Южный Вьетнам

IMG_0438 IMG_0438
Если вы в школьные годы чудесные, так же как и я, не отягощали свою жизнь зубрёжкой или вниканием в предлагаемые знания, а просто проходили их. Быстро и мимо. (Ведь вокруг было столько важного и боле полезного, чем какая-то оторванная от окружающей реальности география!) То у вас о Вьетнаме должны быть очень смутные представления. Почти как у тех дикарей с параллельных континентов, которые думают, что по улицам моего родного города Иркутска время от времени бродят медведи. Наш же «ответ Чемберлену» заключается в искренней вере в то, что Вьетнам это где-то далеко, там где тепло и полгода идёт дождь. Это страна, на которую непонятно за что напала Америка и всю сбомбила. Времени и причин войны вы не знаете, но категорически сочувствуете и точно уверены будто почти вся территория Вьетнама до сих пор плотно заминирована и если бродить по джунглям, то наверняка нарвёшся и подорвёшся. А следовательно зачем ехать туда, где нельзя спокойно побродить по джунглям? Возможно когда-нибудь позже, пусть сначала разминируются.
Именно из-за этого невежества я пришла в страшное замешательство, когда муж сказал что мы всей семьёй едем на две недели во Вьетнам. Ибо идёт распродажа горящих путёвок. Очень дёшево. В октябре видите ли не сезон – время тайфунов и наводнений. Детям понравится.
На сборы два дня.
Чудненько…

Факт того что дети едут с нами и стал тем самым волшебным пенделем заставившим в экстренно сжатые сроки перелопатить большой объем информации – от энциклопедий и отзывов туристов до электронных Вьетнамских газет. Чего и вам настоятельно советую сделать, если вы после прочтения этого текста не передумаете посетить Вьетнам. И поэтому не буду вдаваться в общеознакомительные подробности, курсы валют, название столицы, а сразу начну делиться опытом. Впрочем нет, основную анатомию страны всё таки опишу. Вьетнам имеет форму месяца, когда он растёт. С выпуклой стороны этой сосиски Восточное море (Бывшее Южно-китайское. Просто они до такой степени непримиримые с Китаем соседи, что аж море переименовали в знак протеста.) По центру страны горы. Невысокие такие пупырчики примерно до 2000 м. С вогнутой стороны граница с Лаосом и Камбоджей. Впрочем, если вы пропустили географию, то названия эти вам тоже ни о чём не говорят. Вообщем с вогнутой стороны тоже горки и лес. Горные хребты режут страну не только вдоль, но и поперёк. На три примерно равные части – северную, южную и центральную. Очень полезные хребты. Они задерживают на своих вершинах непогоду с севера и делают климат юга более комфортным для жизни. Схема страны ясна?

Про идею.
Мне кажется, что путешествия обязательно должны нести смысловую нагрузку. Не то, что бы я презираю пляжный отдых. Но это какой-то безумный и очень широкий жест вечноживущего – тратить время которое для Жизни на получение ровного загара. Пару дней потратил и хватит… Тем более все эти стандарты красоты относительны и зыбки. Например, в том же Вьетнаме сейчас апогеем женской моды является мраморно белая кожа. Местные девчёнки укрываются от солнца как могут: на лицо наморднички в цветочек, на лапки перчатки до локтя, на ножки чулочки, на головку шляпу с огромными полями. А по телевизору в разделе рекламы особый акцент на отбеливающие крема. Так то…
Я знаю людей которые путешествуют по миру за архитектурой, или за природой, или за едой. За культурой в целом. За новыми острыми ощущениями в конце-концов. Типа сёрфинга и дайвинга.
Мне, например, больше всего нравится тихонечко и ненавязчиво наблюдать за людьми.
А вот муж путешествует за всем сразу и с людьми идёт на контакт открыто и легко. И это… ужасно . И это значит, что снова будет тот самый отдых по-русски суть которого ёмко собран в цитате «так отдыхать никакого здоровья не хватит!» (с) Только теперь с нами будут дети. Изначально в мега-планах было объехать всю страну, но мы сильно просчитались с масштабами и количеством достойных для знакомства мест. В итоге осилили только юг страны.
Поэтому рассказ будет только про юг. Центр и северную часть мы оставили на следующий раз.

