полуостров Рыбачий / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Три северных полуострова и пять дней, которые потрясли нас!

3 - 10 сентября 2014 г.
Маршрут 
Как добраться

Поезд Анапа - Мурманск, ходит по летнему графику, мы ухватили за хвост последний поезд сезона. Отправление из СПб в 14.15 с Ладожского вокзала.
Прибывает в Мурманск в 17 ч.
Обратно поезд Мурманск - СПб №21 в 9.15, прибытие в Питер в 12 ч.
 
Автовокзал тут же рядом, только подняться наверх по лесенке с перрона и выйти из здания ж/д вокзала налево.
 
Автобус: №211, направление на Никель, до остановки - Титовка. Несмотря на заранее просмотренное в интернете расписание, выяснилось, что теперь в ту сторону ходят только два автобуса в сутки, и второй отходит буквально через 15 минут - в 17.45.
Обратно из Печенги в 5.10
Билеты (туда/обратно) вышли в 750 р.
Сборы, снаряжение и одежда

Попасть на северные полуострова мы мечтали еще в прошлом августе, но тогда по разным причинам пришлось сдать билеты.  К счастью для нас, как оказалось!
Ехать на Кольский, Средний и Рыбачий следует именно в сентябре, и только в сентябре! Более красивого и плодородного времени придумать невозможно!

Особый северный рельеф с многочисленными озерами, разнообразие и яркость осенних красок тундры поражает до глубины души. Шесть видов съедобных ягод весьма разнообразят походное меню, а неподдающееся описанию количество красных и белых грибов оставляет незаживающую рану на сердце грибника :))

Надо сказать, что ехали мы именно смотреть, потому то и дело с легкостью бросали велосипеды, чтобы насладиться замечательными видами.
С погодой нам повезло. Рассчитывать на все солнечные дни не приходилось, да и предварительный прогноз обещал переменную облачность с дождиками, но в целом было не холодно. В отдельные дни можно было ехать в летней велоджерси. Рядом конечно всегда лежал дождевик и штаны.

Вечерами становилось холоднее и ветреннее, тогда пригождался свитер, теплые штаны, шапочка и куртка.
Так как все ехали на контактах - идеальными ботинками стали шимановские М91. Пара ребят поехали в более легких туристических вариантах, но в условиях многочисленных обходов по траве, по болотистым местам, ботинки промокали.
Готовили на газовой горелке Kovea с выносным шлангом. Использовали почти 2 баллона газа 430 г. Каждый день, кроме завтрака и ужина, пили горячий чай в обед. Все продукты купили в Питере, так как поход получался полностью автономным. Только в круглосуточном кафе в Титовке рядом с остановкой автобуса можно докупить хлеб/батон и вкусные пирожки.
Чаще всего готовили под тентом: теплее, да и не сдувает ветром :) Палатка Talberg Sund Pro позволяет разместить под тентом несколько человек.
(Подробнее о нашем обычном снаряжении)
Ночью минусовых температур не было, так что никто не мерз.

Собираясь писать этот отчет, я нашла небольшую, но крайне интересную книгу об этих местах - "Осиротевшие берега", которую очень советую прочитать и Вам. О древней истории полуостровов, о том, как и почему появлялись названия, о страшных военных временах, и далее почти до конца XX века. Реальные картины разворачиваются перед нами, люди и судьбы оживают при чтении.
(***В моем описании выдержки из этой книги идут курсивом).

Трудно, если честно, добавить что-то к этой книге, мой отчет наверно отчасти проиллюстрирует ее тем, что сейчас можно увидеть, двигаясь но нашему маршруту.
Начало

0 день. (3 км) Титовка.
Начало путешествия, как и начало повествования совпадают. Поселок и река Титовка Мурманской области.
Выйдя из автобуса и собрав велосипеды, мы посетили лишь одно заведение рядом с остановкой - круглосуточное кафе, где купили пирожков и замороженный батон вместо съеденного в поезде :)

"Сразу за мостом через реку Титовку еле заметная проселочная дорога уходит на восток. На ней нет ни одного дорожного знака. Скорость здесь регулируется ухабами, а правила дорожного движения заменяются добрым стремлением путников уважать друг друга".



Отъехав буквально не более 3 км, свернули к реке и после нескольких крутых спусков, удавшихся не всем (белый красавец мерседес свалился с дороги в кусты и завис на крутом склоне), выкатились на большую поляну над рекой. Здесь сразу стал слышен шум воды, подбежав к краю, перед нами открылся грандиозный водопад!
 
Река Титовка. В старину Китовка, одна из первых рек, освоенных поморами на северном побережье Кольского полуострова. Название Китовка отражает существование в устье реки своеобразного промысла – морское течение довольно часто выбрасывало на берег китов, которых поморы использовали для получения сала. На реке много порогов и водопадов. Очень зрелищный каскад из двух водопадов. Если повезет, можно увидеть как идущая на нерест семга мощными прыжками преодолевает водопад.


На круче примостились остатки разрушенной гидроэлектростанции, построенной военными, о чем сообщает мемориальная табличка.



На этом же малой отрезке дороги мы испытали первый шок от количества грибов, да не просто абы каких, а подосиновиков и белых. Они стояли везде. Нарвав грибов (собирательством это вообще нельзя назвать), приготовили отличный ужин :)
Кольский

"Дорога, то поднимаясь на сопки, то прижимаясь к бурным водам Титовки, уводит нас все дальше и дальше в царство гор. Вот она забирается на так называемую восьмерку (несколько крутых поворотов). Справа, далеко внизу - речная гладь".

 
Дорога неровная с лужами и камнями, придется привыкать, так как на ближайшие 5 дней лучше она точно не станет. Нередкие ручьи добавляют мокроты, но чаще всего они убраны в трубы под дорогой.

На пути еще один водопад - Пьяный ручей, который образует стремнину рядом с дорогой, убегая вдаль. Здесь виден памятник солдатику, который уже в наше мирное время погиб здесь при выполнении боевого задания.

А нам сегодня должен покориться Перевал. Именно он отделяет нас от остальных полуостровов - Среднего и Рыбачьего.

Собственно перевал начинается от Пьяного ручья, бурный поток которого дорога пересекает, едва свернув от реки Титовки.

Никакими словами не описать его суровую красоту. Летом он поражает голубыми озерами в ладонях темных гор. Зимой - безбрежьем белого одеяния. Осенью "кровоточит" редкими гроздьями рябины, рискнувшей забраться так далеко.

Дорогу через перевал торили монахи Печенгского монастыря. Была она пешеходно-конной и до тридцатых годов нашего века устраивала людей. А затем на перевал пришли военные, технике которых дорога не соответствовала, и сюда направили 14-й саперный батальон с несколькими тоннами динамита. Солдаты вручную долбили в граните углубления, закладывали в них взрывчатку и взрывали скалы, чтобы сделать дорогу крепче и ровнее".

Вокруг совершенно необычные для нас пейзажи.

Вот и перевал.



Она, дорога, очень извилиста, огибает каждое озеро, а иногда и просто идет по самому краю, где от воды отделяет путников только каменная кладка из валунов.



На спуске с перевала уже видна Мотовская губа



Но в начале наше внимание привлекла высокая скала слева и захотелось обозреть окрестности. На склонах и верхушке скалы обнаружились остатки укреплений времен ВОВ. Даже невозможно представить, как в этих  голых камнях наши солдатики удерживали оборону..



Спуск с перевала довольно крут, состоит из нескольких уступов.


Поворот, где сейчас находимся мы, называется "Не забудь повернуть", дорога резко заворачивает под прямым углом и огибает озеро. Немало техники и людей погибло там.

Первые осенние краски!



После спуска дорога идет по перемычке, соединяющей Кольский и Средний полуострова.
Здесь крайне много луж. Если бы увидеть себя с высоты, то можно было бы подумать, что мы занимаемся слаломом на дороге :)

Иногда встречаются ручьи, точнее разливы ручьев. Большую часть можно проехать по краю, но порой приходилось полазать в кустах. Скучно не было :)


Вокруг уже все признаки приближающейся осени! Березки хоть и корявые и кустистые, но еще высокие.

Средний

Если расставлять по ранжиру, то наверно полуостров Средний - самый необычный из этой троицы. Мы конечно не ползали в его середину, там в общем-то смотреть особо и нечего. Но вот дорога по периметру (в итоге за два прохода объехали его полностью) крайне разнообразна и красива!


 
Ковер кустарничков, ягод и грибов сменяется зарослями корявой кустарниковой березы. Да, кстати, грибы-то получается выше березы :))



Речки и ручейки все также многочисленны.


Виды вокруг - не устаешь удивляться!


Есть участки, полностью покрытые валунами. Из них даже местами сложены укрепления.

Дорога вдоль северо-восточного берега полуострова Средний идет по когда-то сформированной морем каменной террасе. Сразу за перешейком - целые поля обкатанной морем гальки. Тот, кто видит их впервые, просто не верит, что это не дело рук человека: так ровно и аккуратно лежат камешки.



И так неровная дорога снова забирается вверх.


Здесь самая настоящая тундра! Огромная бескрайняя пуховая перина лишайников и карликовой березы.


На плато большинство ручейков в это время или пересохли или скрыты в камнях. Мы нашли в увале полузаросшее озеро с отличной водой. Пролезть только к нему непросто, приходится продираться по камням сквозь заросли можжевельника и ивняка.


Еще некоторое время дорога идет сверху глинта, позволяя насладиться замечательными видами на Баренцево море и отвесные скалы.


А дальше находится местечко, которые мы назвали северной Каппадокией :)
Бело-кремовые выветренные песчаные останцы создали здесь настоящий парк с причудливыми формами и живописными дорожками.



Мы с сожалением покидали это место, а дорога снова спускалась почти до воды. Всю высоту сбросили, теперь снова понемногу набираем. Массивный черный скальный глинт постепенно вырастал справа от нас.

Наше внимание привлек узкий разрыв в скалах. Подойти туда у нас не было возможности, а в книге я нашла вот такое описание, оно относится именно к этому месту:

Первая достопримечательность на нашем пути - ручей Кохмело-йоки. Ни на одной из современных карт вы не найдете этого названия. Я его взял из карт 1932 года. Чем же примечательна территория, прилегающая к ручью?

Прежде всего пейзажем. Чистейшие воды ручья веками размывают скалы между горами, одна из которых называется Сахарная голова, другая - Угловая. Берет он свое начало на высоте 250 метров от уровня моря и за шесть километров ниспадает до уровня, на котором находится губа Волоковая.

Как-то мы пошли вверх по ручью. Стены узкого ущелья становились все выше и выше. Местами приходилось ползти через снежные пещеры, прижиматься к скалам на узких карнизах. Усилия были вознаграждены. Мы вышли в каменный амфитеатр с горным водопадом. Водопад не бурный, не очень высок, но как красив! Серебряные потоки чистейшей воды натыкаются на каменные уступы, разлетаются сотнями брызг, вновь собираются в широкий веер или тонкую струйку и отчаянно штурмуют очередную преграду на своем пути. Внизу вода попадает в круглый бассейн, в котором беззаботно плавают 10-сантиметровые форелины.

Если подняться выше водопада, можно увидеть еще одну достопримечательность полуострова - небольшой ледник.



Под скалами мы увидели остатки упавшей военной машины, и снова в книге был найден ответ:

Недалеко от избушки для элиты, справа от дороги, лежит в кювете искореженная машина. Чуть подальше стоит обелиск. Это следы трагедии конца восьмидесятых годов. По какой-то причине машина свалилась с обрыва. Погиб начальник штаба ракетного дивизиона.


Кстати, кому интересно полчитать о геологическом строении этой части земли, есть подробная статья Панова Д.Г. "Геологическая структура Баренцева моря в связи с морфологией его берегов"


... Над мысом Земляным господствует 200-метровая громадина одноименной горы. Следует оговориться, что на многих картах она значится как Пумманки.

А впереди нас ждали Два Брата - священные скалы саамов.


Черные слоеные скалы торчат неподалеку от глинта как два зуба. Разглядеть их издалека сложно, они сливаются по цвету со своим родоначальником. Полазать по ним конечно можно, но опасно, уже очень сильно они осыпаются.


Два брата находятся уже не очень далеко от оконечности полуострова. Дальше дорога огибает глинт и ведет нас к следующей перемычке, теперь уже на сам Рыбачий.

Рыбачий

Полуостров Рыбачий встретил нас какими-то ангарами и бараками по левой стороне. Почти все в запустении. Под одним из бетонных арочных перекрытий мы укрылись от моросящего дождя, чтобы пообедать.

Дорогу от перемычки по левой стороне полуострова сложно назвать таковой: крупная щебенка и валуны разных калибров, трясет немилосердно.


 
Первым не выдержал болтик крепежа моего багажника, срезало. Поменяли, проверили крепления на остальных велосипедах.
Едем - не торопимся, да и не получится быстрее :) Зато именно на этой дороге нам повезло - в море показалась косатка!! Побросав велосипеды, мы с замиранием сердца ждали появления ее над водой снова, и дождались! И даже получилось снять видео. Не помню, когда мы испытывали бОльшую радость, это было невероятно здорово!

Здесь на Рыбачьем еще более дико и сурово. Заросли берез встречаются теперь крайне редко, все приземленно, только нечастые останцы скал решаются возвыситься вверх.

Дорога для зимы намечена вешками в виде бочек с вваренными в них металлическими трубами.


Сегодня протрясло нас знатно, хочется уже угомониться на чем-то мягком :)
Ночевать рядом с Баренцевым морем, а даже приятно думать, с Северным Ледовитым океаном, нам еще не приходилось, поэтому упустить такую возможность нельзя. Немного спустились вниз и поставили палатки. А пока отлив - исследуем местную флору и фауну :)

Отлив отогнал воду метров на двести, поэтому удалось также постоять на дне моря :)
Там, где "барханы" ехать тяжело, а где ровно, там как по асфальту!


По пути к самой северной точке полуострова встречаются еще немало больших и маленьких водопадиков.


Осень уже вовсю вылила красной краски на дерен и иван-чай, осталось докрасить желтым ковер березки.


Дорога вывела нас в Вайда-губу - залив, образованный двумя мысами Немецким (слева) и Кекурским (справа). Чтобы их оба посетить, нужно сделать два радиальных выезда.

"Вайда" в переводе с финского значит "менять". Исторические источники позволяют предположить, что человек здесь обитал по крайней мере с каменного века.
Здесь и сейчас можно найти древние захоронения, священные места шаманов, сейды и камни, выложенные крестами. Места только знать надо :)



Мыс Немецкий - довольно распространенное для Севера название. В старину "немцами" называли всех иноземцев. Возможно, на мысу некоторое время жили шведы или датчане. (В книге приводится еще несколько интересных версий названия.).

"...Из финно-угорских языков в русскую поморскую речь пришли термины: кекур - высокая конусообразная скала на берегу (от финского слова "кеко" - "копна"). (И опять же не все так однозначно с названием. Поистине книга бесценная!!!)

Сначала заветная точка - мыс Немецкий, самая северная материковая точка европейской части России.
Чтобы попасть туда, нужно миновать воинскую часть и еще некоторое время ехать по жуткой помойке, устроенной здесь военными за многие годы. Я, честно сказать, была в шоке и огорчении - так испоганить такое замечательное место.

Но сначала о мысе. Вот таким он предстал перед нами: черные острые слоеные плиты, поставленные почти вертикально. У воды крайне скользкие от водорослей.



Впечатление производит неизгладимое!

Ну, а теперь о грустном...Вот так выглядит участок Вайда-губы, мыс Немецкий, где расположена воинская часть. Стыдоба!


Теперь курс на Кекурский. Он примечателен высокими скалами, возвышающими над морем.  Едем почти вдоль воды, наблюдая огромные валуны, оголенные отливом. Небольшой ручей, протекающий в долине, сейчас неполноводен, переходим его, чавкая по грязи и траве. На подъеме замечаем обелиск.
 
С началом Великой Отечественной войны из Вайда-Губы срочно эвакуируется гражданское население. 23 июня в Мурманск на своих судах уходит колхоз. В Вайда-Губе остаются отдельный пулеметный батальон, погранзастава Озерковского погранотряда, саперная рота и три работника гидрометеостанции.
 
Война ежедневно заявляет о себе налетами авиации, появлением подводных лодок и катеров. Но фронтальных боев в Вайда-Губе и поблизости не ведется. Несмотря на это, о войне напоминает обширное кладбище. По моим данным там похоронены мурманчанин Иван Пронин, 9 пограничников, погибших при прямом попадании бомбы в сентябре 1941-го, 4 норвежских разведчика. Последние пришли в Вайда-Губу на шлюпке в начале 1942 года. Их поместили в бане. И надо же было как раз в нее угодить фашистской бомбе.
 
Среди похороненных на кладбище прачка и повар погранзаставы, комсорг роты Ляпин. Список конечно же далеко не полный.
 
В шестидесятые годы воины местного гарнизона поставили на кладбище памятный знак в виде звезды. С тех пор местность вокруг так и называется: "у звездочки".


Дорожка поднимается все выше и выше, и впереди уже видны неприветливые скалы.


Дорога заканчивается скальными воротами и крутым спуском на каменистый пляж, мы туда не пойдем. Почти километр тащить велики по валунам - радости мало. Зато сами скалы исползали вдоль и поперек. Мрачно здесь до невозможности. Колорита добавляет многочисленная стая воронов.


Наверху установлен деревянный крест.


День уже давно перевалил за середину, так что пора двигаться, ветер усиливается, но к счастью, в спину.

Основная часть полуострова, исключая заливы и прибрежную часть, по рельефу крайне напоминает крымские яйлы. Каменные дорожки, валуны, постоянно вверх и вниз, одно отличает - воды много, болотистых мест и ручьев куда ни глянь.


На пути заброшенный и разрушившийся уже поселок Скорбеевка.

Поселок Мыс Скорбеевский - типичный военный гарнизон. Он начинался с простых армейских палаток, прошел стадию деревянных домов и казарм и к своей кончине имел несколько многоэтажных зданий, отличные гаражи, боксы, склады, котельные. По трехкилометровому водопроводу из озера Лохи в дома подавалась вода. За год до ликвидации поселка там построили капитальное здание котельной и электростанции.
Оставлен людьми в 1996 году.



До Скорбеевского ручья дорога песчаная, ехать трудно, проще выползти в тундру и ехать прямо по ней.


Одна сложность все-таки остается - не получается долго ехать по усыпанной крупными ягодами чернике, бросаешь вел и начинаешь горстями запихивать вкуснейшие ягоды в рот :)))


А вот и ручей, ходом его не взять, уж очень крупные камни лежат в русле.


Дорога лучше не становится, покидая долину забирается вверх по течению.


Камень на камне. Ехать непросто, но ужасно интересно!!!!


Именно здесь мы увидели то, на что уже и не надеялись - самых настоящих северных оленей!! Более полусотни животных медленно перетекали со склона на склон. Близко они конечно нас не подпустили, но пара удачных видео все же получилась.


Погода стала портиться, и едва заметная морось сменилась дождем и сильным ветром. Пришлось срочно задуматься о лагере. Везде болота какие-то, сырость и камни. К счастью довольно быстро нашли огромную лишайниковую поляну. Минут за десять, обойдя палатки в радиусе 30 метров, нарвала грибов, так что снова у нас вкусный ужин. В тамбуре тепло и без ветра, сухая одежда и ложка коньяка в чай для профилактики :) Ляпота :))

Обратно

Поперек Рыбачьего. Снова здравствуй Средний и Кольский.
Утро порадовало нас солнцем, да и вообще весь день светило и грело почти как летом :)
Невзрачная под дождем тундра теперь светилась золотом!

 
Дорога то лучше, то хуже, в основном хуже :))


Много болотистых мест, где приходилось бросать дорогу и обходить ручьи и разливы. Иногда дорога полностью состояла из камней, которые шевелились под колесами :)


Под солнцем все стало очень ярко!


После особенно сложного участка мы решили передохнуть и съесть по шоколадке. Но бросив взгляд вокруг, усидеть мы не смогли. Да и кто бы смог? :)


Вот и снова знакомая перемычка к Среднему. Знакомый уже пейзаж, только теперь при солнце.


Участок в 12 км, который нам оставался по Среднему - гораздо меньше, чем проехали с другой стороны. К тому же после всех он неудобьев кажется просто ровным асфальтом.


Вдоль дороги очень много захоронений и памятных знаков. Когда читаешь строки: "Путник.. Остановись.. Поклонись..".. мурашки пробегают по спине..


Нам многое, что запомнилось, но особенно выделился памятник с изображением лиры!


Оказалось, именно здесь, в этом месте была написана всем известная песня "Прощайте скалистые горы". Об истории создания этой песни можно прочитать здесь.

Как всегда красота и буйство плодородия!


А нам нужно снова преодолеть перевал. В эту сторону подъем круче.


Голубое небо создает новый пейзаж!


После спуска с перевала проехали еще некоторое расстояние и свернули вправо - на Печенгу. Нет смысла ехать снова в Титовку. Впереди более 40 км новой для нас дороги.

Дорога идет по уступу на склоне, это бывшая военная дорога, ведущая к хребту Муста-Тунтури.


Места тут очень живописные!


Два белый гриба на ужин, прихваченных по пути, и пора ставить лагерь.


Пока готовится ужин, успели осмотреть окрестности, найти остатки прежних укреплений и военные артефакты




Это не хлеб, а гриб :))
Кольский и ночная переправа

С утра опять пасмурно, но дождя нет, только сырость в воздухе.


В любом случае окружающей красоты это не уменьшает.


Внимательно смотря по сторонам, мы нашли сейд!


Хочется остановиться и смотреть, смотреть, смотреть..


Мосты есть не всегда.


Все желтее с каждым днем




Наконец наше петляние по сопкам закончилось, и дорога пошла вдоль русла речки, впадающей в Печенгскую губу.
Почти прямой спуск, камни, глина, местами броды, не обошлось без падений.



Наконец мы вышли к п. Печенга, точнее оказались ровно напротив него, а перед нами осталось последнее препятствие - река!


Точнее препятствия оказалось сразу два: прилив и действующий полигон на той стороне реки. И если первое еще можно узнать или рассчитать, даже если нет графика приливов, то расписание стрельб предугадать нельзя :)
 
Сейчас еще шел прилив, и одновременно постовой на том берегу сказал, что если мы не переправимся в ближайшие полчаса, то после у нас не будет такой возможности почти до ночи - будут стрельбы.

По нашим расчетам максимальный отлив должен наступить около часа ночи, а значит у нас есть впереди почти шесть часов. Поиски обходов ничего не дали, а значит нужно просто расслабиться, поужинать и ждать :)


Грибов понятно дело искать не пришлось, они сами лезли в руки, сварили еды, погуляли.


Когда стемнело, занялись наблюдениями за отливом с помощью вешек :)) Правда на будущее найден график приливов/отливов


Наконец ребята решились пойти и оказалось, что теперь воды по колено. Дело пошло на лад :)

После переправы оставался километр до асфальта и еще один-два до самой Печенги. Как раз на последних километраж пошел дождь, но мы к счастью успели укрыться на пустой остановке. До автобуса мы часа три кое как боролись со сном. В 5 утра автобус забрал нас с остановки и около 7 мы уже были в Мурманске у вокзала. Дальше поезд и провальный сон в вагоне :))

Как мы проехали:

0 день: /Мурманск - Титовка/ - р.Титовка - 3,5 км
1 день: ст.1 - Средний п-в - ст.2 - 50.5 км
2 день: ст.2 - Рыбачий п-в - ст.3 - 43 км
3 день: ст.3 - м.Немецкий - м.Кекурский - ст.4 - 40 км
4 день: ст.4 - Рыбачий - Средний - Кольский - поворот на Печенгу - 46 км
5 день: ст.5 - Печенга - /Мурманск/ 50.3 км
 
Итого: 233 км
Полезные ссылки:

1. Бесподобная по полноте, интересности и полезности книга о Кольском, Среднем и Рыбачьем полуостровах - Михаил Орешта  "Осиротевшие острова"
 
2. Не менее замечательный сайт Кольские карты - разнообразные и подробные карты полуостровов, куча полезной информации по истории, краеведению, о людях, войне и мирной жизни, флоре, фауне и т.д. Оттуда же график приливов и отливов
 
 

Комментарии
Terra02.10.15, 18:08
Rustik, Да в целом как-то не заметили сильного отсыревания :) Чт 
о-то подсыхало за ночь, да и дожди/мороси к счастью были не каждый день.
Обязательно надо ехать! :)
Rustik02.10.15, 13:26
Тоже вот так хочу! я как нибудь туда приду а спальники и прочая одежда не отсырела за 5 дней при таком климате под дождем ? 
Terra10.08.15, 18:17
TanitaMax - обязательно!! :)) Оно того стоит!! 
О Маршруте
Ссылка:
Опубликовала Татьяна Скородумова