ямах между ними вода бурлила и закручивалась в маленькие водовороты.
  Здесь мы решили разбить лагерь. Надо было начинать готовить ужин, тем более, что обеда у нас в этот день не было вообще.
  Рядом с местом, где мы остановились протекал хороший ручей, и вода в нём была гораздо теплее, чем в море. Повидимому, он вытекал из какого-то озера, расположенного выше.
  Ещё мы обнаружили остатки рыбацкой избушки на берегу. Крыша избы провалилась, пожалуй, ещё в прошлом веке, а в середине сруба произрастала довольно высокая ель.
  Поздно вечером после того как были закончены все рутинные дела, мы долго бродили по мелкой воде от валуна к валуну и фотографировались на фоне отлива в сумерках полярной ночи.

Сама ночь прошла без приключений,  не считая того, что когда дедушка перед сном рубил дрова  для утреннего костра, осколок бревна отскочил и ударил дедушку в переносицу и по глазу.
В своём глазу дедушка бревна не увидел, но звук услышал.
«Бум!» - злобно сказало бревно.
«Пых!» -  на мгновение включилась яркая лампочка в дедушкиных мозгах.
«… МАТЬ!!!» -  громко взвыл дедушка и схватился за лицо. Он даже хотел сначала упасть навзничь и театрально задёргаться в конвульсиях, но передумал.
Никто не пожалел дедушку, наоборот, все дружно застыдили его за несоблюдение правил техники безопасности и после этого с лёгким сердцем полезли в палатку спать. А дедушка ещё немного поматерился и тоже пошёл спать.