Новую подводную пещеру открыли пермские спелеологи в районе села Бабина гора (окрестности Кунгура). По научной значимости и красоте Бабиногорская пещера не уступает известной по всей России Ординской, которая является главным местом паломничества русских ныряльщиков.
Бог любит троицу )
Старинный город Кунгур Пермского края в буквальном смысле построен на пустом месте. Под городом и его окрестностями залегают гипсы, а гипс – любимая порода для развития протяженных лабиринтовых пещер. На весь мир известна Кунгурская ледяная пещера. Но спелеологи и спелеодайверы уже давно приезжают сюда не из-за нее: в округе имеется много других известных пещер. Одна из них – пещера Бабиногорская. Расстояния от крупных городов: Екатеринбург - 270 км, Пермь - 100 км, Челябинск - 470 км, Уфа - 490 км, Тюмень - 595 км, Курган - 640 км Как добраться до пещеры? Можно доехать из Перми или Свердловска на электричке до станции Иренская. Далее по железнодорожным путям стоит пройти в сторону Перми километра три до небольшого железнодорожного моста. Под ним проходит автомобильная дорога вверх к деревне Бабина гора. Именно по ней и стоит двигаться далее. Затем, свернув с дороги нужно подойти непосредственно к подножью горы. На окраине деревни стоит заброшенный дом – у него можно переодеться и упаковать вещи. Пещера находится в десяти метрах от дома. На машине нужно доехать до деревни Бабина гора. Оставить транспорт можно непосредственно возле заброшенного дома.
Открытие

Бабиногорская пещера - огромная подземная полость, затопленная водой. Раньше люди туда не спускались, и лишь совсем недавно грот исследовали спелеодайверы.
Все стены в пещере покрыты слоем глины. Дайверам приходится ждать, когда вода хоть немного станет прозрачной. Первое погружение, и сразу же открытие - за коротким ходом огромный подводный грот. Луч мощного прожектора пропадает в глубине.
Дайверы протягивают веревки-ходовики. Длина пройденного зала более 60 метров. Чуть дальше находится сухой грот. Дышать там без акваланга спелеоподводники не рискнули - пещерный воздух может быть смертельно опасным.
Скалы причудливой формы вода точила веками. Камера опускается вниз, и в кадре еще одно открытие - небольшая полупрозрачная рыбка. В уральских подводных пещерах такие существа встречаются крайне редко. Это значит, что Бабиногорская каким-то образом соединяется с местной рекой. Пермские ученые намерены найти место этого соединения.
В настоящий момент проводится обследование пещеры на предмет имеющихся течений, на то, сообщаются ли воды пещеры с рекой, и многое другое. Кроме того, в подземных гротах под Бабиной горой обнаружен вид животных, доселе не известный науке. Существо, как сказал г-н Горбунов, больше похоже на тритона, чем на рыбу. Ученые собираются его отловить и изучить.
Кроме того, в ближайшее время необходимо установить, имеется ли серьезная угроза для федеральной железной дороги, под которой, как выяснилось, лежит пещера. Этим будет заниматься Центр подводной спелеологии совместно с учеными-геологами.

видео на ютубе
Юный спелеолог

насмотревшись наших фотографий из пещер, моя дочь стала слезно умолять взять ее с собой
на тот момент она была трижды на туристической тропе в Кунгурской Ледяной пещере. Первый раз в возрасте 3-х лет. Получив незабываемые впечатления, страха не испытывала.
летом 2011 года ей было 4.5 года и она прошла обряд посвящения )