18 апреля

45 Старт на второй день 45 Старт на второй день
46 Лагерь был наверху 46 Лагерь был наверху
48 Березняк вблизи 48 Березняк вблизи
50 Начало "бобрятника" 50 Начало "бобрятника"
51 Кочки 51 Кочки
59 Перед Голянкой 59 Перед Голянкой
62 Начало Зигзага 62 Начало Зигзага
63 Вход в Зигзаг 63 Вход в Зигзаг
66 Начало второго "каньона" 66 Начало второго "каньона"
67 Второй "каньон" 67 Второй "каньон"
71 Пшевка выходит на равнину 71 Пшевка выходит на равнину
73 перед Тюково 73 перед Тюково
74 мост-плотина в Тюково 74 мост-плотина в Тюково
Утром позавтракав, снарядили лодки в лагере на вершине холма и «на поводу» спустили их вниз по склону. Стартовали в 11-10. Через четверть часа прошли развалины старого моста (уцелели только подъезд и отъезд, в реке не осталось ничего). Еще через 15 минут подошли к упомянутому выше березняку. Симпатичное, бивуачное место. Ближе к полудню проходим «бобрятник» - на протяжении нескольких сот метров практически все ракитины по обоим берегам повалены в реку этими зловредными твар…(зачеркнуто) миролюбивыми зверьками. Впрочем, река достаточно широка, проход или прополз обычно есть. Течение достаточно спорое, правда, несколько раз пришлось пешком проводить лодку по каменистым мелям.

К 12-20 доплываем до Святого источника в окрестностях деревни Шейно. Из-под высокого берега бьет несколько мощных ключей, вода собирается в деревянную купель и из нее ручейком впадает в Пшевку. Над ключами построен навес с крестиком, неподалеку стоит бревенчатая часовенка. Место активно посещается, хотя снесенный половодьем мосток через реку к деревне еще не починили. Вода из источника по поверьям считается целебной. Место красивое – снова высокий лесистый берег. Пьем водички и в путь.

Спустя некоторое время после источника снова начинаются деревни. Проплываем высокий основательный пешеходный мост, и появляются островки. Целая череда заросших деревьями островков. От правильного выбора протоки зависит, будете ли вы следующие полсотни метров продираться сквозь ветви или идти по быстринке.

В 13-30 перекусываем в сцепленных лодках, дрейфуя по течению. Через полчаса подходим к третьему интересному препятствию на реке – Зигзагу. Он лежит практически на выходе из деревни Голянка. Ориентир – выходы известняка на высоком правом берегу. Река сначала мелеет, а потом сужается и делает несколько резких зигзагообразных поворотов в каменистых берегах. Быстрое течение, легкие прижимы, требуется минимальное маневрирование по струе. В целом для орловской реки весьма неплохо.

С окончанием Голянки заканчивается условный участок населенки и начинается участок быстрины. Ищем очередной маркер – впадение Дични слева. Сначала принимаем за нее какой-то ручей, но к трем часам дня находим таки приток. Деревня Петушки с воды видна не сильно и абсолютно не угнетает в отличие от предыдущих сел. Может все дело в отсутствии мусора? Снова проходим что-то очень похожее на заброшенную мельницу: река как будто заходит в тупик, а вода уходит в узкую протоку слева и чуть позади. Очередной пешеходный мостик, деревня заканчивается, слева идет высокий берег очень похожий на «каньон» в начале маршрута. Вот отсюда начинается тяга практически не прекращающаяся до самой Зуши. В отличие от вчерашнего, этот «каньон» проходим. Маневрируем между нависшими и упавшими деревьями. Этот участок компенсирует все минусы маршрута. Через некоторое время Пшевка выходит на равнину, но течение остается достаточно бодрым. Только перед самым Тюково чувствуется подпор плотины, на деле оказавшейся насыпным мостом. Обносим его в 17-20. Течение появляется снова, близость Зуши совершенно не ощущается. Вынужденная неудобная пешка в обход глухого завала (а мы уже успели про них позабыть) и последние сто метров Пшевка быстро сбегает в Зушу.

По Зуше можно было продолжить сплав вниз по течению до Новосиля (10-12 км) или подняться вверх по течению до моста на трассе Новосиль-Ефремов (4 км). Так как времени у нас было в обрез, то мы выбрали второй вариант. Пешком провели лодки через перекат выше впадения Пшевки и за 45 минут дошли до моста, откуда у нас была намечена автовыброска. На пройденном отрезке Зуша широка и спокойна, берега высокие как на Пшевке, попадаются выходы известняка. Отличная река для матрасных походов.

Итог
  Плюсов и минусов у Пшевки примерно поровну, что не позволяет однозначно ее рекомендовать (как Оптуху, Нугрь или Вытебеть), но и отрицательный отзыв (как Неполоди) дать нельзя.

Плюсы:
·  Красивый ландшафт с высокими крутыми берегами (пусть не Воргол, но все же),
·  Быстрое течение (самая быстрая из орловских рек пройденных мной на весну 2010 г.)

Минусы:
·  Населенка и замусоренность в среднем течении,
·  Завалы на верхнем участке.

Все же плюсы, как мне кажется, немного перевешивают минусы. Проходить Пшевку надо исключительно ранней весной по большой воде, в межень резко вырастет количество мелей, обнажатся дополнительные завалы. И я бы не стал исключать из маршрута верхний участок, несмотря на обносы, в нем есть своя прелесть.

Посмотреть стоит
·  «Каньонообразные» участки,
·  Виды на реку с высоких берегов,
·  Мельничный перекат,
·  Лиственничную рощу и вид от нее на реку,