Как сбываются мечты? Просто приходит их время...
Архыз - Ток-мак - Архыз
Давным-давно...

Г. Ток-мак Г. Ток-мак
Долина реки Псыш Долина реки Псыш
Видимо, пришло время когда мечты сбываются... В 1996 году я впервые оказался в Архызе. Это был не сложный поход включавший в себя 2 перевала (1А к.с.) и 1 перевал (н.к.). Поднимаясь из долины реки Псыш на перервал Баш-Джол (Столичный, 3050 м. 1А к.с.) я увидел вершину от которой захватило дух... Александ Иванович, наш руководитель, сказал что это Ток-мак... Если когда-нибудь я залезу на это гору, то я буду крут и суров - подумалось мне и обливаясь потом я продолжил подъём на свой первый категорийный перевал...
Когда-нибудь

На базе На базе
Видимо, как-нибудь наступает когда-нибудь... Прихожу на работу и слышу от товарища рассказ о вершине на которую он мечтает взойти. Мол был в Архызе... видил гору опупенную... хочу... К слову сказать, мы с Максимом (так зовут его) давно ходили на скалолазание  и частенько обсуждали необходимость на практике посмотреть результаты труда.
Хочешь - пошли... запланировали на мероприятие 5 дней, подготовили снарягу... Вообще, в интернете встретили 2 описания маршрута: 3А и 4А - разница довольно большая. Решили подготовиться к большей трудности. Поэтому и список снаряги вышел таким:
1 палатка (модель Клиф 1,5местная);
3 бухты верёвок (10мм. 50м.);
набор скальных крючьев, френд, закладок (роксов);
5 ледовых крючьев (буры);
горелка, газ, клмн;
кошки, скальные туфли, каски, ледорубы, скальный молоток, трекинговые палки;
и.т.д.
Макс пригласил своего друга - Андрея, как руководителя нашего мероприятия... и...
и всё стало сыпаться из-за отсутствия времени.
В итоге удалось выкроить 3 дня... вместо 5...

Авантюра

Утро перед стартом Утро перед стартом
Озеро под началом маршрута Озеро под началом маршрута
Трещины по пути Трещины по пути
Ночёвка под перевалом. Ночёвка под перевалом.
Гребень по пути к "ключу" Гребень по пути к "ключу"
Выше ключа Выше ключа
По трещине выше ключа По трещине выше ключа
Утро после восхождения Утро после восхождения
Заросли рододендрона на спуске Заросли рододендрона на спуске
В УАЗике В УАЗике
Ток-мак Ток-мак
Переправа через Аманауз Переправа через Аманауз
Ледовое начало маршрута Ледовое начало маршрута
Ледник Ледник
Начало маршрута Начало маршрута
Ключ Ключ
Вершина Ток-мак Вершина Ток-мак
Вид с вершины Ток-мак Вид с вершины Ток-мак
Спуск Спуск
Рабочий четверг завершён. Время 18.00 и мы выезжаем в Архыз из Ростова-на-Дону. Дорога не близкая и лишь к 2 часам ночи мы приезжаем в Архыз. Ставим лагерь и спать. Утро раннее. В 6.00 уже на ногах. К 7.00 мы собраны и пьём чай. Подъехала машина - она забросит нас к погранзаставе - это примерно 20км. У слияния рек Аманауз и Псыш.
Хоть и не далеко, но всё же время бежит. Это убегающее время будет нас гнать в этом походе сильнее паровоза.
Выгрузка, проверка снаряги и под рюкзак. Идём быстро, времени любоваться окрестностями нет. Солнышко то порадует нас теплом, то спрячется за тучки. Параллельно с нами идёт группа пограничников, идут быстро заодно задавая темп и нам. У них свои задачи, но нам по пути. А вот и первая переправа через Аманауз. Большое бревно традиционно лежит через эту реку у стоянок.
Наш темп больше похож на полубег... Чем ближе гора, тем интересней на неё смотреть. Вот показался и ключ маршрута... отсюда видно лишь то, что круто. Рельеф надеемся будет...
Погранцы пошли дальше к государственной границе, а мы переправляемся через Псыш. Повезло, что есть снежник. Плохо, что он не надёжный. Связываемся и аккурантно по одному оказываемся на другом берегу реки. Время 15.00 - это очень много. Здесь, у моренного озера обедаем...
Взглянув на предстоящий подъём, приготовили ледово-снежное снаряжение. Андрей - больше скальник, руководил 3 и 4 к.с. восхождениями. Максим опыта в реальных горах не имеет. Я же ходил участником в горные походы 5 к.с. включительно и альп. восхождения не выше 3 к.с. Из-за моей любви ко льду я и пошёл первым ледово-снежный участок. Сложности здесь немного. До выхода на большое ледовое поле под перевалом вкрутил не больше 8 буров. На этом поле мы и остановились на ночлег.
К сожалению, выбились из графика, так как ночёвка предполагалась на перевале. Конечно, можно было бы и рискнуть, но закрытые трещины и здравый смысл взяли верх над желанием куда-то успеть.
Ночь была не самой комфортной. Во-первых спать втроём в 1,5 местной палатке трём взрослым мужикам неудобно. Но это был запланированный дискомфорт - сэкономили на весе снаряжения. Во-вторых, ночью прилетел гость...
...Проснулись под утро одновременно из-за чувства тревоги. Где-то далеко на склоне начал свой путь камень. Его стук был слышен всё отчётливей и громче. Он летел к нам. Его глухие удары об лёд заставили меня сгруппироваться и ждать удар. Ближе... ещё ближе и вот он заскользил по льду оставив довольно глубокий след, как показало утро, всего лишь в полутора метрах от палатки и остановился. Утром мы его увидели...
Камень размером с прикроватную тумбочку одиноко лежал в 20-25 метрах от палатки. Глубокая борозда от него проходила всего лишь в 1,5 метрах от палатки. Нам просто повезло или Бог сберёг (наверное, второе). Сказать, что место камне опасное - нельзя. Это был одинокий камень на снежном поле размером со стадион.
С рассветом мы вышли на маршрут. Закрытые трещины прошли в связке. Они легко угадывались в ледовом рельефе и предупреждая друзей о необходимости качественней страховать я переползал их. Лишь в одну трещину я провалился одной ногой, но это был поиск её края...
И вот мы на перевале. Обедаем, перебираем снаряжение и очень поздно выходим к вершине. Примерно в 12 часов дня. Погода шепчет, но облака предупреждают о приближающемся изменении погоды.
Выходим на довольно сильно разрушенный скальный хребтик и с попеременной страховкой поднимаемся вверх. Вот и ключ маршрута. Это отвесная стена метров 12 с небольшим нависанием. Дальше чуть проще, стенка чуть падает и довольно глубокая щель позволяет её достаточно быстро пройти. Но это потом. Макс лезет ключ, я страхую. Когнда он оказывается наверху, то мы с Андреем слышим неожиданный вопрос: А что дальше? Дальше - бей крючья и вяжи базу (станцию). А как? - спрашивает Макс.  Андрей объясняет.. и лезет первый по сброшенной верёвке объясняя это тем, что он легче. Дальше Андрей перебивает крючья, переделывает базу. Лезу я... Подъём на вершину лежит через довольно удобную щель и мы быстро выходим на предвершинные плиты, а с них и на вершину. Радуемся не долго - фото и вниз. Вечереет.
Спустившись с ключа свет выключают, а ещё через 20 мин. спуска в темноте по хребтику начинается гроза. Лупит близко. При сходе на снег я улетаю в бергшрунд. Хорошо, что не сдёргнул парней, удержали.
В грозовом облаке рыщем по перевалу в поисках палатки, натыкаемся на свежий медвежий след. Вот уж приключение... А вот и палатка. Как на зло нет воды. Спасает ливень . Набираю в кружки и бутылки воду с тента палатки пока по одному все заползают в палатку. С питьём вопрос решён. Отношу железо подальше от палатки и бегом спать. Время - 1 час ночи. Мокрые и голодные засыпаем.
Утро раннее. Надо валить вниз. Погода великолепная. Ппрни не хотят спускаться по льду - натерпелись вчера. Хоть это не логично, но соглашаюсь и мы идём в долину реки Секертме вокруг горы. В итоге, вместо 3-4 часов спуска прём в бешеном темпе целый день - по снежным мостам, рододендрону... и к 2 часам ночи выходим к переправе. Решили поспать - силы на исходе. Забываюсь в мокром спальнике часа на 3-4. И в 6.00 после лёгкого завтрака и чая уже идём в сторону п. Архыз. Расстояние довольно большое - около 35км.
Дорога домой

Утро после спуска с горы Утро после спуска с горы
Хычины - давняя традиция после восхождения Хычины - давняя традиция после восхождения
Ползём в Архыз Ползём в Архыз
В день отъезда погода была прекрасной. В день отъезда погода была прекрасной.
В Архызе мы оказались после обеда. Уставшие и голодные, мы довольно быстро собрались и поехали в местное кафе. Хычины были вкусными, как всегда, но не лезли в горло. Кое-как справившись с двумя, я попытался задремать на кресле авто. Но водитель потребовал общения т.к. боялся уснуть. Часам к 2-3 ночи мы приехали в Ростов-на-Дону. А в 9.00 уже  были на работе. Бодрыми, свежими и отдохнувшими. Веди именно за этим мы идём в горы.