Водный поход по основной реке национального парка "Орловское полесье" - Вытебети

01 начало маршрута 01 начало маршрута
02 - вид с моста у дер. Льгов 02 - вид с моста у дер. Льгов
03 остатки моста 03 остатки моста
05 песчаные косогоры 05 песчаные косогоры
06 вход в заросли 06 вход в заросли
07 в зарослях 07 в зарослях
08 "перевал" 08 "перевал"
09 пойма реки 09 пойма реки
10 пойма реки 10 пойма реки
11 заливной луг 11 заливной луг
13 перед дождем 13 перед дождем
14 дождь 14 дождь
15 дождь 15 дождь
16 "Солярис" 16 "Солярис"
17 лесной перекат 17 лесной перекат
33  Вытебеть зимой 33 Вытебеть зимой
34  Вытебеть зимой 34 Вытебеть зимой
Предисловие
Река Вытебеть берет свое начало в Хотынецком районе Орловской области и протекает по ее северо-западной части, частично образуя естественную границу с Калужской областью. На своем более 50 километровом пути по Орловщине Вытебеть пересекает национальный парк «Орловское полесье». Заканчивает свой путь река, впадая в Жиздру, которая, в свою очередь, является притоком Оки.

Вытебеть, пожалуй, единственная река Орловщины, которая интересна не только местным водникам. В сети можно найти отчеты о прохождении этой реки москвичами и жителями других регионов. Отчасти их привлекает не сама Вытебеть, а ее связка с Жиздрой. С натяжкой можно сравнить Вытебеть с калужской Рессетой, но скорее она ближе по характеру к брянской Снежети. В любом случае для лесостепной Орловской области река нетипична. В песчаных берегах она течет среди вековых сосновых и смешанных лесов в местах (для Средней полосы) достаточно глухих и малонаселенных. Удобных подъездов к реке очень мало.

Наименование реки: Вытебеть.
Сложность: фон 0кс, максимально 0кс.
Дата прохождения: 12-13 июня 2008 г.
Погода: днем +22-25, от ясно до облачно с дождем, ночью +15 облачно.
Маршрут водной части: от дер. Льгов до моста на дороге Узкое - Тросна.
Протяженность маршрута: 25 км.
Ходовых часов: 8-9.
Заброска: автомашиной – Орел – Нарышкино – Хотынец – Жудре - Льгов.
Эвакуация: автомашиной – мост – Узкое – Знаменское - Орел.
Течение: медленное, участки со средним течением, несколько перекатов.
Ширина реки: от 2-3 м в начале до 10-15 м в конце.
Дно: песок, глина.
Цвет воды: прозрачная с чайным отливом, питьевая.
Берега: по большей части приподняты, поросли деревьями и кустами, часты завалы, намывы песка на поворотах реки.
Естественные препятствия: много упавших в воду деревьев, завалы, участок русла практически полностью заросший кустами, несколько перекатов.
Искусственные препятствия: несколько мостков (все проходимы), один капитальный мост на дороге Сорокино – Бол. Михайловка (проходим).

Впечатления
Не уверен, что можно заброситься и эвакуироваться с реки на чем-то кроме автомашины. Я начал свое путешествие от моста в деревне Льгов. Выше по течению у впадения ручья есть песчаный пляж, на котором удобно стапелиться. Ширина реки в начале маршрута 4-5 метров, берега поросли кустами, глубина реки 0,5-0,7 метра, дно песчаное, водоросли в русле. Течение слабое. Практически сразу после отплытия подплываю к остаткам старого деревянного моста – множество свай в русле. Проход невозможен. Высаживаюсь прямо в воду и провожу / протаскиваю лодку до чистой воды. Солнце, жара. Препятствия в такую погоду воспринимаются с энтузиазмом!

Честно говоря, я ожидал, что река будет протекать в сосновом лесу и, хотя мои надежды не оправдались, я не был разочарован. Река не становится шире, по берегам – деревья и кусты, в русле кувшинки, купальницы и прочая водная флора. Упавшие в воду стволы создают большие или меньшие препятствия для прохождения лодки. Экипажам каркасных судов придется быть здесь осторожными, для Щуки такие препятствия практически неопасны. Глухих завалов нет. В некоторых завалах видны пропилы, сделанные водниками, прошедшими до меня. Через некоторые препятствия переволакиваю лодку, некоторые (небольшие завалы или полупритопленные бревна) прохожу с ходу. Общий характер маршрута – троффи-рейд! Это не может не радовать. Плюс интересная природа – чувствуется, что река дикая, глухая. Населенки практически нет, рыбаков и отдыхающих не видно.

Вышел около 13-00, иду намеренно медленно, так как времени в запасе много. Около деревни Булатово река сужается до пары (!) метров, ветви прибрежного ракитника ложатся на воду и закрывают все зеркало реки. Весло отложено за ненадобностью. Решено протискиваться сквозь эти джунгли. Подтягиваюсь за ветки и, прижимаясь к деке, медленно продираюсь сквозь мешанину ветвей. Несколько раз река разливается плесами, чтобы снова потом уйти в «чащу», на одном участке ракитник идет только с одного берега, другой берег – высокий песчаный косогор, для прохода свободно меньше метра чистой воды. К счастью на этом участке практически не было завалов. За деревней эти «джунгли» заканчиваются, река расширяется до 4-5 метров.

Вдалеке начинает погромыхивать гром. Небо затягивается облаками. Вскоре начинается ливень, через полчаса перешедший в средней силы дождь. Осадки сопровождали меня до моста на дороге Сорокино – Бол. Михайловка. Здесь я в очередной раз высаживаюсь на берег размять ноги. Река течет по пойменному лугу шириной 1-1,5 км, за ним встает стеной то сосновый бор, то смешанный лес. На лугу встречаются отдельно стоящие деревья. Красиво. Тучи вроде начинают расходиться.

После моста начинаю подыскивать место для ночлега, пополнил запасы воды из одного из многочисленных ручейков. В реке вода, по моим наблюдениям, питьевая, хотя и с торфяным привкусом и оттенком. В реке практически нет следов «цивилизации» как-то бутылок, пакетов, пенопласта и прочего мусора. Это лишний и немаловажный плюс!
Останавливаюсь примерно в 18-00 на высоком правом берегу. Пойменный луг с густой травой, вдали лес. С дровами, как ни странно, напряженно. Успеваю сварить суп, пока снова не начался дождь. Чай кипячу уже под дождем. Вечером снимаю под дождем совершенно феерический закат – клочья облаков подсвечены розовым светом заходящего солнца. Чистый Солярис.

Утро. Несколько раз за ночь начинался и прекращался дождь. Сборы закончены к 11-00. Отплываю. Переменная облачность. Практически сразу на реке начинается лесистый участок. На входе – пара небольших перекатов. Первый – мелкий, приходится проводить лодку. В лесу очень красиво. Ширина реки здесь 5-10 метров, деревья лиственных пород возвышаются по обеим берегам, часто смыкаясь над гладью реки. С завалами такая же ситуация как и раньше – они либо проходимы, либо в них есть пропилы. Постепенно лес пропадает по левому берегу, через реку высоко перекинут мосток из двух бревен. Высаживаюсь на левый берег осмотреться. За пойменным лугом на пригорке у леса видна деревенька. Это либо Шкава, либо Бутырки. Народу не души. Под ногами ковер из кустиков полевой клубники.

Вскоре лес отступает и от правого берега. Если высадиться, то видно, что река петляет по пойме, окаймленной лесом. По берегам растут отдельные деревья иногда переходящие в небольшие рощицы. Такой характер Вытебети сохраняется до самого финиша. В полукилометре выше точки антистапеля на реке пара перекатов и первый за весь маршрут глухой завал: через всю реку повалена раскидистая ракита, перед ней течением нанесло массу плавника. Перетащить лодку непосредственно через завал не представляется возможным. Обнос по левому берегу метров 20. В паре сотен метров ниже завала – мост на дороге Узкое – Тросна. Удобное место для антистапеля сразу ниже моста по левому берегу – небольшой песчаный пляжик. Около моста над речкой расположена беседка со столиком, где можно отметить окончание маршрута. В ожидании автомашины можно прогуляться на противоположный берег – побродить в светлом сосновом лесу, который тянется по обеим сторонам дороги на Узкое.

Посмотреть стоит
Река интересна на всем своем протяжении. Во-первых, из-за практически дикой природы. Во-вторых, из-за препятствий – несложных, но создающих атмосферу троффи-рейда. Особенно в этом плане стоит отметить участок «джунглей» или реки пропадающей в кустах ракиты напротив деревни Булатово.
При наличии времени и легкового автомобиля советую проехать по территории парка «Орловское полесье». Среди его достопримечательностей можно отметить зоовольерный комплекс, Святой источник, древнее городище, церковь в селе Льгов и многое другое. Подробнее можно посмотреть здесь http://polesie.zapoved.ru/

Итог
Вытебеть оставляет приятное впечатление малым количеством населенки, чувствуется, что места глухие (для Средней полосы). Маршрут идеально вписывается в 2 дня, но определенные трудности может составить заброска и выброска. Спортивных препятствий (перекаты, шиверы) практически нет. В целом – рекомендую весьма!