Часть 4-я. Ашкелон
-А никто и не меняется: каждый остается таким, каким родился, —просто ответил тот.— На самом деле поступки человека мало зависят от того, где именно он родился и в какую эпоху. Для нашей совести не имеет значения, что думают о нас другие, для нее важно лишь то, что думаешь о себе ты сам.
Альберто Васкес-Фигероа
День 8-й, Суббота, 06 февраля 2016 года
Ленни и призрак арендной платы. Такси до Ашкелона. Акунин в юбке. Национальный парк – местным вход бесплатный. 4 тысячи лет отроду и 16 метров культурного слоя. Лук ашкелонский, он же лук-шалот. Колонны, похожие на пушки. Маки и цветущий миндаль. Про хамсин. Остатки крепости крестоносцев. Последняя битва Первого крестового похода. Взятие Аскалона и жадные тамплиеры. Хаттинская катастрофа и падение Аскалона. Ричард Львиное Сердце и возвращение Аскалона. Битва при Газе. Султан Бейбарс и уничтожение Аскалона. 700 лет забвения. Путешественник Генри Воллам Мортон. Цапли, ондатры, колибри и зеленые попугаи. Театр. Тут еще копать и копать…Золотой теленок. Пляж для серфингистов. Ашкелонская электростанция. Квартиры для отдыха. Яхт-клуб. Пляж Бар-Кохба. Улица Летчиков. Где кит проглотил, а где выплюнул пророка Иону. Мавзолей шейха. Как филистимляне Самсона обидели и что из этого вышло. «Ножевой» террор. Защищенная комната. Сионистское печенье. Еврейской кухни не существует. Автор – мужчина и он давно умер. Поезд до Тель-Авива. Граффити на трансформаторной будке.
Встали мы утром не торопясь и по очереди приняли душ. Позавтракали йогуртами и очень густым кефиром. Ну и кофе-чай выпили, разумеется.
От Ленни ни слуху, ни духу не было: записку ему оставили, что дома в 20-00 будем. Конечно, удивляло, что Ленни за арендной платой пока так и не явился, но ведь всему есть причины. Почему бы не предположить, что Ленни, получив от хозяина квартиры (например, своего папеньки) полгода назад некую сумму на ремонт апартаментов, не прогулял ее? К моменту нашего приезда Ленни пригласил знакомых мастеров для ремонта, пообещав расплатиться немедленно (из наших денег). Получив полный облом, обаятельный Ленни пообещал (уже клятвенно) мастерам деньги за работу денька через два-три. А те, будучи хорошими знакомыми, согласились.
Погода была сумрачная, поэтому с собой прихватили зонтики и в 11-30 пошли ловить такси. Поймали сразу. Нас предупредили, что поездка (в одну сторону) примерно в 400 шекелей обойдется. Поэтому спросили водителя, сколько поездка нам стоить будет, с учетом того, что высадить нас в Ащкелоне нужно у входа в Национальный парк (именно там мы должны были встретиться с Кирулей, знакомой свояченицы). Драйвер долго что-то высчитывал и сообщил, что 337, а узнав, что нас четверо, прибавил еще 5 шекелей. Почему прибавил и почему именно пять – мы так и не поняли.
Конечно, в Ашкелон из Тель-Авива (55 км пути) поезда ходят, только вот мы понятия не имели, как до этого поезда добраться. И (самое главное) в шабат поезда не ходят. Пришлось потратиться.
И мы поехали на юг в сторону Яффы. Дорога была пустынной, потому что шабат.
Добирались около часа. Кируля уже ждала нас на машине. Тут же и познакомились.
Оказалось, что в волшебном мире ЖЖ и ФБ Кируля более известна как Кируля Аскалонская. Преподает иврит, книги пишет. Под псевдонимом Катерина Врублевская написала цикл исторических детективов о похождениях Аполлинарии Авиловой, за что прозвище «Акунин в юбке» получила. Хотя, как я заметил, носить Кируля предпочитала брюки.
Выяснилось, что вход в Национальный парк – платный, входной билет 29 шекелей стоит. Но есть одна особенность: для жителей (с пропиской) Ашкелона вход в парк – бесплатный, только за въезд на машине 20 шекелей заплатить нужно. Что Кируля и сделала. А мы, забравшись в ее машину, как бы ашкелонцами заделались. На самом деле (как пояснила Кируля) вход в парк для гостей ашкелонца (-ки) – тоже бесплатный.
Первые упоминания об Ашкелоне относятся к 1950 году до н.э. Т.е. городу 4 тысячи (без малого) лет отроду. Археологи обнаружили 16 метров культурных наслоений последовательно периодов Ханаанского, Филистимского, Финикийского, Эллинистического, Римского, Византийского, Исламского и крестоносцев.
С 1950 года до н.э. по 1550 год до н.э. в Ашкелоне жили ханаанеи. Есть все основания утверждать, что ханаанеи и гиксосы (завоевавшие некогда Египет) – один и тот же народ. Оправившиеся египтяне стали предпринимать против гиксосов карательные походы, а с 1175 года до н.э. по 604 год до н.э. здесь проживали филистимляне. Ашкелон был одним из пяти главных филистимлянских городов и самым крупным морским портом, пока в 604 году до н.э. сюда во главе вавилонской армии не явился царь Навуходоносор II, взял город, а уцелевших жителей увел в плен.
После разрушения Навуходоносором II город пролежал в руинах 75 лет. Филистимляне так из плена и не вернулись и персидский царь Камбис поселил здесь финикийцев. Не прошел мимо Ашкелона и Александр Македонский.
При Хасмонеях Ашкелон вошел (хоть и не сразу) в состав Иудеи. Именно в Ашкелоне родился Ирод Великий, угробивший династию Хасмонеев. Потом пришли римляне, их сменили византийцы, византийцев – персы, а персов – арабы. И уже много позже крестоносцы явились.
Тут мы подошли к площадке, огороженной столбиками с протянутой между ними веревкой. На площадке было собрано множество каменных фрагментов.
-Все это – то, что выкопали на территории всего парка и собрали в одну кучу, -пояснила Кируля.- Раньше все это было разбросано, но после того, как парк передали в ведение Управления древностей и стали плату за вход брать, на территории парка стало чистенько и вполне безопасно. До этого здесь сплошь наркоманы и сексуальные маньяки бродили.
-Это – богиня Ника. Видите за спиной крылья? Мамелюки (поскольку мусульмане) на всех статуях лица постарались стереть.
Передвигались мы по парку на Кирулиной машине. Во время очередной остановки показала нам древнее колесо, которым когда-то воду качали, а за ним – площадку размером с футбольное поле, украшенную обломками колонн разной степени сохранности.
-На этом месте стояла огромная базилика, в которой располагалась биржа – единственная в мире, торговавшая луком-шалотом (и не только). В буквальном переводе с латинского лук-шалот – это «лук ашкелонский».
-Раскопали только зал заседаний – на пожертвования. Сама базилика на схеме изображена.
-Дальше там музей под открытым небом, но сегодня суббота и он закрыт.
-Вообще мы внутри крепости крестоносцев находимся. Можете фотосессию с обломками устроить.
-А сейчас поедем на точку осмотра. Видите, время от времени колонны встречаются? Их на месте, где нашли, оставляют, только инвентарный номер присваивают и тут же рисуют.
На смотровой площадке было замечательно, но очень ветрено. Из берега, на манер корабельных пушек, торчали древние колонны, постепенно вымываемые волнами.
На обратном пути Кируля (по просьбе барышень) остановила машину возле маков.
Тут же рядом и цветущее миндальное дерево нашлось.
-Вот, кстати, зона отдыха, -сообщила Кируля.- Народ здесь гуляет. Израильтяне отличаются тем, что в выходные на природу стремятся выбраться.
-А ветры здесь всегда такие сильные? –спросила жена.
