Следы велосипеда оставлены во многих уголках страны: на щебне вдоль побережья Красного моря, на почве цветущего оазиса вдоль Нила, на жёлтом песке дюн Сахары и красном песке юга страны, на камнях средь древних скал Сиамского полуострова и на вершине одной из самых высоких гор страны Синай, встречая священный рассвет. За две недели накатано 1210км (50-190км в день) и набрана высота 7200м.

ВелоЕгипет

“Хэлло, Кирилл. Я ждал тебя” – слышу по бок чей-то приятный голос в Луксоре, древнем городе Египта, где никогда не был. Оборачиваюсь и вижу дедушку. “Я знаю, что ты едёшь к озёру Карун…” – молвит он на каком-то своём английском. – “Будь осторожен. Там ждёт тебя опасность. Радость ждёт тебя на горе Синай. Знаю, ты едешь туда. Возьми на вершине этой горы три камня – они тебе пригодятся! В городе Дахаб ты повстречаешь собаку. Накорми её и она сбережёт тебя…”

Порхая изумлёнными ресницами, интересуюсь: “Дедушка, как Вы про это узнали?” На что он мне: “Сынок, верь мне”. Ну, думаю, фокусы братьев Сафроновых. Где ниточки? Но ниточек нет! Старичок в подтверждение истинности своих наставлений поведал действительные факты из жизни моей и близких, о будущем, а на мои ещё не озвученные мысли поблагодарить его монетами тут же вслух отказался. Удивительно! Мурашек, которые в это время бегали по моей коже, было больше, чем протонов в адронном коллайдере. Отоно чё! Так началось моё мистическое велопутешествие по Египту!

Спустя неделю сказочный дедушка первый раз напомнил о себе, когда нас с байком таки приспичило свернуть к солёному озеру Карун, высыхающему по непонятным причинам. По пути, резвясь в песках дюн Сахары, слышу оклики трёх непонятно откуда взявшихся дяденек на фургоне: “Эй, кекс, поворачивай! Там стреляют!” Но, видя, что “кекс” российский и разворачиваться не собирается, дяденьки ласково запихали нас с лисапедом в фургон и отвезли прочь от опасности…

Дело в том, что в это время в Египте происходил политический переворот, и раззадоренные мужички по всей стране наконец-то нашли повод похорохориться друг перед другом припрятанными под подушками калашниковыми. Часто маршрут велопутешествия корректировали многочисленные блокпосты и добрые искренне заботившиеся о моей безопасности местные жители. Дружелюбие жителей и напутствия старичка, к слову оказавшимися пророческими, сделали путешествие незабываемым и жутко интересным! Но обо всём по порядку…

ЕГИПЕТ ЭТО…

Это древний песок: он повсюду и из него сделано всё, и люди тоже. Песочный цвет – это вообще тренд Египта. Это микс из яркого жгучего солнца и ледяного ветра. Это сухая пыльная растительность и счастливые благоухающие камни. Это психоделические белоснежные пустыни, сводящие с ума 3D-сознание отсутствием 3D-деталей. Это безумно манящий сладкий запах масел по всему Египту.

Это красивейшее бирюзово-синее Красное море – большой такой экзотический “аквариум”, в который ты бульк с разбегу бомбочкой, а там тебя уже ждут яркие рыбы, кораллы и где-то рядом акулы. Это дискотеки, веселье, сяськи-масяськи, пляжи и украшающие их бесформенные Клавдии Леопольдовны – они вяжут на лежаках одной рукой правнукам из Тобольска шерстяные носки, а другой шурудят в плавках местных курортных ухажёров. Это отсутствие архитектуры повсеместно и бескрайним мусором вдоль дорог в провинциях, где тут же тлеют тела нечаянно умерших по пути осликов, верблюдов и других преданных друзей человека.

Это великая цивилизация… в прошлом. Это весёлые, безбашенные, часто “недалёкие”, но счастливые люди. Это их здоровье и белоснежные зубы при отсутствии мыла и зеркал, и при наличии питьевой воды, пикантно пахнущей тиной. Это добрые мудрые гостеприимные египтяне в глубинках и наглые прилипучие торгаши на курортах. Это женщины, занятые любимыми детьми и домашним бытом, и их мужья, днями напролёт увлеченные действительно важными вещами: обсуждением за кальяном политической ситуации в стране или же стоянием у дорог, оглядывая проезжающие мимо машины.

Египет – это потрясающе любопытная и мистическая страна для незабываемого путешествия на велосипеде!

МАРШРУТ И РАСХОДЫ
VeloEgypt_Marshrut

Следы велосипеда оставлены во многих уголках страны: на щебне вдоль побережья Красного моря, на почве цветущего оазиса вдоль Нила, на жёлтом песке дюн Сахары и красном песке юга страны, на камнях средь древних скал Сиамского полуострова и на вершине одной из самых высоких гор страны Синай, встречая священный рассвет (кстати, по словам старожил, с лисапедом сюда ещё никто не забирался). Отдана честь многим известным достопримечательностям и штуковинам Египта, и налажена международная дружба с замечательным населением страны.

Нитка маршрута: Хургада – Кена – Луксор – Негаа Эль Шейх – водохранилище Насер – Абу-Симбел – Асуан – Луксор – Бени-Суэйф – дюны пустыни Сахара – озеро Карун – Гиза – Каир – Шарм-Эль-Шейх – Дахаб – Гора Моисея – Дахаб – Эль Гуна – Хургада. За две недели накатано 1210км (50-190км в день) и набрана высота 7200м. В Египте довольно сильный ветер, дующий с севера.

Бюджет путешествия составил 32 тыс. рублей: чартер Новосибирск - Хургада - Новосибирск, медицинская страховка, питание, 4 автобусных и одна ж/д переброска, билеты на посещение достопримечательностей и сердечное слово “Пожалуйста” в просьбе “Пожалуйста, присмотрите за велосипедом”, и, конечно же, гостинцы, вкусняшки для родных и близких. Ночи на свежем воздухе в палатке и одна ночь в гостинице.

ХРОНОЛОГИЯ

1 день. 90км. Прилёт в Хургаду. Старт. Ночь в горах Аравийской пустыни.
2 день. 190км. С ветерком через Кену до Луксора. Ночь в Луксоре.
3 день. 110км. Луксор – Негаа Эль Шейх. Ночь в автобусе до водохранилища Насер.
4 день. 70км. Абу-Симбел – Асуан. Экскурсия по Асуан. Ночь в автобусе Асуан – Луксор.
5 день. 100км. Луксор – Долина царей – Луксор. Ночь близ Луксора.
6 день. 60км. Экстрим: поезд Луксор – Бени-Суэйф. Ночь в пустыне Сахара.
7 день. 130км. Пустыня – озеро Карун – Гиза. Ночь в 5 км от пирамид Гизы.
8 день. 110км. Экскурсия на коне по пирамидам Гизы и Каиру. Ночной автобус до Шарм-Эль-Шейх.
9 день. 80км. Шарм-Эль-Шейх – Дахаб. Подъём в гору Синай. Ночь высоко в горах.
10 день. 50км. Весь день и всю ночь подъём до вершины горы Синай (2285 м). Встреча восход солнца.
11 день. 140км. Спуск на безумной скорости до Дахаб. Ночь в автобусе до Хургады.
12 день. 80км. Хургада – Эль Гуна – Хургада. Ночь в аэропорту.
13 день. Самолёт домой. Крепко дрыхну дома под мягким одеялом.

ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ

• Велосипед GT Avalanche 1.0, пробег 29 тыс. км. Потрясающий любимый байк! Невероятно крепкий, надёжный и шустрый. Это здорово при длительных путешествиях и транспортировке. Обут в "непробиваемые" полуслики Kenda K847, плюс комфортная сидушка, крылья, передний и задний фонари. Оборудован сигнализацией;

• Велоштаны на 60 литров. В них необходимое для моего и байка здоровья, одежда, летний спальник, две полторашки воды, немного перекуса, алюминиевая кружка и самодельная печка. Поверх штанов палатка.

АВИАПЕРЕЛЁТ И ВИЗА

Въезд российских туристов в Египет свободный, достаточно иметь загранпаспорт, заполнить в самолёте информационные бланки и заплатить $15 за визу прямо в аэропорту. Со штампом визы в паспорте можно беспрепятственно и весело шуровать по всей стране. Попасть в страну так же легко – на самолёте. Чартер, по обычаю, обходится раза в два дешевле, чем тот же рейсовый самолёт. Билет на чартер, а так же страховка и, если необходимо, гостиница, приобретаются в туристических агентствах.

Велосипед и всё, что нельзя провозить в салоне самолета, сдается в багаж. Остальное с собой. По нормам багаж не тяжелее 20кг и габаритом не более 203см по сумме трех сторон. Ручная кладь до 5кг. Упаковывать велосипед просто, благо велик очень крепкий. Достаточно снять колёса и плотно привязать их по обе стороны к большому треугольнику рамы без эксцентриков и кассетой вовнутрь, снять руль с выноса и примотать его к вилке, перекрутить вовнутрь педали, снять седло, ослабить манетками тросики и открутить задний переключатель вместе с петухом. Чехол ещё дома обклеиваю знаком “Хрупкое” – авиагрузчики всё равно будут его кидать, но зато красиво.

ПОГОДА

Январь – месяц, когда совершалось велопутешествие, оказался очень комфортным для кручения педалей. Днём до +18°С, ночью около +8°С (в горах и пустыне до - 5°С). Удивительно, но сухой воздух пустыни может прогреться на 10-15°С всего за несколько минут, стоит только Солнцу показаться из-за горизонта, а оно в Египте кочегарит, как дядя Саша в баньке – щедро. При этом повсеместно дует сильный ледяной ветер, поднимая в воздух пыль и песок, дабы задуть их непременно в изумленный рот, глаза или уши. По-настоящему же суровый ветер “хасмин” начинает бушевать с марта по май, неся с собой тучи пыли и песчаные бури. За две недели путешествия не выпало ни дождинки. Тучи есть, а вот дождей тю-тю.

НОЧЁВКИ

Египетское солнце ежедневно пролетает с 5 утра до 5 вечера, что оказалось очень удобным: по-ихнему 5 утра, а по-нашему 10. Так, просыпаешься себе в 4 утра бодреньким весёленьким и айда любоваться видами вплоть до 6 вечера (23 по-нашему). Близ населённых пунктов или обочин палатку ставлю без опаски, что ночью нагрянут местные: вечером, когда селишься, в темноте тебя никто не видит, а утром все ещё спят. Да чего уж там, жители сами по себе радушные, приглашают переночевать. Правда, так и не решился – одному всё же лучше иметь спокойный сон в палатке, чем бурную ночь в компании радушных людей непонятных намерений. Велосипед ставится вплотную к палатке, на противоугонку и сирену. Ночи прохладные (-5…+8°С), но не сказать что холодно благодаря сухому воздуху. Спать комфортно в летнем спальнике на +9°С и в палатке, серебренная ткань которой отлично удерживает тепло внутри. Гостиницы в Египте недешёвые (от 30 до 200$ сингл номер) и в номерах уйма комаров. Фумигаторы их только веселят. Верный способ: палатка на кровать и сладкий сон из розовых слонов в палатке назло пищащим “птеродактилям”, и на удивление уборщиков номеров – они никогда не видели палатку на кровати.

ВАЛЮТА

Денежная единица Египта – египетский фунт (EGP) или, как величают его местные, “паунт”. Один фунт равен примерно 5,4 рублям. На ценниках иное сокращенное название фунта – L.E. (от франц. — Livre Egyptienne). Правда, ценники попадаются редко – в крупных магазинах. В основном как сторгуешься, так и купишь. Продавцы лавок, видя ещё не загорелое, а, значит, ещё не опытное в ценах лицо, загибают цену втридорога. Так реальная цена полторашки воды 1 фунт, но её продают за 5, мол, дешевле не бывает и только у нас. Поначалу торговаться даже прикольно, а потом, зная реальную стоимость вкусняшек, этого делать и не приходится. Просто даёшь деньги и всё. Узнать реальную цену можно довольно просто: встать в очередь с местными. По какой цене продавец продал “своему”, по такой же продаст и “залётному”.

ЦЕНЫ

Цены провинциального Египта совсем как наши, а то и ниже, раза так в 1,5-2: чай стоит 1 фунт, булочка – 1 фунт, яблоко 2 фунта, простая каширская еда – 2 фунта, огромная порция из двух копчёных окороков с рисом – всего 5 фунтов (на курортах без торга 70 фунтов), рубашка – 15 фунтов, а “настоящие” часы Rolex можно купить “на вес” у уличных торговцев всего по 20 фунтов за штуку. Ларьков с велозапчастями не встречал, поэтому берите всё с собой. Достопримечательности Египта: храм Рамзеса II, высеченный в скале Абу-Симбел, – 95 фунтов (впрочем, получилось сторговаться до 50), на пирамиды Гизы – 60 фунтов плюс, если захочется, 20 фунтов за экскурсию на коняшке (с велосипедом не пропускают), пирамида Джосера и цитадель в Каире – по 35 фунтов.

“УДОБСТВА”

По-привычке полагая, что в Египте, как и в других странах, помыться, постираться и перекусить можно на любой заправочной станции, я и не дотумкал прихватить из дома даже зеркало. Зря. Заправка по-египетски – это три глиняные стены без крыши и дверей, мудрый дяденька с кальяном, маленький разбитый ларёк с печеньками, бинокль, канистра воды и канистра бензина. Всё. Лишь на пятый день путешествия в McDonalds я увидел себя в зеркало… На ходу же мало-мальски ополоснуться можно водой из полторашки или в закусочных, пока заодно подзаряжаются аккумуляторы. Ещё одна особенность: надписи вывесок по всему Египту на арабском языке и очень редко на английском. “И почему же я не учил арабский?” – думаю я, стоя, извините, перед туалетом и пытаясь понять по надписям в какую мне кабинку – левую или правую…

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

В любом уголке Египта в любую розетку без каких-либо проблем надёжно втыкаются как наши, так и европейские, и, часто, американские вилки. Напряжение 220В, частота 50Гц. Единственное отличие в том, что контакты для вилки располагаются вертикально.

ЛЮДИ

Ах, три-та-тушечки, как же клёво вновь окунуться с головой в море менталитета, на сей раз египетского: где каждый мужчина здоровается с тобой, совершая двойной поцелуй, как со старым другом, при этом кумекая, как бы выудить из тебя “бакшишь” (денюшку); где образуется пробка из-за того, что парень из первой машины вышел “излить тушу” посередине пустыни и при этом его подбадривает десяток машин, мол, давай, дружище, затопи сусликов; где многие, разговаривая по сотовому, слушая и говоря в одну и ту же дырочку телефона (динамик), прямо как в рацию; где если общаются двое, обязательно подойдёт незнакомый третий и скажет, дескать, ничего вы не понимаете, слушайте, как всё было на самом деле, айда, кальяном угощу…

Египетские дети
, как и в любой из наших деревень без Интернета, “самые дети в мире”. Прям смотришь на них и так тебе ярко делается и радостно, аж умиление! В свободное от школы время делай что хош: гоняй мяч или крокодила, бегай или лазай, ковыряй в носу или в…, а ещё очень многие подрабатывают торговлей, мытьём или подайденюшкингом. На курортах ребятишки лет так по семь, нацеленные на туристов, свободно шпарят по-английски. Если тебе в след ребятёнки кричат “Хау мач?”, это значит, что “Хэлло!” К слову сказать, в Египте, как нигде, где довелось побывать, чувствуешь себя Ургантом в метро – стоит только остановится в аки необитаемой местности, чтобы посмотреть на карту, так через мгновение ты, такой весь в велоформе и с классным великом, уже фотаешься на сотики десятков ликующих детей и взрослых. Малышей в Египте очень любят, и я ни разу за всё время путешествие не встречал ребенка без улыбки. Ура!

