Впервые в горы

Есть такая болезнь, называется "алтайка", так вот ею я и заразилась. А если по-честному, то я заразилась горами. Вернулась в Москву и чувствую, что воздуха-то мне мало, дышать нечем((
От алтайских гор я в восторге, хотя и натерпелись мы там местами, но ничего, только громче смеялись в  20 голосов и дальше лезли. Все же прав один бывалый горник-путешественник: горы обладают особой энергетикой и она с людьми делает что-то фантастическое, манит и дурманит, сподвигает на всякие добрые глупости, а это именно то, чего нам, городским жителям, так не хватает. За эти 16 дней я прожила маленькую ДРУГУЮ жизнь, при этом ни разу не вспомнив про город, работу и прочую "важную фигню".
    А теперь чуть-чуть картинок.Чуть-чуть потому, что в горах что ни сфотографируй, то получится картинка))) Да и не в силах ни один фотоаппарат передать чувство, когда ты два часа по курумуу взбирался на ледник за 2500 или на перевал на3300 и вот перед тобой раскинулись долины, горы!!! Ты стоишь над облаками и только и можешь как рыба открывать рот и глотать воздух,потому как тебя переполняют чувства и ты даже описать их не в силах.Кажется, что ты на вершине мира и есть только ТЫ и ГОРЫ!

В пятницу вечером перелет Москва – Барнаул (рейс компании С7 задержан, спим скрючевшись в креслах а/п). Вылет где-то около 2-х часов ночи, в самолете сон с перерывом на еду (правда этот момент помнится как-то мутно). Прибытие вБ арнаул около 7-8 утра по местному времени. А/п Барнаула – это что-то,посадка почти что в полеJ  Хотя внутри а/п вполне миленький)

Встает вопрос: как добраться до орг-ов в Барнауле? Местные таксишники предлагают за 400 рублей доставить нас куда угодно, жаба душит) Лучше уж на автобусе. Собственно на автобусе мы и доехали за 20 руб с человек-рюкзака. Поплутали по Барнаулу при поиски домика орг-ов. Нашли!Познакомились с другими участниками и коллективно пошли гулять поБ арнаулу! Параллельно искали место где бы поесть) Сам город достаточно стандартный для региональных городов: вместе с центральными улицами существуют деревенские домики) Особых достопримечательностей, кроме надписи БАРНАУЛ огромными буквами на берегу реки мы не нашли, да и не искали, если уж по-честному. Просто ходили.

Вечер субботы:орг-и привезли еду на поход, ШОК! И это все на себе переть!!!! Хуже того, это все надо съесть??? Столько рыбных консервов и паштетов, их я не ем((. Блин, колбасы до фига, шпроты, сайра, хлебцы диетические!!!Решили разделить по 8 кг на девочек (всего 8 человек) и по 10 на мальчиков (всего 11 человек),плюс инструктор (Алекс) с помощником (Серега, прозванный нами «Шаман»). Решено было, что они ребята сильные, потому им чуть больше 10

Думала поспать, после раздела продуктов и упаковки рюкзаков легли с Юльком на кухне. Ага, как же, поспишь там. Через 1,5-2 часа приехали Серега с Ольгой, вылез из бани Илюха и … спать было уже не интересно) В 8 утра приехали газели и мы поехали в Тюнгур, собственно на начало маршрута.

Все воскресенье ехали в Тюнгур, тормозили водилы возле любого ларька/кафе приговаривая «последнее. Следующее часов через…» В общем, ехали мы часов 13-14, приехали поздно ночью, поставили лагерь, разобрались с дежурством и вырубились)

День 1:подъем, заброска на тракторе и шагом марш. Шли вдоль Кучерлы черезурочище Елань и встали на «Скифской стоянке», посмотрели петроглифы,прикольно).

День 2:  подъем, марш до оз. Кучерлинское. Погода очень переменчива: то дождь, то солнце. Но все очень упрямо идут вперед, признаться даже странно))) но здорово.

День 3:стоянка на Кучерлинском озере, погода фигня, матрасничаем. Варим компотиз брусники – вкусняшка! Алекс описывает предстоящую радиалку: салки накуруме, подъем по водопаду, прогулка «наверх». Интригует).

Алекс рассказал, что недалеко сделал год-два назад схрон, где есть банка сгущенки. Подорвались искать. Искали-искали и нашли пакет, по описанию похожий на заныканный Алексом. Зафотали! Ну, сходство  заканчивалось на внешнем виде, потому как это был чей-то мусор. Но мы не отчаялись и …нашли схрон! Правда там не было сгущенки, там были шпроты(коих у нас и так 20 банок). Вот, блин, счастье!:-) Зато сам процесссссссссс.

День 4:уходим в радиалку на оз. Дарашколь. Трое остаются в лагере, попродолжительности радиалки 3 дня. С собой минимум еды, вещей и палаток.Рюкзаки – перышки! В них вообще почти нет веса, идти/бежать сплошное удовольствие. Посмотрели пищух – такие лапушки, покорили сердца всех участников похода. Перебродили реку, бррррр, холодно. И пошли вверх по водопаду Иолдоайры, чуть поскалили с рюкзаками и без страховки (2-ка).Единственная страховка – Алекс с палочкой внизу, обнадеживающе, ничего не скажешь=)) Фигня, пролезли. Весь день набирали высоту, тяжело)

Водопад безумно красивый, да и вся долина с Кучерлинским озером – нечто фантастическое. Вечером встали лагерем, играли в Контакт, гвоздем программы была Юлькина уховертка. Она потом еще не раз вспоминалась нам на протяжении похода! Спасли впятером в палатке 3-ке, тепло, но переворачивались все одновременно)))

День 5:за 1-1,5 часа добежали до озера, поставили лагерь. Озеро очень красивое, фотографии с него словно фотошоп! Народ не верит, что фотографии вообще не подвергались никакой обработке. Гуляли, и познакомились с курумом. Да так познакомились, что мама мия! Лезешь себе вверх, вроде прикольно. А потом посмотришь вниз и …епрст, а тамметров …дцать до земли и сплошные камни. А как только об этомзадумаешься, начнешь переживать, так и начнешь оступаться и прочее.Короче курум мы преодолевали все разными путями и  разной скоростью. Соответственно и впечатления у народа были разные (мне понравилось).

После курума лезли по склону вверх, хороший был склон, градусов 40-45, рядом очень красивый водопад. Чуть угостились черникой). В общем лезли мы,лезли и «случайно» на ледник вылезли (за 2500). Погулять, блин, пошли)Это был  так называемый «бонус от Алекса».  Знали бы мы сколько еще будет этих "бонусов"!!! Спасибо Алексу за это)))

День 6:Возвращение на оз. Кучерлинское. Встали, собрали лагерь и полетели «как бабочки» (по выражению Алекса). Летели мы действительно оч быстро,среднеспортивным темпом. В лагерь пришли раньше намеченного времени,грязные. Ну и пошли купаться в озере). Ну купание в горном озере –отдельное удовольствие, хотя скорость там оч большая. Стоишь, дрожишь и быстренько возвращаешь себе человеческий вид, потому как только солнышко заходит за тучки становится совсем фигово. Но, как показал поход, все является вопросом привычкиJ

Оценили количество еды и…оставили часть еды бурундучкам. Сделали схрон для других групп, пусть поразвлекаются поиском еды.

День 7:марш в сторону перевала Кара Тюрек. За этот день нам надо дойти до «кедровой стоянки». Для этого нужно идти либо конной грязной тропой, либо… идти тропой по куруму. В хорошую погоду эта тропа имеет 1-ку, а мы полезли по ней в дождь. Было весело и тяжело. Народ шутил, смеялся и всячески подбадривали друг друга, страховали. Именно такие переходыс плачивают коллектив, вот и мы не оказались исключением. Пройдя курум мы увидели «вторую часть марлезонского балета» - подъем в холм градусов 70-75. И мы полезли, залезли и были безумно счастливы, потому как дождь остался внизу.

Шлипо гребню гор, были на одном уровне с облаками. Красотища. Так как выходили мы в дождь, то рюкзаки прикрывали като чем мог: Алекс повязал себе полиэтилен сверху. получился своего рода плащ, снял резинку сволос. Опираясь на свою палку, на горном хребте и в лучах солнца он былнаш Гендальф!!! Как позже выяснилось, такие ассоциации возникли нетолько у нас)).

Алекс рассказывая про места, по которым мы ходим, указал на перевал «седло» (3-ка) и мы пошли "погулять")). Залезли на седло, посмотрели – увидели, куда нам завтра идти, вздохнули и спустились назад. Спустились там же,где залезали, потому как попробуй мы спуститься с другой стороны наснаверное собирали бы по частям. С «седла» открывается фантастический вид: карликовая береза разными цветами «раскрашивает» долины, облакаотбрасывают удивительные тени, тишина и свет. Описание мое корявое,фотки картинку передают не полностью. Короче, это надо видеть. Дошли до«кедровой», пожалуй, это одна из самых красивых стоянок.

Вот на этих вершина нас ждал сюрприз – заработала сотовая связь! Народначал звонить домашним, а в ответ услышали, что на Алтае былоземлетрясение. А мы и не заметили))) МТС работал фигово, поэтому мне изМосквы поступил совет «залезь повыше». Помню долго веселилась).

День 8:сегодня идем на штурм Кара Тюрека (3350). Идем вверх все время, каждый идет в удобном для себя темпе, главное дойти. Ну, взлетели мы часа за 2-3 часа. Обычно, по словам Алекса часов 5 народ поднимается, ух мымужики!!! Переползая последние метры перевала я пыталась разглядеть Белуху, ан не фига, гора пряталась за облаками. Стояли, ждали и …облака разошлись. Помню только солнце и Белуху, ее корону! Дело в том, что у Белухи есть корона, то есть там плато чередуются с «пиками» или как-то иначе называемыми возвышенностями. И выглядит это именно как корона!Зрелище потрясающее. Попили чаю (спасибо Дмитрию и горелке), перекусили халвой с сухофруктами. Алекс показал русскую забаву – катание на пенкепо вершине! Народ отрывался. Сделали коллективную фотку и пошли вдолину оз. Аккем.

Долголи, коротко ли дошли до привала рядом с Аккемом. Алекс метнулся на озеро «к людям» и заказал там 20 горячих лепешек. Простых лепешек безкакой-либо начинки, но как мы их ждали!!! Спустились к домику, где жил дяденька, что их кулинарил. Домик такой неказистый, чуть покосившийся,окна с голубыми рамами и за стеклом…ЛЕПЕШКИ!!! Как блины сложенные в«столбик». Пока их было всего лишь 10, мы буквально гипнотизировал это окно. Когда нам вынесли первую партию Рома успел вытащить лепешку,надкусил и…тут Алекс упрекнул нас, что мы как дикие люди. Забрал лепешки, в том числе у Ромы и ушел вперед. Роме был задан сакраментальный вопрос: «ну как, вкусно?» Ну разумеется вкусно) и мыпошли/побежали за Алексом. Лепешки, по сути дела, ничего из себя непредставляли, но это была самая желанная и вкуснейшая еда! В общем,спороли мы их мигом!

День 9: на Аккеме у нас 3 дня и три радиалки: в долину 7 озер, на Аккемский ледник и на Ярлу. Это  еслипо плану) Ну а по факту мы еще куда-нибудь «погулять» сходим. Народразделился маленькими группками. Часть (5 человек включая меня) пошли кцеркви перед Аккемской стеной, часть к 7 озерам, а 3 на оз. ГорныхДухов. Про озеро разговор отдельный – его нам описывали всю дорогу. Каквыяснилось, место это обладает сильной энергетикой, там можно получитьответ на самые сокровенные вопросы. Однако  Алекс туданикого не водит, потому как тропы туда нет. Но он не мешает нам тудасходить, даже направление укажет. Правда, ответственность он за настогда с себя снимает.

Мы сходили к церкви – маленькая такая церквушка, где нет традиционных икон. Там иконы те, которые оставляют альпинисты, там весят/лежат вещи,принадлежавшие людям, что не дошли до вершины. И речь идет не только оБелухе, я видела там мемориальную табличку и с К2. Короче, цель этой церквушки – заставить людей задуматься куда и зачем они идут, это своеобразный призыв к осторожности

Ребята сходили на 7 озер, коих теперь 5-6 (потому как одно высохло полностью, а второе находится в неком непонятном состоянии).

Вечером вернулись умиротворенные товарищи с оз. Горных Духов, описали свои ощущения. Дима, Аня и Я решили тоже сходить.

День 10: планируется радиалка к Аккемскому леднику, ну и так «прогулочка» до «томских стоянок», то есть до стены Белухи)))  Амы, встав в 7 утра, стряхнув иней и лед с тентов палаток, пошли на оз.Горных Духов. Как вариант – нагнать потом основную группу. Ну положим сложности пути на озеро Алекс очень сильно преувеличил, тяжело – да, но не смертельно. Само озеро действительно очень интересное. Мы покормили духов чаем с ириской и печенькой. Вода там постоянно меняет свой цвет:от синего до изумрудно зеленого. Вот правда духов мы там так и не нашли, Анька убежала нагонять группу, а мы с Дмитрием сидели на берегу и вели беседы за жизнь))) Часа 4 мы просидели и тут из-за спины «гудентак». Ну, признаться, не совсем так, но факт в том, что материализовалась группа немцев, человек 12-14.  И как выяснилось озеро уже входит в туристический маршрут((( Ну, прелесть места была прикончена и мы ушли.

Вечером ребята рассказывали про стену и ледник, жаль, что я не попала туда. Потому как никаких ответов на озере я не получила.

День 11:собрали лагерь и пошли на Ярлу. Ярлу – река, протекающая в долине Рериха. Вот уж по настоящему энергетически сильное место! Хотя я в принципе люблю творчество Н. Рериха, может потому меня так это место и впечатлило). В долине есть целый город, сложенный из камня последователями Рериха – рерихнутыми, как их здесь называют.

Можно про них говорить все, однако долина находится в потрясающе чистом состоянии! Все стоянки ухожены, в общем они молодцы. Я потом одна вернулась в этот город, залезла на центральны камень с символами «крест», «матери мира» и датой 2000 какой-то годJ Всю прелесть этого места можно прочувствовать когда ты там один, вокруг горы, слышны камнепады, слева «самоцветы», сидишь себя подставляешь лицо ветру и солнцу и думаешь «а может ради этого и стоит вообщежить?». Еще это место называется долина самоцветов – там ОЧЕНЬ многоразноцветных кварцитов (собственно их я привезла в качестве сувенировбольшинству своих друзей)

День 12:начинается путь назад. Вот только через р. Аккем моста нет, а бродитьтам сейчас, как говориться, «не айс». Со словами «али все мы неиндейцы, Вицли Пуцли нам не папа» Алекс повел нас вниз по реке наводить переправу из подручных средств))) Ну нас – девушек – оттеснили сразу,ну мы особо и не рвались. Особенно когда увидели, что ребята ставят две переправы одновременно) Видимо они и сами просекли, что делают что-то«очень неразумное» и направили свои усилия на сооружение одного моста.В финале все получилось, ребята наши – молодцы! И повеселили, и переправу навели) Дальше все просто, как говорится «идем отсюда и до вечера»

День 13:дошли до стоянки «три березы». Алекс у кого-то из местных раздобыл мясо, а именно дикого кабана! Кабан стал основой сразу для двух блюд:отдельно мясо и пюре из пакетика на бульоне из кабана! Вкусняшка))) Но в каждой бочке меда есть чуть дегтя, вот и у нас была своя чайная ложечка. Потому как последние два дня шел дождь, то трактор за нами неприедет, а потому – марш!!!

День 14:марш от трех берез до Тюнгура. Снова дождь, идиотская разбитая и безумно грязная тракторная дорога. Прям как на НАШЕствии, честное слово! Но ничего, греет мысль о Тюнгуре и о Турприюте, где есть постель и БАНЯ!!! Вообще у нас на маршруте были бани: на Кучерлинском и на Аккеме, но я как-то горными речками обходилась. Охлаждалась, что ли) Но тут – сам Бог велел, ведь потом 14 часов до Барнаула, а там в Москву.Помню, очень не хотелось мне тогда в Москву, ведь про город я не вспомнила ни разу. Там опять все куда-то бегут, что-то от тебя хотят, а здесь спокойствие и приключения.

До Тюнгура мы просто летели! Погода этому всячески способствовала! Уже в Турприюте на базе «Высотник» мы переоделись в сухое и чистое:термоштаны, шорты и свитера! Ну не было больше чистых и сухих вещей)))Устроили праздничный ужин и улеглись спать.

Утром следующего дня: поехали в Барнаул (12 часов). По дороге закупились сувенирками, переночевали в Барнауле и …улетели в Москву.