Водный поход по одному из малых притоков Оки. Визитная карточка маршрута - постоянная смена прибрежых ландшафтов.

01 Ицка перед плотиной 01 Ицка перед плотиной
02 плотина 02 плотина
03 валуны в русле 03 валуны в русле
04 обносный участок 04 обносный участок
06 сквозь запруду 06 сквозь запруду
07 около Самохвалово 07 около Самохвалово
08 мосты, мосты... 08 мосты, мосты...
11 руины 11 руины
23 под пологом 23 под пологом
24 в обнос 24 в обнос
26 луговой участок 26 луговой участок
27 вся река... 27 вся река...
29 стрелолист обыкновенный 29 стрелолист обыкновенный
44 завал vulgaris 44 завал vulgaris
45 разлив после узкоколейки 45 разлив после узкоколейки
46 лодка & рэльсы 46 лодка & рэльсы
47 немой вопрос - откуда? 47 немой вопрос - откуда?
48 остатки моста ? 48 остатки моста ?
50 завал проходимый 50 завал проходимый
Предисловие
Ицка – третий более-менее крупный левый приток Оки после Ракитни и Кромы, если считать от истока. Речка начинается неподалеку от деревни Шаховцы, течет практически строго на восток и впадает в Оку в пределах деревни Шахово. Ицка давно привлекала меня своей близостью к Орлу и удобством подъезда к точке старта. Причем, в зависимости от длительности похода, сплав можно начать от деревни Коровье Болото, имея цель за день дойти до трассы М2 или до устья, или от моста на дороге Нарышкино-Шаблыкино, в этом случае маршрут удлиняется на один день. Хотя замечу, что проходимость Ицки от этого моста и ниже до Коровьего Болота остается для меня под вопросом, что само по себе может стать стимулом для нового похода. Итак, в этот раз у меня был всего один день.

Наименование реки: Ицка.
Сложность: фон 0 кс, максимально 0 кс.
Дата прохождения: 5 июня 2010.
Погода: переменная облачность, +22, пару раз что-то накрапывало.
Маршрут водной части: от плотины в деревне Коровье Болото до автомоста трассы М2 в деревне Котовка.
Протяженность маршрута: 16 км.
Ходовых часов: с 9-15 до 15-45 с перерывами и остановками.
Заброска: автомашиной Орел – Добрый – Себякино – Коровье Болото.
Выброска: автобусом от Котовки до Орла.
Течение (скорость): очень слабое.
Ширина реки: от 2 до 20м.
Дно: земляное в начале и конце маршрута, посередине маршрута камешки, песок.
Цвет воды: достаточно прозрачная.
Берега: разнообразные от луговых, до лесных и обрывистых.
Естественные препятствия: завалы.
Искусственные препятствия: небольшие мостки, часть обносные.

Впечатления
 Раннее июньское утро. Пару десятков километров по трассе М2 на юг до поселка Добрый проехали на одном дыхании, после съезда с магистрали дорога на удивление закладывает несколько серпантинных петель то спускаясь в овраги, то поднимаясь по склонам холмов. Такой альтернативный подход к строительству дорог в Средней полосе не может не впечатлить. Наконец, выезжаем на последний холм и, минуя симпатичную сине-купольную церквушку, едем в Себякино и дальше до полевой дорожной развилки, а точнее места, где сходятся сразу пять дорог. На Коровье Болото выбираем левую. Последние километры до реки едем, невольно вспоминая строку из песни: «Эх, путь-дорожка фронтовая, не страшна нам бомбежка лихая». Дорога действительно лихая, лучше рядом по грунтовке.

В Коровьем Болоте Ицка подпружена почти двухметровой высоты плотиной, над которой построен автомост. Для стапеля выбрано место в 100 метрах ниже, между впадением в реку нескольких родничков. Чуть поодаль в русле реки лежат два больших плоских валуна, у нас такое увидишь не часто. Пока накачиваю Щуку, начинают заедать комары, к которым за май еще не успел привыкнуть. Вообще я бы посоветовал стапелиться ниже примерно на километр. Почти сразу после места моего старта Ицка сужается до 5-6 метров и течет в заросшем кустами овражке. Несколько неудобных обносов следуют друг за другом. Потом этот участок резко заканчивается, река разливается до 10-15 метров, завалы пропадают, один берег луговой, второй порос деревьями. Кроме традиционной ракиты на берегах встречается много ольхи. Именно она придает некоторым участкам реки «лесной оттенок».

Погода хмурая, но, возможно, благодаря этому на реке никого нет. Ни рыбаков, ни местных. Изредка попадаются бобровые плотинки из мелкого плавника, почти всегда в них словно специально оставлены узкие протоки. Деревень по берегу не видно, тем не менее, они есть хоть и полузаброшенные. Коровье Болото плавно (и совершенно незаметно с реки) переходит в Самохвалово. Начинаются мостики. Их здесь не менее полудюжины на километр. По большей части они разрушены, но через парочку приходится переволакивать лодку. Погода начинает налаживаться. Ветер разгоняет тучи, но потом целый день солнце и дождевые облака сменяют друг друга, словно в калейдоскопе.

Проплываю четкий ориентир – обозначенную на карте ЛЭП: несколько линий столбов, не менее десятка ниток. Река периодически скрывается под пологом деревьев. Места живописные, вот только приходится все время грести – течение ощущается слабо. Порой все зеркало реки оказывается во власти водных растений, желтые цветки кубышки растут везде, указывая на отсутствие четко выраженного русла.

Спустя полтора-два километра после ЛЭП проплываю впадение ручья Холодный справа. Река снова ныряет в ольховый лесок. Я прошел по Ицке всего несколько километров, но прибрежный ландшафт уже успел смениться несколько раз: я видел реку в овражке, лесную реку, луговую заросшую кувшинками реку, видел крутые прибрежные холмы, валуны в русле. Ицка не дает глазам скучать.

Перед деревней Агеевка (на карте их две, так что перед первой Агеевкой) левый берег резко поднимается, из-под горки бьют родники. Самой деревни не видно с реки, но она угадывается по основательному пешеходному мостику. Почти сразу за ним Ицку перегораживает глухой завал. Обнос по левому берегу. Вообще беззавальной Ицку назвать нельзя. В среднем непроходимые завалы попадаются по одному на километр, но разбросаны они неравномерно: иногда несколько подряд, иногда несколько километров чистой воды. Хотя особого негатива здешние завалы не вызывают. Скорее всего дело в красоте и чистоте реки. Да, река действительно чистая, мусора попадается совсем мало, вода взмученная плотиной осветляется уже спустя полкилометра.

Между двумя Агеевками Ицка принимает откровенно луговой характер: река сужается до 2-3 метров, деревья по берегам пропадают, их место занимают заросли тростника и местами хвоща. Такой участок тянется около километра, потом река принимает свой прежний вид. Ближе к полудню я остановился на перекус. Ицка здесь образует резкий изгиб, на правом берегу возвышаются крутые холмы, увенчанные сосновой рощицей. Место симпатичное, вполне подходит и для ночлега, вид с холмов изумительный – стоял и наблюдал, как тени от туч медленно ползут по полям.

Перекусив, отплываю и снова вижу валуны в русле. Не заметить их невозможно – они здорово оживляют пейзаж. Через четверть часа прохожу мостик во второй Агеевке. И совершенно случайно во время проводки лодки под настилом моста обнаруживаю в реке секцию рельс и шпал от узкоколейки. Вероятно, когда-то эта секция служила для местных мостом, но была снесена половодьем. С удивлением рассматриваю раритет. Шпалы металлические полые, прикручены к рельсам болтами. Все достаточно ржавое, каких-то маркировок в надводной части секции я найти не смог. Просто удивительно, что это до сих пор никто не сдал в металлолом. Кстати, поискав в Яндексе информацию об узкоколейках в нашей области, нашел описания нескольких веток, но ни одна из них не проходила в данном районе. Может у кого-то есть информация? Для очистки совести поискал остатки моста (а вдруг действительно узкоколейка проходила именно здесь?) – чуть ниже река широко разливается, и у берега сохранилось несколько пеньков от деревянных свай. Что это было раньше, понять уже невозможно…

На пути к деревни Каменец, приходится обносить еще несколько завалов. В паре мест Ицка ускоряется на небольших перекатах, которых, к слову, на реке совсем мало. Словно оправдывая название населенного пункта, дно реки становится песчано-каменистым, далее ближе к трассе М2 оно снова станет земляным. Снова живописный лесной участок. На одной из речных отмелей нахожу техногенный мусор 19 века – надколотый мельничный жернов. Остатков мельничных сооружений не видно. Спустя несколько сот метров вижу второй жернов на противоположном берегу. Снова останавливаюсь на перекус, время уже послеобеденное. На высоком берегу шумит на ветру потрепанная и поредевшая тополиная посадка. Вокруг куда ни глянь – поля…

В Каменце снова видны незначительные признаки цивилизации – мост через реку из бетонных столбов, брод, да несколько крыш, проглядывающих сквозь листву. После деревни по левому берегу в полукилометре от реки тянутся одна за одной сосновые рощи. Они попадались  и раньше, а здесь идут до самой трассы.

Последний километр маршрута. Ицка широкая и спокойная. На левом берегу ищу глазами большую раскидистую ракиту, у которой мы с друзьями сфотографировались 12 лет назад, будучи здесь на рыбалке. Тогда мы провели на Ицке не больше часа, потом ушли ловить на Оку. С тех пор я здесь не был. Ракита оказалась на месте. Делаю памятный снимок со штатива и спустя минут пять уже вытаскиваю байдарку из воды в сотне метров от моста на трассе М2. До автобусной остановке в деревне Котовка не более километра.

Посмотреть стоит
  Что-то конкретное выделить сложно, кроме, может быть, остатков узкоколейки. Прелесть Ицки в постоянной смене приречных ландшафтов: из ольхового леса в поля, из полей в камыши и снова в лес. Крутые холмы, сосновые рощи, валуны в русле – кажется, что все скромные достопримечательности речки Средней полосы сконцентрированы на полутора десятках километров этого маршрута.

Итог
Река понравилась. Причем я не ожидал, что понравится настолько. В моем рейтинге орловских рек по состоянию на июнь 2010 года я бы дал ей третье место после Оптухи и Нугря. Минусов всего два: очень слабое течение (практически полное отсутствие перекатов) и завалы. Оба минуса на мой взгляд с лихвой искупаются плюсами: красотой и чистотой реки, слабой населенкой, близостью к Орлу и простой заброской/выброской. Рекомендую!