Женщин в Египте нет. Есть узкие щели в парандже, из которых мелькают красивые женские глаза шлёп-шлёп. Девочки непременно в платках, а младенцев носят на голове в тазике те прекрасные, кто прячется под паранджой. Впрочем, объективности ради, не все женщины скрыты под тканью, бывает щеголяют и в мини юбках, как ни как 90% египтян – мусульмане и 9% – копты, исповедующие христианство.

Мужчины в Египте ещё как есть! Даже голос в аэропорту “Пройдите на посадку самолёта Люмблюмблю – Нижневартовск” и тот, о ужас, мужской. Фантастика! Видимо поэтому египтяне поцаняченского пола столь открыты, дружны, нежны и сентиментальны – нет девушек на улице, нет и повода повыпендриваться друг перед другом, а если обидел кто, то жена дома погладит и успокоит. Вообще, как мне показалось, мужчины Египта – это большие чистые дети, когда все эмоции и намерения не закамуфлированы бронёй комплексов и предрассудков. У нас вон, идешь по улице и захотел вдруг обнять незнакомого ребёнка, просто так, ну, настроение хорошее и любишь ты детей просто. Ан нет, не обнимешь, сразу педофил. Или вот хочешь обнять крепко друга. Не получится, сразу гей. В Египте всё это происходит повсеместно и никто естественных фрейдовских эмоций не скрывает. Поэтому им так легко и дружно живётся. Этому стоит поучиться!

Тысячелетиями мужчины носят галабею – длинную до пола просторную и простую в покрове одежде, чаще белого цвета. Дабы выглядело более цивильно, оные накидывают поверх галабеи пиджаки или жилетки. На голове платок, он же фишка субкультурной молодежи всего мира – “арафатка”. На ногах шлёпанцы. Без каких-либо украшений, ведь это противоречит принципам ислама: украшения только для женщин. Особо закрытые одежды у баба. Они очень почитаемы в Египте и их нельзя фотографировать. Со всех сторон из динамиков доносится чарующие пения мулов, в том числе и на рассвете, когда смотришь ндцатый сон.

Приветствуют друг с друга египтяне словом “Салям” и двукратным поцелум. Ни одного пьяного человека – от чая вообще очень трудно окосеть (впрочем, иногда всё же употребляют пиво). В окнах отсутствуют стёкла, вместо них деревянные жалюзи. Внутри домов, где посчастливилось побывать в гостях, всё смастерено из глины: стены, печь, кровати. В прихожей краник с водой, на полу в гостиной ковёр, посреди очаг. Крыши нет, но есть плазма на глиняной стене. Хозяин семьи усаживает тебя на центральное место гостиной перед очагом, рядом садятся старшая мама, пожилые мужчины и потом вся семья. Дочка тем временем варганит на метровой кухне метровый поднос с вкусностями: брынзой, только что испеченным хлебом, фруктами, овощами, чипсами и чаем каркаде. Безумно душевно и легко общаемся то на международном жестами, то на английском. И вот уже за полночь. От души приглашают переночевать, но я вежливо отказываюсь. Долго прощаемся и обмениваемся приятными сувенирами на память. Кстати, по приезду домой, в блокноте оказалось 17 телефонов и е-мэйлов. С некоторыми потрясающими людьми мы до сих пор переписываемся.

Ну, всё-всё, не буду больше мучить душевностью. Всё это в глубинках, а на курортах Египта всё по-нашенски: фенички и джинса, мужчинки и ля-ля, барышни и тра-ля-ля, водка и тополя. А ещё рай для роя приставучих торгашей, которые так и норовят впиндюрить тебе яйцерезку, а в край бессовестные облюбовали пирамиды Гизы. Идёшь себе, восхищаешься грандиозностью пирамид, а тут хлабысь, добрый дяденька надевает тебе на голову арафатку: “Ноу проблем, зис из презент”. Ну, презент так презент. А он, благодетель, не отстаёт. Давай, говорит, сфотаю. Ну, давай. И тут откуда-то выныривает другой дяденька в аффекте, да ещё и с верблюдом, и пока ты открываешь рот, дабы поблагодарить, забрасывают тебя скукоженного на верблюда и подымает аж на три метра. Щёлк-щёлк фотик, ноу проблем, презент. Уть ти, господи, думаю, божий одуванчик, повезло-то как. Какой добрый человек, как и в глубинках! Ну-ну… чтобы слезть с верблюда, его нужно сперва опустить на колени, а это двугорбый делает платно – за $10. Мне не проблема – взял и спрыгнул, а вот облапошенную таким же образом женщину преклонных лет жалко. За бессовестность, конечно же, руку не позолотил, зато вот запыханному верблюду достался большой кусок сладкого пирога, припасённый в сумке в качестве завтрака. Честно говоря, мне и эта черта египтян тоже безумно понравилась, ведь это часть их жизни и культуры, а, значит, здорово!

Наши на курортах

Тагил, истессна, рулит и разруливает! Нас боятся за “отдушевность” и любят за щедрость. Сообразительные русские не просто приезжают в Египет по путёвкам, а ещё и беззаботно живут тут, сколько захотят. Как? О том поведала мне Лена в Шарм-Эль-Шейхе. Она тут с сыном. Живут всю зиму, пока на родине снег. В Питере она сдаёт квартиру за $700, на них арендует в Шейхе домик за $100, продлевает визу за $15, а на оставшиеся $585 шикует. О как! Вообще, проехав четыре известных курорта Египта, могу чуток о них рассказать. Хургада – типичный городок, где живут обычные жители с их колоритом и традициями, и лишь в прибрежной части концентрат отелей. Шарм-Эль-Шейх – целиком туристический городок под скалами, европейский, опрятный, шикарный, с потрясающим дайвингом, но не Египет. Впрочем, как и чуть севернее город-курорт Дахаб. Он поменьше Шарм-Эль-Шейха, растянут вдоль побережья и цены тут ниже. Эль Гуна – прикольный чистейший городок, единственный с велодорожками и оригинальной архитектурой. Правда, почему-то пустынный – может не сезон. Построен в 1990 году по инициативе египетского миллиардера Сами Савириса и расположен на мелких островах, соединенных между собой мостами. Город на воде. Поэтому Эль Гуна ещё называют “Египетской Венецией”.

ЖИВОТНЫЕ И НАСЕКОМЫЕ

Внемля наставлению глубокоуважаемой Википедии, отважно приготовился отбиваться от туч “газелей, лис, тушканчиков, гиен, шакалов, бегемотов, крокодилов, большого количества птиц, насекомых, ящериц и змей”. В первую ночь палатку поставил продуманно, дабы понять по звукам, что за неведомы зверушки тут обитают. Был бы мел, очертил круг вокруг палатки от нечестии всякой… Жду, жду. Ну, нет никого, лишь стая ворон под утро разбудила меня бдящего. Да, эт тебе не тропики, где всю ночь на моей палатке наяривали живности всякие! Может быть, в Египте в Сафари и водится кто-то из Википедии, а по маршруту следования хоть шаром покати: ни животных, ни насекомых, почти никого. Есть лишь редкие мухи и москиты, метровые крокодилы в реках, египетские цапли, нашенские голуби и вороны.

Кошки и собаки. Они в Египте особенные и о них подробнее. Египетские кошки безумно красивы, изящны и ухожены. Бери любую и вези в Россию, как редкий вид. Недаром на древних папирусах мяуки изображались столь роскошными. Такие они на самом деле! Собаки по виду, как наши дворняжки и необычайно умны. Так, в Дахаб, как и предсказывал старичок “…ты повстречаешь собаку, накорми её и она сбережёт тебя…”, на берегу Красного моря ко мне, отдыхающему на песке, подходит очаровательный кабель… девушки, это я про собаку. Смотрит на меня жалостно, видно, что кушать хочет. В общем, слопали мы с ним почти всё, что было, и не заметили, как усилился ветер – ледяной и настойчивый. Я съёжился в клубок и лег спиной к ветру дальше отдыхать. Мёрзну. Вдруг чувствую, что стало тепло. Это пёс прикрыл собой мою спину. Так, чувствуя удары его сердца, я и он, два одиноких создания, и уснули. Разбудил меня лай. Глядь, а друг разгоняет стаю собак. Он отважно дерётся, я помогаю ему подручными средствами. В общем, мы выиграли и вновь уснули. Через час нужно было ехать дальше. А ветер совсем рассвирепел и никак не давал свернуть каримат – не хватало конечностей. Я, ни на что не рассчитывая, прошу пса: “Подержи вот тут…” Он моментально положил лапу и дальше помогал сворачивать каримат почти самостоятельно. Шок! Эх, как же было тяжело прощаться и видеть его недоумевающий взгляд вслед: “Ты куда?”

РАСТЕНИЯ

Первая мысль, озираясь с трапа самолёта: “Ух, ты, а тут есть воздух? Кругом ведь ни деревца! Вологодские берёзки и в Египет поставляют кислород?" Песок, камни, скалы, мелкие кусты-колючки и разнесённые ветром целлофановые пакеты – это полное описание ландшафта Египта. Попадаются, правда, и в пустынях сухие самоотверженные деревца-оптимисты, но более рассудительные, всё же, предпочитают густо селиться вдоль Нила, да и те, прямо сказать, замухрышки. Ни то, что наши. У нас, вон, приедешь на любую дачу: тут тебе и лучок, и клубника, и хрен. Ешь не хочу. Египтяне, как и тётя Валя, тоже любят тяпку и земледелие, но выращивать приходится не на почве – она сухая и песчаная, – а в горшках с землёй. Шутка ли, 96% территории Египта – это пустыни. Самые распространённые растения в Египте: ковыль, астрагал, шиповник, верблюжья колючка, ирисы, маки, нарциссы, лютики, какие-то деревья и, конечно, пальмы.

ЕДА И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ

“Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты”. Друзья мои, не буду говорить, кто они после этого, но традиционная египетская еда прямо сказать не очень. Поговаривают, что долина Нила – родина хлеба, оладьев, божественных выпечек и пива. К счастью, все эти вкусности дошли и до наших времён… в ресторанах Египта, где, действительно, можно очень вкусно налопаться за 30-70L.E. В глубинках тоже можно нагрузиться от пуза в любой традиционной закусочной безумно вкусной выпечкой и традиционной едой: кошарой, фулем, филяфилем. Плюсы “рабочей еды” в том, что стоит она не более 3L.E. и весьма питательна.

Выглядит это так: в египетскую полую кислую и невкусную лепёшку заливается фуль – столь же кислый и невкусный соус из бобовых. Закусывается всё это филяфилем – зелёными невкусными сухими котлетами из бобовых, и кошарой – вареными бобами с луком. Вся эта бобовая каляка-маляка макается в наконец-то вкусный соус техин или какой-нибудь сверх острый соус. Запивается всё “египетским чаем” – приторно сладким порошковым чифирем. Всем этим египтяне очень гордятся и каждый раз в какой-либо забегаловке собираются полукругом, дабы посмотреть, как я трескаю за уши сие кушанье. Ворочу нос, пыхчу, но вида не показываю, ведь что может быть вкуснее традиций и быта… Эх, знали б они, что такое борщ или кукси!

ДОРОГИ

За исключением курортов, дороги, как правило, тяп-ляп. Беззаботно сигать по ним и любоваться по сторонам, не посматривая при этом на ямы и другие нежданчики на асфальте, чревато. Грунт, при отсутствии дождей, хорошо утоптан и гонять по нему на байке намного волшебнее, чем по асфальту. Любопытно, но и песок в пустынях, кроме дюн, тоже плотно утрамбован ветрами и катить по нему на устойчивом и ловком GT, не утопая, неожиданно просто. К слову сказать, при отсутствии дорог по каменистой песчаной поверхности Египта меж кустов-колючек можно с ветерком двигаться в любом направлении.

ТРАНСПОРТ

Движение в Египте правостороннее, но это в теории. На практике на 10-и миллионный Каир всего два светофора, да и те для прикола. Для водителей тут всё просто: кто пролез, то и Джигурда. Местные коллекционируют царапины и вмятины на своих авто, дабы было уматно, и дабы было чем похвастаться. Профессия регулировщика движения здесь сродни отважному хомячку-ледорубу средь бешеных буйволов – его, маленького, никто и не видит. А гигантское количество “Лежащих полицейских” только подогревают азарт. Любимая кнопка – кнопка клаксона: сутками, не стихая, Египет оглушают звуки бибиков. Толи водители так приветствуют друг друга, толи подзадоривают. Есть даже специальные дорожные знаки “Не бибикать!” Маневрировать на велике средь автомобильной оргии очень увлекательно. Особенно, когда ещё и пешеходы переходят дорогу в любом месте и совершенно не видят ни тебя, ни машин, а просто идёт себе спокойно и всё.

ПЕРЕБРОСКИ

Во время путешествия потребовалось сделать несколько автобусных перебросок и одну на поезде. Автотранспортная сеть охватывает любые жилые точки Египта, а автобусы ходят часто. В каждом городе есть один или несколько автовокзалов, в зависимости от количества автокомпаний. Вокзал – это такое маленькое пыльное окошко в жилом доме с сохнущими бельём, рядом с которым по расписанию останавливаются большие комфортабельные автобусы. Есть и бюджетные без кондиционера. В них раскрыты, или, скорей, выбиты все окна и задорные люди курят в салоне, не стесняясь Минздрава. Время отправления автобуса – приблизительное. Если кого-то нужно подождать – подождут. В Египте никто никуда не торопится.

Цены на автобусы примерно 10 египетских фунтов или 54 рубля на 100 км. Так, к примеру, стоимость билета “Каир – Шарм-Эль-Шейх” 50 EGP или всего 270 RUB. Есть ночные рейсы, где хорошо поспать в коротких промежутках между погранпостами: по салону проходит пограничник, смотрит на отметку в загранпаспорте, улыбается тебе, ты ему и можно дальше продолжать смотреть сон. Велик перевозится за 30% от стоимости билета. Он ставится целиком без переднего колеса вверх тормашками в багажное отделение автобуса.

Лучший и при этом самый колоритный очень дешёвый (около 120 рублей) способ добраться из Луксора до Каира вдоль Нила – это поезд, причём не туристический расфуфыренный, он ходит раз в день, а один из обычных, тот, на котором ездят жители (в 6:00, 7:30, 8:00 и 16:00). Это больше чем экстрим, это быт! Поезд по-египетски – это ни разу не ремонтированные не мытые фанерные вагоны, из корпуса которых легким движением вытаскиваются винтики, болтики и другие, наверно, важные детали. Двери у вагонов не закрываются. В них с разбега запрыгивают и стар и млад прямо на ходу. В весёлой давке дети умудряются торговать сладостями, тряпочками и выплёскивающимся на головы пассажиров кипятком из чайника. Всё бы ничего, если бы вся эта непонятно как держащаяся конструкция ехала медленно, но старенький тепловоз ухитряется разогнать вагоны до 140 км/ч! Вагоны прыгают по искореженным рельсам, как камни по воде, а пассажиров бросает по фанерному салону, как кубики льда в шейкере бармена. При этом парни спокойно, свесив ноги в открытую дверь шального вагона, разговаривают о чём-то своём. В общем, все довольны. Жизнь прекрасна!

Приехав домой в Россию, я долго не мог отойти от эмоций и впечатлений. Уж больно самобытна, честна и непривычна по ландшафту страна под названием Египет! Приезжайте! При первой же возможности, когда в конец соскучусь, непременно повторю поездку. А пока путь дорога в другие, конечно же, не менее интересные местечка на нашей Планете!

Друзья мои, хочу пожелать вам чудесных мегапозитивных путешествий, открытий и улыбок! До новых приключений, всегда ваш Кирилл Зацепин, велопутешественник. Сайт velo.fioko.ru