Ульяновская область / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Край родников и поэтов. Велопутешествие по Ульяновской области

25 июля - 1 августа 2020 г.
Путешествие на велосипедах по правому берегу Волги в пределах четырех районов Ульяновской области (Майнский, Вешкаймский, Инзенский, Сурский, Карсунский). Восхитительная природа, множество родников и святых источников, ненапряженные асфальтовые и грунтовые дороги, комфортный рельеф. Общая протяженность около 400 км.
р.п. Майна - Вешкайма - Юлово - Пятино - Сурское - Языково - р.п. Майна

Участники: Алексей Мытарев – руководитель, Владимир Офицеров, Наталья Шведова, Сания Шкаброва, Ирина Тюрина

Как это у нас заведено, велопоход по Ульяновской области начали из рабочего поселка Майна. Почему? Очень просто. Здесь живут наши замечательные друзья – Сергей и Ирина. В их гостеприимный дом мы приехали накануне вечером на машине с велосипедами на крыше, а уже с утра не спеша выдвинулись в путь.

Фото перед выходом на маршрут

1 день. Выехали из Майны в направлении Анненково. Асфальтовая дорога на этом участке не особенно загружена машинами и под уклон идет гораздо чаще, чем в гору. Вокруг необозримые поля, цветущие луга, лес на горизонте – красота! В районе поселка Новоанненковский переехали железную дорогу (станция 823 км) и вдоль поля направились к ж/д мосту через речку Суходол. Этот мост недавно облицевали камнем, и он сразу превратился в местную достопримечательность!

Железнодорожный мост

Полюбовались на мост сверху, а потом спустились прямо к нему. При планировании маршрута предполагалось переехать речку под мостом и двигаться полевыми дорогами к Чуфарово. Но речка оказалась полноводнее, чем мы рассчитывали. Вообще-то, разувшись, ее вполне можно было перейти, но мы решили проехать под мостом, подняться снова к асфальтовой дороге и ехать по ней сначала в Аненнково-Лесное, а затем и до Чуфарово (получилось на пару км длиннее, но уж точно быстрее). Здесь мы впервые услышали фразу, ставшую за время похода сакраментальной. Молодой мужчина, поинтересовавшись, куда и откуда мы направляемся, произнес «Какие вы все-таки молодцы!». В его тоне явно читалось «…в вашем-то возрасте!», что мы немедленно и озвучили, а он, немного смущаясь, подтвердил. Потом эта фраза регулярно произносилась на протяжении всего похода по любому поводу и немало всех веселила.

От Чуфарово поехали по дороге на Березовку, недалеко от которой в пойме реки Барыш находится освященный незамерзающий источник. Его называют «Сорок источников», потому что из-под меловой горы бьют сразу десятки родников. Когда-то там стояла большая деревянная часовня Животворящего Креста. После гражданской войны она была разрушена. В 2009 году на этом месте восстановили металлическую часовенку с изображением икон, благоустроили источник (есть открытая купальня). Жители села поставили у источника деревянный Поклонный крест высотой около пяти метров. Считается, что вода в источнике обладает чудесными свойствами, помогает при кожных заболеваниях. Несмотря на то, что источник находится посреди открытого поля, рядом с ним не ощущается зноя даже в самый жаркий летний день. Вода в нём отличная. На Крещение и другие большие церковные праздники к источнику съезжаются сотни человек.

Сразу за селом начинается грунтовка, ведущая к источнику (ок. 2,5 км), местами песчаная, но проехали легко. Планировали здесь обедать, но после сытного завтрака есть никто еще не хотел, решили отложить это мероприятие на более позднее время.

Святой источник около Березовки

Вернувшись после посещения источника в Березовку, повернули на трясучую гравийную дорогу через мост в направлении пос. Забарышский. Кстати, Березовка примечательна огромными капустными плантациями, которые издалека выглядят как серебристые озера. К счастью, после Забарышского началась отличная грунтовка, которая идет по полям, то приближаясь, то удаляясь от железной дороги. Получили огромное удовольствие от этой дороги – все время едешь по возвышенностям, и виды вокруг просто фантастические! Поля сменяются перелесками, где дорога становится бело-меловой; попалась по пути поляна с лесной клубникой, нарвали и душицы к вечернему чаю. Самое главное, никакого песка! Машина на всем пути попалась всего одна, и та уважительно посторонилась, пропуская нас. По пути пообедали, сидя на большой поваленной березе и как на ладони наблюдая все окрестности.

Остановка на обед в полях
 Через 8 км оказались на асфальтовой дороге, ведущей в Вешкайму, где посетили продуктовый магазин. Дальше наш путь лежал в сторону поселка Вешкайма (на этой дороге приятным бонусом стал продолжительный и весьма скоростной спуск). В поселке набрали воды в гараже доброжелательного дядечки и в третий раз за день услыхали, какие мы молодцы. Преодолев длинный тягун, который начинается после поселка, наконец, свернули в лес к месту ночевки.
Ночевка предполагалась в живописном урочище возле бывшей деревни Паника (ударение на втором слоге!). Поплутав, как водится, по лесным дорогам, некоторые из которых оказались заросшими и труднопроезжаемыми, спустились к подножию холма, где некогда стояла вышеупомянутая деревня. Последние жители покинули ее в 1972 году, но в 2005-м на личные средства семьи Гришиных на склоне холма был установлен памятник, который представляет собой символические ворота, в проеме которых подвешен колокол. Каждый год в первую субботу августа сюда приезжают бывшие сельчане и обязательно звонят в колокол, напоминая, что деревня жива. Возле реки Провал (совершенно пересохшей) обнаружился закрытый сарай и длинные столы на улице – стало быть, сельчан приезжает немало! Памятник ухожен, посажены цветы. Конечно, такое отношение вызывает большое уважение к этим людям!
Место, где находилась деревня Паника
Памятник на склоне горы
Обращение к потомкам
Добро пожаловать, дорогие земляки!

А мы немного поднялись по дороге между холмами и устроились на ночевку в сосновой посадке: дров полно, рядом полянка со спелой клубникой – что еще нужно для счастья! Ах, да, Володе для счастья еще нужно было увидеть комету Неовайз, которая как раз в это время должна была наблюдаться на небе, поэтому он полночи бродил по окрестностям.

Всего проехали за день 75 км.

2 день. Выехали полями в сторону Ермоловки, а затем свернули к Глотовке. По пути увидели еще один памятный крест на месте деревни Ребровка, обозначенной на карте, но в действительности уже не существующей. Дорога к Глотовке идет по лесу, весьма живописному, северного типа – землю устилает мох, и даже попалась черника, мелкая, но очень сладкая. Ближе к Глотовке дорога местами песчаная до такой степени, что велики приходится тащить.

Неожиданный знак на лесной дороге
В зарослях черники
Глотовка. Техническая помощь местному населению

После Глотовки, где купили продукты, наш путь лежал к знаменитому Юловскому озеру. Более ста лет назад местный помещик устроил на речке Юловке запруду, где была водяная мельница. Запруда существует и теперь, а пруд практически приобрел статус озера.

А нам предстояло преодолеть 12 км песчаной дороги от Глотовки до озера. Мы об этом знали заранее, поэтому настроены были решительно (и учли при планировании дневного километража). Первая половина пути – лесная дорога из чистейшего белого мелкого песка, которому самое место где-нибудь на пляже у лазурного моря! Мы же, проклиная глубокий песок и жару, влачили груженые велики аки бурлаки. Спасибо, хоть комаров не было! Немного облегчало задачу то, что дорога преимущественно шла под гору. Командир между тем умудрялся как-то ехать и призывал нас к тому же, но потом сдался, разулся и побрел в общем стаде. Вторая половина пути оказалась менее песчаной и зачастую можно было даже ехать, а вдоль самого озера уже началась прекрасная плотная дорога.

Надо заметить, дело было в воскресенье, а Юлово – весьма популярное место отдыха. Мы решили остановиться на северном берегу, где есть 5-6 отдельных стоянок, в отличие от южного, где одна большая общая поляна на всех. Нам повезло – на первой же стоянке отдыхающие уже собирались уезжать, и мы заняли их место.

Юлово озеро в вечернем освещении
Стоянка на Юловом озере
Юлово озеро. На следующее утро

Купаться в Юловом озере – это райское блаженство! Вода теплая, прозрачная и очень какая-то мягкая, дно чистое, песчаное, видно, как по нему шныряют рыбешки. Слышали, что это весьма комариное место, но нам повезло – их практически не было. Приятно также было отсутствие мусора на берегу и наличие возле нашей стоянки родника (бетонный колодец с отверстием, где можно набирать воду). В общем, сказочное место, жаль, что мы побыли там так недолго!

Всего за день проехали и прошли 38 км.

3 день. Утром, позавтракав, выдвигаемся. Плотная дорога продолжается еще около километра, а потом превращается в песчаную, причем забирает в горку, огибая детский лагерь. По предварительным сведениям, в самом Юлово тоже зыбучие пески, но, к неожиданной радости, к нашему приезду там успели проложить новенький асфальт, причем, похоже, до самой дороги Инза-Чамзинка, где раньше, опять же по описаниям из интернета, была пыльная 8-километровая гравийка. Но это не точно, поскольку мы по этой дороге не ехали. Сначала мы отправились на знаменитый Юловский родник, где на площади 1 га из дна речки бьют тысячи ключей, так что вода буквально «кипит», а потом поехали в Дубровку, возле которой тоже имеется родник, оказавшийся несколько заброшенным, впрочем, как и сама деревня. А потом полями добрались до трассы, по пути произведя вынужденный ремонт велосипедной цепи и наевшись лесной клубники (кто именно чем занимался, думаю, говорить не нужно !).

Родник Юловский
Дорога на Дубровку
Спелая клубничка

Выбравшись на трассу, поехали по ней в сторону Труслейки. Здесь нас ждал стремительный спуск (до 54 км/ч!). Но мы же, как самые хитрые, решили, не доезжая до Труслейки, срезать угол и немного сократить путь до Аргаша. Прекрасная поначалу лесная дорога дошла до пасеки и тупо кончилась! После этого порядка 2 км мы тащились по высокой траве, обдирая ноги и спотыкаясь на кочках, а также отбиваясь от налетевшей мошкары. А всего-то пару-тройку лет по дороге никто не ездил! Потом, ближе к трассе, откуда ни возьмись, хорошая дорога появилась вновь. Чудеса, да и только! Зато в качестве вознаграждения получили новенький асфальт на дороге Инза–Тияпино.

Пробираемся сквозь дебри

По пути встретилось старинное село Аргаш, которое было построено в 1647 году как одна из крепостей Карсунской засеки Симбирской засечной черты. Сейчас от крепости остались только Караульная гора, заехать на которую стоило больших трудов, и остатки земляного вала, возле которого мы славно пообедали в березовой посадке. В Аргаше мы в первый раз столкнулись с «хлебной проблемой». Нам объяснили, что хлеб можно купить только утром. Затарившись сушками и баранками, а также кефиром на обед, отправляемся дальше с надеждой разжиться продуктами в Пятино или Тияпино.

Магазин в Аргаше
Остановка на обед (на заднем плане – земляной вал)
Дорога на Пятино
Источник недалеко от села Валгуссы

Следующим пунктом культурной программы стало посещение храма Живоначальной Троицы в селе Пятино. Этот храм был построен Анной Ивановной Анненковой с молитвой о своем «непутевом» сыне-декабристе. Существует легенда о том, что проект этого храма Анненкова перекупила у Симбирска, и поэтому архитектор Коринфский создал для Соборной площади города новый проект. Храм действительно очень красивый и величественный. Долгое время он был в заброшенном состоянии, но с 2016 года вновь стал действующим. Сейчас здесь идут реставрационные работы и проходят службы. Но попасть внутрь нам не удалось: на двери висит объявление, что службы проходят один раз в неделю и по предварительной записи.

Храм Живоначальной Троицы в Пятино

Также облом случился при попытке купить что-нибудь к ужину и завтраку. Местный магазин уже закрылся (в 6 часов вечера!). Но нас спасла от голодной смерти добрая женщина Ольга, продавшая нам свежей картошки (вернее, она даже сначала отказывалась взять деньги, которые отдали чуть ли не силой).

Прямо за селом Тияпино свернули на полевую дорогу и проехали к Суре, где и нашли неплохое место для ночевки. Правда, берег в этом месте довольно крутой, поэтому купаться ездили в другое место на велосипедах, там же помыли и почистили картошку, которую наварили потом с тушенкой сразу на ужин и на завтрак. Обалденно вкусная оказалась! Под занавес дня сидели на берегу, болтая ногами, грызли семечки, попутно любуясь красками заката на склонах меловых гор и наблюдая вечерние игрища сомов в Суре.

Стоянка на берегу Суры за Тияпино

Проехали за день 59 км.

4 день. Почти половина пути пройдена, и мы решили устроить себе полудневку в живописном месте на берегу Суры. Но до него надо было еще доехать.

Дорога вдоль берега Суры проходит через старинные села – русские, татарские, мордовские. Большинство из них выглядит удручающе – брошенные дома, далеко не в каждом магазин, не говоря уже о прочей инфраструктуре. Кстати, не видели ни одной автозаправки. Но работающие колонки были везде! Вчерашний прекрасный асфальт после Тияпино закончился. Отрезок пути Тияпино–Беловодье представляет собой сначала разбитый асфальт, а потом крупнокаменистую гравийку.

Дорогу вдоль Суры однообразной не назовешь

Но до Беловодья мы доехали уже на следующий день, а сегодня решили после обеда остановиться на плесе недалеко от села Стрельниково (говорят, в его окрестностях были обнаружены остатки древнего именьковского поселения).

С утра, памятуя о вчерашнем обломе с хлебом, заехали в магазин сначала в Большом Шуватово, потом в Чумакино – но хлеб нам продать отказались, типа, он у них только для своих! Нормально закупиться удалось только в Коржевке. Здесь нам даже предложили выбор – батон с изюмом или без. Конечно, взяли с изюмом, да еще и по мороженке в придачу!

Магазин в Коржевке

С главной дороги свернули, не доезжая 1 км до Стрельниково. Грунтовка ведет на песчаный плес, где мы нашли очень уютную стоянку с хорошим пляжиком и тенистыми уголками в зарослях прибрежного ивняка. В этом чудном местечке удалось покупаться и хорошо отдохнуть. Надо отметить, что плес популярен у рыбаков, но места хватает всем.

Стоянка на Суре

Проехали 37 км за полдня.

5 день. На этот день у нас была запланирована большая программа – доехать до Сурского и успеть попасть в краеведческий музей, который работает до 17 часов, следовательно, приехать надо было не позднее 16-ти (здесь мы надеялись убить еще одного зайца – подзарядить свои телефоны, фотоаппарат, пауэрбанки и т.д.), а потом еще подняться на Николину гору и искупаться в святом источнике. Поэтому выехали достаточно рано – в 8 часов утра, благо вчера хорошо отдохнули. К тому же день обещали жаркий и безветренный.

Дорога вдоль берега плеса, если судить по карте, не сквозная, а обрывается, не дойдя до Стрельниково с полкилометра. Поэтому накануне отправили на разведку Володю, узнать, можно ли вообще туда проехать. Оказалось, можно, только надо сначала пройти через крапиву, потом по краю речного обрыва, поздороваться с рыбаком, перелезть через дерево, преодолеть небольшой овраг, подняться на крутую горку… Но мы с этим квестом справились без труда – после позавчерашних-то приключений!

