136 км по Ловозерским Тундрам и Хибинам. Нитка маршрута: Брянск - Москва - Оленегорск - Ревда - перевал Эльморайок - Сейдозеро - залив Цетчецаб Сейдозера - долина реки Чивруай - перевал Чивруай-Ладе - озеро Маннепакх - перевал Куфтуай - перевал Северный Тавайок - гора Сенгисчорр - озеро Сенгисъявр - гора Ангвундасчорр - озеро Горное - гора Кедыкварпхк - перевал Геологов - гора Аллуайв - рудник Умбозерский - река Сура - залив Чудалухт Умбозера - река Кальйок - гора Намуайв - озеро Верх.Ньюявр - озеро Пасъявр - залив Тульилухт Умбозера - река Тульйок - мыс Голкинский Умбозера - ГОК «Восточный» - пос.Коашва - Апатиты - Мурманск - Москва - Брянск.

Ловозерские тундры. Хибины. Дневник похода.

Собираясь в поход будь разборчив в выборе спутника, не исключено, что тебе придется его съесть.
Несколько пояснений общего характера:
1. Участники похода: Банный В.А., Лучин Ю.П., Мальковская Г.А.
2. Продолжительность похода 21 день, в т.ч. активная часть 13 дней.
3. Сроки похода: с 1 июля 2012 по 21 июля 2012 года.
4. Нитка маршрута: Брянск-Москва-Оленегорск-Ревда-Ловозерские Тундры-Хибины-Апатиты-Мурманск-Москва-Брянск.
5. На Кольском полуострове Московский часовой пояс, часы переводить не пришлось.
6. Упоминаемые в тексте берега реки (правый и левый) определяются традиционно, стоя лицом по течению.
7. В это время года на Кольском полуострове полярный день. Солнце хоть и скрывается за горизонтом, но светло.

01 июля 2012. Воскресенье. Первый день похода.
Брянск-Москва. До вокзала добирался на такси, все удовольствие 190 руб. Вызвали такси в 14:00, машина пришла быстро. До вокзала добрался быстро, минут за 15.
Позвонил Мальковской в в 14:15 они только отъезжают от дома. Поезд № 34 Одесса-Москва отправляется в 15:07. Стою у подземного перехода (в теньке) жду. Погода жаркая на солнце долго не простоишь. У меня рюкзак и пакет с продуктами. Жалко, что забыл взвесить рюкзак, вспомнил только в машине. В 14:35 приехали Мальковская, Банный и провожающие (Володя и Лешка). Перешли всем миром на платформу. В связи с таможенными процедурами (состав прибыл из Украины) наш вагон открыли для посадки за 5 минут до отправления. В вагоне жарко и душно. Места боковые, сидим. Свободных мест нет, заняты даже все боковые полки.               В 19:00 перекусили, выпили две банки пива. В Москву прибыли точно по расписанию в 21:18 без приключений. В поезде я практически все время дремал, после бессонной ночи.                 Без особого труда перебрались на Ленинградский вокзал. В здании вокзала ремонт, сидим на балюстраде Комсомольской площади неподалеку от здания Таможни. Ждать поезда № 212 Москва-Мурманск на котором мы едем до Оленегорска - 3 часа. Вечером не холодно, сидеть приятно. Мы с Галкой прошлись по киоскам купили пива, чипсов, попили кофе. Вася на вещах. Время прошло незаметно. В 00:20 пошли на перрон, в 00:50 объявили посадку. Вагон 4 места 9,10,11. В поезде все быстро улеглись спать, мы с Галкой отхлебнули из бутылки и тоже легли спать.
02 июля 2012. Понедельник. Второй день похода.
В поезде Москва-Мурманск. Проснулся в 7:00 и продремал до 8:00. В 8:15 встала Мальковская. Мы перекусили и попили чая. Погода солнечная в вагоне душно и жарко. В 9:02 совершенно непонятная техническая остановка Глажево, продолжительностью 1 час 59 минут. Платформы нет, двери проводники не открывают. Почему и зачем стоим неизвестно. За все время было два встречных поезда. Стоянка предусмотрена расписанием. За окном заросли борщевика выше человеческого роста и странные деревья (или кусты) с шарообразной кроной. Мы с Мальковской взялись за кроссворды. Вася спит. Весь день в поезде пьем, едим и спим. В Петрозаводске дождик. Гуляли по платформе под дождем.

03 июля 2012. Вторник. Третий день похода.
Оленегорск-Ревда.Утром проехали Кандалакшу. Солнечно, но прохладно. В футболках не ходят. Мобильной связи в вагоне нет. До 9 часов едем как обычно, потом начинаем собираться. На станцию Оленегорск поезд прибывает в 10:20.

Выходим. Погода переменная, низкие облака, но и солнышко проглядывает довольно часто. Тепло, градусов 17-18. Выходим на привокзальную площадь и сразу наваливаются таксисты - куда ехать? Поехали и т.д. За 70 км до Ревды (140 км туда и обратно) просят 3 тысячи руб. И почти сразу же скидывают цену до 2500 руб. Мы не соглашаемся. Торопиться некуда, осматриваемся.
На привокзальной площади стоит водонаборная башня, за ней в одноэтажном здании автовокзал. Рядом стоит автобус. Идем туда. Узнаем, что автобус отправляется в 11:00 как раз в Ревду. Цена билета 156 руб. Берем билеты, грузим рюкзаки в багажное отделение автобуса, занимаем места. С нами едут в Ревду еще три туристические группы. До Ревды автобус в пути чуть более часа. Я дремлю.               В Ревде я на вещах, Вася и Галя в магазин. Докупить продукты. Хлеб, 0,5 водки и кое-что по мелочи.
До Рудника Карнасуртра рейсовые автобусы не ходят, хотя раньше ходили.
Одна тургруппа уходит в сторону центра Ревды, другая спрашивает дорогу к перевалу Геологов и уезжает на такси. Мы двинулись к руднику Карнасурта в 15:00 пешим порядком. Дорога асфальт, протяженность 6 км., поднимается в гору на всем протяжении. Идем, отдыхая через километр. Дается не легко, непривычно, рюкзаки с полной выкладкой. Сильный ветер, комаров нет. Нас обогнало несколько служебных автобусов, ни один не остановился. Не доходя рудника останавливаемся справа от дороги в низинке неподалеку от озера Ильма. В низинке ветра нет, затишно.
Вася развел костер и сходил за водой на склон горы (из озера брать не рискнули), я поставил палатку. Мальковская занимается приготовлением рыбного супа из консервов сайры. В 19:00 начался дождик, мы натянули тент для вещей и залезли в палатку. Сейчас 20:00 я пишу дневник все лежат, спать вроде рано. Не холодно. Общее впечатление от прошедшего дня - хорошая тренировка и начало акклиматизации. Завтра по плану нужно преодолеть перевал Эльморайок. Не заметно засыпаем. Это наша первая ночевка. Пройдено за день 6 км. (здесь и далее, в подсчетах пройденного пути, указывается расстояние в проекции на горизонтальную поверхность. Понятно, что в горах горизонтальных участков местности мало, но навигатор, к сожалению, считает именно так).

4 июля 2012 года. Среда. Четвертый день похода.
Перевал Эльморайок.Всю ночь шел дождь, за исключением с 1 до 3 ночи. Проснулись рано. Дождь моросит, низкая облачность перевал в облаках, которые идут со стороны Ревды. Мы лежим в
палатке, в 8:00 дождь утих, мы вылезаем. Костер еще тлеет, так как с вечера был заботливо укрыт Васей найденной доской. Первым делом натянули тент на случай, если дождь опять начнется и он не заставил себя долго ждать. На завтрак остатки вчерашнего супа и чай. Собираемся, все мокрое и сырое, палатку хоть выжимай. Очень пригодился гермомешок, он вставляется в рюкзак а в него уже все остальные вещи.                 Выходим на маршрут в 10:40 под моросящим дождем. Прошли территорию рудника. Встретили двух человек, на нас они внимания не обратили. Видно туристы часто ходят и не вызывают ни у кого интереса. Тем более под дождем. На территории разруха, но процесс добычи идет.
Тропа хорошо видна, но на курумнике теряется. Идем поднимаясь в гору. Дождь не унимается. Поднявшись выше, попадаем в туман, облако накрыло перевал и висит на нем, несмотря на сильный ветер. Дорога на перевал забирает вправо, теперь уже сплошной курумник. Камни покрытые лишайником - скользкие. На седло перевала вышли в начале второго дня. Сильный пронизывающий ветер. Туман. Дождь. Отдыхаем, прячась от ветра за большими камнями или в складках местности. Видимость небольшая метров пятьдесят, поэтому никаких красот не видно. Видно только то, что под носом и то в тумане. Это большой минус.
Спуск с перевала занял не много времени и вскоре вышли к зеленке в виде невысоких березкок. Спустившись ниже, туман стал жиже. Иногда он и вовсе рассеивался и можно было, с высоты птичьего полета, увидеть долину, куда мы спускались. Прошли несколько приемлемых стоянок в месте слияния рек. Дойти сегодня до Сейдозера мы не планировали и хорошая стоянка с дровами, возле реки нам бы не помешала. Нужно было просушиться у костра.

Место для стоянки (в аккурат для одной палатки) нашлось в районе 18:00 на левом берегу реки Эльморайок внизу крутого спуска. Здесь нас обогнала группа туристов из Мончегорска - 4 человека, которые шли на Сейдозеро и чуть спустя еще один человек. Он ехал на мотоцикле на Рыбачий, а здесь, оставив мотоцикл у проходной рудника, решил посмотреть Сейдозеро. Сам мужчина из Белорусии, но родом из Украины (Глухов).
Развели костер. Дрова есть. На ужин пережарили, оставшееся с дороги, мясо с луком, сварили рис в пакетиках и все это смешали вместе. Кроме того, сало и 100 гр. водки. Получилось ништяк. На всякий случай натянули тент и сложили под него вещи.                В 20:45 ложимся спать. Дождя с этой стороны перевала не было. Три четыре раза выглядывало солнышко. Очень доволен своим снаряжением. Практически весь день шли под дождем на ветру, но мембранные куртка и башмаки влагу не пропустили. Мне сушить пришлось только один рюкзак. Но в целом, день был очень сложный для нас, может быть потому что мы еще не акклиматизировались, может из-за плохой погоды или физической нагрузки, но тот факт, что непьющий Вася вечером попросил водки, говорит о многом.              Еще из происшествий дня, Галка немного искупалась в реке Эльморайок, оступившись переходя речку по камням. Это была вторая наша ночевка. Пройдено 7 км.

5 июля 2012 года. Четверг. Пятый день похода.
Сейдозеро.Встали в 7:30. Температура воздуха +14 градусов. Холодный ветер, но солнечно, небо чистое. Комаров нет. В палатке + 18. Раскладываем на солнышко так и не высохшие за ночь рюкзаки. На завтрак манная каша и чай.

Стоянку покинули в 10:30. Спускаемся вниз по тропе. Зачастую по курумнику. Переправились по камням через ручей (левый приток реки Эльморайок). Погода солнечная. Долго искали Куйву, нашли и сфотографировали, но издали.
Из Википедии: Куйва — персонаж мифологии саамов, легендарный великан, обитающий в Ловозерской тундре. Легенда: В древние времена предки саамов пришли в долину Ловозерской тундры и встретили злого великана Куйву, который напал на них. Была большая (по меркам саамов — это могло быть и несколько десятков человек и даже один десяток) битва, Куйва брал верх, убивая людей и творя различные мерзости. Тогда саамы призвали своих богов, те увидели последствия учинённого Куйвой погрома, разгневались и поразили его молниями. Великан превратился в скалу, стал сейдом, сохранив свои исполинские размеры. Короче, размазали его по стенке! И поделом ему! К сожалению, подтвердить или опровергнуть эту информацию мы не можем, принимаем как есть!
Дошли до озера. Вид потрясающий. Тропа идет вдоль северного берега, мы шли и все время фотографировали.
Тропа петляет, то поднимается, то опускается. Камни, корни и т.д. Быстро не разгонишься. По ошибке зашли на полуостров, очень удивились когда тропа закончилась. Тропа часто разделяется, нижняя идет вдоль берега повторяя его очертания, а верхняя более прямая. Много стоянок, на которых не счесть оставленных или забытых вещей, а именно, мы находили: пилу, кофту, новые резиновые сапоги, соль, водку, носки, спрей от комаров, крем, лимон и т.д. Вещи почти все новые или непочатые.
Перекусываем сухофруктами на берегу озера. Замерили навигатором скорость движения, получается чуть более 700 метров за 30 минут или 1,5 км в час (с отдыхом).               На стоянку стали около 18:00 между реками Куклухтнюнуай. Чудесное место на берегу озера, прекрасный пляж, кострище. Вася и Галка купались по очереди в стиле «НЮ», вода весьма холодна около 12 градусов. Берег мелкий и заходить в воду достаточно неприятно. А погрузиться сразу нельзя.
Над озером чаек не видно, много диких уток, есть лебеди. В воде у берега стайками плавают мальки.
На ужин сырный супчик и чай. Продукты убывают, но не так быстро как хотелось бы.          Найденную водку единогласно решили испытать на мне! В 20:00 началось испытание, выпил около 100 гр. В 20:30 началась икота, добавил еще 50 гр, в 21:00 все еще жив, в 21:30 вообще ничего не ощущаю, в т.ч. и вредных последствий. Вывод: гадость, но забирает! Повезло! Водка крепкая, похожа на разбавленный спирт с лимонным привкусом.
Палатку заблаговременно (до испытаний) поставил на берегу возле воды. Отбой в 21:30. От озера тянет холодом. Одел термобелье. Галка в своей шапке похожа на Фунтика. Это третья наша ночевка. Пройдено за день 8,67 км.

6 июля 2012 года. Пятница. Шестой день похода.
Сейдозеро.Встали в 7:00. Температура + 14 градусов. Солнечно. На завтрак гречневая каша. Собираемся и выходим в 9:30, на час раньше обычного. Пока в график вкладываемся. Дневные переходы не большие, 7-9 км. Тропа опять петляет вдоль берега. Переправа через реку, Вася и Галка по бревнышку, я по камешкам.
Через некоторое время еще одна неглубокая река со спокойной водой. Переправа по бревну. В районе озера Щучье начались болота. Тропа в воде. Где возможно, прыгаем по камням, кочкам. Вышли на единственный в северной части озера луг. На лугу июльское разнотравье. Чуть поодаль стоят дом - егерский пункт заказника "Сейдявр" и два чума под брендом "Экспедиция". У егерского пункта стоит мотоцикл с коляской.
У егерского пункта делаем привал. Нам задают стандартные вопросы, а именно: откуда мы, цель посещения заказника, сроки пребывания, ответственный руководитель и т.д. ответы записывают в журнал. После чего, спросив кратчайшую дорогу к реке Чувруай, мы двинулись далее. Как нам объяснили, кратчайший путь лежит по косе между Сейдозером и заливом Цетчецаб. Чтобы попасть на косу нужно идти к мосту по заболоченному берегу. Тропа отмечена синими фирменными знаками заказника, кроме того, стоят указатели направления на мост. От егерского пункта накатанная мотоциклом дорога ведет к Ловозеру. Но нам с дорогой не по пути, сворачиваем направо и уходим в болота по направлению к мосту.
Идем по болоту, режим движения - 30 минут месим кочки, топчем мокрый глубокий мох, проваливаясь в грязь и воду, тревожа комаров и мошек, 10 минут отдыхаем стоя или сидя на рюкзаках. Единственно, что радует, так это то, что мы значительно сокращаем путь. По плану мы должны были обходить залив Цетчецаб и переправляться через протоку Сейдъяврйок, а это на 1,5-2 км дальше.
Тропа основательно отмечена указателями, без которых найти ее было бы весьма проблематично, особенно во мху.
Добрались до моста. Мост оказался бревном с поручнем, перекинутым через глубокую протоку шириной 6-7 метров с сильным течением. А далее брод. Глубина брода чуть выше колена. На дне камни, босиком идти не рекомендуется. Ботинки снял, привязал к рюкзаку, надел сланцы, брюки закасал, но в одном месте при переправе подскользнулся и чуть было не упал, в результате штаны немного подмокли.
               Идем по узкому перешейку в ожидании еще одного брода. Отдельные места заболочены. Когда оказались на материке и убедились, что бродов больше не будет (а их больше и не было), остановились для того, чтобы перекусить и посушится. Погода солнечная, тепло, комаров мало. Подкрепились сухофруктами. На восточном берегу Сейдозера много галечных пляжей. Идем по берегу у воды. К 16:00 подошли у устью реки Чивруай и стали на стоянку на берегу озера. Подниматься вверх в планах на сегодняшний день у нас не было.
На ужин суп из рыбных консервов и кисель.
Очень теплый, тихий вечер. Мы умиротворенные сидим на берегу и любуемся озером. Весь пройденный путь по северному берегу как на ладони. Немного видна долина реки Эльморайок по которой мы спускались к озеру, междуречье Куклухтнюнуай, где мы ночевали, лужайка с егерским пунктом, мостик и брод. Сверху из долины реки Чивруай спустилась группа туристов три человека. Они огибали Сейдозеро по южному берегу, переправились через Чивруай и торопились за сегодня дойти до егерского пункта. Мы выдали им информацию про брод и болото, на том и расстались.               Где-то слышны раскаты грома, но облака высокие перистые, надеемся что завтра будет хорошая погода. Завтра нам предстоит трудный путь вверх по долине реки Чивруай, но это завтра. А сегодня, уже 19:45, спать не хочется, мы сидим на берегу, я пишу дневник, а Галка и Васька болтают о всякой хреновне. Это четвертая наша ночевка.               За день пройдено 8,15 км.

7 июля 2012 года. Суббота. Седьмой день похода.
Долина реки Чивруай.Встали в 7:00. Погода пасмурная, на противоположном берегу озера с гор ползут облака. Ветер с озера, прохладно. На завтрак макароны. Едим с топленым маслом, тушенки мы с собой не брали.
При сборах дважды перевернул свой рюкзак искал туалетную бумагу, так и не нашел. А было очень нужно! Вышли на маршрут в 9:20. Идем по правому берегу реки Чивруай, по тропе вверх, через буреломы и болота. Болота образуются из-за многочисленных ручьев, которые стекают в реку с правого склона долины. Идем по тайге, высоченные ели, лиственниц нет совсем. Когда идешь по заросшей тропе, лиственница более предпочтительней, чем елка. У нее мягкие иголки и их гораздо приятнее ощущать на своем лице, нежели колючие еловые лапы. Но не повезло! Несколько раз начинался и прекращался дождик. Очень низкая облачность, практически ничего не видно.
Вскоре тайга сменилась зарослями ивняка и березы, потом карликовой березы. На отдельных участках приходится продираться через заросли ивняка, зачастую ручей течет прямо по тропе. Чаще стал встречаться курумник, заросший мхом или лишайниками.                Дождь зарядил где-то в районе первого озера в 14 часов. Мелкий, моросящий. Продираться через кусты с рюкзаками это не есть ГУТ, а через мокрые кусты, с которых льется вода, это вообще удовольствие не из приятных. Одеваем плащи, защиту на рюкзаки и движемся постоянно вверх под дождем.
За полтора два километра до верхнего озера исчезла зеленка. Остались только курумник и мхи. Дошли до верхнего озера в 15:30. Дождь и не думает прекращаться. Кругом снежники. Перевал Чивруай-Ладе, на который мы должны подняться, накрыт облачностью и не виден.

Я переодеваюсь, поскольку мой анорак, надетый под мембранную куртку, весь мокрый от пота и спина чувствует себя не комфортно. Натягиваем тент, используя большой камень и наши треккинговые палки. Дров нет, но место для палатки на берегу озера имеется на камнях покрытых ягелем.
Вася пошел вперед на разведку, мы с Галкой распаковываем под тентом вещи, ставим палатку и затаскиваем в нее спальные принадлежности. С помощью газовой горелки кипятим воду. На ужин картофельное пюре. Пока мы возились под тентом, одна из палок, которые его подпирали, упала и Галке, в дополнении ко всем невзгодам, за шиворот вылился ушат холодной воды с тента.
Когда закипела вода, вернулся Вася. Мы поужинали и я ушел в палатку греть спину. Натянул на себя термокостюм, флиску и залез в спальник. Дождь все не унимается.                19:00. Вещи все под тентом, мы в палатке. Я пишу дневник, Галка решает кроссворды, Вася дремлет. Все бы хорошо, но у Галки под дном палатки попался камень в самом интересном месте. Галка долго ворочалась выбирая к кому из нас прильнуть... Незаметно под шум дождя мы уснули. Это пятая наша ночевка.
За день пройдено 6,98 км.

8 июля 2012 года. Воскресенье. Восьмой день похода.
На горном плато.Проснулись в 7:00. Дождя нет, сильный туман. Все мокро, кругом сырость. Вылезать не охота, лежим в полудреме до 9:00. Все-таки воскресенье сегодня. Если учесть, что спать мы легли вчера в районе 19:00, а вылезли из палатки в 9:00, получается что спали 14 часов.
              На завтрак манная каша и чай, готовим на газовой горелке. Собираемся. Все абсолютно мокрое, палатку и тент хоть выжимай. Дождь шел всю ночь с небольшим перерывом. Сидим прямо в облаке, в воздухе мелкая морось.
Вышли на маршрут в 12:15. Очень поздно. Обходим озеро справа и лезем круто вверх по курумнику, но в тумане не видно достигли ли мы перевального взлета или это просто подъем. Река Чивруй берет начало из верхнего озера. А выше озера текут многочисленные ручьи из снежников. Они и питают верхнее озеро. Очень много водопадов, больших и маленьких. В самом верху долина раздваивается, мы уходим по правому распадку вверх (если смотреть по ходу движения), хотя на перевал Чивруай-Ладе ведет левый.
Когда мы уже почти забрались наверх, выглянуло солнце и туман стал таять на глазах. Показались отвесные скалы долины реки Чивруай. Мы увидели верхнее озеро, на котором сегодня ночевали. Воспользовавшись случаем вдосталь нафотографировались. На этом привале я забыл свою сидушку, цвета зеленый камуфляж. Тому кто найдет, дарю..., безвозмездно. Далее по курумнику и частично по снежникам поднялись на плоскогорье.
Подъем (по вертикали на 400 метров) на плоскогорье от верхнего озера занял около 4 часов.
Идем по направлению к озеру Маннепакх. В основном по курумнику. Идти около 3 километров. К озеру подошли в 17:00. Набрали воды и двинулись в сторону перевала Куфтуай. Погода в второй половине дня солнечная, но комаров даже вверху достаточно много. Правда они не кусаются, а просто лезут в нос, рот и во все другие дырки. Мы назвали их любопытными комарами.
Немного не дойдя до перевала Куфтуай, на склоне горы нашли небольшое место для палатки и остановились на ночлег. Воды на всех 1,5 литра, поэтому решили ужин не готовить, а получить сухим пайком. Соленое сало, хлеб, лук, чеснок, семечки (тыквенные), боевые 100 грамм. Запили все это глотком воды. Отбой в 22:00. Тепло. Сплю поверх спальника. Из-за того, что поздно вышли немного отстали от графика. По плану ночевка должна быть после перевала Куфтуай. Это шестая наша ночевка.
Пройдено за день 6,62 км.

9 июля 2012 года. Понедельник. Девятый день похода.
На горном плато.Галка проснулась в 7:00. вылезла и спросила, что будем делать. Вася сквозь сон ответил, что будем спать до 8 часов. Я не вмешивался. Проснулись в 9:15. Чувствуя за собой вину, собрались и пошли не завтракая. Собственно и воды на завтрак у нас не было. Сняли лагерь и вышли в 10:20. На противоположном склоне долины реки Куфтуай ярко выделяется снежник и небольшое озеро. Решили идти к нему, там позавтракать, пообедать или поужинать, как получится.

Но по какой-то причине мы «свалились» от перевала в сторону реки Куфтуай. Ущелье забито снегом, противоположный склон - отвесная стенка. Обходить около 2 км нужно со значительным подъемом - это большая потеря времени и сил. Решили подниматься вверх по стенке. Нашли более менее подходящее место высотой около 15 метров и полезли. Вася с рюкзаками мы налегке. Весь подъем занял десять-пятнадцать минут и прошел без происшествий. Наверху нашелся ручеек и мы сразу же набрали воды, на примусе приготовили завтрак: картофельное пюре, чай. Очень много комаров, не знаю откуда они берутся, кругом голые камни, даже мха нету, но любопытных комаров полным полно.
Далее наш путь лежит на перевал Северный Тавайок. Мы немного отклонились от требуемого направления, но с помощью навигатора скорректировали путь и в результате вышли очень точно на перевальный тур. В туре лежала записка альпинистов из С.Петербурга, которые проходили перевал 21 июня 2012. Записку мы забирать не стали (оставили на месте) свою тоже не писали.
Практически перед самым перевалом погода резко испортилась. Сильный ветер, в спину, моросящий дождь. К озеру Сенгисъярв с перевала можно попасть двумя путями. Обходя гору не набирая высоты, но и не теряя ее. Это длинный путь по времени и расстоянию. Второй путь через вершину горы Сенгисчорр с подъемом по вертикали на 200 метров - более короткий путь, но требующий более существенных затрат сил. Мы выбираем второй путь.

С набором высоты ветер, дождь, и туман усиливаются, никаких ориентиров не видно, идем по стрелке навигатора на маршрутную точку «вершина горы». Под ногами курумник. Ветер холодный, пронизывающий, температура воздуха + 11 градусов. Но хоть комары пропали, можно не опасаясь дышать полной грудью через рот. Подъем затяжной.
Почти у самой вершины вышли на вездеходку, которая пересекала наш путь. Свернули вправо, прошли несколько сот метров, навигатор показывает, что мы удаляемся от нужной точки. Возвратились с исходную точку и пошли налево. Вездеходка вывела нас почти на вершину и закончилась около шурфа геологов. Около шурфа пикетный столбик, ржавые железки, куча банок из под тушенки и много пластиковых бутылок.
На вершине горы мы обнаружили скальный выход выше человеческого роста. Он помог нам укрыться от пронизывающего ветра. С вершины в туманной дымке видно озеро Сенгисъявр.
По времени было уже достаточно поздно, около 20:00 часов, поэтому мы решили ночевать на вершине. Небольшое местечко с крупным гравием для палатки нашлось у расщелины скального выхода. Пришлось немного поработать растаскивая крупные камни. В это время пошел снег «и наступил Новый Год» :-).
Поставили палатку. Боковой ветер рвет и треплет ее, но штормовые растяжки, приваленные камнями, держат прилично. Снег быстро закончился. Вася отправляется на разведку к озеру, мы занимаемся вещами. Воды опять мало (выпили за день пути) ужин готовить не из чего. Готовим перекус хлеб, сало, лук, чеснок, печенье. На закуску по конфетке. Время уже 22:15 все уже спят, я заканчиваю писать дневник. Ветер в палатке гуляет со всех сторон. Но в спальнике тепло, особенно если залезть в него с головой. Это седьмая наша ночевка.
За день пройдено 7,02 км.

10 июля 2012 года. Вторник. Десятый день похода.
На горном плато.Галка опять проснулась в 7 часов. Спросила, что будем делать? Вася ответил: Поспим часок. Я опять молчу. В результате в половину девятого проснулся от нарочито противно-мерзкого голоса Мальковской, которая как заведенная, истошно вопила прямо нам в уши ПОДЪЕМ, ПОДЪЕМ, ПОДЪЕМ…

Выяснилось, что утром в 7 часов был сильный туман и очень холодно, и ей самой не хотелось вылезать, а в 9 утра, когда мы встали, уже было солнышко, но все равно очень прохладно и сильный ветер. Температура воздуха + 6 градусов. Солнце хоть и светит, но греет слабо. Воды осталось по 0,5 литра на каждого, поэтому завтрак опять не готовим. Между Ангвундасчорром и Сенгисчорром, у северо-западного склона горного хребта Сенгисчорр, расположен глубокий цирк, внутри которого и находится озеро Сенгисъявр. Название озера происходит от саамских слов сиенгес (тонкий) и явр (озеро).
С высоты озеро просматривается как на ладони. Голубое небо отражается в воде и она кажется синей-синей. Конечно, мы не могли не запечатлеть этот момент на своих фотоаппаратах. Обходим озеро по краю цирка и спускаемся вниз к вездеходке, которая видна издали. По вездеходке с затяжным подъемом уходим на гору Ангвундасчорр. Это самая высокая гора Ловозерских Тундр. Ее высота 1126 метров. По вездеходке идти значительно легче, чем по курумнику, но вездеходка идет не всегда там, где удобно пешеходу. То резко поднимается вверх, то опускается вниз, но мы с нее не сворачиваем. Проходим рядом с вершиной горы Ангвундасчорр. Отставание от графика составляет примерно один день.
Денек для ходьбы очень хорош. Солнце, прохладно, комаров нет и в помине. С вездеходки мы свернули только один раз, чтобы полюбоваться озером Горное, которое находится, вблизи перевала Геологов. Озеро также расположено в горном цирке, но значительно меньше озера Сенгисъявр. Зато на озере Горном плавает белоснежный лед, резко контрастируя с ультрамарином воды. Здесь же устроили перекус из сухофруктов.           К 15 часам, преодолев очередной подъем на гору Кедыкварпхк, мы вышли на перевал Геологов. Перевал Геологов представляет собой узкую перемычку протяженностью 150-200 метров между вершинами гор Аллуайв и Кедыквырпахк, ограниченную с обеих сторон обрывами (с карнизами) цирков в верховьях ручья Азимут и Вторым (западным) цирком Раслака.
Если заглянуть в окно цирка Раслака, можно увидеть и Ревду и рудник Карнасурта, откуда начиналась активная часть нашего похода. Перевал Геологов известен еще и тем, что здесь есть мобильная связь. У нас в первый раз после Ревды появилась возможность позвонить домой и сообщить, что у нас все в порядке.
Галка долго копалась, несколько раз перетряхивая содержимое рюкзака в поисках мобильника. Мобильник нашелся спустя некоторое время внутри спальника, который был уложен в компрессионный мешок. Но радость от находки оказалась недолгой, так как незамедлительно обнаружилась пропажа очков. Очки не желали находиться и Галке пришлось набирать цифры на телефоне глядя через трубочку (есть такая хитрость). К слову сказать, очки нашлись вечером внутри свернутой палатки. Так или иначе, позвонили родным и друзьям.
После перевала, перед вершиной горы Аллуайв мы, отклонившись от маршрута, по вездеходке ушли влево, оставив вершину справа. Нам показалось, что так гораздо ближе добраться до воды. Но вездеходка закончилась у очередного шурфа. Дальше мы спускались по склону усыпанному курумником и остановились на площадке заросшей ягелем. С площадки, расположенной над рудником Умбозерский, открывается прекрасный вид на Умбозеро и Хибины. Место для палатки есть, но ни дров, ни воды вблизи нет. Провели инвентаризацию водных ресурсов. У нас осталось на троих 0,4 литра воды. Собрали все свободные бутылки и Вася отправился за водой к ручью Азимут. А мы разбираем вещи, устанавливаем палатку, обустраиваем лагерь. Из-за Галкиных придирок мне пришлось три раза переставлять палатку, ну типа все не так, не там и т.д.
На ужин геркулес и чай. Дров нет, готовим на газу. Мне добавка картофельное пюре. На этой стоянке наконец допили водку найденную на Сейдозере. Погода прекрасная, к вечеру ветер утих. Завтра мы попрощаемся с Ловозерскими тундрами и начнем переход в Хибины. С места нашей стоянки виден практически весь наш предстоящий путь до Хибин. Сейчас время уже 22:25. Вася спит. Галка требует назад свои очки (для изучения топокарт). Я заканчиваю писать. Это восьмая наша ночевка.
За день пройдено 10,98 км.

11 июля 2012 года. Среда. Одиннадцатый день похода.
К Хибинам.Подъем в 8:20. Погода прохладная, но солнечная. Появились комарики. На завтрак манная каша и чай. К чаю по две конфетки. Готовим на газу.
Собираемся и выходим в 10:20. Долго спускаемся по склону горы Аллуайв, оставляя рудник слева.
Выходим на автодорогу с асфальтовым покрытием, возле моста через ручей Аллуайв. Теперь нам предстоит топать по этой дороге 3,6 км. Идем достаточно быстро, набрали хороший темп ходьбы. Вчерашнее отклонение от маршрута у вершины горы Аллуайв вызвало увеличение пути на 2,5 км.
От водителя автомашины узнали, что рудник Умбозерский в настоящее время не работает, раньше здесь добывали лопарит (руда редкоземельных металлов, тантала и ниобия).
В 12:11 мы были уже у поворота к бывшему военному полигону. До полигона 2,5 км. по асфальтированной дороге. Преодолеваем это расстояние за 50 минут. Короткая экскурсия на полигон, ничего интересного - все брошено и разбито. У полигона асфальт заканчивается, дальше идем по лесной дороге. Справа и слева озера, пейзажи очень напоминает Карелию. Появились грибы маслята. Комаров мало, не досаждают, но зато появились оводы и слепни. Погода солнечная. Вскоре в 14:22 вышли на первую развилку дорог (N67 54.870 E34 21.351). Налево дорога хорошо наезженная, справа обычная. Прошли по наезженной, показалась, что она уводит в сторону. Вернулись, пошли по правой. Через 10 минут опять развилка дорог (N67 54.835 E34 21.154). Налево заросшая дорога, а направо наезженная. Пошли по заросшей, не понравилось, опять вернулись пошли по правой. Определить кратчайшее направление сложно, маршрутная точка на которую взят курс (мост через реку Сура) по навигатору слишком далеко, а дороги безбожно петляют.
Но, так или иначе, мы выбрали свою дорогу и движемся по ней. К этому моменту солнце спряталось за тучи, потянуло прохладным ветерком.
Вскоре дорога незаметно исчезла, превратившись в тропу, через болото. А вскоре в болоте исчезла и тропа. Чтобы не плутать, выходим напрямую (по болоту и тайге) с помощью навигатора на ближайшую известную точку – до которой 580 метров. И дальше 890 метров по тропе вдоль реки Сура до моста.
Проанализировав уже дома трек пройденного маршрута и дороги нанесенные на карту, можно с уверенностью сказать, что лучшим вариантом был бы выбор на первой развилке левой наезженной дороги. Не доходя метров 300 до моста начал накрапывать дождик. Идем по тропе еле-еле, т.к. уже достаточно устали плутая в болотах. У моста встретили группу туристов из В.Новгорода (5 человек), которые из Хибин шли в Ловозерские тундры. Обменялись информацией и разошлись. К мосту через Суру подошли к 17:00 часам. Мост в прекрасном состоянии. Поскольку дождик усилился, мы перешли на другой берег и натянули тент, для того чтобы отдохнуть и приготовить еду. На берегу еще горел костер, оставленный туристами из В.Новгорода. Мы быстро сварили рис. Пообедали. Дождик продолжает моросить, но нужно двигаться вперед чтобы сократить отставание.
Сил наших хватило километра на полтора-два. На ночевку стали в 19:40 прямо у дороги возле небольшой речки. Палатку поставили на ягель, костер развели на дороге в колее. Натянули тент. Сварили кисель. Вещи под тентом, мы в палатке. Дождь шел все ночь не прерываясь…. Это была девятая наша ночевка.
За день пройдено 17,12 км.

12 июля 2012 года. Четверг. День двенадцатый.
К Хибинам.Подъем в 8:00. Пасмурно, низкая облачность. Ветра нет. Много комаров. На завтрак гречневая каша в избытке. Всю съесть не можем, часть забираем с собой. Кругом очень сыро. Палатка и тент мокрые. Собираемся и выходим в 10:00. Идем по лесной дороге, проходим несколько рек или ручьев, переправляясь по камням. Дорога залита водой, местами заболочена. Несколько раз начинался мелкий дождик.
              В 12:30 прошли косу и подошли к месту переправы между Ниж.Чудозером и заливом Чудалухт Умбозера. Пасмурно, прохладный ветер с озера. Переправа заняла два часа. Вася нашел две палки длиной 1,5 – 2 метра. К палкам привязали несколько найденных здесь же пустых пластиковых бутылей, для повышения плавучести. Соединили треккинговыми палками в виде носилок. Основные вещи засунули в две гермы, надули их и положили поперек носилок. Во второй ярус - два рюкзака (почти пустых) и на третий ярус еще один последний рюкзак с продовольствием. Все это перевязали веревками. Получилась весьма шаткая и достаточно тяжелая конструкция. При первом контрольном подъеме, все развалилось. Пришлось дополнительно все перевязать еще одной веревкой.

Когда все готово, мы раздеваемся и заносим носилки-плот в году. Течения нет, но под ногами камни. Из-за остроты момента, холода совсем не ощущается. Нижний ярус носилок-плота скрывается наполовину под водой, но зато появляется плавучесть конструкции. Вася идет первым, я вторым, Галка с боку поддерживая наши вещи.
Особенность брода такова, что от мыса к мысу нужно идти не напрямик, а так как в шахматах ходит конь, т.е. буквой «Г» сначала забирая в сторону озера, а потом уже поворачивать на противоположный мыс. Мы это знали и в точности проделали. Рост у меня 1,81 см вода достигла сантиметров 15-20 выше пояса. Васе соответственно вода чуть выше, а Галке пришлось цепляться за нашу конструкцию чтобы не утонуть, т.к. сбоку оказалось глубокое место. Когда Галку отцепили (ногой) ей пришлось некоторое время плыть рядом с нами по собачьи.
На противоположном берегу, под впечатлением переправы, мы все чувствуем себя героями и холод практически не ощущается. Во всяком случае, я его не чувствовал. Разбираем носилки-плот. В Васину герму попала вода и вещи немного подмокли, в основном спальник и Галкина куртка. Это произошло наверное потому, что герма была плотно набита и поэтому надежно завернуть край не получилось. В моей герме все сухо. Галка сказала, что нужно было совать все ко мне, на что я ей резонно ответил: тогда бы у меня все промокло! Переодеваемся на пустынном берегу одновременно, повернувшись спинами друг к другу. Здесь же перекусываем и выпиваем по 2 колпачка спирта (для сугреву). Движемся по дороге в сторону Хибин. Через 350-400 метров еще один брод шириной полтора-два метра и глубиной 20-30 см через протоку небольшого озерка.             Далее движемся на запад по лесной дороге между рекой Кальйок и ручьем Кедакуай. Вскоре дорога привела к броду через реку Кальйок вместе слияния двух рукавов. Ширина брода более десяти метров глубина не выше колена. Но сильное течение и холодная вода. На дне крупные камни.
Форсируем реку, в этот момент начинается дождь от умеренного до сильного. Лесная дорога заросла, поэтому вода льется на нас с неба и с кустов. Прямо на дороге стали попадаться грибы, набрали достаточное количество. Стали на ночлег в 17:39 на обочине дороги. Палатку поставили на ягель, костер в колее.
              На ужин грибной суп с макаронами и чай. Когда Галка почистила грибы, инициативу готовки грибного супа резко взял на себя Вася. Как Галка не пыталась отстоять свои права на стряпню, ничего не получилось! Я молча наблюдал со стороны за дебатами. Вася настаивал варить грибы не более 5 минут, а Галка настаивала сливать воду. В результате когда закипела вода в нее были положены грибы и варились 10 минут (ни вашим, ни нашим), после чего в суп были брошены макароны (с избытком, ну так уж получилось) и еще через 7 минут суп был готов. Вода, в которой варились грибы не сливалась, в результате чего, как сказал Вася суп имеет ярко выраженный грибной дух и немножко подумав, добавил: и лесной аромат. Галка съела немного и с осторожностью, а я съел свою порцию не колеблясь, т.к. никакие грибы не могут испортить макароны, которые я очень люблю. Тем более под два колпачка чистого спирта. Грибной дух и лесной аромат присутствовали, но я думал вкус будет более насыщенным.
Когда все поели, я затаскиваю спальные вещи в палатку, Галка с Васей сушат подмокшие на переправе вещи. Вечером дождя нет, но низкая облачность. Хибин не видно. В 21:30 все уже дрыхнут, я заканчиваю писать дневник. Пора спать и мне. Это 10 наша ночевка.
 За день пройдено 11,19 км.

13 июля 2012 года. Пятница. Тринадцатый день похода.
Хибины.Подъем в 7:00. С утра пасмурно, но небо высокое, есть надежда, что распогодится. Тепло. На завтрак Васе остатки вчерашнего грибного супа, мне остатки вчерашней гречневой каши, Галка на завтрак пьет только чай. Комарики имеются, но особо не достают.

Идем незначительно поднимаясь вверх по долине реки Кальйок. Справа, по ходу движения, гора Валлепакх, слева Намуайв.
В 10:25 подошли к месту развилки дороги. Резко поворачиваем налево и начинаем подниматься по уже более крутому склону горы Сев.Суолуайв и дальше на вершину Намуайв (684 м). Подъем по вездеходке на 350 метров (от реки Кальйок) протяженностью около 4 километров ничего сложного из себя не представляет. Бывают горизонтальные участки, встречаются и крутые подъемы, все как всегда. Только за вершину Намуайв зацепилось облако и по мере подъема усиливается ветер. В 13:15 мы уже на вершине, видимость не более 50 метров. Отдыхаем после подъема, спрятавшись от ветра за невысоким камнем. На ветру с мокрой от пота спиной весьма холодно, я снимаю анорак и одеваю сухую футболку с рукавом, флиску и сверху куртку. Начинаем спускаться, на полпути в 14:00 перекус сухофруктами.
Природа северо-восточной части Хибин заметно отличается от Ловозерья. Горы похожи на сопки, покрыты мхами, даже вершины. Курумника нет. Гораздо больше дорог.           Идем по дороге. Дорога ведет на озеро Верх.Ньюявр и все больше заворачивает влево, а нам нужно правее. Попробовали свернуть направо и пошли по дороге вдоль реки Майвальтайок, но скоро засомневались в правильности своего выбора. Дорога уводила в другую сторону. Решили воспользоваться услугами навигатора и напрямую выйти на маршрутную точку № 32 переправы через реку Майвальтайок. До точки мы дошли, пройдя 800 метров, но переправы не обнаружили, река довольно быстрая и полноводная, противоположный берег обрывистый.
              Попробовали пройти по еле заметной тропе вдоль реки вниз по течению в поисках брода, но тропа скоро исчезла, а мы еще быстрее измучились. По глубокому мху через бурелом с рюкзаками идти очень трудно. Зацепившись за что-то и упав, Галка сломала свою треккинговую палку. Нам решительно надоели эти блуждания, тем более, что мы еще потеряли в пустую уйму времени и отстаем от графика почти на два дня, точнее на полтора. Беру на навигаторе новую точку – и через двадцать минут в 19:15 мы опять на дороге к озеру Верх.Ньюявр. По дороге идти гораздо легче и мы решаем больше с дорог не сворачивать, пускай путь длиннее, зато можно быстрее идти и тратить меньше сил.
К 20:00 вышли на озеро В.Ньюявр. Прекрасное место, протяженная излучина песчаного пляжа, тихая вода, кругом сосны, на противоположной стороне горы и не души! Умиротворяющий пейзаж после трудного дня, что еще надо изможденному путнику? Правильно, нужна пища и немного спирта. Поэтому живенько принимаемся за дела, я ставлю палатку и натягиваю тент, Вася занимается костром, Галка варит супчик. Сегодня 13 июля день рождения Федоровича – отмечаем по полной программе – дополнительный колпачок спирта и шоколадка. Федорович, это наш уважаемый спонсор, который обеспечил наш поход сухофруктами в таком количестве, что мы втроем не смогли их съесть за 21 день.

Тихий вечер, солнце садится за горы, мы с Галкой сидим на берегу на бревнышке. Я пишу дневник, она изучает карты. Пришла пора принимать решение. Два дня которые были у нас в резерве израсходованы, а впереди по плану подъем долиной реки Каскаснюнйок и перевал Рисчорр – полная неизвестность, каким образом выйти на эту реку, есть ли там вдоль реки тропа и сколько время потребуется на прохождение перевала? Обратные билеты на поезд Мурманск-Москва у нас уже куплены на 19 июля. Зреет идея об изменении маршрута. Изучаем карты и принимаем решение выходить на Апатиты по дороге вдоль берега Умбозера, огибая горы. Идея всем нравится, возражений ни у кого нет, хотя по протяженности получается больше…
С этим и ложимся спать, время уже 23:30. Солнце садится за гору на противоположной стороне озера. Красота. Даже жалко уходить.
Ночью Галка во сне что-то говорила про 32 маршрутную точку, но к сожалению, не разборчиво. Это была наша 11 ночевка.
За день пройдено 16,48 км.

14 июля 2012 года. Суббота. Четырнадцатый день похода.
Ночью шел дождь, барабанил по палатке. Но в 8:00 часов, когда мы встали, дождя уже не было. На небе облачность с небольшими разрывами. Изредко появляется солнце. Комаров мало. На завтрак рис – каждому по пакету 80 гр. и чай. Собираемся не спеша, решение принято – торопиться не куда.
              Вышли в 10:30. Идем по лесной дороге. В 11 часов пошел дождь и, не переставая ни на минуту, шел до 15 часов. Прошли базу геологов, все как всегда, разбитая техника, железки, мусор. Далее дорога уводит на полуостров. Справа, сквозь лес, видно озеро Пасъявр. Через некоторое время дорога выводит на берег залива Тульилухт. Первый брод через протоку озера Пасъявр не большой, метров семь, глубина по колено. Брюки не снимаем, идем босиком, на дне песок. Перед выходом на противоположный берег вязнем в песке - слишком топкий. Выбираться на берег приходится чуть ли не ползком. Одеваемся под дождем, и как в последствии оказалось, совершенно напрасно. Идем по песчаному берегу. Через 600 метров следующий брод через реку Майвальтайок. Здесь брод уже посерьезней, шириной метров 30-40 и глубиной 70-80 см. Приходится опять снимать ботинки и теперь уже и штаны. На противоположном берегу одеваемся, но и так уже все мокрые, снизу и сверху. Вскоре дорога с берега уходит в лес Через 2,7 км от реки Майвальтайок снова брод через реку Тульйок.
Когда здесь был мост, его останки видны на противоположном берегу. Рядом с остатками моста перейти реку в брод не возможно, сильное течение и вероятно глубина. Спускаемся по берегу метров на сто ниже по течению до первого переката. Поскольку дождь не прекращается и мы все уже мокрые, никакого смысла снимать башмаки и штаны уже нет. Переходим речку в штанах и ботинках. Глубина около 60 см. На берегу выливаем воду из ботинок идем дальше. Метров через 400-500 следующий брод через реку Тымшаеуайв проходим не останавливаясь.
После прохождения последнего брода весь дождь вылился. Мы остановились в 15:00 на бугорке, чтобы переодеться и перекусить. Пока мы отдыхаем выглянуло солнышко.

Далее наш путь по дороге вдоль реки Тульйок. В самом устье расположена база отдыха СЗФК (ЗАО «Северо-Западная Фосфорная Компания») с вертолетной площадкой, домиками для отдыха и т.д. Мы прошли через территорию базы отдыха никого не встретив. Только у одного из домиков видели стоящую машину УАЗ.
После базы отдыха идти уже не так интересно, везде следы человеческой деятельности, дорога отсыпана, через ручьи и реки устроены насыпи с водопропускными трубами, по обочинам выкорчеванные пни и т.д. Дорога идет по берегу Умбозера и прекрасные виды этого озера немного скрашивают негатив от человеческой деятельности. Стоянку найти трудно, подходящих мест нет. Слева озеро, справа горы. Ни одной машины на дороге в этот день мы не увидели.
Но есть у туристов свой бог, где-то в 18:30 нашлось местечко неподалеку от воды у дороги. Первым делом развесили на веревках вещи для просушки. Солнце и ветерок быстро делают свое дело. Ставлю, палатку, Вася занимается костром, Галка готовит на ужин картофельное пюре с жареными грибами. Грибы жарятся на крышке от котелка на газу.
К вечеру погода прекрасная. Тепло и тихо. Мы с Васей ушли спать, а Галка одна до 24 часов сидела на берегу и любовалась закатом солнца. Это была наша 12 ночевка.               За день пройдено 15,48 км.

15 июля 2012 года. Воскресенье. Пятнадцатый день похода.
Утром в 5 часов (в воскресенье) по трассе пошли Камазы со щебнем в сторону базы отдыха. Галка поговорила с водителем, уточнила ряд вопросов.

День с утра солнечный и жаркий. На завтрак макароны с грибами, чай. Собираемся не спеша, торопить уже не куда. Выходим в 10:30. По прежнему слева озеро, справа горы. Около дороги все разрыто, красивые пейзажи только на озере. Местами дорога идет прямо у воды. После того как мы прошли мыс Голкинский дорога уходит в лес и круто поднимается. Сверху слышны звуки машин и лязг экскаватора – начались рудники. Здесь питьевой воды уже нет, все ручьи с гор мутные.
Очень красиво озеро Комариное, которое видно с дороги как на ладони. На трассе автомашины уже встречаются постоянно. Чтобы попасть в Коашву (это рудничный рабочий поселок) нужно идти через территорию ГОКа «Восточный». Охранник не препятствовал и даже подсказал как лучше пройти. На территории рудника много современной, исключительно импортной техники, строятся цеха и различные сооружения. Работа кипит. Нигде нет и следа безхозяйственности..

Почти у выхода с территории ГОКа нас догнал автобус с рабочими и подвез до поселка Коашва. По расстоянию мы проехали 7-8 километров. Пешком в этот день мы бы уже не дошли.
В Коашве мы расположились на ступенях швейного цеха. Сняли рюкзаки и налегке пошли в поселок. Узнали расписание автобуса, зашли в магазин и купили продуктов, по которым мы соскучились, а так же 5л воды. Обсудив ситуацию, решили ехать в Апатиты завтра с утра и пошли искать место для ночевки в лес за дорогу в районе эл.подстанции.
Местечко для стоянки нашлось в лесу за ручьем, не далеко от дороги. На костре сварили рис и кисель. Очень много мошки. Спать легли рано. Это наша тринадцатая и последняя ночевка в палатке.
За день пройдено 14,46 км. За всю активную часть маршрута пройдено 136,15 км.

16 июля 2012 года. Понедельник. Шестнадцатый день похода.
Встали в 7:00. Погода солнечная. На завтрак кружка вчерашнего киселя и сборы. Автобус отправляется в 9:30. До остановки не спеша идти 20-30 минут.
Автобус прибыл по расписанию. Народу много. Мы с рюкзаками расположились на задней площадке. Автобус идет в Кировск, у поворота на Кировск нужно выйти и пересесть на автобус до города Апатиты. Ехать примерно минут 40. Стоимость проезда 54 рубля с человека.

Вышли на повороте, перешли на другую сторону и прошли метров 200 до остановки. Рядом с остановкой кладбище. Ждем автобуса, маршрутки пропускаем, с рюкзаками не залезть, много народа. Пришлось ждать минут 30. Погрузились с рюкзаками на заднюю площадку. Ехать полчаса, стоимость билета 30 руб. с человека (цена зависит до какой остановки ты едешь). В автобусе выяснили, где лучше сойти поближе к гостинице – остановка Академическая.               Нашли центральную гостиницу «Аметист». Цена приятно удивила за сутки с человека 498 рублей. Оформляемся в 11:30. Наш трехместный номер 706 на седьмом этаже. Ванна (сидячая) и туалет в номере.
Переодеваемся, принимаем душ и идем в город, на ж.д. вокзал, уточнить расписание электричек до Мурманска. На ж.д. вокзал не спеша идем пешком через весь город. Без рюкзака кажется можно и Мурманск пешком пойти. Заходим в магазины интересуемся сувенирами. Электричка на Мурманск идет из Апатитов ежедневно в 6:20 утра. По плану мы должны прибыть в Мурманск 18 июля, значит 17 июля у нас свободный сэкономленный день.
Возвращаемся в гостиницу опять пешком. Покупаем продуктов на ужин. Перед самой гостиницей нас намочил дождик. Ужинаем в номере и ложимся спать.

17 июля 2012 года. Вторник. Семнадцатый день похода.
Утром встали кто как! Галка и Вася рано, я спал до 8 часов утра. Завтракали в номере. Упаковываем рюкзаки уже на дорогу домой. То что потребуется в поезде сверху все остальное подальше. В 11:30 сдаем номер и под рюкзаками пешком отправляемся на вокзал. Оставляем рюкзаки в камере хранения (174 руб. одно место).
Следует сказать, что роль камеры хранения на вокзале выполняет маленький чуланчик с мягким диваном, расположенный в служебной части здания. Отправляемся гулять по городу. Рынок, магазины, геологический музей. Очень долго, под дождем, искали кафе, чтобы перекусить и попить пива. С этими услугами в Апатитах проблемы. Люди объясняют противоречиво. Но нашли все-таки! Кафе « Заполярье». Вкусно готовят и цены приемлемые.
В 17:40 возвратились на вокзал, забрали вещи из камеры хранения и до утра сидели на вокзале. Как ни как, традиция у нас уже такая… хоть одну ночь, но просидеть на вокзале. Хотя конечно можно было заплатить еще за сутки переночевать в гостинице, а утром к 6 часом пешочком явиться на вокзал. Ночью мы дремали в зале ожидания, а Галка читала купленную накануне книгу.

18 июля 1012 года. Среда. Восемнадцатый день похода.
Утро очень холодное. По ощущению градусов + 8, не более. Едем в электричке в Мурманск. В вагоне тоже холодно, утепляемся. В пути 4,5 часа, прибывает в 11:27. Цена билета 145 рублей. В вагоне всего 5 человек вместе с нами.
В основном мы дремлем, иногда отвлекаясь от этого занятия, чтобы посмотреть в окно. Места очень красивы особенно река Кола, по берегу которой проложен ж.д. путь.
              В Мурманске, на вокзале оформляемся в комнату отдыха. Трехместный номер на сутки стоит 2100 руб (по 700 руб с человека). Но душ и туалет общие.
Оставляем вещи и идем в город. Галка тянет нас в Морской порт. Ее мечта прокатиться по Кольскому заливу до Североморска, где она когда-то давным-давно жила. Но увы, мечта рухнула. Морской порт не работает, пассажирских перевозок не осуществляет, а уж прогулочных и подавно.
На причале в Мурманском порту стоит легендарный атомоход Ленин. Экскурсия на атомоход в 12 часов, но сегодня мы опоздали время уже начало третьего. Идем в город, гуляем по центральным улицам, обедаем в кафе. Погода пасмурная, прохладно. С трудом нашли в центре гастроном, купили продуктов на вечер. Вернулись в гостиницу.                Вася с Галкой к 17 часам пошли покататься на портовом катере, который ежедневно возит рабочих из порта на противоположный берег залива и обратно. Цена билета 17 руб. на человека в один конец. Я остался в гостинице. Около 18:00 ребята пришли довольные и делились впечатлениями, но погода прохладная и Галка подстыла на этом мероприятии.               Ужинали в гостинице.

19 июля 2012 года. Четверг. Девятнадцатый день похода.
Утром позавтракали в номере. Собрали вещи и 11:20 сдали номер. Вася остался на вокзале с рюкзаками. А мы с Галкой к 12-ти часам отправились на экскурсию на атомоход Ленин. Неожиданно явилось много народу, человек 60. Сформировали три группы по 20 человек. Цена билета 100 руб. Длительность экскурсии 2 часа.

После экскурсии покупаем копченого Палпуса домой. Цена от 420 до 460 рублей за кг (в зависимости от размеры рыбины) и возвращаемся на вокзал. Я остаюсь на вещах, а Вася с Галкой уходят покупать продукты в дорогу. Обедать не стали, обошлись перекусом на вокзале, пирожки, чай и т.д. в буфете. Наш поезд Мурманск-Москва отправляется в 18:20. На улице холодно, сильный ветер и дождь, люди ходят в пальто под зонтиками. Когда подали состав на посадку нам пришлось одевать плащи и чехлы на рюкзаки.                      Когда выехали из Мурманска в вагоне было всего несколько человек. В вагоне тоже холодно, горячей воды нет. Мы дождались горячей воды и поужинали. Все места заполнились позже в Мончегорске, Оленегорске, Кандалакше и т.д. Вася с Галкой укрываются двумя одеялами.

20 июля 2012 года. Пятница. Двадцатый день похода.
Весь день в поезде. Погода отвратительная. Сильный ветер и дождь на всем Кольском полуострове. Солнышко мы увидели только в Петрозаводске. Обычные развлечения спим, едим, кроссворды, судоку. На редких остановках прогулки. В общем, ничего нового, ничего интересного.

21 июля 2012 года. Суббота. Двадцать первый день похода.
Поезд прибыл в столицу нашей Родины город-герой Москву в 4 часа 40 минут. До открытия метро ожидаем на Комсомольской площади. После открытия метро внизу у касс столпотворение, длиннющие очереди за талонами на метро. Переезжаем на Киевский вокзал. Мы с Галкой сразу на автобус до Брянска, а Вася в ж.д. кассу за билетом на поезд. У него в Москве небольшое дело на три-четыре часа.
Как сказал водитель, автобус отъезжает по мере заполнения мест, но не позже 7:00. Цена проезда увеличилась до 1000 руб, еще недавно было 800 руб. Все места заняты, автобус фактически отправился в 6:40. Последним в автобус сел Вася, т.к. билетов на поезда до вечера уже не было. Ему пришлось отложить Московские дела до следующего раза! В Брянск прибыли в 13:00. Нас встретили родные и близкие лица и развезли кому куда нужно! На этом поход завершен.

Фотоальбом нашего похода "Кольский полуостров 2012. Ловозерские тундры, Хибины" можно полистать тут
А здесь, можно посмотреть видеоролик о нашем походе: