Подготовка.
Идея сходить на р. Кару родилась давным-давно, после просмотра одного из отчетов. Запомнился нереальной красоты белый каньон, тундра и какая-то запредельная для тогдашнего нашего уровня сложность препятствий. Поскольку мы и по озеру-то на «тайменях» с трудом плавали, поход на Кару пришлось отложить на неопределенный срок. Но хотелось очень, и каждый год во время обсуждения походов звучала фраза «Надо сходить на Кару».
Наконец «надо» превратилось в уверенное «идем», и я засела за подготовку маршрута. Но быстро выяснилось, что не всё так радужно, как хотелось бы, особенно с заброской-выброской. Во ВСЕХ отчетах, которые я смогла найти, даже в более-менее «свежих», группа в конце маршрута попадала в серьезную зависимость от транспорта: вездеходы ломались, не приходили к назначенному сроку, а то и вовсе не приезжали, большинство водителей отказывались ехать так далеко за любую сумму. От поселка Усть-Кара (места, где Кара впадает в море) до Воркуты полных 2 дня вездеходного пути, если он не сломается или не застрянет. Чтобы вообще попасть домой, группам приходилось вызывать вертолет, стоимость которого для нас пятерых - даже обсуждать не хочется. Не говоря уже о том, чтобы ВОВРЕМЯ успеть попасть домой :) Это категорически не устраивало, т.к. опаздывать на работу мне нельзя ни при каких обстоятельствах. Пришлось искать альтернативные варианты.
Оказывается, сама по себе Кара – не такая уж и сложная как представлялось когда-то река, скорее равнинного типа, с несколькими локальными препятствиями и несколькими же локальными «красотами» вроде Беломраморного каньона и порога Буредан. Чтобы повысить категорию, упростить заброску, а может быть поменьше грести, группы сплавляются по разным ее притокам, но все они неизбежно оказывались в Усть-Каре… Мы решили сделать по-другому. Начав сплав по Каре от моста, после Беломраморного каньона уйти вверх на Нярмаяху, далее волок на озера Нгосавэйто, откуда вытекает Нгосавэйяха, и впадает в Карское море возле острова Торасовэй. Немного пройдя по морю, попадаем на КС «Ярынская» - газпромовскую базу на берегу Карского моря, до куда тянут газопровод через всю тундру. Дорога – хорошая отсыпка, с бетонными мостами, и ездит туда обыкновенная колесная техника, правда обладающая пропуском на частную территорию. Даже если нас не смогут подобрать «попутки», то вызвать машину на этот конечный пункт назначения – на порядок дешевле, чем вездеход в Усть-Кару.
В этом варианте конечно есть недостатки – мы не увидели Верхнекарский каньон, а Нярмаяха впадает в Кару выше знаменитого водопада «Буредан». Зато так получилось более полно изучить район, увидеть сразу несколько рек, озёра, сплавиться по практически неизвестной Нгосавэйяхе и главное попробовать, каково оно – на байдарках по Карскому морю. Ну а заброска и выброска – сплошные плюсы. Тем более, что нам удалось уехать из конечного пункта в вечер прибытия, и совершено бесплатно))
Только одна группа (во всяком случае больше в интернете нигде не встретилось ничего похожего) до нас совершала подобный переход – воскресная школа прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в Жиздре. Их отчет находился на странице http://hram-pokrov.ru/karaot.html , но сейчас к сожалению удален. Большое спасибо руководителям: Гипп Константин, Снегирев Александр за предоставленную информацию! Шли они на катамаранах, но Нгосавэйяха оказалась довольно узкая и мелкая, и с катамараном пришлось помучиться. Кроме того, такой маршрут был выполнен за 3 недели, нам же необходимо было уложиться в две! Никакого точного описания препятствий этой реки конечно нигде не было, и то, что нас ждет мы представляли приблизительно.
Для сокращения времени сбора-разбора судов и чтобы избежать трудностей предыдущей группы, мы взяли надувные байдарки «Щука», «Рафтмастер» и даже сделали «тундровую телегу», с помощью которой надеялись облегчить перемещение груза по тундре. Готовились к жести, трудным «четверочным» порогам... Но реальность превзошла все представления))) Почти 2 месяца над тундрой стояла аномальная жара (более 25-27 градусов в заполярье!), солнце палило, осадков не было и все реки Полярного Урала обмелели настолько, что даже в широкой и могучей Каре не было воды, а в притоках и мелких речках – тем более! Если предыдущая группа испытывала трудности с катамараном, то нам даже узкие и юркие байдарки приходилось продирать волоком по практически сухому руслу… Несчастная КНБ «Маринка» к концу похода держалась на честном слове и выглядела как одна сплошная заплатка. Единственная радость – мошка и комары похоже тоже подохли J
Облегчить ношу тоже не удалось, тундра поглотила инженерную мысль и в густых зарослях низкорослых деревьев всячески отторгала от себя все попытки механизации.
Река Нгосавэйяха. Где же вода ??