остров Крит / Самостоятельная поездка | Туризм с детьми

Природа западной части Крита с детьми 2 и 5 лет

21 августа - 4 сентября 2019 г.
Мы прошли с детьми часть пути по Самарийскому ущелью, побывали на больших и маленьких, пустынных и не очень, пляжах западной части острова Крит.
Paleochora-Samaria-Elafonisi-Kedrodassos-Stomio-Sfinari-Falassarna-Drapanias-Balos-Chania

План поездки и другие организационные моменты

Парк Linnamaki Парк Linnamaki
Еще один бесплатный аттракцион Еще один бесплатный аттракцион
Бесплатный аттракцион в парке Linnamaki (Хельсинки) Бесплатный аттракцион в парке Linnamaki (Хельсинки)
Место для любителей электричек (проходят тут раз в 2 минуты). Место для любителей электричек (проходят тут раз в 2 минуты).
Наш тент Наш тент
Колышки к тенту Колышки к тенту
Очень удобная маска из Декатлона Easy Breath Очень удобная маска из Декатлона Easy Breath

Восточно-центральную часть Крита мы уже посещали, когда младшему было 5 месяцев и нам нужен был спокойный отдых с променадом вдоль моря для прогулок с коляской (но кое-что интересное все же удалось посмотреть).

Сейчас решили отправиться в западный Крит, и он оставил гораздо больше впечатлений. Прямых рейсов в Ханью из Петербурга нет, а перелет с пересадкой для нас с детьми утомителен, поэтому мы летели из Хельсинки а/к Norwegian, предварительно приехав туда на утреннем Аллегро и подарив детям радость поездок на симпатичных бесплатных аттракционах в парке Linnamaki (количества бесплатных было вполне достаточно для их возраста).

Маршрут спланировали исходя из аренды автомобиля на 14 дней и ночевок в разных местах по 4-5 ночей: чтобы не слишком часто переезжать и не очень далеко ездить от текущего места проживания, и это оказался идеальный для нас вариант.

На пляже мы располагаемся под просторным солнцезащитным тентом из Декатлона (к сожалению, не вижу его сейчас в продаже), потому что он дает большую тень и некоторую изоляцию от соседей, которые не пытаются лечь прямо рядом с растяжками тента. Однако, есть нюансы: мы пришили пару дополнительных оттяжек и заменили все “родные” колышки на алюминиевые для песка и снега из “Снаряжения” (www.equip.ru). Обычно в песке (и на некоторых галечных пляжах тоже) они держатся хорошо, но есть пляжи с тонким верхним слоем песка (Кедродассос), куда колышки не загнать, или с рассыпчатой галькой (Криос), где тент не установить. Ну и на Фаласарне жуткие крутящие ветра вырывают даже глубоко забитые колышки.

Paleochora и юго-западные пляжи

Karavopetra Karavopetra
На скалах можно насобирать целый самосвал соли На скалах можно насобирать целый самосвал соли
Paleochora Paleochora
Пристань в Paleochora Пристань в Paleochora

Paleochora – чудесный курортный городок с просторным песчаным пляжем в западной части и с крупногалечным – в восточной. И если дует сильный ветер и летит песок на первом (так было 3 дня из 5), то на втором всё спокойно. На песчаном пляже очень много места, пологий вход, прекрасный закат и звездное небо. Здесь уютные атмосферные улочки и набережные.

Оттуда мы съездили на окрестные пляжи - просторные песчаные Grammeno и Mammeno, посетив рядом безлюдный Trahili (а вот в подводных камнях на нем скопилось много мелкого мусора, не стали плавать там). Понравились широкий галечный Krios и небольшой обрамленный скалами кусок галечного пляжа Karavopetra с интересными подводными камнями и кристаллами соли на скалах.

Проехали мимо пляжика Psilos Volakas – маленького и с кучей народу под зонтиками.

Karavopetra
Пляж Karavopetra
Южная часть Самарийского ущелья

По пути в Agia Roumeli По пути в Agia Roumeli
Корабль из Paleochora в Agia Roumeli Корабль из Paleochora в Agia Roumeli
Козлы в Самарийском ущелье Козлы в Самарийском ущелье
Самарийское ущелье Самарийское ущелье
По пути из Agia Roumeli в Paleochora По пути из Agia Roumeli в Paleochora

Один день мы посвятили Самарийскому ущелью. Корабль Paleochora - Agia Roumeli туда-обратно обошелся в 62 евро (дети 5-12 лет 8,6 евро) Отправление в 8.30 (был ещё в 7.00), обратно 17.00, идёт 1,5 часа маленький и 2 часа большой, билеты продают несколько контор недалеко от причала. Кстати, на корабле перевозят рюкзаки и чемоданы без владельцев из одного населенного пункта в другой – видимо, тех, кто идет пешком по маршруту Е4.

