Неукоснительно следуя принципу неповторяемости маршрутов, сплавились по Уральской речке Нейва. Посещаемость её не сравнима с Чусовой или Койвой, но тем не менее...
 
Малопосещаемая Нейва

Замечательное время для праздника – 12 июня. Жаль только, что праздничный день всего один. Остальное приходится добирать отгулами.  А поскольку их количество ограничено, то маршрут для похода приходится планировать не слишком дальний и не слишком протяжённый. Согласно этим условиям нам более всего подходит Средний Урал. Но, надо сказать, с каждым годом найти реку для сплава  всё сложнее. Поскольку повторяться не хочется и абы куда идти – тоже. В 2011 году выбрали  Нейву. Конечно, были опасения, потому как при хорошей транспортной доступности описаний её в Интернете раз-два и обчёлся. Забегая вперёд, замечу, что река вполне достойна посещения. Ну да, скалы не столь величественны и  разнообразны как на Чусовой, но они есть и, по-своему привлекательны. Кроме того, весёлые шиверки весьма оживляют сплав. Одна из них даже слишком оживила – спасательными работами. Шивера была весьма протяжённой и один из экипажей, потеряв концентрацию, выскочил на камень. Всё бы ничего, но следующая за ними байдарка, ввиду малой дистанции не успела отвернуть. Как следствие: оверкиль, да ещё и с опоясыванием этого самого камня. Приятно порадовало лишь то обстоятельство, что вода была, можно сказать, тёплой.  Поломки каркаса оказались довольно значительными, но из подручных материалов его целостность удалось восстановить. Оболочка почти не пострадала  и лодка своим ходом добралась до конечной точки сплава – города Алапаевск.

А начинали мы четырьмя днями раньше у моста через Нейву близ Беляковки (или лучше назвать более значительный населённый пункт – Петрокаменское), что в 55 км от Нижнего Тагила. В этом городе мы заранее арендовали ГАЗель и всей командой (8 человек) с комфортом добрались до реки. Собирать  байдарки удобнее на правом берегу. Расстояние между точками старта и финиша  ~120 км, что в указанные сроки требует довольно интенсивной гребли. Нейва, пожалуй, как никакая другая уральская река зарегулирована плотинами. Мы начинали из-под одной из них, заканчивали перед  другой,  и ещё одну обнесли в Нейво-Шайтанском. А всего плотин, говорят, восемь. Честно говоря,  мы не поняли назначение плотины в Нейво-Шайтанском.  Электричество она не вырабатывает, пруд, как таковой, явно не выражен и, даже перед плотиной, вовсе не глубок. Да и сливов зачем-то два: один классический, а другой своим радиусом напоминает велотрек и можно было бы устраивать классные покатушки, если бы не груда больших камней на выходе. Но, так или иначе, при неочевидной логике строителей, обносить гидросооружение всё равно пришлось. Сделали это по левому берегу – там есть дорога. Хотя справа место для подъёма и разгрузки лодок удобнее, но  нести их проблематично. Ориентиром плотины служит правый поворот русла в черте посёлка Нейво-Шайтанский.  Практически сразу после обноса ещё одно искусственное препятствие вроде порожка 2 категории сложности. Уровень воды позволил нам успешно и, весьма, эмоционально пройти его всеми экипажами.  Вот только дождь досаждал. К тому же вечерело  и потому, с выбором места для стоянки решили не затягивать.  И, вскоре, после посёлка приткнулись к левому берегу. На карте оно обозначено как детский лагерь. Оттуда к нам даже приходила  с инспекцией сторожевая собака, но близко не подошла, проведя беседу на расстоянии. 

Поподробнее о стоянках. Берега Нейвы, в основном покрыты сосновым лесом, но, в то же время, далеко не везде удобен выход с реки. На первую стоянку встали несколько преждевременно, опасаясь не найти подходящего места до населёнки. Подряд идут пункты Новая, Луговая, Мурзинка.  Хотя, как выяснилось следующим утром, не доходя до них, очень прилично можно остановиться у разрушенного моста (на карте не обозначен) по правому берегу, а чуть пониже и по левому. После второй ночёвки, вопреки обычной практике, решили идти без обеда. Однако за такое пренебрежение традициями были наказаны  упомянутыми спасработами. Естественно, во время ремонта параллельно приготовили обед. Так вот, это место на левом берегу вполне пригодно и для ночёвки. Чтобы не слишком выбиться из графика вечером шли почти до захода солнца, за что были вознаграждены шикарной стоянкой в сосновом лесу почти сразу за Мелкозерово.  Её можно было назвать идеальной, если  бы не следы пребывания крупного рогатого скота из названного поселения. Но это мелочи. Зато на реке в этом месте шустрая шиверка и, те, кому за день не хватило драйва вполне могут поупражняться дополнительно.

Ну, а тем,  кто не гонится за километражем, в принципе, можно начать сплав  из-под плотины в Нейво-Шайтанском, заложив меньшие дневные переходы, и сделать ещё одну ночёвку где-нибудь после Зыряновского, где начинается скалистый участок реки. Впрочем, скалы есть и выше Зыряновского, но они тёмные и не столь ярко выражены. После весьма крупных скал «Старик» и «Старуха» ощущается подпор Алапаевского пруда, который заметно больше Нейво-Шайтанского. Антистапель устроили  на левом берегу под первым мостом. Оттуда можно уехать на маршрутке на автовокзал, что мы и сделали, ибо последняя, по расписанию,  электричка на Екатеринбург уже ушла. К слову, путь по автомобильной дороге короче, чем по железной. Другое дело, что автобус не слишком велик и большая группа может испытать трудности  с покупкой билетов. Тем более что не все они продаются на автовокзале, который находится на окраине города. Есть ещё автостанция в центре, где садятся остальные пассажиры.
Этим маршрутом мы завершили, образно говоря, трилогию июньских походов по уральским рекам. Нас несколько удивило, что на сей раз не встретили ни одной группы водников. А может они начинали как раз от Нейво-Шайтанского и мы их не догнали? Ну, а может река, действительно, малопосещаемая? Но на вопрос «почему?» очевидного ответа мы не нашли…


Комментарии
Sergeus01.04.14, 17:27
Очень интересный маршрут и отличные фото 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте