Остров Сокотра (Socotora, Socotra) – просто загадочный мир. Остров легенд и мифов. Древнее название острова "двипа сукхадара", что переводится с санскрита "земля блаженства". Расположен он в 250 км от побережья Африки и в 350 км от Аравийского полуострова. Размер острова 23 на 125 км. Население по официальным данным около 50 тысяч человек. В центре острова расположен горный массив Хагьер с максимальной высотой 1700 метров. Большую часть территории занимают холмы и карстовые плато с пещерами. Остров уникален своей флорой и фауной. Большинство видов растений и животных – эндемики, нигде в мире не встречаются. В том числе драконовые и огуречное деревья, а в горах, на высотах более 1000 м, растёт алое, сохранились рощи диких апельсинов, гранатов, тамариндовые рощи. Пейзажи просто необыкновенные. Мы проведем в общй сложности 3 дня в Йемене и и 7 дней на острове Сокотра.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. САНА

Около отеля Около отеля
Номер Номер
дверь в номер дверь в номер
Кат собирают Кат собирают
Летели Египетскими авиалиниями.Покупали билеты еще в ноябре, по 16500.Летели боингом 737, с пересадкой в Каире. Немного поругались на таможне в Каире-нас стали уверять, что визу необходимо было получить заранее в Москве!(хотя для граждан РФ виза сставится по прилету без проблем) Через 15 мин. выяснений, извинились перед нами и пропустили:)Прилетели в Сану (столицу Йемена) в 3.20 утра, нас встретил Али, местный директор принимающей стороны, привез в отель. Отель-дом 200-300 летней давности (тут все строения столетней давности) переделанный под отель.У нас третий этаж-подъем по узой леснице и низенькая дверь в номер. Все в коврах, на окнах красивые витражы.
Немного поспали, позавтракали и и сегодн у нас посещение Wadi Dhar -дворца имама (The imams Palace) «дом на скале». Этот дворец – символ сегодняшнего Йемена.Здесь очень много местных экскурсантов-арабов с семьями(больше чем иностранных туристов), женщины носят паранджу и провожают нас внимательными взглядами.
Здесь мы увидели катовые деревья (Кат - растение, листья которого обладают слабо-наркотическими свойствами - жуют тут повсеместно все, от мала до велика. На постах полиции, в магазинах, у водителей и пешеходов - всюду можно наблюдать смешно оттопыренные щеки.)
Потом поехали в деревню, где до 46 года жили евреи, а потом мусульмане. Деревня находится на скале, окруженной полностью рвом. Сейчас тут проживают всего 7 семей. Потом поехали в старый город, по дороге заехали на территорию (въезд охраняется) самой большой новой мечети в городе (в старом городе есть тоже большая мечеть, старейшая в мусульманском мире)
Далее посетили Центральный рынок-Сук-аль-Милк-огромный рынок-здеь продается все-специи, листья ката, одежда (преимущественно из Китая), национальные одежды-юбки и платки, традиционные изогнутые кинжалы джамбия, изделия из меди, серебра и т.д.В западной части рынка расположена большая мечеть-датирующая ориентрировочно 800 г.до н.э.
Пообедали в ресторане Al-Saibani (за 22 дол.-и очень уж много было всего вкусного, но лишего-3 вида салатов,2 вида соуса,суп, большая тарелка риса,тушеные овощи,нежнейшая баранина,арбуз, бананы и два вида десерта).После обеда посетили Военный и Исторический музеи (последний находится в бывшем летнем здании дворца имама). К 5 часа вернулись в отель. Все.Сегодня дальше отдых.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. ХАРАЗ

Дорога в горы Хараз Дорога в горы Хараз
 В горах Хараз В горах Хараз
Хараз Кутайб Хараз Кутайб
Худжейра Худжейра
Сегодня едем в горы- Хараз -исторической области к западу от Саны. В Харазе много старых укрепленных деревень, построенных на крутых вершинах гор.
Три назад была песчаная буря и горы как будто в дымке до сих пор.
В горах в 90 км на запад от Саны расположена высокогорная деревня Менаха (высота 2200 метров). Отсюда начинаются некоторые треккинговые марщруты. Далее посетили Старинную крепость Кутайб (Аль-Хотиб) на одном из величественных пиков Хараза, располагается в 5 км от Менахи. Крепость является старейшим центром исмаилизма в Йемене. На самой вершине пика разместился мавзолей даи Хотима , к которому стекаются поломники со всего Йемена и из других стран.
Далее проехали до деревни Аль-Худжейра.
Деревня прилепилась на крутых склонах гоы, её высотные (4-5 этажа) дома-башни нависают над окрестными долинами. В деревню ведут одни единственные ворота в крепостной стене.
Аль-Худжейра датируясь 12 столетием. Играла большую роль во время борьбы против турецкой оккупации Йемена.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. СОКОТРА. HADIBO И ДОЛИНА AYHAFT

Дорога в Хадибо Дорога в Хадибо
Хадибо козы Хадибо козы
на пляже Deleisha, на пляже Deleisha,
Коза обедает на дереве Коза обедает на дереве
ущелье Ayhaft ущелье Ayhaft
ущелье Ayhaft. Собираем ладан ущелье Ayhaft. Собираем ладан
Сегодня в 6 утра вылетели на Сокотру.
На острове Сокотра распространен свой уникальный язык. В языке много сложных звуков, а письменность отсутствует. Местные жители живут в гротах и домиках, сложенных из камней.
Прилетели на остров в 8.30 (летели компанией FELIX и делали посадку в Муккале-на дозаправку и оттуда-50 минут до острова).Погода замечательная. На небе ни облачка, и только над горами на острове-сгрудились облачка, как бы зацепившись за за горы. Белоснежные пески,бирюзовая вода, слепящее солнце....Встретили, разместились в отеле (на одну ночь)и поехали купаться на- пляж Deleisha, расположенный в получасе езды от Хадибо рядом с большой дюной. Приехали на берег,здесь свободно пасутся верблюды и козы же конечно:) Козами вообще усыпан весь остров.Питаются они как растениями так и мусором-вообще город завален мусором-пакетами,бутылками пластмассовыми, коробками и т.д.-все это подъедают козы. Поплавали и поехали в ущелье Ayhaft, одно из красивейших мест Сокотры, место произрастания многих эндемических растений (самое зеленое место острова)-здесь растут огуречные, «бутылочные» деревья и ладановые.
Огуречные деревья - эуфорбии-их серые туловища налиты густым молокообразным соком,короткие загнутые вверх ветки со скрученными листочками цветут мелкими желтами цветками и дают несъедобные плоды, напоминающие огурец.
На эти дереья похожи бутылочные деревья- широкие у основания сужаются к верху. Иногда от одного основания расходятся два-три ствола.Они разнообразны-цветут и красными и розовыми цветами. Это дерево может расти там, где не выживают другие, так как способно добывать из почвы и сохранять в своем стволе влагу (чаще их можно увидеть растущими из на камней,скал).
В период цветения это растение напоминает вазу с ярко-розовыми цветам. Обладая мощной, хорошо развитой корневой системой, роза пустыни часто растет в расщелинах гор, удерживаясь за их края, часто в отсутствии источников влаги. Еще один секрет ее выживания – сильный яд, который она производит, что делает ее совершенно несъедобной для людей и домашнего скота.»
Здесь можно встретить несколько видов ладанновых деревьев. Скапливающаяся смола-желтовато белая и очень ароматная.
Проехали на джипах вглубь парка и оттуда пешком спустились вниз-тут «природный бассей» с пресной водой. Пособирали ладан с деревьев, посмотрели на эндемических крабов (оранжевого цвета) и проехали чуть дальше. Тут живут люди.Посмотрели традиционное сокотрийское жилье, видели мохнатого паука (ядовитого, говорят очень опасен-если укусит верблюда-верблюд сдохнет). Все искали хамелеона (их тут видели)но не повезло, в этот раз не нашли:) Но зато видели козу-которая питалась листьями залезнут прямо на дерево с копытами:) Вернулись в 6 вечера в отель. В половине шестого резко потемнело.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. DETWAH lagoon

здесь хранилище лодок-эллинги здесь хранилище лодок-эллинги
Пасека Пасека
стариннное кладбище стариннное кладбище
краб в Detwah краб в Detwah
крабы в Detwah крабы в Detwah
Готовят ужин Готовят ужин
Выехали в 10 утра, поехали на пляж. По пути Денис (наш гид русский) показал древнее клдабище на побережье, надгробия ввиде «ангелочков».
Зашли еще на местную пасеку:)
Поплавали, здесь красивые скалы, будто изъеденные термитами.
Потом поехали в бухту Detwah (на северо-западе острова) - визитная карточка Сокотры. По дороге встречали несколько ржавых танков - направленных на океан. Дух захватывает когда смотришь на белоснежный песок, бирюзовую воду.
Detwah - большая мелководная лагуна, расположенная неподалеку от поселка Qalansiyah. Стаи крабов. Народу-никого. Ребята на джипах поехали сразу в camp (тут официальная стоянка-здесь палатки, подвозят техническую воду) - здесь у нас будет ночевка, а мы втроем решили обойти бухту пешком. Погонялись за крабами. Поплавали. Погуляли (гуляли часа в 3 в общей сложности). Скатов много на мелководье.
На ужин -рис+рыба+суп. Денис сам готовит нам еду (услугами местных не пользуемся):) Козы повсюду, также много стревятников-все в ожидании объедков:) Пока мы ели-козы очень шустро вскрыли сундук с продовольствием (впоследсвие-как бы мы не укрепляли сундуки-они вскрывать их будут все равно:))
Небо красивое-усыпано звездами.Тишина.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ. QALANSIYA И БУХТА SHOUAB

по дороге в бухту Shuab по дороге в бухту Shuab
бухта Shuab бухта Shuab
Выехали из лагеря в 8.15. Сегодня плыем на рыбацкой лодке в красивейшую бухту Shuab.
Приехали в поселок Qalansiyah - отуда на лодке плывем в бухту. Нас сопровождают стаи дельфинов. Плыли на лодке около часа-вода спокойная, прозрачная. Пытались поймать по дороге рыбу - не получилось.. Красивые скалы на небе - ни облака. Решили остановиться - поплавать с маской с лодки. Скаты, мурены, всякие разные еще разноцветные рыбы.
Далее еще минут 30 и мы в бухте-полоса белого песка. Купили у местного двух лобстеров- 50 дол. за 2 штуки (вечером будем их есть). Поплавали, перекусили-и в обратный путь.
Едем на плато Diksam , находящееся в центре острова, месте произрастания драконовых деревьев. Прогулка по плато, осмотр сверху большого каньона, прорезающего плато. Спуск на джипах в каньон Wadi Dirhur. Проехали через деревню «берберов» - зашли в «сувенирный магазин» - купили смолу драковного дерева (говорят сильный антисептик) и ладан. Внизу каньона течет речка, на склонах растут бутылочные деревья, пальмы. И конечно-козы:) Поставили лагерь и пошли купаться в «природном бассейне». Здесь есть развалины старого дома-говорят, тут пытались жить местные, но не смогли. Считают, что тут обитают духи....темнеее обычно в 6.
Небо звездное, чистое, тишина...и только слышен хруст веток-бродят вокруг лагеря козы...
ДЕНЬ ШЕСТОЙ. DIKSAM. ДОЛИНА ДРАКОНОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ

по дороге на плато Dixam драконовое дерево по дороге на плато Dixam драконовое дерево
по дороге на плато Dixam сувернирный магазин по дороге на плато Dixam сувернирный магазин
 плато Dixam плато Dixam
цветущие драконовые деревья цветущие драконовые деревья
бутылочные деревья и  драконовые цветут бутылочные деревья и драконовые цветут
грот и сталактиты грот и сталактиты
Хамелеон Хамелеон
бассейн в каньоне бассейн в каньоне
Спали до 9 утра. Сегодня у нас поход в долину Драконовых деревьев . Козы опять таки вскрыли один сундук-поели хлеб...
Утром искупались и тронулись в путь. Немного проехали вверх и дальше пешком. Жара стоит, ветра нет. Сейчас самый сезон - красиво цветут и драконовые деревья и бутылочные. Изредка отдыхаем в тени Драконовых дереьев (если удается найти тень:)). Драконовые деревья-эндемики острова (это дерево изображено на монетке в 20 реалов). Дерево растет только в горном районе острова, котроый называется Хагьер, на высоте не менее 600-700 м. В трех-пяти метрах над землей от ствола отходят во все стороны прямые ветви. Каждые двадцать-тридцать сантиметров они, в свою очередь, разветвляются. Красивое переплетение серых веток с зелеными листьями образует густую крону, а все дерево достигает обычно высоты 5-6 метров. Гигантские зонтики этих деревьев торчат повсюду, на каждом склоне, на каждом утесе. Местные надрезают ствол "драконова дерева" и, после того, как из надреза вытечет достаточно красной смолы. которая, затвердевая, буреет,отламывают образовавшиеся сгустки и собирают их. Смолу измельчают и используют для лечения кожных и глазных болезней, как дезинфицирующее и останавливающее кровь средство (при личении ран например) и как краситель.
Молоденьких деревьев нет - их на корню съедают козы. Все деревья потому 1000-2000 давности.
Вскоре сошли с дороги и пошли «козьими тропами» к краю каньона, откуда нам отрылся потрясающий вид на грот на противоположной строне и сталактиты. Полюбовались, отдохнули и стали собираться обратно. Шли также- «козьими тропами» (тут им конечно спасибо:) Нашли хамелеона - под цвет скал и земли-провели с ним фотосессию. Длительную:)
В лагерь пришли полчетвертого (гуляли с пол-одиннадцатого) быстрее купаться и собираемся на великолепный пляж Индийского океана в местечке Aomak (на юге острова). Приехали туда на закате (здесь оборудованный camp)/ Здесь красивые дюны и пока не стемнело - побежали фотографироваться:)
Ужин (на ужин рыба, картошка,помидоры - тушеные в котелке - все очень вкусно по домашнему готовят Денис и Аня:)) тут нам повезло:)
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ.АОМАK

Aomak пляж Aomak пляж
прицепили козу за рога-чтобы не путалась под ногами прицепили козу за рога-чтобы не путалась под ногами
дорожки крабов дорожки крабов
в дюнах в дюнах
грот Dogub Cave грот Dogub Cave
С севера на юг.Возвращаемся в Хадибо С севера на юг.Возвращаемся в Хадибо
Утром съездили в небольшой грот Dogub Cave. Пещера небольшая и часто используется местными жителями для проживания, в сезон дождей. Застали тут местных на «пикнике».
Потом погуляли по белым дюнам (жара стоит), поплавали и сегодня возвращаемся в Хадибо (завтра нам ехать в восточную часть острова). Утром козу опять порывались открыть сундуки-накормили их салфетками:).
Пересекаем по центру остров (с юга на север) по красиой проселочной дороге. Виды завораживают - красные скалы, цветущие бутылочные дереья, здесь течет речка, растут пальмы и встречаются хижины местных жителей. Очень красиво. Не на смотреться:). Ехали часа два.
Приехали в город, разместились. Ужинали в ресторане у отеля (фасоль, рис, лаваш и козлятина). Сидели на улице - козы прям передними ногами залезают на стол - так им хочется лаваша со стола.
Вечером посетили интернет клуб-очень медленно работает инет...
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. ARHER

Хадибо Хадибо
скала ввиде "черепа" скала ввиде "черепа"
песчаные дюны в Archerе песчаные дюны в Archerе
В  ожидании добычи В ожидании добычи
За нами заехали в 9 утра.
Поехали на рынок, закупили продовольствия (воду и соки в основном), купили меда сокоторийского (из алое и второй сорт-mix), заехали на рыбный рынок и поехали к песчаным дюнам в Archer.
По дороге посетили музей краеведческий (в 40 км от Хадибо). Здесь нам показали как добывать огонь пользуясь деревянными палочками.
Приехали на пляж - сейчас он весь порыт крабиками - конусы из песка рассыпаны по пляжу.
Встали лагерем под дюной - на эту дюну лазит народ - красивые виды открываются с нее сверху, здесь течет речка -и живут здесь эндемические угри.
Сегодня здесь что то много очень народа - одних итальянцев - группа человек 12. Поплавали.
На ужин рыба и картошка печеная. Как обычно много стревятников -кормили их рыбьими потрохами.
ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. HOQ GAVE

По дороге в пещеру  Hoq Cave По дороге в пещеру Hoq Cave
скорпион скорпион
вход в пещеру вход в пещеру
сталактиты и сталагмиты сталактиты и сталагмиты
в пещере в пещере
Сегодня у нас пещера Hoq Cave (длина пещеры - более 3 км).
Вышли вверх в 11 утра и спустились вниз около половины пятого. Поднимались вверх потихоньку около 2-х часов-очень жарко, да и тропа вверх, делали передышки. На одной из остановок встретили настоящего скорпиона:). Здесь растут бутылочные деревья, но почти нет цветущих, в отличие от предыдущих мест. Пещера огромная, потрясает своими масштабами, широкая и высокая. Сталактиты, сталагмиты, небольшое озерцо. Гуляли где то час внутри пещеры.
Вечером встали на берегу нового campa (открылся всего три недели назад). Приятно были удивлены предоставленным ужином - рыба жареная, рис с корицей. Вкуснейший лаваш, тушеные овощи и конечно сладкий чай. Поймали тут кальмара одного и сразу же его попробовали на вкус, предварительно отварив:).
Завтра нам совсем рано вставать-у нас самолет в 9 утра на Сану.
До свидания, Сокотра! С белоснежными песками, синим небом, ярким солнцем, бирюзовыми лагунами, красивыыми дюнами, цветущими необыкновенными деревьями, пещерами, салами, козами....
ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ.ВОЗВРАЩЕНИЕ В САНУ

Рынок Рынок
Вылетели в Сану, нас встретили. Пообедали. Разместились в гостинице-и сегодня шоппинг по рынку и магазину. Мы уже знали, что хотели купить-поэтому много времени это не заняло. Купили на рынке традиционные йеменские юбки, пару рубашек,платки, масло сим-сим, и поехали в магазин за кофе-купили зеленый кофе Харази, финики да мыло какое то натуральное хозяйственное из черных семечек, и чай купили.
Вернулись в отель. Спать. В 2 ночи за нами заедут и поедем в аэопорт. До свидания Йемен, до свидания Сокотра...