Маршрут соответствует 2 к.сл. Сплав - 150 км. Из них: Грубею, включая и Пр. Грубею, - 70 км. Лемва - 80 км. Основной интерес представляет, конечно, реки Правая Грубею и Грубею. Лемва – река схода с маршрута.
Нитка маршрута
Инта – «стрелка» рек Правая Грубею и Грубеювож – «стрелка» рек Правая и Левая Грубею – Грубею – Лемва – Уса – посёлок Абезь.
 
Заметки о походе по реке Грубею

Заметки о походе по реке Грубею.

Водный туризм.

Полярный Урал, Западный склон, Коми республика.

Нитка маршрута:

Инта – «стрелка» рек Правая Грубею и Грубеювож – «стрелка» рек Правая и Левая Грубею – Грубею – Лемва – Уса – посёлок Абезь.

 

Идея путешествия по рекам Западного склона Урала возникла на выходе из маршрута по реке Народа. Сложность выхода от г. Саранпауля, а может быть стоявшая жара, повлияли на это? - не вспомнить ныне.

Отбросив реки, на коих уже бывали, выбрали, Грубею. Конкретных данных было маловато, сии заметки, быть может, восполнят пробел.

Поезд «Киев – Санкт-Петербург»; половина нашей Команды проживает в нём. Нас семеро – пёс Алтай и шестеро сопровождающих. Границы, таможни, ветеринарные справки, и вот мы в Санкт-Петербурге. Встреча друзей, ревизия снаряжения, продуктов и поезд «Санкт-Петербург-Воркута». Теперь нас 12, вместе с псом. Славная дюжина.

Котлас-Южный; стоим 45 минут; рынок, закупаем картошку, лук, чеснок; очень удобно и относительно дёшево.

13.08.2013 – Инта, нас встречают - УАЗ у перрона. Вездеходам ныне запрещён въезд в город. Получаем наш груз из багажного вагона, укладываем в УАЗ, места осталось для трёх человек, остальные - пешком. Через 40 минут мы у вездехода. Он в стадии текущего ремонта. Механик, «микрометром», забивает очередной палец в трак. Траки не просто изношены, а истёрты, если бы о ногах – то можно сказать «в кровь». Да и внешний вид «Корабля тундры» впечатляет, уж слишком «бывалый». Что-то с маслом. Подтягивают гусеницы, левая - не регулируется. Не выдержав спрашиваю – Можно ли грузиться, – Можно. Фото №1.

1. У 'Корабля тундры'.
№1 У "Корабля тундры"
Грузимся, вещи распределяем на верхней грузовой площадке, стараясь не испачкать их в масле. Закрываем накидкой, крепим верёвками. Механики сообщают – можно выступать, позавтракаем, найдём для вас «стол» и в путь. Принесли полированную дверь от шкафа, будет полированный стол. Крепим поверх рюкзаков. Расселись, на скамье – шестеро, на железе – трое. Двое, не считая Алтая, в трюм вездехода. Штурман Александр, обвешанный приборами GPS и Глонас, в кабину. Поехали, на скамье горячо, выхлопная труба, её диффузор, выходит под скамью справа, подошвы сапог плавятся. Постепенно все как-то утряслось, в буквальном смысле. Мелкий дождик. С накатанной дороги сворачиваем влево, в лесотундру. Колея здесь не зарастает, ходят часто.

Корабль наш идёт не спеша, спотыкается, что-то неладно в его чреве. Вот стал, устал? Нет, перегрелся, экипаж сгоняет нас с палубы, поднимает дверцы машинного отделения и что-то колдует. Через минут 40 – трогаемся, похоже, что просто остужали двигатель. Натужно воя и лениво загребая гусеницами, тянемся дальше, не покидает мысль – догребём ли? Недалеко от Лемвы – заглох. Процедура повторяется, только спускаться нам некуда, болото. Пока механики копаются в моторе, меняют масло, нас обходит такой же корабль. Он более новый, с рёвом проскакивает по левому борту, кричу – откуда, - Пермь, куда – на Восток, и скрылись за перегибом. Остановки стали чаще, стараются стать у воды, охлаждают ею масло. Осторожно ныряем с обрыва - Лемва. Фото №2.

2. Брод через Лемву.
2. Брод через Лемву.

Брод, затем по берегу вдоль неё и перекус. На очередном взлёте – дым из чрева корабля, всё, хана? Проветриваем, а где Алтай, неужели забыли на перекусе? Такое уже было на Хальмерю. Готовимся бежать назад, но Володя находит его в каюте аппарата, ошалев от чада, забился в какие то железки. Далее будет ехать с Александром, на штурманском месте. Видать не так сидим - пересаживаемся. Освобождаем место на скамье над диффузором. Оказалось верный ход - пошли бодрее, остановки через 50 минут на 20 минут. Только бы дотянул до места. Тундра, справа проглядывают горы. Фото №3.

3. Показались горы.
3. Показались горы.
Закат (Фото №4).
4. Закат в тундре.
4. Закат.
 
Речушка, по координатам это Левая Грубею, мелкая, надеюсь Правая Грубею полноводнее. Вот и брод через П. Грубею, справа стойбище, просим пройти вдоль реки вниз по течению. Леонид и я выпрыгиваем и идём вдоль берега, метров через 200 – стоянка! Стоять здесь долго, место должно быть удобное, просматриваем берег вниз по течению, нет - это лучшее.

Время в пути 12:20.

Стоянка №1. Координаты N 650 46' 21.762" E 610 42' 10.47".

Удачное место, ровная площадка, отличный вид на реку, но река – одни камни. Этот сад камней, более подходит для медитации, чем для сплава.

Строим катамараны, дело спорится. Рыбалка никакая, не клюёт в окрестностях. Голубики и черники много, грибов практически нет. Перспективы сплава всем ясны. Выход на гору Грубеюиз придётся заменить прогулкой к останцам в её окрестностях. В гору собирались пятеро, а что делать остальным? Трое - четверо суток. Была бы ещё рыбалка. Да и сил на выход в гору и последующее перетаскивание катамаранов может не хватить, а время, которое уйдёт на «сплав» до стрелки Правой и Левой Грубею, пока не прогнозируется. На прогулку.

Вышли, пытались пройти по следу нашего вездехода, угодили в болото. Стали забирать к берегу реки, здесь идти веселее. Стойбище у брода через П. Грубею, вероятно, зимнее. Фото №5.

5. В стойбище.
5. В стойбище.

Поднимаемся по дороге, на террасу над рекой; открылся вид на ГУХ (Главный Уральский Хребет) и гору Грубеюиз. Фото №6.

6. Гора Грубеюиз.
6. Гора Грубеюиз.
7. Мхи в предгорьях.
7. Мхи в предгорьях.
Видны две группы останцев; идём к более крупной, тем более что направление на неё почти совпадает с дорогой. Дорога уходит к перевалу «Харута», на Восточный склон Урала. Фото №8 и №9.
8. На останце.
8. На останце.

9. К перевалу Харута.
9. К перевалу Харута.

Осматриваемся, успокаиваемся, дорожная суета, и хлопоты постройки отступают.

Жаль, на Грубеюиз можно было бы абстрагироваться и восстановить душевное равновесие потрёпанное городским бытием. Но пора в лагерь. Бросаем взгляд на верховья реки и уходим. Фото №10.

10. Верховья р. Правая Грубею.
10. Верховья Правой Грубею.
Фото №11. Наш лагерь на стоянке 1.
11. Наш лагерь, стоянка 1.
11. Лагерь на стоянке 1.

Фото №12. Закат на стоянке 1.

12. Закат в верховьях П. Грубею.
12. Закат на стоянке 1.
Первый выход, всегда уйма неясных вопросов при погрузке; но постепенно всё улаживается. Фото №13.
13. Уточним диспозицию.
13. Уточним диспозицию.

В «береговую» группу вошли наши барышни и Александр, травма, полученная во время службы в СА, не позволяет, несмотря на горячее желание, принять участие в протаскивании катамаранов. «Сплавная» команда из семи бойцов; облепив первый катамаран, потащила его вперёд. Фото №14 и №15.

14. Начало сплава.
14. Начало сплава.

15. По воде аки по суху.
15. По воде аки посуху.

Пронеся метров двести, вернулись за вторым и протащили его к первому. Тяжело, но нет выбора, до стрелки придётся тащить. Первые падения в воду, потом уж всё равно, на эти мелочи не обращаешь внимания. Ко второму катамарану привязали плечевые лямки, низковат он, и нести его за жерди каркаса крайне неудобно. То ли дело первый - «Шаман» (его первый выход, с шампанским, был в окрестностях горы Шаман), изготовлен был для «тяжёлой» воды и мощных порогов, не раз выручал нас в них. Нужны только перчатки, трение рук о гондолы, при хвате за жерди каркаса, быстро стирает их. Береговая группа фотографирует и снимает видео, материала предостаточно. Иногда, при переходах от катамарана к катамарану, несколько кадров снимаю и я, но постепенно работа по перемещению тяжестей вытесняет всё остальное. При каждой остановке члены сплавной команды падают на катамараны или прибрежные камни. Фото №16, №17 и №18.

16. Просто некуда нам больше спешить.
16. Просто некуда нам больше спешить.

17. Что впереди?
  Фото №17. Что там впереди?

Откровенно тяжело, наверно постарели мы.

18. Умаялись.
Фото №18. Умаялись!

Дотянули до перекуса, площадок для стоянок – достаточно. Вдалеке видны скалы по правому берегу, это начало каньона. Фото №19. В бинокль вижу полку перед скалами, на полке – две «железяки».

19. Уж виден вход в каньон.
Фото №19. Виден вход в каньон.

Полагаю, в этом месте стояла база геологов. Если дотянем до неё, лучшего места нам не сыскать. После перекуса идётся тяжелее, сказывается усталость. Фото №20.

20. Чистая вода!
Фото №20. Почти «чистая» вода.

Вот уж рядом. Проходим порожек, чалимся к правому берегу. Выползаем из кустарника на откос – поляна, на ней «железяка», ближе к скалам ещё поляна, становимся!

Ходовое время от стоянки №1 до стоянки №2 – 4:05.

Стоянка №2 – координаты  - N 650 47' 50.838 61, E610 39' 10.308".

Прорубаем проход в кустарнике, разгружаемся, ставим лагерь. К «железяке» крепим стойки для тента, дождик не перестает, под тентом – кухня и обеденный стол. К ужину еле пришли в себя, завтра днёвка, осмотрим каньон.

После завтрака выходим на осмотр каньона, двое идут по берегу, остальные - по верху. На скалы ведёт старая тропа, первая терраса – остатки шурфов, брошенное оборудование, даты на шильдиках позволяют предположить, что остановка работ произошла в период «распада». Фото №21.

21. Шурфы и горы ГУХ.

Фото №21. Старые шурфы и горы ГУХ.

Пологий подъём и мы над каньоном. Вокруг тундра, цепь ГУХ на востоке. Фото №22.

22. Тундра над каньоном.
Фото №22. По тундре над каньоном.

Еле заметная вездеходка ведёт вдоль каньона на Запад. Идём по ней, мхи, ягодники и выводки куропаток, отгоняем, стараемся не наступить. Вездеходка уходит от каньона, идём напрямик к скалам каньона. Фото №23.

23. Начало каньона.

Фото №23. Начало каньона.

Из каньона – заяц, наши, идя понизу, подняли его с лёжки. Моросит дождик, нагулявшись вдоволь, вымокнув, поев ягод и набрав подосиновиков, идём в лагерь. Со скал видим, шеф-повар Юрий и дежурные уж ждут нас. Осмотр каньона понизу показал, что река и далее мелкая, много камней, по берегам скалы. Береговая группа стартует по правому берегу, далее по обстановке, коррекция по рации.

0023
Фото №24. Уходим со стоянки 2.

Вышли (фото №24), стало чуть легче, мест требующих протаскивания катамаранов всемером меньше, можно обойтись силами одного экипажа. Береговая группа сползла со скал правого берега, далее пойдут по левому, раз собрались – перекусили, передохнули, сверились с картами и пошли дальше. Фото №25 и №26.

0024

Фото №25. Береговая группа на марше.

0025
Фото №26. Каньон.

Местами можно уже идти на весле. Фото №27 и №28.

0026
Фото №27. Каньон в дождь.
0027
Фото №28. Порожек в каньоне.

В суете протаскивания головы не поднять, на берега не глянуть, так и уткнулись в снежник. Координаты снежника N 650 47' 58; Е610 36' 48".

Ныне это редкость на берегах рек Полярного Урала, глобальное потепление. Вызов от «береговой» группы, вышли на старую вездеходку, пока она идёт вдоль реки, но понемногу сворачивает влево. Точно, на карте она есть, и где-то в этом месте должна уходить к Левой Грубею. Пока переговаривались и щупали снег, отдохнули, пришли в себя, и вовремя, не успели пройти немного – порог! Фото №29.

0028
Фото №29. Порог.

Координаты порога - N 650 49'03”; Е610 33' 35".

Категория – третья, рабочий слив – под правым берегом, заход осложнён продолговатым камнем, похожим на крокодила в засаде. Правым бортом вдоль него, вправо, влево, слив косой, за порогом – метров 150 быстротока и второй порог, категория 3. Один катамаран прыгал по центру, «Шаман» в правый слив, с выносом правой гондолы на гладкие скалы. Это самое сложное место в каньоне. Оживление от препятствия быстро погасло, опять тащимся по мелководью, пора становиться, мест много, нет только подходящего. Но вот слева симпатичная скала, на правом полка, беглый осмотр - становимся!

Ходовое время от стоянки 2 до стоянки 3 - 4:10.

Стоянка №3. Координаты N650 49' 5.658"; E610 31' 13.02". Фото №30.

0029
Фото №30. Стоянка 3. 
Отличное место, один вид на скалу, протянувшуюся по левому берегу метров на 100 восстанавливает душевное равновесие после тяжёлого дня. Утром же, освещённая восходящим солнцем, скала просто великолепна. Фото №31.
Решаем сходить вверх по реке, к порогам. В пылу борьбы некогда было оглядеться, пройдёмся, посмотрим. Вторая группа пойдёт вниз, к стрелке. Судя по координатам, она недалече. Остальные будут шить, и клеить катамаран, изодрали о штыки П. Грубею.
0035
Фото №31. Скала утром.

После обеда собрались; река у порогов понравились, жаль на «сплаве» было не до созерцания. Кроме того здесь был пойман первый хариус, даже сфотографировать не успели, разделали под малосолку. Вторая группа принесла, как водится, две новости. Первая, плохая – до стрелки характер реки прежний. Вторая, хорошая – до неё недалече, около часа тяжёлой работы. На стрелке много старых вездеходных следов, бочка для копчения (ржавая) и обрывки сетей (китайских), браконьеры. От стрелки можно сплавляться полными экипажами.

0031
Фото №32. Выход от стоянки 3.

Береговая группа ушла по тропе правого берега, за ними потащились и мы, по реке. Фото №32, №33 и №34.

0032
Фото №33. Идём к стрелке.
0033
Фото №34. Здесь только переносить!

Ходовое время от стоянки №3 до «стрелки» - 1:05. Координаты «стрелки» - N 650 51'15”. Е610 26' 26". Фото №35.

Левая Грубею раза в два раза маловоднее Правой. Под скалой правого берега – бьёт рыба, но, увы, не ловится. Прощальный взгляд на гору Грубеюиз и уходим. Фото №36.

0034
Фото №35. Стрелка рек Левая и Правая Грубею.
0035
Фото №36. Прощай Грубеюиз!

Пошёл мелкий дождик, но настроение нам не подмочить. Расселись по катамаранам, согласно штатного расписания, и пошли на весле!

Только разогнались – 0:35 сплава, слева две скалы, метров в 50 друг от друга, на правом берегу следы стоянки. Хорошее место, но только стали на воду, пропускаем. Опять скала по левому берегу, на правом, метрах в 100, полка. Прогулялся, за полкой громадная живописная поляна, за поляной озеро, за сказочным озером скалы коренного правого берега. Фото №37. Ну что ещё нам искать!

0036
Фото №37. Сказочное озеро.

Ходовое время от «стрелки» до стоянки №4 - 1:55.

Стоянка №4. Координаты N 650 51' 15.066"; Е 610 26' 26.556".

Становимся, разбиваем лагерь, определяем место для бани. Леонид рыбачит у переката, сквозь пелену дождя вижу; тащит хариуса, затем второго. Не выдержав бросаюсь ему на помощь, пока спешил, он вытянул ещё штук пять. Леонид - уж не клюёт, всех выловил. – Ну, хоть согреюсь, отвечаю. – Нет, это я пойду греться и убыл. Да, клёв стал вялый, но добыл, таки, пару. Кричат – ужин! Плетусь в лагерь, но по берегу уже не пройти, вода поднялась, пришлось лезть через кустарник. Ужин стынет на столе, все бурчат, сколько можно ждать, малосолка давно готова, сегодня же праздник – первый день «на весле»! Вяло отбиваюсь, трясу хариусами – рыба будет завтра – отвечают дружно.

Утром, не успели протереть глаза, Вика и Леонид уж с рыбалки, завидный улов – девять хариусов! Будет и уха, и жареная рыба, и расстегаи! Топится каменка, жарится рыба, готовятся расстегаи. Фото №38, №39, №40 и №41.

0037
Фото №38. Жарятся хариусы.
0038
Фото №39. Готовятся расстегаи.
0039
Фото №40. Жарятся расстегаи.
0040
Фото №41. Топится каменка.

Прогуливаемся по поляне. Выйти на скалы коренного правого берега не смогли, больно глубокое оказалось сказочное озеро. Баня готова, паримся в три смены, уже «чистые» - лепят и жарят расстегаи. Хорошо… Расходимся на рассвете.

Вялые сборы после бани, отваливаем, наконец.

Перекаты, порожки, красивые скалы по левому берегу. Фото №42 №43.

0041
Фото №42. Рыбалка и отдых у скал.
0042
Фото №43. Скалы Грубею.

Порог, идём с наплыва, симпатичное место, его координаты N650 52' 53.1"; Е610 26' 41.898". Фото №44.

0043
Фото №44. Порог на Грубею.
0044
Фото №45. Сиреневая скала.

Пошли острова, проходы очевидны. Места для стоянок есть, но не везде. Но «режимное» время всё ближе. Вот справа уютный остров, чалимся. Нормальная стоянка.

Ходовое время от стоянки №4 до стоянки №5 - 3:30.

Стоянка №5, фото №46. Координаты N 650 55'26”; Е610 27' 59".

0045
Фото №46. Стоянка на острове.

Чуть в глубине – бурелом, лёжки крупных животных, наверно медведей. На ужин – рыба пойманная «на ходу» и грибы.

Вновь по левому берегу разноцветные скалы, но карты говорят, что скоро они пропадут и река приобретёт почти равнинный характер. Но пока любуемся на скалы Грубею. Фото №47, №48 №49.

0046
Фото №47. Отдых у скал.
0047
Фото №48. Фиолетовые скалы.
0048
Фото №49. Чёрные скалы.

Пасмурно, иногда набегает дождик. Устраиваем промежуточные стоянки для разминки и рыбалки, клёв плохой, вода всё поднимается. Скалы левого берега заканчиваются невысокой террасой с поляной. За поляной вверх по скалам – тайга. Становимся.

Ходовое время от стоянки №5 до стоянки №6 - 3:50.

Стоянка №6. Координаты N650 57' 10.278"; E610 29' 52.524". Фото №50.

0049

Фото №50. Стоянка 5, дождь.

Ставим лагерь, рыбаки суетятся – ищут что-то. Оказывается, на предыдущей проходной стоянке, забыли ящик с блеснами и т.п. Завтра надо вернуться и найти.

Утренняя прогулка по тайге, за прибрежным буреломом - светлый берёзово-лиственничный лес, обилие брусники, грибы. Фото №51.

0055
Фото №51. Вход в тайгу сквозь бурелом.

На одной из берёз – кап, спиливаем. После завтрака разбредаемся, рыбаки за забытым снаряжением, грибники за грибами. Я же на рыбалку, ниже стоянки, в начале скал по правому берегу, в русле камень. Возле него и попытаю счастья. Первый заброс – тотчас удар, есть! Вывожу, крупный хариус, однако. Но это всё, больше ударов нет, меняю блесны, пробую мушки, всё напрасно.

Собрались у стола, взвешиваем рыбку - 1555 гр.

0051
Фото №52. Хариус «1555».

Коробку со снастями нашли, грибов – не съесть нам столько, часть будем мариновать. Сыпет дождик, варится борщ, маринуются и жарятся грибы, напиток «брусничный» уж давно готов. Из рыбки быстро приготовили хариус в остром соусе. Всё готово, дождик прошёл, вышла радуга, день удался на славу.

Прибрав стоянку выходим. Проходим скалы правого берега, далее, судя по карте, только обрывы. Фото №53.

0052
Фото №53. Скалы правого берега Грубею.
0053
Фото №54. У обрыва.

Через 0:40 и обрывы почти исчезли, начались протоки в зарослях. Крадёмся по ним, местами, в зонах заломов, проводим вдоль берега на руках. После очередной протоки выскакиваем к старой стоянке, на краю берега, остатки каменки, за ней, в реке - улово. Пока мы наблюдали за выходом катамарана из протоки, Наташа быстро вываживает из улова хариуса за хариусом, присоединяемся, великолепный клёв.

0054
Фото №55. Клёвое место.

Но всё хорошее заканчивается. Перекусываем и идём дальше.

0055
Фото №56. Перекус.

Некоторые протоки перегорожены упавшими деревьями, прорубываемся.

0062
Фото №57. Прорубились.

Вечереет, поглядываем на берега в поисках стоянки, вот слева поляна, на ней заяц, пялится на нас. Чалимся, заяц – в лесок. Осматриваем поляну, отличная будет стоянка, да и баню пора повторить.

Ходовое время от стоянки №6 до стоянки №7 – 5:20.

Стоянка №7. Координаты N660 03' 23"; E610 31' 04". Фото №58.

Поиски зайца не удались, зато попались рябчики. Рядом, по прямой один км, старица Лемвы, завтра сходим на неё, а пока готовим ужин: хариусы, рябчики и песни народов Севера у костра.

0057
Фото №58. Стоянка 7.

Пока топили каменку, вернулись Вадик и Леонид. Вылазка к Лемве удалась, окуни, щука и утки. Окуни и щука в коптильню, из уток – похлёбка. И баня!

0058
Фото №59. Окунь.
0059
Фото №60. На стоянке 7.

Трапезу заканчивали уж в темноте, вдруг небо озарилось вспышками, да это Полярное сияние! Успели поставить штатив, несколько кадров получилось. Отличная вышла стоянка!

0060
Фото №61. Полярное сияние.
0061
Фото №62. Сияние Полярное.

Вышли и сразу попали в протоки, завалы и заломы, не идём, а крадёмся, всё просматриваем с берега. Фото №63.

0062
Фото №63. Проводка в протоке Грубею.
0063
Фото №64. В поисках Лемвы.

Лемвы всё нет! В очередной протоке – утиный выводок, стоит посреди реки, не уходит. Мы замерли, но катамаран подносит течением всё ближе, стоят как вкопанные. Ба, да его пасут два коршуна, один выше по течению, второй ниже. Фото №65.

0064
Фото №65. Коршун на охоте.

Впервые вижу такую групповую охоту. Выстрел в зенит, - стервятники в небо, - утки в прибрежную траву. Наверно, в благодарность за спасение, протока распахивается – Лемва! Простор, дождь и встречный ветер! Наш «Шаман» сильно парусит. Несмотря на попутное течение, сносит назад, чалимся и идём бичевой. Через некоторое время Лемва поворачивает, ветер теперь боковой, на весло! Прячась в тени берега, идём весьма ходко. Хороших стоянок нет, и когда вышло регламентное время становимся на песчаной поляне левого берега.

Ходовое время от стоянки №7 до стоянки №8 – 2:50.

Стоянка №8. Координаты N660 08' 25" E610 34' 54". Фото №66.

0065
Фото №66. Стоянка 8.

Идёт дождь, с трудом, в ближайшем лесочке, находим пару сушин.

Утром – ясно. Вышли, справа старица, блесним - пусто. По берегу старицы – тропа, идём, выходим к бунгало. Не зимовье, а именно легкомысленное бунгало, летняя фанерная постройка. Чисто, уютно, интерьер рыболовно-охотничий.

Заходим ещё в несколько стариц, блесним на перекатах и в заводях – пусто. Справа устье р. Харута. Фото №67.

0066
Фото №67. Устье реки Харута.
0074
Фото №68. Подход к избе «Харута».

Вадик правит к левому берегу, там ниже, должна быть изба. Он бывал здесь с ушедшим от нас Ильичом, сплавлялся по Харуте. С воды изба не видна. Беседка на берегу, чалимся. За беседкой, метрах в тридцати, изба.

0067
Фото №69. Изба «Харута».
0068
Фото №70. Алтай досматривает избу «Харута».

Старая, но ухоженная. Скромный интерьер зимовья, чисто и опрятно. Фото №70. Перекусываем в беседке, греемся на солнышке. Выходим, хорошо идётся в ясную погоду, продолжаем пытать рыбацкого счастья, напрасно. Погода неустойчива, вода всё прибывает, вот опять накрыло нас дождём. Так в дождь и пришли к устью р. Пага. Фото №71. За устьем, на высоком правом берегу – изба, хорошо видна с воды. Становимся.

Ходовое время от стоянки №8 до стоянки №9 – 5:20.

Стоянка №9. Координаты N660 17' 50.442"; E610 50' 33.732".

0069
Фото №71. Устье реки Пага.

Изба «Пага» срублена, видать, недавно, Вадик говорит, что ранее здесь стояла изба более древняя, чем изба «Харута». Фото №72.

0070
Фото №72. Изба «Пага». Стоянка 9.

В избе образцовый порядок (для зимовья), печь; проверили – работает. Фото №73.

0071
Фото №73. Интерьер избы «Пага».

Дождь, решаем ночевать в избе. Заготавливаем дрова, не брать же хозяйские. Территория у избы ухожена, стол, чурбаки для сидения, стационарный туалет, баня и амбар. Пока готовится ужин, топим печь, готовим спальные места, собираем грибы и ягоды.

0072
Фото №74. У избы «Пага».

Грибов много, будем жарить, и мариновать в дорогу.

Утром – пасмурно, иногда сыпет дождик.

Оставив в избе коптильню, мясорубку и продукты – отваливаем, слева крутые обрывы Лемвы, скоро посёлок Епа. Когда то, очень давно, был я в нём, маршрут Кожим – Лемва.

Идём ходко. Фото №75, №76, №77 и №78.

0073
Фото №75. Сплав в дождик.
0073
Фото №76. На «Шамане» всё нормально.
0075
Фото №77. Обрывы Лемвы перед пос. Епа.
0076
Фото №78. Алтай невозмутим.

На правом берегу, видны избы Епы. До неё ходу, от Паги – 1:10.

0077
Фото №79. Посёлок Епа.

Чалимся ниже посёлка. Посёлок закрыт, используется как дачный жителями посёлка Абезь. С высокого берега Епы уже работает мобильная связь.

Сообщив друзьям и родным свои новости – уходим. Моторок, для доставки в Абезь нет, сенокос и непогода. Река понемногу расширяется, вот и устье Юньяхи. Фото №80.

Ходовое время от стоянки №9 до стоянки №10 – 6:10.

Стоянка №10. Координаты N660 27' 33.546"; E620, 1' 7.206". Фото №81.

0078
Фото №80. Устье реки Юньяха.
0079
Фото №81. Стоянка 10.

Становимся на левом берегу, далее стоянки реже и хуже.

