В старину обширные степи левобережья Средней Волги практически не были заселены, а по их просторам бродили кочевые племена, совершая набеги на приграничные поселения. И назывались эти места Диким полем. Лишь в 18 веке началось активное освоение этих земель. Здесь селились казаки, несшие службу в крепостях Закамской засечной черты, русские, татары, башкиры, чуваши, мордва и другие народы. Однако и сейчас эта территория населена не так густо как, например, берега Волги. Вот по этим живописным холмистым просторам и проходила большая часть нашего маршрута. Общая длина 615 км.
Нитка маршрута
Димитровград - Хрящевка - Серноводск - Исаклы - Нурлат - Димитровград
 

1 день, 29 июля

В этом году мы впервые отправились в путешествие из родного Димитровграда, прямо от гаража командира, не заморачиваясь с дополнительными забросками. Как это часто случается, непосредственно перед походом часть группы отсеялась, в итоге остались пятеро самых стойких.

Итак, утром 29 июля 2021 года мы отправляемся в путь. Благополучно выезжаем за город по мосту Гау и направляемся по асфальтовой дороге к Чувашскому Сускану. Дорога без значительных перепадов высоты и, честно говоря, довольно скучная.

01
Выезжаем из Димитровграда
 

Недалеко от старой доброй турбазы «Сашуля», в лесу на берегу Сусканского залива, запланирована наша первая ночевка. Доезжаем до нее без приключений, если не считать таковыми довольно сильный встречный ветер и периодически начинающийся дождь. Продукты на первый день взяли из дома, а вот с водой получилась небольшая заминка. Колонок в Чувашском Сускане нет, встреченные местные жители сказали, что вода у них плохая, мутная. Чуть не отправились за водой в магазин, но на соседней улице нам все же налили практически чистой воды из скважины.

Несмотря на все эти задержки, приехали на берег довольно рано. Сашуля – популярное место отдыха, и в выходные найти свободную стоянку затруднительно, хотя там их много. Но мы благоразумно выехали в четверг, и кроме нас там, похоже, отдыхала только одна группа граждан. Возможно, этому способствовала и не слишком жаркая погода. Впрочем, дождь кончился, на небе появилось солнце, и только сильный прохладный ветер несколько портил идиллию. Но мы все равно искупались, и не по разу. Дно Черемшана здесь песчаное, чистое, вода практически не цвела. Единственное, чтобы зайти хотя бы по пояс, надо отойти от берега метров 50, а то и больше.

02
Стоянка в "Сашуле"
03
Закат над Черемшаном
 

Стемнело. Долго сидели у костра, пока неожиданно налетевший ветер и сильный ливень не разогнал нас по палаткам. Под шум дождя, ветра, хлопающего тента и беснующегося Черемшана заснуть было непросто, некоторым это удалось только под утро.

Всего проехали за день 65 км.

2 день, 30 июля

Встали довольно поздно, долго собирались, купались, завтракали. Выехали только около 11 часов – для нас это антирекорд! С утра светит солнце, настроение бодрое. Двигаемся вдоль залива по полю и въезжаем в лес на мысу. Здесь есть две дороги – одна из них, проходящая посередине лесного массива, сильно песчаная, и там регулярно ездят машины (мы по ней проезжали несколько лет назад). А в этот раз обнаружили на карте еще одну, петляющую вдоль берега. Эта дорога оказалась замечательной – без песка и машин. Правда, после затяжных дождей она, скорее всего, будет грязной. Но вчерашний дождь никак ее не испортил, прокатились по виражам с удовольствием. Наконец, выехали на дамбу, отделяющую Черемшан от залива, где раньше был рыбосовхоз, а сейчас это пристанище огромного количества разнообразных птиц.

09
Птичий рай в заливе
10
 
 

За дамбой находится село Хрящевка, это уже Самарская область. Здесь бизнесмен Олег Кузичкин с 2006 года строит замок Гарибальди. Название замка не связано с историческим деятелем Джузеппе Гарибальди; он назван в честь отца бизнесмена, Гарибальди Аркадьевича Кузичкина.

Замок построен в неоготическом стиле, все архитектурные элементы выполнены вручную, а камни специально состарены. Замок окружают многочисленные скульптуры, аллеи с фонарями, фонтан, цветочные клумбы, и все это выполнено с большим вкусом и любовью. Замок уже в процессе строительства стал популярной достопримечательностью. Внутрь попасть пока нельзя, но и снаружи прогуляться очень интересно.


06
Замок Гарибальди
07
Замок Гарибальди
05
Аллея фонарей
08
На фоне замка

 

Дорогу к замку мы «срезали» по полю (в сырую погоду лучше этого не делать!), а обратно на дамбу поехали вкруговую, чтобы посетить фирменный супермаркет «Фабрики качества» (тоже детища Кузичкина) – пора было затариваться продуктами. Купленные пельмени сварили на уютном песчаном пляжике, кои встречаются на левой стороне дамбы. Здесь вода все-таки цвела, но мы все равно искупались.

Дальше наш путь лежал на восток. Ветер очень кстати сменился на западный. Дорога по лесу вдоль залива довольно хорошая, хотя на одном участке ее испортили противопожарной бороздой. Выехали в поля, а потом по асфальту добрались до Ташелки. Набрать воды здесь не удалось, пришлось купить в магазине. Но зато на дороге после этого поселка обочина оказалась чуть ли не шире проезжей части!

 
11
В полях до Ташелки

Финалом этого дня стал непродолжительный подъем по асфальту с красивыми видами, а затем спуск к Дворянскому пруду. Несмотря на благородное название, пруд оказался заросшим, с илистым дном и большим количеством дохлой рыбы на берегу. Однако после жаркого дня от купания никто не отказался.

Проехали 62 км, особого рельефа на этом участке нет.

3 день, 31 июля

Практически всю ночь шел дождь. Утром все попытки разжечь костер оказались тщетными, поскольку хороших дров возле пруда нет. Пришлось позавтракать всухомятку и выезжать на маршрут. К счастью, полевая дорога не успела раскиснуть. А дальше наш сегодняшний путь пролегал по асфальту. Дорога на этом участке хорошая, машин немного. Начинает появляться рельеф. Естественно, особо радовали продолжительные спуски. Все населенные пункты находятся на удалении 1-2 км от трассы, за продуктами к обеду пришлось делать крюк в Новую Бинарадку, где в центре села находится приличный супермаркет.

12
 

Ночевка была намечена на реке Кондурча возле Калиновки. Были опасения, что в субботу все места у реки будут заняты, но хорошую стоянку все же нашли под живописными старыми ивами. Река очень быстрая, холодная, дно возле нашей стоянки оказалось илистое, а вот метрах в 100 ближе к деревне – вполне себе удобный песчаный пляж, по совместительству – водопой для местного скота (видели только их следы).

 
13
На въезде в Калиновку
14
Впереди - Кондурча
16
Стоянка под старыми ивами
15
Пляж
 Ровно 630 лет назад (18 июля 1391 года) на Кондурче случилось великое сражение между войсками самаркандского эмира Тимура и Тохтамыша, который был сыном восставшего вассала правителя Золотой Орды хана Уруса. После того, как мятеж подавили, а отца Тохтамыша казнили, тот пришел к Тимуру и попросил военную помощь. Взамен Тохтамыш обещал поддерживать эмира в завоеваниях. Тимур согласился и передал под командование Тохтамыша часть своих войск. Но когда пришло время отдавать долги, Тохтамыш не только отказал эмиру, но и выдвинул претензии на несколько среднеазиатских территорий. Четыре года война между двумя государствами длилась без особых успехов с той или иной стороны, но постепенно армия Тохтамыша была рассеяна, и он отступил в Поволжье. В 1391 году Тимур решил выступить против ордынского хана. Его войску предстояло пройти казахские степи и приаральские пустыни, которые покрывались густой травой только несколько весенних недель. Тимур выступил в поход в начале мая, двигаясь, буквально, вслед за весной. Лошади питались травой, которая еще не успела завянуть, а войска добывали провизию, охотясь в степях на сайгаков. В июне конница Тимура достигла Поволжья. Обе армии составили внушительную цифру, но точное количество воинов историкам пока не удалось выяснить. Как и то, сколько дней длилась битва на Кондурче. В результате войска Золотой Орды были разбиты, а Тохтамыш бежал с поля боя.

О битве на Кондурче почти ничего не сообщается в советской и российской исторической литературе: принято считать, что это была «не наша» битва, не имеющая отношения к России. Однако она положила начало ликвидации ордынского ига. «С битвы на Кондурче, – отмечено в «Самарской летописи», – началась агония Золотой Орды как государства».

Кстати, точное место сражения на Кондурче тоже до сих пор не установлено. Но мы, гуляя на закате по широкой степной равнине возле реки, решили, что она вполне подходит для крупного сражения. Итогом этого открытия стало внезапное шуточное нападение на Сергея, мирно охранявшего лагерь, пока мы гуляли. В битве никто не пострадал :)

Проехали мы в этот день 63 км. Общий набор высоты 310 м, спуск – 350 м.

 4 день, 1 августа

 Сегодня выехали пораньше, около 10 часов. Нас ждет подъем на Лысую гору и другие подвиги. А пока возвращаемся в Калиновку, а оттуда по разбитой асфальтовой дороге доезжаем до пос. Яблоневый. Здесь мы остановились набрать воды, пообщались с местным населением. Они посоветовали более надежную дорогу до Большой Каменки, которой мы и воспользовались (набор высоты на этом участке 200 м).

Не доезжая ~1 км до трассы, свернули налево по грейдерной дороге, решив проехать до Б. Раковки не по асфальту, а мимо замеченных на карте прудов, чтобы там пообедать и искупаться (погода стояла жаркая). Оказалось, что эта территория – частная собственность. Однако вышедший охранник нас пропустил, рассказал дорогу и вообще был мил и приветлив. Обедали мы на искусственной косе, на оборудованном для пикников месте. Искупаться в пруду вообще было подарком судьбы!  
 
18
Начало гравийки. Впереди - Лысая гора
20
Обед на пруду
19
 
 
После обеда по грунтовым дорогам подкатили к подножию Лысой горы. Штурмовали ее «с тыла», там набор высоты (130 м) не такой крутой и в несколько «ступеней», в отличие от подъема со стороны Раковки. Лысая гора известна как культовое место парапланеристов. В 2009 году здесь даже проходил Чемпионат России. Но в этот день (хотя это было воскресенье) никто не летал, к сожалению, наверно из-за ветра.
 
 
22
На подступах к Лысой горе
22_
23
Почти забрались!
 
Несколько километров по плоской вершине, и стремительный спуск к Русской Селитьбе. Здесь мы посетили Святой источник, набрали воды на вечер, желающие «макнулись» в купель.
 
 
24
Святой источник в Русской Селитьбе
25
 
Остался последний участок до Б. Чесноковки, который по асфальту да с попутным ветром преодолели очень быстро. За Чесноковкой на другом берегу реки Сок нашли приятное укромное место для стоянки. Ночью в лагерь приходила лиса, вела себя весьма нахально. Вышедшие на защиту лагеря наши доблестные мужчины с трудом смогли ее прогнать. То ли бешеная, то ли просто прикормленная и прирученная местными рыбаками….
 
 
26
Стоянка на реке Сок
27
На ужин был плов
 
 
 За день проехали 62 км, набор высоты 430 м, спусков столько же.
 
 
 
 5 день, 2 августа
 
 
Жара продолжается, поэтому назначили подъем на 6 часов, в восемь уже вышли на маршрут. По наезженной грунтовой дороге выехали на «газовую просеку», по ней тоже идет нормальная дорога. Через несколько километров начинается Орлянский редут. Он входил в состав Ново-Закамской засечной черты, которая строилась для защиты от кочевников, совершающих набеги на русские поселения со стороны дикого поля. Общая длина Ново-Закамской линии составляла свыше 200 км. Линия представляла из себя земляной вал, местами широкую лесную засеку. Помимо трех крепостей (Красноярской, Кондурчинской и Черемшанской) на ней имелись редуты. Новая Закамская линия строилась с 1732 по 1736 год. Когда в 1735 году был заложен город Оренбург и ряд небольших крепостей по рекам Самаре и Яику, Новая Закамская линия потеряла военное значение, и через год ее строительство было прекращено. Значительный отрезок Ново-Закамской линии составляла Сергиевская дистанция, то есть та её часть, которая проходила по территории нынешнего Сергиевского района. В центре стоял сам Сергиевский городок; южнее по речке Орлянке были построены четыре редута и фельдшанец. Фрагменты Ново-Закамской оборонительной линии хорошо сохранились до сего дня и в народе называются «историческим валом».
 
28
Дорога вдоль Орлянского редута (он слева)
 
Мы ехали вдоль редута (он представляет из себя невысокий земляной вал с регулярными треугольными выступами, поросший кустарником) больше 10 км по грунтовой дороге, пока не увидели небольшой пруд с загороженным навесом на берегу. Он стал настоящим спасением от жары – искупались, пообедали в тени.
 
29
Мостик через р. Орлянка
30
Пруд недалеко от Нероновки
 
Тут подъехал хозяин этого оазиса, поговорили, он показал самую короткую дорогу к Нероновке. Как водится, проложенный заранее трек не всегда совпадал с имеющимися в действительности дорогами, порой приходилось импровизировать или советоваться с местными. В Нероновке набрали воды в колонке, а потом подъехали к красивому Храму Казанской иконы Божией Матери, купола которого призывно сверкали еще издали. Но храм оказался закрыт (оказалось, он работает только в субботу и воскресенье, и то не целый день). Жаль, потому что хотели посмотреть старинный складень, в который вставлена частица Креста Господня, привезенный из Греции, со Святой Горы Афон. А еще в иконостасе есть икона работы известного безрукого и безногого иконописца из села Утевка Григория Журавлева.
 
 
31
Храм в Нероновке
 
Немного утешив себя мороженым из  магазина напротив, отправляемся в Павловку. Здесь стоит деревянная церковь во имя Архистратига Божия Михаила. Сейчас она находится в весьма плачевном состоянии, однако на воротах висит замок, и видно, что какие-то реставрационные работы внутри ведутся….
 
 
32
Деревянный храм в Павловке
 
Последний пункт на сегодня – курортный поселок Серноводск. Он возник на берегу Серного озера. В начале 18 века по указу Петра I здесь организовали добычу серы, необходимой для производства пороха. После основания в том же году города-крепости Сергиевск все разрозненные кустарные разработки были объединены в завод. Для осаждения серы был вырыт пруд, дно которого выстилали дубовыми досками. Рядом была возведена плавильня, где в больших горшках сера очищалась от примесей. Так на месте болота появилось Серное озеро. Завод действовал до тех пор, пока в 1720 г. в Жигулях не были обнаружены более крупные запасы кристаллической серы, куда и был переведен промышленный промысел. Во время функционирования завода местные жители широко пользовались источниками для лечения ряда заболеваний кожи, принимая внутрь воду, богатую серой, и купаясь в холодных ручьях-источниках. Позднее рядом с озером возник курорт, официальное открытие которого состоялось в 1832 году. Серное озеро находится на краю поселка со стороны Суходола, на территории санатория. Ворота со стороны дороги оказались заперты, но мы видели, что люди просачивались через широкую решетку. Нам же с велосипедами было туда никак не проникнуть. По едва заметной тропинке обошли какое-то строение и оказались во дворе части МЧС. С разрешения МЧС-ников оставили велосипеды и пешком прогулялись до озера, ориентируясь на запах сероводорода. Объект достаточно интересный – из двух больших труб мощными потоками льется очень холодная вода молочного цвета и впадает в озеро, из которого затем вытекает в реку Сургут. Купаться в озере мы не стали, но с удовольствием помыли свои пыльные ноги. Потом выбрались тем же путем на дорогу и отправились в ближайший магазин.
 
 
34
Серное озеро
33
Труба, по которой в озеро поступает сероводородная вода
 
Ночевка планировалась на берегу той же реки Сургут. Проехали по крайней улице поселка под названием Рабочая (на ней же находится родник, где набрали воды) и спустились к реке. Рядом с берегом лес, очень густой и темный, но нам удалось найти среди чащи заброшенную дорогу и встать прямо на ней. Среди деревьев нашлись места под палатки. Спуск к реке тоже нашли, но сам процесс купания оказался весьма экстравагантным, т.к. натоптанная тропинка заканчивалась обрывом в метре от воды, а дно было покрыто толстым слоем ила и бревнами. Короче, в одиночку этот аттракцион не удавался никому – купались по трое, помогая друг другу выбраться. Утром повторять его никто не стал…  
 
 
35
Костер в чаще леса

Проехали за день 55 км, набор высоты составил всего 200 м.

 

 

6 день, 3 августа

 
Сегодня собрались еще раньше, в полвосьмого. По пути в Серноводске набрали воды на дорогу во вчерашнем роднике, купили в магазине катык.
 
37
Стелла на выезде из Серноводска
36
 
На выезде из города приличный подъем, зато после того, как пересекли трассу М5, ехали по отрогу Серноводского шихана, любуясь окрестностями с высоты, по отличной грунтовой дороге с небольшими спусками и подъемами до самого Голубого озера.  
 
 
38
Вот такое оно, дикое поле
 
Голубое озеро – настоящее чудо природы. Оно образовано карстовой воронкой, поэтому имеет круглую форму. Со дна бьет мощный сероводородный источник, в озере нет никакой живности, поэтому оно очень прозрачное. Преломляясь в воде, солнечный свет окрашивает поверхность в насыщенный голубой цвет. Глубину озера точно никто не знает, по разным источникам – от 20 до 40 м. Температура воды не выше 8 °С. Здесь мы надолго зависли, попеременно макаясь в Голубое и плавая в находящемся рядом обычном озере (его называют Черное). Кроме нас, народу в будний день было немного; в выходные, говорят, гораздо больше.
 
 
39
Голубое озеро
41

40
Купание в Голубом озере
42
А это Черное озеро, через дорогу
 
 
Сегодня еще жарче, термометр показывает 45 градусов, наверно, перегрелся. По ощущениям, где-то 38. Ветра почти нет. Решаем двигаться дальше мелкими перебежками, отдыхая в тени при каждом удобном случае. В следующие 15 км нам нужно набрать высоту 200 м. В такую жару это, честно говоря, пугает. Буквально через 3 км неожиданно попадается «оазис» с несколькими деревьями и небольшим родником, вытекающим из пещерки. Остановились здесь на обед. Рядом небольшой пруд, купаться там уже не стали.
 
 
44
Спасительный оазис
 
Как мы преодолели эти знойные километры, не хочется даже вспоминать. Но зато в награду получили шикарный стремительный четырехкилометровый спуск по широкой просеке с отличной дорогой сразу после пересечения трассы М5! После него планировали свернуть к реке и доехать вдоль нее до источника в Старом Вечканово, но намеченная дорога оказалась практически заросшей. Поэтому проехали сначала до пос. Черная речка, а уж потом по асфальту – в Вечканово.
 
 
43
Раскаленная дорога
45
М5 уже близко
46
Впереди длинный спуск
 
На окраине Вечканово находится грандиозное сооружение, воздвигнутое несколько лет назад уроженцем села, впоследствии предпринимателем Юрием Васильевым. Невероятной красоты архитектурный комплекс возведен возле источника, освященного в честь иконы Божией Матери Казанской. К сожалению, сейчас за этим местом никто не ухаживает, и оно находится в сильном упадке (причем в буквальном смысле). Тем не менее, люди приезжают сюда набрать воды, окунуться в ледяной источник.
 
 
47
Святой источник в Старом Вечканово
48
Мостик над ручьем
Теперь предстояло посетить местный магазин. Оказалось, что он в селе один, и уже успел закрыться (в полшестого вечера), хотя должен работать до 8-ми. Пришлось «побираться». В одном из домов нам разрешили копнуть картошки, дали немного огурцов. От предлагаемых денег категорически отказались. Спасибо им большое! Также хозяин подсказал, что переночевать можно возле реки Сок за деревней, чем мы и воспользовались. Найти удобную стоянку было непросто, потому что берега реки довольно высокие и крутые, к тому же практически рядом с берегом проходит проселочная дорога – никакого интима, понимаешь! Но за день мы так вымотались из-за жары, что встали на первом ровном месте, где был более-менее нормальный спуск к реке и рядом кусты с сухими ветками, а на остальное забили. Надо сказать, по дороге вечером и утром ни одна машина не проезжала, а стоянка в целом оказалась неплохой.
 
 
49
Закат на реке Сок
 
На будущее решили не оставлять поход в магазин на последний населенный пункт, а закупаться заранее. Так и поступали до конца похода.
 
 Проехали 60 км, общий набор высоты составил 530 м, спуск 500 м.

 

7 день, 4 августа

 
Сегодня нас ждет еще более «гористый» день, к тому же жара не спадает. Но команда настроена решительно! Возвращаемся от реки на дорогу; наш путь лежит в районный центр Исаклы. Имеет статус села, но все признаки цивилизации налицо, главным из которых для нас стал большой супермаркет Пятерочка в центре. После вчерашней «голодухи» накупили продуктов аж на 2 тысячи! А еще в Исаклах очень красивый святой источник, где мы затарились водой на дорогу – день, повторюсь, намечался жаркий.
 
 
50
Источник в Исаклах
 
Сразу за селом начинается подъем по асфальтовой дороге с набором высоты аж 130 м. Но, к счастью, он поделен на 4 или 5 «ступеней», т.е. участки подъема чередуются с ровными. Да и крутизна оказалась порядка 4°. В общем, подъем благополучно одолели и покатили вниз.
 
 
51
Преодолели большой подъем
 
 
Как водится, счастье было недолгим, после спуска – опять две или даже три «ступени» вверх. Перед поворотом на Смагино попался «дорожный» родник, которого нет на карте. Дорога после поворота на Смагино оказалась трясучей гравийкой, но, по счастью, параллельно ей за посадкой имеется грунтовка. Перед Смагино – крутой спуск. Деревня выглядит опустевшей, хотя навстречу попался трактор, выравнивающий (!) дорогу. После Смагино нам опять предстоял нехилый подъем по грунтовой дороге, причем часть ее проходила по лесу, после выхода из которого благополучно спустились к деревне Крепость Кондурча.
 
 
52
Перед спуском к Крепости Кондурча
53
 
 
Эта крепость, а точнее земляной вал – фельдшанец, тоже входила в состав Ново-Закамской засечной черты. В гарнизоне Кондурчинского фельдшанца числились одна конная и две пеших роты Билярского и Шешминского полков. Надо сказать, на карте это место выглядит интереснее, поскольку на местности трудно оценить ее правильную «звездчатую» форму. Но все же из уважения к труду предков мы залезли на вал и высказали свое одобрение. Проехав через деревню, пересекаем по мосту реку Кондурча. Здесь она совсем мелкая, но быстрая и холодная. Это мы выяснили, пробравшись через заросли кустов и крапивы возле моста на маленькую полянку на берегу, чтобы пообедать и освежиться в реке. Оба мероприятия с успехом удались, если не брать в расчет комаров, которым тоже неожиданно представилась возможность перекусить.
 
А впереди – последний на сегодня перевал по лесной дороге до Токмаклы. Дорога широченная, укатанная (не удивительно, по ней ездят большегрузы). Но ее поверхность – это глина, по которой даже в сухую погоду было тяжело ехать, такое впечатление, что колеса «проскальзывали», не обеспечивая нужного сцепления. В дождь же туда соваться – чистой воды безумие, как по мне.
 
В Токмакле методом опроса местного населения был обнаружен родник. Сказали, что еще один есть где-то возле водопада, но в данное время он пересох. После моста внизу деревни свернули к водопаду. Токмаклинский водопад искусственного происхождения. В 1960-1970-е гг. на речке Токмаклинке построили дамбу, образовав пруд. Однако в 2000-е гг. во время паводков берег около дамбы размыло и получился водопад. Вода устремляется вниз с пятиметровой высоты по уступам, сложенным красными глинами, образуя живописные каскады. Во время засухи водопад не столь полноводен, но все равно зрелище красивое и приятное.
 
 
54
Токмаклинский водопад
 
Искупавшись в пруду, отравляемся на намеченное место стоянки. Это большая  лесополоса недалеко от водопада. Она оказалась старой, с высоченными деревьями и вся завалена буреломом. Но командир был в восторге. Он очень любит выбирать для стоянки места, куда нормальный человек не сунется. Кстати, в посадке росли в большом количестве грибы белянки, что очень удивительно в такую сушь.
 
 
56
Провожаем солнце
55

 

Проехали за день 68 км, общий подъем 780 м, спуск 730 м.

 

 

8 день, 5 августа

 
Сегодня, наконец-то, жара отпустила, днем обещали не выше 28 °С! Ветер северный, довольно сильный. Утром проделали путь к въезду в Токмаклу в обратном порядке, а потом свернули в поля и вдоль посадки, которая очень кстати закрыла нас от сильного бокового ветра, добрались до асфальта и спустились к очередному мосту через Кондурчу (она просто красной нитью через весь поход проходила!).
 
После моста нас ждало путешествие вдоль Кондурчи по заливным лугам. Дорога по лугам, вопреки опасениям, была хорошей, видимо местные ездят нередко. По ней доехали до деревни Тукай, расположенной уже в Татарстане. Так незаметно мы пересекли границу. Ни одного пограничника не встретили, не считая двух бычков, стоявших прямо посреди дороги (здесь уже начался асфальт). Миновали села Светлое Озеро, Новое Иглайкино (на окраине которого есть хорошо оборудованный родник) и незаметно подкатили к Нурлату.
 
 
57
Родник в Новом Иглайкино
 
Не доезжая Нурлата, пообедали в заброшенных садах. По самому Нурлату проехали быстро и ненапряжно, посетив супермаркет и центральную часть города с фонтаном и дворцом культуры на площади.
 
 
58
В центре Нурлата
 
Оставалось преодолеть скучный асфальтовый участок до Биляр-Озера. С сильным встречным ветром боролись, передвигаясь в затылок друг другу. Наконец, достигли Биляр-Озера, попросили воды в одном из домов (колонок на окраине нет, но в центре села, нам сказали, имеется колодец). Не без плутаний добрались до берега Большого Черемшана. Здравствуй, родной! Хоть и в Татарстане… Берег, как и предполагалось, не отличался комфортным заходом в воду, но все же удалось найти место без камышей, а ряску пришлось раздвинуть. Дно, естественно, топкое, но зато сразу глубоко и вода просто волшебная – теплая и чистая. Трава на берегу скошена, сам берег ровный, дров полно. В общем, стояночка удалась!
 
Проехали 62 км, набор высоты составил 230 м, общий спуск 270 м.

 

9 день, 6 августа

 
Мы все ближе и ближе к дому, к вечеру должны пересечь границу Ульяновской области. А пока едем дальше. Луговыми дорогами вдоль Черемшана пробираемся к асфальту в пос. Заречный, пересекаем реку по мосту и едем по совершенно пустой асфальтовой дороге.
 
 
59
Мост через Б. Черемшан в пос. Заречный
 
Возле Октябрины поворачиваем в сторону Тумбы. Как-то незаметно асфальт переходит в трясучую гравийку, которая тянется до самого выхода на трассу Димитровград–Базарные Матаки (примерно 25 км).
 
 
60
Пока еще асфальт
61
 
Для разнообразия, между Новой и Старой Тумбой насыпали много песка. Новая Тумба (ударение на последнем слоге) – просто оазис цивилизации. В центре трендовый монумент «Я люблю Тумбу». В магазине местный пасечник – очень активный дядечка – рассказал, что по его заказу разработан герб Тумбы с желтым медведем. Пришлось купить наклейку с его изображением за 10 рублей. Дядька с энтузиазмом принялся объяснять, что означают элементы герба. Оказывается, у них водились медведи раньше в больших количествах, встречаются и теперь. Кстати, большая часть дороги проходила по лесу, и он действительно очень красивый.
 
 
62
Тумба в тренде!
 
Надоевшая гравийка (которая из космоса бессовестно маскируется под асфальт) наконец закончилась. Ночевать решили возле Новой Сахчи. Там на окраине деревни на берегу Малого Черемшана есть родник, недалеко от которого мы остановились, спрятавшись за кустами, чтобы нас не было видно из деревни. С Малым Черемшаном тоже связано много воспоминаний, в основном о весенних сплавах на байдарках. Чистейшая вода, множество лилий и кувшинок в воде. Хотя сплавляться по нему – то еще удовольствие, из-за множества завалов и коряг. Последний вечер выдался самым холодным за поход, как-то мы уже отвыкли одеваться теплее.
 
Проехали ок. 60 км, набор высоты 290 м, столько же спуск.
 
 
10 день, 7 августа
 
 
Последний день. По «классической» дороге через Бригадировку и Курлан до дома всего около 50 км. Но участок Димитровград–Курлан мы всячески избегаем, больно уж он опасный: дорога узкая, без обочины и фур много. Поэтому от Бригадировки свернули в поля и перебрались на более комфортную тиинскую дорогу, по которой и приехали домой к обеду. Поход окончен. Немного грустно, но и усталость уже накопилась. Хорошего помаленьку. До новых маршрутов!
 
Проехали 58 км, набор высоты 380 м, спуски 350 м.
 
 
 
Подводим итоги:
 
1. Маршрут (как всегда) получился красивый и интересный. Возможно, было не так много достопримечательностей, как в предыдущих путешествиях. Но главное – это постоянное ощущение простора, воздуха, множества красок. Дикое поле, ничего не скажешь!
 
2. Дороги Самарской области произвели очень приятное впечатление. Даже грунтовки практически все ровные и гладкие, а главное – без песка! Нам крупно повезло, что погода была сухая, причем продолжительное время. Боюсь, в сырую погоду впечатления на некоторых участках были бы другими, особенно на участке Крепость Кондурча – Токмакла. Кстати, показатель качества дорог: за весь поход у нас не было ни одного прокола!
 
3. С подсказки молодого товарища, при планировании маршрута первый раз пользовалась сайтом nakarte.me. Очень удобный ресурс! Можно открывать разные карты (гугл, яндекс, OpenStreetMap, Strava с нанесенными треками, которые в зависимости от популярности указаны разными цветами и др.), сохранять трек для загрузки в смартфон, просматривать высотный профиль.
 
4. С магазинами по маршруту практически везде было хорошо. С водой тоже проблем не возникало, если нет колонок, местные жители не отказывают. Родники встречаются достаточно регулярно.
 
5. Финансовая сторона похода в этом году вообще порадовала – на продукты ушло по 2,5 тысячи рублей с носа, а больше никаких трат и не было.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте