Будь легче, Обувка!

Рассуждения на тему походной обуви из ЭВА


 

О рубрике   Будь легче!

Вступление в ряды пакрафтеров, вместе с кардинальным облегчением основной головной боли пешеводника — веса его плавсредства, привело к новым заботам: при такой лёгкой лодочке глупо таскать тяжелые палатку, спальник, обувь, и т.д, и т.п. Так что пришлось потихоньку начать обновление основной «весомой» снаряги, с уклоном в сторону пакрафтных маршрутов. Плавсредство это накладывает на снаряжение еще одно условие — компактность, ибо места в пакрафте не много, особенно если идти вдвоем.

Сразу скажу, что не являюсь приверженцем ультра-лайтовых вещей, в которых всё подчинено главной цели — минимальному весу; я сторонник умеренно-облегченной снаряги, которая сохраняет достаточный уровень комфорта, прочности и износостойкости, но при этом обеспечивает меньший вес сравнительно с «классическими» аналогами.

Конечно, существует сегмент топовой высокотехнологичной снаряги, которая сохранила прочность и юзабилити при кардинальном уменьшении веса и объема, но она обладает главным недостатком, который в моих глазах перечеркивает львиную долю достоинств — очень высокую цену. Я считаю, что снаряжение не должно быть обузой для бюджета. Иначе вместо того, чтобы планировать и ходить походы, будешь добывать средства на покупку шмоток )))

В этих заметках (предполагается серия) я хочу поделиться своими находками в сфере умеренного облегчения снаряги. Может быть, кому-то пригодится в аналогичной ситуации.

 
Обзоры, опубликованные в данной рубрике:
Палатка (обзор полубочки RockLand Trek 2)
+ Каска (обзор самодельной каски из ПЭТ баллонов)
Спасик (обзор легкого спасжилета для пакрафтинга)



 

Будь легче, Обувка!

 
Будь легче_Обувка_15
 
В  деле подбора обуви для пешеводки есть два основных пути. Первый – изначально забить на сухость и строить комплект на базе неопрена (к такому варианту, как правило, склоняются водники со стажем), второй – делать ставку на сухость ног и заботиться об этом. (Бывают, правда, промежуточные вариации с мембранными носками и т.п., но заметно реже.) Лично я – приверженец второго пути, ибо не люблю ходить с мокрыми ногами и недолюбливаю неопреновые носки – мне в них не комфортно и ступни к вечеру становятся похожи на морду шарпея. Исходя из этого мой выбор для мокрой части пешеводки – сапоги.

В былые времена не было особой возможности сэкономить на весе обуви: что горные ботинки, что резиновые или ПВХ-сапоги – вещи не из легких, ничего тут не поделать. Но с появлением обуви из ЭВА ситуация поменялась к лучшему: материал этот хоть и уступает в прочности традиционным, зато обладает рядом превосходных достоинств – обувь из него не промокает, хорошо защищает от холода и, главное, несравненно легче! К тому же, весьма недорогая.

Был еще один недостаток – низкая ремонтопригодность ЭВА в походных условиях, отсутствие в открытой продаже подходящих клеев и неясность технологии склейки. Вкупе с невысокой прочностью материала на прокол и разрыв это несколько ограничивало продвижение обуви из ЭВА в массы. Однако сейчас ситуация изменилась, в открытой продаже появились специальные клеи и гели для обуви из ЭВА, как для заливания проколов, так и для склеивания разрывов. Появились и инструкции по ремонту обуви ЭВА, в том числе видео. Тюбики с клеем недороги, продаются в интенет- и рыболовных магазинах, весят мало, компактны и не обременяют походный ремнабор. Лично я себе приобрел такой клей и попробовал заклеить старый разрыв на ЭВА-калоше. Результат налицо – первый шов вышел не очень эстетичным, но прочным:

Будь легче_Обувка_22

Так что теперь можно без опасений брать в пешеводку обувь из ЭВА, снижая вес рюкзака и время на просушку, ибо ее достаточно протереть тряпкой, пучком сухой травы или мха, чтобы вернуть былую сухость после заброда или заплыва ))

Есть, правда, еще один подводный камень, который, к счастью, критичен не для всех: обувь из ЭВА довольно мягкая, и тем, кто привык носить ботинки с жесткой колодой, она может не подойти. К примеру, супруге сапоги ЭВА довольно быстро натирают мозоли на стопах и пальцах, особенно по куруму. А вот мои ноги к мягкой обуви более благосклонны и прекрасно себя чувствуют в сапогах, калошах и кроссах из ЭВА (а вот жесткую колодку переносят далеко не всякую). И еще необходимо иметь ввиду: обувь ЭВА имеет склонность растягиваться, и чем она мягче, тем сильнее растяжение. К примеру, ЭВА-сапоги от Псковполимера у меня растянулись практически на размер.

Так или иначе, а я постепенно почти всю свою походную обувь перевел на ЭВА. Начал с ашановских калош весом в 250 гр, которые беру как сменку уже лет 10 (кстати, отличная бивачная обувь!). В 2013 г. специально для бечевы в ледяных реках Полярного Урала приобрел недорогие тогда еще бродни от Псковполимера (теперь подобные им, но с модернизированной подошвой продаются под маркой Nordman). В деле выглядят так:
 
Будь легче_Обувка_02

Вес моей пары около 940 гр; сами боты из ЭВА, а раструбы из нейлона с покрытием. Однако, покрытие это оказалось нестойким, облезает, да и сам нейлон за 2 сезона кое-где протерся, пришлось подклеить сантехническим скотчем. Но службу свою служат, так что я доволен.

Однако для пакрафтинга бечева не столь актуальна, а вот транспортный объем – весьма; так что к сезону 2015 г. я прикупил ЭВА-сапоги обычной длины, того же Псковполимер – Nordman. Моя пара размера 42-43 весит 683 гр, очень ими доволен и менять ни на что не собираюсь. Отличное решение для холодных северных рек и горной тундры.
Будь легче_Обувка_04Будь легче_Обувка_05-1
Хорошо работают в комплекте с декатлоновскими штанами-непромокашками: низ штанины на резинке плотно охватывает голенище, позволяя форсировать короткие броды выше колен без сильного подтекания. Понятное дело, при заплыве вода пойдет, но с этим можно бороться доп. обмоткой латексными лентами.
Будь легче_Обувка_06Будь легче_Обувка_07

В общем, основная обувь для пешеводки подобрана, но оставался один пункт – сменка для бивака и транспорта. Путь до Полярного Круга неблизок, связан с поездами и пересадками, а топтаться трое суток в сапогах по летним перронам и нагретым вагонам – удовольствие то еще. ЭВА-калоши тоже не панацея для транспорта, т.к. не фиксируются плотно на ступне и при спешной посадке/высадке с тяжелым рюком можно неслабо звездануться с вагонных ступенек.

Выход был найден благодаря китайским братьям: купил на ибэй кроссовки из ЭВА на шнуровке. Поисковый запрос «New Water Aqua Shoes» выдает много вариантов, и не только из ЭВА; я выбирал с наиболее профильной подошвой, с нормальным подъемом и протектором. И, само собой, с хорошей фиксацией на ноге. В итоге остановился вот на этих кроссах.
 
Будь легче_Обувка_09
 

На свой советский 42-й размер заказал азиатский 270mm (US=9), с запасом под неопреновый носок. Сознательно выбирал с дырочками – во-первых, вентиляция, не будут ноги преть в жару, во-вторых, можно использовать как легкую сплавную обувь с самоотливом. С большими дырами а-ля сандалии брать не хотел, т.к. у них защита ног хуже.

Покупкой остался доволен, и вид приличный, и сидят хорошо. Ну и вес подходящий – 306 грамм! Традиционных кроссовок с таким весом не найдешь.
 
Будь легче_Обувка_19Будь легче_Обувка_15
Протектор достаточно выраженный, работает, что подтвердилось в полевых испытаниях. Носок плотный, без отверстий – защищает пальцы ног от камней и сучьев. А вот пятка довольно мягкая, что позволяет второпях натянуть обувь без развязывания шнурков.
 
Будь легче_Обувка_10Будь легче_Обувка_18
Будь легче_Обувка_12Будь легче_Обувка_14
Будь легче_Обувка_17
 

Язычок из ткани – вопрос спорный, единственная деталь, кроме шнурков, подверженная намоканию, но на деле оказалось, что воду не особо впитывает. Стельки из тонкой пенки, вентилируемые, с одной стороны ткань. Внутренняя сторона подошвы рельефная, «в пупырышек», чтобы стелька не сбивалась, респект.

 
Будь легче_Обувка_13Будь легче_Обувка_11

Подъем в подошве оказался приличным, не у каждых «взрослых» кроссов такой.

Будь легче_Обувка_16

Так что покупкой остался очень доволен, получил именно то, что хотелось. В реальных испытаниях на Полярном Урале не подкачали – и в дороге, и в сухой пешке, и на биваках. Конечно, поддержки голеностопа нет и под большим грузом в них не очень уютно, есть риск подвернуть лодыжку тем, у кого она слабая. А вот для радиалок налегке обувь вполне подходит. Но больше всего эти кроссы мне понравилось таскать в ПВД-пакрафтинг – их смело можно брать как единственную обувь – и в транспорте, и в пешке по лесу, и на сплаве ведут себя отлично! Вес рюкзака в ПВД невелик, так что можно шлепать в легкой обуви, а на сплаве просто снимаешь носки и пакрафтишь в свое удовольствие: обувь теплая, ноги не мерзнут ни в воде, ни в лодке, и самоотлив работает отлично.

К слову сказать, первую пару подобных ЭВА-кроссовок я приобрел еще в 2012 г., как сплавную обувь для Карелии. Но тогда друзья-китайцы намуд(р)или с размерами, и та пара, хоть и налезала, но в них можно было разве что сидеть на кате и передвигаться по биваку, для активной пешки они не годились. Так что после того сплава они перешли к супруге, которая ими довольна, ибо может использовать с ними толстые неопреновые носки, что ей, как мерзлячке, очень по нраву ))

В заключение хочу напомнить, что ЭВА не переносит высоких температур, так что у костра с этой обувью надо быть осторожнее – легко прожечь искрою или вовсе расплавить. Но лично для меня все недостатки ЭВА с лихвой перекрываются ее достоинствами, так что смело рекомендую пакрафтерам обратить внимание на этот тип обувки.

Будь легче_Обувка_21

hrapitan,
ноябрь 2016


 
Обзоры, опубликованные в данной рубрике:
Палатка (обзор полубочки RockLand Trek 2)
Каска (обзор самодельной каски из ПЭТ баллонов)
Спасик (обзор легкого спасжилета для пакрафтинга)
 
 
 
Материал опубликовал Hrapitan

Комментарии

Заголовок вашего комментария:
Текст вашего комментария: