Появился замысел пройти Полярный Урал до Байдарацкой губы и выйти к Бованенковской ж. д. На Полярном Урале наша группа была впервые.
Станция Собь - г. Ханмей - р. Харбей - р. Лонготъеган - р. Немуръеган- оз.Хадатаёганлор - рад. вер. 1343 - оз. Бол. Щучье - р. Бол. Кара - оз. Очеты - рад. Нгэтенапэ - р.Очетывис - дорога на Воркуту.

Начало похода. Станция Собь. Гора Ханмей.

31 июля. Едем в поезде Новороссийск - Воркута. Погода ясная, не жарко. Вчера весь день шёл дождь. Прогулялись по Кирову. Город оставил хорошее впечатление - чистый и не шумный. Докупили продукты. Рюкзаки оказались очень тяжёлые, не менее 30 кг. Надо тщательней подходить к выбору снаряжения. Дима в поезде поговорил с вахтовиками, пытаясь выяснить о существовании дороги от Воркуты до Байдарацкой губы, но далее моих предположений выяснить не удалось. Скорее всего, дорогу до побережья тянут и думаю довели до Константинова Камня.

1 августа. Приехали на станцию Сейда. Шёл мелкий дождик и было 4 градуса. Оставив спутников в уютном зале ожидания, обследовал окрестности. Справа от ж. д. несколько домиков, 2 вездехода, пара больших катеров и спуск к реке Уса.
На станции Сейда
Слева от ж. д. - база с новыми трубоукладчиками, Уралами - вахтовками, Уралами - трубовозами. В 13-30 часов на поезде Воркута - Лабытнанги, курсирующий каждый день, продолжили поездку. В 18 часов вышли на станции Собь.
Начало похода
Пошли по полотну ж. д. на восток и через 1 час 45 мин остановились ночевать на берегу реки Собь.

2 августа. Река Собь - р. Большой Ханмей.
Ночью поморосил дождик. Ясно, 8 градусов. В 9 часов пошли в верх по узкой заросшей долины ручья Валунный. В округе растёт карликовая берёзка, ольха, лиственница, кусты ивы. Под ногами разнотравье - гусиная шейка, купавка, золотой корень, много зонтичных.
Долина ручья Валунный
Пробежал заяц. Иногда встречается тропа со следами оленей. Днём потеплело до 14 градусов. По ручью Ленька - Шор вышли к реке Большой Ханмей. Вдоль берега идёт грунтовка.  Вброд перешли реку чуть выше впадения ручья Ханмейшор и в 17-40 остановились на ночёвку. Днём слегка покусали комары и мошки. Пару раз капал дождик. Если до конца похода будет такая погода и столько гнуса, то было бы замечательно.

3 августа. Река Большой Ханмей -исток ручья Правый Ханмейшор.
Утром небо затянуто облаками, 4 градуса. Вышли в 9-20 по ручью Правый Ханмейшор. В густых кустах Дима потерял коврик. Потерю обнаружили перед обедом. Во время обеда поморосил дождик. В верховье ручья путь пролегает по руслу через каньон. За поворотом ручья на восток вышли к мощному снежнику и вскоре остановились на ночёвку.
На ручье Правый Ханмейшор.
Сходил на разведку к перевалу через Ханмейский хребет между вершинами 1313 и 1148. Оценил перевал как 1а к.с. Ручей - же уходит вглубь хребта под вершину 1313. Вечером пролетает водяная пыль, 4 градуса.
На Хребте Ханмей
Играю с Андреем партию в шашки, слушаю на плеере музыку.

4 августа. Исток ручья Правый Ханмейшор - г. Ханмей.
Утром 4 градуса. Вышли в 9 часов. На перевал поднимаемся по средней осыпи 300 - 400 метров с максимальной крутизной 30 градусов. На широкую седловину вылезли в 10-40. Наверху нашли тур, в который вложили записку. Спускаемся по заваленному снегом ручью Малый Ханмей в окружении красивейших гор частично закрытых облаками и туманом. После обеда вылезли на склон горы Ханмей и побрели в сторону вершины.

По ручью Малый Ханмей.
На склоне горы 1259.
В 19 часов поняв, что сегодня на вершину не подняться остановились на ночлег. Нежно жёлтым и сочно зелёным осветилась долина реки Харбей.

5 августа. Г. Ханмей - р. Харбей.
Сильный ветер, облака, туман, 4 градуса. Завтрак готовили в палатке. В тумане подошли к крутому и длинному снежнику, который начинался из - под вершины и тянулся до низа. Оставил рюкзак, поднялся на ближайшую возвышенность и неожиданно оказался на вершине Ханмей. Подошли Андрей и Дима. Ветер разогнал туман и облака, открыв потрясающий пейзаж.
Вид с вершины г. Ханмей на запад.
На вершине г. Ханмей
Вершина - нагромождение камней высотой 5 метров со сломанной триангуляционной вышкой. Рядом большой череп какого-то копытного животного. На запад от вершины уходит плато 100 - 200 метров. Подниматься на Ханмей можно с разных сторон. Сложность подъёма 1а- 1б. Нашли записку туристов из Калужской области за 2008 год. Спускаемся по снежнику на ручье Скалистый. Внизу луга с изобилием цветов и травы. Вышли к реке Харбей рядом с посёлком. Среди густого кустарника установили палатку. Место уютное с изобилием зайцев. Дима ушёл в посёлок, я же решил порыбачить. Больше часа ходил вдоль реки, но нашими блеснами хариусов не соблазнил. Со стороны посёлка иногда раздаются громкие хлопки. Ночью наслаждаемся видом окружающих гор.