Река Большой Нимныр находится на территории Алданского района, берет свое начало на окончании хребта Западный Янг и образуется в результате слияния двух рек Хангас-Нимгеркан и Унга-Нимгеркан. Длина — 181 км, площадь бассейна — 4860 км?., Абсолютная отметка истока – 1200 м, устья – 370 м. По характеру река динамичная, протекает в двух ущельях, верхнее находиться за устьем реки Олонгорхон длинной 8 км, с уклонам до 20-25м/км, в нем серия сложных порогов, два из которых – «Негаборит» и «Реаниматор» - 5 к.сп. Ниже ущелья река успокаивается и до п.Большой Нимныр бежит спокойно. За поселком начинается нижнее 50 км-ое ущелье, уклон русла реки возрастает до 12-15м/км. Пороги тянутся по 200-500 м, плесы редки, скорость течения 1,5-2м/с. Удобных мест для ночевок в ущелье мало. Здесь сосредоточенно 70 препятствий, наиболее интересные три порога «Калитка» «Стриж» «2-е улово», «Горка», «Слабое звено». Перед впадением р.Томмот еще один интересный порог «Крайний», далее следует несколько шивер, долина расширяется и Б.Нимныр уже спокойно несет свои воды к Алдану.Реки оценивается 4 категорий сложности, очень важно оценивать уровень воды для прохождения, в среднюю и малую воду русло значительно сужается и уменьшается возможность прохождения некоторых порогов.
Нерюнгри - Канкунский - р.Короть - р. Б.Нимныр - пос.Б.Нимныр - Нерюнгри

«Дыхание Янга»

Часто бывает в нашей жизни так, что закрадывается идея приключения тебе в голову, но ты не знаешь, как её реализовать. Проходит, какое то время и ты встречаешь человека с такой же идеей или находишь поддержку, совей задумки и все начинает крутиться, вертеться и вот ты уже просматриваешь фотографии этого приключения, радуешься и думаешь о следующем путешествии. Именно так и получилось в этом году. Мой хороший друг Обабков Игорь Палыч (для нас он просто Палыч), много лет рассказывал о самом сложном сплаве в своей жизни по верховьям реки Большой Нимныр. Мы слушали его рассказы, но не верили и не поддерживали его идею пройти сплавом этот маршрут, т.к. мы не могли найти подтверждения его рассказам, в интернете нет фотографий или видео с верховьев, есть только одно коротенькое описание. В середине июля наш друг из команды якутских экстремалов «Sakha Sled» Сергей, предложил сплавиться по Большому Нимныру для съёмок очередного выпуска передачи «Навигатор», тут мы и вспомнили истории Палыча. Основную часть реки от одноименного поселка до реки Алдан мы проходили в 2012 году, сплав тогда получился очень интересным, но прохождение верховьев реки отложили на потом. Вот и наступил момент, начали обсуждать и просчитывать маршрут, прикинули количество дней необходимое для прохождения и получилось, что можем пройти весь Большой Нимныр от истока до устья.

Расскажу немного о самой реке: Река Большой Нимныр находится на территории Алданского района, берет свое начало на окончании хребта Западный Янг и образуется в результате слияния двух рек Хангас-Нимгеркан и Унга-Нимгеркан. Длина — 181 км, площадь бассейна — 4860 км²., Абсолютная отметка истока – 1200 м, устья – 370 м. По характеру река динамичная, протекает в двух ущельях, верхнее находиться за устьем реки Олонгорхон длинной 8 км, с уклонам до 20-25м/км, в нем серия сложных порогов, два из которых – «Негаборит» и «Реаниматор» - 5 к.сп. Ниже ущелья река успокаивается и до п.Большой Нимныр бежит спокойно. За поселком начинается нижнее 50 км-ое ущелье, уклон русла реки возрастает до 12-15м/км. Пороги тянутся по 200-500 м, плесы редки, скорость течения 1,5-2м/с. Удобных мест для ночевок в ущелье мало. Здесь сосредоточенно 70 препятствий, наиболее интересные три порога «Калитка» «Стриж» «2-е улово», «Горка», «Слабое звено». Перед впадением р.Томмот еще один интересный порог «Крайний», далее следует несколько шивер, долина расширяется и Б.Нимныр уже спокойно несет свои воды к Алдану.Реки оценивается 4  категорий сложности, очень важно оценивать уровень воды для прохождения, в среднюю и малую воду русло значительно сужается и уменьшается возможность прохождения некоторых порогов.

Состав группы получился из шести человек, решили идти на трех двухместных катамаранах. Собрав информацию от рыбаков, охотников узнали, что доехать не сможем т.к. там очень плохая дорога и даже 131-й туда не проедет, решили, что будем идти пешком последние 15 км. Что бы облегчить заброску решили разделить продукты, взять с собой еды на пять дней, именно столько планировали потратить на прохождения верховьев Большого Нимныра, а остальную еду оставить в машинах и отогнать их в поселок, в котором будем через пять дней.

Старт нашей экспедиции был запланирован на первое августа 2016 в 10:00, как водится по русской традиции в запланированное время мы конечно же не выехали все время нам, что то мешало, но к двум часам дня все же двинулись в путь. Нам предстояло проехать около 160 км по федеральной трассе А-360 и свернуть на дорогу ведущую к заброшенному поселку Канкунский, по ней проехать 29 км и повернуть на лесную дорогу ведущую к реке Короть 10 км. То что нам сказали, что по ней проехать нельзя, оказалось не правдой, мы без особых  сложностей добрались до цели к одиннадцати часам вечера. Река Короть находиться в долине марей и болот, места под палатку рядом не нашлось, к тому же пошел дождь и Палыч предложил идти до зимушки, которая находиться в двух километрах ниже по течению реки. В темном лесу Зимушку пришлось поискать, но спустя два часа нам улыбнулась удача. Сама избушка очень старая, во многих местах протекает крыша и уютным домиком её не назовешь, но это не беда, главное есть печка и можно укрыться от поднявшегося ветра и невероятного ливня. Сергей с Артуром решили переночевать в машине, а мы натянули тент прямо в нутрии домика и улеглись спать. Утро второго дня было пасмурным, дождя не было, но дул очень сильный ветер. В этот день нам нужно было разделиться, Серею и Славяну необходимо было отогнать машины в поселок Большой Нимныр, встретить недостающего участника нашей экспедиции и пешком прийти к нам. А для меня с Палычем и самым юным участником нашей экспедиции Артуром началась стапель (сбор катамаранов и подготовка к сплаву). Река Короть не большая и мелкая ширена русла 20-30 метров, но из за дождей вода в ней поднялась и река стала сплавной, что было нам на руку т.к. до нашей цели реки Большой Нимныр мы еще не дошли 5 км. и теперь мы могли сплавиться по этой речке и не идти пешком. В третьем часу дня на противоположный берег из лесу вышли эвенки и начали искать место где перейти реку, но не нашли и мы предложили им помощь и переправили на катамаранах на наш берег. В пятом часу мы загрузили первый катамаран и сплавом по Короти спустились до зимушки, где разбили полноценный лагерь. Ближе к 22:00 спустили по реке второй катамаран в лагерь, и началось ожидание возвращения ребят, было уже сильно поздно и понятно, что сегодня они уже не прейдут.

Третий день выдался солнечным и теплым, мы с Артуром рыбачили, Палыч собирал третий катамаран. Я прогулялся по дороге ведущей к заброшенной артели на которой очень много следов оленя, углубившись в лес нашел следы сахатого, но ни одного следа медведя, что несомненно меня порадовало. В пятом часу со слабо похожими звуками рева медведя пришла вторая половина нашей команды, обнимаемся, радуемся, делимся впечатлениями и в предвкушении завтрашнего начала сплава, едим жаренную картошечку с грибочками которые они насобирали по дороге.

И вот он четвертый день, долгожданное начало водной экспедиции, хотя изначально это «начало» рассчитывалось на второй день, и мы уже потеряли два дня. Погода отличная, сбор лагеря и увязка катамаранов в первый сплавной день всегда занимает больше всего времени, по этому начали сборы с восьми утра и к двенадцати наконец то после очередного рассказа о техники безопасности на воде мы оттолкнулись от берега. Кто увлекается водным туризмом определенно знает, что несет в себе слово «верховья реки», этот участок далеко не всегда сплавной он чаще пеше-сплавной т.е. какое то расстояние ты проходишь на катамаране, а какое то ты тащишь его за собой или постоянно снимаешь с мели или камней. Это жутко выматывает, начинает вселять уныние, но это не про нас. С радостными лицами и немного не цензурными выкриками мы уверено продвигаемся к слиянию реки Короть с Большим Нимныром. Пять километров мы преодолели за два с половиной часа и в третьем часу причалили на левом берегу Б.Нимныра на обед и небольшой фото сессии стрелки этих рек. Радости нашей не было предела Б.Нимныр был значительно больше Короти, русло ширенной  70-100 метров и мы понимали что таскать катамараны по мели больше не придется, но как всегда бывает, мы ошибались. В некоторых местах он сильно разливался и приходится маневрировать между большими камнями в поисках наибольшей струи, такие места называются «каменная гряда или шахматы» тянутся по несколько километров и в зависимости от количества воды меняют свой характер. Главная особенность реки Б.Нимныр это огромные камни, на протяжении всей реки в русле и на берегах встречаются камни размерами с небольшой автомобиль, а иногда и с небольшую дачу. Пройдя пять километров началась не большая шивера в середине которой бял достаточно мощный слив, которого ни кто не ожидал, первые два катамарана прошли его без особых проблем, а третий катамаран развернуло в бочке и Палыч не удержался в коленной посадке и вывалился в воду. Страховка с воды другим катамараном, жилет и опыт сработали быстро, через пару минут Пылчь был на берегу и доставал сухие вещи. Еще не большая шивера и снова каменная гряда растянулась на полтора километра. Время приближается к ночи мы стараемся добраться до правого притока Сиваки, там должна быть хорошая поляна для ночевки и можно с утра порыбачить. Около девяти вечера мы наконец подходим к притоку, на возвышенности установлен самодельный стол с лавочками в 100 метрах есть сухая поляна для палатки, табаримся тут.  За этот день нам удалось преодолеть всего 17 км. хотя по плану было 30 км. Факт очередного отставания от графика нас не сильно тревожил, мы получили огромную кучу эмоций. Ночью были заморозки, чай в котле и лужи возле реки покрылись льдом и это всего 04.08, ух непредсказуема наша Якутия.

Пятый день начался по активней чем предыдущий, в 11:00 мы были уже на воде и были готовы к сюрпризам реки. Сплав был значительно динамичнее, появилось больше перекатов, несколько интересных шивер, а главное воды и за притоков стало еще больше и начались очень интересные «Шахматы». Это сложно описать словами, но ощущение непередаваемые, когда тебя несет между камней и тебе нужно за секунды принимать решение куда грести и пытаться увидеть свой путь на три – четыре шага в перед, что бы не налететь на камень и не лесть по пояс вводу. Через девять километров от сегодняшнего старта был участок «шахмат» длинной почти два километра он настоящую бурю эмоций у всех команды, сразу после него мы остановились на перекус и почти час обсуждали кто как его проходил. Чере три километра нас ждал приток Олонгорхон, срузу после него начинается ущелье ради которого мы сюда и забрались.

Сразу после притока остановились размяться приготовили камеру и в путь. Ущелье начинается с динамичной и затяжной шиверы которая заканчивается отличным порогом 3 к.с. между двух скал, после которого с левой стороны хорошее улово, куда мы с Артуром заскочили что бы успеть заснять прохождение экипажа двойки Рафтмастера Сергея и Александра. Как только причалили эмоции начали зашкаливать «Два дня гребли! Это того стоило!» с горящими глазами прокричал мне Артур. И ведь это было только начало ущелья. Буквально через четыреста метров нас ожидал первый порог 5 к.с. «Реаниматор». Эти два именных порога в этом ущелье считаются не проходимыми т.к. уровень воды для возможного прохождения поймать очень сложно, а когда воды достаточно они становятся технически очень сложными и нам повезло, вода была на нашей стороне. Мы совершенно не заметно пролетели эти четыреста метров и увидели как по диагонали скала пересекает реку, первый катамаран уже стоял на страховке. С левой стороны есть слив воды ширенной коло трех метров и в начале основного слива торчит камень, который при меньшем уровне воды не позволяет  пройти этот порог. Все прошли порог без особых сложностей. Дальше на протяжении нескольких километров было еще три интересных порога 3 к.с., но река была на столько интересна, что мы просто друг за другом пролетали их без остановки. Не доходя доследующего категорийного порога «Не габарит» всего один километр на левом берегу мы увидели в пятистах метрах от берега очень красивые останцы и решили до них прогуляться. Панорамы и виды открывшиеся с них просто завораживали, виднелись сопки на вершинах которых стоят останцы как разрушенные замки, бурлящая река уходящая за поворот и конечно закат…

Один катамаран ушел в перед для поиска стоянки до порога, следом подошли мы организовали просмотр предстоящих препятствий и определили место где будем чалиться, что бы в потемках не влететь в бурлящие ступени порога «Не габарит». Оперативно ставим палатку, топим печь, сушим вещи и греемся, за этот день все изрядно промокли устали. Ужин был быстрым, разговоры короткими, все были в предвкушении завтрашнего прохождения.

Шестой день стал для нас дневкой еще ночью начал моросить дождь, утро пасмурное и прохладное, мы определили день как не благоприятный для съемок и благоприятны для подъема воды.  А если быть более точным то наш Славян напророчил дождь на шестой день и солнышко на седьмой, метеоролог от души. С утра по раньше отправились на просмотр порога и проработку его прохождения с учетом организации страховки. Порог можно определить про примечательной скале на левом берегу, останец похожий на башню замка, прям на берегу реки. Сам порог и правда заслуживает уважения, состоит из трех ступени и заканчивается очень интересной шиверой. Первая ступень представляет из себя хороший порог 3 к.с. длинной 200 - 300 м. с серьезными каменными нагромождениями которые заканчиваются резким маневром на лево. Через 30 метров вторая ступень, достаточно ровная череда камней перегораживающая реку и основной слив необходимый для прохождения бьет в камень размером с не большой дачный домик. Третья ступень еще через 30 метров, аналогичное нагромождение камне перегораживающее реку и основной слив воды через один полукруглый камень у которого ярко выражена мощная струя с право, что дает очень большую вероятность для переворота, иного варианта прохождения нет, только полный обнос. После него выходная мощная  шивера, длинной около 200 метров заканчивающаяся плесом. Мы приняли решение проходить порог без бутора, для облегчения веса катамаранов и увеличения маневренности. Все вещи решили после прохождения обнести. Обнос тоже был не простым, через сопку два километра.

Я и Слава, сходили на останцы находящиеся от  нас в километре на вершине сопки, каждый раз как Я на них поднимаюсь, кровь в жилах стынет от представления, какой силы было землетрясение или другой природный катаклизм, что бы эти величественные горы так развалились.  В этот день мы на конец то решились посчитать наши запасы продовольствия и они не особо обрадовали, еды осталось на два дня. В целях экономии много спали, собирали грибочки и ягоды. Мне не смотря на не погоду удалось наловить рыбы на уху, так в полном релаксе и единении с природой и провели день.

Седьмой день и правда выдался солнечным, хоть и не с самого утра. Наши цели и задачи на день четко определены, устанавливаем камеры на катамараны, фото-видео и страховку на пороге и начинаем последовательное прохождение. Первая ступень самая динамичная, но при грамотной работе экипажа она пролетается очень быстро. Вторая и третья ступень порога, не столь быстры, но тоже требуют слаженной работы. Наша проработка маршрута не прошла даром, в течении трех часов мы без особых сложностей прошли всеми экипажами порог и постарались отснять каждое прохождение. Наступило время перекусить и разбирать лагерь для обноса. Это заняло вторую половину дня, вечерело и решили сегодня уже не стартовать, а спокойно обсудить все произошедшие и настроиться на 40 км плесов до поселка. Еда подходит к концу, из графика движения выбелись на три дня и на прохождения нижнего участка уже остается время только для скоростного прохода без съемок и возможности расслабиться. Взвесив полученные эмоции и факт того что второй отрезок мы уже проходили при таком же уровне воды, приняли решение завершить нашу экспедицию в поселке Б.Нимныр.

Утро восьмого дня было не привычным, радости в глазах было мало, все понимали что сегодня весь день на веслах с минимальными передыхами, расстояние приличное, течение слабое, а если еще ветер встречный начнется то вообще не весело будет. Как и ожидали коротенькие перекаты и очень длинные плесы еще в добавок периодически шел дождь. Темп держали хороший,  в среднем около 5 км/ч. И что постоянно удивляло так это берега реки, очень много отличных мест на которых хочется остановиться и разбить лагерь, но отсутствие еды останавливает желание. На притоках начали появляться зимушки в хорошем состоянии, на одной из них встали на обед, затопили печь, отогрелись, сварили суп из всего оставшегося и он был просто божественен. Закрепили сладким чаем  с лимоном и снова в путь. За семь километров до поселка нас ждала очередной интересный участок шахмат. И к девяти вечера мы были в поселке, перенесли все снаряжение к машинам, там нас встретили очень добродушные сторожа. Поужинав мы двинулись домой в Нерюнгри. В нас боролись сразу два чувства, первое это радость об успешном прохождении верховьев реки Большой Нимныр, а второе это не большая грусть, что нам не хватило дней для прохождения нижнего, не менее интересного участка реки, но мы решиле это приключение оставить на следующий год.

Нам удалось отснять не малое количество отличных кадров нашего приключения и мы подготовили одноименный фильм «Дыхание Янга», вы можете найти его в свободном доступе в интернете на сайте youtube.com  каналы:

Болотков Дмитрий https://www.youtube.com/user/Bolotkov

и Сергей Казюра https://www.youtube.com/channel/UCbV1secR5yzg3iBiOeRH2SQ

Впереди Нас ждет новый сезон, а значит новые приключения, которыми мы всегда готовы поделиться с Вами..