В отчете будет в основном та информация, которую я не нашла перед поездкой и считаю нужным поделится. Мы ездили в конце лета 2009 года.

Путешествие началось в городе Беломорск. Беломорск: скромный, деревянный, маленький вокзал, неприветливый персонал; темный погибающийгород, рынок в три ряда. Недалеко от города - беломорские петроглифы. Дорога до них - асфальт, после разворотки непосредственно к Залавруге - хороший грунт. Дальше - разрушенный мост через реку Выг (мост невосстанавливают, скорее всего, специально, чтобы, кто попало на петроглифы не ездил) - переносили велосипеды и рюкзаки на себе. Потом - тропа, велопроезжаемая, метров через 500 - сами петроглифы.

Большая поляна, поверхность - огромные гладкие камни. На камнях - деревянные настилы по экскурсионным маршрутам. Маленькая лавка с сувенирами. Есть несколько экскурсоводов. Все цивилизовано (вроде бы первый год это место оборудовали).

Ходить лучше с экскурсоводом, либо готовится к посещению заранее (почитать, чем интересно место). Уйма рисунков первобытного человека, часть рисунков подкрашено, чтобы были четче видны формы. Кроме того - очень красивое место: серые гладкие огроменные камни, лужицы в углублениях, отражение сосен и камней в воде, черника. Поглядеть стоит.

Около разрушенного моста можно встать на ночевку - если время поджимает. Мы переночевали там без проблем, хотя ночью подъезжали пару машин. Глубже в лесу не встать. Недалеко от Залавруги есть шлюзы Беломоро-Балтийского канала. Подъехать можно к 17, 18 и 19 шлюзам,зайти на сам шлюз и посмотреть можно только на 19-м (это нужно возвращаться в Беломорск по той же асфальтовой дороге, по словам охранника с шлюза по берегу канала не проехать).

Около 17-го шлюза - хороший лес, красивые места, если бы знали -наверное, встали бы на ночевку там. В районе Беломорска объездили всю южную часть города (около 19го шлюза) - не нашли ни одного нормального места для ночевки, то слишком близко к городу, то болотистая местность, то слишком близко к пыльной дороге.

Утром следующего дня вернулись в Беломорск - сели на электричку до Кеми (в дороге - примерно 2 часа). Перед поездкой был вариант уехать на Соловки на судне Беломорск-Соловки, по счастливой случайности перед отъездом спросили, будет ли рейс в наш день - сказали, что навигация закончилась (это в третьей то неделе августа). Если поедете нашим путем - узнавайте все в мелочах, не потеряете лишнего времени и нервов. Электрички до Кеми, кстати, тоже не каждый день ездят, так можно попасть так, что придется 60 км (ж/д пути) ехать в плацкарте или купе за суммы от 200 рублей (либо наяривать этот путь на велосипедах, но учтите, что автомобильная дорога идет не параллельно ж/д ветке, а в обход, расстояние будет намного больше).

В Кеми мы закупились на все 8 дней пребывания на Соловках и правильно сделали. В Рабочеостровске нужные продукты найти тяжело, цены выше (к сведению - на самих Соловках цены московские, многих продуктов просто нет). Переночевали на берегу Белого моря, чуть севернее Рабочеостровского. Мест для стоянки там мало, воды нет. Воду можно набрать недалеко от шлагбаума к причалу либо купить в магазине там же. Ночевать будете в большой компании - народ приезжает заранее (за день до отправления Косякова, который идет рано утром), вокруг нас было около 6 компаний туристов с палатками.

По берегу рекомендую походить - места красивые, море, понаблюдайте за отливом-приливом, если никогда ещё на Белом море не были. Зайдите в церквушку, где снимался "Остров" - возможно, вам там расскажут историю съемок и этих мест.

Утром следующего дня мы поехали на Соловки - дорога заняла около 2-х часов. При плохой погоде возьмите сосунки или что-нибудь от качки. Ехать очень неприятно, многим плохо. В дождь - либо сильно промокаешь на палубе - либо сидишь в очень душном трюме. Будьте готовы к лишениям:)

Велосипеды мы провезли бесплатно, на верхней палубе привязали их экспандерами. На обратном пути за велики с нас взяли по 50 р. с вела. Да, билеты на Косякова купили заранее (за день). Продажа идет в здании администрации гостиничного поселка, находящегося по дороге на причал (немного не доезжая).

На Соловках мы перед выездом получили разрешение на пребывание на островах у Соловецкого лесничества. Процедура обязательная, если вы собираетесь ночевать не в самом поселке, а где захотите. На островах ездят и проверят ваше право нахождения и соблюдение правил пребывания. Без разрешения могут вернуть в поселок и поселить в стационарном палаточном лагере. Мы предварительно с главой лесничества связывались по электронной почте, присылали маршрут, предполагаемые места стоянок, состав группы. Плюс, перед тем, как выдать разрешение, нас проверили на знание правил пожарной безопасности. Готовьтесь, договаривайтесь. На авось лучше не ехать.
Кстати, если будут невыясненные вопросы по маршруту – спросите тут же у лесника, он подскажет.

На Соловках красиво везде. Проехать/пройти можно по всем дорогам, обозначенным на карте. Многие дороги разбиты туристическими автобусами,есть болотистые места, реально приятных для велосипедиста дорог практически нет. Но пешком расстояния все-таки большие. Так что я склоняюсь, что на велосипеде все-таки лучше всего путешествовать там.

Кратко по маршруту:

Поселок - мыс Печак. Съездить - СТОИТ! Воду - с собой (если будете там ночевать), на самом юге только заболоченный ручей, другой воды нет. Потрясающие виды, грибы, черника - обеспечены. Дорога частично очень хорошая - песчаная твердая. Ближе к югу - есть болотистые места. Пройти можно, даже после дождей. Да, без резиновых сапогов на Соловках придется туго - берите, не пожалеете. Либо непромокаемые треккинговые ботинки, как у меня:).
По дороге указателей на Печак нет, в районе отворотки на переговорный камень дорога разделяется, нужно поехать левее, вблизи Печака будет ещё одно разветвление, там нужно поехать налево (в этом месте есть указатель, самодельный, но его можно не заметить).

Мыс Печак - Остров Б.Муксалма. Дорога на Муксалму хуже - разбита транспортом, луж намного больше, болота. Самые неприятные болота ждите ближе к дамбе, соединяющей острова. Если едете на велосипеде с грузом - имеет смысл идти не по тропе по болоту, а чуть рядом, где ещё верхний слой не разбит. Слой держит вес лучше, заднее колесо в грязи не утопает. По дамбе и острову Б.Муксалма дорога уже хорошая - там транспорт не ездит! Вода есть при въезде на Муксалму - смотрите озеро справа + около зданий, где раньше был скотный двор, глубже в остров, справа по дорожке стоит колодец - даже если вам не нужна вода - сходитев него, поглядите.

Стояли мы на том озере, прямо при въезде на остров - лучше места не нашли. Под две палатки еле еле нашлось ровной поверхности. Иногда нам мешали группы туристов - ходили неподалеку и таращились на нас:) Чем хорошо место - близко дамба, можно сходить погулять, пофотографировать, вода, черника.

Прогулка в восточную часть Б.Муксалмы. Один день мы решили сходить погулять по острову. В лагере оставили сторожа-добровольца:) (народ в тех местах бывает, лучше не рисковать вещи оставлять). Туда шли по южной части острова. Чтобы выйти на нужную тропу, надо на тропе после большого луга, на котором стоял скотный двор, держаться всегда правее на развилках. Совсем скоро дорога выведет вас на гору, будет видно южное побережье. Идите дальше, держитесь правее. Вскоре увидите большую болотистую местность. Мы по ней прошли без проблем, тропа иногда пропадает, но в целом видна. После будут видны небольшие горы восточной части острова, мы пошли к ним, вышли на озеро, кое-как обошли его по болотистой местности и поднялись. Место райское: грибы, мох,черника, все видно на 360 градусов: Малая Муксалма, Анзер, море.

Погуляв там, мы решили возвращаться и попробовать пройти северной стороной острова. Сначала шли по побережью. Тропы нет! (или мы не нашли) Если правильно помню - вышли к мысу Иваниковскому (особые приметы - берег резко ушел вправо, через примерно 200 метров -небольшой мысик с крестом, далее домик рыбаков с приспособлениями для сушки водорослей). До домика дошли, оглядели, пофотографировали, и пошли НАЗАД! В том месте, где был тот самый резкий поворот берега направо есть тропа вглубь острова - вот она ведет к дамбе. Дорога по ней показалась очень длинной. Чем объяснить - не знаю. На карте казалось, что ранее мы прошли намного больше. Да, тропа эта единственная, сбиться сложно.

НО! без карты, компаса и описаний этих мест туда лучше не соваться. Кстати, описания придется поискать, туда почти никто не доходит (и замечательно).

Дальше мы проехали назад в поселок, а потом по большому кольцу на север Большого Соловецкого острова. Описаний этого кольца много, на велосипеде все проезжаемо (иногда приходилось идти пешком, но не оч много). Дороги тоже не ах, много разбитых, удовольствия от катания особого я не получила.

Старая узкоколейка, подозреваю, для велосипедистов с большими рюкзаками будет мукой - много разрушенных мостов. Если ехать без- то, скорее всего эта дорога будет приятнее, чем параллельная ей,основная подразбитая дорога. В озерах рыбы нет. В Ребалде купили камбалы, пекли её на углях. Северное побережье очень красивое, ищите на карте Мыс Овсянникова, можно там немного просто погулять (мы проехали быстро, но, наверное, зря). При кажущемся обилии озер и мест возможной стоянки, в реальности оказалось не так много мест, где можно постоять лагерем - почва каменистая, ровных поверхностей немного.

Часть нашей группы ездили на мыс Белужий - немного не доезжая до развилки на Секирную гору со стороны поселка, есть отворотка налево на мыс Белужий. Тропу там проложили досочками, можно идти с велосипедом,по болоту шлепать не придется. С рюкзаками туда лучше не соваться, оставьте этот мыс на радиалку.

Поселок: настоятельно рекомендую сходить в музей мореходства,отправить оттуда открытку на материк, обязательно посетить сам монастырь (юбки и платки есть на входе), купить книг о Соловках (на материке найти намного сложнее).

Перед поездкой - читайте отчеты тех, кто там был, смотрите фотографии - их достаточно. Пользуйтесь http://www.google.ru/earth/, запаситесь картами (на островах хороших карт я не видела), не забудьте про резиновый сапоги!!
Да, мы были там с 20 по 30 августа - комаров и мошек НЕ БЫЛО! А солнце было!:)

Очень советую прочитать перед поездкой про историю островов. Обязательная книга - Николай Игнатьевич Киселев-Громов "Лагеря смерти в СССР", можно почитать воспоминания Д.Лихачева проего время жизни на Соловках (кстати, на Большом Соловецком острове есть камень Лихачева, мы не пошли его искать - описания не было, но он в пешей досягаемости - видела в отчетах), + письма Павла Флоренского из ссылки. Тогда вы увидите острова совсем другими, почувствуете, ГДЕ вы находитесь.

Удачной поездки, берегите природу!