Выбор маршрута - национальный парк Koli

В конце апреля, на годовщину свадьбы, мы любим выбираться с палаткой. Ребенку сейчас 2,5 и в этом году мы запланировали живописный трехдневный веломаршрут в Южном Саво, но прогноз погоды предвещал там два дня сплошного дождя, поэтому поехали по запасному варианту на север, где был солнечный прогноз - в национальный парк Koli. Забегая вперед, скажу, что путешествие нам всем понравилось, но было нежарко. Все-таки "сезон" здесь начинается явно позже конца апреля - начала мая.

Катание на велосипеде допускается только по дорогам и по маршрутам, предназначенным для этой цели (по тропам нельзя) - см. карту.

Основные дороги в парке - ровные грейдеры с частыми подъемами и спусками, скорость на которых с торможением составляет 40+ км/ч, при практически полном отсутствии машин.

На карте синим пунктиром ("легкие") обычно обозначена хорошая грунтовка, а вот под красным пунктиром ("средней сложности")  может скрываться разное - как отличная лесная дорога, но с горками, так и каменистая тропа, по которой на груженом велосипеде и ехать-то толком невозможно. На черные ("сложные") с велокреслом мы соваться не рискнули:)

В северной части парка есть участок асфальта, машин там либо совсем немного, либо есть велодорожка.

Ночевки в палатках разрешены в только отведенных местах, их описание на этой странице. Их пять, мы посмотрели три.

В Rykiniemi прекрасный сосновый лес и песчаный берег озера Pielinen, которое, правда, в конце апреля практически полностью покрыто льдом. На подъезде к нему нас поначалу смутил знак "Конец общей дороги", но ехать там надо именно прямо, а не по уходящему влево грейдеру. И дальше на следующей развилке снова прямо (как бы левее). Впрочем, можно заметить и маленькие деревянные стрелки с надписью "Rykiniemi". Скоро будет лесная парковка на 6-7 машин, и от нее дорога в горку мимо шлагбаума.

К Turula дорога идет от соответствующей парковки круто в гору, к фермерскому хозяйству Ollila, откуда начинается тропа непосредственно к месту стоянки. Воду предполагается брать из колодца около сауны фермерского хозяйства. Мы решили, что не будем беспокоить фермеров нашим шумным ребенком и поехали искать другое место ночевки.

В Myllypuro место для палаток ровное, но в это время года довольно влажное, местами еще снежное. В описании парка указано, что "территория для палаток находится во дворе старой избы", по факту это все-таки бывший двор, о прошлом здесь напоминают отдельные камни и старый колодец. Внизу шумит бурный ручей, из которого можно брать воду для кипячения.

Буклет со схемой парка можно скачать здесь.

Велодень 1

Первый день мы потратили на дорогу до Koli и заночевали в Rykiniemi. Всего около 470 км от Петербурга, но чем дальше на север, тем больше снега. Озеро Pielinen, на берегу которого мы стояли, почти полностью покрыто льдом.

Тёма с большим энтузиазмом помогал ставить нам "зеленый домик" (палатку), мечтая завтра покататься на "синеньком педе" (моем велосипеде, то есть).

Утро нашей годовщины свадьбы выдалось солнечным, в полынье недалеко от палатки плавала пара лебедей.
Оставив здесь палатку для второй ночевки, пошли к парковке и поехали кататься на велосипедах. Грейдер здесь хороший, ровный с крутым рельефом, если хочется повкручивать в красивом пейзаже - самое то.

Щебечут птицы, повсюду журчат ручьи, на обочинах снег. На развилке едем на Rantatie, откуда выезжаем на небольшую дорогу, которая ведет совсем по берегу. Здесь в небольшом заливчике устраиваем обед. Ребенок с радостью носится по снегу.

Далее едем в Kolin kyla, здесь асфальт и велодорожка.  Исследуем отворот на Turula, у Саши на щебенке рвется покрышка на заднем колесе, полчаса на ремонт, Тёма с восторгом катается с оказавшейся неподалеку кучи снега. С зашитой покрышкой решили судьбу не испытывать на лесных дорожках и поехать обратно по грейдеру, но частично с другой стороны от горного массива Ukko-Koli.

Благополучно вернулись в Rykiniemi.

Проехали  42 км, максимальный подъем 188 м, набор высоты 949 м.

Вечером непосредственно на пляже солнца нет, на замерзшем озере нарастает новый ледок, и с него тянет пробирающим насквозь холодом. Хочется надеть на себя всё и не выходить из палатки. Хорошо, что у меня с собой пуховик. Ночью небо подзатянуло облаками, и заморозков не было.
Замерзшее озеро Pielinen
Отличная дорога с рельефом

Ukko-Koli и окрестности

Солнечное утро показалось не таким холодным. Мы собрались и поехали на парковку P2 около Ukko-Koli, оттуда пару минут проехали на трамвайчике-лифте к началу тропы. В конце апреля тропы еще мокрые, частично заснеженные, но проходимые. Paha-Koli, Akka-Koli и Ukko-Koli находятся в непосредственной близости и легкодоступны.

Велодень 2

После прогулки по горам мы переместились на парковку около Turula, откуда поехали на велосипедах. От Kolin kyla до Loma Koli идет 504 дорога с хорошим асфальтом. Loma Koli - это горнолыжная деревня. От нее поехали по предложенному на карте маршруту на косу Kaiskunniemi. Если синий пунктир – это хорошая лесная дорога среди сосен, то красный с велокреслом наполовину прошли пешком из-за обилия крупных камней под ногами.

Наконец выбрались на грейдер в районе Niinlahti и доехали до основания косы, откуда свернули направо в лес по указателю “Polku”. На карте маршрут обозначен как средней сложности, но по факту это узкая лесная тропинка с множеством камней.  Но место живописное, прогулялись пешком, приготовили обед, дали Тёме вволю накидаться камней в воду (только у берега, само озеро еще во льдах). Обратно едем через Lahnalampiв Kolinkyla, живописных грейдер вьется среди финских лесов и полей, богат на зайцев (нам встретилось аж четыре). Проехали 28 км, набор высоты 480 м.

Возвращаемся на парковку рядом с Turula, предполагаемое место ночевки нам не понравилось, поэтому едем искать счастья в Myllupuro. Там от парковки Rylays 2 км на велосипеде, и мы на месте.

Типичный грейдер

Обратно по Финляндии

На обратную дорогу заложили два дня, делая долгие обеденные и вечерние остановки в живописных местах на берегу Саймы.

Karihiekka
Снаряжение ребенка

В наше прохладное весенние велопутешествие из снаряжения ребенку взяли для велокресла (Hamax Sleepy с самодельным дождевиком) по две пары варежек, термоносков и ботинок, комплект шерстяного термобелья, толстую флисовую куртку, ветровку и ветровочный полукомбинезон плюс на смену бывший зимний слитный комбинезон, шапку, шарф.

Для сна слитный комплект термобелья, флисовый комплект, шапка на завязках, толстые шерсятные носки, шапку. Поверх надевали еще перчатки и толстую флисовую кофту, т.к. любит спать, высунув руки поверх спального мешка.

И еще был запасной комплект легкой одежды и обуви в машине.

Пригодилось всё, кроме дождевика:)
Вышел посмотреть на закат в "пижамке" :)