Техника старта.
Когда там у них начинается «не сезон» (сентябрь, октябрь, ноябрь) собираете чемодан, ставите его у порога и идёте в интернет что бы отслеживать выброс самых дешевых горящих или отказных путёвок у туроператоров типа «Пегас». Примерно в пределах 12-15 рублей с человека на две недели. Включён перелёт и проживание. Всё. Больше вам ничего от оператора не нужно. Развлекаться будем сами. Так интересней.
Пугают тайфуны? Ах, поверьте, после жизни в климате, где девять месяцев в году зима, а среднегодовая температура -9, снег и «ветер в харю, а я шпарю» в трёх подштанниках с начёсом потому как за бортом пуховика минус тридцать. После всего этого дождик в плюс тридцать абсолютно не мешают наслаждаться отдыхом. И даже наоборот – когда весь день жара, жить с непривычки не просто, а тут вдруг (о, слава богам) приятная такая прохладная влажность образуется. На самом деле на юге Вьетнама, в сезон дождей, дождик обычно идёт только ближе к вечеру или ночью.

Про мотобайки, автобусы, дороги и ПДД
Большую часть пути мы проехали на мотобайках. Это значительно дешевле, чем заказывать экскурсии и туроператора. А самое главное степень свободы увеличена. На мотобайке вы можете ехать куда угодно и когда угодно. Останавливаться где пожелаете и на сколько пожелаете. Не надо подстраиваться под программу группы, ходить строем (причём большую шасть времени по магазинам), носить опознавательную бирочку и слушать команды гида. ("Так, на осмотр этого музея даю 20 минут, встречаемся у автобуса, время пошло") Бррр...
Путешествовать на мотоцикле без предварительной моральной и физической подготовки будет трудно правильным и законопослушным гражданам, квартирно-пляжным девушкам, одиноким женщинам, почитателям пива и людям послепенсионного возраста. Всем остальным – можно. Байки водить не сложно. Во Вьетнаме за руль этой штуковины я села первый раз в жизни и как видите жива. Однако честно признаюсь что мы совершили нарушение. Дело в том, что у них международные права не действительны и что бы законно управлять мотобайком надо оформить местные права. Это не сложно, это долго - около трёх недель. Движение на дорогах достаточно плотное. В крупных городах новичкам и трусихам лучше не рисковать, с пробками из мотоциклов вы можете и не справиться. В опыте вождения с местными не соревнуйтесь, это безнадёжно. Ведь у каждого вьетнамца есть по мопеду. У всех детей и школьников - по велосипеду. И они на них живут. Правила дорожного движения выполняются расслабленно. Движение по встречной, игнорирование светофора
почти норма. И всётаки это очень удобный способ передвижения с детьми на расстояния до 200 км. Большие расстояния лучше преодолевать на ночном междугородном автобусе. Вечером сел, вернее лёг на полочку, как в поезде, а утром уже на месте.

Про море и карусели.
Запомните, с точки зрения сибиряка, тёплое море плохим не бывает. Даже если оно не очень прозрачное, даже если пляж в Ньячанге очень напоминает набережную реки Ангара – дома, дорога, бетонный парапет, узкая полоска песка разукрашенная узорами отпечатков от тысяч ног. Даже если волны выбрасывают пластикообразный мусор на берег, море не виновато. Это оно так чистится. Кстати, по утрам какой-то хиповатый европеец ходил с мешком и собирал эти «дары». Дай бог ему здоровья, даже если он безумен. И пусть это будет вдохновением для всех.
Ладно, не пугайтесь. Так выглядит пляж только в городской зоне. Если же вы сядете в седло мотобайка и помчитесь вдоль побережья навстречу ветру за горизонт. Там… там такое, что не в сказке сказать, ни пером описать. Даже фотографии передают всего лишь крохотную часть этих чудес.

Сравнения вообще неполезная штука. Они мешают радоваться жизни. Вот наши дети были просто переполнены счастьем ныряя с маской среди самых прекрасных кораллов и гоняя разноцветных рыбок – ведь они ещё пока не ныряли в бухтах островов Карибского моря. Мальчики считали вечерние волны самыми мощными в мире и отчаянно боролись с ними со всей своей детской дури – ведь они ещё не видели те, которые покоряют сёрфингисты на острове Бали. Иногда я завидую их детскому неведению. Вот бы опять научится радоваться всему, как будто в первый и последний раз. И ни с кем ничего не сравнивать.
Впрочем пару раз это удалось – я имею в виду радоваться как в последний раз. Когда прокатилась на американских горках. Ага… Остров развлечений взрослым рекомендую посещать в обязательном порядке. Хотя бы из-за того, что туда вас доставят по самой длинной в мире канатной дороге протянутой над просторами моря. Цена удовольствия побыть ребёнком смешная – 700 рублей. И в вашем полном распоряжении на весь день куча качелей-каруселей, водяные горки разнообразных высот и изгибостей, множество аттракционов и игровых автоматов от примитивных мячекидалок до имитаторов верховой езды, танковождения. Игры в горные лыжи и мотоциклистов, стрелялки, танцевалки . Кино в 4D, выступление дрессированных собачек, клоуны, фокусники. А вечером шоу фонтанов. Пляж опять же с белым песочком, бассейны. Территория образцово показательно ухожена и украшена. Дельфинарий и замечательный аквариум с морскими обитателями. Вообщем, всё что вы обычно не можете разрешить даже своим детям, не то что себе. Тем более себе в детстве. Поэтому съездите и оттянитесь на полную катушку. Один раз можно.

На чём разговаривать русским во Вьетнаме и чего бояться
Не секрет, что большинство российских путешественников не владеют пресловутым английским. Или владеют на уровне трёх предложений: майн нейм из вася, фром рашэн, ноу энглиш. Что вызывает у более продвинутой части путешествующего населения презрительное «фи». О! Мне никогда не забыть страдальческий вздох на грани стона вырвавшийся у хозяина русской сёрфинг-школы на Бали. Это была непроизвольная реакция на фразу клиента про их балийского коллегу специализирующегося на аренде мотоциклов «А чего это он до сих пор русский не выучил?!». Однако разрешите оправдать сограждан и свою лень заодно. Мне кажется, у этого явления есть историческая причина. Русские, как нация, они на самом деле не совсем «кто к нам с мечём придёт», они достаточно мощные агрессоры последние тысячу лет. Почти как англичане. Они такие же непреклонные белые люди. Только специализировались на восточно-северных территориях. По моему, именно эта непреклонность в совокупности с верой и позволила отрядам численностью всего по 40-60 человек присоединить к государству Российскому аж целую бескрайнюю Сибирь.
Разве англичане учили языки своих колоний? Нет. Боюсь им это даже в голову не приходило. Ибо язык это уникальный оттенок мировосприятия, это неповторимая культура и как бы это сказать… отличность от прочих. Язык это сила, это мощь. А агрессоры предпочитают увеличивать свою силу. Так английский стал международным (кстати, это официальное или традиционное признание?)
Ну вот почему я, русская гостя, во Вьетнаме должна на английском разговаривать с вьетнамцами? Тем более что наши мнения об устройстве этого мира в целом совпадают, поэтому они тоже в большинстве своём не знают английского. Мы не знаем и они не знают. То есть получается, что между нами нет никакого языкового барьера). Значит надо говорить на языке сердца (так его называет мой муж), я же называю это язык тела))).
Но хватит шуток. Теперь серьёзный совет. Из уважения к стране в которую вы приехали и не зависимо от того знаете вы английский или нет, выучите несколько слов на вьетнамском. Совсем простые – здравствуйте, до свидания, спасибо, цифры от одного до десяти, Россия, красиво, отлично, да, нет. Карандаш и бумага тоже очень помогают в общении. Это весело, приятно и всё понятно.
Ведь в чём на самом деле главная цель общения – принести собеседнику радость. Ну, неужели вы с этим не справитесь?)

На тему «всюду опасности» в сети легко можно найти многостраничные рассказы и все очень противоречивые. По моему воруют, обманывают, обсчитывают во Вьетнаме не чаще чем в России. То есть за две недели нас не обидели ни разу. И даже наоборот. Фруктами просто так угощали, сумки тяжёлые просто так помогали тащить, бинты и йод дали когда поцарапалась упав с мопеда. Возможно пару раз чуть-чуть завысили цену, а может и нет. Сразу не поймёшь. При этом мы много раз были более чем рассеяны. Ребятишки с удивительной регулярностью забывали в самых людных местах рюкзачки с вещами, ценные вещи на пляже, мотоциклетные каски, ключи в мотобайке. Никто ничего не украл и не угнал. Это не призыв «будьте разляляями», но не стоит перебарщивать с настороженностью. Со стороны немного смешно видеть тётенек судорожно вцепившихся в сумочки или дяденек гордо несущих рюкзачёк на пузе обняв его двумя руками только потому что наслушались страшилок своего гида. Гиды они такие… чем вы меньше инициативы проявляете, тем им спокойнее. Но счета в кафе проверяйте. Цены сравнивайте. Вообщем, не маленькие, разберётесь.
Вьетнамцы они почти как россияне. Очень любопытные. Однако сразу на шею не кидаются, лишний раз не улыбнуться. Присмотрятся сначала. Наверное это последствия войны. Но если посчитали тебя безопасным, если «подпустили» поближе, то всё будет от души и искренне. Покажут и как правильно местные кушанья кушать, и как по ихнему кофе пить. Но только если «подпустят». Именно эта сдержанность и ненавязчивость придаёт спокойствие и комфорт путешествию. В торговых лавках никто не кидается, не требует стать покупателем. Можете спокойно, с удовольствием и в тишине осмотреть весь товар. В той же Индии такая пассивность продавца из разряда фэнтази. Даже пляжные торговцы и уличные коробейники во Вьетнаме не липкие. Здесь за вами не будут бежать целый квартал потрясая связкой разноцветных очков, несмотря на то, что у вас на носу уже есть очки.
Если вы чаяно или нечаянно нарушаете границы принятого поведения, вам сообщат не сильно церемонясь и любезничая. Женщины и покричать могут на всю улицу. Однако на этот крик толпа как по мгновению ока не соберётся, руками размахивать никто не будет. Идите себе от скандальника дальше, мордочка кирпичём. Вообщем, в плане опасностей - как домой попал. Всё понятно и привычно.

Про прелести и сложности путешествия с детьми
То, что безоговорочно прелестно для мам (ах, мы будем на море всей семьёй вместе и неразлучно целых две недели!), папы могут таковым и не посчитать. С точки зрения мамы прелесть путешествия с двумя сыновьями десяти и одиннадцати лет в том, что они отличный тормоз который не позволяет папе разогнаться и за десять дней объехать на мотоцикле весь Вьетнам. После чего со спокойной совесть и чувством выполненного дела уметь от переутомления. Дети обязывают двигаться не спеша, вдумчиво, с остановками и отдыхом по заранее продуманному маршруту. Чередовать активные дни с копанием в песочке на пляже и собиранием ракушек. Обязывают делать днёвки посвящённые ничегонеделанию и отмачиванию всей семьи в горячих источниках. Дети придают путешествию размеренность и солидность.
Из плюсов - в этом возрасте они уже достаточно выносливы и неприхотливы, едят всё. А если что-то из местной кухни им не по вкусу, то всегда есть просто рис и фрукты. Они могут выполнять небольшие поручения облегчая жизнь родителям – принести, унести, узнать цену, посмотреть за вещами и т.п. А главное, они в отличие от голопопой мелкоты запомнят эту поездку. Это прелестно когда мы не просто отдыхаем, а показывая своим детям другую страну. У них почему-то после таких путешествий происходит рывок в развитии. Путешествовать детям полезно.
Из сложностей – это школьники и процесс обучения лучше не прерывать. Вам придётся на пару недель стать учителем и запланировать в расписании путешествия время для занятий. Игнорирование этого момента грозит неприятными последствиями в виде отставания от программы.

Ну, «вот и всё, что я хотел рассказать вам о Вьетнаме.» (с) ___________________________________
На самом деле это был мой самый расслабленный отдых в Азии, никакого экстрима и крейзи-походов. Особенно если сравнивать с теми историями которые случались когда мы с Индией, Тайландом и Индонезией знакомились… Но это уже совсем другие истории.