На байдарках к Карскому морю, р. Кара, Нгосавэйяха

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Водный поход 3 к.с. по рекам Полярного Урала и Карскому морю в 2013 году. Дневник-отчет.
Общие сведения о походе. 
Про маршрут, заброску, природу и реки.
Подготовка.

Карские Белые стены Карские Белые стены
Карский Беломраморный каньон Карский Беломраморный каньон
Карский прибой. Карский прибой.
На склонах - полным-полно голубики На склонах - полным-полно голубики
Тундра - его стихия Тундра - его стихия
По тундровой глади тележка едет! По тундровой глади тележка едет!

    Идея сходить на р. Кару родилась давным-давно, после просмотра одного из отчетов. Запомнился нереальной красоты белый каньон, тундра и какая-то запредельная для тогдашнего нашего уровня сложность препятствий. Поскольку мы и по озеру-то на «тайменях» с трудом плавали, поход на Кару пришлось отложить на неопределенный срок. Но хотелось очень, и каждый год во время обсуждения походов звучала фраза «Надо сходить на Кару».

    Наконец «надо» превратилось в уверенное «идем», и я засела за подготовку маршрута. Но быстро выяснилось, что не всё так радужно, как хотелось бы, особенно с заброской-выброской.  Во ВСЕХ отчетах, которые я смогла найти, даже в более-менее «свежих», группа в конце маршрута попадала в серьезную зависимость от транспорта: вездеходы ломались, не приходили к назначенному сроку, а то и вовсе не приезжали, большинство водителей отказывались ехать так далеко за любую сумму.  От поселка Усть-Кара (места, где Кара впадает в море) до Воркуты полных 2 дня вездеходного пути, если он не сломается или не застрянет.  Чтобы вообще попасть домой, группам приходилось вызывать вертолет, стоимость которого для нас пятерых - даже обсуждать не хочется. Не говоря уже о том, чтобы ВОВРЕМЯ успеть попасть домой :) Это категорически не устраивало, т.к. опаздывать на работу мне нельзя ни при каких обстоятельствах. Пришлось искать альтернативные варианты.

    Оказывается, сама по себе Кара – не такая уж и сложная как представлялось когда-то река, скорее равнинного типа, с несколькими локальными препятствиями и несколькими же локальными «красотами» вроде Беломраморного каньона и порога Буредан. Чтобы повысить категорию, упростить заброску, а может быть поменьше грести, группы сплавляются по разным ее притокам, но все они неизбежно оказывались в Усть-Каре…  Мы решили сделать по-другому.  Начав сплав по Каре от моста, после Беломраморного каньона уйти вверх на Нярмаяху, далее волок на озера Нгосавэйто, откуда вытекает Нгосавэйяха, и впадает в Карское море возле острова Торасовэй. Немного пройдя по морю, попадаем на КС «Ярынская» - газпромовскую базу на берегу Карского моря, до куда тянут газопровод через всю тундру. Дорога – хорошая отсыпка, с бетонными мостами, и ездит туда обыкновенная колесная техника, правда обладающая пропуском на частную территорию. Даже если нас не смогут подобрать «попутки», то вызвать машину на этот конечный пункт назначения – на порядок дешевле, чем вездеход в Усть-Кару.

    В этом варианте конечно есть недостатки – мы не увидели Верхнекарский каньон, а Нярмаяха впадает в Кару выше знаменитого водопада «Буредан».  Зато так получилось более полно изучить район, увидеть сразу несколько рек, озёра, сплавиться по практически неизвестной Нгосавэйяхе и главное попробовать, каково оно – на байдарках по Карскому морю. Ну а заброска и выброска – сплошные плюсы. Тем более, что нам удалось уехать из конечного пункта в вечер прибытия, и совершено бесплатно))

    Только одна группа (во всяком случае больше в интернете нигде не встретилось ничего похожего) до нас совершала подобный переход – воскресная школа прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в Жиздре. Их отчет находился на странице http://hram-pokrov.ru/karaot.html , но сейчас к сожалению удален. Большое спасибо руководителям: Гипп Константин, Снегирев Александр за предоставленную информацию!   Шли они на катамаранах, но Нгосавэйяха оказалась довольно узкая и мелкая, и с катамараном пришлось помучиться. Кроме того, такой маршрут был выполнен за 3 недели, нам же необходимо было уложиться в две! Никакого точного описания препятствий этой реки конечно нигде не было, и то, что нас ждет мы представляли приблизительно.

    Для сокращения времени сбора-разбора судов и чтобы избежать трудностей предыдущей группы, мы взяли надувные байдарки «Щука», «Рафтмастер» и даже сделали «тундровую телегу», с помощью которой надеялись облегчить перемещение груза по тундре. Готовились к жести, трудным «четверочным» порогам...  Но реальность превзошла все представления))) Почти 2 месяца над тундрой стояла аномальная жара (более 25-27 градусов в заполярье!), солнце палило, осадков не было и все реки Полярного Урала обмелели настолько, что даже в широкой и могучей Каре не было воды, а в притоках и мелких речках – тем более! Если предыдущая группа испытывала трудности с катамараном, то нам даже узкие и юркие байдарки приходилось продирать волоком по практически сухому руслу… Несчастная КНБ «Маринка» к концу похода держалась на честном слове и выглядела как одна сплошная заплатка. Единственная радость – мошка и комары похоже тоже подохли J 

    Облегчить ношу тоже не удалось, тундра поглотила инженерную мысль и в густых зарослях низкорослых деревьев всячески отторгала от себя все попытки механизации.  

Река Нгосавэйяха. Где же вода ??
Река снова исчезла в камнях...
Заброска.

Газель от "воркуты-тур", забросившая нас на Кару. Газель от "воркуты-тур", забросившая нас на Кару.
Чумы и олени. Устье Нярмаяхи Чумы и олени. Устье Нярмаяхи
База промысловиков База промысловиков
База геологов на входе в верхний каньон База геологов на входе в верхний каньон

    Тундра в районе путешествия - вовсе не такое безлюдное место, каким оно обычно представляется. Из-за строительства газопровода по дороге за горами Полярного Урала движение не останавливается ни днем ни ночью, носятся «уралы» «камазы», «газели» и даже кроссоверы, пыль с дороги просматривается за многие километры, а гул дороги покинул нас только на второй день.  На озерах Нгосавэйто можно было разглядеть огни вышки, но связь (билайн и мегафон) тем не менее не ловила. На Нгосавэй-Яхе попадались и оленеводы, и геологи.

    Несмотря на "людность", в МЧС  стоит зарегистрироваться, лишним не будет. (Тел Воркутинского спасотряда  8(82151)3-14-44) .    

    Забрасывала нас до моста через Кару газель от «Воркута-тур» (putnik@vorkuta-tour.ru +79121773795), за 15000, а до слияния Большой и Малой Кары + еще столько же на вездеходе «странник».  В конечной точке маршрута - КС (компрессорная станция) Ярынская в 20 часов вечера закрывается смена, и ее увозят на «Уралах-вахтовках».  Если есть свободные места, договориться о посадке на такую «вахтовку» можно на КПП, который стоит в 8 км.  от строений вертолетной площадки на берегу Карского моря. На протяжении этих восьми км, пока мы шли пешком, попутного транспорта не попадалось. Вахтовки обычно ездят не до Воркуты, а до «перевалочной базы» где-то на полпути, а там уже можно договориться со след. машиной, идущей в город.

    Дорога от места антистапеля до платформы Воркута заняла у нас 12 часов, но планировать лучше не менее суток, если не удастся найти машину вовремя. За всё время ни водители грузовиков, ни на КПП с нас не взяли ни копейки и довезли до самого вокзала, за что выражаем сердечную благодарность!

Вид с сопки Николаева: слева у г. Константинов Камень виднеется пыль дороги.
Вид с сопки Николаева на г. Константинов камень и Полярный Урал.
Описание реки Нгосавэйяха.

"Маринка" и обе ступени водопада "Маринка" и обе ступени водопада
"слон-гора" "слон-гора"
Нгосавэйяха в среднем течении. Воды нет, одни камни. Нгосавэйяха в среднем течении. Воды нет, одни камни.
Вид с моря на устье Нгосавэйяхи, залив Торасавэй. Вид с моря на устье Нгосавэйяхи, залив Торасавэй.
Вид на озеро Нгосавэйто с сопки Николаева Вид на озеро Нгосавэйто с сопки Николаева

    Если описаний реки Кара довольно много в интернете, то Нгосавэйяхи нет, попробую рассказать.

    Нгосавэйяха - небольшая река в Ямало-Ненецком автономном округе, исток ее начинается из озера малое Нгосавэйто. Местные ненцы произносят это слово совершенно не так, как читаем мы, а единым горловым звуком с ударением на последний слог.  

    Озёра Нгосавэйто – одни из самых крупных и красивых на Полярном Урале, название переводится как «озеро с островами».  На островах произрастает морошка. В озерах водится щука и голец. Приблизительная длина – 10,5 км (оба озера). Между большим и малым Нгосавэйто – узкая неглубокая протока.

     Нгосавэйяха имеет протяженность проядка 45-50 км, и впадает в залив Торасовэй Карского моря. Ширина реки в среднем 30-50 метров, на плесах изредка доходит до 80 метров, в каньонах сужается. Река вскрывается в середине июня, благоприятное время сплава – середина-конец июля. В середине-конце августа - наименьшее количество воды. По берегам встречаются снежники, не тающие круглый год. Вода в реке редко прогревается выше + 6-+10 градусов.  По большой воде скорее всего можно встретить ту же рыбу, что и на Каре - хариус, сиг, голец и др.     Характер реки не скучный – небольшие мелководные плесы то и дело чередуются с быстроходными шиверами, а в каньонах река собирается в один глубокий поток, понижающийся ступенчато, образуя пороги и водопады. В высокую и среднюю воду река интересна в спортивном отношении – на ней сосредоточено много порогов до 4-й к.с.         Различают 3 каньона Нгосавэй-Яхи: Верхний, Средний и Нижний. В Верхнем каньоне находится двуступенчатый порог водопадного типа, образован скальным сужением. Средний каньон начинается входным порогом, перепад воды – 1,5 м на 12м.  В каньоне много небольших перекатов и сливов. Третий, нижний каньон красотой и величественностью не уступает Карскому Беломраморному, вход в него сторожат каменные останцы – три брата. В середине также есть порог сливного типа. Обозначения порогов на карте в-основном соответствут истине.

    Устье реки распадается на несколько рукавов, которые в отлив мельчают.  График приливов и отливов в почти любой точке земного шара можно посмотреть по ссылке http://easytide.ukho.gov.uk/EASYTIDE/EasyTide/SelectPort.aspx

Трек и точки маршрута, стоянки,  некоторые пороги – прилагается, скачивайте.

Нижний каньон Нгосавэйяхи. Скалы выветривания.
'Три брата' сторожат вход в каньон.

Комментарии
Понравилось,Мария! Полезный отчёт! 
Shita31.10.14, 11:51
Хочу предупредить: Читая отчет и просматривая красивые фотки при солнечной погоде, не думайте, что в это время всегда так! 
По моим сведениям годом позже (т.е. в 2014-м, в конце июля) все 2 недели похода дул ледяной встречный ветер, шел дождь со снегом, а в море плавали льды. Так что год на год не приходится...
Анатолий11.07.14, 16:20
Очень интересно читать. Спасибо! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Ямало-Ненецкий
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал: Shita