Карпатская кругосветка

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Нежданно выпавшие длительные выходные позвали в дорогу. А для того, чтобы совершить увлекательное путешествие совсем необязательно уезжать за тридевять земель. Ведь наши зеленые горы совсем рядом.
 
КАРПАТСКАЯ КРУГОСВЕТКА

Karpaty_Slavsko_2013_01_2 Karpaty_Slavsko_2013_01_2

Нежданно выпавшие длительные выходные позвали в дорогу. А для того, чтобы совершить увлекательное путешествие совсем необязательно уезжать за тридевять земель. Ведь наши зеленые горы совсем рядом.

Традиционно билетов с Киева до Славско нет. Совсем нет. Но, как обычно спасают электропоезда. Знаменитая базарная хмельницкая электричка для многих служит этакой палочкой выручалочкой. Что с того, что приходится просидеть всю ночь? Главное выбраться со столицы. И в нужном направлении.

Ранее утро на вокзале в Хмельницком ничем не отличается от сотен подобных мест. Бывшие пассажиры, спешащие поскорее добраться до известного только им пункта назначения. Стаи еще не совсем проснувшихся голубей. И цыгане, старательно выбирающие лавочку в близлежащем сквере.

В кассе находятся билеты до Львова. А так как поезд ожидается через пару часов есть время немного побродить по городу. Собственно говоря возраст у Хмельницкого весьма приличный - более 600 лет. Однако переломным моментом в его жизни было строительство в 1870 году железнодорожной линии Жмеринка - Проскуров - Волочиск.

Кстати, никто не знает почему именно так назвали город. Ведь первоначальное наименование населенного пункта было Плоскиров. Говорят, что это просто ошибка писаря. Как бы там не было, но в город потянулись люди. В основной массе надо сказать военные. Ведь не стоит забывать, что совсем рядом, по реке Збруч проходила граница.

Традиция эта дошла до наших дней. Буквально в нескольких минутах ходьбы от вокзала располагается Национальная академия Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого. За забором на вечной стоянке стоит вертолет. А у главного входа гаубица по соседству с пограничным столбом.

Странно, но встречающиеся по дороге дома в основном пятидесятых годов. Старших по возрасту буквально единицы. Не является исключением и местный белый дом. Зато на какой он площади стоит! Прямо таки настоящий армейский плац. Неподалеку сравнительно молодая, но популярная у жителей и гостей города достопримечательность. Вдоль тенистой аллеи установлены с десяток изящных лавочек. Есть еще один, привлекающий к себе внимание памятник - афганцам. Многие считают его лучшим в стране.

Однако время поджимает. Снова на вокзал, где как раз подходит нужный поезд. Уже на выезде с города можно наблюдать еще один популярный объект - тот самый вещевой рынок. Между прочим, этот оптовый рынок «Толкучка» или «Туча» по объёмам продаж является третьим в Европе. Ехать до Львова несколько часов. Так что можно спокойно вздремнуть.

Город Лева встречает традиционной суетой. Вокзал вроде бы совсем недавно отремонтировали. Но странно, запахи остались прежними. Так же как и ямы на привокзальной площади. И так же ютится в уголке автостанция. На окошке кассы забавно смотрится, написанное от руки расписание международных рейсов по Европе.

Тем временем объявляется посадка на нужную электричку. Правда теперь она называется региональным поездом. Здесь уже народу совсем немного. Праздники все таки. Может по этой причине облегченный экспресс несется как угорелый. Два часа и вот уже за окном проплывают садыбы курортного поселка Славско. Остановка. Все, пора выходить.

Прямо на платформе вновь прибывших встречает целая орава местных таксистов. Они готовы отвезти куда угодно. Разумеется, за соответствующую плату. Но, на этот раз им не повезло. Радушные хозяева позаботились и возле вокзала гостей уже ожидает мощный внедорожник. В этих местах подобный транспорт является жизненной необходимостью. На другом можно просто не доехать. Вещи отправляются в багажник, короткий бросок и наконец на месте.

Усадьба Арефьевых давно стала любимым домом, а ее хозяева хорошими друзьями. И дело даже в не удобствах. Об этом и говорить не приходится, все на высоте и за вполне приемлемую цену. Главное - какая-то по-настоящему домашняя атмосфера. Каждая комната имеет свой неповторимый интерьер.

Даже одного взгляда достаточно, чтобы понять, здесь любят искусство. Буквально все стены увешаны картинами. Уже только по ним можно совершить настоящее путешествие. Ведь Оксана и Дмитрий Арефьевы настоящие ценители прекрасного. И не удивительно, что их увлечение переросло в нечто гораздо более серьезное. Вот уже который год в Славско проходит международный пленэр художников, организованный этой удивительной семьей.

И каждое из этих событий оставляет свои следы. В буквальном смысле слова. В первую очередь конечно картины. Вот уже несколько лет помимо дома работы выставляются в собственной художественной галерее. А находится она здесь же в курортном поселке Славско. Прямо возле вокзала. Много ли можно вспомнить населенных пунктов, которые могут похвастаться подобным объектом?

А не так давно в усадьбе Арефьевых зародилась еще одна традиция. Дело в том, что стены обеденного зала в доме украшены настоящими речными камнями. И как то один из художников оставил на одном из камней свой автограф. Просто так, шутки ради. Но, пример нашел своих последователей. И теперь уже десятки камней имеют свои персональные знаки от мастеров. Вот такая своеобразная аллея славы получилась.

Надо сказать, что подобные нестандартные решения здесь не редкость. Не зря многие каталоги, газеты, журналы относят усадьбу Арефьевых к категории оригинального отдыха. А, кроме того, гости имеют возможность не просто хорошо отдохнуть, но и посмотреть множество удивительных мест. Ведь Славско занимает уникальное положение. Вокруг в пределах досягаемости просто огромное количество интереснейших объектов.

На этот раз предстоит совершить своеобразное кругосветное путешествие. Такой себе бросок через горы и обратно. Поможет в этом бывший советский, а теперь российский вездеход «Нива». Он прекрасно подходит для поездки небольшой компанией. Как говорят автомобиль имеет оптимальное соотношение комфорта, надежности и проходимости.

Утро следующего дня встречает свежестью и легкой дымкой, стелющейся по склонам гор. Прощальный взгляд на родной дом и в дорогу. Хотя уже через каких-то десять минут первая остановка в селе Тухля. В исторических документах упоминается еще в 1397 году. А известность пришла благодаря повести Ивана Франко «Захар Беркут».

В 1241 году во время нападения монголо-татар местные ополченцы одержали победу. Историю эту услышал и описал писатель. Теперь в селе есть колодезь Франко с удивительно вкусной мягкой водой. Рядом стоит два памятника, - каменяру и победителям. Тут же лежит каменная глыба. По преданиям именно с ее помощью перегородили горный поток. В образовавшемся озере и утопли захватчики.

Над селом почти на километровой высоте стоит еще один деревяный памятник Захару Беркуту. По легендам именно там и похоронен народный герой. А еще в местной церкви сохранились иконы, написанные рукой Корнила Устиновича.

Основная дорога идет через село. Однако в месте слияния рек Головчанка и Опир имеется ответвление. Это направление зимой пользуется большой популярностью у местных таксистов. Ведь за каких-то двадцать - тридцать минут можно добраться до еще одного горнолыжного курорта Плай. А еще это самый быстрый путь до закарпатских перевалов.

В следующем селе Головецко привлекает внимание церковь, стоящая на склоне горы. Недавно построенная следует подчеркнуть. Потому что старая, 1873 года рождения сгорела несколько лет назад. А вот в соседнем селе Рыкове храм взобрался уже на самый верх холма. Неподалеку еще одна новостройка, автобусная остановка. Вроде бы мелочь, а приятно. Что - то делается все таки.

Плавье тоже имеет весьма солидный возраст. Первое письменное упоминание датируется 1523 годом. Здесь местная дорога выходит на международную трассу. Можно конечно проехать и дальше по селу. Но интересно, где же поворот с основной магистрали.

Искать долго не приходится. Буквально через пару километров в следующем населенном пункте Тухолька съезд. И удивительно, что перед ним установлен соответствующий указатель. Впервые Тухолька упоминается в грамоте князя Константина Острожского 1552 года. По преданию здесь нередко бывал со своими побратимами Олекса Довбуш. Пешеходный мостик ведет к церкви, построенной в 1845 году в бойковском народном стиле.

На памятной таблице начертано "Въ рочницю заложеня читальнъ заведенія брацтва найсв. тайнъ. та запровадженя загальной тверезости въ день св. о. Николая 1895 р. Памятникъ сей поставили зъ вдячности ку г: Богу члены сихъ товариствъ".

Далее дорога поднимается на небольшой перевал. Интересно, что рядом проходящий какой-то трубопровод облюбовали пернатые хищники. А что, прекрасная площадка для наблюдения. Очередной спуск в долину и очередное село. Название его Климец связано с большой бедой. По преданиям много лет назад пришла в эти края неизвестная болезнь и люди стали вымирать как мухи. Остался в живых только один мужчина и звали его Клим. Вот он и стал основоположником нового села, названного позже в его честь.

В центре стоит церковь пресвятой евхаристии или Воздвижения Честного Креста. Возведена в 1925 году по проекту архитектора Льва Левинского. А строил ее известный мастер Лука Снигур. 

Наконец дорога начинает карабкаться на Средне-Верецкий перевал. Его высота составляет 839 метров над уровнем моря. На удивление дорожное покрытие в довольно таки неплохом состоянии. Где-то посередине подъема раскинулась очаровательная поляна первоцветов. Отсюда же открывается и прекрасный вид в долину.

Еще немного и наконец верхняя точка. Это место, в первую очередь, является священным для венгров. ведь именно через этот перевал в 895 году венгерские племена во главе с Арпадом пришли в Европу и поселились в Паннонии (Тисо-Дунайской низменности). О чем и свидетельствует соответствующий памятник. А прямо возле дороги стоит мемориал «В память героев, пожертвовавших своей жизнью за независимость, свободу и процветание Украины.». В нескольких десятках метрах старое кладбище.

Хотя наверное сразу бросается в глаза полуразрушенное здание бывшей гостиницы. Сейчас здесь запустение. А ведь в семидесятые года именно эта дорога являлась основной на Закарпатье. Интересно как умудрялись проходить этими серпантинами большегрузные автопоезда «Совтрансавто».

За любым подъемом как известно следует спуск. В данном случае до самого села Вербяж. Как то странно смотрятся цветущие деревья и заснеженные вершины горного хребта. Села Нижние и Верхние Ворота просто тихо проплывают за окном автомобиля. Расположены они в долине между двумя перевалами Средне-Верецким и Абранским. Однако, несмотря на богатую историю останавливаться здесь что-то не хочется. Все-таки цивилизация.

Между прочим до 1946 года Нижние Ворота именовались Нижние Веретки. Из-за того, что горы на местном диалекте называют веретками. Чтобы попасть в районный центр приходится преодолеть еще один перевал Менчил. На его вершине установлена стела с названием поселка - Воловец.

Это своеобразная столица микрорегиона. Здесь сходятся автомобильные и железная дорога. Отсюда же начинаются множество туристических маршрутов. Выбраться с Воловца не так то просто. Но язык и до Киева доведет. Уже на выезде стоит очень интересный железнодорожный мост, построенный еще австрийцами. До сих пор работает между прочим.

Поселок Гукливый известен своей самой старой в районе деревяной церковью Святого Духа построенной в XVIII веке. Внутри дошел до наших дней барокковый иконостас 1784 года. За селом на небольшой возвышенности возле дороги оборудована неплохая зона отдыха. И даже большая туристическая карта наличествует.

Если для того чтобы посмотреть храм в Гукливом приходится сворачивать с дороги, то в Подобовце в этом нет необходимости. Николаевская деревяная церковь 1785 года стоит на пригорке прямо возле дороги. Интересно, что за свою жизнь храм трижды менял свое местонахождение. Причем не просто в пределах одного села.

Пилипец в первую очередь является горнолыжным курортом. Хотя насчет последнего, в смысле курорта, еще поспорить можно. Да, есть прекрасные базы отдыха, отели. Уже имеются современные подъемники. Но вот за пределами.... Зачастую в ненастье пройти можно только в болотных сапогах.

В самом центре у слияния двух рек стоят два храма, современный каменный и старый деревяный. Последний Рождества Богородицы поставлен все в том же 1785 году. Вот интересно, тогда кампания шла или что. Просто огромное количество церквей построено именно в этот плюс минус год.

Отсюда возят туристов на знаменитый водопад Шипот. И с этого населенного пункта начинается одна из дорог на Львовщину. Найти ее не составляет особых проблем. Дорожный указатель на Студеный стоит в нужном месте у поворота.

Буквально через несколько минут после ухода с основной дороги остановка. На крутом склоне стоит судя по всему старое еврейское кладбище. Непонятно почему именно это место было выбрано для захоронений. Ведь земля прямо плывет с горы.

В этих двух селах Нижний и Верхний Студеный есть что посмотреть и что поснимать. Много старых деревяных строений. Здесь можно ощутить именно тот самый дух закарпатского края. А поворот на местный перевал не пропустишь. Везде стоят указатели на озеро Вита.

Правда асфальтированная дорога сменяется грунтовкой, но накатанной. А дальше идет обыкновенная лесовозка. Подъем в большей части почти незаметен. И только уже перед перевалом резкий бросок на гору. Здесь находится то самое, в последнее время широко рекламируемое хащеванское озеро.

Хотя от прежнего тихого уголка уже ничего и не осталось. Среди леса стоит современный комплекс. Правда, стоит отдать должное создателям все построено в стиле. Деревяные коттеджи, такой же ресторан. И прочая инфраструктура тоже не отстает. Даже сделан небольшой отдельно стоящий водоем для купания. Ведь в основном вода почти ледяная.

А вот отсюда начинается подъем. Крутая извилистая глинистая дорога ведет на верх хребта. И здесь обязательно стоит сделать передышку. Звенящий горный воздух и прекрасная панорама горных хребтов. Между прочим сюда  местные жители и туристы ходят за грибами и ягодами. Ведь село Хащованя лежит у подножья этой горы.

Такой же стремительный спуск в село, которое как то незаметно перетекает в соседнее Волосянка. И вот уже дорога на Славско. Несколько километров и все. Карпатское кольцо замкнулось. Пройдено сто пятнадцать километров и несколько перевалов. А главное столько всего найдено необычного и удивительного. Действительно маршрут уникальный. И главное, что он доступен для каждого отдыхающего в этой необычной усадьбе Арефьевых.



Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Украина
еще маршруты
О Маршруте