Россия / Самостоятельная поездка

Крутой маршрут. Малое Дальневосточное золотое кольцо

29 июля - 12 августа 2023 г.
Малое Дальневосточное золоте кольцо
Камчатка - Сахалин - Приморский край- Еврейская автономная область - Хабаровский край

Всем известный полуостров

Близкий Дальний Восток. Теперь он действительно стал близким и наша рубрика «Путешествуем по России», начатая в аккурат в плато пандемии с репортажа о Колымском крае «Область свинцовых туч»  была продолжена серией репортажей с Камчатки, Сахалина, Горной Шории, Урала, Северного Кавказа… Крутой маршрут это не плагиат известного произведения Евгении Гинзбург, хотя некоторые действия романа происходили именно в той местности, о которой, ранее, «Подмосковная правда» рассказывала в нашей рубрике

.Image0

Что интересно, народ из Центральной России поехал на Дальний Восток, как правило в длительные маршруты, это Камчатка - Сахалин  и иногда один из островов Южных Курил, Итуруп либо Кунашир…реже, в поле зрения путешественников попадает ещё и Владивосток из которого стартуют назад, на большую землю, в Рассею…

Скалы, сопки, горы, фьорды, даурские степи - вот пожалуй основные типы ландшафтов малого, если так можно назвать, Золотого дальневосточного кольца, не считая вулканов, расположенных на Камчатке…Image2

Дальневосточная жизнь не проста, во много тяжелее чем в Центральной России, несмотря на кажущиеся изобилие морепродуктов, зверья в лесах и отличную экологию…Image5Undefined

Начнём  с Камчатки, самого северного региона малого дальневосточного кольца. Город сопок с пронизывающими ветрами, с микрорайонами разбросанными среди  них  и застроенными, как правило безликими панельными пятиэтажками, торцевые фасады которых начали разрисовывать, причём вполне профессионально, чтобы хоть как -то скрыть убогость бытия… Палатки и магазины столицы полуострова потихоньку стали приобретать вид подобных московских заведений начала нулевых. На Камчатку потихоньку  стали заходить сети, поначалу  «Винлаб» и «Красное и белое», последняя, своими акциями сильно стала заманивать местных алкашей, которые  обрадовались  такому триумфальному шествию алкомаркетов в регионе…Image10Image3

До оккупации региона «Пятёрочками»- «Магнитами» ещё далеко, но думаю федеральные ретейлеры «тихой сапой» перемолят местный бизнес без особого труда, информационный заход, как я понимаю уже начался, почти в каждом рекламном блоке на местном ТВ присутствует реклама федеральных  ретейлеров. Беседуя с местными «олигархами» видел лишь осторожное бахвальство, примерно такое же, как у одного предпринимателя из Подмосковья, открывшего, по его мнению «крутой» продмаг в одном микрорайоне малого города Московской области… буквально через год после успешной работы  и монополизации продовольственного рынка, в десяти метрах от чудо - супермаркета за пару недель два ретейлера сляпали из сэндвич панелей свои универсамы и пусть не качеством, хотя и качеством тоже, как и количеством с дисконтными накопительными карточками выживают бедолагу с насиженного места.         Советская торговая градация на пояса, I, II и III о существовании которых мы узнавали, рассматривая банки со сгущёнкой - тушенкой давно канула в лету, как и длинные рубли, за которыми ехали покорять Дальний Восток. В самых затрапезных камчатских местных сетях цены на продукты минимум в 3 раза выше московских, цены на рынках не отстают от магазинных, килограмм местных помидор в этот сезон предлагают за 500-550 , про апельсины - мандарины и арбузы писать не буду, кстати от Петропавловска до Биробиджана арбузы продают не только целиком, но и дольками…

Image6Image7Image8Image9

Украсть бочку икры и толкнуть ее на материк- вот главная мысль камчатцев, естественно не всех, а тех с кем пришлось волею судьбы общаться,  какую бочку, хотя бы килограмм….но не понимают аборигены, что в столице икра на порядок дешевле, да и в аэропорту Петропавловска теперь при вылете клеют желтую бумажку, если ты вывозишь икры до 10 кг, за больший объём уже надо отчитываться документами…     Image10    Рыбная отрасль испокон веков была на Камчатке тем движителем, возле которого крутилась экономика региона, все мало - мальские назначения,  передвижения и перемещения так или  иначе зависели от хозяев «бочек икрой», но с наступлением ХХI века сформулированные В.И. Лениным законы о  развитии государственно - монополистического империализма заработали на Камчатке и вообще на  Дальнем Востоке, начиная с  продуктовых ретейлеров, заканчивая рыбными и смежными отраслями.  Теперь Москва принимает решения где и как кому быть.Image11Image12Image13Image14

Еще из школьного курса географии мы знали, что Камчатка богата полезными ископаемыми, нет, конечно всех элементов таблицы Менделеева там не найти, но главный химический элемент –золото на полуострове присутствует в хорошем объеме.

Довелось мне посетить предприятие «СИГМА», что находится пожалуй в самом узком месте полуострова, в 200 км к северу от Ключей, города где живёт вулканолог - внучка И. В. Сталина.Image14Image15Image16

Я много посещал месторождений полезных ископаемых и вахтовых посёлков, но приятно был удивлён отношением предприятия как к работягам, так  к и ИТРам.

Здесь все продумано до мелочей, чтобы  процесс добычи золота был организован на высшем уровне. Еще за 100 км до рудника проезжаешь два пикета, на въезде на объект тебя проверяют как в аэропорту, жидкости алкогольсодержащие не пропускаютна руднике сухой закон.

Кормят-поят весьма достойно, удивительно, но в 900 км к северу от столицы полуострова к чаю дают свежие лимоны и вкусную выпечку. Рабочие  и инженеры не брошены  и не находятся на отшибе цивилизации,   Билайн, спутниковое ТВ со 100 каналами, тренажерный зал, медпункт с бывшим корабельным врачом и обязательной утренней продувкой водителей и машинистовImage17

Отдельная почитаемая категория на предприятии - геологи и взрывники, приятно было видеть довольно молодых и не очень молодых людей с университетским геологическим образованием отлично разбирающихся в рудознатстве… узнав, что и я выпускник МГРИ, единственный из  них московский геолог, восторг был неописуемый, вот правда гидрогеологом и инженером-геологом, увы, мне не пришлось поработать в этой жизни

Казалось бы, что еще надо? успешно работающий рудник, соблюдение технологии и культуры производства! Но нет и здесь есть, как я понимаю даже не подводные камни, а рифы, на которые пытаются отдельные личности наделенные   властными полномочиями посадить «корабль» с красивым названием «СИГМА» («Сибирский горно-металлургический альянс»).

Мой любимый остров

На Сахалине мне везет, во всяком случае каждый мой приезд, будь то зимой, осенью  или летом на острове хорошая погода.

Островная столица значительно отличаются по благоустройству от других региональных столиц, о чем я уже неоднократно писал.Image18

Но сейчас речь пойдет об уникальном маршруте проложенном в каких-то тридцати километрах от Холмска, от станции «Чёртов мост» к «Ведьминому мосту» и далее к островной столице.Image19Image20Image21Image22Image23Image24Image25

Уже не знаю как эти сооружения назывались у японцев, но железнодорожная станция у которой останавливается поезд находится в 2 метрах от тоннеля через который надо идти 800 метров по серпантину в гору, чтобы при выходе из него и увидеть уже с Чертова Моста одноименную станцию, на которую ты только что приехал на дизель-поезде.

Стланик и бамбук мешает продвигаться… впереди еще два тоннеля, но не таких протяженных и ты приходишь к «Ведьминому мосту». Ходить по нему очень опасно, остались лишь железные балки и …пропасть высотой с двадцатиэтажный дом. Но смельчаки, говорят даже ездят по нему   на мотоциклах.

Жаль, что уже много десятилетий железная дорога Холмск-Южно –Сахалинск не эксплуатируется, говорят что когда перешивали дорогу с японской на российскую колею посчитали нецелесообразным проводить горнопроходческие работы по расширению тоннелей под российские вагоны….хотя в тоннель спокойно войдёт вагон метро, те же  грузовые платформы колея которых такая же как и у РЖД- 1520 см.

Две столицы

Хабаровск и Владивосток всю жизнь соревновались за место под солнцем, Сейчас по статусу, вперед Владивосток и это не удивительно, после посадки С. Фургала, город стал столицей ДФО… Международный экономический форум, штаб-квартира Тихоокеанского флота, Дальневосточное таможенное управление,а что же Хабаровск? В городе на Амуре находится экс-командование Дальневосточного военного округа, управление Дальневосточной ж.д., УВД на транспорте по ДФО, Дальневосточная транспортная прокуратура, Региональное Пограничное Управление ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу…

Image26Image27Image28Image29

Кончено мосты через бухты и заливы, океанариум и Университет на острове Русский подняли статус Владика, но все равно ощущается, что Хабаровск - столица Дальнего Востока.

При этом далекий Владивосток - нашенский город, как называл его В.И. Ленин по сути является началом России, не в обиду, Чукотке, Камчатке, Сахалину и Курилам, наверное потому, что отсюда стартует Транссиб протяженностью 9288 км- самая длинная железная дорога в мире, а железная дорога в России, по сути тоже самое, что для Англии флот.Image31Image31

Забытая столица Приморья

Так повелось у нас в стране, что в состав края входит как правило два административно -  территориальных образования. В Приморском крае таковых нет, однако он именуется краем. Уссурийск, с его революционным прошлым – второй город Приморья, когда -то был областным центром, но благополучно был поглощён Приморским краем.Image32Image34Image35Image35Image36

Спальный пригород Владивостока, вот как можно охарактеризовать этот город, который через два дня после моего визита подвергся серьезнейшему затоплению.

Нынешний же Уссурийск на всею Россию прославил бесстрашный «председатель исполкома Уссурийского района»  Виталий Наливкин, «борец» с коррупцией и несправедливостью… и ведь действительно проблемы поднимаемые  студией «Барракуда», к сожалению, в очередной раз оказались явью, когда Уссурийск затопило…Интересно, кого теперь выедут на чистую воду из  грязных паводковых потопов   Виталий  Наливкин и пресс-секретарь «Уссурийского УВД» Марина  Вульф?

Бывшая Манзовка
         С 1972 рабочий поселок с китайским названием Манзовка, где до революции жили китайцы, расположен на линии Владивосток-Хабаровск  и на одноимённой федеральное автотрассе, после известных событий на острове Даманский был переименован в Сибирцево в честь сподвижника Сергея Лазо - Вячеслава Сибирцева, двоюродного брата писателя Александра Фадеева…
          Лазо, Сибирцев и Алексей Луцкий были сожжены японскими оккупантами  в топке паровоза на станции Муравьево-Амурская (ныне станция Лазо) 28 мая 1920 года.Image37Image38Image39Image40
            Мало чем примечательный рабочий посёлок, но знаменит он пожалуй огромной площадью Победы, поострённой в 1975 году председателем поссовета Владимиром Мышкиным, моим другом и учителем, человеком уникальной судьбы прошедшим путь от рабочего - путейца до генерал-лейтенанта юстиции, почётного гражданина Приморского края
 Загадочная Еврейка
            Их было всего пять, пять автономных областей в РСФСР до  развала Советского Союза… пять субъектов Советской Российской Федерации с довольно интересным статусом двойного подчинением краевым властям. Еврейская автономная область, по сути входившая в Хабаровский край была и остается пожалуй самым интересным регионом России, единственной автономной областью на постсоветском пространстве.
             Да, в Еврейке, а именно так ее называют многие дальневосточники титульного населения, под которым подразумевают евреев, впрочем, как и нанайцев и эвенкийцев можно, пожалуй, по пальцам пересчитать, так казалось мне посетив   сей удивительный регион, хотя кок-кого все же нашел, повстречав весьма интересных людей.
             Биробиджан. Столица ЕАО. Еще в детстве я пытался разгадать этимологию и топонимику этого города, с одной стороны какое - то южно-кавказское название, с другой - чисто еврейское… ларчик же просто открывался, город стоит на реке Бира ударение на вторую гласную (от эвенкийского Бира-река), а чуть дальше протекает Биджан, которые и находятся в бассейне Амура - батюшки…
             Дальневосточная провинция, совсем  не та, что наша  в центре России, здесь свой, совсем другой антураж, не сравнимый с Савеловский глухоманью, русским Севером и даже Уралом и Сибирью… Именно в маленьких дальневосточных городках, чувствуется, что ты далеко, на самом деле - далеко, такого ощущения нет даже в цветущем Южно-Сахалинске, в столицах Дальнего Востока  - Хабаровске и Владивостоке, даже на Камчатке не такого ощущения. Ты понимаешь, что   находишься на задворках империи когда  смотришь на свой родной поезд «Москва-Владивосток», приписанный Москве-Ярославской, которому ты посвятил почти семь лет жизни, делая все то, чтобы состав  ушел вовремя в  рейс Ярославского вокзала и понимаешь, что билетов из Биробиджана до Хабаровска нет, а зайцем за деньги проводница тебя не берет, боится контролёров…

Но Биробиджан,   вроде как  и не провинция, а  областной центр с населением в 68000 человек, за последние пятнадцать лет потерявший почти пятнадцать тысяч человек. Народ и далеко не   только евреи бегут с Дальнего Востока, евреи массово покидали ЕАО в конце восьмидесятых-девяностых, многие населённые пункты   с еврейскими   названиями: Бирофельд, Найфельд, Кимкан, Радде, Лондоко, Амурзет, Валдгейм вообще   оказались без иудеев, оставив о себе  лишь ряд  артефактов  в местных краеведческих  музеях, как  и герои Волочаевской битвы, знаменитого села в ЕАО.
           Чистые улочки, выкрашенные фасады, цветы, лиственницы и березы, что-то в этом есть, чем - то   это напоминает государство на Ближнем Востоке, особенно всматриваясь    в уличные указатели, памятные доски, посвященные  уважаемым жителям еврейской столицы, надписи которых выполнены  на идише (не на ивритие!)  и русском языке.
             Еврейская община «Фрейд», расположена  на территории   местной синагоги, там же и находится еврейский спортклуб «Маккаби», возглавляемый Геннадием Каплановым,   единственный в мире еврейский клуб,  спортсмены которого играют в …русский хоккей с мячем  и из года в год побеждают на различных  региональных и межрегиональных соревнованиях, считаясь лучшим клубом по русскому хоккею в Дальневосточном федеральном округе.

Интересная и судьба Геннадия, его еврейские корни из знаменитых местечковых городков Украины и Белоруссии, как он сам заявляет, дедушка и бабушка уехали на Дальний Восток, спасаясь от погромов. Так и осел Геннадий в Биробиджане, его же дети живут в Израиле, но не порвали связей с Биробиджаном. Как говорит Геннадий,  есть, евреи, пусть их и немного,  для кого Дальний Восток оказался ближе Ближнего, кто побродив по Синаю не сорок и даже не четыре года, возвратился в город на реке Бира.Image41Image43Image44Image45Image46Image47Image48
            Попрощавшись с Геннадием, по его совету и  рекомендациям Амалии Акоповой, ведущей   популярной программы  «Дома хорошо» на «Москва-ФМ»   решил отведать и фирменное местное блюдо  Якова Блехмана - «шницель по биробиджански»,  которое  подается отнюдь не «Кошерной пище», а  в итальянкой пиццерии, вкус запоминающейся, блюдо оценено, не удивительно, что  пиццерия получила  мишленовские звезды, как говорится привет Игорю Бухарову
          У каждого очерка должно быть заключение, как писал в «Бесах» Ф.М. Достоевский  «Можно многое выпустить..., но изо всего выбирать только то, что рисует эпоху; все войдет с известным взглядом, с указанием, с намерением, с мыслию, освещающею все целое, всю совокупность. И наконец, книга должна быть любопытна даже для легкого чтения, не говоря уже о том, что необходима для справок...»
          Выводы пока рано делать, но мысли есть, о многом тут не написано, а зачем писать то, о чем всем и так известно и написано - переписано…,  скажу одно, мы должны сохранить Дальний Восток во всех смыслах этого слова...