Спустя три года после первого велопутешествия с друзьями по Крыму, мы возвращаемся сюда вновь! Нас ждут загадочные пещерные города, древние храмы, многочисленные крепости и величественные яйлы. Присоединяйтесь, будет интересно =)
Симферополь - Бахчисарай - Мангуп - Эски-Кермен - Севастополь - Балаклава - Байдарские ворота - Ай-Петри - Ялта - Алушта - Ангарский перевал - Метеостанция - Красносёловка - Зеленогорье - Морское - Весёлое - Судак - Новый Свет - Симферополь

Вступление

Билеты на самолёт купили ещё в мае (туда и обратно за 8,5 тыс. с человека), долго определялись с форматом велопохода. Супруге хотелось семейного уединения, а я же ратовал за путешествие большой компанией ... в итоге пришлось уступить и поехать вдвоём, не придерживаясь строгого походного графика.
Начало

Санкт-Петербург - /авиа/ - Симферополь - /электричка/ - Бахчисарай

За две недели до вылета заболела Даша, к началу отпуска полностью поправиться так и не получилось, в итоге решили проводить велопоход в щадящем режиме.
Велосипеды и вещи упаковали ещё дома. До аэропорта подкинулись на грузовом такси "Газелькин" за 640 руб. (машина хлам, повезло что доехали).  Перелёт прошел хорошо, долетели за ~3,5 часа. Велосипеды добрались в целости и сохранности, на выходе из аэропорта разложились и стали собираться. Конечно же не остались не замеченными, местные засыпали вопросами: "откуда", "куда", "на сколько" ... один мужичек сходу спросил "Вы рады что мы вас к себе присоединили?" =) Ехать от аэропорта до города ~10 км, пыльная дорога с большим трафиком, т.ч. лучше подброситься на троллейбусе (курсируют часто). Возле ж/д вокзала заехали в туристический магазин "Вертикаль", купили 2 газ. баллона (290 руб./шт.) и большую пенку (440 руб.). Здание ж/д вокзала, единственное что нам запомнилось в Симферополе. На пригородной электричке за 40 мин. доехали до Бахчисарая, вместе с провозом велосипедов цена составила 30 руб/чел. Только сошли на платформу, как начал накрапывать дождь, решили отсидеться в кафе "Гирей". Хорошо отобедали за 430 руб., здесь мы впервые попробовали парварду (татарская сладость), без которой не обходится ни одно чаепитие. Переждав непогоду, отправились на поиски жилья. Колесили по городу часа два, слишком много предложений, но каждый раз что-то не устраивало. В итоге сняли жильё на две ночи (500 руб. сутки) в 5 минутах от Ханского Дворца. Вечером отпаивал жену глинтвейном с мёдом.
Окрестности Бахчисарая

Пока спала Даша, я успел погулять по утреннему городу и облазил окрестные горы.

Бахчисарай
Причудливые формы
Местные скалы
Бахчисарайские 'сфинксы'
Бахчисарайские "сфинксы"

Ближе к полудню отправились на осмотр Ханского Дворца. Перед экскурсией побаловали себя чурчхеллой, самсой и пахлавой (200 руб.). Посмотрели дворец, послушали экскурсию (675 руб. на двоих), погуляли по территории - в целом не впечатлило. Запомнились падающие на голову каштаны, вот бы где пригодились велосипедные шлемы =)

Ханское кладбище

Затем прогулялись до Свято-Успенского пещерного монастыря (http://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/svyatyni-kryma/svyato-uspensky-monastyr.html), по пути расположено множество придорожных кафе, в которые нас постоянно кто-нибудь заманивал. От площади Салачик с множеством торговых палаток и рестаранчиков, начинается подъём к монастырю. Здесь много паломников и просто туристов, у подножия храма расположен святой источник, где можно набрать воды. К самому храму ведёт крутая лестница, поднявшись по которой оказываешься в небольшой пещере, с иконописью на стенах. Какой-то особой ауры и атмосферы  здесь не чувствуется, темно и тесно.

Свято-Успенский пещерный монастырь
Вид из монастыря
 От монастыря дорога ведёт к пещерному городу Чуфут-Кале (http://www.crimea-on-line.ru/chufutkale.faces). Вскоре начинается крутой подъём и с велосипедами сюда соваться не стоит. Плата за вход 95 руб/чел. В настоящее время большая часть бывшего города-крепости находится в руинах. В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились два караимских храма и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов.
Подъём на Чуфут-Кале
Древняя дорога
Вид с Чуфут-Кале на Иосафатову долину
Вид на Иосафатову долину
Вдоволь нагулявшись и осмотрев развалины достопримечательности, спустились к подножию крепости и осмотрели осадный колодец Тик-Кую (слепой колодец, http://www.prival.crimea.com/m04.htm). Экскурсию проводил один из её первооткрывателей - Аскольд. Интересный рассказ о истории открытия колодца, факты, "страшилка" о приведении и хорошее настроение в подарок. Стоимость посещения 150 руб./чел. - оно того стоит, самое яркое впечатление этого дня.

Аскольд (один из тех кто нашёл колодец)
Аскольд, один из первооткрывателей колодца
По знакомой тропе вернулись к площади Салачик и на маршрутном такси (проезд 8 руб.) доехали до супермаркета АТБ, где закупились едой на предстоящие дни. Банковские карточки в магазине не принимают. От супермаркета взяли такси за 100 руб. Супруга ещё не поправилась, поэтому договариваемся разделиться на пару дней. Даша на утренней электричке отправится в Севастополь, а я своим ходом продолжу запланированный маршрут.
Разными дорогами

Выезжаю рано, дорога поднимается до самой т/с Бешик-Тау. Не заметить стоянку сложно, т.к. прямо у дороги расположен информационный стенд. Живописное место: есть где поставить палатки, много столиков и беседок, неподалёку расположен родник.

Т/с Бешик-Тау
т/с Бешик-Тау
Место под палатки
Есть где посидеть
Т/с Бешик-Тау
Есть где спрятаться от дождя и ветра
     Одним словом стоянка очень понравилась, удобное расположение позволяет делать радиалки в пещерные города. Дальше дорога идет под спуск, а какие здесь открываются виды ...

Долина как на ладони
     Дорога привела к мужскому скиту с храмом Святой Анастасии Узорешительницы с одноимённым источником. Полным ходом идут восстановительные работы, много трудников - через пару лет здесь совсем хорошо будет. Но меня больше беспокоил тот факт, что у родника дорога оборвалась и перешла в не проезжаемую пешую тропу, а точнее бесконечную лестницу из покрышек. Просчитался я малость с прокладкой маршрута ... делать нечего, тащу велосипед вниз.

Тропа из покрышек
     После 30 минут веломытарств, спускаюсь в ущелье Качинский каньон. Расслабляться пока рано - впереди подъем на Алимову балку. Немного поплутал в поисках нужной тропы, т.к. из-за частных строений старые дороги перекрыли заборами. Тропа оказалась не лучше предыдущей, разве что не было покрышек. По началу удавалось везти велосипед, но чем выше поднимался, тем сложнее становилось. Под конец пришлось по отдельности поднимать баул, а затем и велосипед (чуть ли не волоком). От постоянного напряжения дрожат руки, перевожу дух, жарко - много пью. Последние метры дались особенно тяжело, всё проклял пока залез.

Т/с Алимова Балка
т/с Алимова Балка
     Наградою стал потрясающий вид открывающийся с Алимовой балки. Напротив видна гора с пещерным городом Качи-Кальон, с вершины которой сигают вниз джамперы-экстремалы, раздирая своим воплем Качинскую долину - красота, вот бы вновь там оказаться!

Вид с Алимовой Балки
Вид с Алимовой балки
Где-то внизу Качинская долина
     Налюбовавшись открыточными видами, продолжаю свой путь теперь уже по вершине плато, минуя вершины Пугу-Кая и Курбан-Кая. Через Змеиную балку спускаюсь в Бельбекский каньон.

Плавный спуск с Алимовой Балки
     В п.Большое Садовое, есть пара магазинчиков, где можно перевести дух и подкрепиться. От посёлка дорога вновь взбирается в гору, отсюда же ездят внедорожники в Сюйреньскую крепость. Заезжать в неё не стал, т.к. основной целью на сегодня было посещение горы Мангуп.

Спуск к п.Большое Садовое
Плато Чардаклы-Баир
     На плато Чардаклы-Баир расположена ещё одна природная достопримечательность - сфинксы Каралезской долины. Это 14 каменных фигур высотой от 8 до 15 метров, выстроившихся в ряд, на протянувшемся с севера на юг лесистом холме Узун-Тарла. Огромными размерами и причудливыми очертаниями они, и правда, напоминают сфинксов или головы древних ящеров.

Сфинксы Каралезской долины
     Спускаюсь в Залесное, а там уже рукой подать до посёлка Ходжа Сала расположенного у подножия плато Баба-Даг (крымско-тат. baba - отец, dag - гора). Оставляю велосипед в посёлке и налегке отправляюсь на осмотр средневекового города-крепости Мануп.

Девичье озеро
Девичье озеро у подножия Мангуп-Кале
     По крутой грунтовой дороге, которая идёт от посёлка, поднимаюсь на 250 метров на вершину плато.

Вид с Мангуп-Кале
583 м над уровнем моря
Вид на южную сторону Мангуп
Развалины на Мангуп-Кале
Цитадель (14-18 вв)
Цитадель (!4-18 век)
Цитадель (14-18 век)
   Гора представляет собой отдельно-стоящее возвышение, круто обрывающееся к югу. С северной стороны плато имеет четыре протяженных выступа, называемых мысами.

Тешкли-Бурун
Дозорно-оборонительный комплекс
Монастырский пещерный комплекс "Барабан-Кая"
Древние развалины
Вид со стороны Тешкли-Бурун
     Увиденные виды завораживают, как же здесь классно и хочется поделиться увиденным со всеми! И правду говорят, те кто хотя бы раз побывал на Мангупе, влечет сюда вновь и вновь.

Тешкли-бурун
Тешкли-Бурун
Зелёные горы
Лесистые склоны
Пора возвращаться
Вид на посёлок Ходжа Сала
     Побродив пару часов, спускаюсь в п.Ходжа Сала. В благодарность за присмотренный велосипед, ужинаю в чайхане. Вкусные чебуреки и чай с парвардой. На ночёвку встаю рядом с Девичьем озером, неподалеку от туристической стоянки Мангуп.

Дозорно-оборонительный комплекс
До новых встреч Мангуп!
Курс на Севастополь.

В 7 км от Мангупа на вершине горного плато расположен пещерный город Эски-Кермен, что в переводе с крымско-татарского означает "старая-крепость". Осмотр начинаю от храма Трёх Всадников, вырубленном в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена. Оставив велосипед неподалёку, поднимаюсь на вершину плато.

Эски-Кермен
Храм "Успения" (13 век)
Храм "Успения Божьей Матери" (13 век)
Жилище
Оборонительные сооружения
     О былом величии города напоминают разве что руины базилики, осадный колодец, остатки жилых кварталов и многочисленные пещерные сооружения, их в Эски-Кермене сохранилось около 400. Приятно, что здесь можно прикоснуться к прошлому, без надзора увидеть и погулять по древним сооружениям.

Осадный колодец на Эски-Кермен
Осадный колодец
Сооружения
Пещерные сооружения
Древняя дорога
Остатки жилых кварталов
     Время как всегда пролетело незаметно, пора возвращаться.

Вниз по тропе
Спуск в долину
     Спустившись в долину, достаю припрятанный в кустарнике велосипед и баул. Курс на Севастополь!Обогнув исхоженное вдоль и поперёк плато, сворачиваю на Екатерининское шоссе. Правда от шоссе здесь только название, обычная грунтовка с нулевым трафиком. Припекает солнце, можно загорать, навстречу то и дело попадаются конные туры.

Екатерининское шоссе
     Дорога вскоре уходит в буковый лес, в тени деревьев ехать одно удовольствие =) Проезжая т/с второй кордон, дорогу мне перегородил матёрый кабан, прикрывая своё семейство, которые в это время перебегали дорогу за его спиной. Жаль не успел достать фотоаппарат, момент буду вспоминать ещё долго!  Вскоре грунтовка выходит на настоящее шоссе, с высоким трафиком. На запланированном повороте на Инкерман - дорога проходит через полигон БТУ, такие места лучше объезжать стороной, еду дальше по трассе. Дорога идёт под спуск и от нужного мне поворота уезжаю всё дальше, в итоге принимаю решение ехать в Севастополь, оставив Инкерман на следующий раз.

Проезжаю через долину Золотой Балки, расположенную на стыке горного Крыма и Крымской степи. Здесь расположено много виноградников принадлежащих одноимённой агрофирме - занимающейся производством игристых вин. Отсюда же начинается подъём на Сапун-Гору.

Парковая аллея
Часовня
Часовня Георгия Победоносца
Стелла посвящённая Героям битвы за Севастополь
Обелиск Славы воинам - освободителям
     Сапун-Гора являлась ключевой оборонительной позицией на подступах к Севастополю, здесь велись ожесточённые бои с немецко-фашистскими войсками в ходе обороны Севастополя 1941-1942 годов и Крымской операции 1944 года. В память об этих событиях здесь возведён мемориальный комплекс, центральным объектом которого является диорама, посвящённая штурму высоты в мае 1944 года.

Диорама "Штурм Сапун-Горы"
Фрагмент Диорамы
     Также здесь расположена масштабная экспозиция военной техники под открытым небом: танки Т-34, катюши, самоходные артиллерийские установки, полевая артиллерия и даже экспонаты морской военной техники.

Военная техника
Прославленные танки

Осмотрев экспозицию, отправляюсь прямиком в Севастополь, тем более, что до него уже рукой подать. На въезде в город встречает стела в честь 200-летия основания Севастополя и бюсты императрице Екатерине II и князю Григорию Потёмкину.

Стелла на въезде в город
Стела на въезде в город
     Обогнув южную бухту, еду в центр где меня ждёт Даша. Остановились в уютном хостеле и остаток дня гуляли по прекрасному городу, провожая красивый закат на городской набережной.

Южная бухта
Корабли в южной бухте
Корнилова набережная
Набережная Корнилова
Памятник затопленным кораблям
Золотой закат
Вдоль побережья

В 3 км от центра города лежат руины античного греческого города Херсонес, где князь Киевский Владимир принял Христианство. Сейчас здесь находится историко-археологический музей-заповедник "Херсонес Таврический". Он включает не только постоянную экспозицию, но и места раскопок с древними артефактами. Также здесь находятся Владимирский собор и знаменитый Туманный колокол, отлитый в 1778 году из трофейных турецкий пушек.

Херсонес
Собор Святого Владимира
Часовня на месте крещения
Часовня на месте крещения князя Киевского Владимира
     У подножия расположился симпатичный пляж, где можно освежиться, чем сразу я и не преминул воспользоваться. Погода совсем не располагает к водным процедурам, но место культовое - окунуться здесь нужно. Пока плавал, на берегу появилась многочисленная группа туристов, которые с удивлением поглядывали в мою сторону, т.ч. пришлось купаться дальше, не подавая виду что мне холодно =)

Побережье чёрного моря
Колокол
Туманный колокол
Пришлось искупаться
Водные процедуры
     До Балаклавы едем вдоль юго-западного побережья, по пути заехав на мыс Фиолент.  Дорога ни чем не примечательная, проходит на расстоянии от побережья, т.ч. за красивыми видами нужно делать отвороты.

Жил-был у бабушки серенький козлик
Главная достопримечательность мыса Фиолент
     У посёлка Флотское делаем остановку у виноградников, проехать мимо которых ну не как нельзя. Урожай здесь уже сняли, но кое где ещё можно найти грозди спелого винограда. Полакомившись от души, спешим в подземную базу подводных лодок в Балаклаве. Успели как раз на последнюю экскурсию.
Подземный бункер
Вход в подземный бункер
Морской канал
Макет подводной лодки
Подводная лодка - малютка
Гермоворота
     Экскурсия прошла на одном дыхании, в историю этого места окунаешься с головой. Если захотите подробнее узнать об этом месте - вот хорошая статьяБаза действительно стоящая посещения, без неё делать в Балаклаве нечего, ну разве что посмотреть развалины крепости Чембало.

Коридор ведущий к арсеналу вооружения.
Коридор ведущий к арсеналу вооружения
Веский аргумент
Агитплокат
Агитплакат
Ядерный арсенал
Гермоворота
Выход из бункера
     После осмотра подземной базы едем на противоположный берег бухты и поднимаемся в гору. Подъем тяжелый, т.к. дорога оказалась очень крутой. Наконец забравшись на возвышенность находим место под стоянку, с красивым видом на Балаклаву и акваторию чёрного моря. Из минусов отсутствие воды поблизости и сильный ветер, который чуть было не унёс нашу пустую палатку вниз с обрыва.

Вид на Балаклаву и крепость Чембало
Закат над юго-западным побережьем

Форосский кант

Ходовой день начался с того, что на нашем пути в очередной раз встал виноградник. От обилия урожая глаза разбегались, даже надпись "опрыскано ядом" нас не остановила ... с ним же вкуснее =)

Виноградники
Золотистые грозди
     Натрескавшись от пузяки, мы не спеша (быстрее не получалось) и с чувством выполненного долга, отъехали от виноградных полей. Маршрут решено было упростить в пользу проверенных дорог, отказавшись от сомнительных троп вдоль побережья. Проехали посёлки Благодатное и Оборонное, затем по хорошей грунтовке спустились к т/б Торопова Дача с одноимённым прудом. Место красивое, хотя водоём и искусственный, образованный запрудой на Сухой речке. Вдоль пруда расположено много беседок и пирсов для рыбалки, на одном из таких мы и понежились под тёплым осенним солнцем.

Торопов пруд
Т/б Торопова Дача
Схема т/б Торопова Дача
     На выезде нас "приняли" местные смотрители, удивлённые тем, как мы незаметно оказались на частной территории. Пришлось прикинуться шлангами и спокойно продолжить свой путь. От турбазы едем уже по асфальту до посёлка Орлиное, в котором пообедали в кафе и пополнили запасы провизии. От посёлка 5 км к перевалу Байдарские ворота с набором высоты 250 метров.

Форосская церковь с перевала Байдарские ворота
     На перевале расположены сувенирные лавки и кафе "Шалаш", но главное - вид на Воскресенскую (Форосскую) церковь, открывающийся со смотровой площадки. Отъехав на 1 км от перевала, сворачиваем на еле заметную тропу поднимающуюся на форосский кант. Тропа пешеходная, да и при всём желании проехать здесь не получится - большой уклон (150 метров подъёма на 1 км). Ещё до конца не восстановившейся после болезни Даше, подъем давался тяжело, и мне приходилось поочередно перетаскивать оба велосипеда.

Форосская церковь, вид с тропы
Подъём по тропе
     Наградою за наши старания, стала замечательная стоянка на самой популярной альпийской вершине Крыма, с небольшим оборудованным навесом окруженным деревьями, защищавшими нас от ветра. С водой в этих местах проблемы и зная это, мы предусмотрительно запаслись ею ещё в Орлином.

Место стоянки
Вид на Санаторное с форосского канта
     Спешить было некуда, т.ч. решили заночевать здесь, вдоволь налюбовавшись безбрежной лазурью моря, а когда стемнело согреваясь у вечернего костра.

Южное побережье
Юго-западное побережье
Над пропостью
Над пропастью
Притяжение солнца
По каменистой тропе Ай-Петринской яйлы

Прохладное утро заставило нас шевелиться и потеплее одеться. Помимо тропы, от места стоянки начиналась хорошая грунтовка, по ней и покатили.  Вскоре дорога отвернула к северу, нырнула в лес и круто пошла вниз - отсюда начинался спуск в Орлиное, но туда нам не надо. На первой же развилке, берём правее и вновь выезжаем к обрывистым склонам.

Место стоянки
Форосский кант
     На протяжении всего дня дорога то удалялась, то вновь приближалась к краю обрыва, и тогда справа от нас открывались очередные сногсшибательные виды. Панорама завораживала настолько, что мы садились на край и подолгу вглядывались в бесконечную даль горизонта.

Г. Мшатка-Каясы (651 м.)
г. Мшатка-Каясы (651 м.)
Вдоль обрыва
Дорога вдоль обрыва
     На многочисленных подъёмах и переходах разогрелись быстро. Запомнился буковый лес с памятником партизанам, долгожданным источником и невыносимыми лосиными вшами. В этом же лесу произошла приятная встреча с небольшим кабанчиком, который бежал перед нами на протяжении 5 минут, прямо по треку =)

Буковый лес
     Дорога по Ай-Петринской яйле скучать не давала. Одна возвышенность, взятая с надежной на скорый спуск или хотя бы ровный участок, сменялась другой и так повторялось вновь и вновь.

Вот такие вот дороги
Изнурительные подъёмы
Ай-Петринская яйла
Каменистая тропа
Горы
Изрезанные склоны
     Наконец, после многочисленных склонов и яростных велотасканий, мы выехали на хорошую грунтовку. Встретили несколько туристических групп, в одном месте дорогу нам перебежали косули. Через некоторое время на горизонте появились белые шары радиолокационной станции - близилось окончание пути по Ай-Петринской яйле.

Радиолокационная станция, г. Перепелинная
Радиолокационная станция, г. Перепелиная
     И вот мы уже едем по Бахчисарайскому шоссе, прямиком к смотровой площадке Ай-Петри. Время было позднее (начало 8-го) и наш приезд остался незамеченным навязчивыми зазывалами с восточного базара, расположенного рядом с канатной дорогой. Отдельные чайханы ещё работали, в одно из таких мы и зашли поужинать. Развалившись на уютном топчане мы отвели душу, заказав  лагман, плов и чай с пахлавой, чак-чаком и парвардой. Как же хотелось после всего этого ни куда не ходить и укутавшись в тёплый плед, уснуть прямо на топчане.
Скромный ужин
Праздник живота
     Когда мы вышли на улицу, было уже темно. Хозяин чайханы выручил нас 5л канистрой воды (с ней здесь туго, возят от подножия горы). На ночлег встали неподалёку, разбив палатку под небольшими ветвистыми соснами.

Закумаренный
В Чайхане

Ялтинская дневка

4 октября (суббота): Ай-Петри - Ялта (~30 км)

Ночь прошла тихо и спокойно, несмотря на расположенный по близости восточный рынок при канатной дороге. Мало кто знает, но на Ай-Петринской яйле, неподалёку от канатной дороги, расположено несколько оборудованных пещер (Геофизическая, Трёхглазка и Ялтинская), открытых для посещения. Нам, к сожалению, попасть в них так и не получилось (открываются после 10:00).

Восточный базар на Ай-Петри
Восточный базар при канатной дороге
     Зато в этот раз погода позволяет подняться на вершину Ай-Петри. Припрятав велосипеды, через лес обходим кассу лесников (проход 100 руб./чел.) и по оборудованной (местами) тропе поднимаемся до отметки 1234 м.

На вершине Ай-Петри (1234 м.)
Зубцы
Раньше к "зубцам" подходили навесные мостки
     Ветер здесь нешуточный, но даже он не помешает в полной мере насладиться здешними видами! Ещё один плюс раннего осмотра, отсутствие толп туристов - фотографировать можно вдоволь =)

Вдалеке виднеется Ялта
Восточный базар и станция канатной дороги
Панорама с Ай-Петри
     Вдоволь насмотревшись панорамных видов, спускаемся к велосипедам. Возвращаемся на Бахчисарайское шоссе и дальше к посёлку Охотничье, от которого начинается 20 км-й спуск в Ялту.

Рельеф от Ай-Петри
Небольшой подъем от канатки к Бахчисарайскому шоссе
Начало с пуска с Ай-Петри
Начало спуска от п.Охотничье
     Побывать в велопоходе по Крыму и не спуститься своим ходом с Ай-Петри в Ялту - непростительная ошибка. Это как бесплатный аттракцион, который подарит тебе порцию хорошего адреналина. А в сочетании с пёстрыми осенними красками, впечатывается в память на всю жизнь!

Золотая осень
Витки серпантина
Очередной виток серпантина
Спуск в Ялту
Ялта не за горами
     На одном из поворотов заметили указатель к водопаду Учан-Су. Проход оказался платным - 50 руб., цена небольшая, отчего же не посмотреть. В действительности смотреть было не на что - вместо гремучего потока, еле заметный пересохший ручей, текущий по склонам. Даже фотографировать не стали, выкладываю фотографию из интернета.
Водопад Учан-Су
Водопад Учан-Су (фото из интернета)
     Ялта встретила нас извилистыми улочками и тихой, размеренной жизнью. Время было обеденное, а потому первым делом отправились на поиски столовой. Нашли на Пушкинской улице, с хорошим выбором и гуманным ценником (особенно после цен на Ай-Петри).
Ялта, ул.Пушкинская
ул. Пушкинская, Ялта
Водопадная
канал Учан-Су
Ялта
Где-то в Ялте
      На этой же улочке можно найти людей сдающих жилье туристам. Не заметить их сложно, т.к. стоят с табличками и активно предлагают "апартаменты" на любой вкус и размер кошелька. Здесь же и мы нашли, правда с третьего раза, т.к. первые два варианта были откровенно халупы из картона посреди огорода. Остановились на комнате в коттедже за 1000 руб. со всеми удобствами и кухней, в 10 мин. ходьбы от городского пляжа.
Собор Александра Невского
Часовня
Часовня при соборе А.Невского
     Помимо основных достопримечательностей (соборы, памятники, музеи) культовым местом в провинциальных городках, я считаю центральные рынки. Место где продаются всевозможные южные сладости (чурчхелла, орехи в мёде и пр.), здесь можно увидеть повседневную жизнь города и даже немного узнать людей, которые в нём живут. Поход в такое место - как отдельный гастрономический тур!

Ялтинский центральный рынок
Центральный рынок
Бойко идёт торговля
      Штормившее море не располагало к купанию и на опустевших пляжах найти можно было разве что чаек. Остаток дня бесцельно бродили по городу. Пожалуй задерживаться больше чем на день здесь не стоит, иначе есть шанс свихнуться от скуки. Завтра выходим на маршрут!

Набережная
Набережная Ленина
Набережная и городской пляж
Солнце скрылось за горами
Вечерняя Ялта
На стыке юго-западного и восточного Крыма

Ещё одной достопримечательностью Крыма по праву считается уникальная система междугородного троллейбуса, связывающая Симферополь с курортами южного берега Крыма. Самый длинный в мире междугородный троллейбусный маршрут Ялта - аэропорт Симферополя (протяженностью 96 км). Этот вид транспорта очень удобен при подъеме от побережья в горы, чем собственно мы и воспользовались доехав от Ялты до Ангарского перевала (776 м).

Т/с поляна МАН
туристическая стоянка "поляна МАН"
Буковый орех на т/с поляне МАН
Буковые орех на т/с "Поляна МАН"
Буковые орехи
     По приезду на перевал купили пару банок орехов в мёде и выйдя на лесную дорогу, взяли курс на восток. Маршрут оказался популярным, навстречу нам постоянно попадались туристические группы.

Квадрик
Раритет
Крымский раритет
     Дорога постоянно шла в гору и если по началу ещё можно было ехать, то от перевала МАН подъём на Демерджи становится ещё круче - отсюда только пешком.

На заднем плане скала Козырёк
На перевале "МАН"
Скала Козырёк
     Немного передохнув в тени ветвистых сосен, отправляемся на штурм яйлы. Начало подъёма дается тяжеловато ...

Гора Лысый Иван (1128 м.) и оставшийся внизу перевал МАН
Подъём на козырёк
Подъём на скалу "Козырёк"
Панорама: скала Козырёк (слева) и гора Лысый Иван (справа)
Скала Козырёк (слева) и гора Лысый Иван (справа)
      Поднявшись на скалу Козырёк, есть время отдышаться и полюбоваться на открывающиеся виды. Где-то внизу в сизой дымке виднеются крошечные посёлки - Лучистое и Лаванда, многочисленные виноградники, а за ними вдоль берега чёрного моря раскинулась Алушта.

На козырьке
На Козырьке
Вид на Алушту
Радость подъёма
Человек-ракета
     От Козырька подъём ещё на 100 метров, дорога огибает гору Северная Демерджи (1359 м.) и выходит на высокогорное плато.

Г. Северная Демерджи (1359 м.)
Слева г. Северная Демерджи (1359 м.)
На просторах Демерджи яйлы
Димерджи яйла
Горное плато Демерджи
     Яйла (в переводе с тюркского "пастбище") - по сути это кусок степи на большой высоте. Демержи-яйла протянулась с запада на восток на 5,5 км и с севера на юг - на 3,5 км. Передвигаться по ней на велосипеде - одно удовольствие, т.к. не существенных перепадов высот. Правда есть один минус - отсутствие постоянных источников воды.

На стыке Димерджи и Тырке
На стыке двух яйл
Начало спуска к т/с Курлюк-Баш
Димерджи остаётся позади
Демерджи остаётся позади
     Переезжаем на Тырке яйлу, которая, как бы, является продолжением Демерджи, но чуть ниже высотой и чуть скромнее размерами. Яйла протянулась с запада на восток на 10 км  и в ширину составляет около километра.  Её южные и юго-западные склоны обрываются вниз высокими скальными отвесами, поэтому это наиболее зрелищная часть плато.  Сразу бросается в глаза разница между скудной растительностью на Демерджи и тем буйством зелени, которые мы видим здесь. Буквально каждую кочку, каждый бугорок облюбовали какие-то кусты, травы, цветы, а каждая балка - лесной массив.

Карта - верный помощник
Лошадка
Вот мы сейчас махнуть велосипеды на лошадей
Вот бы обменять сейчас велосипеды на лошадей
     Солнце закатывается за соседние горы и совсем скоро стемнеет, наша задача спуститься с безводного и продуваемого горного плато, в расположенный посреди двух яйл перевал Лукия. Во время спуска навстречу нам попалась пешеходная группа с огромными рюкзаками, не знаю куда они собрались в столь поздний час. В ветвистом буковом лесу, темнеет ещё быстрее и вот уже вооружившись фарами продолжаем свой путь. Добравшись до источника Сулух-Оба набрали воды, где-то неподалёку потрескивал костёр и были слышны голоса, т.ч. решили здесь не задерживаться и проехать ещё 1,5 км до следующей стоянки. Кое-где дорога была завалена поваленными деревьями, т.ч. местами пришлось потаскать наши велосипеды. Наконец переплетение троп вывело нас на турстоянку Восточный Суат, где мы и разбили свой лагерь.

Тырке яйла
Переплетение троп

Стоянка Восточный Суат пользуется популярностью среди туристических групп, о чём свидетельствует много биваков, у одного из таких мы и заночевали. Отличительными особенностями турстоянки являются: памятник партизанам, в виде призмы со звездой и источником, с одноимённым названием Суат. Источник не пересыхает даже в самые жаркие дни лета. Направляясь в безводные пустоши Караби-яйлы, источник Суат, последняя возможность пополнить запасы воды.

Наш бивуак, т/с Восточный Суат
Наша стоянка, Восточный Суат
     Стоянка находится на пересечении популярных маршрутов по главной гряде Крымских гор. По одному из таких, уходящему на северо-восток, мы начали свой подъём на Караби-яйлу

Взгляд назад, выезд из букового леса на Караби яйлу
Взгляд назад, выезд на Караби-яйлу из леса
Позади остаётся Тырке яйла
На заднем плане виднеется пройденная Тырке-яйла
     Обогнув с северо-запада гору Кара-Тау (1220 м.), перед нами предстало горное плато с бескрайним каменным морем из карстовых воронок и пещер, самая восточная из больших яйл Крыма.

Каменные гребни
Пустынная караби-яйла
Пустынная Караби-яйла
     Большая часть поверхности Караби-яйлы покрыта различными формами карстового образования: воронками, пещерами, колодцами, гребнями из серовато-белого известняка.

Бесчисленные каменные гребни
Джипинг
     Караби пользуется репутацией одного из самых опасных мест Крыма. Оно практически необитаемо, только на бывшей метеостанции работает пост горных спасателей . На плато нет воды, а погодные условия непредсказуемы.

Бескрайнее горное плато
Вдали виднеется метеостанция Караби
Вдали уже виднеется метеостанция
     Переезд через плато это не прямая дорога, а постоянное движение по воронкам, то вверх - то вниз. Перекатываясь через очередную возвышенность, заметили на горизонте долгожданную метеостанцию - форпост цивилизации в этом малообжитом районе Крыма.

Метеостанция на вершине холма
Метеостанция совсем близко
Взгляд назад
Пройдено
     Подъехав к метеостанции, по началу не обнаруживаем никаких признаков жизни. Кругом разруха и запустение, старые корпуса с обшарпанными стенами и кое-где выбитыми стёклами. Иду на разведку.

У метеостанции
Снаружи разруха и запустение
Жилой корпус
     На входе в главный корпус меня встречает смотритель, который рассказал, что в настоящее время здесь размещается метеопост и спасательный пост КСС Крыма. Работает турприют, принимающий туристов круглогодично. Размещение возможно как в палатках, так и в отапливаемых комнатах на 2-10 человек. На последок позволил сфотографировать условия проживания, возможно кому-нибудь пригодится.

Кухня
Спальные номера
     Вернувшись к жене, застаю её в компании трёх очаровательных кошек, облюбовавших мой баул. Получив порцию мурчащего позитива, берём курс на северо-восток к горе Караул-Кая (838 м). Окружающий нас ландшафт больше походит на лунную поверхность - тут и бугры, и скальные гребни, и провалы, и поднятия, и котловины всевозможных очертаний и размеров.

Местные смотрители
Местные питомцы
Лунный ландшафт
     Постепенно природа стала вносить разнообразие в окружающие нас виды, на пути стали встречаться небольшие сосновые рощицы.

Дорога в Пчелиное
Пройдено
     Дорога привела нас в Пчелиное - самое высокогорное село на полуострове. Старинное название селения Куртлук, что в переводится как "Волчий угол". Официально в селении числится одиннадцать жителей, оно и понятно - мы насчитали всего несколько домов. Задерживать здесь не стали, по лесной дороге отправились в Головановку.

Спуск с Караби-яйлы
     По мнению некоторых учёных и большинства романтиков, именно здесь, в долинах между отрогами Караби-яйлы и горами Чомбая, в давние времена жили Тавры. В окрестных лесах сохранились могильники тавров и даже их святилища. Вскоре дорога поравнялась с каменистой, почти высохшей речкой Молбай-Узень и так уже и  шла вдоль неё, до самой Головановки.

Кусты Кизила
     В поселковом магазинчике пополнили запасы провизии и подкрепились. От посёлка проехали ещё 10 км вверх по дороге на Приветное, до т/с Нижний Кок-Асан, где под высокими соснами разбили палатку. Здесь нет пятизвёздочных отелей, шезлонгов и бесплатного Wi-Fi, зато есть чистый воздух, тишина и спокойствие.

Костёр
Вечерний костёр
Полнолуние
Урочище Панагия

Пересекая Главную гряду Крымских гор, дорога привела нас на перевал Кок-Асан-Богаз. Сам перевал нечем особо не приметен, обзора никакого, т.к. находится посреди густого букового леса. Зато находится в прохладной тени деревьев в жаркий день очень приятно.  И вот наконец открывается панорама южного берега Крыма, вдалеке уже виднеется Чёрное море, до которого остаётся около 20 км.

Перевал Кок-Асан
Спуск с перевала Кок-Асан-Богаз
Дорога в Приветное
Г. Хургуч (911 м.)
гора Хургуч (911 м.)
     Дорога местами ещё сохранила следы благоустройства, но особо не разгонишься. Справа от дороги глубокое ущелье, по дну которого течет речка Ускут, берущая своё начало где-то лесу. Там же, если верить источникам, есть несколько водопадов. Правда спускаться к ним по обрывистым склонам, пробираясь через колючие заросли - удовольствие из малоприятных!

Коттеджный посёлок у подножия гор
Долина реки Ускут
     А мы сворачиваем на небольшую тропу, поднимающуюся на склоны горы Лапата, являющуюся западным отрогом горы Курочка, и ведущую в небольшое село Зеленогорье.

Вдалеке виднеется море
Гора Курочка
На фоне горы Курочка (782 м.)
     Кое-где нам удаётся проехать, но в основном идём пешком. Местами тропа заросла пожухшей травой, а то и вовсе скрывается в зарослях кустарника. Но целом дорога приятная, т.к. проходит по живописным склонам, с растущими на ней соснами.

Вдалеке спряталось Зеленогорье
Тропа в Зеленогорье
     Вот наконец в раскинувшейся у подножия гор долине реки Арпат показалось Зеленогорье.

Зеленогорье
     С трёх сторон село ограничено горами: с юга виднеется море, а с севера - село незаметно переходит в урочище, которое называется Панагия (с греч. "пресвятая"). Здесь начинается туристическая тропа в живописный каньон с множеством небольших водопадов, порогов и водных ванн.

Давайте жить дружно!
Надпись на входе в каньон
Прогулки по Панагии
Прогулка по Панагие
       По дну урочища протекает небольшая горная речка Понаньян-Узень, образуя по пути живописное ущелье - Арпатский каньон. Оставив велосипеды у кассы и заплатив на входе какую-то несущественную сумму, мы отправились смотреть на Арпатские водопады.

Многочисленные лестницы
Купель
Искусственная заводь
     Горная река на всём своем протяжении образует около 15 порогов, вдоль которых проложен оборудованный многочисленными ступенями и лестницами маршрут. В глубине каньона река представляет собой мощный каскад из небольших бурлящих водопадиков, некоторые, из которых достигают 2 метров. Вода формирует уютные ложбинки и ванночки, образуя естественные, природные джакузи.

Уютные ложбинки и ванночки
Маленький крокодильчик
Крокодильчик
      В конце маршрута, находится удивительное творение природы - 10 метровый Арпатский водопад. Правда из-за своей немноговодности, здесь нет присущих многим водопадам бурных потоков и грохота падающей воды.

В ущелье
Дашулькина
      После осмотра возвращаемся в Зеленогорье, где наше внимание привлекла усыпанная грецким орехом придорожная канава, взяли пару орехов на пробу. Они оказались спелыми и вот уже вооружившись гермомешком с пакетами, мы радостные ползаем по канаве. =)

Вид на Зеленогорье из Панагии
Урочище Панагия, вид сверху
     Набив до отказа баулы, отправляемся к морю. Правда далеко уехать не получилось, т.к. сразу за посёлком начинаются виноградники, а свободные пакеты у нас ещё остались ... Натрескавшись от пуза  Только отъехали от виноградников, как обращаю внимание на небольшое дерево у обочины с небольшими полураскрытыми стручками, чтобы это могло быть ... Смотрю ближе, да это же самый что ни на есть МИНДАЛЬ - вот так ну! Ни разу не видел как он растёт, набираем ещё и миндаля =)

Натюрморт

К побережью мы всё-таки спустились, сделав короткую остановку у башни Чобан-Куле, от которой уже вдоль моря доехали 5 км до п.Морское. Море штормило и курортный посёлок больше походил на безлюдное место. Ловить здесь было нечего, а потому мы решили не тратить время и силы на очередной перевал, и подкинулись на "Газели" до Весёлого посёлка. В посёлке купили всё необходимое к ужину и дальше мимо очередных виноградников спустились к бушующему морю.

Мыс Чабан-Кале
Побережье Чёрного моря
Дорога в Новый Свет

Заночевали на невысоком холме с растущим по соседству миндалём, можжевельником и в окружении многочисленных виноградных полей. Можно сказать, едой мы были обеспечены!

Виноградники через дорогу
Вид с места ночёвки
Дорога неподалёку
     Утро началось со сбора урожая, и последующей чистки миндальных и грецких орехов - процесс оказался увлекательным =)

Богатый урожай
Трофеи
Завтрак туриста
     Орехи в сочетании сгущёнки и мёда -  энергетические бомбы, на таком завтраке можно далеко уехать.

Миндаль и грецкий орех
К употреблению готовы!
     Полученные калории сразу пошли в дело, первые 5 км едем в гору, с небольшим набором в 200 м. Дорога проходит мимо многочисленных виноградников огороженных сеткой. В одном месте замечаем дырку в заборе, и ещё не собранные грозди чёрного винограда (а такой здесь мы ещё не пробовали). Жажда халявы берёт вверх - супруга вооружившись пакетами отправляется за наживой, а я остаюсь на шухере ...

Шоссе "Алушта - Судак"
На шоссе "Алушта - Судак"
     "Ну вот и попа-а-ались!" - слышу запыхавшийся голос внезапно появившегося охранника. O_О Что называется пойманы на месте преступления. Даша бросает наполовину наполненные пакеты и с чумазым от виноградного сока ртом, отвечает что мы вообще тут случайно и ничего не ели ... =) В итоге отделались профилактической беседой со старшим и символическим штрафом в 50 руб. с человека, а пакеты нам всё же разрешили забрать.

Панорама виноградной долины
     Осеннее солнце во всю согревало нас своим теплом, когда мы въезжали в Судак. Задерживаться в нём не стали, оставив прогулку по городу и Генуэзской крепости на последующие дни.

Кусочек Генуэзской крепости
     От Судака до Нового Света около 6 км, дорога петляет вдоль берега, поднимается на небольшую возвышенность, с которой открывается красивая панорама на Зелёную бухту и курортный посёлок.

Зелёная бухта
Зелёная бухта перед Новым Светом
     Новый Свет - небольшой курортный посёлок, возникший усилиями Льва Сергеевича Голицына, в конце 19 века. Князь основал здесь, в своём имении завод по производству шампанских вин и изначально посёлок назывался Парадиз (рай).

Прекрасное далёко
Смотреть можно бесконечно
     Окрестности посёлка имеют статус ботанического заказника благодаря реликтовым рощам древовидного можжевельника и эндемичной сосны.

Дорога в Новый Свет
      Найти жильё оказалось не сложно, в центре посёлка местные жители встречают гостей и предлагают жильё на любое вкус и размер кошелька. Посмотрев несколько вариантов, остановились в уютном частном доме (комната на втором этаже) со смешным барбосом, всего в 5 минутах от пляжа..

Собакин
     Велосипедная часть нашего путешествия подошла к концу, оставшиеся дни мы проведём на пляжах Судака и Нового Света, смакуя последние теплые деньки уходящей осени.

Пляж в Новом Свете
Водичка то прохладная
Волна за волной!
Но как же не искупаться
Хорошооо!
К воде привыкаешь быстро и выходить уже не хочется

9 октября (четверг): Новый Свет

"Тропа Голицына – горная тропа, вырубленная на склонах горы Коба-Кая, проходящая вдоль берега, через грот Шаляпина, к мысу Капчик, и через можжевеловую рощу обратно в поселок Новый Свет. Возведена в 1912 году по приказу русского князя Голицына Льва Сергеевича в честь приезда его императорского величества царя Николая II."

Древовидный можжевельник
Царская бухта
Вид на царскую бухту
Вид на Царскую бухту
Тропа Голицына, лестница ведущая к гроту
Лестница ведущая к гроту
Царская бухта
Прозрачная гладь Чёрного моря
Купание голышом в Царской бузте
Искупались на нудистском пляже
Тропа голицына
И продолжили трекинг по тропе Голицына
Разбойничья бухта
Ночное солнце

Генуэзская крепость

10 октября (пятница): Судак

"Крепость расположена на древнем коралловом рифе, на Крепостной горе на высоте 157 м, около Судакской бухты Чёрного моря. Площадь крепости составляет почти 30 гектаров. Удачное расположение крепости и мощные фортификационные сооружения делали крепость почти неприступной. С запада крепость труднодоступна, с юга и востока крепость защищают отвесные стены горы, спускающиеся к морю, а с северо-востока вырыт глубокий ров."

Вид с Генуэзской крепости на набережную Судака
     "В крепости два яруса обороны — нижний и верхний. Нижний ярус защищён стеной 6-8 метров высоты и 1,5-2 метра толщины. Стена укреплена четырнадцатью боевыми башнями высотой 15 метров и комплексом Главных ворот. Каждая башня называлась именем консула, при котором её построили, об этом говорят сохранившиеся на некоторых башнях плиты с геральдической символикой и надписями на средневековой латыни. Верхний ярус обороны включал в себя башни и Консульский замок, соединённые в один комплекс стеной, идущей по самому гребню горы, а также комплекс Дозорной башни. Между верхним и нижним ярусами обороны располагался город." - источник журналкрым.рф

Безымянная башня
Вид с верхотуры Генуэзской крепости
Набережная в Судаке
Закат провожали прогуливаясь по набережной Судака
Дорога домой

11 октября (суббота): Новый Свет - Судак - Симферополь - Санкт-Петербург

До Симферополя добрались автобусом отправляющимся из Судака, проблем с перевозкой велосипедов не было.

Автовокзал в Судаке
Автобус на Симферополь
Автобус в Симферополь
     Напоследок заехали на центральный рынок, где купили в подарок друзьям и близким так полюбившуюся нам парварду. Вспоминая оживлённое шоссе от аэропорта, решили лишний раз не рисковать и воспользоваться троллейбусом, который без лишних хлопот довёз нас до воздушной гавани.

Огни ночного города
Мы вернулись!
Привет Питер!
      Пройдут годы, но мы с упоением будем вспоминать наш виноградно-ореховый Крым, с его пещерными городами и восхитительными яйлами, и обязательно сюда ещё вернёмся!