Спортивный велопоход 1-й категории сложности, пройденный автором после затянувшейся (с прошлого века) паузы. Маршрут представляет ПРАВИЛЬНУЮ дорогу на Крымский полуостров, как в техническом, так и эмоциональном плане. Изложение с отвлечениями и рассуждениями. В общем, КРЫМНАВЕЯЛ!
 
Художественный отчет о велопоходе 6-12 мая 2012 года

Необходимые предварительные комментарии:
1. Автор немолод (ну, не то, чтобы стар, но просто годы идут, идут года...) и слово "физик" понимает не как "физическое лицо" в деловых бумагах, а как забытую ныне фигуру специалиста по пониманию механизмов функционирования универсУма (не универсАма!), так что вполне может ошибаться в оценках и суждениях. 
2. С целью гармонизации формы повествования и его содержания применен велотермин "прокол" для авторских отвлечений в изложении. В пути прокол означает для проколовшегося и умелых сочувствующих спешную работу по устранению, а для остальных сочувствующих - неожиданный отдых. Многие предпочитают движение без проколов, так что целеустремеленный читатель может пропустить их без существенного ущерба для. А вот близкие к путевым впечатлениям "обзорные площадки" желательно посетить. Фотоиллюстрации предлагаются как необязательные сумбурные коллажи на темы прошедшего дня, эдакий "неровный сон усталого организма".

Список сокращений:
MTB - mountain bike - горный велосипед
26", 28" - диаметр колеса в дюймах
АЖП - активная жизненная позиция
ДВК - ДнепроВелоКлуб
ГКХ - Главный кавказский хребет
ВПК - Военно-промышленный комплекс
SS-18 "Satan" (15А14) - межконтинентальная баллистическая ракета с разделяющимися боеголовками
1-й к.с. - первой категории сложности [поход]

ПРАВИЛЬНАЯ ДОРОГА В КРЫМ

начинается с двухминутной остановки поезда на узкой платформе станции Новоалексеевка 6 мая 2012 года. 
Дотого - лихорадочные домашние сборы, путь в час ночи на вокзал, а это ок. 11 км, встреча со спутниками-участниками, упаковка велосипедов и посадка с велосипедами и суетой на проходящий киевский поезд с нумерацией вагонов непонятно с какого конца состава. (Интересно, дойдут ли укржелдорожники до нумерации "из середины"?) Выгрузка проходит за минуту-полторы без потерь людей, вещей и времени. Поезд уходит в Крым, куда и нам дорога, но уже своим ходом. Теперь неторопливый сбор велосипедов, багажа и группы, часть которой приехала другими поездами ранее. К 8:00 у вокзала Новоалексеевки собрались: Kellys Scarpe, Avanti, KHS, Trek, Comanche, Winner, Stels, Cannondale. Общество украшают две велоледи: Author и Specialized, а оттеняют молодость основного состава новички-старички - Kellys Neos и Merida Kalahary. Руководитель явно очень надежный, Carver Premium. Все MTB 26", только Kellys Neos и командорский гибриды 28".
Обычное начало похода - знакомство участников, назначение завхоза (удачная кандидатура - решительный и организованный  Kellys Scarpe, с  АЖП), которому сдаются деньги на закупки продуктов по пути. Легкий завтрак-перекус "неучтенкой" - продуктами, взятыми из дому с прикупом в пристанционных ларьках. Руководитель (похода и ДнепроВелоКлуба, короче, персонифицированный ДВ) проводит краткое собрание с разъяснением основных правил движения колонны (всего 12 участников и руководитель, чертова дюжина, черт возьми!) Велопоход спортивный, что значит - ежедневно 50-70 км пути, ночевки в палатках, на бивуаках "жива їжа на живому багатті" (что было растолковано еще на предпоходном собрании - газовые/бензиновые горелки не понадобятся) и в кафе-столовых по пути следования. Понятно, что на остановках у магазинов не избежать батончиков, напитков, мороженного и прочей "мелкой" еды, но это уже индивидуально, по усмотрению и за счет участников. Обещаются спокойные места ночевок в отдалении от населенных пунктов, но, в то же время, ежедневные стоянки у моря с дневным ланч-перекусом и купаниями. Выбирается/назначается замыкающий, который должен быть последним в колонне. Появление на остановке выданного ему заметного салатового жилета означает, что все участники одолели очередной перегон.
Новоалексеевка мало отличается от других степных станций и полустанков юга Украины, каких-либо достопримечательности не имеет (улавливается только аура недальнего моря, да еще рано прибывшие участники могут послушать азан - призыв к утренней молитве местного муэдзина), и велогруппа сразу отправляется в путь. 

