республика Карачаево-Черкессия / Спортивный туризм | Горный туризм | Альпинизм

Горный поход 3 к.с. по Кавказу(Приэльбрусье) рук. Тихомирова

1 - 17 августа 2008 г.
Пер.Куллумкол 1Б - пер. Голубева 2А - пер. Грановского 2А - пер. Койавганауш 1А - пер. Ирикчат 1Б - пер. Чат(Эльбруский)1Б - пер. Терсколак 1Б - седловина Эльбруса

ПОДЪЕЗД.
Часть группы прилетала самолетом Москва-Минеральные Воды 2 августа. до района похода заказывали машину. Из-за задержки рейса на 8 часов опоздали на автоподъёмник в долину реки Адырсу, поэтому до а/л Уллу-Тау поднимались пешком. Ночевали в а/л Уллу-Тау. Вторая часть группы приезжала 3 августа на поезде Москва – Нальчик с основным грузом, т.к. была неизвестна ситуация с подъёмником, часть группы налегке спустилась из лагеря для транспортировки вещей наверх. Зарегистрировались у спасателей, они находятся на левом берегу реки Адырсу напротив а/л Джайлык около моста. Ночевали в лесу на берегу р. Куллумкол рядом со старым а/л Джайлык.
Изменения в составе группы: т.к. участница Ольга накануне похода повредила лодыжку, на первое кольцо маршрута она решила не идти. Она поселилась в а/л Уллу-Тау, ей была выделена палатка и часть еды. Так же на её попечение мы оставили заброску.

МАРШРУТ.
День 1 «Первый день – он трудный самый»
4 августа 2008 год.
Старый а/л Джайлык (2100 м) – Суллукольские ночёвки (3200м)
Вышли в 7-40. От Старого Джайлыка дошли по дороге до базы «Джайлык».

Затем по его территории до верхних домиков, оттуда начинаются неоднозначные тропки по лесу. По ним, забирая наверх, выходим на натоптанную тропу, которая ведёт вверх по склону по линии падения воды. Затем, совершенно зря, пошли по более пологой и менее натоптанной тропе, вышли на неприятный траверс травянистого склона большой крутизны до 50 град, благо с высокой травой. Цепляясь за неё стали подниматься вверх и вернулись на набитую тропу, траверсирующую отрог с вершины Термен.

Зашли в долину реки Суллукол-Су. Далее двигались траверсом левого борта, затем поднялись на небольшую ступень и по руслу теряющегося в камнях ручья вышли на гребень морены.
По гребню, а затем по небольшим моренным валам, не подходя близко к скальным склонам г. Термен, вышли к оз.Суллукол. Озеро расположено наверху большой ступени, около реки Суллукол-Су. На ночёвку встали на западном берегу озера в 16-00.
Место ночёвки чистое, вокруг прыгают горные козы, присутствие людей не заметно. Отсюда на восток открывается красивый вид на ледник Суллукол и окружающие вершины. На запад тоже должно было быть красиво, всё было затянуто облаками. Вечером облака сели и на наш лагерь.
Время в пути – 8 часов.
Набор высоты – 1100 м.

День 2
5 августа 2008 год.
Суллукольские ночёвки (3200м) – пер. Куллумкол (1Б, 3940м) – Райские ночёвки (3680м)
С утра туман и морось. Пока собирались слегка прояснилось.
Вышли в 7-40. От места ночёвки мимо озера по левому берегу реки Суллукол-Су шли к правому (ор.) краю ледника Суллукол. По камням переправились через реку, дошли до ледника и стали подниматься вдоль него по правобережной морене. Когда под камнями морены появился лёд, одели системы-кошки и перешли на ледник. В начале подъёма он открытый. Старались идти ближе к правому борту долины, т.к. центральная часть ледника изрезана трещинами.
Перевал периодически пропадал в тумане, шёл дождь – в общем было отменно противно. Вдоль правого борта дошли до поворота на перевал Спартакиады II, который из себя представляет достаточно крутой подъём в долинку с висячим ледником. С этого места по пологой части ледника Суллукол двигались прямо в направлении перевального взлёта Куллумкол. Начинается закрытый ледник – мы связались. Перевальный взлёт ледовый склон с толстым слоем снега, крутизной до 30 град. По описаниям есть два бергшрунда. Они засыпаны снегом, но вполне угадываются. Мы поднимались в связках с одновременной страховкой. Пару раз в подозрительных местах страховали через ледоруб. С правых по ходу склонов падали камни, а в левой части взлёта большие разрывы льда, поэтому двигались по центру. Путь подъёма чуть по диагонали налево вверх.
13-00. Перевальная седловина снежно-осыпная. Тур находится в центре.

Спуск в д.р. Куллумкол начали по среднеосыпному склону по тропе. Далее двигались по пологому закрытому леднику в направлении к правому борту долины. Затем ледник опускается крутой степенью, мы обошли по правобережным камням. Осторожно камни подвижные, лежат на льду.
Далее ледник опять выполаживается, хорошо набитая в снегу тропа. Двигаемся через ледник к левому борту прямо на «плечо» Шегенцукова – это осыпной гребень. Переваливаемся через него по достаточно заметной тропе.
Ниже, метров 40-50, есть хорошие стоянки, вода рядом в озерце. Здесь встречаем знакомую группу из Нижнего Новгорода. Погода налаживается. От стоянок начинается хорошая тропа. После первого крутого спуска, есть ручей, рядом с ним находятся ещё одни ночёвки - «песчаные». Дальше по тропе вышли на курумник, путь по которому промаркирован турами. Далее вышли на первые зелёные площадки, и ещё через пять минут на «Райские ночёвки».
В 17-00 встали лагерем. Вышло солнце, в ручье вода чистейшая, трава зеленая – а ночёвки-то действительно райские.
Время в пути – 9 часов. Подъём – 5 часов, спуск – 4 часа.
Набор высоты – 740 м. Сброс высоты – 260 м.
Перевал оценили как 1Б.

День 3
6 августа 2008 год. День отдыха.
Райские ночёвки (3680м) – ночёвки под пер. Голубева
Вышли в 10-00 с «Райских ночёвок». Не спускаясь вниз к реке Куллумкол, прошли прямо под крайними зубцами «Джайлыкского забора» (зубчатый хребет, спускающийся с верш. Джайлык).
Затем вышли на правобережную морену ледника Юном. Увидели наш следущий перевал Голубева 2А. Поднявшись по морене, есть тропа, вышли к небольшому озеру с оборудованными местами под ночёвки (скорей всего это средние Кичкидарские), значительно ниже этого места на морене по правому борту увидели палатки (видимо это нижние Кичкидарские).
Думали, что где-то под перевалом Фрешфильда тоже есть ночёвки, поэтому пошли дальше по морене, пока не вышли на ледник. Поняли, что нормальных ночёвок нет, пообедали и вернувшись назад по морену метров 300-400, выровняли площадки и в 15-00 встали на ночлег.
Время в пути – 4 часа.

День 4
7 августа 2008 год.
Ночёвки под пер. Голубева- пер.Голубева (2А, 3702м)- ночёвка на озере в кармане морены ледника Сев.Башиль.
Подъём в 4-30, вышли в 6-40 – однако долго собирались. Выход ранний, так как хотелось подняться на перевал пока не пригрело солнце и не посыпались камни.
Двигались до конца правобережной морены, потом вышли на ледник. Шли сначала вдоль правого (ор.) борта по открытой части ледника, затем по закрытой (связки) прямо к перевальному взлёту.
Перевальный взлёт: слежно-ледовый склон крутизной до 45 град. протяжённостью около 130 м. в верхней части участок открытого льда. Бергшрунд в основании взлёта почти полностью засыпан.
Поднимались в связках и в кошках по следам, оставленным предыдущей группой, направляясь к разрушенным скалам слева по ходу. Чтобы обойти участок льда в верхней части взлёта, двигались вдоль границы льда и камней, повесили одну перильную верёвку. Из-за раннего выхода на всём протяжении подъёма снег был смёрзшимся, если бы не было ступенек, то пришлось бы вешать больше верёвок. Но зато при нас не упало ни одного камня.

На перевале в 9-00. Седловина снежно-осыпная. Тур на скалах, справа по ходу. Можно ночевать, воды не заметила, но есть снег.
Спускались немного справа по ходу по камням и по снежнику, крутизна около 30 град., через 100 метров склон выполаживается. Далее двигались по пологой закрытой части ледника Сев. Башиль в направлении левого борта долины.
Ниже ледник ломается и падает со скальных лбов. Спускались со ступени ледника слева, но не выходя на левобережную морену и не приближаясь к зоне ледовых разломов справа по ходу. Аккуратно переходили места, где под снегом течёт вода. Далее по камням и снежникам. Спускаясь, наблюдали обвалы льда, поэтому не рекомендуем приближаться к висящему окончанию ледника Сев. Башиль. На спуске увидели справа внизу зелёные пологие площадки. Доходим до них в 15-00 и обедаем, тут есть места под палатки. После сброса ледника по правому борту идёт достаточно крутой моренный гребень, в его кармане находится озеро, на берегу которого тоже хорошие обустроенные площадки, по тропе мы дошли до них и встали на ночёвку. Погода весь день была солнечная. Успели искупаться и постираться пока не опустился вечерний туман. Весь вечер вокруг нас скакали туры с большущими рогами, чем изрядно оживляли пейзаж.

Время в пути –. Подъём –часов, спуск –часа.
Набор высоты –м. Сброс высоты –м.
Перевал оценили как 1Б*

День 5
8 августа 2008 год.
Ночёвка на озере в кармане морены ледника Сев.Башиль. – пер.Грановского (2А 3850) – а/л Уллу-тау (2100 м)

Вышли в 6-40 от озера по гребню левобережной морены ледника Зап. Башиль. Затем спустились на ледник. Дальше ледник делится на две части гребнем отрога, есть два варианта подъёма к перевалу: справа от гребня по ходу (короче, но достаточно крутой ледовый склон, скорей всего нужно вешать верёвки) и слева от гребня. Мы пошли по второму пути.
Шли в связках слева от отрога по краю ледника закрытого снегом, в центральной части подъёма ледник открытый и разорванный. Поднялись на ледовое плато под перевалом Башильауз (2А 3490). В правом дальнем углу этого плато видна следующая ступень ледника с сильными разрывами, шли к этой ступени. Ледник на плато закрытый, трещины, связки.
Поднимались на эту ступень справа по ходу, так как вся левая и центральная части подъёма сильно разорваны. Вышли на верхнюю часть отрога, здесь соединяются два варианта пути. Далее поднимались по ледовому «куполу», обходя открытые трещины, и вышли на плато (цирк) перевала Грановского. Здесь ледник закрытый, хорошо видна широкая снежная седловина перевала. Шли по правой по ходу части перевального взлёта, т.к. слева и почти на всю седловину должна проходить гигантская трещина. Крутизна около 20-25 градусов.
Вышли на седловину в 12-00. Трещина почти полностью забита снегом. Тур с отбойным молотком находится справа по ходу на осыпном пупыре. Погода солнечная, собираются облака, Эльбрус прямо на глазах закрылся облаками. Внизу хорошо виден перевальный взлёт пер. Башильауз и шикарная панорама Главного Кавказского хребта.
Спуск начали в 13-00. Вниз с перевала путь идёт по снежно-ледовому гребню, заканчивающимся скалой-нунатаком. Почти от самой скалы спустились с гребня на ледник Адырсу. Склон подрезан двумя бергшрундами, повесили одну верёвку и перешли их по мостам. Крутизна Далее в связках по закрытой части ледника спускались в направлении правого борта долины, потом вдоль него. Вышли на пологую открытую часть, развязались, дошли до начала правобережной морены. По крупным камням выходим на гребень морены, здесь есть хорошая набитая тропа. По ней спустились а/л Уллу-тау в 18-30.

Время в пути – ок. 12 часов. Подъём –5 часов 20 мин. , спуск – 5 часов 30 мин..
Набор высоты –м. Сброс высоты –м.
Перевал оценили как 2А

День 6
9 августа 2008 год.
а/л Уллу-тау (2100 м) – ночёвка на ступени под пер. Койавганауш (1А,3500)
Полуднёвка: помылись, перепаковались, заправились хичинами. Теперь наша команда в полном составе – Ольга дальше идёт с нами.
В 14-45 вышли из а/л Уллу-тау. Дошли до моста через реку Адырсу около а/л Джайлык. Отметились у спасателей. От моста по левому берегу по тропе поднялись до ручья с ледника Койавган. Вдоль него по тропе поднялись до хороших ночёвок на зелёной ступени под ледником. Встали на ночь в 18-00. Ночь над нами летали реактивные самолёты на Цхинвал.

Время в пути – ок. 5 часов. Подъём – 5 часов, спуск – 0 часов
Набор высоты –м. Сброс высоты – 0 м.

День 7
10 августа 2008 год.
Ночёвка на ступени под пер. Койавганауш– пер. Койавганауш (1А,3500) – «Зелёная гостиница»
Вышли в 8-40.
Шли по тропе, идущей по левобережной морене. Вышли на закрытый пологий ледник и двигались по нему под перевальный взлёт. Не перепутать с Койаганауш Ложный слева (южней) по гребню. Подъем на перевал представляет собой крутой мелкоосыпной склон, длиной около 200 метров. Крутизна около 35-40 градусов. На перевале в 12-00.
Седловина осыпная с небольшим снежным карнизом со стороны Адырсу. Погода солнечная. Появилась мобильная связь, узнали, что началась война с Грузией.
Спускались по среднекаменистой осыпи, крутизна до 30 град. Далее шли по центру снежного плато, потом правее по ходу, вдоль ручья.. Вышли на верху крутого осыпного склона, тропы нет, видимо она идет левее по ходу. Спускались аккуратно, так как из под ног летят камни. Вышли отличные зелёные площадки, здесь пообедали, вода в камнях, чуть ниже стоянок.
После обеда, спускались по левому (ор.) берегу ручья по тропе. Вышли в карман правобережной морены ледника Джанкуат. Поднялись на тропу, идущую по гребню морены и нашли спуск к языку ледника Джанкуат. Около самого окончания ледника, по камням переправились на левый берег р. Адылсу. Потом по тропе дошли до поляны «зеленая гостиница». В 20-00 встали на ночлег.

Время в пути – 11 часов. Подъём – 3 часа 20 мин., спуск – 5 часов 30 мин.
Перевал оценили как 1А

День 8
11 августа 2008 год.
« Зелёная гостиница» - пос. Эльбрус – ночёвки у слияния рек Ирик и Ирик-чат

От «Зелёной гостиницы» спускаемся по тропе, идущей по карману правобережной морены ледника Башкара по левому берегу реки с ледника Джанкуат. Дошли до перехода через реку Джантуган. Потом по тропе правого берега через группу скальных прижимов и лес сошли до заброшенной погранзаставы, потом по дороге до а/л «Джантуган». Далее хорошая грунтовая дорога до моста на левый берег. Вышли на асфальт, ниже по дороге стоит пост пограничников, отметились у них. Затем по дороге спустились до поселка Эльбрус.
В посёлке пообедали в кафешке, съёли по два мороженных. Это мы сделали зря – однако тяжело на полный желудок подниматься.
Подъём в долину реки Ирик начинается от верхних домов посёлка Эльбрус, по тропе на левом берегу реки Ирик. Она, обходя скальный каньон, круто поднимается на борт долины, а потом полого выходит к минеральному источнику. Далее тропа опять круто ведёт к светлым конгломератным обрывам, траверсирует их и выводит на пологое дно долины. Затем мы шли по тропе через леса и лужайки, очень позитивные места. Не доходя до коша и до слияния рек Ирик и Ирикчат есть отличные стоянки. Здесь мы и встали на ночёвку. Почти над лагерем с левого борта долины, видимо из-под перевала Кубасанты (1А) бьёт красивый водопад. Мы поднялись, поснимали.

Время в пути – часов. Спуск –., подъём –.
Сброс высоты –м. Набор высоты – м

День 9
12 августа 2008 год.
Ночёвки у слияния рек Ирик и Ирик-чат – ночёвки на пер. Ирикчат (1Б 3643)
Вышли в 8-30. Дошли по тропе до коша. Сразу за ним начинается крутой подъем по тропе на левый борт долины в долину Ирикчат. После долина идёт широкая и пологая, слегка изгибается налево. Поднялись по тропе на небольшую ступень долины, за ней переходим заболоченный луг, можно было обойти под левым бортом, но далеко. Затем поднялись ещё на одну небольшую ступень, вдоль ручья Ирикчат на камням. Начался дождь и стали опускаться облака, но перевал изредка проявляется. Шли в его сторону по широкому пологому каменистому левому берегу. Затем поднявшись на ещё одну осыпную ступень, вышли к леднику Ирикчат. Отсюда не спускаясь к леднику, траверсируя осыпные склоны, подошли под перевал и по тропе вышли на седловину. Дождь, ветер и холодно.
Седловина широченная осыпная. Много мест под палатки с ветрозащитными стенками, но очень ветрено. По седловине идём налево в сторону Эльбруса к Рыжиму бугру (пик Терехина-Дерябина). Поднимаемся на него и спускаемся к хорошим защищённым от ветра площадкам. Встаём на ночь в 17-30. Вода далее по гребню, слева в гигантском ранклюфте.

Время в пути – 9 часов. Подъём – 9 часов
Набор высоты – м.
Перевал со стороны долины Ирикчат оценили как 1А

День 10
13 августа 2008 год.
ночёвки на пер. Ирикчат (1Б 3643)- пер. Чат(Эльбруский)(1Б, 3643) – ночёвки на озере под перевалом Терскол.
Из-за неустойчивой погоды, решили не идти Южные поля Эльбруса, а использовать запасной вариант (пер. Чат(Эльбруский)1Б -пер. Терсколак 1Б)
На ледник вышли в 9-30, в связках по закрытому леднику дошли до перевального взлёта Чат (Эльбруский). Подъём снежно-ледовый склон, крутизной до 25 град., верхняя часть взлёта лёд до 35 град. Повесили одну верёвку. Возможно подняться по разрушенным скалам справа по ходу, но мы не пошли, думали что будет камнеопасно.
Седловина перевала скально-осыпная. Возможно поставить палатку, вода на снежнике. Погода так себе. Видимость до 100 метров.
Спуск начали правее по ходу, по мелкой и средней осыпи. Крутизна до 25 градусов. Вышли на снежники, по ним и по осыпям спустились к леднику Ирик, пересекли его. В этом месте он открытый с небольшим количеством трещин. Дошли до озера на правобережной морене ледника Ирик, под перевалом Терскол. Встали на ночёвку в 15-00. После обеда сходили в составе 4 человек на некрутую часть ледника, провели небольшие ледовые занятия.

Время в пути – 5 часов 30 мин. Подъём –, спуск –.
Перевал оценили как 1Б

День 11
14 августа 2008 год.
ночёвки на озере под перевалом Терскол- пер. Терсколак (1Б, 3600)- пос.Азау(2200)
Вышли в 9-30, от озера спускаемся по морене, почти до поворота на перевал Терсколак, далее пошли траверсом правого борта, чтобы не терять высоту. Зря. Всё равно пришлось спуститься, так как вышли на участок скал. Возможно есть путь почти вверх через разрушенные скалы. Немного спустившись, но не доходя до ледника идущего из-под пер. Терсколак, нашли тропку и по ней вышли на верхнее осыпное плато под перевалом. По нему дошли до взлёта. Подъём на перевал справа по ходу по средней и крупной осыпи. С этой стороны на седловине снежный надув.
Седловина широкая осыпная. Вышли на неё в 12-30. Думаю с неё красивый вид на Эльбрус, но мы ничего не видели, так как было облачно.
Спускались слева походу на небольшой ледник из-под перевалов Терскол и Терсколак. Спускались по нему, стараясь держаться левого борта долины. Прошли места для ночёвок между моренными валами, от них идёт маркированная тропа по морене вниз по правому борту. Спустились к зелёным площадкам около разлива ручья. Мест для ночёвки много. Здесь пообедали.
Дальше ручей уходит в каньон и стекает с 300 метровой скальной ступени вниз в долину. Мы спускались по тропе от ночёвок слева по ходу. Тропа крутая. Дальше по тропе в пологой долине, по левому берегу р. Терскол спускаемся к пос. Терскол и от него поднимаеся к пос. Азау. Часть группы встала на ночлег на берегу реки, а другая часть поселилась в отеле.

Время в пути –часов мин. Подъём – 3 часа, спуск –.
Перевал оценили как 1Б

День 12
15 августа 2008 год.
Пос. Азау (2200) – ночёвка на скалах выше «Приюта 11»(4400)
На первом вагончике канатки поднялись до «бочек», вышло около 500 р. за 3 очереди канатки. От «бочек» поднялись до «Приюта 11», оттуда до верха левых по ходу скал, встали на ночёвку. Погода так себе, вершина Эльбруса в облаках. У нас один день, надеемся на лучшее.

Время в пути –часов мин. Подъём – часа,
Набор высоты – 1200 м.

День 13
16 августа 2008 год.
ночёвка на скалах выше «Приюта 11»(4400) - седловина Эльбруса (5300) – пос. Азау (2200)
Вышли в 3-00, дошли до седловины, повернули назад из-за почти никакой видимости и сильного ветра. В 8-00 вернулись к палаткам. Собрались и спустились вниз в пос. Азау. Помылись, поели, выпили.
ОТЪЕЗД.

День 14
17 августа 2008 год
В 8-00 на Газели до Минвод. Часть группы улетела, часть уехала на поезде, а самая «удачливая часть» поехала ещё отдыхать в Пятигорск и на море.