Стоянкой пользуются часто. Всё вытоптано вездеходами. Топливо есть, но не рядом. Дождь, ветер, снежные заряды.

Пасмурное утро, нам остался переход до Абези по большой воде.

Выходим в Усу – ветер встречный, впрочем, других в конце маршрута и не бывает, холодный дождь. Еле выгребаем и GPS не помогает. Фото №82 и №83.

0080
Фото №82. Вышли в реку Уса.
0081
Фото №83. Далеко ль до Абези?
0082
Фото №84. По левому берегу – деревня Абезь.

Перед посёлком «станция Абезь» деревня Абезь. Она на левом берегу, стада коровок мёрзнут под дождём, мысль – испить молочка не вдохновляет, зуб на зуб не попадает. Перегребаем Усу, подходим к лодочной стоянке, на берегу уже суетятся легковые машины с прицепами – кому на ж/д станцию? Пока разбираем катамараны, выглядывает солнце, всё сразу становится чудесным, обсыхаем, грузимся, два рейса, каждый по 500 руб.

Это финиш, стоянка №11. Ходовое время от №10 до №11 – 5:10.

Координаты N660 31' 5.268"; E610, 44' 58.644". Фото №85, №86 и №87.

0083
Фото №85. Лодочная станция пос. Абезь.
0084
Фото №86. Берег пос. Абезь.
0085
Фото №87. Погрузка.

Груз на машинах – мы пешком. Вот и станция, голый перрон, укрытий нет, навеса нет, касс нет. Хорошо хоть солнце опять выглянуло.

0086
Фото №88. Тротуар ведёт к станции Абезь.

Короткая прогулка по Абези, фантазия, изобретательность и тяга к красоте, отдельных её жителей, вдохновляет; будущее за ними. Фото №89, №90 и №91.

0087
Фото №89. Живописный домик.
0088
Фото №90. Теплица.
0089
Фото №91. Вот такая улица в Абези есть.
0090
Фото №92. А вот и комплекс Газпрома.

Поезд Воркута – Москва в 21:07. Только в общий вагон, с креслами. И только до Инты, билеты в вагоне.

Переупаковываемся, готовим чай; дрова для костра – за сараюшками. Дождь, укрываемся под куцым козырьком сараюшки.

0091
Фото №93. Станция Абезь.

Поезд, посадка - штурм вагона. Пропускаем местных, в основном барышни и дети, отсекаем нетерпеливых туристов, и вот мы в вагоне.

1.09.2013 – Инта, ночь. Фото №94.

0092
Фото №94. Опять город Инта.

Билеты на поезд «Воркута-Санкт-Петербург» - только купейные ≈ 6000,00 руб., уходит в 1:57.

Поезд, дополнительный, «Воркута-Москва» уходит в 3:35.

Выводы.

Маршрут соответствует 2 к.сл.

Сплав ≈ 150 км. Из них: Грубею, включая и Пр. Грубею, ≈ 70 км. Лемва ≈ 80 км.

Основной интерес представляет, конечно, реки Правая Грубею и Грубею. Лемва – река схода с маршрута.

Посёлки, Епа и Абезь, - заметен регресс, по сравнению с периодом до «распада»; бывали в сём районе в 1977, 1997. В отличие от аналогичных посёлков Восточного склона Урала, где очевиден прогресс.

Справочная информация.

Расходы на одного участника, из одиннадцати, пёс – не в счёт.

Статья расхода

грн.

руб.

Проезд Киев - Питер

750,00

0,00

Проезд Питер - Инта

 

3000,00

Еда в пути

 

500,00

Вездеход

 

5454,55

Питание в походе

2893,00

Моторка Епа - Абезь

 

0,00

Поезд Абезь - Инта

 

200,00

Еда в пути

 

500,00

Поезд Инта - Москва

 

3000,00

Переезд Ярославский - Киевский

 

166,67

Багаж, хранение

 

200,00

Еда в Москве

 

500,00

Поезд Москва - Киев

 

1830,00

Итого

750,00

18244,21

 

Карты:

1:200000 – Q-41-19-20.

1:100000 – Q-41-75-76; Q-41-51-52; Q-41-63-64.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте