Летний поход по Украине мы начали сплавом от Ворожбы до Киева по рекам Вир - Сейм - Десна, 660км. Воды много, течение хорошее, это разминка перед пешим походом.
ст.Ворожба - р.Вир - р.Сейм - г.Путивль - г.Батурин - р.Десна - с.Салтыкова Девица - г.Чернигов - г.Остер - р.Днепр - г.Киев

Г.Ворожба - г.Путивль.

Фотоальбомы:
Лето 2021. р.Сейм и р.Десна
 В мае 2021 я только недавно вернулась из Месопотамии, Волк грустил в Украине, надо было его поддержать, и я согласилась пройти с ним сначала водный маршрут по Сейму-Десне, а потом выйти в пешку сразу от порога его  дома  в Боярке и до Карпат. Предложение было как всегда фантастическим, но всегда же можно что-то скорректировать. Хотя к своему треку Волк относится трепетно и отступать от него не любит.
19 мая.
Прорываться в Украину я решила через Белоруссию, так надежнее, и пересечь границу на самолете Минск - Киев. До Москвы доехала на Ласточке, отправление из Владимира в 3.08, ночью почти не спала, только полежала часик. В Москву приехала в 4.50, метро еще не открылось, полчаса сидела возле кольцевой на Курской. В 5.30 запустили внутрь, стою на платформе, а поезда нет! А мой поезд Ласточка в Минск отправляется в 6.20 с Белорусского вокзала. Понимаю, что реально могу не успеть, бежать искать такси - тоже уже поздно.. Первый поезд метро пришел в 5.50, в 6.00 я была на Белорусской, успела добежать до перрона за 5 мин до отхода поезда. Ехали до Минска долго, 6ч, кресла неудобные. Познакомилась с соседом, он направлялся в Кутаиси  к родственникам теперь тоже через Минск. Я рассказала ему, где находится стоянка маршрутки в аэропорт - в 300м от ж-д вокзала, 2 платформа, №1400, маршрутки ходят через полчаса. Мой самолет Белавиа вылетал в 18.20, а у него - в 20ч, поэтому он отправился гулять. А я поменяла деньги на маршрутку (300руб=10 бел.руб+10коп), проезд стоит 5 руб., ехать 50км, почти час. В аэропорту я перепаковала вещи из рюкзака в сумку для ручной клади 50х40х25см и в сумочку для электроники, в целях экономии у меня был билет без багажа, 10кг ручной клади + 5кг дамская сумочка. Прошла регистрацию, паспортный контроль, спрашивали только ПЦР-тест. В самолете я с трудом впихнула багаж на верхнюю полку, даже часть вещей пришлось перекинуть в другую сумку. Летели 1 час, разносили воду, что очень приятно, теперь это делают не все авиакомпании. Из самолета я вышла последней, мне стюардессы даже помогали тащить сумки, очень неудобно без рюкзака. Перед паспортным контролем я забыла заполнить миграционную бумажку, пришлось за ней сбегать, пустили без очереди. Спросили ПЦР, страховку (у меня годовая Тинькоф), обратный билет. Билета не было, показала распечатанное приглашение от Волка, стоит оформление у нотариуса 600гр.
- А страховка у вас на 90 дней? - Конечно! И я вышла довольно быстро, Волк ждал меня на улице у выхода (внутрь аэропорта Борисполь встречающих не пускали), прошел всего час с момента посадки. Все оказалось просто и буднично.
За нами приехал сын Волка Саша и отвез нас в Боярку.
20-22 мая.
Мы купили продукты, собрали рюкзаки, немного погуляли по лесу. Готовимся к сплаву от Ворожбы, думаем, где легче загрузиться на поезд.

23 мая.
Решили садиться на ж-д вокзале в Киеве, платформа Пiвнiчна (в переводе – платформа Северная), эл-ка 888, приходит в 9.32, отходит в 9.38, едет до Ворожбы. Нас опять отвозил Саша, (для этого пришлось его разбудить, но он быстро приехал), машину поставили рядом с платформой, наверху у моста. Идти совсем рядом. Мы загрузились в пустую электричку, никаких рамок, проверок документов, даже контролеры не ходили все 6ч дороги. Постепенно людей становилось все меньше, до Ворожбы в вагоне доехали только мы и спящая на диванчике проводница.
Мы высадились, через мост на другую сторону путей с рюкзаками не полезли, просто перешли по переходу и вышли к базарчику.
S1980001
Волк быстро нашел машину, микроавтобус, чтобы нас довезли до реки Вир. Сзади сидений не было, я сидела на коленях у Волка, стукаясь головой о потолок на колдобинах. Водитель довез нас до мостика через р.Вир, денег за проезд он не взял. Здесь купалась детвора и гуляли гуси с гусятами. Взрослые гусаки охраняли малышей и отнеслись к нам очень неодобрительно.  Мы стали распаковываться, собирать лодку.
Детвора заинтересовалась, нам помогали качать баллоны и даже привезли на велосипеде воду из колодца, за это Волк покатал двоих пацанов до поворота. Правда, второе весло он собрал неправильно, но это пацанов не смутило, а я уже потом заметила. Приехали на речку мы в 16ч, в 17.40 собрались и загрузились. Речка Вир небольшая, заросла камышом, но воды пока много.
Не отпускает впечатление, что этот сплав мне снится - нет подъема против течения, нет снега на берегу, тепло, и как вообще я попала в Украину, куда пускают только по бюрократическим бумажкам и то не всех. И страна объявлена нам "недружественная" значит, я теперь иноагент. Кстати, вскоре против Белоруссии ввели санкции и полеты отменили, я вовремя успела влететь.
Мы прошли мимо островка, перелезли через разрушенный деревянный мостик, лодку помогли пропихнуть ребята на берегу. Было уже 19.13, дальше мост и д.Ст.Вирки. До нее мы не дошли, продрались через камыши и вылезли в заросли ежевики на опушке, траву для стоянки вытоптали.
1621957469035
Вечером орали лягушки, пока не прилетел аист, и вся речка замолчала. Сварили ужин, приняли по пол-кружки домашнего "лекарства", которым нас снабдил заботливый Саша Лагорский, и не признался, из чего оно, сказал только: - "Принимать по 1 чайной ложке!".  Чирикают соловьи.
24 мая.
С утра немного поморосило, завтракаем. Тепло. Надо выходить на простор, на р.Сейм.
Оделись легко, а только вышли - заморосил дождь, пришлось достать куртки. Прошли д.Новые Вирки, проползли под мостиком и вышли в Сейм. Здесь течение сильнее, нет камыша, берега или крутые подмытые, или кусты, через которые не пролезть. Целый день шел дождь.
Около 14ч стали искать место для перекуса, вышли на л.б. на крутом откосе под большим деревом. Развели костер, немного погрелись, посушились, заварили чай и к нему - бутерброды с мясом. Под деревом почти не капало.
В 15ч вышли, дождь все идет. Волк вылез нарезать бересты, но неудачно, рухнул в воду по пояс, хорошо, что водичка тепленькая.
Берега - не вылезешь, грязно, истоптано коровами. Потом шли до д.Пески, хотели уже встать на стоянку, но хорошего подхода не было.
Встали чуть дальше р.Выжлица, на п.б. Берег здесь высокий, ровный, много дров. Рыбаков на реке много, а рыбы нет, вода еще высокая. Мы немного замерзли, переоделись в сухое, приняли по 5 капель. Дождик стих, развели костер, сварили гречку с тушенкой Бритванка (спасибо Юре), пол-банки оставили на завтра.
Сегодня прошли 24км. И в 20ч были уже в палатке. Вот это уже похоже на настоящий поход, а не детский сад - дождь, холодно, купание, все как положено.
25 мая.
С утра тепло и солнышко. Куртки и спасики прячем, но недалеко, сушим все мокрое на веревке. Сварили вкусный супчик с тушенкой. Чурилов посоветовал нам взять горчицу с медом и лимоном, Волк на камеру съел целую ложку, пришлось ценный продукт отобрать.
Вышли около 11ч и Волк сразу стал спрашивать, когда будет перекус. Около деревень пасется много гусей с гусятами разных возрастов, старшие их охраняют от коршунов и всяких проплывающих. Белые цапли позировать не хотят, сразу улетают. Пришлось для съемки ограничиться аистами. По берегу много стоянок со ступеньками к воде, маленькие пляжики, рыбацкие седалища напротив деревень. На перекус встали на большом пляже. Вода еще не прогрелась, пришлось нагреть ее в котелке, чтобы ополоснуться, вчера под дождем вода была теплее. Волк сражается с Локусом (программа-навигатор для записи трека), под дождем вчера чего-то понажимал, теперь карта перевернулась вверх ногами и программа стала терять спутники. На перекусе фотали двух гусей, мальчика и девочку, влюбленно смотревших друг на друга.

Потом зашли на большую базу, здесь и мангал для барбекю, большой стол под навесом, волейбольное поле, деревянный причал, туалет. На столе стояла банка с маринованными помидорами с алычой, попробовали - вкусно!
На л.б. была д.Клепалы, около нее высокий обрывистый берег. Мы идем не спеша, иногда выходим на бережок размяться.
Волк потолстел за зиму, в кольцо на лодке не умещается, сидит на доске. Встали на стоянку около 18ч перед мостом не доходя до д.Чумилово.
1621957716414

26 мая.
Ночью у Волка болела спина, он крутился в тесном спальнике и не давал мне спать. В результате утром стало плохо уже мне, Волк отправился варить кофе, а я заглотила цитрамон и проспала до 9ч.
Вышли мы уже в 11.40. Проходили большие разливы, автомобильный мост. Выходили на л.б., фотали цветочки. Везде серебристые тополя, черемухи, как на Южном Буге, нет. По берегу растет много мяты, трава еще в воде.
Комаров на удивление мало, даже в траве и вечером, только отдельные особи попадаются. После Сибири и Урала на такую мелочь не обращаешь внимание. Видели ужиков, переплывающих реку. Много домашних гусей, встречаются аисты, белые цапли, кружат коршуны. В 13.05 прошли устье р.Чаша - по л.б., пляжик. В 13.25 прошли большую базу, набрали мяты.
В 14ч встали на перекус, подходы все непросохшие. Прошли точку 60км, Путивль уже близко, дойдем туда завтра.
Здесь тоже живут бобры. Прошли рыбацкую стоянку-землянку.
После 17ч начали искать стоянку, посмотрели несколько мест, есть лесенки наверх, но очень крутой подъем. В одном месте навстречу выскочила собака, стоянка занята. Немного дальше прошли горку с домиком, дорогу около берега. Нашли пологий спуск на п.б., уже купола монастыря вдали видно. Стоянка - на полянке чуть дальше от берега, м 80. Дров много, есть дорожка на поле.
1622094125494
По прогнозу намечалась гроза, все спрятали под палатку, но обошлось. Спугнули большого зайца. Устроили помывку личного состава горячей водой, 2 котелка кипятка и 6л воды из речки на всех хватило. Список продуктов для магазина сначала писала на туалетной бумаге, потом переделала на бересте, так надежнее.
Г.Путивль - д.Лысогубовка

27 мая
С утра в 5ч пасмурно, немного покапало. Еще поспали до 7ч, солнышко показалось только в 9ч. Позавтракали, собираемся. Быстро дошли до Путивля, издалека видны купола женского монастыря.
Река изгибается, подошли к городу с другой стороны, здесь по берегу маленькие домики и пляжи. Встали около дороги, я сбегала наверх к магазину АТБ.
S2050005
Дорога идет в гору, идти минут 10. Закупили продуктов на неделю до Чернигова. На берегу загрузились, немного прошли до Москальского пляжа, спросили, где можно налить питьевой воды. Дед отвел меня к соседке, она налила банку 6л из водопровода, колонки забиты, давно не работают. Дальше подошли к порогу за мостом. Слив небольшой, но с острыми камнями и торчат сваи старого моста. Река делится на 3 потока и ни в один не войдешь, за ним сваи.
Просмотрели порог и не стали рисковать, обнесли по п.б. по дорожке. Причал перед порогом находится под деревом справа. Загрузились, подошли к порогу снизу, посмотрели на торчащие зубья и пошли дальше. Когда проходили мимо дойки коров, купили вкусного парного молока и в 14ч употребили его на перекус с пирогом с вареньем.
Дальше проходили много стоянок, выходы везде высокие. Есть стоянки с навесами. Сфотали аиста на гнезде, устроенном на ж-б столбе посреди поля, пока это для меня экзотика.
После 18ч стали искать стоянку, по небу бегала тучка. Встали в сосновом лесу на крутом берегу, стоянка на карте называется "крутая". Комаров нет, стоят большие столы и скамейки, подходит дорога.
Чуть позже к этому месту подошли еще 2 байдарки с 3 парнями. Они поставили огромный навес-кухню, завтра их заберет машина. Они сплав закончили, а мы пойдем дальше. В палатку залезли уже в 21ч, уже громыхало, накатила гроза, но быстро закончилась.
Ребята долго сидели под своим навесом, отмечали крайний день похода. Сегодня мы прошли 24,6км.
28 мая.
Утром прохладно, в лесу все мокрое, небо в облачках. Выпили кофе с вафелькой, кашу сдобрили сгущенкой.
Ребята отдали нам остатки питьевой воды и немного продуктов, теперь до Чернигова хватит. Быстро собрались, вышли в 10ч. Волк слушает свою аудио-книжку, а я включила музыку. Часто встречаем симпатичные стоянки со столами, навесами, широкими площадками на большие группы. Но выходы мокрые, илистые, вылезти можно не везде. Прошли отметку 100км и старый мост. В д.Хижки есть магазин, но нам ничего не надо. В Чернигове идет дождь, в Боярке - дождь, а у нас только чуть покрапало, мы натянули плащи и дождь закончился. Заряжаем электронику от солнечной батареи.
1622468416393
Попадается много берез по берегам, можно запасти бересту на розжиг, а то некоторые туристы сосны ковыряют, чтоб добыть сосновой смолы, она тоже хорошо горит в сырую погоду. На перекус после д.Хижки выпили йогурт и чай с булочками и после этого стали засыпать, Волк на пляже даже окунулся, но вода еще холодная. Йогурт на перекус не рекомендуется, действует как снотворное.
Прошли зачетные 20км и после д.Камень начали искать стоянку с удобным выходом. Волк кинул тапки в лодку, но не докинул, идет спасательная операция.
Прошли отметку 120км и встали на высоком л.б. на маленькой полянке под деревьями.
Вечером парило, нагрели воды, сполоснулись. Поужинали рано и в 18ч уже залезли в палатку читать книжку.
Немного устали, второй ужин делать было уже лениво. Вечером и ночью громыхало, ночью и утром шел небольшой дождь, потом небо очистилось, выглянуло солнышко.
29 мая.
Вылезли из палатки в 8ч, сварили кофе и кашу с тушенкой. Сразу пожарила батон с яйцами на перекус. Волк для фотосессии загнал меня на дерево, а оно скользкое после дождя.
Часто попадаются стоянки, машины, рыбаки. Около с.Мутин прошли большой ж-б мост.

Возле с.Заболотово река немного поменяла русло и ушла влево. Перед с.Заболотово сделали перекус в 13.25, тоже хорошее местечко.
Прошли с.Желдаки и стали искать место для дневки, но то высокий берег, то болото, то кусты, то дров нет, пляжики с песком, машины.. Так все пропустили и вылезли на песчаный л.б. под сосны. Дорога есть, но собирался дождь, похолодало, бегали тучки, может, никто сюда и не приедет. Место очень хорошее, ровное, на 20 палаток хватит, есть стол, кострище.

30 мая. Дневка.
С утра моросит, позавтракали и залезли в палатку, дует холодный северный ветер. Вечером ветер даже шишки на палатку сшибал. До обеда читали.
Сварила борщ. Пофотались на интересном дереве, которое висит над обрывом, корни образуют шатер.
Потом поспали до 18ч и я вылезла пережарить батон, чтобы не пропал. В 20ч ужин. Волк нашел на нашей полянке много маслят, оставили их расти до утра. К вечеру ветер стих, поменялся на восточный, дождя уже не было.
31 мая.
В 7ч было солнышко, но с 10ч небо заволокло, облака высокие. После кофе собрали урожай маслят со своего "огородика", сварила грибной супчик.
Волк набрал еще мешок маслят и на вечер, пожарим.
Собираемся, прохладно, но сухо, пришлось утеплиться. Связь уже только lifecell, слабая, vodafone  нет. Вышли в 10.30, под каждым деревом стоят машины и натыканы удочки рыбаков. По обрывистым берегам много берез, кусты. Течение быстрое, легко прошли 10км, встали на перекус на маленьком сыроватом пляжике. Сварили овсянку и чай.
Потом дошли до с.Лысогубовка, прошли мост. У меня появилась связь, обновился прогноз погоды, вместо Зозулино стала Лысогубовка, к четвергу ожидается потепление до 20 град. Прошли мост около 15ч и встали на красивой полянке на п.б., здесь есть столик с видом на речку, большие сосны, запас дров.
Подъем сюда высокий, с несколькими выходами, но песочек, выбраться можно. Почитали книжку в палатке, в 18ч пошли жарить грибы и варить кашу. Пшеничную кашу лучше брать в пакетиках или варить в большом количестве воды, а то пригорает, поэтому я ее не люблю. Сегодня красивый закат, даже бегала в поле фотать. А грибов в лесу нету.