Тульская область / Водный туризм | Спортивный туризм

Набеги к соседям - Тульская область - Снежедь-Зуша

11 - 12 апреля 2009 г.
Водный поход по связке рек Снежедь - Зуша. На байдарке по тургеневским местам.

01 мост в Тургенево 01 мост в Тургенево
02 церковь барской усадьбы 02 церковь барской усадьбы
03 Николенькин родник 03 Николенькин родник
04 начало маршрута 04 начало маршрута
05 над рекой 05 над рекой
07 хуторок 07 хуторок
08 "разводной мост" :-) 08 "разводной мост" :-)
11 памятник павшим войнам 11 памятник павшим войнам
12 литературный указатель 12 литературный указатель
13 затопленный мосток 13 затопленный мосток
14 Бежин луг 14 Бежин луг
15 работа бобров 15 работа бобров
16 завалы 16 завалы
17 "ступени" 17 "ступени"
18 завалы 18 завалы
36 остатки плотины 36 остатки плотины
37 остатки плотины 37 остатки плотины
38 артефакт 38 артефакт
39 порог перед мостов в Троицкое-Бачурино 39 порог перед мостов в Троицкое-Бачурино
40 порог 40 порог
41 вид сверху 41 вид сверху
42 Зуша со снегом 42 Зуша со снегом
43 место антистапеля в Шашкино 43 место антистапеля в Шашкино
44 Зуша, до впадения в Оку около 5 км 44 Зуша, до впадения в Оку около 5 км
Предисловие
Речка Снежедь берет свое начало недалеко от станции Скуратово железнодорожной ветки Тула – Орел и течет на юго-запад, вливаясь в Зушу, практически перед впадением последней в Оку. Снежедь течет по тургеневским местам. На берегу реки раскинулось село Тургенево, где располагалась усадьба отца писателя. Именно здесь Иван Сергеевич написал «Записки охотника». Запечатленный в одном из рассказов Бежин луг, лежит в излучине Снежеди недалеко от одноименного села. В 6-7 километрах от реки (но уже в Орловской области) расположена другая, более известная усадьба писателя – Спасское-Лутовиново. Тургенев любил охоту, и, несомненно, окрестности этих двух усадеб были исхожены им, и красота этих мест послужила ему источником творческого вдохновения. В наше время на берегах Снежеди традиционно проводятся ежегодные тургеневские фестивали под открытым небом.

Впервые об этой реке я прочитал в отчете Михаила Трускова на «Скитальце». Снежедь меня заинтересовала, проходить ее, судя по всему, стоило в половодье, но на весну 2009 года я такой поход не планировал. Делу помог случай. Я намеревался открыть сезон сплавом по Вашане, приняв участие в Скитульце. Но у меня случился форс-мажор с заброской и Скитулец пришлось отменить. Вечером пятницы я в спешном порядке выбирал новый маршрут. Выбор пал на Снежедь.

Наименование реки: связка Снежедь-Зуша (Тульская и Орловская области).
Сложность: фон 0 кс, максимально 1 кс.
Дата прохождения: 11-12 апреля 2009 г.
Погода: 11-ого +8 днем, –4 ночью, 12-ого +14 днем.
Маршрут водной части: от села Тургенево по Снежеди до впадения в Зушу, по Зуше до дер. Шашкино.
Протяженность маршрута: 35 км.
Ходовых часов: 6ч 11-ого апреля и 6ч 12-ого (с выходами на берег).
Заброска: электричка Орел-Тула отправлением 9-00 до ст. Чернь (прибытие в 10-40), от Черни до Тургенево автобусом отправлением 11-00.
Эвакуация: из дер. Шашкино последним автобусом в 18-00 во Мценск, из Мценска автобусом 18-50 в Орел.
Течение (скорость): быстрые участки чередуются с длинными плесами, в нижнем течении практически без плесов.
Ширина реки: от 4 до 15 м.
Дно: чаще известняково-каменистое, реже земляное.
Цвет воды: достаточно прозрачная даже для половодья, со студеным зеленоватым отливом на перекатах.
Берега: один берег часто высокий ближе или дальше отстоящий от реки, изредка попадаются известняковые осыпи в реку, второй берег очень часто – обширная луговина.
Естественные препятствия: очень много поваленных в воду деревьев, в основном бобрами, перекаты по меженной воде могут быть непроходимы.
Искусственные препятствия: техногенный порог перед дер. Кальна, порог (техногенный?) перед мостом в Троицко-Бачурино, по высокой воде оба проходимы, разрушенный мост в дер. Ясное Утро (непроходим), деревянные мостки и пара бетонных низких пешеходных мостов.