После Стрельниково трясучая дорога продолжается до большого села Беловодье, на главной улице которого появляется асфальт. Еще Беловодье примечательно так называемым «Чайным источником». На въезде в село у пруда оборудован колодец, который так и называется «Главный колодец». Вода в нем имеет коричневый оттенок и отдает сероводородом, но считается лечебной. Помогает от желудочных болезней и … пьянства. На всякий случай пить ее не стали, только Леша набрал себе бутылочку. О результатах клинических испытаний воды умолчал.

Чайный источник в Беловодье

Асфальтовая дорога из Беловодья на Карсун уходит круто в гору, а мы сразу же свернули в поля и по грунтовке доехали до большого и богатого по местным меркам села Татарская Голышевка, в котором аж три магазина подряд!

Дорога в Кадышево
39_2
Смотровая площадка в Кадышево

В большом селе Кадышево на главной улице асфальт, а вот сразу за селом начинается песок. К счастью, ближе к Болтаевке дорога приобретает желанную твердость, а перед самой Болтаевкой – шикарный двухкилометровый спуск с не менее шикарными видами вокруг. От Болтаевки до трассы на Сурское – практически «проспект», местами даже положены бетонные плиты. Да, чуть не забыла, на участке Кадышево-Болтаевка надо пересечь четыре небольшие речки, которые мы преодолели, не слезая с велосипедов.

Участок Кадышево – Болтаевка

До Сурского доехали по трассе с широченной обочиной. А по главной улице поселка проложена велодорожка! О таком чуде в Димитровграде можно только мечтать! Правда, она совмещена с тротуаром и местные пешеходы вольготно по ней гуляют в колонну по четыре, не особо реагируя на звонок. Видимо, велодвижение в Сурском развито пока еще недостаточно.

Велодорожка в Сурском

Из интернета: В прежние времена Сурское называлось село Промзино Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Местный сторожевой гарнизон, состоявший из десятка стрельцов, ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Вокруг них образовалась непроницаемая мгла, среди которой на Белой горе в необыкновенном сиянии появился Николай Чудотворец с изображением православного храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, с копьем в руке стоял Георгий Победоносец, готовый ринуться на незваных гостей. Татары обратились в бегство, а местные жители тут же поспешили на Белую гору. Впереди всех ехал всадник. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой святого Николая Чудотворца, скрытой в земле. Она представляла собою барельеф с изображением святого. В одной руке его — меч, а в другой — храм. Люди подняли икону и установили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. С тех пор в канун 22 мая окрестный люд собирается на гору и славит в молитвах скорого помощника и заступника, Святителя Николая.

Сурский историко-краеведческий музей находится недалеко от автовокзала и представляет собой старинное здание, построенное при содействии И.Н. Ульянова как двухклассное училище. Толстые стены сохраняют приятную прохладу. Сотрудница музея (как оказалось, она сама из Димитровграда, откуда уехала в конце 80-х) примерно за час рассказала нам о природных богатствах района, о труде и быте сельчан в прошлые века, о народном образовании, о земляках, воевавших за Родину в разное время. В зале, посвященном современному периоду Сурского района, увидели стенд о путешествиях нашего давнего знакомого, учителя географии Владимира Кочеткова.

Картина в музее
Один из залов музея

Оставили в музее на ночь некоторые недозаряженные дивайсы и отправились на Николину гору. Давнее поверье гласит: кто заберется на Николину гору с мешком, наполненным камнями, тот избавится от своих грехов или исцелится от болезней. Вместо камней мы решили затащить на гору свои груженые велики (а что, все грешны!). Но, видимо, грехи наши оказались не такими уж тяжкими, потому что везти велосипеды оказалось легко. Или Николай все-таки пожалел «велико мучеников»?

Николина Гора в Сурском

Один из святых источников находится прямо под горой, а до Никольского и Казанского источников около 1,5 км. Причем попасть к ним можно как по «нижней», автомобильной дороге, так и «верхней», пешеходной. Мы поехали по верхней, тем более, по пути там встречаются еще два источника. Дорожка проходит по тенистому лесу, в жаркий день ехать по ней очень приятно. По пути встречаются несколько мостиков через небольшие овраги. Никольский источник хорошо обустроен. Мы набрали там воды, все желающие посетили купальню.

Святой Никольский источник

На ночевку встали, проехав 1 км дальше по грунтовой дороге вдоль берега (в направлении от Сурского). Места здесь в основном рыбацкие, лес глухой и темный. Но нам удалось найти небольшую полянку, или, скорее, нишу, которая после некоторого благоустройства стала вполне пригодна для жилья, если так можно выразиться. Ну и что, что рядом с дорогой, зато прямо у берега реки и с великолепным видом на Николину гору (просто «первая линия» с видом на море!). К слову, машины проехали мимо нас всего пару раз. Спуск к воде достаточно удобный, дно песчаное. Немногочисленных комаров разогнали с помощью спиралей. А великолепный ужин с деликатесами из местных «Магнита» и «К&Б» поднял и без того прекрасное настроение на небывалую высоту!

Стоянка с видом
После ужина (тарелки уже вылизаны)
Берег Суры

Проехали за день 54 км.

6 день. При планировании маршрута была задумка от Сурского проехать до пос. Сара, переправиться по мосту через реку и проехать через поселок им. Гагарина до Большого Кувая, посмотреть на кусочек Кувайской тайги. Но попавшаяся в интернете статья сильно поколебала эти планы. Посещение тайги решено было отложить до лучших времен.

Поэтому утром просто вернулись в Сурское, не забыв забрать в музее заряженные устройства, и снова по знакомой трассе доехали до поворота на Лаву.

Мост через Суру
Поворот на Лаву
Фото по пути

Тут нам первый раз повезло с ветром. Подгоняемые в спину, по асфальту лихо долетели до Лавы, после которой по хорошей грунтовке двинулись по направлению к деревне под названием Малый Барышок. Проехав вдоль посадки порядка 5 км, обнаружили, что указанная на яндекс-карте дорога на местности в принципе отсутствует. Командир, не дрогнув, повел нас в обход. Преодолев оставшуюся часть пути по дороге типа «месяц назад один трактор проехал», с победой ворвались в Малый Барышок, где тут же увязли в песке. Но нас было уже не остановить, и мы устремились к мосту через реку Барыш. …Упс! Мост обрушился, и похоже, уже давно. Это был явный залет. А на другом берегу нас ждало озеро, обед, загадочная деревня Астрадамовка, наконец….

Такая дорога нас уже не пугает
А вот это уже серьезное препятствие! (Вообще, глядя сейчас на фото, думается, что можно было попробовать поискать брод. Но тогда река казалась довольно глубокой и течение приличное)

Пришлось возвращаться в деревню и опрашивать местное население. Бодрый пасечник поведал нам, что проехать можно через Выползово и Никитино, а там по асфальту и до Кезьмино, возле которого мы планировали ночевать. Кстати, еще он сказал, что у моста можно перейти реку вброд («у нашего берега поглубже, а у другого всего лишь по пояс!»). Но мы уже приняли решение ехать в объезд. Посмотрев в карту, поняли, что нам еще сегодня пилить и пилить. Поэтому пообедали наскоро прямо у дороги под деревом. Погода между тем явно собиралась испортиться – поднялся сильный ветер, на горизонте, погромыхивая, пронеслась грозовая туча. К счастью, мимо. На выезде из Никитино призадумались, в какую сторону лучше поехать. И тут неожиданно нас нагнал на машине ….. Володя Кочетков, собственной персоной! Его прямо ангел-хранитель нам послал, не иначе! Он подсказал короткую дорогу на Красную Яклу, а сам умчался в сторону трассы. Дорога оказалась очень красивой – сначала вверх-вверх-вверх, потом вниз-вниз-вниз – и действительно помогла сэкономить несколько километров пути.

Разрушенный храм в Никитино
Впереди – Красная Якла

Не доезжая до Кезьмино, свернули к небольшому пруду за рекой Якла, питаемому, согласно сведениям из интернета, Кезьминскими родниками: «По преданию, у этого родника останавливались остатки разбитого на реке Кандаратке разинского войска. Родник очень мощный, напоминает горный родник. Вода в роднике необычайно вкусная и свежая (по качеству и составу не уступает знаменитым на всю страну Сочинским родникам).» Действительность оказалась гораздо печальней – пруд мутный, родник зарос крапивой так, что не подойти, а встать на берегу Яклы было невозможно из-за неровной земли и густых прибрежных зарослей.

Тот самый пруд и родник
Группа в непонятках

В соответствии с наскоро сочиненным планом Б поехали в Кезьмино, чтобы 1) посетить известную усадьбу Крылова, 2) набрать воды, 3) проехать дальше по маршруту и встать на первом подходящем месте.

Кезьминская усадьба купца Крылова была построена в конце XIX века и содержала множество технических новинок, часто опережающих век. Например, все здание было пронизано системой воздуховодов, по которым подавался холодный и горячий воздух, в результате, при помощи манипуляций с заслонками, можно было установить комфортную температуру в любом месте здания. В здание была встроена водонапорная башня с системой подогрева, обеспечивая усадьбу холодной и горячей водой. По воспоминаниям старожилов, здесь была построена ветряная электростанция. В те времена в нашей губернии о такой даже не слышали! Одна из комнат была заполнена аккумуляторными батареями, что позволяло освещать здание и округу не только в ветреную погоду, но и в штиль. В архитектурном убранстве дома соединились несколько стилей: «барокко», «викторианский» замковый стиль XIV-XV веков. Внутренние помещения дворца богато украшены лепниной на стенах и плафонах потолков с неповторимым для каждой комнаты сюжетом. После революции дом отдали под местную школу, и он хорошо сохранился до наших дней, особенно фасад с балконом, украшенным ажурной литой оградой.

Усадьба Крылова в Кезьмино
Бальный зал. На полу, между прочим, дубовый паркет!

Во дворе усадьбы нас встретила не слишком приветливая женщина. Она сказала, что в здании сейчас идет ремонт, но все же впустила нас и показала бальный зал с камином на первом этаже, не без гордости поведав, что тут даже проходили школьные соревнования по бальным танцам! А всего в школе обучаются 30 детей. На наш вопрос, где бы набрать воды (встреченные до этого на улице две колонки только сердито шипели) последовал твердый ответ: «А воду сегодня отключили!» … И снова упс :( ….

Опрос местных жителей на предмет наличия колодца ничего не дал, только в крайнем доме сердобольная женщина выделила нам две полторашки воды, которые мы с благодарностью приняли, но ситуацию они не спасали. Короче, пришлось ехать до соседнего Ружеевщино. Там вода, к счастью, была, а вот до ближайшего леса пришлось пилить еще несколько километров. Но в награду за все страдания нам досталось великолепное место на опушке леса с просто обалденными видами на все окрестности. Единственное, чего там не было – это речки, чтобы ополоснуть пропотевшие за день организмы, но это уже барство, так-то…

Вид со стоянки

Проехали за этот длинный день 74 км.

7 день. С утра наш путь лежал сначала в Теньковку, а оттуда в Языково. Переезжая с одного холма на другой, попутно любовались живописными окрестностями. Дорога грунтовая, хорошо наезженная; перед самой Теньковкой – довольно крутой спуск.

Дорога в Теньковку

На полпути к Языково нас все же настиг ливень с грозой. Он продолжался минут 15, но на дороге сразу же возникли огромные лужи. Наперегонки с веселыми ручейками мы спускались к Языково, и тут вдруг велосипеды резко отказались ехать дальше. Налипший на колеса чернозем недвусмысленно давал понять, что повторения «подвига имени Степана Андреева» (кто в теме, понимает, о чем я) не избежать. Вооружившись ветками для периодической прочистки колодок, кое-как, с остановками, дотащились до асфальта. На въезде в село очень кстати обнаружился пруд, где были оперативно проведены помывочные операции.

После дождя

Относительно чистые, отправились в усадьбу Языковых, осмотр которой много времени не занял. Главное здание  усадьбы не сохранилась (сгорело 20-е годы прошлого века), остались только парк с прудами и помпезная кирпичная стена. А известна усадьба в основном тем, что сюда, в гости к поэту Николаю Языкову, приезжал его друг А.С. Пушкин, и даже существует легенда, что он (Пушкин) посадил на берегу пруда ель, дожившую до наших дней.

В усадьбе Языковых
"Гений места"
Все, что осталось от барского дома

После Языково по трассе направились в деревню Прислониха. Некоторые из группы уже бывали здесь в музее нашего знаменитого земляка, художника Аркадия Пластова. Мы тогда были просто покорены рассказом женщины-экскурсовода и не прочь были послушать еще раз. Но, увы, она оказалась на больничном (надеюсь, благополучно поправится!), поэтому просто осмотрели под надзором строгой девушки экспозицию, которая частично сменилась с нашего прошлого посещения. Пришлось для этого надеть маски и продезинфицировать руки. Выйдя из музея, еще немного полюбовались деревянным храмом Богоявления Господня, недавно восстановленным после пожара, который случился в 2016 году в результате поджога. Эта церковь была построена без малого 300 лет назад под руководством деда Аркадия Пластова. Во времена гонения на церковь храм разграбили, но само здание не тронули. Службы в нем возобновились с 90-х годов.

Музей А.А. Пластова и храм Богоявления Господня в Прислонихе

Сначала мы собирались встать на ночевку в лесу у реки Урень за Прислонихой, но поскольку вчера проехали больше запланированного, а до вечера было еще далеко, то пообедав и искупавшись в местном пруду со страшно илистым дном, двинулись дальше. Тем более, прогноз на завтра обещал дожди, а, как показала практика, наши велосипеды к встрече с мокрыми грунтами совершенно не готовы.

Полевыми дорогами

По пути заехали в Аксаково, а на ночевку встали в лесу недалеко от родника на реке Майдан. Территория возле родника благоустроена местным предпринимателем, есть большая беседка, стол с навесом, стационарный мангал. Но мы там не остались, опасаясь, что вечером в пятницу могут приехать отдыхающие с музыкой, а мы такое соседство не любим. Поэтому поднялись в гору и забурились подальше в лес. Последний вечер у костра, как всегда, прошел в теплой обстановке. До Майны осталось всего 13 км.

Усадьба Аксаковых
Четырехполосная дорога к роднику
Территория родника хорошо благоустроена
Слегка одичавшая группа на дереве

Проехали 40 км.

8 день. Утром нас разбудило шуршание дождевых капель по палаткам. Обещанный к обеду дождь решил начаться пораньше. Бодро вскочили, быстро собрались и благополучно проехали участок грунтовой дороги до Большого Жеребятниково под моросящим дождем. Но едва вышли на асфальт, дождь усилился. Так и ехали в накидках до самой Майны. Здесь нас ждала баня и вкусный плов, приготовленный Сергеем. Распрощавшись с гостеприимными хозяевами, благополучно доехали на машине до Димитровграда. Разной интенсивности дождь сопровождал нас всю дорогу.

Подводя итоги. Маршрут в целом получился красивым, интересным, насыщенным, не напряжным в плане доброски, весьма бюджетным (по 1500 рублей с носа за питание, музеи и дорогу). Но самое главное послевкусие осталось от постоянного ощущения простора и тишины, и, конечно, от душевной атмосферы, сопровождавшей весь поход. С каждым годом все больше начинаешь ценить то, что мы смогли собраться, что все получилось так или почти так, как задумано….блин, в нашем-то возрасте! J