***********  ПРОКОЛ I (О реализации мечт)  ***********
Идея была простой и величественной: своим ходом въехать в Крым по Арабатской стрелке, далее проследовать (уже по часовой стрелке) все побережье и своим же ходом покинуть сии прекрасные терены чумацким шляхом через Армянск в направлении станции Апостолово на одноколейной, царского еще замысла и исполнения железной дороге, откуда ходит дизель-поезд на Днепропетровск-Южный. Идея случилась довольно давно, в 60-х гг прошлого века, и ныне трудно восстановить причины отчего не сложилось. Скорее всего, помешал Кавказ высокогорный (впервые автор попал туда летом 1970 г.), после которого трудно закрыть рот от восхищения и восторга и переключиться на что-то пониже (лучше гор могут быть только горы повыше!) А с вершин ГКХ достойно выглядит только Заалайский хребет Памира. До которого долго было ехать, по которому долго идти - развлечение серьезное, но длительное, на что времени не было. Наступали времена "застоя", когда советский ВПК набрал такую скорость, что пошел вразнос во всех направлениях и нужно было много работать сверх того, что подразумевал оклад жалованья. Автор был в те времена весьма известным, правда в очень узких кругах, разработчиком, например, одного изделия, которое существенно помогло разработке другого изделия, которое и поныне следит за чистотой N-ского (мск-вск-го) неба. Однако, к теме! Говорят, в ту пору велосипеды в походах  сопровождала минимастерская, без которой туристы не рисковали выезжать в дальние путешествия. На своих двоих все же надежнее. А за "железным занавесом" (тогда - "на том свете") некто Gary Fisher уже ковал более серьезное оружие чем СС-18 "Сатана" (15А14) для покорения молодых и энергичных, настоящее откровение - MTB.
Минула треть века, изменились нравы и времена, тело стало новое, т.е. старое, а голова осталась та, старая, тьфуты, прежняя, т.е. молодая... ((с) акад. Н.Н.Моисеев) Корректировка такого перекоса жизненно необходима. Восстановив как-то фрагменты былого здоровья и озираясь вновь зрячими, с протезами-хрусталиками, глазами, автор почувствовал, что может попробовать несбывшееся. В том числе воплотить идею велокрыма. Был приобретен, как бы для велодачного стиля катания, "взрослый велосипед" - Neos Kellys 28" (автор прочел его как "новое колесо"), гибрид Cross Country, к нему - багажник, велорюк "ДнепроВелоКлуб" и прочая оснастка. Это пятый велосипед в жизни автора, если считать с нелюбимого "Школьника".
****************************************************************
Трасса на Геническ, с которой начинается путь на Арабатскую стрелку, с хорошим покрытием, без подъемов/спусков, ветер благоприятствует сзади-сбоку, где-то уже и море, а велосипеды, кажется, застоялись-залежались на верхних полках плацкартного вагона. Несколько напрягает лишь средняя скорость движения. Автор сего предпочитает "среднюю крейсерскую" по Днепропетровску, городу на трех холмах, в диапазоне 12-17 км/час. Здесь же руководитель (он "едет первым, т.к. знает дорогу" - одно из Правил движения группы) задает среднюю порядка 17-21 км/час. Мерещится какая-то кривая числовая симметрия, но силы есть еще, азарт тоже (все же поход спортивный, давненько не бывал!), да и просто к морю хочется. И действительно, в каких-то полчаса дорога на Геническ уходит влево, а наш путь на Арабатку продолжается прямо, на юг, в море, которое призывно сверкает под солнцем. У пролива, соединяющего Азов с Сивашем, группа останавливается на передых с культурной программой. Как и далее по маршруту, ДВ дает остановки/"экскурсии" с основными сведеними по географии и местной истории. Стиль изложения - неформальный, со ссылками, если надо, то и на Википедию. Хорошо видимый отсюда, почти плоский Геническ, с блестящим новостроем - православными куполами церквей, запомнился автору  в детстве только одной достопримечательностью, "Генической горкой", смысл которой по малости лет остался неясен и которую ДВ охарактеризовал как некий геологический "пупырь" и пообещал там следующую остановку.
За мостом через пролив (что, мы уже в Крыму!? Да, формально так, но фактически до Крыма еще 120 км - два дня пути!) начинается дорога, выложенная бетонными плитами бывшего аэродрома ПВО, ставшего излишеством для державы Украины. По стыкам бетонки ехать несколько хуже, чем по гладкому асфальту, но кто на это обращает большое внимание? Забегая вперед, - тот, кто уже проехал ВСЮ Арабатку!
Въезжаем в первый населенный пункт Стрелки - Геническую горку и якоримся  у громадного корабельного якоря (ГОСТ 760-70). Оказывается, якоря имеют "личные" номера (идентификационные коды - все как у людей). Этот, 1982 года изготовления, имеет номер 525. В металл его, наверное, трудно сдать  - велик, поэтому установлен в скверике под горкой, на которой новострой - церковь, мемориал защитникам отечества во время ВОВ и корабельное орудие, направленное в сторону начала Арабатки. Участники бродят по малоухоженному мемориалу (6-е мая, канун праздника Победы), кто-то потянулся к церкви. Сама горка действительно "пупырь" на практически гладкой, горизонтальной плоскости Арабатской стрелки. Говорят, рядом где-то Водолечебница с  целебными грязями и рапой. Однако пора двигать дальше. Глядя на двухдюймовую "обувку" Winner'a, не удержаться от мысли, что уж этот-то не проколется! Шины действительно впечатляют - похоже на тунайнеровые размеры. А что будет с швальбовским "Ураганом" (Hurricane) с кевларовой защитой, в который предусмотрительно обуто заднее колесо Kellys Neos? Ну что, едем? Стоим? Прокол у ...Winner'a!! Прокол ликвидируется довольно быстро, но тщательно - ДВ лично ощупывает внутреннюю поверхность покрышки на предмет затаившейся причины прокола (кстати, обязательная процедура!)
Едем по плитам надежнейшего аэродромного бетона к пансионату "Экспресс", руководство которого тепло встречает родственную Specialized и добро относится к ее спутникам - потенциальным клиентам. В пансионате еще не сезон, но все уже готово к приему гостей, включая страуса, нервно прохаживающегося в своем загончике. Желающие идут в небольшую экскурсию по немаленькой территории пансионата, некоторые ленивые остаются передохнуть в тени деревьев.  Вода из артезианской скважины - участники набирают фляги в дорогу. Руководитель предупреждает, что забор воды на бивуак будет объявлен особо и тогда уж каждому нужно будет набрать по две двухлитровых бутыли. В следующем селе, Щасливцеве, у магазина рядом с базарчиком закупаются продукты на перекус и праздничный (по поводу знакомства) ужин. Участники лижут мороженное, пьют Колу - всяк развлекается как может.
Далее путь на горячий источник. ("Геническую ямку"?) На Стрелке есть несколько целебных источников. "Наш" - сразу за зоопарком, налево с дороги (направо, в сторону Сиваша, бальнеологическая клиника). На входе шлагбаум, ворота и базарчик для массового посетителя. Собственно источник обнесен бетонными плитами, вход свободный (пока?) Рядом располагаются внушительные SPA-образные корпуса, говорят, что швейцарские. Источник действительно горяч - из трубы идет не кипяток, но обвариться можно. Людям с недомоганиями такая ванна может и навредить. В первый раз не рекомендуется пребывать более 10-15 минут. В озерке, куда с шумом вырывается горячая вода, отмокают несколько десятков человек. Вообще-то высокая  концентрация недомогающих, зараженных и общебольных отпугивает, но есть надежда на проточный характер водоема и высокую температуру воды. После оздоровительной купели группа движется к близкому берегу Азовского моря с легким прибоем на ракушечном берегу. Организуется ланч-перекус с отдыхом и купанием, хотя вода холодновата - май еще только начинается! Желающие повторно идут на горячие процедуры. Командор роняет: "Люблю заезжать в Крым с Арабатки. Это ПРАВИЛЬНАЯ дорога в Крым". Вид с берега открывается немеряный. Полоса Арабатской стрелки тянется к югу, юго-востоку, растворяясь в голубой дымке. Хорошо бы еще, да некогда, движемся дальше.
В последнем на Стрелке населенном пункте, селе Стрелковое - последняя чистая вода и конец "взлетной полосы" - дорога становится похуже. В самом центре села, невдалеке от неизменного памятника Н. Ленину (В. Ульянову), находится здание бывшего сельсовет-райкома,  у которого удобно расположился базар (само его месторасположение - памятник давешней Перестройки). За базаром колонка, где и набираем воду, как сказано, по две 2-х-литровых бутылки на участника. Дальше пресной и питьевой воды не будет.
Тропками, тропками выруливаем к началу грунтовой дороги, которая вскоре приводит к большой затопленной воронке - Радоновому озеру. В море видны какие-то конструкции, а на берегу строения промышленного вида. ДВ проводит экскурсию и выясняется, что озеро есть результат бурения в 70-х гг прошлого века, когда в этом районе искали запасы природного газа. Кое-что нашли в море, из которого до сих пор торчат силуэты платформ буровых вышек. Брошенная и заглушенная скважина на берегу дает природный газ, но не горючий, а с примесью радона, пузыри которого временами появляются на поверхности. Всем известно, что в небольших количествах вредное полезно, поэтому народ использует окружающие воронку берега в качестве целебных грязей. 
День преломился к вечеру, еще нужно до места ночлега добраться. А дорога заставляет предметно думать о количестве вредного, чтобы стать полезным. Речь о "стиральной доске", поганом таком волнении на поверхности дороги. Эту рябь оставляют на грунтовых, точнее, песочно-ракушечных дорогах Стрелки легковые автомобили. Говорят, что это видимый результат эффекта собственных колебаний подвески автомобилей. Есть и высоконаучная теория, что данное явление связано с процессами перемещения частиц определенного размера под действием колес определенного диаметра, катящихся по сыпучему грунту с определенной скоростью. В любом случае велосипедам определенно обидно - они ведь такого безобразия не оставляют! ДВ, едущий в голове колонны, старается выбрать дорожку поглаже, поближе к разливам со стороны Сиваша, на отсыревших почвах. Временами это удается и скорость колонны увеличивается.  Деревья становятся все ниже, солнце тоже, и группа останавливается на ночевку у моря. Место установки палаток не вполне для, но, как оказалось, сну уставшим велопутешественникам это не помеха. Сей бивуак на берегу Азова заслуживает веселого имени "Комаринский" - кровопийцы уже заждались велотуристов и кидаются на добычу, прорывая её химзащиту. После очень длинного ходового дня, начавшегося еще ночью, хочется поскорее залечь в палатку, но сегодняшний вечер - ужин со знакомством. Участники рассказывают, как они дошли-доехали до идеи велотуризма, отвлекаясь и на свои разнообразные обстоятельства. Человеческие истории бывают очень занятными, не придумаешь. Kellys  Scarpe припоминает: "...все было, бывало, что мама шины прокалывала, чтоб не ездил...". Но уже стемнело и уж очень хочется лечь-отдохнуть...

ПО ВОЛНАМ АРАБАТКИ

Раннее утро второго дня пути жары не обещает. Восход солнца в облаках и тумане. Спокойное море, прозрачная холодная вода. Дежурные начинают готовить завтрак, а более опытные участники уже собираются. Это самый верный способ раннего выхода - по побудке сразу начать собираться, чтобы стать на маршрут по окончанию завтрака. Молодые люди восстанавливаются быстро, но собираются медленно. Отличный завтрак, кстати, как и вчерашний ужин, который готовили дежурные с консультациями ДВ, дает хороший настрой в путь.
Выходим на дорогу. Впереди и позади Арабатка, по сторонам - Сиваш и Азов. Дорога с продолжающейся мелкой рябью вскоре выводит на одинокую усадьбу, рядом с которой источник чистейшей газированной воды. Газированной сероводородом, запах которого сносит ветер с моря. Урочище Потаманово. Здесь живет работник (контрактник?) содового комбината, в обязанность которого входит еженедельное измерение концентрации солей. (Как он тут зимой?) ДВ говорит, что эту воду можно использовать в пищу, к примеру, варить борщ. Понятно, что после кипения сероводород не держится (а память? Память Воды?) и такой борщевых дел мастер, как ДВ, может сделать борщ, наверное, и из морской воды (конечно, Азовского моря)... Как бы то ни было, размышлять особо некогда, в спортивном походе движение - всё! Едем дальше и вскоре на горизонте прорисовывается "последнее дерево Арабатской стрелки" - одинокая пожилая смоковница. Жестокая зима этого года оставила свои следы - много ветвей посохло, но дерево живо, как и жив в нём некий Дух Арабатки. Духа надо задабривать - все они, известно, капризны. На этот случай у автора имелся красивый и крепкий синий шнурок, который планировалось оставить на дереве. Но что-то помешало, шнурок поехал дальше, и дух это не только запомнил, но и припомнил пару дней спустя. А замутил ДВ, который развернул свой велосипед в обратную сторону и предложил следовать за ним. Участники нерешительно потянулись, и оказалось, зря, что нерешительно. За горбом, параллельно дороге, которой ехали к шелковице, тянутся остатки былого каръера с лужами и сырой, но исключительно гладкой дорогой. Колонна выстраивается по два и, эх! Погнали! Жаль, что мало - километров 5-8 пролетели на одном дыхании и приходится возвращаться на опостылевающую гофродорогу.

Если поначалу "доска" просто неприятна, то через пару десятков километров естественным образом в голове складывается: "АРАБ-БАББА-АЦЦКАЯ-Я-СТРЛКК-А!". В конце такого движения у некоторых остается щемящее чувство дороги - "Все лучше стиральной доски!"((с) Avanti). Но Великая арабатская тряска, как бы она ни была неприятна, на самом деле очень полезное явление. Месяц спустя, на родине, сухая грунтовка с отпечатками рифленых шин какого-то большого трактора трясет и веселит - что этот пяток километров тряски против Арабатки! И ещё одно соображение, примиряющее со "стиральной доской" - похоже, что именно она (и отсутсвие питьевой воды) обеспечивает пока малолюдье на берегах этого прекрасного куска дикой природы. Автору памятна пустынная Дальняя коса Бердянска в 60-е гг прошлого века и недавнее ее посещение - ничего не осталось, чтобы сравнить!

Пополудни, несмотря на обнаружившееся отставание от плана движения, ДВ устраивает полуторачасовый обед на берегу. На 100-км (стокилометровом!) пляже, украшенном лишь пластиковыми бутылками, заброшенными зимними штормами далеко на берег, присутствие велогруппы малозаметно. Очень просторно и привольно гулять тут духу Арабатки. Время не ждет, отставание накапливается. Опять в путь, но не сразу - очередной прокол!
Едем не только по тысячелетним останкам раковин многих поколений беспозвоночных, но и по местам, в которых когда-то, на памяти того же ДВ, проезжавшего тут и 20 и 30 лет назад, протекала людская жизнь. На очередной "экскурсии" ДВ вспоминает старух сестер, живших на месте бывшего хутора в советские времена, но ушедших из этого мира вслед за поддерживавшим их местным колхозом. Сейчас тут пусто.
Крым все ближе, а картина все та же: слева Азов, справа Сиваш, впереди-позади арабатская бесконечность. Очень изредка, ближе к вечеру, встречаются автомобили, мотоцикл. И, наконец, троица велотуристов, едущих нам навстречу! Оказывается, что они не только почти-земляки, из Запорожья, но и выпускники школы велотуризма ДВК. Долго задерживаться нет времени, Крым уже темнеет впереди и хорошо бы успеть до закрытия пищевого магазина в первом "материковом" селе Каменское. Так, при низком солнце и хмуром небе добираемся до крепости Арабат. Она расположена в самом начале/конце Арабатской стрелки - далее азовское побережье продолжается, а сивашское заканчивается. Крепость еще напоминает своими контрфорсами старый замОк, закрывающий вход на территорию Крыма. Арабат, а что ему? Стоит, как и стоял все эти столетия. Много зарос, еще потерпит - турки придут, восстановят! Это всего около 2 км до Ак-Моная (Каменского). Где-то тут есть и Акмонайские катакомбы, в которых проводились соревнования по подземному ориентированию. Ближе к селу дорога-гофр получает еще и какое-то шлаковое покрытие, на котором, странное дело, никто не прокололся. Аэродромный бетон начала пути представляется теперь чистой взлетной полосой...

Магазин в Соленом закрыт с надписью "тук-тук-тук", что срабатывает. Легкий перекус, неудачный выбор дежурных вытаскиванием спички и в последний путь, в чистое поле. Бивуак устраивается среди полей в лесопосадке. Быстрый ужин в полной уже темноте, спокойной ночи после дня тряской дороги!


ОТ ДИМИАНЫ ДО КОКТЕБЕЛЯ

Утро третьего дня начинается солнечно, но нештатно: вместо чистого, свежего кипятка для кофе, горе-дежурные предложили вчерашний чай (якобы, по причине недостатка чистой воды и оставленного вечером котла чая), усугубив это недостойное предложение идеей использовать его с растворимым кофе, сотворив некий суржик под названием "Димиана". (Хотя, в скобках заметим, что есть такой напиток, есть - он для тех, кто отделяет дух кофе от его крепости. Большинство ведь водку пьют не нюхая. Есть и меньшинство, не терпящее запаха кофе. Классический рецепт напитка 50/50% свежезаваренного черного чая и кофе по-шведски. Но на вкус автора хорош легкий рецепт димианы - добавить в хороший, свежезаваренный черный чай чайную ложку ирландского кофейного ликера). Инцидент исчерпывается нахождением скрытых двухлитровых резервов чистой воды. Сборы и в путь, на юх, на Феодосию, теперь уже по асфальтированным крымским дорогам. Движемся на запад, пересекаем желдорогу и некоторое время стоим у северокрымского канала, ожидая окончания очередного ремонта спустившей шины. Возле этого канала ДВ предполагал вчера ночевку, но, не доехали... Впереди большое село Владиславовка, в котором есть магазин с веломеханикой. По пути появляются проблемы с дисковым тормозом у Avanti. Дисковый тормоз чинить сложнее, чем традиционный вибрейк. По приезду на главную площадь села большинство участников потянулось к технике. Понадобились велодетали, машинное масло. ДВ рекомендует пересмотреть, протереть и смазать велосипеды, подготовить технику к горному рельефу. Купить, если кто не взял из дому, запасные тормозные колодки. И вообще, обратить внимание на тормоза заранее, до того как придется тормозить.

***********ПРОКОЛ II (О тормозах) ***********
Первопопытка движения автора к осуществлению мечты была довольно жестко, об асфальт, пресечена провидением еще в зародыше мероприятия - почти сразу по приобретению желдорбилетов туда-сюда на велопоход ДВК по Арабатке в июле 2011 года. Провидение явилось автору на утренней разминке-покатушке в виде информационного щита у въезда на заправку. Двигаясь навстречу друг другу с разных сторон щита и равной угловой скоростью, белая полноприводная Тойота и велосипед Kellys Neos не замечали друг друга пока не выехали по одну сторону щита. В результате судорожного торможения обоих, Тойоту несколько занесло, а владелец Kellys'a кувыркнулся на руки. Ушиб с растяжением пришлось лечить более недели и поход ушел без Kellys'a. Кстати, восстановлению запястей помог "Крезибол" - весомый шар в оболочке, который вращательным движением кисти раскручивается до больших скоростей и становится таким себе упрямым гироскопчиком, нагружающим кисть и предплечье. По размышлениям во время вынужденного безделья, обнаружилась и причина кувырка. Дело в том, что на советских велосипедах ручные тормоза ставились наоборот: правый - передний, а левый - задний. По многолетней привычке (все-таки, 50 лет велостажа) левая рука рефлекторно сработала быстрее...
Кстати, Вторая попытка, уже 2012 года, тоже началась торможением, но вяло-вязким: участники майского похода "Крым-2" проигнорировали социальный порыв автора закупить билеты на днепропетровский кагал группы в одном флаконе, тьфу, купе. Позднее здравость сего намерения подтвердил на предпоходном собрании руководитель, многоопытный ст. инструктор велотуризма ДВ: "...в два ночи лучше кучковаться...".
*******************************************************

По выезду из Владиславовки ДВ делает остановку перед первым подъемом (вроде уж были какие-то подъемы, но то было не то - менее 800 м за подъем не считается!) и инструктирует. Подъем проводится в индивидуальном темпе - кто может едет вперед, обгоняя всех, пусть даже и руководителя. Кто так не может - едет медленно, а если временами и так не может, то просто ведет велосипед пешим ходом. Главное умение на подъеме - вовремя переключать передачи. На перевале все собираются, дожидаясь отставших. Еще ДВ указывает признаки окончания подъема и командует: "Поехали!" Поехали, научаясь правильно и вовремя переключать передачи, и, что много труднее - выкручивать, не слезая с седла, до самого перевала.
Путь на Феодосию, скучноватый до Владиславовки, становится живописнее. Появляются горы и Черное море. Правда, уплотняется движение на дорогах и тут можно лишь порадоваться движению в группе. Водители невольно реагируют на организованную велоколонну, а ДВ выбирает кратчайший путь к главной достопримечательности города - столовой кулинарного училища. Обед в столовой с отдыхом у новопамятника Андрею Первозванному, спуск к набережной, к галерее Айвазовского, экскурсия вдоль остатков генуэзской крепости и вновь на маршрут, стараясь сократить отставание для того, чтобы заночевать в Коктебеле. Бонус этой нагрузке - ужин в столице "Страны конъяков" с завтрашней полудневкой.
Дорога на Коктебель проходится в темпе и вот уже виден мыс характерного волошинского профиля. За три дня пути с начала маршрута пройдено более 200 км со средненй скоростью 14,3 км/час и временем чистого движения менее 15 часов. Группа влетает в город и направляется к трехэтажной "фазенде" модерновой архитектуры, принадлежащей другу ДВ, во дворе которой организуется бивуак. Далее - ужин в сопровождении замечательных напитков в кафе на набережной, прогулка к дому Волошина и далее уже не столь отчетливо. Но к утру остаются только прекрасные воспоминания...
ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Утро срединного дня похода начинается неспешным подъемом, прогулками к морю, по набережной. Настроение у части местных жителей праздничное - День Победы, 9-е мая! Но другая часть - крымско-татарская - готовится к близящейся другой дате, высылке целого народа в места не столь отдаленные в 1944 году. В городском парке что-то вроде митинга с концертом самодеятельности. Участники велопохода в праздничном настроении, имея свою локальную победу: отставание от графика движения ликвидировано и радует заслуженная полудневка. Озирая окресности, впервые попавший в эти места отмечает очень крутые скалы - явно останки каких-то доисторических геологических образовний. Действительно, эти характерные структуры - массив Кара-Даг - образованы древним вулканом, пугавшем жителей парка юрского периода почти 150 миллионов лет тому. На местном языке название означает "Черная гора". Пляжи здесь знамениты своими камешками, среди которых можно найти сердолики, халцедоны и даже карадаги.
Хорошо бы тут задержатьсяться на несколько дней (или месяцев?), дабы прочувствовать волошинское определение местного пейзажа: "холмы из мрамора и горы из стекла..."; а также методом проб и ошибок остановиться все-таки на каком-то одном-двух напитках. Но поход спортивный и пора в путь. После обеда в кафе на набережной (30-40 грн) выдвигаемся на маршрут, ведущий в горы и далее, на Судак.

