А мы немного поднялись по дороге между холмами и устроились
на ночевку в сосновой посадке: дров полно, рядом полянка со спелой клубникой –
что еще нужно для счастья! Ах, да, Володе для счастья еще нужно было увидеть
комету Неовайз, которая как раз в это время должна была наблюдаться на небе,
поэтому он полночи бродил по окрестностям.
Всего проехали за день 75 км.
2 день. Выехали полями
в сторону Ермоловки, а затем свернули к Глотовке. По пути увидели еще один
памятный крест на месте деревни Ребровка, обозначенной на карте, но в
действительности уже не существующей. Дорога к Глотовке идет по лесу, весьма
живописному, северного типа – землю устилает мох, и даже попалась черника, мелкая, но очень сладкая. Ближе к Глотовке дорога местами песчаная до такой степени, что велики приходится тащить.
Неожиданный знак на лесной дороге
В зарослях черники
Глотовка. Техническая помощь местному населению
После Глотовки, где купили продукты, наш путь лежал к
знаменитому Юловскому озеру. Более ста лет назад местный помещик устроил на
речке Юловке запруду, где была водяная мельница. Запруда существует и теперь, а
пруд практически приобрел статус озера.
А нам предстояло преодолеть 12 км песчаной дороги от
Глотовки до озера. Мы об этом знали заранее, поэтому настроены были решительно
(и учли при планировании дневного километража). Первая половина пути – лесная
дорога из чистейшего белого мелкого песка, которому самое место где-нибудь на
пляже у лазурного моря! Мы же, проклиная глубокий песок и жару, влачили
груженые велики аки бурлаки. Спасибо, хоть комаров не было! Немного облегчало
задачу то, что дорога преимущественно шла под гору. Командир между тем умудрялся
как-то ехать и призывал нас к тому же, но потом сдался, разулся и побрел в
общем стаде. Вторая половина пути оказалась менее песчаной и зачастую можно
было даже ехать, а вдоль самого озера уже началась прекрасная плотная дорога.
Надо заметить, дело было в воскресенье, а Юлово – весьма
популярное место отдыха. Мы решили остановиться на северном берегу, где есть
5-6 отдельных стоянок, в отличие от южного, где одна большая общая поляна на
всех. Нам повезло – на первой же стоянке отдыхающие уже собирались уезжать, и
мы заняли их место.
Юлово озеро в вечернем освещении
Стоянка на Юловом озере
Юлово озеро. На следующее утро
Купаться в Юловом озере – это райское блаженство! Вода
теплая, прозрачная и очень какая-то мягкая, дно чистое, песчаное, видно, как по
нему шныряют рыбешки. Слышали, что это весьма комариное место, но нам повезло –
их практически не было. Приятно также было отсутствие мусора на берегу и
наличие возле нашей стоянки родника (бетонный колодец с отверстием, где можно
набирать воду). В общем, сказочное место, жаль, что мы побыли там так недолго!
Всего за день проехали и прошли 38 км.
3 день. Утром,
позавтракав, выдвигаемся. Плотная дорога продолжается еще около километра, а
потом превращается в песчаную, причем забирает в горку, огибая детский лагерь.
По предварительным сведениям, в самом Юлово тоже зыбучие пески, но, к
неожиданной радости, к нашему приезду там успели проложить новенький асфальт,
причем, похоже, до самой дороги Инза-Чамзинка, где раньше, опять же по
описаниям из интернета, была пыльная 8-километровая гравийка. Но это не точно,
поскольку мы по этой дороге не ехали. Сначала мы отправились на знаменитый
Юловский родник, где на площади 1 га из дна речки бьют тысячи ключей, так что
вода буквально «кипит», а потом поехали в Дубровку, возле которой тоже имеется
родник, оказавшийся несколько заброшенным, впрочем, как и сама деревня. А потом
полями добрались до трассы, по пути произведя вынужденный ремонт велосипедной
цепи и наевшись лесной клубники (кто именно чем занимался, думаю, говорить не
нужно !).
Родник Юловский
Дорога на Дубровку
Спелая клубничка
Выбравшись на трассу, поехали по ней в сторону Труслейки.
Здесь нас ждал стремительный спуск (до 54 км/ч!). Но мы же, как самые хитрые,
решили, не доезжая до Труслейки, срезать угол и немного сократить путь до
Аргаша. Прекрасная поначалу лесная дорога дошла до пасеки и тупо кончилась!
После этого порядка 2 км мы тащились по высокой траве, обдирая ноги и
спотыкаясь на кочках, а также отбиваясь от налетевшей мошкары. А всего-то пару-тройку
лет по дороге никто не ездил! Потом, ближе к трассе, откуда ни возьмись, хорошая
дорога появилась вновь. Чудеса, да и только! Зато в качестве вознаграждения
получили новенький асфальт на дороге Инза–Тияпино.
Пробираемся сквозь дебри
По пути встретилось старинное село Аргаш, которое было
построено в 1647 году как одна из крепостей Карсунской
засеки Симбирской засечной черты. Сейчас от крепости остались только Караульная
гора, заехать на которую стоило больших трудов, и остатки земляного вала, возле
которого мы славно пообедали в березовой посадке. В Аргаше мы в первый раз
столкнулись с «хлебной проблемой». Нам объяснили, что хлеб можно купить только
утром. Затарившись сушками и баранками, а также кефиром на обед, отправляемся
дальше с надеждой разжиться продуктами в Пятино или Тияпино.
Магазин в Аргаше
Остановка на обед (на заднем плане – земляной вал)
Дорога на Пятино
Источник недалеко от села Валгуссы
Следующим пунктом культурной
программы стало посещение храма Живоначальной Троицы в селе Пятино. Этот храм был
построен Анной Ивановной Анненковой с молитвой о своем «непутевом»
сыне-декабристе. Существует легенда о том, что проект этого храма Анненкова
перекупила у Симбирска, и поэтому архитектор Коринфский создал для Соборной площади
города новый проект. Храм действительно очень красивый и величественный. Долгое
время он был в заброшенном состоянии, но с 2016 года вновь стал действующим.
Сейчас здесь идут реставрационные работы и проходят службы. Но попасть внутрь
нам не удалось: на двери висит объявление, что службы проходят один раз в
неделю и по предварительной записи.
Храм Живоначальной Троицы в Пятино
Также облом случился при
попытке купить что-нибудь к ужину и завтраку. Местный магазин уже закрылся (в 6
часов вечера!). Но нас спасла от голодной смерти добрая женщина Ольга,
продавшая нам свежей картошки (вернее, она даже сначала отказывалась взять
деньги, которые отдали чуть ли не силой).
Прямо за селом Тияпино
свернули на полевую дорогу и проехали к Суре, где и нашли неплохое место для
ночевки. Правда, берег в этом месте довольно крутой, поэтому купаться ездили в другое место на велосипедах, там же помыли и
почистили картошку, которую наварили потом с тушенкой сразу на ужин и на завтрак.
Обалденно вкусная оказалась! Под занавес дня сидели на берегу, болтая ногами,
грызли семечки, попутно любуясь красками заката на склонах меловых гор и
наблюдая вечерние игрища сомов в Суре.
Стоянка на берегу Суры за Тияпино
Проехали за день 59 км.
4 день.
Почти половина пути пройдена, и мы решили устроить себе полудневку в живописном
месте на берегу Суры. Но до него надо было еще доехать.
Дорога вдоль берега Суры
проходит через старинные села – русские, татарские, мордовские. Большинство из
них выглядит удручающе – брошенные дома, далеко не в каждом магазин, не говоря
уже о прочей инфраструктуре. Кстати, не видели ни одной автозаправки. Но
работающие колонки были везде! Вчерашний прекрасный асфальт после Тияпино
закончился. Отрезок пути Тияпино–Беловодье представляет собой сначала разбитый
асфальт, а потом крупнокаменистую гравийку.
Дорогу вдоль Суры однообразной не назовешь
Но до Беловодья мы доехали
уже на следующий день, а сегодня решили после обеда остановиться на плесе недалеко
от села Стрельниково (говорят, в его окрестностях были обнаружены остатки
древнего именьковского поселения).
С утра, памятуя о вчерашнем
обломе с хлебом, заехали в магазин сначала в Большом Шуватово, потом в Чумакино
– но хлеб нам продать отказались, типа, он у них только для своих! Нормально закупиться
удалось только в Коржевке. Здесь нам даже предложили выбор – батон с изюмом или
без. Конечно, взяли с изюмом, да еще и по мороженке в придачу!
Магазин в Коржевке