Сплав на катамаранах по реке Писта. Начало маршрута недалеко от п.Лоухи, выход - д.Войницы.
Лоухи-Войницы

Сплав по Карелии (август 2015)

Небольшие заметки по сплаву по реке Пистайокки (р.Писта, Карелия).
По сложившейся традиции отмечу некоторые моменты, которые, возможно, могли бы быть обойдены вниманием в стандартном отчете по туристическому походу, а в то же время могли быть полезны. Или такие впечатления, которые на мой взгляд, заслуживают упоминания.
Наш маршрут был: стапель - в паре часов езды от п.Лоухи; антистапель -в п.Войницы.
Примечательные моменты. И даже призывы. :)
1. Регистрация группы. Учитывая близость границы и "международную обстановку", вероятно, следует заявить группу в ФСБ. Для нас эта процедура была обязательна: в составе группы был гражданин дружественной страны - Казахстана. Товарищ из соответствующего ведомства встретил (без всякого предупреждения, в стиле работы ведомства) нашего иностранца прямо у поезда по приезде в Лоухи. Система работает, в общем. Впрочем, все зависит от маршрута - может быть именно вам и не придется регистрироваться в ФСБ.
2. Брать сапоги. Не обязательно, но очень полезно. Особенно, если попадете в обычную дождливую пору в этих местах. Стоянки небольшие, много заболоченных лугов, лесов, стоянок, опушек и прочих природных мест. Если вы привыкли ходить в берцах или специальной туристической обуви - нормально. Но резиновые сапоги нет необходимости сушить - они всегда готовы к применению, а это большой плюс при том, что дожди могут идти днями. Тем более, на сплаве гораздо проще иметь некоторые дополнительные предметы снаряжения, без которых пришлось бы обойтись в пешем походе по причине их веса и объема - катамаран располагает...
3.  Мотор. Есть такое мнение, что очень полезно оснащать катамаран мотором-так проще/быстрее преодолевать затяжные озерные просторы. Если вы идете в туристический сплав, то я бы сказал, что такой подход противоречит природе мероприятия, в котором вы участвуете, я уже не говорю про спортивный поход. Конечно, если вы прибыли прицельно рыбачить в Карелию, то, предположу, что без мотора вам будет туго- много рыбных мест, куда вам нужно попасть, а это не на обычном туристическом маршруте, а несколько в стороне. Но даже в этом случае - лучше без мотора. Ведь природа кругом, ребята, пока не очень тронутая даже... :) Так зачем нам с вами вся эта грязь машинная: выхлоп, масло, бензин... К тому же, не так страшно грести по карельским озерам, хотя, что говорить, утомительно. Итак, туристический лозунг: "Мотору - нет".
4. Вы - рыбак. Если вы идете стандартным туристическим маршрутом и не склонны серьезно от него отклоняться, то скорее всего результат рыбалки не очень оправдает (возможно) несколько завышенные ожидания: на маршруте всю рыбу выловили до вас. Чтобы поймать приличную рыбу придется поискать рыбные места в некотором отдалении от стандартного маршрута. Мы специально не искали такие "рыбные места" - не было времени.  Нам повезло один раз: стоило нам встать на ночевку на стоянке, которой никто не пользовался года 2-3, как  наши рыбаки выловили щуку с метр длиной. На остальных стоянках и по ходу движения по маршруту было "в дупель пусто" или рядом с этим.
5. Черника. Я в первый раз видел столько доступной для рядового обывателя черники. Она - везде. Буквально - стоит только сойти на берег. Пока ставишь палатку можно вдоволь поесть этой вкусной и весьма полезной ягоды. А вот морошку мы не встретили. Черникой питаются дикие утки. Выходят на берег прицельно, чтобы полакомиться черникой.
6. Заблудиться легко. Даже если вы опытный турист, пожалуйста, поступайте  разумно: уходя в сторону от стоянки ( грибы, ягоды, дрова, романтические прогулки, депрессия, нужда итп) берите спички, нож, перекус, фонарик, теплые вещи. Лучше - берите спутника: все веселее плутать. Заметка не на пустом месте: один наш коллега искал грибы 5 часов вместо планируемого 1 часа, и вышел на нашу стоянку в поздние сумерки весьма возбуждённый реальной перспективой заночевать в лесу. Другой наш коллега отлучился вечером по привычному туалетному делу и полчаса оглашал лес криками "Ау!". В общем, заблудиться действительно легко: лес очень плотный, рельеф плоский, как правило без видимых ориентиров.
7. Комары. Кто не может бить комаров на себе из соображений гуманизма или по причине брезгливости, не переносит укусов - вам следует взять москитную сетку. Комаров много. Во время нашего похода они не лютовали, но были очень заметны.
8. Читайте лоцию, пижоны (О. Бендер... почти). Мы ходили по высокой воде. По этой причине проскочили обычно непроходимой протокой мимо номерного порога, который нам пройти было в общем-то нужно. А заход в порог был через основную ( как выяснилось) протоку, которая не самым очевидным для нас образом, оказывается, уходила от основного русла (собственно эта протока и есть основное русло :) ).  Вывод - важно читать,верить  и следовать лоции.
9. Пороги простые. Большинство считает, что пороги простые и неопасные. В общем то это так. Если внимательно к ним относиться и готовить прохождение порогов. С ходу проходятся все пороги слаженным опытным экипажем.  Но осторожность никому не мешала: лучше смотреть. Особенно, если ваш поход проходит в нестандартных условиях.  У нас была большая вода и несколько порогов выглядели весьма впечатляюще. И были на деле серьезные.
10. Средства защиты. Конечно, грести по озерам в шлеме и спасжилете вроде как ни к чему. Но вот есть такие водники, которые только что не спят в жилете и гидре- их не стесняет наличие амуниции. И они действительно защищены, чего и вам желаю. В порогах всё же следует применять все полагающиеся средства защиты.
11. Сувениры. Нужно покупать в п. Калевала. Там есть этнокультурный центр "Калевалатало", в котором работают очень приветливые и дружелюбные люди. Можно купить вещи действительно сделанные своими руками здесь же, в этом поселке или в окрестностях. Можно заказать экскурсию  в местные музеи, поучаствовать в мастер-классах. Рекомендую.  Поддержите местных жителей тем, что приобретете у них несколько памятных вещиц - им непросто зарабатывать на жизнь: ведь кроме красивой природы, ягод, грибов, деловой древесины ( уже далеко не везде в Карелии) и народных промыслов им нечем особенно зарабатывать. Чтобы найти: спросите в первом же по ходу движения вашей группы магазине Калевалы. Адрес: п.Калевала, ул.Советская, 16; часы работы 09.00-13.00, 14.00-17.15, в выходные дни- по заказу; телефон +79004560555 Татьяна, дополнительно +79210169128.
12. Соловки. Вы будете возвращаться домой через Кемь, скорее всего. Запланируйте один день плюсом к вашему походу и посетите Соловки.
13. Спасибы. Спасибо всем местным жителям, которые встречались нам по пути следования - они очень приветливый и радушный народ. Благодарим их за гостеприимство. Спасибо нашей команде за отличное настроение на протяжении всего похода. Спасибо нашему руководу за выбор маршрута, и организацию, и за все, что нормальный руковод делает в походе.
14. Мусор. Убирайте за собой и за другими "туристами" мусор, пожалуйста.
Желаю вам хорошего сплава по Карелии - там тихо, уютно и красиво.