***********ОБЗОРНАЯ ПЛОЩАДКА I (ЧЕЛОВЕЛ) ***********
Прищуренными глазами внимательно следит ДВ за ситуацией на дороге и в группе участников. Его сухощавая, насквозь пропеченная солнцем, иссушенная ветрами тысяч километров велодорог фигура невольно привлекает внимание.
Автор познакомился с ДВ совершенно не случайно, а по результатам планомерного интернет-поиска. Одновременно с выбором и приобретением велосипеда и оснастки логично было разобраться и с человеческим пейзажем, раскинувшимся внутри этой сферы увлечений. Среди нескольких украинских велотусовок ближе всего была, конечно, днепропетровская, в которой почти сразу же обратил на себя внимание ДнепроВелоКлуб. Особенно его руководитель, совершающий около десятка различных походов за сезон. Например, в описываемый поход он переехал электричкой Симферополь-Новоалексеевка из первомайского крымского похода, перед которым вернулся из Турецкого веловояжа, перед которым был совершенно заснеженный Крымский анабазис на Ай-Петри, перед которым - поход-преодоление смерзшихся Алешковских песков. И это только начало сезона! Феномен. Натурализованный ДнепроВело. Автор формально влился в члены ДВК, купив у ДВ велорюкзак ДВК. (Велорюкзак оказался хорош - удобный, вместительный, прочный. В конструкции явно прослеживается опыт использования велорюкзаков.) Посильно участвуя в форуме ДВК, автор отметил, что несмотря на цыганский образ жизни, ДВ присуща четкость выполнения мероприятий и адекватность реплик. Как руководитель походов, судя по отчетам, он казался совершенным и безотказным как современный велосипед.
По жизни, встретить неординарного человека - большая удача, тем большая, чем примечательнее личность. Ныне, меряя всё баблосом, говорят, что бизнес (основа жизни) - это удачные/нужные знакомства. Пардон, но в таком понимании человек, увы, вторичен.
В туризме тоже есть свои рейтинги и табели о рангах. И по этим параметрам ДВ тоже выглядит неплохо - ст.инструктор велотуризма, входит в руководство областной и украинской федерации туризма. А в глазах простого туриста не это главное, главное - участливое отношение к нему, участнику, не в ущерб требовательности, без которой группа становится толпой, а поход - неспортивным "выездом на природу" с закусем. В общем, это задача каждого руководителя - найти оптимальную "длину поводка" каждому участвующему в общем деле. Такое умение достигается личными качествами и опытом. И пара штрихов вдогонку образу.
1) После прохождения Арабатской стрелки, на прямой вопрос, и не надоедает ли одна и та же Арабатка, ДВ отвечает, что как одна? Она всегда разная - разные люди, сезоны, погоды, все разное!
2) На пути к Симферополю передых на какой-то остановке. На Юге синеет главная горная гряда с могучей трапецией Чатыр-Дага. Автор (блистая эрудицией) цитирует Сумарокова:"Быть в Крыму и не сделать посещения Чатыр-Дагу – есть дело предосудительного равнодушия", на что ДВ спокойно отвечает:"Никогда не бывал!". Понятно, что у автора в голове немая сцена...
Но, "Поехали!" говорит ДВ, и группа трогается в путь.
************************************************************************

ГЛАВНАЯ ГРЯДА
Горы становятся выше, подъемы - длиннее, спуски - быстрее. Встречающиеся по пути села, Щебетовка, Краснокаменка, подпитывают участников, а Солнечная долина выставляет свою винную бочку (магазин такой) прямо у дороги. Виды становятся все внушительнее. На одном из поворотов непродолжительная остановка на смотровой площадке. Все, кто с фотоаппаратами, пытаются запечатлеть, но результаты впоследствии разочаровывают. Солнце уже довольно низко, слишком велик перепад яркостей, намного превышающий диапазон восприятия светочувствительных матриц. В горах темнеет быстро, поэтому на одном из поворотов дороги (руководитель знает, на каком) резко сворачиваем в лес. Идем по заросшей, заброшенной дороге и останавливаемся на горизонтальной полке, достаточной для размещения бивуака на шесть палаток. В этом, ночлежном смысле, велотуризм резко отличается от пешеходного, остановки в котором привязаны к источникам. А на велосипеде несложно провезти с собой три-четыре литра воды, полностью решающей потребности вечерней/утренней готовки, мойки посуды и даже некоторого утреннего туалета. Такие стоянки экологически невесомы, т.к. велотурист увозит весь мусор с собой, до ближайшего мусорного ящика в поселках-городах (руководитель знает, где). Таким образом, велогруппы вполне могли бы просекать и заповедные территории, останавливаясь на указанных лесничеством местах, не пугая лесных жителей. С некоторым госдоходом, понятно.
Это первая ночевка в горах, на некоторой высоте, так что спится легко.
ГОРЫ-МОРЕ-МОРЕ-ГОРЫ-...

Первый пункт повестки дня - Судак. О, Судак! Как говорил Остап Бендер, такие города хорошо брать утром, когда не так палит солнце. Так собственно и планирует ДВ, эффектно и удобно: после ночевки на перевале за четверть часа заехать на пляж на пару часиков у моря. Ночевка вблизи перевала особо хороша на следующий день. Ваш вел, упрямый ишак, которого со значительными усилиями приходилось толкать вгору, становится на перевале стремительным конем-скакуном, а может и Пегасом, летящим по серпантину в раскрывающийся на глазах крымский город-поселок. С места ночевки - далеко-высоко за городом - в Судак за 6 минут! Это, грубо говоря по-гречески, просто катарсис шестиминутный какой-то... И с дальнейшими перевалами такие же впечатления - от мучительного получасового подъема пять минут спуска оставляют какие-то туманные воспоминания, малоразличимый фон восторга. Скорость на спуске вроде алкоголя. Решив ограничить себя, скажем, 30-ю км/час, видим, что она уже набрана и можно еще чуть-чуть добавить. И так, по "чуть-чуть" можно и до 60-ти дойти, а то и до травмы... ДВ предупреждает, что на спуске обязательно нужно увеличить дистанцию между участниками до 30, а то и 50 метров. Перед поворотами на серпантине обязательно сбрасывать скорость, чувствовать управляемость велосипеда.
В этом велосипедный туризм по сравнению с горным, имеет одно несомненное психологическое преимущество. При пешем подъеме на перевал, встречается такая картина: на перевале сидят ранее пришедшие участники, ждут отстающих. Когда те подходят, высунув языки и едва переставляя ноги, кто-то из отдохнувших говорит: "Ну, что, все собрались? Можно и спускаться, замерзли тут!" Мысль о спуске у отставших еще до головы не дошла, поэтому непонятна и пугает, им бы посидеть-полежать, остыть немного... А вот в велотуризме спуск в радость. Но, конечно, нужно бы все же несколько отдохнуть, чтобы быть повнимательнее на большой скорости.
Тут в отношении к спускам авторское мнение раздваивается: да, спуски, конечно, понравились, но они же и не понравились своей скоростью. Нет бы остановиться, выбрать точку, сделать пару кадров, подышать открывшимся пространством... Куда там! Группа рассекает и ошалело собирается через пять-десять минут уже где-то внизу, у таблички с наименованием поселка.
В велопоходе 1-й к.с. подъемы/спуски чередуются с протяженными перегонами без особых нагрузок. Обычная дорога, правда, не без красот.

********** ОБЗОРНАЯ ПЛОЩАДКА II  (ДОРОГА и ЖИЗНЬ) **********
Во время спокойного педалирования в голову приходят несрочные вопросы и спокойные мысли. Например: на сколько процентов путь переднего колеса длиннее пути заднего (поскольку переднее больше виляет)? Или - не лишний ли музон на дороге? Мешает слушать птиц, ветер, набегающую волну, да и машину позади-впереди. Поразительно, но откуда усталость от подъемов и перегонов, если время чистого движения невелико?! Всего 3-5 часов в сутки. Или такое размышление: походы спортивный и оздоровительный противоположны в отношении времени и пространства. В спортивном стоит вопрос - достаточно ли времени для данного маршрута, а в оздоровительном - достаточно ли маршрута для заданного времени. И т.п. Точеная формулировка Гаруна Тазиева:"...путешественнику незнакома густая скука пассажира, заключенного в купе поезда, каюту парохода или кабину самолета - он живет каждой минутой переходов и привалов, растворяется в самой сущности бытия..."
Бытиё наше ежедневно истирается липкими салонами маршрутных такси, унылыми буднями офисов, временем в присутственных местах и другими, так называемыми бытовыми обстоятельствами, а потому просто необходимо пару раз в год восстанавливать нормальное отношение между собой и миром, пускаясь в путешествия (дальние).
*****************************************************************************************
Однако совсем расслабляться никогда не следует. О чем живо напоминают мелкие неприятности. На одном из перегонов Kellys Scarpe сообщает Kellys Neos о наличии у него на кассете звезд заднего колеса чего-то синего. Очень своевременное наблюдение - на кассете обнаруживается тот самый синий (прочный!) шнурок, который не достался духу Арабатки! Вполне мог бы вызвать аварийную ситуацию... Месть? Как-то мелко для духа такого большого географического объекта. Впрочем, может некоторая злобность у него от постоянной тряски на своих дорогах?
Судак, как и проеденные ранее (в смысле проезжаные или, в общем, понятно что, проехали) города Феодосия и Коктебель отличаются от родного Днепропетровска прежде всего слабой работой сборщиков металла - на их дорогах даже решетки ливневой канализации никчемно лежат на своих местах! Еще весна, на пляжах пахнет краской обновляемых павильонов и ларьков. Людей немного, в отличие от медуз, а вода в море обжигающе холодная. Едем дальше по маршруту, с остановкой на обед и купание на пляже Морского. Проехали лесничество "Морское", которое малость тупит своим смыслом. Пляж у громадного недостроенного здания эффектной архитектуры, ржавеющего со времен советской власти. От этой наглядной масштабной глупости становится как-то не по себе. Хотя, вроде бы можно уже и попривыкнуть.
Очередная ночевка - предпоследняя в походе и последняя в горах - с прекрасным обзором окрестных гор. В хорошую погоду, а она как раз хорошая, отсюда виден почти весь хребет от Ай-Петри до Яккан-Катран-Тепе: Бабуган, Демержи, Караби. ДВ рассказывает предание об организации князем Потемкиным живописного вулкана на Яккан-Катран во время посещения императрицей вновь присоединенных земель, не уступающих своими красотами итальянским Неаполям. (Силен был князь Таврический, мог бы, наверное, и небольшое землетрясеньице устроить матушке Екатерине.) Традиционно отличный ужин и столь же прекрасный сон.
ПЕРЕВАЛ

Рассвет предпоследнего дня пути радует живописной зарей. День явно будет солнечным, жарким. Группа быстро собирается и слетает к морю у села Приветное (там, недалеко от соответствующего дорожного знака установлено и старое название населенного пункта). На пляже сидеть хорошо, но вода до обидного холодная.

***********  ПРОКОЛ III  (Кто как)   ***********
Примечательный момент когда велотолпа одновременно трогается с места и выстраивается в колонну. У сельского магазина местные детишки, да и люди постарше, завороженно смотрят на сверкающие спицы, разноцветные рамы, пеструю одежду группы, укатывающей в несомненно прекрасную даль.
Поход короткий, но насыщенные его дни дают возможность оценить участников на маршруте и на привалах. Характер каждого проявляется в траектории и скорости движения. Подростковая энергия и нетерпение Stels'а, замучившего в конце-концов механизм переключения передач, или агрессивный накат KHS склоняют Kellys Neos к тому, чтобы ехать за уверенно инерционным Avanti, жаль, что он замыкает. Cannondale на препятствия указывает перстом, что несомненно указывает на воспитание в интеллегентной семье. Практическое отношение к жизни проявляется в этом жесте у ДВ - он показывает на препятствие вращательным движением кисти, напоминающим открывание крышки банки с огурцами. В траекториях велоледи странным образом совмещаются некоторое кокетство с чопорностью. В любой, мало-мальски большой группе, обязательно находится любитель потрепаться, балаболящий даже на подъемах. Что самое отрадное, так это готовность всех помочь каждому: отставшему, поломавшемуся. Движение группой сплачивает ибо объективно - внимание каждому есть условие выигрыша всех! Здоровые основания походной жизни, корни которых прослеживаются в самодеятельном туризме советских времен, прорастают и в стремительно коммерциализуемую современную действительность.
************************************************************

Однако, наш путь на север, за перевал Кокасан-Богаз. На околице Приветного, в начале дороги на перевал, группа располагается на сорокаминутный отдых, очень уместный перед подъемом. ДВ предупреждает, что подъем долог, порядка пяти километров, и временами довольно крут. Хотя дорога вполне проезжая, правда, пыльная. Изредка проходящие машины оставляют пылевую завесу, что может быть использовано в жанровых снимках. Недалеко от начала подъема находится источник, оживляющий разгоряченных велотуристов. Далее серпантин проходит частично в тени деревьев, что несколько облегчает. Как и веяние ветерка из долины, усиливающееся с набором высоты. А любопытно, насколько эффективны на таких подъемах новомодные веяния высоких технологий? Правда, пауэрбайки, т.е. электровелосипеды с режимом рекуперации - с зарядкой от педалей - используются сейчас как сугубо городское решение. Но ведь инженерная мысль как велосипед, на месте стоять не может и, может, уже есть такие? Стоп! Hurricane прокололся? Спустила камера заднего колеса Kellys Neos, обутого в швальбовский "Ураган" с кевларовой защитой! Вроде маловероятно, но ведь может быть и такое. Правда, до того было замечание от следовавшего Winner'a, что нужно бы подкачать заднее. Рассматривать камеру на подъеме на последний, самый высокий и протяженный перевал некогда, пришлось установить (с помощью того же отзывчивого и умелого Winner'a) запаску. И только по возвращении, дома, обнаружился банальнейший "змеиный укус" - это когда недостаточно накачанная камера пробивается с двух сторон (как укус змеи) ободом колеса при наезде на камень, бордюр и т.п. препятствие. Такой прокол лечится трудно, вернее купить новую камеру.
Как ни тянется подъем, но когда-то и он кончается. Перевал, 570 метров над уровнем моря - наивысшая точка маршрута. Фото на память (и в отчет) и вниз. Увы, но легкость спуска омрачает падение KHS с травмой и поломкой. Поломка частично устраняется, травма тоже, но с корректировкой завтрашнего маршрута - нужно посетить Белогорск с визитом в поликлинику, посмотреть - не осталось ли чего долечивать. Ирония происшествия в том, что место падения не представляло никакой сложности, наоборот, это произошло рядом со слабовыраженными контурами бывшей оборудованной остановки на дороге, недалеко от которой находится источник.
Далее все идет путем. Начинается асфальт и долго не кончается спуск. Тут, в отличие от подъема, 28"-е имеют что показать 26"-м. Минуем Красноселовку и останавливаемся на последнюю стоянку похода в заброшенном фруктовом саду.
ФИНИШ

Последний день пути по маршруту Красноселовка-Белогорск-Симферополь скучноват - трасса-трасса-трасса, затем город-город-город (размах Симферополя даже как-то неожидан). Всего 63 км. Перед тем, как покинуть горы, ДВ еще раз указал на наше место: " На нагруженных трассах держаться справа от сплошной полосы, ограничивающей обочину дороги. В крайнем случае ехать по полосе, на проезжую часть не выезжать!"
Прежде всего двигаем в Карасубазар (Белогорск) для осмотра и починки травмы. К счастью, все обошлось без серьезных выводов, но осмотр и лечение забрали два часа, что привело к отказу от посещения трофипарка, организованного где-то под Белогорском.
На трассах достаточно оживленное автомобильное движение, но встречаются и велогруппы. Недалеко от границы города Симферополя последний за поход прокол. Наконец, отчетное фото у городского пограничного знака, долгое петляние по улицам и знакомая всем башня Симферопольского желдорвокзала. Всё, приехали! За семь дней 380 км.
Майская погода смахивала на июльскую. Никаких дождей и дневная жара.
Осталось еще добраться домой.
ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ?

Если считать количественно, то снятие тысячи гривен с пенсионной карточки и 7.6% собственного веса + полный трюм разных впечатлений.
А если судить качественно, то хочется еще пройти-проехать... Араббатскую стрелку! С Крымом впридачу! А что?
ДВК приглашает и не только на Араббб...:
http://dneproveloklub.dp.ua/
12из13ти

Мир велИк, когда есть вЕлик!

neoS


PS В коллажах использованы авторские фотографии и фрагменты снимков участников похода:
Orlik, sergey104, Sergey-velokrim-2012, Sikm31.

Комментарии
NeoS19.06.13, 15:55
Спустя год, необходимое авторское дополнение 
Я
в долгу
перед 2-й кардиологией,
перед Вами,
Лариса Владимировна,
перед манной кашею,
перед тенью коронарографии —
перед всем,
про что
не успел написать.
Guest20.09.12, 12:24
Нормально! 
Занятно было почитать.Писатель! Автор большой поклонник Ильфа и Петрова (описание Судака и руководителя похода),можно было и поострее...хе-хе-стропила гудят! Хотя молодежь вряд ли поймет.
DDP22.07.12, 16:51
Прекрасный отчет! 
Спасибо Автору за подробнейший рассказ-переживание велопохода Крым-2. Этот отчет рушит предубеждения, что в спортивном велотуризме нет места романтике, - на мой взгляд все зависит от внутреннего Мира самого велотуриста... :)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте