Непал
Москва-Дели-Катманду
11 сентября

После двойного вечерне-ночного-утреннего перелета Москва-Дели-Катманду мы благополучно и без приключений приземлились в Катманду, хотя там самая короткая в мире взлетно-посадочная полоса  - самолеты взлетают и садятся прямо над городом(сами видели!). Были встречены в аэропорту гидом и отвезены в отель, где отмылись, пришли в себя и отправились гулять по улицам туристического района Тамель, где был расположен наш отель.
И сразу же были шокированы! Непал – это большой муравейник с броуновским движением машин, мотоциклов, велорикш, которые ездят по улицам безо всякого, казалось бы, видимого порядка и правил. Перейти дорогу можно только с риском для жизни.

Но понемногу мы привыкли ходить спокойно и никого не бояться – тогда и мотоциклисты уступают дорогу, и машины – т.е. все становится уже не так страшно. Просто идешь и не обращаешь внимания на снующих туда-сюда мото- и автолюбителей. Тогда они сами тебя объезжают. А еще непальцам лениво проводить где-то в стороне под землей телефонные линии, поэтому все телефонные провода собраны в большие пучки и болтаются прямо на улицах:)

12 сентября

Традиционная для всех туристов экскурсия по площади Дурбар:
Площадь поражает обилием голубей.
Да и от людей на ней местами не протолкнуться - и всяческих статуй, среди которых ужасная - кровожадной Кали Бхайрава:
Мы глазеем на непальцев, а они – на нас. Зашли в храм девочки - живой богини Кумари, но ее не застали – какие-то очередные празднества. Видели только ее колесницу.

Зато встретились две вот такие непальские школьницы и буквально случайно, хотя и немного смущаясь, попали в кадр:

Дома тут строят из кирпича, но без крыш:) А зачем, ведь каждый желающий может сам продолжить строительство, воздвигнув новые этажи самостоятельно. Даже видели из окна отеля одного такого, он возился с арматурой.
Под окном у нас росла банановая пальма (такие маленькие бананчики). Их продают в лавке по 5 рупий за штуку. Еще росло дерево с какими-то зелеными плодами (кажется, грейпфруты). А вообще, фирменный непальский сок – это манго, он здесь очень вкусный. Жалко, что в Москве такого не купишь.
Потом поехали в самый знаменитый храмовый буддийский комплекс в Катманду -Сваямбунатх. Грандиозное сооружение, конечно. Но воспринимается чисто как диковинный экскурсионно-туристический объект. Называется он также Обезьяний храм. И действительно, там было много обезьян:)
В центре комплекса находится большая буддийская ступа:
Вокруг которой расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений и тибетское училище. По рассказам нашего гида, Будда тоже был непальцем:) А Зеленая Тара – непальская девушка - жена одного из первых непальских королей, сторонника буддизма. Белая Тара – китайская девушка, тоже его жена.
Кстати, мне очень понравились удобные и практичные сари непальских женщин – туника, штаны и шарф. Идеально для непальского теплого климата. Я даже  не удержалась и приобрела cебе такое – потом, уже  по возвращении из Тибета.
Еще в этом районе много других буддийских храмов и живут многие беженцы из Тибета.
Непальцы улыбчивы и неторопливы по-восточному. Очень похожи на индусов. По верованиям большая часть из них – индуисты. Даже на улицах курятся благовония, что же говорить о лавках и магазинчиках. Непальцы рано начинают работу. И темнеет здесь в это время года тоже рано - около 19 часов.
Катманду расположен в долине между гор, всего в ней три города - также еще Патан(Лалитпур), где расположены старые королевские дворцы и Бхактапур.
Непал раньше состоял из княжеств. Их объединил в результате долгой и кровопролитной войны один из князей, он же и стал первым королем Непала. Шесть лет назад в Непале была гражданская война, свергли короля. Теперь Непалом управляет премьер-министр – и, видимо, как может, старается навести в стране порядок. Но пока его, увы, нет. Непал – одна из беднейших и неразвитых стран мира. Поэтому цены здесь не особенно высоки.

После обеда  успели еще и на экскурсию в Патан - город, расположенный в той же долине, что и Катманду. Там, как водится в Непале, тоже есть площадь Durbar:)
Народу там было немного поменьше, чем в Катманду, а всяческих королев ских дворцов, отреставрированных и неплохо сохранившихся, побольше.
Тибет
Катманду-Лхаса-Самье-Лхаса-Гьянтце-Шигатце-Сага-Манасаровар-Дарчен-Сага-Ньялам-Зангму-Катманду
13 сентября

Вылетели из Катманду, но в Лхасу, увы, не попали – после пары кругов над городом, который тоже расположен в долине между гор, как и Катманду, пилот из-за сильной облачности не смог вписаться в посадочный коридор и … самолет полетел дальше, в китайский город Ченгду. Там нас погрузили в автобус и куда-то долго везли через весь город - а это достаточно крупный индустриальный центр Китая.
Как оказалось, в ресторан -  поужинать. Это был поистине царский ужин – огромный круглый стол с вращающейся серединой, куча блюд, съесть все мы, конечно, не сумели.
Потом увезли в отель, из которого в четвертом часу утра автобусы увезли нас снова в аэропорт. И только со второго раза нам уже удалось, наконец, улететь в Лхасу:)
В общем, респект авиакомпании Эйр Чайна – хотя они понесли дополнительные затраты, зато все остались живы:)
Правда, снимков нет - ибо первое для меня знакомство с Китаем происходило ночью:)
А в аэропорту Лхасы мы переживали новые ощущения, связанные с нехваткой кислорода, поэтому тоже было не до фото... Хотя  в обморок у трапа самолета никто не упал - но по рукам и ногам забегали мурашки.
Зато супер-фотограф нашей группы Дима весь полет снимал панорамы гор, торчащие из облаков...

14 сентября

И вот наконец мы в Тибете! Сразу же по прилете развеялась первая пугалка – никто из нас не упал в обморок прямо у трапа самолета. Еще когда садились, почувствовали странные мурашки в конечностях – наверное, капилляры так реагировали на нехватку кислорода. Да и потом еще какое-то время странные покалывания продолжались. Но высота Лхасы – 3600 м – как оказалось, вполне терпима даже для европейцев. Женя сказал, что от этой земли идет очень сильная энергия. Пока в организме еще сохранялся достаточный запас кислорода, да и передвигались по ровной поверхности, проблем с дыханием еще не было. Но позже, когда мы поехали на экскурсию в монастырь Serа, подниматься в горку было уже тяжеловато, возникала одышка. У нашей второй Тани сильно заболела голова, и она не смогла подниматься в гору, ждала нас внизу. А у меня и Наташи сильно болела голова накануне вылета, ночью в Катманду – я даже, проснувшись, подумала – ну вот, так и будет в Тибете, куда деваться, и приняла это. В аэропорту Лхасы нас встретил гид, русскоговорящий китаец, который представился Владом (он учился 3 года во Владивостоке и поэтому достаточно хорошо говорит по-русски). Заехали в банк, поменяли доллары на юани и отправились на первую экскурсию по городу – посещение самого знаменитого монастыря Лхасы – Jokhang. В храме было много тибетцев-паломников с плошками масла в руках. В храме множество грандиозных изображений будд и бодхисатв - общем, все как и в наших церквях)))) Храм Жене понравился, мне тоже. Потом немного прогулялись по центральной улице Barkhor, она вся уставлена прилавками с сувенирами, в основном это всяческие изделия из камней, и предметы культа(флажки, молитвенные барабанчики и т.п.) Гид рассказал про диковинный местный камень - небесный жемчуг - и даже завел нас в магазин, где он натуральный, но очень дорогой. Ну, мы-то не верим в сверхъестественные особенности камней в смысле жизненных оберегов, поэтому ничего не покупали))))) После прогулки поехали обедать в небольшой, расположенный в подвальчике - но неплохой ресторанчик тибетской кухни. Кухня нам понравилась, особенно мне - тибетский пай – аналог чебурека, только величиной с тарелку)))))
После обеда поехали в монастырь Sera – и даже успели на традиционный диспут монахов. Молодые ученики горячо спорили и стояли на своем, а мастера, уже видимо осознавшие тщетность этих споров, просто тихо беседовали. Потом зашли в храм традиции Гелуг, где Женю сразу полюбил один их монахов – объяснил, что надо приложиться головой к подножию статуи святого - это вроде благословения. Наш гид сказал, что все, кто едет на кору вокруг Кайласа, тут проходят такое своеобразное благословение. Ну и мы прошли, только это нам не очень помогло, как показали дальнейшие события.. впрочем, может быть как раз наоборот))))))
15 сентября

Утром мы собрали вещи и выехали на нашем автобусе в направлении монастыря Самье. В этой поездке нас ждут первые две ночевки в гестхаусе. Не говоря уже о предчувствиях того, в какое необыкновенное место мы едем. Забегая вперед, скажу, что предчувствия не обманули, Самье – место действительно просто замечательное – как по красоте, так и по энергетике и святости, что ли.
Дорога была долгой, но очень живописной. Долины, горы, песчаные барханы. Было жарко, ярко светило солнце. Ближе к монастырю дорога пошла по серпантину – узкие тещины языки над пропастью. Но это были еще цветочки))))))) Тут и начались первые дорожные проблемы – у автобуса спустило колесо. Водитель и гид долго его меняли, а мы пока сфотографировали все окрестности. К вечеру таки приехали в Самье, успели только разместиться в гестхаусе – он был такой симпатичный, чистенький - семейный – в том смысле, что им владеет семья, которая поддерживает там порядок.
Потом пошли прогуляться до монастыря, посмотрели на него в лучах заходящего солнца и зашли поужинать в близлежащий ресторанчик, точнее, небольшую такую забегаловку.
Когда уходили оттуда, крохотный малыш (лет, наверное, двух) воодушевленно кричал нам – «Хеллоу»! А Женя как раз захватил с собой игрушку – плюшевого чебурашку, которого и вручил малышу. Тот сразу же воодушевленно прижал игрушку к себе)))))
16 сентября

16 сентября. Утром – подъем в 7-30, ибо сразу же идем, чтобы успеть на утреннее «занятие» в монастырь. Обошли его весь изнутри. Место действительно очень сильное и светлое. Мне очень понравилось наверху – там есть такое «место, где свет»:

Еще там несколько непальских ступ, мы обошли их, насколько хватило сил.
Потом позавтракали снова в ближайшем ресторанчике, вернулись в гест, переоделись, собрались и отправились на восхождение на гору Hepo Ri – там когда-то происходило легендарное соревнование между бонскими магами и Падмой. Хотя взбираться было тяжко – да еще и жара обеденная – но на горе тоже было классно, и мы просидели там достаточно долго, ведя философско-религиозные разговоры. Вид с горы просто ошеломляющий:
На спуске выяснилось, что Наташа боится высоты. На правах бывшего инструктора туризма немного поучила ее, как лучше спускаться. Потом эстафету принял муж. Все прошло благополучно, но ей все равно было трудновато. Таня не пошла с нами, т.к. заболела.
Вернувшись в гестхаус, немного отдохнули после подъема, подождали, пока спала жара - и пошли на кору – уже вокруг монастыря…

17 сентября

Утром быстро собрались, сложили вещи в автобус и поехали завтракать. Завтрак был ужасен – холодный омлет, ну правда лепешка типа лаваша была свежеиспеченной, с местным медом – вкус у него достаточно своеобразный. Около 9 утра выехали из Самье и часа через полтора были уже на шоссейное дороге, идущей в долине реки Ялуцангпо. Река течет в Индию. По словам гида, китайцы предлагали индусам построить на ней ГЭС, но последние отказались по экологическим соображениям. Проехали новый подвесной мост, но он только для малых машин. Рядом на скалах множество нарисованных «лестниц в Шамбалу».
Ехали долго, через Лхасу, где зашли пообедать. Пункт нашего назначения – женский монастырь Тердром и горячие источники. Дорога из отличного шоссе вскоре превратилась в узкую ленту, идущую над обрывами и прижимами, которых Наташа ужасно боялась. А в конце пути мы свернули в узкую долину, изрезанную горами и где-то через час по ужасающему серпантину мы, наконец, доехали до монастыря Тердром и горячих источников. Пришлось оставить автобус, взять рюкзаки и взбираться на гору, на которой расположен монастырь.
Таня к этому моменты уже была с температурой около 39, поэтому от предложения нам палатки мы отказались (народу было очень много, т.к. пятница, и все гестхаусы заняты.). Потом нам все-таки нашли место, но надо видеть, каково оно было – на 1 этаже, на стенах потеки от сырости и жуткий холод.
Хотя снаружи монастырь и его главный храм выглядят красиво. Уложила Таню, укутав и напичкав таблетками, и стала ждать остальных – они пошли искупаться в горячих источниках. Я же со своим жутким насморком не рискнула – да не очень-то и хотелось, т.к. уже темнело-вечерело, а в горах в это время сильно холодает. Высота Тердрома – 4300. Ночь далась нелегко – голова болела и у меня, и у Жени, ломило виски и затылок. Наташу утром вообще рвало – тоже проявление горной болезни. Уснуть мне удалось только под утро и ненадолго. Но тем не менее те из нас, кто мог есть – утром, 18 сентября, поели в местной забегаловке, предварительно напившись тибетского чаю. Стало получше. Осмотрели весь монастырь, побывали в храме.
Пещера Падмы оказалась в нем самом (мы увидели лишь ее памятный слепок), видимо, монастырь и построен на ее месте. Были разочарованы, но что поделаешь - уж как есть.
Погода испортилась, накрапывал дождик. Мы собрали вещи и, спустившись с монастырской лестницы, с очень большим трудом поднялись в горку, где стоял наш автобус и выехали, надеясь попасть сегодня еще в монастырь Drikung Til, примерно 15 км и пол-часа езды от Тердрома. Вниз ехать было быстрее, и сам монастырь был виден уже в 10 минутах езды от поворота на Тердром. По дороге проезжали вот такие симпатичные тибетские домики и школу:

Наш водитель заправляет автобус водой:
А над школой - как раз монастырь Дрикунг Тил:)
Наши водитель и гид ни разу раньше не бывали в этих местах, так что наш маршрут и их просветил в этом направлении. Но когда мы увидели дорогу к монастырю, желания ехать туда сильно поубавилось:) Да и Наташа сразу сказала, что на эту гору не поедет, а лучше пока погуляет где-нибудь внизу. Мы все, измученные горняшкой и практически бессонной ночью, тоже как-то не особенно хотели посетить его. Хотя это был монастырь традиции карма кагью, и именно мы настояли включить его в маршрут. Тем более, что вчера вечером нам с Женей независимо друг от друга пришло понимание, что придется этой поездкой пожертвовать (больная Таня, все вымотаны предыдущим днем и горняшкой). Эти мысли мы и высказали вслух, Наташа поддержала, остальным все равно. Мы же все-таки одна группа, и приходится разделять все, что есть, на всех. И только Дима сильно разобиделся и надулся на нас. Но ничего, ненадолго, потом-то и он понял, что проявил эгоизм. После недолгого обсуждения автобус развернулся, и мы поехали обратно в Лхасу, до которой доехали достаточно быстро, заехали по дороге в супермаркет, где купили лапшу, печенье и диковинный фрукт «драконий глаз», а вечером погуляли в окрестностях нашего отеля Villa Tibet, потом отлично поужинали, практически как дома – в ресторанчике нашего отеля.