До начала непосредственно ущелья путь идет всё время в гору, местами мимо загончиков с животными.  Вход в ущелье платный (взрослые 5 евро), билеты надо также предъявить при выходе. Недалеко от кассы продают сок из местных апельсинов, воду и молочные коктейли. Дошли до самого узкого места ущелья - Iron gates – от пристани получилось 3,5 км. Высокие каменные стены, обрамляющие деревянную дорожку над речкой действительно впечатляют.

"Железные врата"

По дороге туда в одном месте остановились перекусить и наш открытый рюкзак-холодильник стоял-стоял и упал в речку:) Пришлось спускаться и всё вылавливать, пока не унесло течением.

Обратные 3,5 км пути привели нас в одну из таверн и на раскаленный пляж из очень мелкой гальки. Купались в солнцезащитных футболках в ожидании корабля.

По пути из Agia Roumeli в Paleochora

Elafonisi утром Elafonisi утром
Elafonisi днем Elafonisi днем
Надувные монстры по пути к Elafonisi Надувные монстры по пути к Elafonisi

Следующий вариант проживания был выбран поближе к известному пляжу Elafonisi – в деревне Vathi, апартаменты Erotokritos. Второй этаж дома полностью в нашем распоряжении, на первом никто не живет. Прямо под огромным балконом к огромной радости детей иногда проезжают автобуса, едва не задевая его:) Магазины в этой местности очень маленькие со скудным ассортиментом, здесь нет фруктовых, мясных или хлебных лавок.

В первый раз добраться на пляж мы смогли только к 10 часам, и народу в это время там уже очень много (конечно, через пару часов его будет еще больше). Поставили тент, вволю наплавались на мелководье. Вода изумрудно-зеленая, песок белый, у берега розовая полоса, что обусловлено большим количеством измельченных розовых ракушек. В 15.00 на выезде большая пробка, т.к. многие еще едут на пляж, а дорога сужается из-за обилия припаркованных машин.

Поэтому на следующий день в 7.30 мы были на парковке вторые, уезжали в 12.40, без пробок. Малолюдный Elafonisi действительно прекрасен. Прошли по южному берегу острова в изобилии морских нарциссов (Sea daffodil, цветущих с августа по октябрь) до маяка и церкви на холме. 2 км в одну сторону. Обнаружили укромный последний пляжик – самый последний островок песка на южной стороне. Эта ранняя утренняя прогулка действительно жемчужина поездки. Совсем другое впечатление по сравнению с предыдущим днем.

Нетронутые пески самой дальней части Elafonisi
Самые дальние уединенные места Elafonisi

Потом мы вернулись к своему тенту поближе к парковке, чтобы поменьше идти днем на жаре.

Вечером снова приезжали на Elafonisi перед закатом.

Закат на Elafonisi
Kedrodassos, Stomio, Aspri Limni, Sfinari

Kedrodassos Kedrodassos
В этой части Крита много сосен В этой части Крита много сосен
Stomio Stomio
В районе Stomio В районе Stomio
Маленькая бухта Aspri Limni, не совсем подходит для купания Маленькая бухта Aspri Limni, не совсем подходит для купания
Эндемичные критские пальмы на Aspri Limni Эндемичные критские пальмы на Aspri Limni
Козы на Sfinari Козы на Sfinari
Сбоку от Sfinari Сбоку от Sfinari
Середина тропы на Platanakia Середина тропы на Platanakia
... кажется проходимой только для них. ... кажется проходимой только для них.

От пляжа Kedrodassos мы ожидали некоторой уединенности, но в 10 часов уже очень жарко спускаться к нему по тропе (что уж говорить про подъем днем), он популярен среди палаточников и пар, обнимающихся в воде топлесс. К тому же, нам не удалось поставить тент, т.к. сверху слишком тонкий слой песка, а под ним скала.

Kedrodasos

Галечный пляж Stomio практически весь был наш два часа перед закатом. Мы расположились на песчаном куске. Вода прохладная, т.к. на дне у берега много родников.

Stomio

Заехали посмотреть Aspri Limni – небольшая бухточка, около которой растут пальмы – критские эндемики. Для фотографий красивая, купаться невозможно, т.к. мелко, острые камни и быстро замутняется вода. За скалами снаружи бухты богатый подводный мир со множеством огненных червей и очень острыми скалами (тапки обязательны!).

Aspri Limni

К пляжу Koutoulou Keramoti мы не смогли добраться с юга, т.к. началась очень узкая грунтовка и невозможно было проехать между веток деревьев, не задевая их.

На большом каменистом пляже Sfinari мы оказались практически единственными, не считая стада горных коз и одного пони, гуляющих по дороге. Колышки тента хорошо зафиксировались в гальке. С южной стороны пляжа я прогулялась по тропе в сторону соседнего пляжа Platanakia. Виды открываются впечатляющие. В треккинговых сандалиях высоко я забираться не рискнула, т.к. начинает проскальзывать подошва.

Sfinari
Drapanias

Закат в Drapanias Закат в Drapanias
Частенько большие волны Частенько большие волны
Кошка любит молоко Кошка любит молоко
Характер пляжа в Drapanias Характер пляжа в Drapanias
Изобилие морских нарциссов в Drapanias Изобилие морских нарциссов в Drapanias
Drapanias Drapanias

Еще один длинный уединенный пляж, частично каменистый, частично песчаный, рядом с которым растут многочисленные морские нарциссы – Drapanias. Мы жили рядом с деревней Nopigia в последнем доме на дорожке вдоль моря. Нам повезло, и соседей не было. На террасе стояли шезлонги и можно было лежать, завернувшись в пледы, и в полном одиночестве под шум волн смотреть на небо, усыпанное звездами. Днем здесь было тоже весьма пустынно. Три раза в день к восторгу детей приходили кошка и собака и просили поделиться едой... “Мама, налей молочка киске”, - каждый раз говорил мой двухлетний ребенок. Потом стала приходить и вторая кошка:)

Морские нарциссы
Falasarna

На подъезде к Falasarna На подъезде к Falasarna
Подводный мир Подводный мир

Отсюда мы съездили на огромный песчаный пляж Falasarna. Первое знакомство с ним было не очень удачным, песок летал с огромной силой и больно бил по спине. Тент поставить не удалось.

В другие дни погода была благоприятнее, и мы располагались в северной части пляжа в районе Orange Blue Bar, где есть “детская бухта”, закрытая скалами. За ней, кстати, очень любопытный подводный мир среди камней.

Цвет воды на Falasarna
Balos

На дороге спокойно лежат козлы На дороге спокойно лежат козлы
...с очень красивой шерстью ...с очень красивой шерстью
Днем в лагуне Днем в лагуне
Спуск на Balos Спуск на Balos

Для поездки в лагуну Balos мы арендовали на сутки внедорожник Suzuki Jimny (70 евро + 15 бензин) в Киссамосе (www.kissamosrentacar.com), чтобы не рисковать страховкой нашей машины. Хотя многие едут на обычных прокатных легковушках на свой страх и риск, видели даже машину с российскими номерами. Дорога не такая уж плохая на самом деле – ну, каменистая грунтовка, множество коз. Въезд платный, 1 евро с человека, парковка тоже 1 евро. Свои зонтики официально запрещены. Ехать из Киссамоса около 40 минут. В 8.15 на парковке было 15 машин, всего туда влезает штук 50, остальные паркуются по краю дороги на протяжении примерно 2 км.

Утренняя дорога на Balos

Спуск с парковки в лагуну дети прошли сами (1,5 км). Обувь нужна соответствующая, как минимум, треккинговые сандалии (а лучше кроссовки). Аренда шезлонгов под зонтиком стоит 10 евро, катамаран с горкой – 30 евро в час или 20 за полчаса. Люди стремительно прибывают. После прихода больших кораблей лагуна напоминает муравейник. Дорога наверх по жаре (около 15 часов) со спящим ребенком на руках была утомительно тяжела. Но в целом это место стоит того, чтобы приехать рано утром.

Спуск в лагуну Balos
Chania

Короткая конная прогулка по старой части Chania Короткая конная прогулка по старой части Chania
Часть дороги к маяку Часть дороги к маяку
Морская черепаха Морская черепаха
В военно-морском музее В военно-морском музее
Улочки Chania Улочки Chania
Раскопки в Chania Раскопки в Chania

Один из дней мы посвятили городу Chania. Вряд ли этот атмосферный старинный город с узкими улочками в центре и венецианским портом (где можно увидеть настоящую морскую черепаху, нам повезло) и маяком 16 века, к которому можно подойти по узкой стене, оставит кого-либо равнодушным.

Мы посетили Военно-морской музей Крита  с моделями кораблей и интерактивной частью – можно попрактиковаться в азбуке Морзе, работе машинного телеграфа, навести оптический прицел и т.п., а также посмотрели раскопки под открытым небом на улице Kanevaro. Заглянули и в небольшой музей кораблестроения.

Венецианский маяк в Chania

Ущелья Topolia, Theriso, церковь в пещере Agia Sofia, ботанический сад

Дорога к церкви в пещере Дорога к церкви в пещере
Церковь в пещере Agia Sofia Церковь в пещере Agia Sofia
Ущелье Theriso Ущелье Theriso
Море штормит Море штормит
Каштаны Каштаны
Рельефные тропинки в ботаническом саду Рельефные тропинки в ботаническом саду
Также мы проехали через живописные ущелья Theriso и Topolia. В последнем прогулялись до церкви в пещере Agia Sofia.
Ущелье Sarakina Meskla оказалось закрытым из-за разрушений, принесенных непогодой.
Посещение ботанического сада ( не очень далеко от Chania, https://www.botanical-park.com/) тоже внесло разнообразие в нашу поездку: там можно увидеть много теплолюбивых растений. Однако нужно помнить, что маршрут кольцевой и рельефный, и его прохождение занимает около двух часов. Местный ресторан тоже стоит посещения: блюда приготовлены с использованием растений из ботанического сада и это придает им неповторимую "изюминку".

В целом, природа западной части Крита показалось мне более интересной, чем в восточной части.