-Не всегда -ответила Кируля.- Ветер - это счастье, иначе здесь душно. А уж когда хамсин начинается… Хамсин – это не ветер с песком. Это сначала ветер, потом он пропадает и висит мгла из песка. Жить при нем можно, но астматикам лучше из дома не выходить.
-Видите наверху строение? Это остатки крепости крестоносцев. По этому гребню городская крепостная стена проходила. Крестоносцы для строительства стен и римскими статуями не гнушались.
15 июля 1099 года цель Первого крестового похода была достигнута: Иерусалим взят. Но с юга надвигалась большая военная проблема - мусульманская армия египетского султана Аль-Афдала.
12 августа того же года под стенами Аскалона (нынешнего Ашкелона) произошла последняя битва Первого крестового похода: 18 тысяч крестоносцев против 50-тысячной армии фатимидского султана. В стремительной атаке христианские рыцари прорвали центр арабской армии, удерживаемый тремя тысячами тяжеловооруженных нубийцев. Все еще можно было поправить, но никчемный полководец Аль-Афдал оказался еще и трусом, сбежав с поля боя.
Деморализованные бегством командующего мусульмане в панике начали отходить к морю, а воодушевленные крестоносцы усилили натиск и отход мусульман превратился в их избиение. Аскалон можно было взять сходу, но герцог Готфрид Бульонский слишком увлекся истреблением мусульман, что дало защитникам города передышку и позволило отстоять город.
Аскалон, последний бастион мусульманского владычества на Восточном побережье Средиземного моря, взят был (после долгой восьмимесячной осады) крестоносцами короля Иерусалимского Балдуина III только в 1153 году.
При осаде Аскалона произошел один показательный случай. Христианам удалось обрушить часть городской стены и первыми в пролом (за богатой добычей) бросились тамплиеры, загородив путь остальным. Мусульмане, переведя дух, быстро сообразили, что атакующих – ничтожно мало и бросились в контратаку. В схватке погибли все сорок прорвавшихся тамплиеров во главе с великим магистром Бернаром де Трамбле.
Саладин, курд по происхождению, ставший египетским султаном, уже в 1177 году начал с крестоносцами войну на уничтожение, объявив «джихад»: священную войну с неверными. Одного не учел Саладин: войско-то у него было большое, но сильно уступавшее франкским крестносцам по боевым качествам. Небольшая рать иерусалимского короля Балдуина IV Прокаженного огромную армию Саладина в ноябре 1177 года в битве при Аскалоне разбила наголову.
Слабым местом у мусульман являлась кавалерия: будучи легковооруженной, она не могла выдержать лобовую атаку тяжелой рыцарской конницы, что не единожды приводило мусульман к поражениям. Султан полученные уроки учел и завел себе тяжеловооруженных конников из рабов (мамлюков), которые при необходимости могли сражаться и в качестве пехотинцев. Потомки этих мамлюков и свергли позднее потомков самого Саладина с египетского престола.
5 июля 1187 года у деревушки Хаттин близ Тивериадского озера состоялось сражение крестоносцев с армией султана Саладина. Битва окончилась оглушительной катастрофой: крестоносное войско иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна было наголову разгромлено. Сам король, иерусалимский патриарх, великий магистр тамплиеров Жан де Ридефор, сеньор Трансиордании Рено де Шатильон и сотни рыцарей попали в плен, а армия была почти полностью перебита.
Уныние и паника охватили крестоносцев. Крепости сдавались, едва увидев передовые отряды султанской армии. Но не Аскалон. Саладин приказал привезти из Дамаска плененного короля Гвидо де Лузиньяна, пообещав ему свободу, если тот сможет убедить гарнизон и горожан в том, что сопротивление бесполезно. Король посоветовал им сдаться, но в ответ послан был в пешее эротическое путешествие.
Саладин отослал Гвидо обратно в тюрьму и начал осаду. Когда гарнизон и жители Аскалона после яростного сопротивления вынуждены были сдаться, султан позволил им сделать это на необыкновенно мягких условиях — они могли свободно выйти из города, взяв все движимое имущество (5 сентября 1187 г.).
20 января 1192 года король Ричард Львиное Сердце взял Аскалон, но Саладин успел разрушить все городские укрепления, которые Ричарду пришлось восстанавливать. Крестоносцы построили стены, имевшие толстую центральную часть из бетона и тонкую облицовку из отесанного камня. Поперечная прочность стен достигалась за счет уложенных горизонтально колонн. Стены стояли на насыпном песчаном валу высотой до 10 м и шириной 1–2 м. Склоны вала были облицованы камнем.
Хорезм, государство в Приаралье, было захвачено еще в 1220 г. Чингисханом. Не менее 20 тысяч хорезмийцев, родственных нынешним туркменам, покинули родину и поступили на службу к различным мусульманским правителям. Около половины из них встали под знамена египетского султана Айюба.
В августе 1244 г. Айюб с десятитысячной хорезмийской конницей подступил к Иерусалиму и взял его, перерезав всех христиан. После чего взял Вифлеем и направился к Газе. Христиане, вместо того, чтобы отсидеться за стенами Аскалона, понадеялись на дамасских союзников и 18 октября 1244 года в битве под Газой потерпели сокрушительное поражение: были убиты тысяча рыцарей, остатки войска попали в плен.
Защитников (после битвы) в Аскалоне немного осталось и в 1247 году Айюб город у крестоносцев отнял.
В 1270 году султан Бейбарс, опасаясь вторжения в Египет крестоносцев Людовика Святого, приказал уничтожить укрепления Аскалона, а гавань его засыпать камнями и лесом, чтобы сделать невозможной прием судов с десантом.
После чего все здесь замерло почти на 700 лет: современный Ашкелон образован в 1955 году.
Путешественник Генри Воллам Мортон, побывавший в здешних местах в конце 30-х годов прошлого века, в своей книге «Святая Земля. Путешествие по библейским местам» так описывал Ашкелон:
«Лук рос под Аскалоном на протяжении тысячелетий. Римляне высоко ценили его и называли «аскалоний», откуда произошло французское слово «эшалот» и английское «шалот». Но я понятия не имел, что этот исторический сорт все еще произрастает здесь…
Город, некогда бывший Аскалоном, потерян в песчаных дюнах. Средиземноморские волны белой пеной разбиваются на протяжении многих миль плотного песчаного берега. Тут и там из дюн выглядывают обломки массивных старинных стен, сложенных из черного камня руками англичан, потому что в 1192 году работы здесь проводили по указанию Ричарда Львиное Сердце, только что захватившего Аскалон.
Существуют и другие напоминания о прошлом Аскалона. Земля вокруг обильно усеяна осколками римской керамики, кусочками разбитого зеленого стекла. Среди дюн, возле водяного колеса, которое вращает верблюд, совершающий медленный и бесконечный круг, можно найти обломки статуй, извлеченных из развалин Аскалона, построенного еще Иродом. Какие сокровища лежат среди этих золотистых гор, никто точно сказать не возьмется.
Я выбрал узкую тропинку среди дюн и вышел на взморье. Передо мной открылся один из самых поразительных видов, который только можно найти на всем протяженном побережье Средиземного моря.
Сотни верблюдов совершали ежегодное омовение. На песчаных дюнах сидели толпы женщин и детей, собравшиеся сюда из множества деревень всего района: мужчины и мальчики постарше занимались серьезным делом купания верблюдов. Конечно, на этих людях не было купальных костюмов, и мокрые смуглые тела блестели в лучах солнца.»
В траве неподалеку зашуршала птица какая-то. Мы присмотрелись: да это цапля. Вернее, две.
-Я здесь однажды ондатру видела, -призналась Кируля.
-А колибри то здесь откуда? –удивились мы, заметив юрких крохотных птичек, вьющихся возле цветов.
-Как откуда? –удивилась, в свою очередь, Кируля.- Сами здесь живут.
-Вообще то они из Америки, -задумался я.- Значит, кто-то их сюда завез.
-Кстати, -неожиданно вспомнила свояченица.- Мы когда к Ашкелону подъезжали, вдоль дороги мандариновые деревья с плодами заметили. Их едят?
-Нет, -ответила Кируля.- Во-первых, они вдоль дороги растут. А, во-вторых, мандарины эти горькие.
-При входе в парк попугая видел, -сообщил я.- Зеленого.
-А, эти, -махнула рукой Кируля.- Попугаи (зеленые) удрали из зоопарка и успешно размножаются. Их тут целые стаи.
-А вот это театр. Тут прекрасная акустика, до сих пор концерты проводят.
-Тут еще копать и копать, но денег нет.
-А тут что-нибудь кроме камней находят? –поинтересовался я.- Монеты там какие-нибудь, оружие?
-Золотого теленка нашли, -вспомнила Кируля.- Небольшого, правда. Выставка была: на ней находки показывали. Есть даже подразделение подводных археологов: ныряют и достают.
Тут подошел мужчина и переговорил с Кирулей на иврите о чем-то.
-Через 10 минут парк закрывается, -сообщила она.- Ураган надвигается. Пора смываться, иначе нас просто в море сдует. Извините, арку не показала.
И мы смылись. Потому что быть сдутым в море не хотелось никому: судя по его сегодняшнему виду - вряд ли мы бы выплыли.
-А сейчас поедем на пляж для серфингистов, -предложила Кируля.- По чистому песочку походим. Сейчас по лесенке спустимся. Но предупреждаю: там холодно.
Все так и оказалось: и песок чистый, и холодно. Ураган, кстати говоря, строной Ашкелон обошел.
-А это наша электростанция, -показав на две трубы на юге, сообщила Кируля.- Электроэнергию она (в том числе) и в сектор Газа подает. А те, сцуки, за нее не платят. Тут акулу на берег пару дней назад выбросило.
-Большую? –осведомился я.
-Да не очень, -ответила Кируля.- Но зубастую.
-Я вас еще в два места отвезу, -заявила Кируля.- Начнем с яхт-клуба (марины): на чужое богатство смотреть поедем. Вот, кстати, дом построили с квартирами для отдыха. Можно и на час снять. 180 шекелей за три часа.
-1200 рублей в час, -немедленно подсчитал я.- Дороговато выходит. Хотя, если для интимных свиданий…Ежели уж совсем невтерпеж…
Для того, чтобы на чужое богатство взглянуть, пришлось долго место для парковки искать.
http://www.ashkelon.muni.il/rus/Pages/default.aspx
После этого поехали осматривать пляж Бар-Кохба, один из лучших в Израиле. Пляж с мариной соседствовал.
-Это герой такой был, -пояснила Кируля.
Точно, герой. После того, как император Адриан своим декретом ввел смертную казнь за проведение обряда обрезания, а на месте Иерусалима построил новый город, названный им (в честь самого себя) Элия Капитолина, в 132 году н.э. евреи восстали. Восстание назвали Второй Иудейской войной и возглавил его Бар-Кохба. Погибло много римлян, а евреев - 580 тысяч. Через три года восстание римляне подавили, а Бар-Кохба погиб. Как именно – точно неизвестно.
-А вот та улица с симпатичными коттеджами улицей Летчиков называется, -сообщила Кируля.- Потому что жилье в них израильские летчики получают, после выхода на пенсию. Вышел на пенсию – дом дают (целый).
Набережная украшена была всякими диванчиками, креслами и т.п. в стиле Гауди.
Кроме того, очень импозантно выглядели хвосты «нырнувших» китов, работы израильского скульптора Ариэля Бен Арье.
-Так, -вспомнили барышни.- В Яффе памятник киту тоже стоит, только поменьше.
-Это все пророк Иона, -улыбнулась Кируля.- Возле Яффы кит его проглотил, а в здешних местах выплюнул.
«Объяли меня воды до души моей!». Книга Пророка Ионы сообщает, что было Ионе слово Господне: встань и иди в Ниневию - город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.
Вместо того, чтобы выполнить волю Господа, Иона отправился в Иоппию (Яффу), нашел там корабль, заплатил за проезд и отплыл на нем в Фарсис (Испания), подальше от лица Господа. На море поднялась великая буря и корабль был готов разбиться. Корабельщики кинули жребий, пытаясь выяснить, кто именно из находящихся на корабле виноват в Божьем гневе: выбор пал на Иону.
Иона попросил бросить его в море, корабельщики после недолгих моральных колебаний просьбу уважили и море немедленно успокоилось, а Иону проглотил кит, в чреве которого Пророк провел три дня и три ночи. В чреве Ионе не понравилось и он начал молиться Господу, после чего последний приказал киту извергнуть Пророка на сушу, а Ионе - идти выполнять его поручение.
Задание Иона выполнил блестяще: вся Ниневия, во главе с царем, покаялась, после чего Иона вышел из города и устроился в тени у восточной его стороны в ожидании грандиозного шоу: уж очень хотелось ему посмотреть, как Бог уничтожит Ниневию. Когда же Иона сообразил, что шоу не состоится, то очень обиделся. Господу даже пришлось его успокаивать: не собираюсь, мол, ради твоего удовольствия уничтожать более 120 тысяч человек (не считая множества скота), вся вина которых заключается в том, что они не умеют отличить правой руки от левой.
-А что это за сарай каменный с куполом, -поинтересовался я.
-Мавзолей какого-то шейха, -ответила Кируля.- Охраняется государством. Туда писать ходят. Соседний ресторан в стиле этой гробницы выстроен.
-Поехали еще на одного кита взглянем, -предложила Кируля. Я этого кита обожаю.
-Все эти довольно абстрактные скульптуры, вдоль дороги установленные, посвящены Самсону и Далиле – это все здесь происходило.
Самсон, родом из колена Дана, силен (очень) был от природы. Будучи посвящен Богу в качестве назорея, никогда не стриг волосы – источник его необычайной силы. К моменту, когда он подрос, филистимляне уже несколько десятилетий угнетали евреев. А что евреям еще делать оставалось, кроме как угнетаемыми быть: на всем Ближнем Востоке только филистимляне (да еще хетты) обладали секретом изготовления железа. Понятно, что бронзовым мечом против меча стального долго не помашешь.
Но, как выяснилось, Самсон и вообще без меча прекрасно обходился. Однажды шел себе Самсон (никого не трогая) в соседний город и наткнулся по дороге на молодого льва. Лев решил позавтракать Самсоном, по последний легко разорвал льва руками. Так лев остался и без завтрака, и без шкуры.
Когда Самсон совсем вырос, то решил жениться на филистимлянке, как ни отговаривали его от женитьбы на идолопоклоннице. Во время свадьбы загадал Самсон гостям загадку: ставкой были 30 рубашек и 30 пар верхней одежды. Разгадать загадку гости не смогли, но (используя слабое звено, т.е. жену Самсона) ответ узнали.
Проигрыш нужно было отдавать и Самсон (не долго думая) отправился в Аскалон, где затеял драку с 30 филистимлянами. Убив их, снял с покойников одежду – ею за проигранное пари и расплатился.
Пока он дрался, тесть отдал его жену в жены другу Самсона. Тут уж Самсон окончательно с катушек слетел и поклялся мстить всем филистимлянам – жестоко и непрерывно. Что и сделал.
Особенно невзлюбил Самсон жителей Аскалона, устроив на них настоящую охоту: те нос из-за городской стены высунуть боялись. Филистимляне, желая умилостивить Самсона, даже его бывшего тестя вместе с бывшей женой сожгли (на всякий случай) – но и это не помогло. В выборе оружия Самсон не прихотлив был: обходился найденной на дороге ослиной челюстью.
Однажды Самсон заночевал в филистимском городе Газа, жители которого, узнав об этом, заперли городские ворота с целью разобраться с богатырем поутру. Проснувшийся в полночь Самсон, увидев запертые ворота, сорвал их вместе со столбами и запорами и отнес на ближайшую гору.
Погорел Самсон на страсти к филистимлянке Далиле, пообещавшей своим правителям (за гонорар, естественно) выведать секрет силы Самсона. С третьего раза ей это удалось и Самсону обрили голову: вместе с волосами и сила его пропала. Потом ослепили, заковали и в тюрьму бросили.
Вскоре филистимляне устроили праздник в храме своего бога Дагона, куда привели (с целью их позабавить) Самсона. Только вот не учли, что волосы у Самсона уже отрасли. Поднапрягся Самсон и обрушил храм на всех присутствующих. Сам погиб, но и счет убиенных им филистимлян удвоил (как минимум). О судьбе Далилы Ветхий Завет умалчивает.
У обожаемого Кирулей кита останавливаться не стали – объехали его по кругу.
Да уж, дороги, -вздохнула Кируля.- Федеральные дороги – отличные, а внутри города – черте что. Потому что за федеральными дорогами следят – чтобы армия прошла.
-Ну и как теперь в Ашкелоне, не опасно? –спросили мы.
-Раньше все жители по бомбоубежищам регулярно прятались, -ответила Кируля. –Но после того, как ракеты, выпущенные из сектора Газа, на сам же сектор сыпаться стали, воздушных тревог практически не стало. Террористы на «ножевой» террор перешли: смертников посылают.
-Хотя, конечно, нет худа без добра: можно за государственный счет жилищные условия улучшить – пристроить к квартире защищенную (вместо бомбоубежища) комнату. Только для этого нужно согласие всех жителей дома, а его достичь трудно: кто-нибудь из них еще и канализацию поменять требует.
Между тем пошел дождь и стало холодно. Но нас в квартире Кирули ждали борщ, салат, запеканка из цветной капусты, хумус и тхина (кладется посередке хумуса и поливается оливковым маслом). Все было очень вкусно. Хозяйкой Кируля отличной оказалась.
У абсолютно непьющей Кирули даже полбутылки красного вина нашлось, а уж пару бутылок белого мы с собой из Тель-Авива прихватили.
Но начали мы знакомство с жилищем Кирули с ее коллекции «коров» – именно их фигурки Кируля и собирает. Свояченица подарила Кируле еще одну.
К чаю Кируля подала явно «сионисткое» печенье. Оказалось, что производят печенье в Пензенской области, а продают (в Ашкелоне) в русском магазине с характерным названием «Тбилиси».
-Раз в неделю я за покупками в большой супермаркет езжу, -пояснила Кируля.- Там просто дешевле все. А по мелочам – в «Тбилиси» покупаю.
Кируля включила мазган, но нам все равно холодно было. Поэтому нас утеплили, чем могли.
-А рыбный рынок, как в Тель-Авиве, в Ашкелоне есть? –спросила жена.- Когда свежая рыба на льду лежит?
Конечно есть, -ответила Кируля.- Только стоит свежая рыба 50-60 шекелей за килограмм. Правда, средняя зарплата в Израиле – 9 тысяч шекелей. Замороженная рыба – дешевле.
Поговорили о еврейской кухне.
-Еврейской кухни не существует, -уверенно заявила Кируля (автор нескольких кулинарных, причем изданных, книг).- Есть кухня ашкенази (выходцев из Восточной Европы) – она европейская, а есть кухня сефардов (выходцев из Северной Африки и Ближнего Востока, их еще раньше из Испании выгнали) – она восточная.
-Что касается эмиграции, -заметила Кируля.- Уезжать нужно только тогда, когда уже оставаться невозможно. Как я в 1990 году из Баку уехала. От добра добра не ищут. Но можно и не успеть. Немецкие евреи в свое время не успели. Я вот до сих пор ипотеку за свою квартиру выплачиваю. Особенно плохо, когда человек после сорока в одиночку эмигрирует.
Свояченица привезла в подарок Кируле (кроме фигурки коровы) книгу Оксаны (Ксю) Путан, попросив взамен «Дело о рубинах царицы Савской» (автор – Катерина Врублевская) с автографом.
-Смешной случай в книжном магазине произошел однажды, -рассказывала Кируля.– Смотрю, человек «Параллельный Ульпан» покупает. Я ему: «Так приятно, что Вы мою книгу купили». А он мне в ответ: «Ее мужчина (Керен Певзнер) написал, и он давно умер».
Пользуясь моментом, я выцыганил у Кирули «Памятку начинающей любовнице», при чем тоже с автографом. И получил. С надписью: «Анатолию, чтоб не понадобилась!».
Честно говоря, не понадобилась. Да и вряд ли понадобится: все-таки 10 месяцев прошло.
-Засиделись, -решили мы, взглянув на часы. Было уже около 18-00.- В Тель-Авиве нас с деньгами Ленни ждать будет. Пора и честь знать. Тем более, что шабат закончился и поезда уже начали ходить.
Кируля любезно отвезла нас на железнодорожный вокзал, и даже билеты (в автомате) купить помогла. Билет на поезд до Тель-Авива стоил 22 шекеля, так что поездка на нем обошлась почти в четыре раза дешевле, чем на такси.
-И как тебе удается исторические детективы писать? –спросил я Кирулю напоследок.- Это сколько же времени в архивах просидеть нужно, чтобы (так сказать) духом эпохи проникнуться…
-Главное - понять, о чем тогда люди разговаривали, -ответила Кируля.
На этом мы сердечно распрощались.
Поезд оказался двухэтажным и отправлялся в 18-55. Судя по схеме, железнодорожное сообщение в Израиле на должном уровне находится.
Наша ветка (из Ашкелона) красного цвета шла до Хайфы и еще куда-то дальше. Поезд в Тель-Авиве останавливается четырежды, нам нужна была (Кируля предупредила) вторая остановка: HaShalom.
Поезд очень чистенький, пассажиров хватало (многие с шабата возвращались), но и мест свободных – тоже. Ехали мы ровно час.
В пути свояченица получила СМС-ку от Ленни. Ленни сообщал, что зайти за деньгами сегодня не сможет (сильно занят) и попросил оставить их на тумбочке: завтра, мол, заберет. В ответном СМС свояченица выразила сомнение в сохранности денег на тумбочке до прихода Ленни (есть же, в конце концов, Мойша из магазина «Свет», знающий код от входной двери). Договорились, что за деньгами Ленни завтра зайдет, после 20-00.
-У него, похоже, каждый вечер расписан, -хмыкнула Люся.
-Баров в Тель-Авиве – полно, -констатировала жена.
Один из выходов со станции вел прямо в торговый центр.
Выйдя на улицу, оказались в самом центре Тель-Авива.
Три башни – центр Азриэли.
Спросили охранников, в какой стороне наша улица (Дизенгоф) находится. Те показали и сообщили, что туда автобус номер 63 идет.
Остановки автобуса мы не нашли и пошли пешком. Опытная туристка Люся руководила маршрутом, так что за час (к 9 вечера) добрались до дома.
Возле самого дома, на бульваре, увидел граффити на трансформаторной будке. Я его еще 9 лет назад видел. Ничего ему не сделалось – подновляют значит.
Поднявшись на крышу, первым делом зонтик на место установили (его сдуло). Потом перекусили (тем, что в холодильнике оставалось). В ход пошел и гранат, подобранный Люсей возле автобуса в Эйлате. Очень вкусный оказался.
-У нас четыре бутылки вина осталось, -задумчиво сообщила свояченица через час посиделок.- Те самые, что мы для похода в гости к Леве с Наташей приберегли.
-Так мы ведь не завтра к ним в гости идем, -справедливо заметила жена.- Завтра мы с Олей и Светой на рынке Кармель с утра встречаемся. А вина еще купим, так что – тащи сюда.
Что ни говори, а приятно с возрастными девушками дело иметь: уж очень они разумные. Стервозность, правда, никуда не делась, но хоть пореже (и потише) проявляется.
Анатолий Новак,
16 декабря 2016 года