Описание
В 9-00 утра я уже ехал на тульской электричке в Чернь. От станции до реки около 5 км, которые я намеревался пройти пешком, но очень удачно подъехал на автобусе (скорее всего он шел до Троицкого-Бачурино). Высадившись перед мостом, я пересек реку и осмотрел развалины церкви и заброшенное кладбище в селе Тургенево, а на обратном пути зашел на Николенькин родник около моста. Стапелиться можно на любом берегу реки. Пока я надувал лодку, подошел местный житель, оказавшийся школьным учителем. Разговорились, я упомянул плачевное состояние церкви и кладбища, от которого осталось несколько накренившихся каменных крестов. В ответ услышал еще более удручающую историю о «черных копателях», которые, вырыв в самой церкви несколько ям, нашли и осквернили гроб, в котором, вероятно, покоился один из рода Тургеневых. Не ручаюсь, что это правда. От подробностей тоже воздержусь.

Отплыл я между 11 и 12-00. Сразу оговорюсь, я плыл на излете половодья. Уровень воды в реке был где-то на полметра выше меженного, если судить по затопленным мостикам и прибрежным родникам. Высокая вода значительно облегчила прохождение многих препятствий.

Снежедь по сравнению с орловскими реками достаточно быстрая. Шустрые перекаты чередуются со спокойными плесами, порой затяжными. Один берег очень часто высокий, более или менее отстоящий от реки, второй практически всегда представляет собой обширную луговину. Изредка по высокому берегу спускаются слабовыраженные известняковые осыпи, в нескольких местах они образуют в реке каменистые перекаты. Берега редко полностью обнажены – лес к реке практически не подходит, но деревьев много. Так как бобров на Снежеди тоже много, то вместе это создает определенные проблемы. Я бы сказал значительные проблемы. Поваленные в воду стволы попадаются постоянно. Так как река неширокая, то лежащее дерево перегораживает всю реку, упираясь кроной в противоположный берег. К счастью высокая вода зачастую позволяла либо обплыть препятствие по залитому водой берегу, либо легко перетащить лодку через ствол. В межень сложность прохождения Снежеди возрастет в несколько раз – вырастет количество обносов. В половодье большинство обносов заменяется протискиваниями, перетаскиваниями и наскоками-переползаниями. Чистых обносов у меня было не так уж много. Прохождение реки на каркасном судне мне кажется весьма затруднительным в любую воду.

На реке периодически встречаются пешеходные мостики, их прохождение или обнос не вызывает проблем. Первый автомост отстоит от начала маршрута на 4-5 км и находится в селе Бежин Луг. Название села можно прочитать на указателе, не высаживаясь на берег. В полусотне метров выше моста по правому берегу расположен памятник героям ВОВ. Я высадился размять ноги и сфотографировать «литературный» указатель. После деревни река закладывает большую правую петлю вокруг самого Бежиного луга. Наилучшая панорама открывается с возвышенности в конце петли. В этом месте реку пересекает основательный металлический пешеходный мост, сразу за ним справа впадает ручей. На этом же берегу рядом со Снежедью раскинулся большой естественный амфитеатр – склоны холмов окружают с двух сторон овальную площадку, на которой ежегодно проходят тургеневские фестивали. По склонам наверх ведут деревянные сходни, площадка огорожена импровизированными перилами из березовых сучьев. Немного поодаль над склоном холма стоит одинокая беседка. Вид сверху отличный, весь луг видно как на ладони.

Далее, как мне показалось, река замедлилась, плесы стали длиннее. В дер. Ясное утро проходу помешал обвалившийся в воду мост: в правой протоке пройти невозможно, в левой – можно провести лодку «на поводу». До вечера мне встретился еще один основательный мост и несколько мостков. На ночевку я остановился перед мостом на дороге Жизнь – Кальна. Точнее мостов там два – полуразвалившийся деревянный и новый бетонный – оба проходимы. А перед мостами расположен первый заметный порожек на маршруте. Препятствие носит техногенный характер – через реку набросаны бетонные плиты, оставляя для потока 2-3 метровый проход по центру. Падение воды составляет примерно 0,5-0,7 м. Осмотр необходим, арматуры в русле я не заметил, но грани плит могут представлять опасность при малой воде. Прошел чисто. Следом за порогом большое улово, судя по следам на берегу, посещаемое местными жителями. Я бы рекомендовал сделать стоянку чуть выше порога по левому берегу – ниже по течению пойдут деревни. Чуть ниже улова, перед деревянным мостом есть родничок. Вообще с питьевой водой проблем на Снежеди быть не должно – родников много.

Несмотря на ночные заморозки, я не замерз – новый спальник оказался удачным приобретением. Остатки чая в котелке промерзли до дна, окрестности с утра были все покрыты инеем. Я быстро перекусил, запаковался и продолжил свой путь. Как я уже сказал, практически сразу за мостами пошли деревни. Много брошенных домов, попадались даже постройки с обвалившимися крышами. Видимо села уже находятся на грани превращения в «деревни-призраки».

Между Жизнью и Жерлово я обнес два бетонных пешеходных мостика. В Жерлово проходимый автомост. В районе этой деревни я частично проводил лодку через каменистый перекатик. Правый берег Снежеди высокий, склон близко подходит к воде, с него в реку спускается известняковая осыпь. Место симпатичное, хотя мне показалось, что тут деревья даже растут в воде. Это все из-за половодья.

В районе дер. Распопово реку пересекает ряд полусгнивших пеньков от свай. Видимо здесь когда-то была плотина. Для моста сваи забиты слишком часто и ряд всего один. Проход возможен, наверно, только в пик половодья. Осторожно провел лодку. Сразу за остатками плотины – река разделена на рукава несколькими островками. Протоки проходимы, хотя дно чувствуется.

Между Распопово и Троицким-Бачурино посередине Снежеди кто-то «уронил» металлическую емкость частично залитую бетоном. Вероятно, это какой-то элемент опоры моста. Вот только моста рядом нет. Откуда здесь взялся этот артефакт непонятно. На этом месте на реке небольшая шиверка, но, в целом, проблем с прохождением нет.

Второй и последний порожек на маршруте расположен перед автомобильным мостом в Троицком-Бачурино. Характер его, скорее всего, естественный. Дно мне просмотреть не удалось, но на берегу следов рук человека не видно. Снежедь в этом месте делает плавный правый поворот, русло сужается и поток шустро сбегает под ощутимым наклоном, переходя в ряд стоячих валов до полуметра высотой. Для реки Средней полосы очень даже неплохо. При достаточном уровне воды проходится ровно по струе.

От моста и до впадения Снежеди в Зушу река остается не шире 5-7 метров, течение хорошее, только увеличивается число поваленных в реку деревьев. Оба берега приподняты, создавая эффект «река в канаве». Подобный характер нижнего течения рек (ускорение течения, завальность и приподнятость берегов) уже знаком мне по орловской Оптухе и липецкому Ворголу.

Зуша встретила меня хорошим для широкой реки течением и снегом по берегам. Скорость движения возросла, я прошел впадение Сальницы справа и околицу дер. Шашкино слева. Сразу после деревни на левом берегу хорошее место для антистапеля: ровная полочка вдоль реки, на ней уложенная бетонными плитами площадка. Высаживаться удобно. Летом здесь, наверно, сельский пляж. Я запаковал вещи, пообедал и направился на автобусную остановку. Поверху проселком надо вернуться обратно в деревню и подняться на горку. Последний автобус на Мценск уходит из Шашкино ровно в 18-00.

Посмотреть стоит

• Остатки плотины в районе Распопово
• Порожек перед мостом в Троицком-Бачурино

Итог
Вспоминая реку и просматривая фотографии, понимаю – река мне понравилась. На ней много быстрин и есть даже пара порожков. Поваленные деревья бросают вызов твоему терпению, но, вместе с тем, не повергают в уныние. Населенка есть (куда в Средней полосе без нее), но она не удручает. Маршрут интересный и хорошо укладывается в формат двух выходных. Рекомендую весьма!
Но вместе с тем следует учесть, что сложность прохождения будет возрастать по мере приближения уровня воды к меженному. Каркасникам, по-видимому, будет тяжко по любой воде.