Поход выходного дня на байдарках по озёрам болота Оршинский мох.
пос.Орша - оз.Светлое - оз.Щучье - оз.Глубокое - оз. Белое - оз.Великое - р.Созь - дер.Спас-на-Сози

Великий прорыв

Идея этого похода родилась у нас уже довольно давно, но каждый раз по различным обстоятельствам его приходилось откладывать. В этот раз поход тоже мог не состояться из-за неутешительного прогноза погоды.
VSK2CeI5CEo
Всё субботу должен был идти проливной дождь при довольно низкой для июля температуре. К тому же, на все выходные на озере Великом обещали штормовой ветер. Нам не хотелось провести на острове лишний день в ожидании благоприятной погоды, так как при штормовом ветре наши байдарки могло опрокинуть высокой волной, которая могла образоваться на оз.Великое. Но, за день до старта прогноз поменялся на более подходящий и наша команда, быстро собрав вещи, поехала навстречу приключениям.
До озера Светлое доехать можно только на очень проходимой машине, как минимум - Нива или УАЗик, а лучше - "дутик" - это чудо техники, на котором забрасывались мы.
T1o-sMBcJFs
Заброску можно организовать как со стороны пос.Орша, так и со стороны пос.Восток (как удобнее и смотря где найдёшь человека, который согласиться на своей технике довезти до озера). До пос.Орша и пос.Восток можно доехать на легковой машине, либо на рейсовом автобусе (нужно смотреть расписание на автостанции).
MApi83MJq9k
От посёлка Орша до оз.Светлое дорога займёт около часа. Лагерь ставить лучше подальше от большого рыбацкого посёлка (ни в коем случае ни там, где много железных вагончиков и берег с более менее высоким лесом). Просто народ там отдыхает не всегда адекватный, ещё и с ружьями (охотники потому что) и это просто небезопасно. Намного безопаснее стоять где-нибудь подальше от цивилизации, хотя в подобном месте чаще прогуливаются дикие животные. Но как показывает исторический опыт, людей в таких местах нужно опасаться больше, чем диких животных. Водитель, который живёт в пос.Орша забросил нас к своему вагончику (который стоит в километре от рыбацкого посёлка). Однако вечером к нам всё равно с грохотом и выстрелами приехал незваный гость. На наше счастье, наш гость - Валера, хорошо знаком с нашим водителем и, как оказалось, немного знаком и с одним из наших участников. Я тоже попытался "сойти за своего" и объяснил, что к "Васильевским" (т.е. домики охотников из пос. Васильевский Мох") и "Востоковским" (т.е. к домикам охотников из пос.Восток) мы соваться не стали, а заняли место "Оршинских" по указанию нашего водилы, типа сами мы из Сахарово и с Оршинскими на одной ноге)). Шум был от гусеничного трактора, на котором наш гость, Валера, лихо гарцевал по болотам. А из ружья он стрелял по причине того, что в 500 метров от нашего лагеря видел медведя и хотел его отпугнуть подальше от "обитаемых" мест. Медведи регулярно заходят к берегу и вагончикам и наводят там беспорядки, особенно если забыть мусор и еду на улице.
GkGTuKCR5LE
Трактор Валеры и наш лагерь у домиков
MmGcz0K5qLM
Вид из нашего лагеря на оз.Светлое
Утром решили не медлить и, плотно позавтракав, вышли на воду.
_1MOox_TUuE
Озеро пересекли довольно быстро, а вот с определением точного места протоки пришлось потрудиться. На навигаторе место выхода протоки из озера указано неверно. По Яндекс-спутнику определить место тоже практически невозможно. Пришлось включить голову и немного погрести. Найти протоку нелегко, так как она у берега частично скрыта травой и почти сразу делает поворот на 45 градусов. Поэтому найти её можно только подплыв к ней метров на 10, а то и 5 впритык. Ну, либо по нашему треку...Кстати, по треку тоже видно, как мы там побродили на байдарках вдоль берега.
O5UPM-PbHwE
Заход в протоку с озера Светлое на озеро Щучье. Видно, что она сильно изгибается, от этого скрыта из вида со стороны озера
Первое, что встречается в протоке - это рукотворная плотина. Она нужна для регулирования уровня воды в озере Светлое. Без таких плотин озеро Светлое давно превратилось бы в болото. Местные рыбаки регулярно ремонтируют эти плотины и очищают протоки от упавших деревьев.
HaJ2XHhscVQ
Дальше протока становится прямее и по ней можно плыть.
T-qLs2KcXkA
Но радоваться не стоит. На протоке от оз.Светлое до оз.Щучье как минимум 5 или 6 таких плотин (возможно, больше, мы сбились со счёта), причём есть довольно сложные для перехода.
3iTWe1HOJfg
Вот здесь перепад уровней воды был около метра. Пришлось потрудиться.
При подходе к озеру Щучье протока сильно сужается, грести становится совсем невозможно и мы отталкиваемся вёслами от берега.
_iGYPBLXdts
На озере Щучье вместо обеда устраиваем небольшой перекус, так как погода начала сильно портиться и мокнуть лучше в байдарке, чем на открытом болоте.
JlkcDh17DZ4
Однако сильный ливень с крупным градом и промозглым ветром застал нас на берегу....немного подрожав от холода на берегу, отправляемся пересекать озеро Щучье. Центр озера напрочь зарос кувшинками (это видно со спутника), но для наших байдарок вполне проходим, поэтому озеро пересекаем по азимуту и спокойно находим протоку на озеро Глубокое. Эту протоку мы охарактеризовали как "2У" - вторая усложнённая. Она, как и ожидалось в процессе планирования похода, оказалась сложнее первой протоки, не только по причине многочисленных плотин, но и по причине продолжительного участка с очень малым уровнем воды, заросшим и заваленным деревьями и глубоким илом, который не позволял спокойно волочь байдарку по протоке за чалку. Ноги проваливались по колени в ил. В некоторых местах глубина илистого слоя позволяла скрыть человека по грудь.
Yo0e5E6ePCI
LVjElIWDz90
Пришлось высадить матросов на берег, а самим продолжить движение по воде. Пронести байдарки по берегу тоже не представлялось возможным. Я разработал свой стиль движения по этому участку. Я взял 2 весла. Сидя на корме байдарки я упирался на вёсла и проталкивал "облегчённую" байдарку вперёд, потом переставлял вёсла вперёд и снова отталкивался. Получалось что-то типа езды на лыжах, только с толканием лодки вперёд.
67HQ0w9M_nk
Два километра протоки мы шли пару часов. По лесу огромное количество следов животных лосей и кабанов, на деревьях задиры от медвежьих когтей. Прямо вдоль протоки свежие следы лосей. Кстати, у медведей очень хороший слух и они любят туристские песни. Поэтому, чтобы не встретиться на такой тропе с медведем рекомендуется громко говорить и петь песни. Тогда, медведь прислушивается и наслаждается пением. На таких туристов он не нападает, а держится в стороне, чтобы не мешать им петь. Если народ фальшивит (что вполне естественно для туриста), то вся живность в радиусе километра просто разбегается подальше, так что шанс встретить лося и кабана тоже уменьшается. Ни в коем случае не крадитесь по лесу, можете напугать медведя или застать его врасплох. Он этого очень не любит и может обидеться. Обиженный медведь страшен в гневе...  ...И вот протока расширилась и набрала глубину. Чувствовался подпор озера Глубокое. Значит выход уже близко. Матросы снова вернулись в байдарки и медленно, но уверенно мы стали продвигаться дальше. Уставшие и голодные вышли на гладь озера Глубокое, теперь оставалось догрести пару километров до места планируемой ночёвки.
YviuKV4qWok
Встали в уютном и тихом месте на острове. Дикий зверь сюда практически не перебирается (через озеро), и людей с этой стороны уже гораздо меньше. Сам лагерь с воды плохо просматривается.
Mc6pwdyZ7TA
Наша команда отмечает успешное прохождение и завершение "спец участка".
5sEDx4Fc0Bs
Утро. Овсянка с голубикой.
На острове много дров, ягод и в сезон - грибов. В целом, удобное место для лагеря. Сложность только со спуском байдарок на воду, но это мелочи. Утром выдвигаемся к следующей нашей цели - "Самолёт на Оршинском болоте".
DN7Kvm4U6B4
Этот самолёт был сбит во времена Великой отечественной войны. Дальний бомбардировщик ИЛ-4 для самолёта, пролежавшего 75 лет в болоте, сохранился неплохо. Самый большой урон его внешнему виду нанесла не природа, а охотники за цветным металлом, которые распотрошили самолёт с особым энтузиазмом.  На пути к самолёту проходим живописное болото. На болоте сейчас цветёт какое-то растение и оттого в воздухе благоухает очень приятный и тонкий аромат.
8L6v2yJ9ZH8
Абсолютно вся плоскость болота усеяна тоннами клюквы. Пока зелёной. Но скоро здесь будет просто красный ковёр.
Проходим болото и оказываемся в сосновом лесу. К самолёту накатана дорога с глубокой колеёй и большим количеством грязи. Это место довольно популярно у любителей внедорожной техники. Вдоль дороги просто сногсшибательный черничник. Черники - море и она просто огромная. По дороге закидываемся витаминами горстями.
NpVwT2QsqsM
У самолёта всё довольно хорошо устроено. На дереве висит большая красная звезда, указаны годы войны, а на остатке самолётного двигателя установлена памятная табличка.
DGCz3JbUVRs
До момента крушения самолёт выглядел вот так.
738765
Координаты самолёта
N56°58.913'
E036°32.071'
Возвращаемся к своим байдаркам и направляемся к истоку реки Созь. Ветер в спину, ярко светит солнце, а вокруг открываются восхитительные виды просторов озера Великое и Большого Оршинского болота. По пути встречаем наш второй экипаж. От места утреннего лагеря наши траектории немного разошлись. Мы поплыли к самолёту, а они направились к участку леса с морошкой, тихо поохотиться на ягоду.
GIUtkEJfono
Пару часов по очень извилистой реке и мы оказываемся в конечной точке нашего маршрута - деревня Спас-на-Сози. Ниже сплавляться не имеет смысла, там река вся в завалах и сложно проходима. В Спасе-на-Сози нас встречает легковой Ларгус. Собираемся, грузимся и 1,5 часа дороги до дома.