Горный маршрут с многочисленными первопроходами в Китайской части Каракорума. Путешествие началось из Базового лагеря Гашербрум.

Нитка Маршрута

БЛ "Гашербрум" - лед. Урдок - пер. 5592 (3А, п.п.) - лед. З. Урдок - пер. 5792 (2А, п.п.) - пер. 6306 (2Б-3А, п.п.) - лед. Гашербрум - лед. Урдок - р. Шаксгам - 3-й лев. приток лед. Сингхи - пер. 5829 (2Б-3А, п.п.) - ЮЗ ветвь лед. Сингхи - пер. 6453 (3Б, п.п.) - В ветвь лед. Сингхи - нижн. правый приток лед. Сингхи - пер. 6040 + пер. 5910 (2Б-3А, п.п.) - лед. Кайягар - р. Шаксгам - пер. 5250 (1А, п.п.) - р. Зуг-Шаксгам - пер. 5385 (1А, п.п.) - пер. 5135 (1А, п.п.) - р. Зуг-Шаксгам - пер. 5665 (1Б-2А, п.п.) - правый приток р. Шаксгам - пер. 5875 (2А-2Б, п.п.) - лед. Jiaoshi - пер. 6090 (2А, п.п.) - ледник Gong-Nong - пер. 6155 (2Б, п.п.) - пер. Шиптона (5765,2Б) - р. Сурукват - с. Илик (Курул)

1-й этап - это шестидневный заход в район до ледника Гашербрум, который осуществлялся с караваном из 4-х верблюдов. Вообще-то для захода достаточно пять дней. Просто во второй день мы сидели в палатке, пережидая дождь.

2-й этап - это кольцо по ледникам Урдок и Гашербрум. Тут была просто какая то выставка восьмитысячников! Хидден пик (8080), Гашербрум 2 (8034), Гашербрум 3 (7946), Гашербрум 4 (7932), Броуд пик (8051). И всё рядом, можно рукой потрогать.

3-й этап - это выход на юго-восток, посещение верховий ледника Сингхи, переход через перевал 5240 в долину Зуг-Шаксмгама и возвращение в долину Шаксгама через перевал 5710.

4-й этап - это выход из района к дороге, который осуществлялся по пути захода в район и отличался от запланированного финала похода, см. ЗДЕСЬ. Проведенная 3 июля (на 5-й день похода) разведка каньона северного истока Кулчинтубулаксу показала его чудовищную трудность. Этот каньон либо непроходим, либо требует для преодоления 2-3-х дней. Запланированный шестидневный финал как раз и начинался с этого каньона. Как то очень не хотелось подвергать себя опасностям в конце похода, да и времени уже было мало. Но, честно говоря, результаты разведки были настолько впечатляющими, что решение об отказе от запланированного финала было принято сразу после разведки (уже вечером 3 июля). Кстати начинается этот каньон пещерой, из которой вырывается река. Мы эту пещеру облезли и увидели дальше такую ж...

Всего мы в походе перебродили Шаксгам 6 раз. Эти броды помечены на карте сиреневыми кружками и подписаны "br N", где N - номер брода.

Броды 1 и 2 (преодоление прижима реки к скалам правого берега) мы прошли без верблюдов (с веревочной страховкой) 3 июля 2010 г. Надо заметить, что 1 июля 2006 года такой самостоятельный брод (без верблюдов) в этом месте был невозможен. Так что в разные годы по разному...

Очевидно, что в середине июля и в августе эти броды без верблюдов вообще никогда не проходимы. Да и на верблюдах идти их опасно. 29 июля на биваке в оазисе Кулчинтубулак мы встретили караван из 30 верблюдов, который поднимался по Шаксгаму чтобы забрать итальянскую экспедицию на Хидден пик. Знакомый погонщик продемонстрировал нам мокрую одежду - на одном из бродов (1 или 2) его верблюд поплыл...

Этак, можно не только утонуть! Можно, ведь, и фотики утопить! Поэтому на обратном пути мы даже не попросились перевезти нас вброд, а ведь караван остановился на бивак прямо рядом с нами - в оазисе Кулчинтубулак. Мы просто обошли этот прижим через открытый в 2006 году перевал Прижимный (4730) - см. на карте зеленый трек (а в Google Earth он красный).

Брод 3 мы переехали 4 июля верхом на верблюдах.

Выше ледника Гашербрум оказаться на верблюдах можно разве что в мае, летом они не пройдут по реке между языком ледника Гашербрум и скалами противоположного берега. Поэтому

Броды 4 и 5 (преодоление прижима реки к скалам левого берега) мы прошли без верблюдов 14 июля. В броде 5 завалило одного участника. Он был уже на "трамвае", поэтому мы его легко подтащили к отмели вблизи нужного берега. В августе или в конце июля эти броды могут оказаться очень проблематичными, поэтому мы затащили за 5-й брод резиновую лодку и закопали её под камнем на левом берегу. Мало ли, вдруг, кто-либо заболеет, и надо будет уходить по долине вниз.

Брод 6 мы преодолели 23 июля. Река выше ледника Сингхи уже подвержена суточному изменению уровня воды, поэтому утренний брод здесь возможен, наверно, даже в августе.

Самые протяженные и сложные каньоны подчеркнуты на карте оранжевыми линиями и отмечены оранжевыми цифрами 1 и 2.

1 - восхитительный каньон Зуг-Шаксгама. Число бродов (по колено и выше) - не счесть (десятки, десятки...). Часто приходилось идти залитые водой коридоры между скал. Хорошо, что по течению - против течения было бы значительно труднее.

2 - неожиданно трудный каньон Кулчинтубулаксу. Река не многоводная, но в каньоне узкая и поэтому глубокая и с очень быстрым течением. После обеда реку невозможно перейти вброд. Поэтому каньон шли утром. Большая его часть завалена огромными валунами. Река бурлит между ними, низвергается водопадами. Приходится лазать по скалам (по валунам), облезать их по крутым конгломератным склонам, слезать с камней в воду и сразу начинать брод, часто по "развилку", который может закончится, например, протискиванием в узкую щель между валунами. Куча вот таких прибамбасов!

Ну перевалы - это как всегда...

А вот восьмитысячники, конечно, хороши!
Хидден пик (8080) северная стена.

Гашербрум-2 (8034)

Броуд пик Северный 8011

Гашербрум-4 (7932)

В центре - Хидден пик (8080)

Лес Кальгаспоров на леднике Сингхи

Озеро на высоте 5200 за ним пик 6771

По долине левого притока Зуг-Шаксгама. Впереди пик 6952.