плато Кара-Куль
берег Кара-Куля
Вид на поселок с пограничной вышки
Проехать по тракту зимой - задача нетривиальная. Во-первых, движение грузового коммерческого транспорта практически отсутствует и попытки прорваться через перевалы автостопом чреваты быстрым замерзанием. Во-вторых, киргизские перевозчики в Оше заламывают цены от 400 баксов за машину до Хорога и торговаться не особо желают. Таким образом, оптимальным способом пройти тракт зимой является таджикский джип типа УАЗик, отправляющийся с известной Алай-базы в г. Ош.
УАЗики едут исключительно до бывшего форпоста советских пограничников, г. Мургаба, откуда до столицы Горного Бадахшана Хорога еще 420 км. Цена вопроса - 1000 киргизских сом с человека. От Мургаба до Хорога также ходят попутки, берут порядка 800 сом или 80 сомони.
С погодой нам относительно повезло - снег нападал в новый год, и пока мы бродили по ущельям Иссык-Куля, дорогу немного расчистили и укатали. Но чистое небо над памирскими плато обернулось тридцатиградусными морозами и ледяным штормовым ветром, продувающим уазик насквозь.
Караван из нескольких машин стартует ближе к полуночи. Первые 80 км идет относительно ровный асфальт. Затем начинаются грунтовые перевалы. В каждой машине 7 пассажиров, наша троица на заднем сиденье пересчитала головой о потолок и стенки не один десяток ям.
Водители выжимают из машин максимум, УАЗики заносит на завалах, подбрасывает и сносит к обрывам. По качеству адреналина киргизская часть тракта превосходит сплав по Белому Нилу и прыжки с тарзанки.
Утро встречаем на таджикской границе. Вопреки опасениям, пропуска в погранзону не потребовались. С нами слегка побеседовали, дали погулять по перевалу (4300, у большей части пассажиров началась горняжка), запретили поснимать приветственные надписи и выдали миграционные листки.
С выходом на памирское плато машина заледенела. Подышал на окошко - увидел Памир.
Через час доехали до поселка Кара-Куль на берегу одноименного озера. Кара-Куль - крупнейший водоем Памира, но вода в озере тяжелая, рыбы практически нет, береговая линия часто меняется. При тридцатиградусных морозах центральная часть акватории остается незамерзшей.
На выезде из Кара-Куля УАЗик взял и сломался. Вернулись в поселок и два дня прожили в чайхане, ожидая толи ремонта, толи попутного транспорта.
переночевали в бильярдном зале санатория
Хорог, набережная
Граница по Пянджу
Прожив в каракульской чайхане почти двое суток, двинулись на Хорог с офицерами погранзаставы, возвращающимися со смены. По дороге поели тушеного архара, заехали на горячие источники, переночевали в бильярдном зале санатория.
Дорога до Хорога на правильном джипе заняла 5 часов. Наши новые друзья разместили нас в свободной квартире, поводили по злачным местам.
В Хороге очень просто сделать афганскую визу - выдается всем желающим за 15 минут. Погранпереход в 4 км от центра города. Летом обязательно воспользуемся этой возможностью для освоения новых районов Афгана.
Вторая часть Памирского тракта от Хорога до Душанбе занимает в среднем 18 часов на неправильном джипе и 8-9 часов на правильном. Дабы не терять время, выкупили все места в маленькой Ниве и в итоге с тремя поломками потратили на переезд 33 часа. Ночевали, как обычно, у родственников водителя.
Большая часть дороги проходит по берегу Пянджа. По ту сторону - Афганистан. Граница как таковая отсутствует, раз в час попадаются одиночные патрули.
В целом путь от Оша до Душанбе занял 6 дней, два из которых мы потеряли в Хороге, ожидая группу из Москвы.
Зимнее прохождение тракта оправдала самые смелые ожидания в части нагрузок, эмоций и природных красот, а невероятное гостеприимство памирцев склонило к решению вернуться в регион поздним летом, дабы дойти до пика Коммунизма и побродить по афганскому Бадахшану.
В кишлаке
|