Велопоход по Прибайкалью. Еще один взгляд

Идет загрузка карты ...
Маршрут, начинающийся в Северобайкальске и заканчивающийся в Иркутске, уже не одно десятилетие является классикой обширного велопутешествия по Прибайкальскому региону. Во многом классичность нитки похода обусловлена крайней неразвитостью сети автодорог, практически исключающей альтернативное прохождение тех или иных участков. И всё-таки мы нашли эти самые другие пути. Каждый из вновь введенных нами вариантов имеет неоспоримые преимущества над традиционными решениями и позволяет получить еще больше удовольствия от посещения Прибайкалья, пожалуй одного из лучших мест на Земле. Северобайкальск - Новый Уоян - Кумора - Умхейские источники - Майский - Баянгол - Усть-Баргузин - полуостров Святой Нос - бухта Змеиная - остров Ольхон - МРС - бухта Ая - Еланцы - Таловка - Бугульдейка - Куртун - Малое Голоустное - Нижний Кочергат - Большая Речка - Листвянка - Иркутск (авто) 1141 км
 
Состав участников


IMG_0176_rs
Сергей Кондрашов (domkrat@mail.ru), Москва - 1975 г.р., руководитель, штурман, механик

IMG_0064_rs
Дмитрий Баев, Щелково Московской области - 1975 г.р., завхоз, костровой

IMG_0063_rs
Дмитрий Косач, Минск - 1981 г.р., специалист по борьбе с кровососущими и защите от дождя
 
По результатам интернет-голосования поход был отмечен Призом зрительских симпатий на конкурсе "ВелоПуть - 2011"
 
Велопуть2011-кубок2
 
Новый взгляд на классический маршрут

IMG_0112_rs

Лучшему месту на Земле посвящается...


Как уже было отмечено ранее, традиционная нитка маршрута, являющаяся основой путешествия, была дополнена новыми или альтернативными участками, благодаря чему, удалось больше увидеть красоты и меньше автомобилей. Новые участки помечены как "NEW!"

Северобайкальск - Новый Уоян - самый простой участок нашего путешествия. Асфальтовая дорога, переходящая в грейдер и обратно, не имеет ощутимого перепада высот и проходима в любую погоду. Легко проходимый за пару дней путь дает возможность посетить север озера Байкал, проникнуться духом БАМовского строительства и побывать на горячих источниках.

Новый Уоян - Кумора - малооживленная грунтовая дорога, по мере продвижения по которой чувствуется приближение конца цивилизации.

Кумора - Умхейские источники - легендарная дорога 110. Представляет собой зимник, по сути и являющийся тем самым концом цивилизации. Здесь уже нет ни людей, ни автомобилей, ни мостов через реки. Это и есть самая интересная часть маршрута. Здесь почти совсем ничего нет. Как-то так..

NEW! Умхейские источники - Майский - Баянгол - Усть Баргузин. Дорога проходит по левому берегу реки Баргузин. До поселка Майский замечательная лесная дорога, после Майского - остатки асфальтированной грузо-сборной дороги (ГСД). Из-за отсутствия полноценного моста через реку Аркада совершенно отсутствует автомобильное движение. Само асфальтовое покрытие хоть и зарастает травой и дюнами, но для езды на велосипеде очень комфортно. За 20 км до Усть-Баргузина превращается в паршивого качества грейдер с перепадами высот.

NEW! Усть-Баргузин - полуостров Святой Нос - бухта Змеиная. Не самая лучшая грунтовка по косе, соединяющей полуостров с материком. На самом полуострове превращается в отличную дорогу и после этого заканчивается и превращается в тропу. Половина тропы до бухты Крестовая в большинстве своем увлекательно проезжается на велосипеде. Бухта Крестовая местами проезжается по линии прибоя. Дальнейшая тропа с велосипедом проходится трудно. Желательно снять педали, набраться терпения и неторопливо продвигаться к конечной точке - горячим источникам.

NEW! Переправа с полуострова Святой Нос на остров Ольхон в нашем случае явилась краеугольным камнем в составлении графика похода. Курсирующий раз в неделю по расписанию рейсовый корабль является единственным доступным по цене способом переправы для небольшой группы. В тоже время в бухту приходит большое количество частных судов, уйти на которых можно в любую точку Байкала. Мы ушли именно на частном судне, однако главным нашим козырем в определении стоимости переправы был завтрашний рейс регулярного сообщения.

Дороги острова Ольхон грунтовые. По ним приятно прокатиться закольцевав северную часть острова. В остальном это классический грейдер с конкретными холмами и песчаным участком в районе деревни Песчаная.

NEW! МРС - бухта Ая - Еланцы. Традиционным вариантом является движение по основной дороге. Мы же решили ехать вдоль моря по приятным грунтовым дорожкам по трассе гонки "Трансбайкал". Через небольшое расстояние от своротка дорога становится очень комфортной, но проходит по сильно пересеченной местности. Зато после фермы Улан-Нур выполаживается и идет под спуск до самой бухты Ая, а потом через несколько километров выходит на асфальт.

Еланцы - Таловка - Бугульдейка. До Петрово - асфальт. А дальше до Бугульдейки затяжные спуски и подъемы. Со свежими силами в подъемы велосипед заходит легко и азартно.

Бугульдейка - Куртун - Малое Голоустное. Лесная дорога и возможны лужи.

NEW! Малое Голоустное - Нижний Кочергат - Листвянка. До Нижнего Кочергата пыльный грейдер, а вот дальше - запущенная лесная дорога вдоль ЛЭП, местами подболоченная. Несмотря на суровость описания этого участка хабаровскими велотуристами, без особых трудностей преодолима за один день.

Листвянка - Иркутск, загруженное узкое шоссе, что и определило наше желание проехать его на такси.

Про время года. Графики наших отпусков заставили нас двигаться по маршруту в начале июля, о чем мы ни капли не пожалели. Погодные условия можно считать лучшими: под дождем ехать пришлось лишь один раз, а уровень воды в реках был настолько невысоким, что позволил нам при выходе с зимника преодолеть вброд даже реку Баргузин, где большинство групп переправлялось с лодками.
Про медведей. Несмотря на повсеместные следы пребывания медведей, ни одной встречи с косолапыми не было. Однако мы не брезговали перед закрытыми поворотами делать переклички типа "эй - эгей!" и орать веселые песенки.
Про кровососущих. Настроенные на поедание наших тел комарами, мошкой, гнусом и мокрецом, мы запаслись реппелентами в виде спиралей и мази "OFF". Реально же  подверглись мы комариной атаке лишь однажды. Даже на зимнике двое участников ехало в шортах, один из которых и вовсе без футболки. На привалах жгли спирали, и дискомфорта не испытывали.
При подготовке похода использовались материалы отчетов И.Томаса (Новосибирск), А.Лебедева (Киев), как самых подробных и жизнерадостных. Также изучался исполненный драматизмом отчет хабаровских велотуристов. Говорим всем им Большое Спасибо.
56786364_rs

Подготовительные хитрости

IMG_0195_rs
Тема желания туристического мира сэкономить средства на путешествии, получив тот же самый объем удовольствия достойна проведения отдельного конкурса. Мы тоже не остались в стороне от нападок этой страсти и вот, что нам удалось.
1. После утверждения в декабре графика отпусков, который, кстати, на моей работе строго выполняется, мы приобрели билеты на рейсы Аэрофлота Москва - Красноярск и Иркутск Москва.
2. Из Красноярска, являющегося самым близким к началу маршрута крупным аэропортом, добирались поездом. Иркутский вариант заброски мы сразу же отмели по причине неудобного графика движения судна через весь Байкал.
3. Чтобы избежать трудностей с перевесом при посадке в самолет, заблаговременно зарядили посылку в Красноярск. Благодаря помощи коллег-железнодорожников мы переправили в багажном вагоне наибольшую часть снаряжения и одежды, баллон с газом для горелки и 2 л спирта, как говорится, для аптечки. Большое Вам спасибо, коллеги!
4. Между прилетом в Красноярск и отходом поезда у нас было менее трех часов. За несколько дней мы заказали такси-микроавтобус Аэропорт-Вокзал. И не пожалели об этом: наш вылет был задержан часа на полтора, и только благодаря мастерству водителя мы приехали на вокзал за 20 минут до отхода поезда.
5. Главной датой при составлении графика похода явился день отправления рейсового судна на остров Ольхон из бухты Змеиная. В качестве подстраховки мы держали в уме дату отправления того же судна из Усть-Баргузина.
День Х-2. 01.07.2011, пятница

        Сижу на работе, считаю последние минуты до конца рабочего дня. Сегодня пятница, рабочий день до 16.45. Переодеваюсь в футболку и шорты, еду на Белорусский вокзал. Там встретился с обоими Дмитриями, один из который сегодня приехал из Минска. Мы забрали байки и рюки, заряженные накануне в камеру хранения, и погрузились в 18.30 в электричку-аэроэкспресс, сообщением Белорусский вокзал - Аэропорт Шереметьево. По правилам проезда не разобранный велосипед оплачивается дополнительно 50 рублями, однако никому дела для этого не оказалось.
        На входе в аэропорт осмотр пассажиров на предмет террористической угрозы сформировал внушительную очередь. При этом сотрудники-безопасники долго совещались-созванивались, как уместить в рентгеновскую камеру наши велосипеды. В итоге чьим-то волевым решением байки пропустили под ограничительной ленточкой, ограничившись досмотром подрамных сумок.
        Наш вылет был назначен на 21.45, и у нас было достаточно времени, чтобы упаковать байки. Были сняты передние колеса и педали, а в вилки и между тормозными колодками вставлены распорки. Все это надежно было скреплено ремешками из старых камер и запаковано в велочехол.
        Современная жизнь в Шереметьево позволяет выполнить регистрацию на рейс с выбором места через электронный терминал, а вот в очереди на сдачу багажа пришлось потусоваться.
        Приемщица багажа всё-таки выявила у нас незначительный перевес и посоветовала взять по небольшому свертку с собой в качестве ручной клади. После этого велосипеды были сданы в специальное окно для сверхгабаритного багажа. Сюда же кто-то пристраивал собаку в ящике с решетчатым окном. Пёс истерил и гавкал.
        От двух с половиной часов перед вылетом осталось совсем немного свободных минут.
        Погрузившись в самолет, дождались заветного ужина. Поели, можно и поспать.
День Х-1. 02.07.2011,суббота

        Красноярск живет жизнью, опережающей московское время на 4 часа. Проснувшись, выяснили, что самолет опаздывает с прилетом где-то на час.
        Тревожный вывод о том, что до поезда в Северобайкальск остается меньше полутора часов, снял остатки сна, как рукой.
        После приземления, нам позвонил заряженный заранее таксист и обозначил свою готовность везти нас хоть на край света.
        На выходе из зала получения багажа образовалась очередь из-за проведения сотрудниками аэропорта сверки принадлежности багажа пассажирам.
        Тревога нарастала, появилось тихое напряжение. Видимо, волновался и таксист. От выхода из аэропорта до нашего микроавтобуса около сотни метров, которые мы быстро преодолели. Водитель понял нашу ситуацию, глубоко вздохнул, но сказал, что успеем.
        На вокзал примчались за 20 минут до отхода поезда. Тут же получили отправленную ранее коробку со снаряжением и в два захода перетащили все в поезд.
        Осталось даже немного времени, чтобы закупить на перроне сопутствующие поездке товары.
IMG_0177_rs

День 1. 03.07.2011, воскресенье

IMG_0011_rs

Северобайкальск - Дзелинда, пробег 96 км

       

Тот факт, что БАМ построили специально, чтобы возить туристов вглубь Сибири, уже отмечался ранее. Как прекрасен этот край! Железная дорога приятно гармонирует с царством гор и тайги. Колоритно вписываются и другие сооружения, например, плотина Братской ГЭС.

        Пока ехали, поправили свои часы еще на один час. 

        В 12.44 поезд прибыл в Северобайкальск.

        Собираем на перроне велосипеды и идем закупать продукты в большой продуктовый магазин, расположенные по левой стороне главной улицы, идущей прямо от вокзала. В магазине есть всё. Напротив - салон связи.

        Вернувшись к вокзалу, взяли курс на восток. Тут же зашли в магазин и купили русский аналог WD-40. Оригинальная же жидкость продавалась только в больших банках. Рядом на рынке прикупили спиннинг и катушку со всякими рыболовными мелочами.

        После пересечения дороги с железнодорожными путями расположена кафешка-шашлычная, где мы плотно пообедали. В 16.00 покинули город.

        Дорога до Нижнеангарска идет берегом Байкала, на котором сегодня много отдыхающих. С другой стороны идут железнодорожные пути. Особенности рельефа нами преодолеваются спусками и подъемами, а железнодорожная колея в трудные моменты ныряет в Мысовые тоннели. Увидев капитальный транспарант "Тоннели строят настоящие мужчины", я окончательно загордился своей железнодорожной карьерой, которую начал еще в ведомственных железнодорожных яслях.

        По пути встретили одинокого местного велосипедиста, рассказавшего нам про медвежьи страхи, средства против комаров и детали прохождения зимника, который он преодолевал на грузовике пассажиром.

        На развилке перед Нижнеангарском уходим влево на объездную дорогу. Зашли в уютный магазинчик, съели мороженного, попили кваса. Одновременно оценили реалистичность наших шансов устроить сегодняшнюю ночевку на источниках Дзелинда.

        Дорога пересекает несколько немаленьких речек, на которых можно найти достаточно мест для стоянок.

        Сегодня воскресенье, и некоторые водители ездят в нетрезвом виде. В районе моста через Кичеру за нами пристроился жигуль, который агрессивно газовал, желая нас напугать. Опасаться однако было нечего и мы мирно продолжали путь. Не получив достойного внимания водитель ушел вперед. Подъезжая к железнодорожному переезду, мы увидели три машины и нашего шутника, неуклюже садящегося в свое авто со следами воспитания на физиономии.

        В этих краях я не впервые. Вообще, БАМовцам такое легкомыслие не свойственно. Люди, приехавшие сюда на строительство железной дороги в 70-80 годах прошлого века со всей страны, отличаются серьезным отношением к делу. В этой ситуации, видимо, БАМовцы воспитывали неБАМовца.

        Переезжаем еще несколько рек. Боремся с желанием искупаться. Основной козырь в борьбе - ночевка на источниках.

        На 75 км асфальт заканчивается и начинается унылый грейдер. Где-то здесь нас обгоняет поезд Москва - Тында.

        Несмотря на поздний вечер, еще светло. Длинные июльские дни на этих широтах дают хорошую возможность преодолевать большие расстояния до наступления темноты.

        В десятом часу на 93 км трассы достигаем поворота на асфальтовую дорожку, уходящую влево. На повороте указатель, говорящий, что там источники. Дорожка петляя по лесу приводит нас на развилку. Влево - оборудованные платные источники, без кафе и магазина. Значит, нам в право. Через полкилометра уходим с асфальтовой дорожки на первом же грунтовом проезде налево и приезжаем на стоянку на краю овражка. Никого нет.

        Внизу расположен деревянный навес с большим бассейном и несколько обустроенных отдельных источников. Нашей радости не было предела!

        Вдоволь нарадонившись, разбиваем лагерь. Подъехал джип с семьей путешественников. Народ покайфовал, поужинал и уехал. Вскоре все стихло.

        Темнота наступила в полночь. Поужинали и легли спать

IMG_0017_rs


День 2. 04.07.2011, понедельник

IMG_0039_rs

Дзелинда - Ангоя - Новый Уоян - оз.Баканы, пробег 95 км


        Утром не обошлись без купания в источниках. Позавтракали и тронулись в путь. Благодаря длинным июльским дням, мы не испытывали необходимости в раннем подъеме и перемещение сквозь часовые пояса не причинило нам неудобств. Со временем мы войдем в нормальный ритм, а пока выезжаем в 11.30.
        Сегодня был, пожалуй, самый унылый день во всем походе. Печаль грейдерной дороги скрасил идущий по левую руку горный хребет и магазин в поселке Ангоя, расположенном в 120 км от Северобайкальска.
        Фотографируем вокзал Ангоя на фоне горного хребта со снежными вершинами и едем дальше.
        После разрушенного моста через одну из пересохших рек, пройдя ее по каменистому руслу, решили пообедать в стороне от дороги на озере, нарисованном на карте GPS. Однако лесная дорога вскоре стала непроходимой, а налетевшие комары радостно зудели и улыбались. Мы поспешно покинули лес. Пообедали на одном из мостов грейдера.
        На 143 км от Северобайкальска дорога вновь превратилась в асфальтовую, и скорость сразу возросла.
        Очень бодро въехали в Новый Уоян. Основная дорога в поселке уходит вправо, и через 300 м, заехав на ее бруствер, попали в кафе "Сосновый бор".
        Каждый день похода мы вспоминали добрым словом это кафе, поскольку с общепитом, там где он был, нам мягко говоря не везло.
        Без проблем договорились пристроить велосипеды во входном помещении.
        Попавший сюда помни! Здесь очень вкусные пирожки. Нам сказали, что их только что привезли, но осталось их всего 5 штук. Видимо, до конечных потребителей основная масса не доходит, а оседает в семьях персонала.
        Поужинав, перешли дорогу, и на некотором подобии рынка закупили продукты.
        За поселком асфальт безвозвратно исчез и началась грунтовая дорога в песчаном исполнении. Местами нам удавалось объехать песок, но около четырех километров все-таки пришлось понапрягаться. Близость скорой стоянки на озере Баканы добавляла силы. Повернули направо на указателе на Кумору и начали сквозь деревья жадно искать озеро. Как позже оказалось, проще всего попасть на озеро повернув налево на дорогу, идущую под ЛЭП, а потом на любом из многочисленных поворотиков повернуть направо.
        Нашли шикарное место с пляжем и чьим-то тлеющим костром на песке. По озеру проехала надувная лодка на моторе. На противоположном берегу народ что-то праздновал. Озеро огромное, места хватит всем.
        Искупались, постирались, посидели у костра, снова искупались. Красота!
IMG_0049_rs


День 3. 05.07.2011, вторник

Кумора

оз.Баканы - оз.Иркана - Кумора - пер.Срамной, пробег 90 км


        Дорога на Кумору постепенно поворачивает правее и идет параллельно виднеющемуся вдали горному хребту долиной реки Котера. Изредка попадаются машины. направление нашего движения совпадает с течением реки, а значит, спусков будет больше, чем подъемов.
        Долго любуемся видом, открывающимся с моста через реку Няндони и фантазируем про то, как выбраться с опоры моста, если на нее занесет судьбинушка. Видимо только в воде бурной реки есть спасение.
        У водителя проехавшей навстречу машину, узнали, что в Куморе есть магазин.
        По пути попадались речки поменьше, в них мы набирали воду. Дни стоят жаркие, пить хочется бесконечно.
        Несмотря на предупреждения в отчетах некоторых групп о неблагополучности Куморы, всё-таки решаем заехать в магазин. Впереди был зимник, нужны были вкусняшки.
        Перед поселком основная дорога поворачивает вправо на мини-перевал. Дорога на зимник прямо. Мимо кладбища спустились в деревню. Чтобы попасть в магазин под названием "Байкал" нужно ехать по главной дороге, а в районе автобусной остановки посмотреть через правое плечо.
        Магазин превзошел все ожидания! Здесь было всё, несмотря на небольшое помещение. Местные жители интересуются нашими планами и сообщают, что в этом году на зимнике мы - первые. Отмечу, что на всем пути местные жители уже не удивляются велопутешественникам и приблизительно догадываются о мотивах, побудивших жителей крупных городов взяв с собой велосипеды, приехать сюда, в сибирскую глубинку. Правда, жители Куморы единственные, кто спокойно отнесся к нашим планам пройти зимник.
        Продавщица пообещала дождь и сказала, что нам нужно торопиться, иначе дорога перестанет быть проходимой. Покинув Кумору тем же путем, уходим в направлении зимника. Слава по ходу движения раскинулось озеро Иркана. Справа расположена гора, разделяющая нас и Кумору. Гора закончилась, пришла вторая дорога из Куморы. Через полкилометра свернули налево и оказались на негорячих горячих источниках.
       
Озеро Иркана
Теперь здесь поставлен сруб и лавочки. А вот вода оказалась ниже температуры тела. Дождь и не думал начинаться Повспоминав Дзелинду, сварили пельменей и пообедали, использовав воду, которая была с собой.
        Решительно настраиваемся на сложный участок и выходим на зимник. Комары начали кусать сразу! Несколько минут мы надеялись, что все нормализуется, а потом начали очень быстро переодеваться. Вспомнился Кольский полуостров.
        Через 6 км подошли к реке Срамная, известную своим каменным руслом, по которому проходит дорога. Это было незабываемо! Даже комары исчезли.
        Приделали к рюкзакам лямки и взяли в руки велосипеды. Местами приходилось просчитывать путь на несколько шагов вперед, чтобы не споткнуться и не завалиться. Первый брод был самым серьезным, но не опасным. За бродом мы услышали шум двигателей и увидели команду на пяти джипах, движущуюся нам навстречу.
        Джипперы движутся на Магадан и сетуют, что зимник серьезно потрепал им машины. Мы их утешили скорым завершением зимника и предупредили о предстоящем последнем, для них, броде. Впрочем, их численность запросто позволяет соорудить переправу даже в таком месте.
        Простившись, мы продолжили прыгать с камня на камень, удивляясь, каим образом здесь вообще могут проехать машины. Не без усилий мы преодолели этот километровый угар! Удачная подвеска с поясом у велоштанов "Мираж" позволила за один раз пронести здесь вещи и байки.
        Продолжаем движение по грунтовке и встаем на стоянку на одном из бродов. Комары больше не досаждали, а после вечернего купания в речки и вовсе перестали нас замечать. Возможно, этому способствовали антимоскитные спирали, а может, из организма вышли ароматы городской жизни, и мы стали более прозрачными для комаров.
        С сегодняшнего дня наблюдаем тайгу во всей красе. Слепому ясно, впереди - ультра.
56775548_rs

День 4. 06.07.2011, среда

IMG_0058_rs
пер.Срамной - р.Намама - пер.Озерный - ур.Аэродромное - 2 км до р.Акуумту, пробег 55 км


        За завтраком обсуждаем интригу предстоящего поворота нашей дороги. Пройти несколько десятков метров лень, да и не за чем. Теперь же, оседлав велики, мы лихо повернули и двинулись вперед. Дорога напоминала бы вкусную классическую грунтовку, слегка присыпанную хвоей, если бы не несколько каменистых русел высохших речек, которые нам приходилось пересекать. Так или иначе, через пару километров мы были на перевале Срамной.
        Спуск с перевала был также приятен. Готовясь к худшему и разочаровавшись в своих ожиданиях, мы пришли к выводу, что нам конкретно повезло с погодой. Возможно, также в последние годы улучшили качество зимника. По крайней мере серьезных луж, описанных в других отчетах нам не попалось. Солнечный день, синее небо, веселый шум реки Светлой, в долину которой мы спустились, преодолев живописный мини-перевал, отличная дорога, всё это наполняло нас радостью и силами. Развлекая нас, зимник, время от времени подбрасывал нам препятствия в виде пересечения каменистых речных русел.
       
IMG_0066_rs
Во время одной из остановок употребили пакетик регидрона.
        Вот мы и добрались до первой речки, через которую сохранились остатки моста. Решили пообедать, заодно искупались. Если на развилке пройтись налево, можно осмотреть зимовье. Нам же направо.
        Преодолев брод, изучаем мост. Настил моста находится в плачевном состоянии и прогуляться по нему не решились.
        Когда продолжили путь, обнаружил прокол заднего колеса. Камеру пробило со стороны обода, видимо, от удара о камень. Заклеюсь позже, а пока ставлю запасную камеру. Это был наш единственный прокол за весь поход.
        Лихо вкручиваем в очередной перевал и спускаемся к реке Намама. В лучах вечернего солнца вид на реку восхищает. Однако, до темноты еще далеко, и мы движемся дальше.
        Часть подъема на перевал Озерный приходится на каменный завал, напомнивший нам русло реки Срамной.
        На самом перевале дорога проходит между двух, видимо, очень глубоких озер с протокой. Глубина протоки по пояс. Пока переправлялись, размышляли о том, что не стоит ночевать на перешейке, потому что медведям, скорее всего, обойти нас будет негде.
        Спуск с перевала, и мы проезжаем знаменитый километровый столб зимника 67/110 км. Некоторое время гуляли по округе в поисках зимовья, в надежде тут же переночевать. Зимовье не нашлось, решили ехать дальше. В очередной раз порадовавшись погоде, едем по дороге, которая в дождь, по всей видимости, превращается в отменную грязь. Тем не менее, сухими пройти нам не удалось, так как часть пути пришлось пройти по руслу одного из притоков реки Сининда, шум которой время от времени доносился до нас.
        Сбегали на разведку к реке, но увидели, что палатку поставить негде и решили двигаться дальше. Вновь пересекли каменное русло, дрова есть, комаров нет, но нет и воды, хотя можно было сходить к реке. После мы пожалели, что не остались здесь.
        Вскоре вправо ушла дорога к зимовью, однако достаточной инфраструктуры не было и там. Пару раз дорогу пересекали ручьи, но закомаренность и невозможность поставить палатку заставляли нас двигаться дальше. Спустились сумерки, а дорога стала очень грязной, видимо, после дождя.
        В интонациях участников похода назревали критические оттенки. Грязь на дороге закончилась, и стемнело.
        Пришлось вставать на обочине дороги, где обнаружилось совсем небольшое уширение. Уже совсем стемнело, при свете фонариков находим дрова и ставим палатку.
IMG_0092_rs

День 5. 07.07.2011, четверг

IMG_0094_rs
2 км до р.Аккумту - р.Ковыли, пробег 42 км


        Конечно же, нужно было вчера пройти эти два километра! Даже пешком это всего полчаса хода. Однако, ручьи на картах, да и в GPS, не всегда несут воду, а те, которые попадались ранее не имели площадки под палатку. Вдруг и здесь было бы то же самое.
        У реки Аккумту есть все для ночлега!
        После брода начался непрерывный подъем на перевал Рухловский. В основном, ведем велосипеды в руках. Фотографируемся на скале перед самым перевалом, красивый вид.
        Спуск с перевала, что называется, техничен.
        В конце спуска ручей. Переведя дух, оглянулись на пройденный с перевала путь. Огромная туча нависла там, где мы были всего двадцать минут назад.
        Решили поспешить, чтобы пройти наиболее опасный брод через Баргузин, хотя бы при несильном дожде.
        По дороге частенько попадались медвежьи следы, однако самих местных жителей, нам ни разу не встретилось. Чтобы своевременно предупреждать медведей о нашем присутствии и просто перед поворотами, мы устраивали переклички типа "Эй!"--"Эгей!" и это, видимо, работало. Однако наибольшую радость приносили припевочки из разных песенок, особенно монгол-шуудановских. Даже не могу объяснить, почему так.
       
IMG_0102_rs
Подъехали к броду, когда ниже по течению уже был виден дождь, да и над нами начинало накрапывать. Уровень воды в Баргузине оказался безобидным, до середины бедра. Каждый из нас сделал пару ходок и мы оказались на том берегу. Позже нам сказали, что здесь отличная рыбалка. Запланированный перекус было решено перенести, чтобы удалиться из дождливой долины. Через километр пути увидели указатель "Место отдыха" и дорожка, уходящая к зимовью, по виду нестарому. Мы же продолжили подъем на перевал Ловактон. Много медвежьих следов.
        Как и очень нам хотелось, за перевалом стояла солнечная погода с небольшой облачностью.
        На спуске меняем тормозные колодки на одном из велосипедов.
        Вскоре мы оказались на берегу реки Ковыли, и несмотря на симпатичную стоянку, решили перейти на другой берег, на случай ночного дождя.
        Традиционно искупались, постирались и позволили себе помыть велосипеды. До этого места мыть велосипеды смысла не имело. А тут еще и цепи почистили и смазали. Ужин готовится, душа поет.
IMG_0097_rs

День 6. 08.07.2011, пятница

IMG_0114_rs
р.Ковыли - Умхейские источники, пробег 40 км


        Началась приятная грунтовая дорога, идущая по широкой долине. Появились пасущиеся табуны лошадей. Проехав около 10 км, переходим вброд р.Биранкур. Здесь также есть хорошее место для стоянки.
        Вскоре дорога начинает набирать высоту и мы приближаемся к двугорбому Умхейскому перевалу. На спуске открывается красивый вид на Баргузинскую долину.
        Останавливаемся у шлагбаума кордона Джергинского заповедника. Егерь рассказал об особенностях ловли рыбы и напоил чаем с пряниками-печеньем, а затем проводил до брода через Баргузин. Также егерь не забыл взять с нас плату за проезд по заповеднику.
        Стояла солнечная погода, и мы решили, не прибегая к помощи егерьской лодки, перебродить Баргузин своими силами. Сделав две ходки, решили не теряя времени направиться на полудневку в Умхей. Егерь наблюдал за нашими действиями до конца, потом помахал рукой и ушел обратно на кордон.
        Через сотню метров мы выехали на развилку у информационного стенда и, повернув направо, через 3 км оказались у подвесного пешеходного моста, после которого очутились на территории турбазы.
        Турбазой заправляет армянская семья. Мы заняли домик, заказали обед с ужином и направились знакомиться с окрестностями. Посетили очень горячий источник, температуру в котором можно хоть как-то снизить передвинув заслонку желоба с холодной водой. Следом за нами пришел местный житель и был не рад, что кипяток в источники потерял несколько градусов. Но пока мы разговаривали, скорее всего кипяток успел восстановиться.
        Отобедав, попросили на вечер баню и стали осматривать велосипеды. Погода начала стремительно портиться, и небо заволокло тучами. Начался дождик.
        Баня оказалась очень хорошей, бегали окунаться в Баргузин. Чтобы не снесло течением, приходилось хвататься за камень на дне.
        Что и говорить, Умхейский источник достоин посещения.
IMG_0121_rs

День 7. 09.07.2011, суббота

IMG_0124_rs
Умхейские источники - Улюнхан - Майский - р.Гарга, пробег 85 км


        Утром дождь продолжился. Ждали-ждали, но так и выехали под дождем в 12 часов. Вновь выехали к вчерашней развилке и направились в сторону Байкала. Сразу после моста через р.Улюн повернули направо и закрутили в Улюнхан на поиски магазина. Три магазина в селе находятся на улице, идущей рядом с рекой. Местные жительницы обещали улучшение погоды только завтра, и нам ничего не оставалось, кроме как ждать.
        Через 30 км от источников увидели наш мост через Баргузин и ушли с основной дороги. За мостом развилка, наше направление - вдоль Баргузина. Через 3 км опять развилка. На картах обозначено, что основная дорога уходит налево. Туда же идут телеграфные столбы. Мы же, видя, что покрытия обеих дорог приблизительно одинаковое продолжаем двигаться прямо. Отличная лесная дорога! Только в одном месте песчаный участок на пару десятков метров, а в остальном превосходная скоростная трасса. На всех развилках придерживались основной дороги, а в спорных моментах - держали правее, сохраняя параллельность Баргузину. Ближе к Майскому местность стала пересеченной, в одном месте пришлось даже слезть с великов, чтобы преодолеть небольшой подъем. После этого наша дорога объединилась с основной и начался конкретный песчаный участок, километра эдак на три. Местами прошлись. А значит выбранная нами дорога вдоль Баргузина была лучшим вариантом.
        Тут мне вспомнилась одна штука. Такими названиями, как Майский или Юбилейный именуют обычно рабочие поселки. А нас как раз в этот момент обогнал лесовоз, набитый лесорубами. Время было послеобеденное, а на календаре была суббота. А в магазин очень хотелось. В общем, решили заехать. Проехав 300-400 м по поселку вырулили на площадь, где и располагались магазины.
        Я остался сторожить велики, а ребята зашли в магазин. Довольно быстро я почувствовал себя не уютно. Народ здесь сильно пьющий. При мне со всех сторон в магазин зашли четыре человека и с радостью на лицах разбегались по домам, держа в руках заветную емкость. Покупая, они говорили заклинание: "Продайте водку за сто рублей".
        Закупившись, очень быстро покинули поселок. Местные жители хоть и смотрели на нас с нескрываемым интересом, но заговорить с нами никто не решился. От моста через Баргузин до Майского 30 км.
        В Майском начался асфальт грузо-сборной дороги (ГСД). Отъехав, свернули с дороги перекусить. Решили заночевать на р.Гарга, до которой около 25 км. Движение практически отсутствует.
        Хорошее место для ночевки находится справа от дороги, не переезжая моста.
IMG_0128_rs


День 8. 10.07.2011, воскресенье

56779314_rs
р.Гарга - р.Аргада - Баянгол - р.Уро, пробег 127 км


        Сегодня было решено проехать побольше. Также была до конца не понятна возможность преодоления вброд рек Аркада и Улан-Бурга, на что так же могло понадобиться дополнительное время. Позавтракали и тронулись в путь, благо асфальт.
        Грузо-сборочная дорога была раньше основной дорогой в Баргузинской долине. А дорога через Курумкан-Баргузин - альтернативной. Однако, после того, как мост через крупную реку Аркада был разрушен, сквозное движение стало невозможным, и обслуживание дороги прекратилось. Время от времени асфальт пересекают наезженные грунтовые дороги, ведущие, по всей видимости, к мостам через Баргузин и далее - на дорогу по другому берегу.
        Несмотря на эти многочисленные перекрестки, мы твердо решили следовать по нитке асфальта. Местами сквозь асфальт прорастали сорняки и трава, а в паре мест дорогу преграждали песчаные наносы песка. За весь день нас обогнали только две машины, едущие в близлежащие населенные пункты.
        На 40 км от места ночевки дорога пришла к реке Аргада. Из отчета джипперов нам было известно, что через реку перекинута мостовая металлоконструкция, однако не проезжая для машины. Мы ехали и гадали, возможно ли ее использовать для переправы.
       
IMG_0135_rs
И вот мы с облегчением вздохнули: перейти на ту сторону можно, но в два захода и соблюдая осторожность. Основную опасность представляют межпролетные пространства, в которых нужно перекинуть велик и ни в коем случае нельзя оступиться.
        Пока переправлялись, увидели, как местные жители запросто пересекают реку на лошадях в двух сотнях метров ниже по течению.
        Сделав по одной ходке, к желанному берегу подъехал трактор с пассажирами, тоже желающими переправиться. Один из них посадил на плечи совсем маленького ребенка. А мы разговорились с трактористом-бурятом. Выяснилось, что своими силами достроить мост, чтобы сделать возможным проезд автотранспорта запрещено, а выполнить работы с привлечением подрядчика стоит "до х.." денег. Также абориген сказал, что медведей в этой местности практически не бывает, зато волков "до х..". Из этого мы сделали вывод, что сделать мост стоит столько же, сколько волков в Баргузинской долине. Заварили чая.
        Через 30 км дорогу пересекает река Улан-Бурга. Моста нет, но она легко проходима вброд. Мы купались при любой возможности, не упустили и эту.
        Грузо-сборочная дорога на своем протяжении в целом имеет уклон вниз, но встречаются и подъемы. Асфальт позволяет развивать скорости на любой вкус, а бескрайняя степь при синем небе - само очарование. Видно, что дорога идет на гораздо большей высоте, чем на противоположном берегу, хребет которого был прикрыт облачками, приблизительно на нашем уровне.
        Через 15 км на нашем пути находилась деревня Баянгол, куда мы заехали выпить пивка. Подъезжая к магазину, заметили, что не сговариваясь напеваем завывающие азиатские мотивы. Радиалка до магазина длилась 6 км.
        Продавщица, бывшая учительница, рассказала, что в деревне живет много шаманов, а на вопрос о роде их занятий ответила, что брызгают водкой. Тем не менее, никакого сходства с поселком Майским не было и в помине.
        Встретили рейсовый автобус до Майского. Начался встречный ветер. Едем на колесе, меняясь через каждые 5 км. Асфальт местами был плох, но уподобиться автомобилям и свернуть на пыльные грейдеры желания не возникло. Через 36 км достигли реки Уро и поставили палатку. Купаться было холодно.
IMG_0137_rs

        

День 9. 11.07.2011, понедельник

IMG_0142_rs
р.Уро - Усть-Баргузин, пробег 70 км


        После завтрака была дана команда "В позную шагом марш!" и все быстренько тронулись в известную кафешку у переправы через Баргузин, где можно отменно запитаться. Но тем не менее, путь был не близкий, а дорога через 20 километров испортилась и стала классическим пыльным грейдером, да еще и с непонятным выматывающим набором высоты. У поворота на Гусиху устроили перекус.
        Перед поселком тормознулись на заправке, выпили пивка. Для въезда в поселок выбрали поворот направо, там асфальт, а значит не пыльно.
        Усть-Баргузин встретил нас холодом. Однако все лишения были полностью развеяны отменным обедом в позной у переправы. Там же у торговцев омулем, узнали где можно переночевать, даже с баней. Правда баня оказалась чисто символической: очень натопленное помещение с горячей водой. Состоялась не только помывка, но и стирка. Здесь у нас закончился московский спирт, и далее нам крепкий сон придавала водка "Байкал".
        Усть-Баргузин нам совсем не понравился, но продуктовые магазины здесь достойного уровня.
        Мы снова на Байкале.
IMG_0155_rs

День 10. 12.07.2011, вторник

IMG_0153_rs
Усть-Баргузин - полуостров Святой Нос - Глинка, пробег 26 км


        Позавтракали опять-таки в позной, переправились через Баргузин. Практически сразу с основной дороги поворот влево на полуостров Святой нос.
        Въезд в национальный парк платный (70 рублей в сутки на человека). Мы сказали, что нам как раз одни сутки и нужны. Это оказалось правдой. Приятная тетенька нам всячески предлагала купить материалы о Бурятии, включая трехмерную карту Прибайкалья на нескольких компакт дисках за 2000 рублей. Мы же ограничились бумажными картами на память. Справедливости ради скажу, что больше такой подборки на дисках мы нигде не встретили.
        Дорога по косе, соединяющей материк и полуостров - постоянная борьба с песком. Предлагается несколько вариантов колеи, одна из которых самая плохая, видимо для гусеничного транспорта.
        С основной дороги повсеместно есть ответвления налево, ведущие бескрайний пляж на берегу Баргузинского залива. Много палаточных городков и отдыхающих на автомобилях. Туалеты организованы.
        Мы добрались до самого конца перешейка и, было сунулись в район Глинки, но лес нам показался мрачным и мы всё-таки поставили лагерь на косе.
        Дима Б. остался в лагере ловить рыбу, а мы вдвоем пошли покорять вершину полуострова. Для этого нужно пройти в сторону Глинки, а на развилке с информационным стендом выбрать правую дорогу и идти по конкретнейшей тропе. Навстречу попадается много туристов.
        До темноты остается немного времени и мы понимаем, что успеваем сбегать вверх лишь "до крестов". Сначала тропа идет с малым набором высоты, потом уклон становится круче и ведет через горелый лес.
        Поднявшись до крестов, не стали идти дальше - горелый стланик перекрасил бы нас, как говорят, в афроамериканцев, да и мало светлого времени. Фотографируем пейзажи, особо впечатлились видом на косу.
        Радиалка до крестов заняла 3 часа. За это время наш рыбак устал таскать мелкого хариуса, которого в этом место несметное множество.
IMG_0158_rs

День 11. 13.07.2011, среда

IMG_0178_rs
Глинка - Курбулик - бухта Змеиная, пробег 34 км


        Позавтракали и тронулись в Курбулик. Накатанная грунтовка, позволяет держать хороший темп. Навстречу попадалась пешая группа, отчаянно обороняющаяся от слепней ветками. А мы этих слепней даже и не замечали, а вокруг пешей группы ух скопилась целая туча. Поздоровались без остановки и немного добавили скорость. Нам чужих слепней не надо!
        Перед Монахово дорога уходит налево и круто вверх, однако, при желании, вполне заезжабельна. Немного возмутил плакат, грозящий штрафом за проезд через Катунь.
        Наконец добрались до Курбулика, проехав 22 км. Очень много автомобильных туристов. Зато есть пекарня с горячим хлебом и магазин. Прикупивши буль-буль и ням-ням, ушли дальше по береговой линии, где искупались в море. Выпив и закусив тронулись на лихой подъем, слева от крайней скалы мыса, и оказались в бухте Окуневая. Весь берег занят автотуристами с палатками. Дорога дошла до ручья и закончилась, за ручьем уже идет натоптанная тропа с резким подъемом. Решили рюкзаки на плечи пока не вешать и не ошиблись. Тропа хоть и узкая, но на 80 процентов проезжая, изредка попадаются упавшие деревья. С неоднократными купаниями преодолели 5 км тропы за 2 часа. С тропы открываются красивые виды на Чивыркуйский залив.
       
IMG_0186_rs
Тропа привела нас к бухте Крестовая с пляжем, длинной в три километра. Колеса увязали в песке, однако местами очень хорошие результаты давало перемещение по линии прибоя. А вот попытки объехать пляж по лесным тропинкам к успеху не привели.
        Бухта Змеевая находится на противоположном берегу. Пока мы только различаем скромную инфраструктуру на том берегу и синюю крышу базы-гостиницы.
        Крестовский пляж закончился и началась опять лесная тропинка. Теперь уже полностью непроезжая. Вот тут уже полезно открутить педали. В местах подтопления положены деревянные настилы. У нас было достаточно светлого времени, да и рейсовый корабль должен быть только завтра утром, и мы не особо торопясь пошли по тропе.
        Залив казался бескрайним. Прошли первый источник. Вскоре вышли к основному источнику, на пляже киоск с сувенирами. В прозрачной воде сверху виден огромный косяк подошедшего хариуса. В бухте два небольших судна с отдыхающими, которые вскоре отчалили.
        Нас же беспокоила неопределенность места, к которому должен завтра причалить корабль. Возможных вариантов два: здесь и на базу-гостиницу, до которой еще около километра по тропе. Пришло еще несколько лодок с желающими окунуться в источниках. Капитаны тоже ничего не знают. У нас в запасе был железный вариант проверки: сегодня должен прийти этот самый корабль из Иркутска. Он причалил как раз здесь, у киоска и источников, и завтра отсюда начнет обратный путь, а пока отправился "спать" в неизвестном направлении. Корабль привез еще человек двадцать отдыхающих с рюкзаками, один из которых тут же надул лодку и начал переправляться в Крестовую бухту. Остальные направились по тропе к базе.
        Теперь нам оставалось найти место для палатки. Встать здесь просто нереально - крайне мало места, да и просто запрещено правилами, тут же написанными. К тому же толпы шумных отдыхающих, прибывающих и отправляющихся обратно покоя бы не дали круглые сутки. Пока они толпились у основного источника мы залезли в маленький и начали усиленно думать.
        Вдруг один из капитанов кораблей спросил, нужно ли кому-то в Хужир, ему не хотелось двигаться в обратный путь порожняком. Что ж, это был шанс. Мы откликнулись и, не вылезая из горячей водички, начали договариваться, беспощадно эксплуатируя джокера, в виде завтрашнего рейсового корабля, который домчит нас на Ольхон за пару часов.
        Вообще, спрашивая всех, причастных к морскому движению людей, я заметил, что они категорически недружелюбны к этому кораблю, сбивающему цены и отнимающему клиентов. Наши переговоры сошлись на цене рейсового судна - 2100 рублей с человека. Отплытие - немедленно.
        Мы оперативно погрузились, достали выпить и закусить и сели за стол на корме любоваться закатом. Поговорили с командой про байкальскую морскую жизнь и выяснили немножко полезной информации. Аренда судна на сутки стоит "40 рублей" (перевод для иностранцев - 40 000 рублей). А переправа по нашему маршруту как раз сутки по их меркам. Рейсовый корабль ночует в Иркутске. Это, правда, нам показалось сомнительным, ведь ему придется завтра опять сюда приходить. Матросы объяснили это крайне дорогими сборами за швартовку и ночную стоянку.
        Обогнули Святой Нос, прошли мимо Ушканьих островов и спустились в каюту - вечером на палубе прохладно.
        С капитаном была договоренность о выгрузке на севере острова в районе мыса Улан-Ирга близ населенного пункта Усык, в то время, когда рейсовый корабль домчал бы нас до Хужира и поездка по острову оказалась бы вынужденно радиальной.
        На место высадки пришли в четвертом часу ночи, поставили палатку, посчитали, что нам опять повезло, и принялись досматривать сны.
        Прошу простить автора за столь детальное описание переправы через Байкал, но оно представляется весьма полезным для желающих повторить эту часть маршрута. Да и весь график похода был конкретно ориентирован на этот день, ибо рейсовый корабль курсирует раз в неделю.
IMG_0194_rs

       
День 12.14.07.2011, четверг

IMG_0214_rs
м.Улан-Ирга - м.Шунтэ-Левый - м.Хобой - Узуры - Песчаная - Харанцы - Хужир, пробег 55 км


        Как и большинство дней на острове Ольхон, сегодняшний выдался солнечным. Сегодня осматриваем остров. Взяли курс на север и оказались на мысе Шунтэ-Левый. Красивый берег, красивые скалы, красивое озеро. Сюда приезжает много туристов на УАЗиках-буханках. Как и все фотографируемся, любуемся пейзажами. Проехали еще несколько севернее, увидели дорогу, приходящую к северной точке острова - мысу Хобой. Однако, ехать на самый край не захотелось.
        Развернулись и поехали в сторону деревни Узуры. Дорога обходит деревню справа и через несколько подъемов и спусков по сосновому лесу выходит на основную магистраль в районе мыса Саса. По пути нас обгоняет несколько буханок. Видимо, на осмотр Шунтэ-Левого они приезжают по основной дороге, а возвращаются через Узуры. Скорее всего, не хотят друг другу пылить, да и пассажирам так интереснее. Навстречу попался велотурист из Франции.
        Приехали в деревню Песчаная. Есть магазин. Погода была великолепна, плановый пробег небольшой, мы закупили пива и пошли на берег обедать к какому-то сараю. Как только вышли из-за сарая, нас чуть не сдуло холодным ветром, так и расположились в тени сарая и с видом на Малое море.
        Тут же встретили двух Иркутских велотуристов. Они были густо намазаны противозагарным кремом. Они тщетно пытались найти кафе-столовую.
        Мы же отправились дальше и сразу на выезде из деревни попали в зыбучие пески. Прошлись-понадрывались, вроде опять можно ехать.
        За Халгаем плавный подъем, а затем затяжной спуск до самых Харанцов. В Харанцах развитая инфраструктура для туристов, заехали в кафе, поели хороших чебуреков.
        Оказавшись в Хужире, немного пожалели, что не остались в Харанцах. Здесь очень многолюдно, неуютно и пыльно. Широчайший выбор для ночлега. Особенно популярное место среди иностранцев и молодежи - трактир "Никита'c". Отворив входные ворота, было ощущение, что мы попали в другой мир - толпы молодежи, очень оживленно. Надеялись остановиться здесь вкусить суеты, да кроме люкса не оказалось свободных номеров. В итоге остановились на одной из частных турбаз, коих здесь огромное количество. Весь вечер отъедались и отпаивались.
IMG_0236_rs

День 13. 15.07.2011, пятница

Хужир - Ялга, пробег 13 км

        Сегодня в наших планах было достижение красивейшей бухты Ая. Но всё получилось иначе.
В Хужире отключили свет, и как следствие, не работал водопровод. Население отнеслось к этому спокойно, видимо такие случае не редки. Зашли в первую попавшуюся кафешку на завтрак. Потом закрутили к скале Шаманке на ознакомление и поехали дальше.
        Дорога из Хужира оживленная, рельефная и со стиральной доской. И чувствую, что мне становится всё хуже и хуже. Так и есть отравился. Судя по всему, мина находилась в яичнице с колбасой. Так худо не было мне никогда в жизни. Видимо, отключение электричества в Хужире чревато порчей продуктов, так как холодильники не работают, а посуду мыть нечем.
        Как раз проезжали Ялгу, а справа от дороги магазинчик-закусочная. Пробовали меня отпаивать чаем, пользы никакой. Пошел на крыльцо служебного входа в тень и прилег. Силы покидали тело с очень заметной скоростью. Девушка-продавщица посоветовала бросить меня в Байкал подальше и всё пройдет. Очень угрюмо повернули к морю, чтобы заодно осмотреть озеро Ханхой, которое нам усиленно рекламировали.
        Озеро оказалось так себе, но отец Байкал был рядом! Полдня мы провели на пляже, купались и ждали, когда же я стану опять здоров. Лучше не становилось, решили ночевать неподалеку, на берегу залива Тогай. Меня оставили ставить палатку и выздоравливать, а ребята пошли в эту  кафешку у дороги проводить время. Я же рухнул и провалялся несколько часов. В таком виде меня и застали, когда вернулись. За это время вокруг меня собрались бурундуки и решали, что со мной делать. Совсем рядом слышались голоса матерящихся по-черному мужиков. Как потом выяснилось, они праздновали возвращение с зоны своего товарища, сели в лодку, задремали и оказались в километре от берега. Мне же казалось, что до них пара десятков метров. Это не было моей галлюцинацией, продавщица рассказала ребятам, про такую особенность распространения звука в этих местах. А заодно поведала, что ее выбрали в Ялге шаманкой и хочешь-не хочешь, а приходится шаманить, ибо отказаться было нельзя. По ее словам шаманы могут всё, если их хорошо попросить, но приходится брать на себя много отрицательной энергии.
        Разумеется, искупавшись в Байкале по совету такого авторитетного целителя, я не мог не выздороветь.
56785920_rs

День 14. 16.07.2011, суббота

56786426_rs
Ялга - МРС - лет.Улан-Нур - бухта Ая, пробег 70 км


        Я проснулся здоровым! Какой счастье, осознавать, что такой кошмар остался позади и дальше всё будет только улучшаться. Дабы закрепить это достижение, ничего кроме сухарей и чая в пищу употреблять не стал. По пути на основную дорогу вновь зашли к девушке-шаманке, поблагодарить за исцеление и попить монгольского чая. В ответ она сказала, что надолго меня запомнила. Видимо, очень много приняла из меня отрицательной энергии. Ее зовут Даша.
        В общем, до сих пор не знаю, как относиться к шаманизму, но отравление у меня было просто чумовое! Было! А теперь мы лихо крутим педали к югу острова, где паром нас переправит на большую землю. Дорога на всем протяжении состоит из затяжных подъемов и спусков.
        В этом году пролив обслуживают два парома, тем не менее, пришлось дождаться очередного рейса, коротая время за мороженным.
        В МРС заехали пообедать. По мнению всех участников кухня здесь отвратительная, даже чай. Повар в кафе "Причал", почти на выезде из поселка, не особо утруждает себя качеством пищи и подает на стол уху из омуля с пленочками от колбасы. Соседний столик также недоволен приготовлением чебурека. Кажется, я стал разборчив в еде, вы не заметили?
        Основная дорога в Еланцы состоит из стиральной доски, песка, пыли и интенсивного движения.
        В наших же планах было преодоление этого участка по береговым степям Байкала, по трассе велогонки "Трансбайкал". В то время, когда основная дорога плавно поворачивает направо, мы взяли левее, на грунтовку, поначалу песчаную, а по мере удаления от основной трассы - классическую зачетную. Что и говорить, рельеф весьма пересеченный, однако для езды пригоден. Вся степь используется как пастбище, центральный "офис" которого находится в Улан-Нуре. Местная жительница угостила нас молоком, и тут же начался спуск! Ехать по таким дорожкам с такой скоростью - настоящее удовольствие. Долетели до бухты Ая, даже не заметили.
        В бухте много автотуристов, стоят с палатками и у каждого клана свой туалет. Ведь в степи не скрыться никуда от любопытных глаз. Мы же приехали вовремя - вечерело, а затем хутор объяла ночь, что хоть глаза коли.
        В оставшееся светлое время, мы нашли дрова в развалинах какого-то строения, поправили восьмерки на великах, поужинали не без водочки и провели купательно-стирательные процедуры.
        Телефонная связь доступна на середине склона правой горы.
IMG_0249_rs

День 15. 17.07.2011, воскресенье

IMG_0252_rs
Бухта Ая - Нарин-Ялга - Еланцы - Петрова - Таловка - Б.Бугульдейка - р.Куртун, пробег 75 км


        Среди ночи чувствую, что кто-то меня трясет за плечо. "Наверное, храплю", подумал и повернулся на другой бок. Кто-то не унимался. Привстал, смотрю Дима Б. в спешном порядке покидает палатку. Оказывается - землетрясение. Жаль, что поздно проснулся и не почувствовал всей прелести. Заснули под продолжающийся лай приезжих собак.
        Утром в бухту приехали двое местных велотуристов. Поговорили, попрощались и тронулись к Еланцам. На реке Анга нам хотелось посмотреть курган Ёрд. Допрос языков в Нарин-Ялге направил нас по ложному пути. Старуха соврала. Дедушка был вне подозрений, потому что не разговаривает, видимо, давно. Вернулись.
        Нужно-то всего было обогнуть хутор справа, проехать через ворота к мосту через Ангу и оттуда всё видно! Через 14 км выехали на асфальт. Сразу же шашлычная. Не без споров проезжаем мимо. Вскоре приехали в Еланцы. Посетили магазин и осели у общительного старика-шашлычника, манерами, да и внешне, похожего на великого Юрия Никулина.
        Утомительно и неинтересно ехать по оживленной асфальтовой трассе. Не доезжая Петрова повернули на дорогу в Таловку. В Попово посидели у колодца с водой. Разбавили регидрона.
        До самой Бугульдейки дорога изобилует спусками и подъемами, причем на подъем удается лихо влететь по инерции. Скорости до 70 км в час.
        В Бугульдейке подвыпивший мужик подошел пообщаться. В этом году в Прибайкалье засуха. Сена в достаточном количестве заготовить не получается. Приходится забивать коров. Мужик с утра уже забил двух и с чувством выполненного долга прогуливался по деревне (есть магазин). Поинтересовался, как нам живется вдали от женского пола. Предложил посетить вечером сельскую дискотеку, где каждый из нас гарантированно нашел бы себе парочку. Мужика звали Юра.
        Дискотеки дожидаться не стали, дабы не лишать радости местных женихов, поехали долиной Бугульдейки на северо-запад.
        Отъехав от деревни, остановились на перерыв у реки. В это время за нами увязался огромный пёс. Он проводил нас до места и ушел, а мы полезли вводу, держась руками за дно, чтобы не унесло опять в деревню. Пока перекусывали, пёс вернулся с симпатичной подружкой. Весь вид его красноречиво ей показывал: "Смотри, это - туристы! Удивил я тебя? Ну тогда, пошли!", и дружно оставили нас влюблено обнимаясь.
        Продолжили путь, встретили иностранца, который кроме рюкзака, вез на багажнике еще и пару колес в сборе. Он пробирается на Ольхон, мы посоветовали ему остановиться там в "Никите". Он тоже что-то слышал об этом трактире. После Ольхона он собирается в Монголию.
        Повернули налево, через мост и двинули вверх вдоль Куртун-реки. Тайга во всей красе. Встали на ночевку у очередного моста через реку. За все время по дороге проехала пара машин. Рыба не ловилась.
56786681_rs

День 16. 18.07.2011, понедельник

IMG_0254_rs
р.Куртун - Малое Голоустное - р.Голоустная, пробег 77 км


        Долина реки Куртун живописна. Несмотря на то, что финал похода уже скоро, не верится, что тайга нас так скоро отпустит. Красота природы этих мест неотразима.
        Петляя вместе с речкой и пересекая ее по многочисленным мостам, вскоре достигли села Куртун. Открывающийся с холма вид на село, очень напоминает кадры из фильмов советских времен про таежные деревни. После лесопилки, предшествующей селу, на развилке уходим правее на объездную дорогу, откуда открывается просторный деревенский пейзаж.
        Проехав по мосту в конце деревни, начинаем подъем на небольшой перевальчик, уводящий нас из долины реки. Навстречу попалась буханка с туристами, поговорили о предстоящих дорогах.
        Вскоре у нас закончилась вода, а подходящего ручейка все не находилось. Дорога местами грязная, с лужами, кое-кто падает, превращаясь в классических хрюшек из мультиков.
        Долгожданный ручей использовался на полную катушку. Пока одни отмывались, другие готовили чай, пить который среди тайги доставляет неповторимое наслаждение.
        Дорога спускается в долину реки Голоустная и выводит нас к деревне Булунчук. Несмотря на надпись в карте, деревня вполне оживленная. Мост через реку сломан, аккуратно переходим ее по двум оставшимся бревнам.
        Дальше направление дороги совпадает с течением реки, а значит уклон в нашу пользу. Развлекаемся гонками наперегонки, коротая время до магазина в Малом Голоустном.
        Перед выездом на грейдер до Иркутска идет строительство нового моста.
        Магазин в Малом Голоустном имел в продаже все радости жизни, необходимые туристу, вышедшему из тайги.
        Ночевку планировали сделать через 6 км у моста через реку. Перед мостом ушли вправо, но подходящего места не нашли, пришлось вернуться к мосту. А вот уйдя влево, проехав несколько сотен метров по петляющим лесным дорожкам нашли отменное стояночное место, на пятерку с плюсом.
56786745_rs

День 17. 19.07.2011, вторник

56786971_rs
р.Голоустная - Нижний Кочергат - Большая Речка - Листвянка, пробег 91 км


        Рано утром, когда над рекой еще лежал туман, нас разбудил мотор мотоцикла, желающего порыбачить сибиряка. Так или иначе, но подъем сегодня лучше было сделать ранний, потому что ожидался полный драматизма участок от Нижнего Кочергата.
        Проехав по пыльному грейдеру 22 км, попадаем в Нижний Кочергат. Магазин еще закрыт, полчаса нам ждать не хотелось, и мы найдя скромную дорогу направились на последний сложный этап. В поселке красивые современные коттеджи и, видимо, спортивная база. По пути проехали велосипедный трек с гоняющими по кругу чуваками на шоссейниках и роликовых коньках.
        Наша дорога пришла к броду через реку, глубина не выше колена. В долине Нижнего Кочергата проходит ЛЭП, которая и служила нам ориентиром до выхода в люди. На деревьях развешены скворечники, видно что за дорогой ухаживают.
        Однако, радость от езды не была долгой. Дойдя до пустующей базы, расположенной в живописном уголке, дорога портится, однако ехать можно почти везде. Вскоре долина реки вместе с ЛЭП поворачивает на запад и начинается подъем на водораздел. Участились лужи и ухудшился грунт. В одном месте дорога упирается в такую лужу и заканчивается, но трек на GPS беспощадно указывает "вперед". Всего через несколько метров дорога снова находится и уводит правее в лес. Здесь уже можно ехать.
        Спуск с водораздела приводит нас к реке Крестовая, позже становящейся рекой Большой. Некоторое время мы идем прямо по руслу, а затем возвращаемся к ЛЭП.
        В этом-то месте неожиданно встретили группу велотуристов, расположившихся на привал. У них только первый день пути. Лежат себе в тени под тентом и рассуждают о количестве взятой еды. Наши же одичавшие организмы при виде йогуртов и соков посетили смятение и паника, но, как говорится, усилием воли мы продолжили путь, сфотографировавшись на память.
        Еще несколько десятков метров по руслу речки и появляется вполне приличный грунт. Кордон Прибайкальского национального парка прошли как можно тише, но все-таки собаки нас почуяли и начали лаять. Но мы уже были далеко.
        Опять несколько десятков метров по руслу реки. Остановились, искупались.
        После деревни Черемшанка покрытие становится каменистым, возникает ощущение, что едешь на деревянных колесах. У дороги попадаются хорошие места для стоянки, мы же почувствовав приближение цивилизации решили успеть к темноте в Листвянку.
        Протяженность этого, пожалуй самого сложного, после зимника участка составила 52 км.
        Дружно с ЛЭПкой вынырнули на асфальтовую дорогу. Через несколько сотен метров по направлению к Иркутску посетили магазин. А вот кафе не работало.
        Оставшиеся 17 км до Листвянки пролетели очень быстро. Поели шашлыка с пивом, зашли в хозмаг, купили щетку для капитального мытья великов и рюкзаков, стали искать ночлег.
        Дорога привела нас к шлагбауму зоны отдыха, мимо которого мы невозмутимо проехали и оказались на улице Партизанской, уходящую по направлению от берега. Если на этом повороте спуститься по скромной лестнице на берег, то можно встать с палаткой. Магазин расположен тоже рядом с поворотом.
        Мы же, видя, что опередили график похода на сутки, решили найти жилье с твердыми стенами и баней. На Партизанской улице есть две мини-турбазы, где мы и остановились. Хозяин базы позволил нам поставить велосипеды в гараж, а заодно согласился отвезти нас на своей буханке в аэропорт. Таким образом, были решены основные насущные проблемы.
        На базе мы просушили палатку и другие вещи, а вечером отправились на разграбление Листвянки. Вечерняя жизнь в поселке напрочь отсутствовала, так что нашим развлечением было пиво с рыбкой и крепкий сон.
IMG_0257_rs

День 18. 20.07.2011, среда

56787092_rs
Листвянка, пробег 0 км


        Первую половину дня культурно прогулялись по рынку с сувенирами, понакупив всякой всячины. Обязательным пунктом программы был нерпинарий, где нерпы устраивали целое представление для посетителей. Но главное, что нам удалось посмотреть на эту зверушку всего с двух шагов.
        Купили себе по варгану и обучались игре вглядываясь в бесконечную даль Великого озера.
        Вернулись на базу, взяли рюки и байки, заплатили за поллитровку и пошли отмываться-стираться. На берегу стояли несколько палаток. Не спеша искупавшись, выпив-закусив, привели видимую часть снаряжения в безупречный вид.
День отъезда. 21.07.2011, четверг

IMG_0196_rs
Листвянка - Иркутск (авто)


        В наши планы изначально не входил участок Листвянка - Иркутск из-за большой загруженности трассы. Нам показалось, что лучше провести в Листвянке вчерашний день, а не искать ночлег под Иркутском, поэтому утром мы дружно погрузились в хозяйскую машину и поехали в аэропорт.      
        Тут уже нам не удалось избежать расплаты за перегруз. "Договорившись" о скидке, все-таки минимизировали наши потери. В конце концов, на протяжении всего пути, нам во многом везло, и бюджет похода, во многом благодаря удачной переправе через Байкал, оказался вполне посильным.
        Если стоять спиной к аэропорту и лицом к площади, то справа прям-таки бросится в глаза киоск с пивом, перейдя дорогу возле которого, попадаешь в сквер без лавочек. Однако, среди деревьев на краю сквера, со стороны площади есть большой сундук, видимо с лопатами, на котором можно приятно присесть в тени и, ожидая вылета, вслух или про себя поделиться воспоминаниями.
56787118_rs

Главный вывод

Отлично покатались!
IMG_0087_rs

Полезно прочитать

IMG_0073_rs
В июле в Прибайкалье тепло и длинный световой день.

Медведи, комары, мошка, гнус и мокрец - мифы.

Заброска через Красноярск нам показалась удобнее, чем через Иркутск потому что:
- несколько поездов в сутки до Северобайкальска, вместо двух рейсов корабля в неделю,
- в поезде можно отменно выспаться (сутки в пути) после ночного перелета, а корабль идет 12 часов, считай весь день,
- поезд - 1743р, корабль - 4200р

Расписание Восточно-Сибирского речного пароходства - www.vsrp.ru/passengers/timetable

Служба такси в Красноярске (микроавтобус) - www.servistaxi.ru

Самый известный частный корабль сообщением "Усть-Баргузин - куда угодно" ходит под капитанством Николая Ничкова (nikolai-nichkov@mail.ru). В этом году за переправу Усть-Баргузин - Ольхон он запрашивал 25 тыс.рублей за рейс. Даже у самой маленькой пристани возможно дождаться попутного корабля в любую сторону.

Перед зимником удобнее всего закупиться в Куморе. На Умхейских источниках магазина нет, но можно заказать завтрак/обед/ужин/баню. Ближайший магазин - в Улюнхане. Далее магазины есть везде.

Опасайтесь появляться после обеда в рабочих поселках и ничего не опасайтесь в деревнях.
IMG_0038_rs



Комментарии
domk23.07.12, 14:56
Славян.. 
Нам, конечно, очень приятно, что нашими отчетами вы руководствовались при прохождении столь достойного пути...
Что касается Ваших замечаний, могу лишь сообщить, что понятие о легкости у всех отнюдь не одинаковое, возможно многое нам и показалось легко, но лишь потому что мы настраивались на худшее. Ну а про прохождение тропы на бухту Змеиная, перечитайте еще разик мой отчет, в нем написано о 80%-ной проходимости тропы лишь до Крестовой, а дальше - всё ужасно :)
Готов обсудить любые "моменты", которые Вам показались "Противоречивыми" :) Честно говоря, читая любой отчет, стоит обратить внимание на категорийность маршрута...Понятно, что маршрут 4-й категории сложности не может быть легким по определению. По крайней мере, при подготовке наших походов, мы изучаем отчеты разных групп именно в этом контексте.
Славян17.07.12, 06:38
Доверяй, но проверяй... 
Прошли данный маршрут в период с 29.06.2012 по 11.07.2012 (активная часть). С собой брали два отчета, этот и еще Новосибирских ребят которые ходили в 2004 году.
Читали отчеты каждый день и понескольку раз... пришли к выводу, технически и грамотнее написан у ребят с Новосибирска, в этом же отчете все легко и просто, хотя на самом деле нифига не легко... Много противоречивой инфы, к примеру по тропе в бухту Змеиную Вы утверждаете что 80% Вы ехали! Это бред полнейший, там не то что бы ехать, там идти сложно! Передвижение по линии прибоя тоже относительно... и таких моментов куча.
Angol20.01.12, 13:38
Класс! 
Душевный отчет, и информации полезной немало.
В Забайкалье мы через пару недель после вас были. Кстати, зря вы на пик полуострова Св. нос не поднялись - виды обалденные, подпорченные, правда, следами пожара.

Про отравление - в моей аптечке всегда есть энтерос гель. На вкус дрянь полная, но помогает здорово.

Удачных походов!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Байкал
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 4