За основу маршрута взят трек велопохода 4-й категории сложности велоклуба "Муссон"
Анапа - Керчь - Золотое - Щёлкино - Каменское - Феодосия - Орджоникидзе - Коктебель - Судак - Лесное - Междуречье - Морское - Белогорск - Красносёловка - Гурзуф - Ялта - Форос - Балаклава - Севастополь - Санкт-Петербург.

Из жаркого Крыма в прохладный Петербург

Через несколько часов мы сойдём с "Демидовского экспресса" и будем дома, где через пару дней прогнозируют +1 и снег, а пока за окнами вагона темно, и закрыв глаза, под стук колёс проплывают картинки нашего, совсем недавнего путешествия...

Прибыли в Анапу около 10 утра... На перроне под навесом, сильно пекло солнце, собрали велосипеды. Включён навигатор. Поехали. Жарко. Воду решили купить по пути. До переправы "Порт Кавказ" 92 км. Узкая дорога. Крепко держим рули, опасаясь мимо проносящихся фур. Ветер встречно-боковой. То по одну, то по другую сторону поля подсолнухов сменяет бахча арбузов и дынь.
Арбузы почти убраны, но то, что осталось собирают люди с проезжающих мимо машин, ну и конечно же мы напробовались.
Останавливались поесть виноград. Тот, что попадался по пути- ещё не дозрел. К 17ч.30м. доехали до морского вокзала. Купили билеты на себя и на велы.
       Пошли проходить таможню. А с сжиженным газом вход воспрещён, сказали нам, просветив наши баулы. Но всё же пропустили.Заняли места на верхней палубе, пристегнув велосипеды рядом с стоявшими очень плотно друг к другу машинами. Ветер пронизывающий, усиливается. Переплыли. Темно, не ожидали, что затянется погрузка парома. Потыкавшись в поисках места для ночёвки, решили ехать по темноте через крепость Еникале в Керчь. Уже в городе, воспользовавшись советом местных, поставили на берегу моря палатку. Покушав, уснули.
        Утро. Переднее колесо моего велосипеда сдулось. Колючки. Они ещё доставят нам проблем, но это будет потом, а пока иду искать пресную питьевую воду. Пока ходил проколол колючками правую ступню до крови через сланец. С водой проблемы. Не сразу но удаётся найти водокачку, где и набрал воды. Завтрак. Сборы и едем осматривать город..
Порты, краны, рынок и гора Метридат. На ней остатки древности и мемориал славы. В поисках крепости Керчь немного заблудились. Раскопки за забором. Полазили по развалинам построек Екатерины. Внезапно увидели пожар. Горит Керченская степь. Сухая трава, как порох.
Проезжая мимо вело магазина встретили двух парней, велотуристов из Ижевска, собирающихся кататься по Крыму 20 дней.
          Попрощавшись с Керчью едем на побережье Азовского моря через грязевые вулканы. Необычное место...
Посреди пустыни небольшие сопки с булькающей жижей.
Насмотревшись на никогда ранее не виданные вулканчики, двинули в направлении "Курортное". Приличные грунтовки, с множеством пересечений. Кругом выжженная солнцем степь желтоватого унылого цвета. Из-под колёс в стороны шарахаются многочисленные змеи. Курортное. Море штормит. Перешейком от Азовского моря отделяется Чокракское озеро. Поставить палатку? Нет. Хотя грязевое озеро спокойно, но отталкивает запах. Едем на "Генеральские пляжи". На одном из них находим укромное, защищённое от ветра,  местечко среди скал и ставим палатку. Темнеет очень быстро. Усталость почти не чувствуется. Легли спать. Подъём в 6 утра.

Сегодня на Казантип.
Всё та же степь, но скоро грунтовка сменяется песком, по которому ехать очень не просто и иногда приходится идти пешком. Выбрались на бетонку. До Щёлкино вдоль пересохших озёр, похожих на огромные полигоны. Громадные ветряки. и вот своротка на Казантип. Поболтав с местным жителем, гулявшим с внуками, узнали, что можно на велосипедах проехать по всему периметру Казантипа, а это 15 км, но на страже с восточного берега стоят егеря. Водят платные экскурсии для организованных групп. Дед объяснил как можно обойти егерей. Решили проехать по центру казана, через посёлок нефтяников и посмотреть западный берег.
            Красивые обрывистые берега с множеством кричащих птиц.
Объехав западный берег вернулись к восточному подножию Казантипа. Уж очень хотелось посмотреть на кайт-сёрферов.
Потом конечно же заехали на недостроенную и уже разграбленную АЭС. Мрачное место. Пейзажи очень напоминают компьютерную игру "СТАЛКЕР", в которую когда-то доводилось поиграть.
      А дальше вдоль обрывистых берегов Азовского моря к Арабатской стрелке.
Скоро начнёт темнеть. Сиваш. Горько солёное озеро спокойно, но подойти к нему близко возможности нет и решили встать у Арабатской крепости, спрятавшись от ветра за небольшим песочным холмиком. Вблизи от нас уже расположились двое мужчин авто туристов из Санкт Петербурга, которые уже объехали весь Крым.

Хмурое небо с утра, обещавшее дождь, немного омрачало настроение. Сначала отправились пополнить запасы питьевой воды к колодцу на окраину посёлка "Каменское". Глубоченный колодец. Но вода всё же с солёным привкусом. Набрали, едем. Ожидания дождя оправдались, полил дождь. Дорога на Владиславовку- асфальт, что радовало. Окажись мы в дождь на степной грунтовке, колёса могли забиться налипшим грунтом.
       Железная дорога, асфальт, путаны у дороги, снова грунтовки на многие километры и въезжаем в Феодосию... Здесь я впервые увидил как растут грецкие орехи и каштаны. Много садов, виноград и яблони...
Начались подъёмы и незабываемый спуск в Орджоникидзе со скоростью 70,5 км/ч.
А за хребтом нас ждала на ночёвку "бухта Тихая"
Много отдыхающих, приехавших на автомобилях, разбивших палаточные лагеря, живущих там месяцами, неспешно передвигаются, кто-то вялится на солнце, кто-то забрасывает спиннинг в надежде поймать морских обитателей, либо просто балдея от процесса рыбалки. Вот и мы на некоторое время слились с этими пляжными жителями. Накупавшись, вкусно покушав, довольные собой и жизнью, наблюдаем закат и слушаем плеск волны.

Всю дорогу видим по обе стороны виноградники. Да простят нас владельцы этих плантаций, но не могли мы удержаться от искушения покушать виноград прямо с лозы. Самый вкусный виноград был на подъезде к Коктебелю.
Прокатившись по набережной, пообедав в прибрежном кафе, выдвигаемся через Щебетовку к Судаку, где нас ждёт подруга Светланы Ольга, собиравшаяся проехать с нами часть нашего маршрута.
    Судак и Генуэзская крепость. Очень впечатляет.
Попив чаю рядом с крепостью, договариваемся с Ольгой по телефону о встрече.
Познакомились. Подруги обнялись. Взглянув на маршрут на карте, соглашаюсь и уступаю женщинам в просьбе заехать в Новый Свет и провести там ночь, хоть это и не входило в планы...

Новый Свет очень симпатичное курортное местечко. Спасибо Ольге, показавшей мне мыс "Капчик" и сквозной грот и "тропу Голицына" и царский пляж, где я искупался в царской бухте. Постоял немного, слушая рассказ девушки экскурсовода о разбойничьей бухте, о подводных пещерах, как пираты укрывались здесь от штормов и о том, что должно быть здесь находятся сокровища в морских водах. Большие глубины и пещерный рельеф пока не открыли всех своих тайн.
      На местном рынке купили сахарный арбуз. А потом его кушали расположившись с палатками в Зелёной бухте, вблизи горы "Сокол".

Покинули Новый Свет и вышли на трек, который ведёт нас к туристической стоянке Ай- Серез перед заходом на хребет Орта Сырт. В посёлке Лесное, купив продукты и набрав в бутылки воды, начали подъём. Практически до самой стоянки еду, женщины часто спешиваются, да... подъёмы временами круты. Дорога неумолимо уводит вверх... Проходим и уже позади остаётся туристическая стоянка "Эски- Юрт".
Многие родники в это время года пересыхают и запас воды просто необходим. Очень необычен здешний лес. Крона высоких буковых деревьев почти закрывает нам небо. Но это очень даже не плохо при движении с грузом, так как на солнце настоящее пекло, а мы привыкшие к "снежному лету" плохо переносим жару. Внезапно обнаруживается, что багажник Ольги треснул, пришлось наложить шины из колышков для палатки и двух хомутов.
     Ай- Серез.

Костровище. Обустроеное место, но небо закрыто, под вечер становится даже прохладно. Решаем перебраться на другую стоянку, благо место нашли не далеко.
100
     Хорошо выспался, несмотря на крики выпи и ещё какие-то шорохи.

Перед нами появляется Орта Сырт, тот самый серединный хребет, не побывав на котором, говорят, не увидишь гор Крыма. Читал, что весь хребет проходим за 3 часа.
Не знаю сколько времени шли мы, но неописуемый восторг с постоянным напряжением нервов и мышц меня не отпускал.

Тропа по самому центру хребта с крутыми скатами по бокам. Гребни соседних хребтов. Видны селения, разделённые между собой горами, горные озёра вблизи виноградников, бескрайнее море и встающее слепящее солнце. Но всё это впереди, а пока мы очень медленно идём по почти отвесным траверсам. Один неверный шаг.. и полёт вниз.. Сняв баулы с багажников переносим по очереди рюкзаки и велосипеды. Можно выдохнуть, встать в полный рост и спокойно полюбоваться окружающей красотой Крымских гор.
101
104
106
108(2)
108
112
113
                       Начинается серпантинный крутой спуск в Междуречье.
115
Уже внизу, лопая виноград, улыбаясь, мы вспомним волнения, которые чувствовали обходя огромные валуны оторвавшиеся от хребта и зависшие на траверсах Орта- Сырта.
116
117
Теперь по трассе мы неслись с ветерком и сделали стоянку не далеко от автокемпинга в Морском. Здесь под деревьями с "Адамовыми яблоками" мы развернули палатки.
119
121
122
Красивый парк в находившемся совсем рядом почти пустом санатории "Солнечный камень" и недалеко памятник гитара, на том месте, где стояла палатка трёх друзей, среди которых был Виктор Цой. Тогда создавалась группа Кино.
118

Из Морского наш путь лежит к Белой скале. Встретившиеся нам виноградоводы сказали, что по дороге которую мы выбрали, нас ждёт очень тяжёлый трёхкилометровый маршбросок в гору. На самом деле оказалось не 3км, а все 5км толкания велов. На самом верху перевала памятник героизму и мужеству крымских партизан. Отдали жизни за светлое будущее потомков.
130
133
135
      Прошли, проехали. Грунтовки, асфальт. Мичуринское. Закупили продуктов.
Через рои мошкары, висевшие над дорогой, подъехали к Белой скале.
146

Вау! Она огромна и величественна! Найдя родник по подсказке местных жителей, расстелились на берегу быстроструйной речки перед Белой скалой.
148
149
151
Проснулись. Туман. Какой-то гул. Это поднимаются в небо огромные летающие шары. Люди в корзинах и мы поприветствовали друг друга.
152
153
Пока сохли тенты палаток после влаги тумана, женщины полезли на скалу.
Восхищённые всем увиденным, позавтракав, отчалили мимо суворовского дуба на Белогорск.
155
156
      О Белогорске узнали, что это была столица Крыма и здесь проходил "Великий шёлковый путь".

Глядя на карту решили, перед уходом в горы, продукты купить в последнем перед свороткой посёлке Красносёловка. Расчёт оказался неверным, так как в Красносёловке магазина не оказалось и пришлось мотаться обратно до Головановки накрутив лишнюю десятку. Свернули с дороги на несильно заметную грунтовку, уходящую круто вверх, вдоль речки Восточный Суат. Дремучий буковый лес в ущелье закрыл солнце. Ехать не возможно, и всё время мы толкаем велосипеды через буреломы и пересохшие русла горных ручьёв.
163
164
165
     Передвигаться приходится с огромным трудом, толкая вдвоём по одному велосипеду, а потом возвращаясь за рюкзаками. Это один из сложнейших участков всего нашего похода, занявший больше дня и отнявший очень много сил. И так, шурша прошлогодней листвой буковых деревьев, травы там нет вообще, переваливая через упавшие стволы, к 18 часам нашли подходящее место для лагеря, причём метрах в 30 оказался родник. Спал как всегда хорошо. Ольга просыпалась от разных шорохов и шумов от пришедших, видимо, на водопой к роднику животных.
    Это был штурм перевалов Малые и Большие ворота, через которые мы вышли на Караби яйлу.

166
167
168
   По извилистым дорогам, по холмам, мимо пасущихся гнедых лошадей, по самому краю громадного обрыва, обогнув гору Кара-Тау, через Буковую поляну и кордон Грушевый, по шикарному крутому восьмикилометровому спуску, охладившись в роднике "Третий фонтан", въехали в Генеральское.
169
172
174
175
177
Должен сказать, что спуск в Генеральское не входил в мои планы и нужно было двигаться в направлении "Стол горы", но Ольга и Светлана очень вымотались, это хорошо читалось по их лицам. Через Солнечногорское, по Р-29 приехали в Алушту, где и остановились в частном секторе на ночь.
180
181
182
Город очень расслабляет. Помылись, наелись, через ночной город на пляж. Море после такой физнагрузки- кайф.
     Примерно в обед выехали из Алушты на Партенит, около горы Аю- Даг, через Артек на Ялту. Очень хотелось увидеть Артек, но выяснилось, что это не один, а 10 автономных лагерей, кругом охрана. Отнесясь с пониманием, ведь безопасность детей превыше всего, видя Артек только издали, проехали мимо по Южнобережному шоссе.
202
203
204

Ялта.
     Не могу сказать, что мне очень понравился город. Крутой рельеф и по нему очень узкие улочки с интенсивным автомобильным движением, бесконечные звуки автоклаксонов с нервными криками водителей, плотный не рассеивающийся смок и запах выхлопных газов машин. Проехав через город оказались на Ливадийском пляже, где рядом с баром воткнули колышки палаток.
       Побывали в Ливадии с её знаменитым дворцом, а от туда по солнечной тропе на Алупкинское шоссе и мы оказались в "Ласточкином гнезде".
205
206
209
211

Бесконечные ступеньки и мы поднялись в маленький замок на уединённой скале. Красивое место.. нет слов..
      Ну и от туда конечно же на Ай-Петри.
Заехать своим ходом- не вопрос, но хотелось получить впечатления от уникальной канатной дороги. Я очень доволен, что прокатился на канатке. Круто!
219
220
 Ольга осталась загорать на побережье, сказав, что уже была на Ай-Петри. Вверх мы поднялись вдвоём. Виды с Ай-Петри завораживают.
221
222
Насмотревшиеся и под впечатлениями от высоты поехали к пещерам. Был в Ялтинской и Трёхглазке. И дальше по конной тропе по Ай- Петринской яйле, через кордон Воронцовский, по тропе Эски- Богаз, через перевал спустились на Севастопольское шоссе. По нему, с очень малым трафиком, под нависающими скалами, ехать было одно удовольствие, чего не скажешь о Южнобережном шоссе, на которое мы выехали с Севастопольского.
230
231

237

Предприняв несколько неудачных попыток проехать по побережью, навигатор показывал хорошие дороги, везде ворота и частная территория, заехали в Санаторное. Остановились у случайно встретившейся пожилой женщины, совершенно бескорыстно предложившей остановиться у ней в саду, находящемся в десяти метрах от места встречи с ней. В саду жил её супруг, который с большим интересом расспрашивал нас, кто мы и от куда. Пенсионеры сказали, к слову, что очень рады, что Крым вошёл в состав России.
239
240

Утром сходили на местный пляж, который очень советовали посетить старики. Да, ступеней оказалось действительно много, по словам советующих- около 400. Вода очень чистая и приятная для купания.
241
243
     Попрощавшись с хозяевами нашего ночлега, прокатились по Форосскому парку, затем по трассе подъехали к немецкому военному кладбищу... Что тут сказать... Ухоженный мемориальный комплекс... Пришли солдаты завоевать, столкнулись с необыкновенным мужеством и героизмом. Полегли здесь.
245
248
254
Гасфортовское озеро- очень чистое пресное водохранилище, оберегаемое местными жителями.
256
     Вот и Балаклава и Балаклавская бухта.
Здесь мы встретились с Ольгой, приехавшей на автобусе. Ночевали. Побывали в подземном музее- базе подводных лодок, которая строилась на случай ядерной войны. Грандиозное сооружение, во многом разграбленное в 90-е годы.
260
261(1)
261(3)
264
265
      Попрощавшись с Ольгой, поехали в Севастополь.

Город великой боевой доблести и мужества. Не стану описывать прогулки по городу-герою. Скажу лишь, что Малахов курган, Панорама, Сапун-гора, памятник затопленным кораблям вызывают огромную гордость за свой народ и восхищение силой его духа. С интересом рассматривали раскопки Херсонеса-Таврического, красив восстановленный Владимирский собор, находящийся там же.
273
277(1)
279
286
268
271

На третий день пребывания в Севастополе, мы перебираемся в Бахчисарай, чтобы увидеть Ханский дворец и пещерный город Чуфут-Кале и Свято-Успенский пещерный монастырь. Поселились буквально в 200 м. от Ханского дворца (сняли комнату).
292
295
297(1)
309

Всё очень понравилось.

Хотя и планировал ехать до Симферополя на велосипеде, но добрались на электричке. На солнце +38, в тени +27.
318
319
321
Немного прокатившись по Симферополю доехали до аэропорта, от куда ночью мы улетали в Санкт Петербург.
Велосипеды упаковали хорошо во избежании поломок во время погрузки- разгрузки грузчиками.
323
324
Вылет моего рейса был на час позднее рейса Светланы. Поспать во время полёта не удалось. Перелёт прошёл благополучно и в Пулково меня уже встречала Светлана.
Получив багаж, собрали велосипеды. Благо повреждений не было. Выехали с территории аэропорта.
325
     Питер встретил редкими утренними лучами солнца, пробивающимися сквозь свинцовые тучи и очень бодрящей прохладой. В сравнении с Крымской жарой было очень даже зябко. В забронированном заранее хостеле останавливаться расхотелось, увидя условия. В поисках другого жилья приехали в хостел "Алые паруса".
Душевная обстановка, хорошие соседи в историческом доме... Остались выбором очень довольны.

Санкт Петербург в красках золотой осени прекрасен. Катались по паркам Петергофа, Пушкина и Павловска, были в Петропавловской крепости и в Эрмитаже и на экскурсии по Кронштадту. Объехали множество исторических памятников, видели развод Дворцового и Троицкого мостов.
326
327
332
334
336
342
358
360
             Время летит и наше летне- осеннее путешествие завершается...