В Кучи к Медуну

Иногда черногорские топонимы могут довести до лингвистического экстаза. Вот, что вы подумаете, когда на вопрос «ты куда собрался» услышите в ответ «вбрдувкучи»? Конечно, в написанном виде это выглядит несколько иначе «в Брду, в Кучи», но, согласитесь, если не знаком с тонкостями местной топонимики, то выглядит всё совершенно непонятно. 

Карта Черногории и Брда 1862 года. Обозначения: 1 – Подгорица, 2 – Медун, 3 - Цетине

Давайте разберемся.

На карте 1862 года красно-желтой полосой выведено некое подобие бабочки. Так вот левое крылышко это племена Старой Черногории, а правое – Брда. Кучи – это название племени и области, которую это племя занимало (и занимает).

Если к местным топонимам применять значения русских омонимов, то получается просто праздник абсурда! Соседями племени Кучи были племена Баня и Груди, а совсем не далеко, в Албании, жили Кастрати. Однако давайте не будем пытаться придавать этим названиям несвойственный им смысл, а просто примем всё как данность, и условимся, что «Кучи» с большой буквы – это племя, а «кучи» с маленькой – люди этого племени.

 

Карта племени Кучи. Обозначения: 1 – Подгорица, 2 – Медун

= ТЕМНАЯ СТОРОНА СВЕТЛОГО ПРОШЛОГО =

 

Не бей брата серба, черногорец!
© Марко Милянов

 

Вкрадчиво, исподволь, шаг за шагом, лукаво переписывая историю Черногории, современная власть решилась еще на один шаг. В Подгорице собираются восстановить памятник Мирко Петровичу Негошу. Выстраивая логическую историческую цепочку идеальных правителей из рода Петровичей, строителей сильного и единого черногорского государства, без этого человека обойтись сложно. Мирко приходился родным братом князю Данило и отцом князю Николе I. Славный черногорский юнак, великий воевода, музыкально одаренная личность, певец и поет. С такими добродетелями человек, несомненно, должен остаться в первых строчках истории.

Подгорица. Обелиск в честь Мирко Петровича Негоша. Разрушен в 1919 году

Рады сербы за честной крест биться,
Умирать за веру за святую
И за славу сербского оружья.

Честь и слава будетъ вам во-веки,
Сквозь пройдет чрез горы, через долы!
Все свершилось то на самом деле,
Был я сам на конской на планине
И своими все глазами видел.
© Мирко Петрович Негош «Бой в Колашине»

И, хотя, как пишет национальная сербская энциклопедия 1927 года, «Мирко … был эгоистичен, мстителен и жесток», но все же имя «Великого воеводы» слишком трудно умолчать, а значит, для того чтобы он вписался в «новую» историю Черногории, его надо идеализировать и героизировать.

Но такое решение абсолютно не устраивает людей из племени Кучи (и не только их *).

Орьево. Монумент жертвам племени Кучи, погибшим в июле 1856 года, установлен 6 августа 2016 года

Мы стоим перед высоким каменным обелиском со строгим крестом, который установлен в местечке Орьево совсем недавно, 6 августа 2016 года. Это монумент жертвам племени Кучи, погибшим в результате резни, которую устроила черногорская армия под предводительством Мирко Петровича в июле 1856 года.

В 1855 году Мирко провел карательную экспедицию против Кучей, которых обвинили в предательстве и связях со скадарским пашой. Через год последовало новые репрессии, из-за отказа кучей платить налоги черногорскому князю. В исторической литературе, со ссылкой на Марка Милянова, говорится о 243 жертвах, которыми стали в основном пожилые люди и дети мужского пола. Черногорцы из Катунской, Лешанской и Риекской нахий грабили и поджигали дома и церкви, угоняли скот, и убивали ... убивали … убивали …

Марко Милянов писал, что даже турки не нападали на ребенка, который еще не может носить оружия, или на старика, который оружие уже держать не может. Это стало бы бесчестьем для воина. Однако это вовсе не остановило карателей Мирко Петровича.

 

Монумент установлен кучами без согласования с центральными властями. Поэтому дальнейшая судьба его не известна. Может статься, что при нажиме «сверху», камень будет снесен.

 

= КРЕПОСТЬ МЕДУН. НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ =

Дон Гуан
Ее совсем не видно
Под этим вдовьим черным покрывалом,
Чуть узенькую пятку я заметил.

Лепорелло
Довольно с вас. У вас воображенье
В минуту дорисует остальное;
Оно у нас проворней живописца,
Вам все равно, с чего бы ни начать,
С бровей ли, с ног ли.
© А.С.Пушкин «Каменный гость»

К знакомству с крепостью Медун в селе Кучи я оказался не готов. Я, конечно, заранее прочитал про то, что одна из старейших крепостей на территории Черногории и Брда была заложена иллирийцами в V - III веке до н. э, что позднее вокруг нее стал разрастаться город Медеон (Метеон), о том, что крепость и город были захвачены римлянами, а затем сербскими правителями. В 1455 году Медун был захвачен турками. Однако известно, что значительный период в конце XVII и начале XVIII века крепость находилась во владении племени Кучи, которые постоянно держали в ней до тридцати воинов с двумя орудиями, оплаченными венецианцами.

Но то, что я увидел, сложить в исторически верную картинку никак не удавалось. Не получалось у меня представить как единое целое полуразрушенные башни на вершине холма, дом-музей Марко Милянова с высоким забором у его подножья и какие-то совсем плохо сохранившиеся остатки каменных строений вокруг. Как ни начинай, «с бровей ли, с ног ли», исторический пазл никак не складывался.

Пришлось после возвращения поискать более серьезную информацию, чем та, которую калькируют в интернете. «Есть такая буква!» Да-да, те, кто знает сербский, могут с удовольствием почитать весьма подробную книжку: Предраг Р. Петровић «Медунски Град». Мне не удалось осилить и малой толики этой толстенной работы. Но общее представление об истории крепости я все же получил.

Церковь Святого Николы. Вид на Подгорицу
Вместо трехэтажного здания с цистерной сейчас неряшливый «бассейн»
Компьютерная реконструкция. Церковь Святого Николы и Бранич-Кула

Первым на медунский холм иллирийцы установили акрополь. Он находился примерно на том месте где нынче стоит церковь Св. Николы. Однако со временем и (особенно) с появлением огнестрельного оружия, встала необходимость в строительстве новых стен и башен. Дополнительно к верхней, была выстроена нижняя крепость. Крепостными стенами были перекрыты участки дороги, которая вела из нижней крепости в верхнюю.

Т.к. серьезных археологических изысканий в этом районе не проводилось, то что-то сказать о развалинах вокруг Медуна весьма сложно. Вполне возможно, что это остатки древнего города Медеон (Метеон)

Важное стратегическое значение Медуна явилось причиной того, что за овладение этим укреплением велись весьма частые сражения. Только с середины XV по конец XIX века крепость пережила более 30-ти нападений. Венецианцы, боснийские герцоги, князья Чрноевичи, турки, все раз за разом пытались овладеть ею или удержать. Медун разрушали при штурмах и осадах и вновь отстраивали, с каждым разом всё больше заботясь о его усилении. Кроме этого крепость пострадала и от землетрясений 518, 1563 и 1667 года.

Крепость Медун. Верхняя крепость
Бранич-Кула
Гравюра 1876 года выполнена прусским капитаном. На гравюре отчетливо видна мачта оптического телеграфа. Сигналы передавались между крепостью Медун и крепостью Депедоген в Подгорице с помощью еще четырех мачт, установленных в Орьево, Горних и Доньих Стубичах, и в Дольяне
Наложение гравюры 1876 года на план 1967 года.
Крепость Медун. Верхняя крепость

В 1876 году кучи вместе с черногорцами блокировали Медун. Турки в течение года предпринимали четыре безуспешных попытки прорвать осаду, направляя из Подгорицы всё новые и новые отряды. 11 октября (по новому стилю) 1876 года Медунская крепость была взята.  Концом истории можно считать подрыв и снос большей части крепости черногорцами 13 октября 1876 года.

Церковь Святого Николы и могила Марко Милянова
Колокол отлит в России. Зачем он поставлен в Медуне мне узнать не удалось

Церковь Святого Николая расположена между остатками средневековых укреплений. Согласно легенде, храм был построен в начале XVIII века на фундаменте более старой церкви, на деньги, которые привёз из России воевода Радоня Петрович. Церковь однонефная и совсем небольшая. Здание с колокольней построено из тесаных каменных блоков правильной формы. Интерьер церкви без росписи. Иконостас с иконами, написаными на металле, выполнен в 1901 году иконописцем Петром Чолановичем. В том же году церковь была обновлена. Храм был реконструирован позднее в 1961 и 1971 годах, а так же после землетрясения 1979 года. Перед церковью находятся могилы Марко Милянова и его супруги.

Церковь Святого Георгия

Церковь Святого Георгия у подножья медунского холма по некоторым данным была построена в XV веке, во времена Балшичей, по другим данным – во время правления Черноевичей. В XVII веке на месте старой была построена (или реконструирована) новая церковь.

 

= НЕУДОБНЫЙ ГЕРОЙ =

 

Герой тот, кто защищает человека от другого человека.
Человек тот, кто защищает другого от себя.
©
Марко Милянов

Марко Милянов (1833-1901) с юности принимал участие в борьбе с турками. Благодаря своим заслугам был произведен в офицеры и стал переняком князя Данилы **. Впоследствии стал воеводой родного племени Кучи и членом черногорского сената.

В 1876 году Марко Милянов во главе отряда, который состоял из кучей и воинов других племен, вместе с черногорцами князя Николы начинает войну с турками. В августе того же года произошла битва при Фундине. Потери турок при Фундине оказались самыми значительными за все время войны 1876-77 г.г. Согласно данным югославской военной энциклопедии только убитыми турки потеряли от 4000 до 5000 человек. Эти данные подтверждаются и австрийскими военными корреспондентами. Однако очень быстро после победного завершения войны заслуги Милянова начали всячески принижаться правящим домом Петровичей. И это несмотря на то, что очень многие иностранные корреспонденты называли воеводу величайшим полководцем в войне за независимость 1876-1878 годов, самым популярным человеком в Черногории и даже "новым Гарибальди". Но все отмечали, что князь не особенно благоприятствовал ему, поскольку Милянов часто не колеблясь, высказывал собственное мнение. Среди княжеской свиты нарастала зависть известности и популярности кучинского воеводы. Бороться с таким популярным человеком как Марко, который после войны стал градоначальником Подгорицы, было не просто. Его невозможно было оболгать или просто выгнать со всех постов. Арест Марка Милянова мог спровоцировать вооруженный мятеж его племени.

Тем не менее, князь Никола обвинил Милянова в коррупции на черногорско-австрийской границе, и краже товаров, которые предназначался для повстанцев в Герцеговине. Милянов подал в отставку, которую Никола сразу же принял. Воевода покинул Подгорицу, и вернулся в родной дом в Медуне. Кроме этих бед у Милянова случилось личное горе, он потерял несовершеннолетнего сына.

Позорное увольнение одного из лучших и самых популярных воевод, оказалось, имеет и хорошую сторону. Марко, который до пятидесяти лет был неграмотным, после отстранения принялся за учебу, а в дальнейшем начал писать. Во время своего вынужденного затворничества Марко Милянов писал "о доблестях, о подвигах, о славе", записывал легенды и предания своего племени.

«Сочинение старого и необычайно симпатичного воеводы и по силе мысли, и по высокому этическому содержанию, и по стилю, полному свежести и крепости, наконец, по некоей огромной и благородной простоте, пронизывающей его, является одной из наиболее интересных сербских книг последнего времени», писал о сборнике произведений Милянова лучший сербский критик и литературовед начала ХХ века Йован Скерлич.

Доблестные воины 1876-1878 г.г. Герцеговинский воевода Лазарь Сочица и воевода племени Кучи Марко Милянов

Поначалу, кажется, что Миляновские тексты написаны пятиклассником, который взялся описывать картины «Три богатыря» или «Бой Пересвета с Челубеем». Но вчитываясь, понимаешь, что за кажущейся простотой скрывается прекрасное знание жизни собственного народа, его культуры, быта, логики поступков и взаимоотношений с соседними племенами и врагами. Старый воевода пишет искренне и очень точно, его рассказы проникнуты любовью и уважением к людям.

Дом-музей Марко Милянова
План верхней и нижней крепости. XIX в. Дорога между ними тоже прекрывалась защитными стенами
Медун. Нижняя крепость
Компьютерная реконструкция. Вид из нижней крепости
Музей Марко Милянова открыт с 1971 года в его родном доме, у подножья медунского холма. Здание было отреставрировано в 1979 году. Внешний вид постарались не искажать, а внутренние помещения приспособили для удобства размещения экспонатов. Музейная экспозиция состоит из трех разделов: исторического, этнографического и литературного. Помимо личных вещей Марко Милянова, этнографическую часть составляют костюмы, оружие, документы, предметы быта, и национальные украшения.
 

Примечания:
*
Против установки памятника в Подгорице высказались представители племен Белоплавичи, Ровчани и Пипери
** Переняки – Личная стража, телохранители черногорского князя. Набирались из мододых людей знатных родов.

Через корыта в горло и обратно

Если считать по количеству человек в машине, то лучшие три четверти человечества высказали пожелание увидеть «что-то красивое, но ровное»! И чтобы никаких перевалов, серпантинов, никаких пропастей в метре от колёс … Желание понятное, но не совсем понятно, как его исполнить в ЧерноГОРИИ?!

Пытаясь хоть как-то приблизиться к этому идеалу, я решил, что лучше всего поставленным условиям подойдет активно рекламируемый в последнее время маршрут с кодовым названием «KRUG OKO KORITA».

В предыдущей главе уже были описаны две наших первых остановки в Орьево и у крепости Медун. Теперь можно отправляться дальше.

По кругу, который больше похож на обведенный по периметру плод манго, мы решили двигаться по часовой стрелке, т.е. до селения Корита доехать по северной дороге. Топоним Корита встречается в Черногории неоднократно. Это множественное число от «корито». А само «корито - корыто» представляет из себя половинку древесного ствола с выдолбленной серединой – деревянный желоб. Если уложить множество корыт друг за другом, то вода из горного источника по ним попадет в селения в долине. Судя по распространению топонима, такие водопроводы раньше не были редкостью.

Дорога до Корит (Kucka korita) на самом деле соответствовала первоначальным желаниям, она вилась среди леса, лишь иногда плавно переваливаясь через невысокие холмы. Затем леса расступились, и мы выехали на равнину. Вот мы и в Коритах. Равнина разделена на крупные неравные части каменными заборами в пол человеческого роста. На некоторых из этих уделов пасутся овцы и коровы, кое где стоят домишки разной степени недостроенности, которые в Черногории именуют весьма точным термином «викедница»: жить можно, но не долго. На развилке дорог стоит … заведение общепита. Харчевня-трактир-забегаловка … даже не знаю, как лучше охарактеризовать это место. Вход в заведение с гордым названием «ресторан Dubirog» украшен костями и черепами каких-то животных, на территории, изрядно побитые жизнью деревянные сараеподобные домики, между которыми с живописной небрежностью валяются останки каких-то сельскохозяйственных инструментов, тележные колеса, покалеченные детские игрушки и велосипеды.

А ведь мы приехали в Корита с совершенно серьезными намерениями. Долина расположена совсем близко от Албанской границы, и дальше мы пойдем пешком. Для разминки в заведении мы приняли на грудь по паре рюмочек ракии и двинулись в путь … до ближайшего столба с указателями. Маленький пешеходный «круг» длиной около пяти километров. Южный путь до цели против часовой стрелки метров на 200 короче северного. Однако он несколько сложнее, т.к. приходится перевалить через горку.

 Пройдя мимо викедниц за каменными заборами, овец и коров за ограждениями из колючей проволоки, перевалив через горку, заросшую травой в человеческий рост, и дальше следуя по обмеченной лесной дороге, мы наконец добрались до Горла.

Грло Соколово – тысячеметровый горный провал, который разделяет Черногорию и Албанию. Здесь когда-то стояла черногорская пограничная будка, а теперь установлены две (крайне неудобные) большущие скамейки, т.ч. можно любоваться пейзажем хоть стоя, хоть сидя, хоть лежа. А любоваться есть чем! Никакая фотография не может передать того ощущения полета, вершины которое испытываешь, глядя поверх ущелья в даль, на горный массив Проклетье, вершины которого вздымаются на албанской стороне на высоту более двух километров. Где-то глубоко внизу лепится ко дну провала албанская деревушка Тамара, со смотровой площадки кажущаяся совсем игрушечной.

И конечно такое место не могло остаться без собственной легенды. Рассказывают, что однажды пропал в этих краях юнак. Он оступился и упал в пропасть. Боец сильно разбился, но зацепился за каменный выступ. Обесслилившего человека увидел сокол. Птица спустилась к раненному, взяла в клюв клок оторвавшейся материи и улетела к горному ручью. Сокол не давал человеку умереть от жажды, пока через несколько дней его не нашли. Казалось бы, правильнее было рассказать, что птица носила воду в горле и поила из клюва. Но уж, какую легенду я нашел, ту вам и пересказываю.

А еще в Грле … точнее над Грлом растет замечательный шиповник! ПопарИв над провалом и набрав крупных красных ягод, мы продолжили свой путь против часовой стрелки, направившись обратно к Коритам по чуть более длинному, но гораздо более легкому пути. Эту половинку дороги между Коритами и Грлом можно проехать на автомобиле. Но и вернуться придется той же дорогой. А мы, замыкая пешеходный круг, вышли из леса на очень красивые поля, взломанные торчащими тут и там исполинскими волунами и заросшие ковром из можжевельника. И конечно можжевеловых ягод мы тоже набрали, и даже один можжевеловый куст с собой прихватили. Куст, кстати, до сих пор жив. Значит, есть надежда, что приживется на новом месте.

Южное полукружие круга автомобильного оказалось весьма похоже на полукружие северное. Просто едешь, просто смотришь. Пару раз нам пришлось задержаться, т.к. «круг око Корита» активно расширяется, и дорожная техника в нескольких местах что-то крушит, копает, ровняет и расчищает. Одна из таких остановок случилась аккурат в католическом селе Делай (Deljaj). Если бы не дымка, то вид на каньон реки Циевны был бы очень красив. А вот розового Исуса, установленного рядом с 9-метровым бетонным крестом, хоть в дымке, хоть без, красивым назвать никак нельзя.

Я не оговорился, назвав жителей села Делай католиками.

Племя Кучи исторически делилось на три группы: старые Кучи — православные сербы, покровителем которых считается святой Дмитрий Солунский, новые Кучи — православные сербы, с Николаем Чудотворцем в качестве своего покровителя и Затриебачи — албанцы-католики, празднующие свою Славу в день Рождества Пресвятой Богородицы. Само село Затриебач, по которому получили название эти кучи, находится не далеко от села Делай.

И что в результате? Стоит Круг потраченного времени?

Вопрос сложный. На одометре нашего автомобильчика вечером высветилась ровная цифра дневного пробега «180 км». Поэтому, если вы стартуете не из Подгорицы, а с побережья, то подумайте, стоит ли ехать «за триста верст, киселя хлебать». Если с вами нет человека знакомого с достопримечательностями «круга», то вся эта поездка покажется вам заурядной и скучной. Некому будет подсказать, где и ради чего остановиться, что посмотреть.

Конечно, Грло Соколово великолепно. Однако люди, любящие горы, уверен, скажут, что горы без преодаления вовсе не горы. Это как сокол в зоопарке. Вы можете всем рассказывать, что видели живого сокола, и это будет чистейшей правдой, но вот только видели вы его вовсе ни с покоренной вершины, а доехав до зоосада на трамвае. Но ведь не всем дано вершины покорять. А Грло вполне доступно почти всем. И это, несомненно, очень хорошо. … Вот только ехать до него далековато. Это, кстати, мешает посмотреть все интересные места на «круге». Просто не остается времени, чтобы заехать к памятнику в Фундине, к церкви Св. Николая в Рундине, поискать пещеру Bokec где-то между Врбицей и Медуном или пещеру Kuk около Дучичей, побродить подольше вокруг крепости Медун и по музею Марко Милянова. И уж совсем не стоит рассчитывать на поездку в тот же день к Букумирскому или Рикавачскому озеру (Bukumirsko jezero, Rikavacko jezero).


Комментарии
О Маршруте
Ссылка: